Научная статья на тему 'Развитие внешкольного образования в Российской империи конца xix - начала XX вв'

Развитие внешкольного образования в Российской империи конца xix - начала XX вв Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1204
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЗЕМСТВО / НАРОДНЫЕ БИБЛИОТЕКИ / НАРОДНЫЕ ЧТЕНИЯ / ПОВТОРИТЕЛЬНЫЕ КУРСЫ / КНИЖНЫЕ СКЛАДЫ / НАРОДНЫЙ ДОМ / OUT-OF-SCHOOL EDUCATION / ZEMSTVO / PUBLIC LIBRARIES / PUBLIC LECTURES / REFRESHER COURSES / BOOK STOREHOUSES / PUBLIC HOUSE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маркарьян Татьяна Владимировна

В статье рассматриваются основные тенденции развития внешкольного образования в Российской Империи конца XIX начала XX вв. и показано участие правительства, частной инициативы и земства в этой деятельности. Прослеживается становление внешкольных учреждений и даётся характеристика основных мероприятий в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OUT-OF-SCHOOL EDUCATION DEVELOPMENT IN THE RUSSIAN EMPIRE AT THE BEGINNING OF XIX - THE END OF XX CENTURY

The article deals with the main trends in out-of-school education development in the Russian Empire at the end of XIX the beginning of XX century. The participation of the government, private initiative and Zemstvo in these activities is shown. The formation of out-of-school institutions is examined. The author gives characteristic of the main events in this sphere.

Текст научной работы на тему «Развитие внешкольного образования в Российской империи конца xix - начала XX вв»

YAK 374(470) ББК 74.03(05)

T.B. МАРКАРЬЯН

T.V. MARKARYAN

РАЗВИТИЕ ВНЕШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВВ.

OUT-OF-SCHOOL EDUCATION DEVELOPMENT IN THE RUSSIAN EMPIRE AT THE BEGINNING OF XIX - THE END OF XX CENTURY

В статье рассматриваются основные тенденции развития внешкольного образования в Российской Империи конца XIX - начала XX вв. и показано участие правительства, частной инициативы и земства в этой деятельности. Прослеживается становление внешкольных учреждений и даётся характеристика основных мероприятий в данной сфере.

The article deals with the main trends in out-of-school education development in the Russian Empire at the end of XIX - the beginning of XX century. The participation of the government, private initiative and Zemstvo in these activities is shown. The formation of out-of-school institutions is examined. The author gives characteristic of the main events in this sphere.

Ключевые слова: внешкольное образование, земство, народные библиотеки, народные чтения, повторительные курсы, книжные склады, народный дом.

Key words: out-of-school education, Zemstvo, public libraries, public lectures, refresher courses, book storehouses, public house.

Образование лежит в основе общества, являясь залогом его экономического и социокультурного благополучия. Как следствие, изменения в обществе всегда влекут за собой реформы в образовании. В современной России, переживающей изменения системы образования, связанные с входом её в единое мировое образовательное пространство, значение образования как фактора развития общества возросло. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г. провозглашает одной из стратегических целей образования «преодоление социально-экономического и духовного кризиса, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности» [8].

Достижению этой цели призвано служить не только повышение качества образования подрастающего поколения, но и поднятие общего уровня и профессионализма взрослого населения. В связи с этим большое значение приобретает организация дополнительного образования, как одного из средств решения задач, поставленных не только Национальной доктриной, но самой жизнью.

Наравне с кризисом прежних форм общественного управления в настоящее время происходит демократизация общества и все шире применяется практика децентрализованного распределения средств в различных регионах. В связи с этим закономерен интерес, проявляемый исследователями к опыту земской деятельности.

По нашему мнению, анализ работы земских органов необходим ещё и потому, что в современной России именно организация местного самоуправления призвана решить сложившиеся в настоящее время проблемы, связанные с закрытием учреждений дополнительного образования, элементом коррупции в них, оттоком квалифицированных кадров вследствие неудовлетворительных условий работы и низкого материального обеспечения.

