дьяки — нижние чины Думы; "ближними людьми" — высшие дворцовые чины: кравчие, постельничие, стряпчие с ключом, комнатные стольники.
"' Под общими списками в подлиннике указана итоговая численность (в скобках дается фактическая численность — подсчет автора): стольников — 1044 (1053), стряпчих — 580 (585), дворян — 221, дьяков — 132.
" Численность служилых людей внутри компактных рубрик, как правило, не указывалась. Ниже приведен численный состав правящей элиты по основным чинам списка 1706 г. (в т. ч. количество умерших за год): бояр — 22 (1 — Ф.А. Головин "июля в 10 день едучи с Москвы в Глухове умре"), кравчих — 2, окольничих — 18 (2 — М.Т. Лихачев, кн. П.Г. Львов), постельничих — 2, думных дворян — 12, стряпчих с ключом — 2, думных дьяков — 6, комнатных стольников — 129 (2 и 1 "отпущен постритца"), стольников — 1622, стряпчих — 777 (без отставных).
12 В начале 1706 г. стольники владели 29718 дворами, стряпчие — 7040 дворами. