ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 930.01:37.09:016
3. С. Алязова
ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ КОНЦА Х1Х-НАЧАЛА 90-Х ГОДОВ XX ВЕКА ПО ПРОБЛЕМАМ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ
Рассматриваются основные работы по истории образования конца XIX- начала 90-х годов XX века, в которых затрагиваются вопросы реформирования системы образования в дореволюционной России.
Ключевые слова: история образования, реформирование образования, история высшего образования, история дореволюционной школы, историографический обзор.
Тема реформирования системы образования России вызывала интерес дореволюционных исследователей, изучалась в советский период отечественной историографии, она столь же актуальна и для современных исследователей.
Изучение истории развития образования в России началось еще в XIX в. Первые публикации немногочисленны в силу сложности задач обобщения и систематизации материалов, раскрывающих основные тенденции в реформировании системы образования России.
Во второй половине XIX в. вышли в свет первые работы обобщающего характера Г. Аппельрота, М. Ф. Владимирского-Буданова, Г. К. Шмидта и др. [1]. В конце XIX-начале XX в. были опубликованы фундаментальные труды по истории школы Г. А. Фаль-борка и В. И. Чарнолуского, С. В. Рождественского, В. В. Каллаш, Н. В. Чехова [2]. В этот же период появляются обзорные работы С. Знаменского и Г. Ген-келя, монографии по истории педагогики М. И. Дем-кова, С. И. Золотарёва, К. Ельницкого, П. Соколова, А. П. Медведкова, П. Ф. Каптерева [3]. Для историографии этого периода характерны две тенденции: одни авторы, как С. В. Рождественский и В. В. Кал-лаш, сосредоточивают свое внимание на правительственной деятельности в области образования и подчеркивают ведущую роль Министерства народного просвещения в развитии образования в России. Другая тенденция связана с представителями земских кругов - Г. А. Фальборк, В. И. Чарнолуский, Е. А. Звягинцев и др., которые, напротив, выделяют прогрессивную роль общественной инициативы и критикуют деятельность правительства как консервативную, не отвечающую требованиям времени.
Ценный материал для исследователей истории образования представляет фундаментальный труд историка русского просвещения XVШ-XIX вв., профессора С. В. Рождественского «Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения 1802-1902 гг.». Труд С. В. Рождественского содержит анализ законодательства и перечень важнейших
административных распоряжений по народному просвещению. Автор рассмотрел все перемены, происходившие на протяжении столетия в российской системе народного образования, распределив главы по царствованиям, а внутри царствований - по деятельности на своих постах министров народного просвещения. Частая смена глав Министерства народного просвещения, по мнению автора, носила ярко выраженный субъективный характер и не способствовала стабильности в системе российского образования. Освещая детально фактическую сторону событий, автор воздерживался от критических оценок правительственных мероприятий в отношении школы, предоставляя право читателю самому сделать выводы, опираясь на приведенные в работе материалы.
Важное место в историографии образования начала XX в. заняли работы Г. А. Фальборка, В. И. Чарнолуского, Н. В. Чехова. Авторы либерального направления требовали широких социально-экономических реформ системы народного образования, выступали за ликвидацию пережитков сословного образования, введение всеобщего и бесплатного обучения, увеличение финансирования народного просвещения, улучшение материально-технической базы. И, конечно же, особо отмечали роль земства в решении этих вопросов. Совместный труд Чарнолуского и Фальборка «Народное образование в России», созданный на основе материалов переписи 1893 г., сыграл большую роль в развитии начальной школы.
Особое место в дореволюционной историографии занимают публикации представителей отечественной общественно-педагогической мысли: ученых-педаго-гов, писателей, учителей-практиков, земских деятелей, газетных и журнальных публицистов, чьи труды отражали общественные взгляды на проблемы развития начального народного образования. Это работы Н. X. Бунге, Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, Д. И. Менделеева и др. [4]. В своих работах они предлагали альтернативные методы и пути совершенствования системы российского образова-
ния, значительная часть которых нашла свое отражение в нормативно-правовой базе реформ.