Актуальное для настоящего времени дополнительное образование является правопреемником внешкольного образования, начавшего своё активное становление в пореформенный период конца XIX - начала XX вв. Этим объясняется наш интерес к изучению особенностей развития системы образования вне школы в России того времени.

Объём, который включал в себя термин внешкольное образование в конце XIX в., отличен от современного понятия «дополнительное образование». Многие педагоги того периода понимали внешкольное образование как совокупность мероприятий служащих для удовлетворения умственных и художественных потребностей всего населения (В.П. Вахтеров, Б.Б. Веселов-ский, В.И. Чарнолуский, Н.В. Чехов). Все авторы относили сюда народные чтения, воскресные школы, вечерние курсы, школьные и народные библиотеки и читальни, продажу дешёвой литературы через книжные склады, народные театры, музеи и кинематограф.

Российская Империя конца XIX в. переживала множество изменений, сопровождающихся экономическими, политическими и социальными потрясениями, которые отразились на образовательных и культурных потребностях населения, освободившегося от крепостного гнёта. Огромный пласт неграмотного населения (по данным переписи 1987 г. - 79,9%), его культурная отсталость тормозила развитие государства. Школьное образование не смогло самостоятельно решить задачу обеспечения элементарной грамотности, поэтому с конца XIX в. широкое распространение получили учреждения внешкольного образования.

Развитие российского внешкольного образования было результатом активной работы частной инициативы и местного самоуправления. На наш взгляд, опыт таких форм народовластия в условиях самодержавного политического строя особенно актуален в настоящее время в связи с общественным интересом и желанием населения принять активное участие в решении проблем местного значения.

Описывая деятельность частной инициативы в политических условиях конца XIX в., стоит особо отметить деятельность просветительных организаций кооперативного типа, характеризовавшихся тем, что само население непосредственно принимало участие в ведении и организации дела внешкольного образования. По словам В.И. Чарнолуского, «чрезвычайно важным условием представляется... участие в заведывании каждым просветительным учреждением выборных представителей от всех тех граждан, которые более или менее постоянно пользуются его услугами. Только такое участие способно оградить учреждение от развращающего бюрократизма, помочь учреждению всегда держаться на уровне развивающихся общественных потребностей и обеспечить полное нормальное их удовлетворение» [10, с. 15].

В начале своего существования такие просветительные кооперативные общества организовывались только в городах, но в дальнейшем они получили распространение и в сельской местности, получив там большое признание и пробудив народ к активному участию в деле образования. Как отмечал Е.Н. Медынский, «никогда к тому, что дано кем-то, что получено извне, не может быть такой любви и интереса, какие наблюдаешь во всех кооперативах - экономических и просветительных - возникших в недрах народа без постороннего влияния, единственно как результат самосознания населения» [6, с. 51].

Широкая деятельность кооперативов, тем не менее, уступала по масштабам работе иной формы народовластия - земству. Долгое время образование народа вне школы не получало заслуженного внимания земских органов, что привело к утилитарному отношению последнего к школе. С одной стороны, из-за недостаточного количества начальных школ, а, следовательно, возложения функций закрепления и повторения материала на внешкольные учреждения; с другой, внешкольное образование долгое время финансировалось по остаточному принципу: при альтернативе открытия новой на-

чальной школы или, предположим, библиотеки-читальни, выбор падал чаще всего на первую. «Не школа существует для того, чтобы дать населению возможность пользоваться книжкой из библиотеки, а наоборот, библиотека учреждена для того, чтобы несколько укрепить и расширить знания, данные школой; занятия со взрослыми организуются для повторения того, что пройдено в школе» [6, с. 57].

