Научная статья на тему 'Государство и внешкольное образование для крестьян, подготовка учителей начальной школы (конец XIX - начало XX века)'

Государство и внешкольное образование для крестьян, подготовка учителей начальной школы (конец XIX - начало XX века) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
152
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государство и внешкольное образование для крестьян, подготовка учителей начальной школы (конец XIX - начало XX века)»

А. П. Романов

ГОСУДАРСТВО И ВНЕШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ КРЕСТЬЯН, ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ (конец XIX — начало XX века)

Государство и его главный представитель в сфере народного образования — Министерство народного просвещения (далее сокращенно МНП) обращает свое внимание на подготовку учителей для начальных школ и внешкольное образование крестьян в 70-е годы XIX века Это время в русском народном образовании ознаменовалось тем, что правительство, взяв курс на изменение "правил игры", ставит под контроль деятельность земств и сельских обществ в этой области Оно создает местные структуры МНП, предназначенные для того, чтобы управлять государственными начальными училищами и контролировать функционирование общественных и земских школ

Одновременно с вышеотмеченными мероприятиями предпринимаются шаги к организации учительских семинарий, где должны воспитываться педагогические кадры для начальных сельских училищ За образец МНП берет прусский вариант подобного учебного заведения1' существовавшие в крупных городах семинарии переводятся в небольшие города либо в села, и новые открываются только там, при этом они объявляются закрытыми заведениями В 1870 г принимается 'Положение" об учительских семина-рияхг

Содержатся семинарии за счет казны, пособия от земств на их нужды допускаются, но в отличие от начальных народных училищ местные земские органы не имеют никакого влияния на внутреннюю жизнь этих учебных заведений Семинарии напрямую были подчинены попечителям учебных округов, которые являлись государственными чиновниками и назначались МНП с высочайшего согласия Земские учительские школы, существовавшие до принятия положения 1870 г , были преобразованы, в соответствии с этим законом, в казенные семинарии1

Государство таким способом стремилось утвердить собственную монополию на подготовку учителей начальной школы

Д А.Толстой, будучи министром народного просвещения, распорядился в 1872г избирать в число воспитанников учительских семинарий преимущественно детей крестьян, которые "не стремились бы бросить учительское звание ради более выгодных занятий"4.

В В Григорьевым выдвигается и еще одно объяснение предоставлению подобной привилегии крестьянским детям "Самые помещения учительских семинарий, в большинстве случаев устраиваемых в небольших городах, местечках или селах, содействуют неразрывности воспитанников с родственной им крестьянскою средою и делают чуждыми тех городских развлечений, которые часто не соответствуют предстоящей им серьезной трудовой жизни"5

В приведенных выше обоснованиях правительственных мероприятий, связанных с устройством учительских семинарий, налицо стремление оградить крестьянское сословие от всех возможных городских влияний, тем самым содействуя консервации существующих порядков Для того чтобы привлечь крестьян в семинарии, их освобождают от всех личных повинностей во время учения и пребывания в должности учителя2

Особое внимание в учебной программе учительской семинарии уделялось церков-но-славянскому языку В этом случае можно провести аналогию с гимназическим учебным курсом, в котором также большое количество часов занимало изучение древних языков — латыни и древнегреческого В официальном дискурсе народного образования ведущая роль в привитии учащимся "правильного образа мыслей" принадлежала как раз изучению мертвых языков, развивающих представления о "порядке" и "гармонии"6 Изучение этих языков отнимало много времени и вырабатывало, как считалось, прилежание в учебе

Знание же учителем в совершенстве церковно-славянского языка позволяло ему объяснять своим ученикам смысл молитв и канонических текстов

Такое умение было необходимо в силу воспитательно-учебного характера начальной школы для крестьян, чьей основной задачей являлось утверждение в народе религиозно-нравственных понятий и первоначально полезных сведений7