Особенно стоит выделить исторические очерки П. Н. Милюкова [5]. В фундаментальном труде по истории русской цивилизации «Очерки по истории русской культуры» он прослеживает генезис образования на протяжения двух веков и показывает те изменения, которые произошли в высшей школе к началу XX в. Автор дает статистику и оценку создания и развития школ грамот, земской, церковно-приходской школ во второй половине XIX столетия. В очерке «Университеты в России», помещенном в 68-м томе энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона, подробно описывается развитие университетского образования в России. Работы П. Н. Милюкова интересны с двух точек зрения - как труды крупнейшего историка своего времени и как главного теоретика и лидера конституционно-демократической партии. П. Н. Милюков связывал перспективы политического и государственного преобразования России с развитием образования и науки, а становление гражданского общества с развитием правовой грамотности населения.
Следует отметить, что дореволюционные работы носили в большей степени публицистический и статистический характер. Однако, являясь современниками образовательных процессов, многие из авторов не только констатировали какие-либо факты становления отечественного образования, но и стремились к анализу педагогической деятельности своего времени.
В первые послереволюционные десятилетия количество научных публикаций и крупных исследований по общим вопросам истории развития российской школы заметно снижается. Проблематика работ 20-х гг. в основном связана с актуальными задачами строительства новой системы просвещения и носит конкретно-исторический характер. Центральными темами работ этого периода стали трудовая школа и внешкольное образование как необходимое условие ускоренного подъема образовательного и культурного уровня страны [6].
В работах второй половины 30-х-нач. 50-х гг. наблюдается попытка преодоления негативного отношения к отечественному педагогическому наследию, несмотря по усиливающуюся тенденцию идеологизации.
В 30-е гг. выходит первый советский учебник Е. Н. Медынского «История русской педагогики», в котором рассматриваются вопросы возникновения и развития русской школы и педагогической мысли в России [7]. Однако оценка школы и педагогики дана под влиянием официальной точки зрения и идеологических стереотипов конца 30-40-х гг., в зависимости от преобладания тех или иных установок учебник несколько раз перерабатывался Е. Н. Медынским и переиздавался.
К началу 50-х гг. XX в. относятся первые обобщающие работы по истории начальной дореволюционной школы. Совместное монографическое исследование Н. А. Константинова и В. Я. Струминского [8] охватывает период с Киевской Руси до 1917 г. Авторы вскользь рассматривают вопросы просвещения в Киевской Руси, первых школах и первых учебных пособиях, реформ Петра в области культуры, уделяя основное внимание мероприятиям правительства в 6080-х гг. XIX в. и деятельности земств в области начального народного образования; довольно подробно излагают вопросы теории начального образования в 60-х гг. XIX в. и общественно-педагогического движения того времени.
Изучение истории русской мужской гимназии второй половины XIX в. представлена в работе Ш. И. Ганелина «Очерки по истории средней школы в России второй половины XIX века» [9], издание которого было удостоено в 1951 г. первой премии им. К. Д. Ушинского. Работа исследователя носит фундаментальный характер, построена на основе использования широкого круга архивных материалов, официальных изданий, исторических записок и отчетов отдельных учебных заведений, педагогической журналистики и т. д. В круг исследований автор включил деятельность многих методистов, рядовых учителей, что позволило по-новому осветить вопросы, касающиеся содержания обучения в гимназиях, показать борьбу методических течений.
Ход образовательных реформ в России в XIX в. представлен в трудах известного исследователя истории образования, чл.-корр. АПН РСФСР, профессора В. З. Смирнова [10]. В монографии «Реформа начальной и средней школы в 60-е гг. XIX века» автор охарактеризовал основные этапы разработки и проведения реформ 1861-1862 гг., рассмотрел деятельность гимназий и прогимназий по проекту устава 1863 г., подробно проанализировал основы гимназического воспитания (по уставу 1864 г.). В. З. Смирнов использовал большое количество фактического и статистического материала, на основе которых представил детальную сравнительную характеристику проектов школьного устава с 1860 по 1863 г. В другой очерковой работе В. З. Смирнова «Очерки по истории прогрессивной русской педагогики XIX века» кратко излагаются педагогические взгляды видных общественных и прогрессивных педагогов XIX в., их роль в создании оригинальной российской системы образования, свободной от западных влияний. Главное внимание автор уделил освещению педагогических взглядов В. Г. Белинского, Н. Г. Добролюбова, Н. Г. Чернышевского, К. Д. Ушинского, Н. А. Корфа, В. И. Водовозова и др. Отдельные очерки в книге посвящены Н. И. Пирогову и Л. Н. Толстому.