Несмотря на то, что многие авторы придерживались точки зрения, что внешкольное образование было направлено в основном на взрослое население, историческая практика показала, что образование вне школы оказало большое влияние на развитие детей. Хотя конец XIX - начало XX вв. характеризовались в России становлением системы школьного образования, деятельность на этом поприще только начиналась, и дело не было ещё поставлено так, чтобы все дети имели возможность пройти курс хотя бы начальной школы и получить элементарную грамотность. Поэтому нередко первые знания дети получали именно посредством образования вне школы. Этот факт подчёркивал значение внешкольного образования и в отличие от нашего времени отодвигал его дополнительную функцию на второй план. По замечанию Н.В. Чехова, «в тех странах, где взрослое население в своё время проходит через общую для всех начальную школу, учреждения внешкольного образования обычно связаны со школою и представляют естественное её дополнение. Но у нас, где огромное большинство взрослого населения никакого образования не получило, внешкольное образование имеет самостоятельное и весьма большое значение» [11, с. 127].

Раньше всего земство обратило внимание на библиотечное дело. Один из хроникёров XIX в. писал: «...надобно позаботиться о таких учреждениях, которые бы в самой жизни поддерживали интерес к умственной работе и давали средства к образованию. Таких средств не мало. но все они непременно предполагают народные библиотеки и читальни, без которых народное образование, в широком и истинном значении этого слова немыслимо» [5, с. 239]. Их становление непосредственно было связано с народной школой, так как деятельность их началась с открытия ученических библиотек, книги в которых были доступны преимущественно детям и подросткам, которые окончили школу, а через них и всему населению, но они были рассчитаны на детей и не удовлетворяли запросам взрослых людей.

Понимая необходимость библиотек для взрослого населения, с 1984 г. целый ряд земств начал активную работу по открытию народных бесплатных библиотек. Губернские земства работали вместе с уездными по обычной системе поощрения: пособия губернскими земствами выдавались пропорционально ассигнованиям уездных земств [2].

Если первое время количественное увеличение библиотек часто не приводило к их качественному улучшению, «.чтобы привлечь взрослое население, русская народная библиотека бедна книгами, бедна сведущими руководителями, которые сумели бы приблизить книгу к населению, бедна и проверенным опытом, возможностью широко сравнивать явления библиотечной жизни и деятельности» [7, с. 106], то уже с начала XX в. ассигнования многих губернских земств шли не только на открытие новых библиотек, но и на улучшение уже открывшихся.

Новый этап в развитии библиотечного дела начался в 1906 г., когда Министерство Народного Просвещения издало Правила о публичных пришкольных библиотеках. Эти Правила существенно облегчали получение разрешения на открытие библиотек, допускали устройство публичных библиотек в школе, освобождали устроителей библиотек от обязанности руководствоваться при выписке книг каталогом ученого комитета Министерства Народного Просвещения.

Несмотря на то, что часто о библиотеке приходилось говорить как о «.возможной и желательной связи внеклассного чтения с проходимым курсом, не только о воспитательном значении книги вообще, но и о другом:

приходиться говорить о библиотеке как средстве рецидивизма неграмотности, как средстве против возвращения человека в «первобытное состояние» [9, с. 94], с развитием этих учреждений они стали играть важную роль для грамотных и умеющих читать, а через них и для неграмотного населения.

Одновременно с библиотечным делом в 1870-х гг. началась работа земства по организации занятий со взрослыми и подростками. Поначалу это были 2 типа школ: заведения, предполагающие элементарное образование неграмотных взрослых, оставшихся за порогом начальной школы, в основном в виде воскресных и вечерних курсов; и заведения для лиц, прошедших начальную школу, но нуждающихся в повторении и укреплении пройденного школьного материала.

В начале XX в. занятия со взрослыми получили новый характер: осознав нецелесообразность курсов исключительно повторительных, земства начали создавать проекты курсов дополнительного характера, при этом занятия должен был проводить специальный преподаватель, а не школьный учитель. Был выработан следующий тип учреждения: приглашался особый учитель, который в течение учебного года работал в 2-4 пунктах в уезде и занимался с выпускниками школ по особой программе [4].