Немаловажное значение имело и воспитание будущих учителей самим строем жизни, складывавшимся в закрытом учебном заведении, каким являлась учительская семинария В В Григорьев представляет это так "Вся жизнь воспитанников учительских семинарий сложена в строго православном русском духе, неуклонное исполнение постановлений церкви, соблюдение установленных постов, говение, чтение в свободное время книг религиозно-нравственного содержания и духовные песнопения естественно отразятся и за порогом семинарии в их самостоятельной жизни"8 Как можно понять, воспитание будущих учителей не носило светского характера оно воспроизводило модель религиозного воспитания в духовной семинарии, которая была проверена веками и давала надежные результаты В данном случае результаты были необходимы для подготовки кадров, готовых быть опорой престола и правительства

Выходящему из семинарии учителю предлагалось прежде всего осознать важность своих обязанностей и свою ответственность перед Богом, перед правительством обществом и родителями тех детей, которые ему вверяются9

Ему необходимо было быть, по мнению МНП, примером для других сельских жителей в отношении к церкви, к службе, к детям Для исполнения этой миссии воспитанников семинарии обучали основам садоводства, ремеслам, музыке, пению и даже собиранию естественно-исторических предметов своей местности

Однако результаты подготовки учителей в семинариях не соответствовали первоначальным ожиданиям правительства К П Победоносцев, обосновывая в 80-х годах приоритет священства в деле обучения и воспитания крестьян, ссылается на мнение С А Рачинского, который писал, что "крестьяне, закончившие учительские семинарии, желают выйти в господа, крестьянские парни в них портятся"10

Во времена увлечения государства церковно-приходскими школами (ЦПШ) считалось, что специального учительского образования вообще не требуется В ЦПШ преподавали священники, окончившие духовную семинарию К светским учителям земских школ, в том числе и к подготовленным в подведомственных МНП учительских семинариях, правительство относилось с недоверием В частности, в 1883г были запрещены всякие съезды на уровне губерний и уездов народных учителей," на которых они обычно обсуждали свои проблемы К тому же средства, выделяемые на учительские семинарии, не увеличивались в течение почти 20 лет — с 1884 по 1902гг ,2 Вспомним, что с их организацией связывали большие надежды

Материальное положение учительства начальной школы было бедственным, многие педагоги уходят в полицейские либо акцизные ведомства, что в конце концов вызывает беспокойство МНП13 Государство придерживается формулы Д А Толстого, предложенной еще в 70-е годы "Для народа нужна разумная грамотность, для чего не нужны дорогие учителя'"4

Другим важным фактором, способным влиять на состояние начального обучения крестьянства и его грамотность, помимо подготовки учительских кадров, правительство считало внешкольную деятельность Эта деятельность заключалась в проведении публичных народных чтений и создании читален для грамотных сельских жителей

Поводом к открытию публичных народных чтений, как считал официальный историограф МНП С В Рождественский, послужила всеподданнейшая записка (1873) оберпо-лицмейстера Санкт-Петербурга о пользе таких "общедоступных чтений", отвлекающих народ от "разгула"15 Спустя 3 года, в 1876 г , появляются правила, регламентирующие их устройство и проведение

Правила разрешали проводить чтения лишь в крупных губернских городах, строго по тексту сочинений, список которых был утвержден ученым комитетом МНП или Св Сино-

дом В прочих местностях империи, и прежде всего в деревне, где до выхода правил земствами устраивались подобные чтения для крестьян, их проведение отныне запрещалось Это было существенным ударом для земцев, считавших что чтения для народа являются связующим звеном школы с населением и последнего с обществом10

Лишь в 1893г подобные мероприятия были разрешены в других местностях России 7 Они проводились также под общим руководством министерства, по спискам, составленным ученым комитетом МНП Привлечение какой-либо другой литературы, пусть даже разрешенной общей цензурой, но не попавшей в число одобренной ученым комитетом, запрещалось Таким образом, для народных чтений фактически действовала двойная цензура книга, прошедшая общую цензуру, могла быть не утверждена в ученом комитете МНП и, следовательно, исключалась из публичного прочтения в народе

Директора народных училищ, действовавшие на губернском уровне, должны были утверждать программы любого "чтения" для народа при наличии заранее подготовленного конспекта На губернаторов возлагался общий надзор за проведением этих мероприятий Чтения по медицине, к примеру, утверждались губернским врачебным инспектором, по сельскому хозяйству — уполномоченным по сельскохозяйственной части18