В 40-50-х гг. по решению XX съезда КПСС в Советском Союзе открываются первые учебные военные заведения, вследствие чего возрос интерес к
учебно-воспитательным заведениям закрытого типа. Первой попыткой показать учебную и воспитательную работу в наиболее распространенных в дореволюционной России школах интернатного типа - кадетских корпусах и военных гимназий стала книга Н. И. Алпатова «Учебно-воспитательная работа в дореволюционной школе интернатного типа» [11]. Педагогическая деятельность автора в свое время начиналась с воспитателя детского дома. На основе изучения архивных документов история кадетских корпусов и военных гимназий автором представлена как часть общего школьного дела в дореволюционной России. Н. И. Алпатов также рассмотрел специфические особенности, какие были присущи этим учебным заведениям. Материал в книге расположен в хронологическом порядке, что позволяет лучше представить развитие учебных заведений данного типа.
Среди исследований этого периода по проблемам профессионального и педагогического образования следует выделить работы лауреата премии им. К. Д. Ушинского, доктора педагогических наук, профессора Н. Н. Кузьмина [12]. Небольшие по объему учебно-методические работы по истории учительских институтов и учительских семинарий стали первыми работами обобщающего характера по истории этих учебных заведений, не потерявшими свою научную ценность и актуальность и на сегодняшний день. В другом монографическом исследовании Н. Н. Кузьмина «Низшее и среднее специальное образование в дореволюционной России» рассматриваются вопросы истории и содержания работы средних и низших промышленных, сельскохозяйственных, мореходных и железнодорожных учебных заведений. Отдельные главы посвящены истории специальных курсов и классов при общеобразовательных учебных заведениях, а также женскому профессиональному образованию в дореволюционной России. По этой теме автор защитил докторскую диссертацию в 1972 г.
В 1976 г. вышла в свет книга Г. И. Щетининой «Университеты в России и устав 1884 г.» [13]. В монографии затронуты такие проблемы, как университетская автономия, государственная образовательная политика, отношение к профессиональной школе правительства, итоги реализации университетского устава 1884 г., а также отношение русской общественности к университетском вопросу и студенческому движению тех лет.
С середины 70-х гг. публикуется ряд трудов Э. Д. Днепрова, С. Ф. Егорова, Ф. Г. Паначина, Б. К. Тебиева [14] по истории российской школы. подготовки учительских кадров, общественно-педагогического движения и профессионального образования второй половины XIX в.
Э. Д. Днепров известен с 60-х гг. как исследователь истории системы образования в России и общественно-педагогического движения. В 1979 г. в сотрудничестве с научной библиотекой им. К. Д. Ушин-
ского им был подготовлен фундаментальный библиографический указатель советской литературы по истории школы и педагогики дореволюционной России, изданной с 1918 по 1977 г., в котором была предпринята масштабная попытка систематизации и обобщения исследований в этой области [15]. В 90-х гг.
Э. Д. Днепров становится активным участником разработки правовой базы школьной реформы в Российской Федерации, Закона об образовании.
В спецкурсе для студентов педагогических институтов, разработанном А. В. Ососковым [16], рассматриваются наиболее важные вопросы начального образования в дореволюционной России, начиная с 60-х гг. Работа показывает теоретическую и практическую деятельность лучших педагогов этого времени
Н. А. Корф, Н. Ф. Бунакова, В. П. Вахтерова, основное внимание уделяя деятельности К. Д. Ушинского. Особо останавливается автор на новом типе народной школы, появившиееся в конце XIX в., - общественно-городской начальной народной школе, а также дал характеристику примерного учебного плана земской начальной школы начала XX в. Работа содержит большое количество статистических данных и фактического материала.