Таким образом, к концу земского периода сформировалось несколько типов школ и курсов для взрослых, которые включали школы грамоты, дающие элементарную грамоту и навыки чтения и письма; повторительно-дополнительные общеобразовательные курсы, ставившие целью возобновление и укрепление в памяти материала, пройденного в школе; специальные профессиональные курсы, обучающие какой-либо узкой специализации, например: сельскому хозяйству, ветеринарии, огнестойкому строительству и т.д. и дополнительные школы.

С начала 80-х гг. XIX в. земство начало принимать все большее участие в снабжении школ учебниками и принадлежностями, встал вопрос о книжных складах. В отличие от устройства книжных складов при школах, где выбор книг возлагался на инспектора народных училищ, практика постановки центральных книжных складов при губернских и уездных земских управах оказалась более удачной. Главная цель последних состояла не только в удешевлении учебников и учебных пособий для земских школ и книг для земских библиотек, но и в распространении хорошей и дешёвой литературы в народе.

Правительственные распоряжения по вопросу о праве земств на организацию книжной торговли, разрешавшие распространение только книг, одобренных для использования в низших учебных заведениях духовным ведомством и Министерством Народного Просвещения, не давали земству широко развернуть эту работу вплоть до 1897 г., когда им было дано разрешение на распространение всей незапрещённой цензурой литературой. Несмотря на то, что ограничительная политика государства не позволяла складам свободно развиваться, губернские и уездные книжные склады стали просветительскими центрами, вокруг которых образовались частные кружки и земские комиссии, состоявшие, в том числе, и из числа учащихся.

Книжные склады поставляли литературу не только для библиотек-читален, книги по специальности для обучающихся на вечерних и воскресных курсах; они были также источником снабжения диапозитивами, туманными картинками и различными произведениями народных чтений. Деятельность земств по устройству последних началась только с середины 90-х гг. XIX в. До этого времени работа земства в этой области носила единичный и случайный характер и устраивалась преимущественно благотворительными и частными организациями. Хотя эти мероприятия со временем получили большее внимание губернского земства и ассигнования на них возросли, они не получили необходимой планомерности и полноты как другие формы внешкольного образования. Земство понимало необходимость развития народных чтений главным образом в деревне, где они были достаточно

популярными, так как от слушателей не требовался даже элементарный уровень грамотности. Губернское земство вложило много сил и средств в организацию этих мероприятий, но не смогло поставить их на твёрдую почву и придать систематический характер.

В начале XX в. средствами содействия образованию вне школы стали музеи и выставки. Проанализировав развитие музейного и выставочного дела, мы можем сделать вывод, что музеи развивались не как самостоятельные образовательные и культурно-просветительные учреждения, а как одно из звеньев деятельности земства в какой-либо области. Появившиеся разнообразные виды музеев и выставок (педагогические, сельскохозяйственные, пчеловодческие, кустарные и др.) стали выполнять множество различных функций: общеобразовательную, узкоспециальную, педагогическую, развлекательную. Как и музей, народный театр имел преимущество в том, что мог быть рассчитан на любой контингент. Он развивал эстетические чувства необразованных и малообразованных крестьян и был мощным средством образования близким для народа.