Правила вводили такой порядок разрешения "чтений", который максимально ограничивал возможность их реального проведения Практика подтверждает подобный вывод Имели место случаи, когда запрещались к прочтению среди крестьян статьи из правительственных изданий 0

Фактически издание подобных правил поощряло нелегальную инициативу Крестья-не-"грамотеи" в порядке личной инициативы, не зная о существовании каких-то правил, распространяли среди своих односельчан полученные ими сведения Литературу они могли купить в городе, где невозможно было установить ограничения на продажу книг специально для крестьян Контролировать же традиционные формы общения деревенских жителей, как-то посиделки, сходки, ежедневные бытовые контакты где могли распространяться почерпнутые из "нежелательной" для МНП литературы сведения, правительство не могло

Ограничения и запреты имели отношение к законопослушным земцам, учителям и крестьянам просившим разрешение на проведение каких-либо внешкольных мероприятий и не получавшим его

Важным элементом политики правительства в области внешкольного образования являлось введение дробной цензуры по отношению к литературе допускаемой для самостоятельного чтения крестьянами Этот элемент наиболее отчетливо проявился в правилах "О бесплатных народных библиотеках-читальнях", утвержденных в 1890 г20 В них говорилось, что сельские сходы имеют право подавать прошение губернатору с просьбой о разрешении открытия бесплатных читален В случае получения разрешения крестьяне при помощи земств могли пополнять читальни только теми книгам, которые значились в списках ученого комитета МНП, составленных специально для народных библиотек В списки попадала не вся литература, разрешенная общей цензурой для публичных платных библиотек, но лишь одобренная вышеуказанным комитетом

Если читальня открывалась при начальной школе, то необходимо было получить разрешение представителей трех ведомств МВД, МНП и Св Синода, а не только губернатора

Для библиотек, устраиваемых епархиальным ведомством, требовалось только разрешение Св Синода, который к тому же получал право по собственному усмотрению формировать каталог книг в читальнях, ему подведомственных

Издание правил "О народных чтениях" и "О бесплатных народных библиотеках-читальнях" имело своей целью установление опеки над духовным развитием крестьянства, для того чтобы не допустить размывания в сознании крестьян патриархальных и монархических установок

Министр внутренних дел И Н Дурново недаром призывал министра народного просвещения И Д Делянова " принять серьезные меры к тому, чтобы общественное содействие делу народного образования, весьма почтенное и ценное по своему принципу, не сделалось под влиянием людей злонамеренных и при условиях бесконтрольного допущения вмешательства частных лиц и обществ в эту важную сферу государственных забот источником извращения народного миросозерцания и отчуждения народа от освященных веками исторических заветов"2' Именно поэтому правительство, допуская в принципе общественную инициативу, ограничивало ее всяческими оговорками

Такой порядок по отношению к внешкольному образованию сохранялся вплоть до первой русской революции 1905-1907гг Тогда народные читальни постановлением от 2 12 1905г подпали под действие правил "О публичных библиотеках", в которых не существовало принципа двойной цензуры22 Народные чтения подпадали под действие "Временных правил о собраниях", утвержденных 4 03 190бг и устанавливавших уведомительный порядок проведения этих образовательных мероприятий23 Характер литературы, выносимой на публичные народные чтения, теперь всецело зависел от организаторов чтений и от "Устава о цензуре и печати", который регулировал вопросы, связанные с использованием печатной продукции Во "Временных правилах" сохраняется, однако, неконкретизированное указание на вредные для нравственности и порядка" собрания, которые полиция имеет право пресекать"23 К числу таких собраний могли быть отнесены не только какие-либо мероприятия политических противников режима, но и образовательные массовые мероприятия

В заключение стоит заметить, что внешкольное образование и подготовка учителей являлись необходимым элементом создаваемой правительством структуры начального образования сельского сословия России С 70-х гг XIX века, когда правительство начинает активно пересматривать правила игры в народном образовании, оно устанавливает жесткий контроль за подготовкой кадров начальных учителей и за различными формами внешкольной работы крестьян со стороны земств Система контроля и ограничения общественной инициативы продолжала существовать вплоть до 1905г , при этом государство стремилось возбудить активность духовенства в деле начального образования вообще и внешкольного в частности