Начиная с 80-х гг. заметно активизируются исследования в области истории зарождения и становления российской системы образования, что несомненным образом было связано с кризисной ситуацией в образовательной сфере и необходимостью кардинальных реформ в ней. Исследователи отмечают, что изучение опыта подготовки и проведения реформ в профессионально-образовательной сфере в XIX в. позволяет лучше понять этот сложный процесс, избежать ошибок и просчетов в настоящем. Условия, в которых разрабатывались и проводились эти реформы, были во многом схожи с ситуацией в стране конца 80-х-начала 90-х гг. Отсюда главными задачами становятся в первую очередь освобождение историко-педагогического знания от ортодоксальности, догматизма, от прямолинейных и примитивно-классовых установок, восстановление объективной картины состояния образовательных процессов в дореволюционной России. Это стало возможным с введением в научный оборот новых архивных источников, документов, отчетов и т. д.
С 80-х гг. начинается выпуск целой серии обобщающих очерков по истории школы и педагогической мысли народов СССР (последний выпуск вышел в 1991 г.), в которых представлен богатый теоретический и фактический материал по истории развития отечественного образования с древнейших времен до конца XIX в. [17]
Большой объем исследований конца 80-х - начала 90-х гг. посвящен вопросам истории высшего образования. Организационному устройству и деятельности российской высшей школе посвящена монография А. Е. Иванова «Высшая школа в России в
конце XIX - начале XX вв.» [18]; центральной темой исследований в монографии Р. Г. Эймонтовой «Русские университеты на путях реформы: шестидесятые годы XIX века» [19] стала история подготовки и реализации университетской реформы 1863 г., политика правительства в области высшего образования, студенческие волнения, внимание видных ученых, педагогов, общественных деятелей к университетскому вопросу.
Проблемы введения начального обучения в дореволюционной России, а также проявления общественных и частных инициатив обобщались в ряде диссертаций конца 80-х гг. [20]. В круг главных вопросов своих исследований авторы включили земскую концепцию народного образования, просветительскую
деятельность духовенства, совершенствование системы управления народным образованием, учебнометодический вопрос и мн. др.
Таким образом, историографический обзор литературы по проблемам реформирования системы образования в дореволюционной России позволяет сделать вывод, что изучение динамики развития отечественного образования в рассматриваемый период нашло определенное отражение в исторической и педагогической литературе. Однако изученность вопросов реформирования и развития образования еще недостаточна. Поэтому актуальность и необходимость продолжения широкого и многоаспектного исследования, осмысления исторического пути формирования и развития образования в России очевидна.
Список литературы
1. Аппельрот Г. Основное народное образование Ч. 1-2. М., 1857, 1858; Шмидт Г. К. История средних учебных заведений в России. СПб., 1876.
2. Рождественский С. В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения. СПб., 1902; Он же. Очерки по истории систем народного просвещения в России в XVIII - XIX веках. СПб, 1912; Он же. Материалы для истории учебных реформ в России в XVIII - XIX вв. (приложение к «Очеркам по истории системы народного просвещения в России в XVIII - XIX веках»; Фальборк Г. А., Чарнолуский В. Народное образование в России. СПб., 1899; Он же. Земство и народное образование. СПб., 1910; Чарнолуский В. Народное образование в России. СПб., 1900; Он же. Основные вопросы организации школы в России. СПб., 1909; Чехов Н. В. Народное образование в России в 60-х годах XX века. СПб., 1912; Он же. Типы русской школы в их историческом развитии. М., 1923; Звягинцев Е. А. Полвека земской деятельности по народному образованию. Пг., 1917; Мордовцев Д. Л. Десятилетие русского земства. 1864-1875. СПб., 1877 и др.
3. Знаменский С. Средняя школа за последние года. М., 1909; Генкель Г. Народное образование на Западе и у нас. СПб., 1911; Каптерев П. Ф. История русской педагогики. Петроград, 1915 и др.
4. Самыми известными являются работы Н. И. Пирогова («Вопросы жизни», «Взгляд на общий устав наших университетов»), К. Д. Ушинского («Человек как предмет воспитания», «Труд в его психологическом и воспитательном значении»), Л. Н. Толстого («О народном образовании», «Воспитание и образование»), Д. И. Менделеева («Заметки о народном просвещении», «О направлении русского просвещения и о необходимости подготовки учителей»), Н. X. Бунге («О современном направлении русских университетов»).
5. Милюков П. Н. Очерки русской культуры. Очерк IV Школа и просвещение. М., 1896; Он же. Университеты в России // Энциклопедия Брокгауза и Эфрона. Т. 68.