В отдельную категорию необходимо выделить внешкольные мероприятия земства, которые имели профессиональную и специальную направленность: сельскохозяйственные чтения и беседы, устраиваемые непосредственно на месте, что давало возможность соответствовать местным условиям жизни и раскрывать крестьянам не только общие сведения по вопросам сельского хозяйства и экономической жизни, но и необходимые практические навыки ведения хозяйства; сельскохозяйственные курсы для взрослых. Помимо сельскохозяйственной тематики обучение вне школы осуществлялось также по направлениям медицины, гигиены, ветеринарии, огнестойкому строительству, противопожарным мероприятиям и др.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что если первоначально в основные задачи подобных учреждений входило предоставление элементарной грамотности населению, оставшемуся за порогом школы, и предотвращение рецидива неграмотности окончивших начальный курс, то с развитием внешкольного образования появились учреждения и мероприятия, направленные на повышение культурного уровня населения. Следовательно, в его задачи стало входить и проведение культурно-просветительской работы, и повышение профессионального уровня рабочих. Земство взяло на себя проблему обучения библиотекарей, заведующих народными домами, лекторов. «Внешкольник должен уметь отвечать запросам и интересам каждого, должен учитывать индивидуальность каждого читателя, слушателя. почему ему необходимо знание психологии» [6, с. 74]. Таким образом, внешкольное образование развивалось количественно и качественно, становясь независимым от школьных помещений и учительского персонала. Одним из материальных, внешних проявлений самостоятельности образования вне школы было создание народных домов. Е.А. Звягинцев определил народный дом как «.объединение по возможности всех форм внешкольной просветительной работы в одном помещении и в общей организации» [4, с. 89].

Особое развитие народные дома, как и другие учреждения внешкольного образования, получили после революции 1905 г. Нам представляется важным изучение опыта привлечения населения к внешкольному образованию в связи с тем, что подобно тому, как земство усилило интерес к просвещению вне школы и начало активно развивать такие учреждения в связи с запрещением продажи спиртных напитков и борьбой с хулиганством, современная Россия стоит перед лицом тех же проблем, и именно учреждения образования вне школы призваны решать эти проблемы сейчас.

Как и в земский период, современное дополнительное образование осуществляется с целью всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства и создаёт условия для художественного образования и эстетического воспитания, а в профессиональной сфере способствует повышению квалификации рабочего [3]. Процессы

реформирования современного образования и общества в целом обуславливают необходимость обратить пристальное внимание на опыт организации внешкольного образования в дореволюционного период. Деятельность органов самоуправления по организации образовательных мероприятий вне школы была основана на принципах бесплатности, общедоступности, самостоятельности, планомерности. Это позволило поднять степень грамотности населения деревни, повысить культурный уровень народа, улучшить состояние профессиональной подготовки рабочих.

Литература

1. Вахтеров, В.П. Внешкольное образование народа [Текст] / В.П. Вахтеров. -М. : Типография Высочайше утверждённого Т-ва И.Д. Сытина, 1896. - 380 с.

2. Веселовский, Б. История земства за сорок лет [Текст] : в 4 т. / Б. Веселов-ский. - СПб : О.Н. Попова, 1909. - Т. 1. - 724 с.

3. Закон Российской Федерации «Об образовании» [Электронный ресурс]. -Режим доступа : http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii.ru.

4. Звягинцев, Е.А. Полвека земской деятельности по народному образованию [Текст] / Е.А. Звягинцев. - М. : Задруга, 1915. - 96 с.

5. Книжные склады и народные библиотеки [Текст] // Семья и школа. - 1874. -№ 2. - С. 225-246.

6. Медынский, Е.Н. Внешкольное образование, его значение, организация и техника [Текст] / Е.Н. Медынский. - М. : Наука, 1918. - 281 с.

7. Мезнер, А. Из хроники библиотечного и книжного дела [Текст] / А. Мез-нер // Русская школа. - 1914. - № 5-6. - С. 106.

8. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://sinncom.ru/content/reforma/ index5.ru.

9. Хавкина-Гамбургер, Л. Первый курсы по библиотечному делу [Текст] // Вестник воспитания. - 1913. - № 8. - С. 94.

10. Чарнолуский, В. Основные вопросы организации внешкольного образования в России [Текст] / В. Чарнолуский. - СПб : Типография М.А. Александрова, 1909. - 90 с.

11. Чехов, Н.В. Народное образование в России с 60-х годов XIX века [Текст] / Н.В. Чехов. - М. : Польза, 1912. - 224 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.