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См Чехов Н В Народное образование в России с 60-х годов Х1Хв М , 1912 С 46

2 См Григорьев В В Исторический очерк Русской школы М , 1900 С 450

3 См Там же С 495

4 Рождественский С В Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения Спб , 1902 С 559

5 Григорьев В В Указ соч С 453

6 Кершенштейнер Т Основные вопросы школьной организации // Памяти И И Пиро-гова (1810-1910) Спб , 1910 С 6 - 10

7 См Григорьев В В Указ соч С 451

8 Там же С 452

9 См Там же С 455

10 Рачинский С А Крестьянская школа Спб , 1892 С 33

11 См Рождественский С В Указ соч С 724

12 См Фальборк ГА Всеобщее образование в России М , 1908 С 210

13 См Рождественский С В Указ соч С 723

14 Там же С 949

15 Там же С 563

16 См Чехов Н В Указ соч С 130

17 См Фальборк Г Чарнолуский В Внешкольное образование Спб , 1905 С 176

18 Там же С 184

19 См Пругавин А С Запросы народа и обязанности интеллигенции в области просвещения и воспитания Спб 1895 С 170

20 См Фальборк Г Чарнолуский В Указ соч С 53 — 74

21 Цит по Константинов Н А Струминский В Я Очерки по истории начального образования М 1953 С 205

22 Чарнолуский В И Спутник народного учителя и деятеля народного образования Спб 1908 С 274

23 Там же С 245

В. Г. Толстиков

ЯДЕРНАЯ КАТАСТРОФА 1957 ГОДА НА УРАЛЕ

За полувековую историю развития атомной энергетики в мире произошли три крупные аварии в Англии на атомной станции "Уиндскейл", в США на атомной станции "Три-майл-Айленд" и в Советском Союзе в Чернобыле Чернобыльская катастрофа, произошедшая 26 апреля 1986 года, считается одной из самых тяжелых техногенных катастроф на нашей планете и занимает особое место в истории мировой цивилизации В этой аварии сфокусировались самые негативные черты научно-технического прогрес са, которые могут произойти при неумелом руководстве и использовании современной техники и технологии Чернобыльская авария вызвала большую озабоченность мировой общественности, о ней люди узнали сразу же во всех уголках земли из средств массовой информации

Вместе с тем на протяжении длительного времени мало что было известно об одной из серьезнейших радиационных аварии, имевшей место на Южном Урале, почти за 30 лет до Чернобыльской трагедии В отличие от Чернобыля, авария произошла на сверхсекретном оборонном предприятии - химкомбинате "Маяк" - 29 сентября 1957 года

В течение длительного времени в Советском Союзе об этой крупной аварии ничего не сообщалось Сведения скрывались официальными властями от населения страны и от жителей Уральского региона, оказавшегося в зоне радиоактивного загрязнения Однако скрыть полностью аварию 1957 года оказалось практически невозможно, прежде всего из-за большой площади загрязнения радиоактивными веществами и вовлечения в сферу послеаварийных работ значительного числа людей, многие из которых разъехались потом по всей стране

Сегодня установлено, что аналитико-разведывательным службам Запада факт аварии 1957 года на Урале стал известен достаточно скоро, но сведения об этом инциденте были скрыты от общественности, в первую очередь в США, под влиянием атомного лобби, не допускавшего дискредитирующего влияния потенциальных ядерных аварий на американскую программу атомных вооружений1

Впервые об аварии в СССР сообщила 13 апреля 1958 года копенгагенская газета "Берлингске Туденде" Но это сообщение оказалось неточным В нем утверждалось, что произошла какая-то авария во время советских ядерных испытаний в марте 1958 года Природа аварии не была известной, но она, как сообщалось в этой датской газете вызвала радиоактивные выпадения в СССР и близлежащих государствах2

Несколько позже в докладе Национальной лаборатории США, расположенной в Лос-Алмосе, появилось предположение, что в Советском Союзе якобы произошел ядерный взрыв во время больших военных учений3 Строились и другие догадки, выдвигались различные версии на этот счет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.