6. Трудовая школа в свете истории и современности: сб. ст. / под ред. М. М. Рубинштейна, 1924; Фортунатов А. А. Теория трудовой школы в ее историческом развитии, 1925; Зеленко В. А. Практика внешкольного образования в России. 1919, 1923; Медынский Е. Н. Энциклопедия внешкольного образования. Т. 1-3. 1925 и др.).
7. Медынский Е. Н. История русской педагогики. М., 1938.
8. Константинов Н. А., Струминский Н. А. Очерки по истории начального образования в России. М., 1953; Константинов Н. А. Очерки по истории средней школы (гимназии и реальные училища с конца XIX в. до Февральской революции 1917 года). М., 1947.
9. Ганелин Ш. И. Очерки по истории средней школы в России второй половины XIX века. М., 1954.
10. Смирнов В. З. Реформа начальной и средней школы в 60-е гг. XIX века. М., 1954; Он же. Очерки по истории прогрессивной русской педагогики XIX века. М., 1963.
11. Алпатов Н. И. Учебно-воспитательная работа в дореволюционной школе интернатного типа: из опыта кадетских корпусов и военных гимназий в России. М., 1958.
12. Кузьмин Н. Н. Низшее и среднее профессиональное образование: очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР Вторая половина XIX века. М., 1976; Он же. Учительские семинарии России и их место в подготовке учителей начальной школы. Курган, 1970. Он же. Учительские институты в России. Челябинск, 1975.
13. Щетинина Г. И. Университеты в России и Устав 1884 г. М., 1976; Яковлев В. П. Политика царского правительства в университетском вопросе // Вестн. ЛГУ. Ист., язык, литература. 1969. № 2. С. 157-164; Михайлова М. В. Первые школы нового типа, созданные общественной и частной инициативой в России нач. XX в.: дис. ... канд. пед. наук. М., 1966.
14. Днепров Э. Д. Школа в России во второй половине XIX века // Советская педагогика. 1975. № 9. С. 113-124; Тебиев Б. К. Проблема внешкольного образования в общественно-педагогическом движении в России конца XIX-начала XX века. М., 1984; Паначин Ф. Г. Педагогическое образование в России. М., 1979; Он же. Учительские и революционное движение в России (XIX — н. XX вв.): историкопедагогические очерки. М., 1986.
15. Советская литература по истории школы и педагогики дореволюционной России, 1918-1977: библиографический указатель / под ред. Э. Д. Днепрова. М., 1979.
16. Ососков А. В. Начальное образование в дореволюционной России (1861-1917 гг.). М., 1982.
17. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР XVIII в.- первая пол. XIX в. / под ред. М. Ф. Шабаевой. М., 1973; Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР в конце XIX-начале XX вв. / под ред. Э. Д. Днепрова. М., 1991; Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР второй пол. XIX в. / под ред. А. И. Пискунова. М., 1976; Очерки истории школы и
педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца XVII в. / под ред. Э. Д. Днепрова. М., 1989.
18. Иванов А. Е. Высшая школа в России в конце XIX-начале XX вв. М., 1991.
19. Эймонтова Р Г. Русские университеты на путях реформы: шестидесятые годы XIX века. М., 1993.
20. Михайлова М. В. Общественные педагогические и просветительские организации дореволюционной России (середина XIX-начало XX вв.). М., 1993; Шевелев А. Н. Взаимоотношения государства и педагогической общественности в процессе формирования образовательной политики 60-80-х гг. XIX века. М., 1991.
Алязова 3. С., заведующая БИЦ НБ ТГПУ
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, г. Томск, Томская область, Россия, 634061.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 06.11.2009
Z. S. Alyazova
HISTORIOGRAPHIC REVIEW OF THE LITERATURE FROM THE LATE 19th CENTURY TILL THE EARLY 90-S OF THE 20th CENTURY ON THE PROBLEM REFORMING OF EDUCATION SYSTEM IN PRE-REVOLUTIONARY RUSSIA
The investigation is devoted to the history of education from the late 19th century till the early 90s of the 20th century. The problem of educational system reforming in pre-revolutionary Russia are investigated.
Key words: history of education, educational reforming, history of higher education, history ofpre-revolutionary school, historiographical review.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Tomskaya oblast, Russia, 634041.
E-mail: [email protected]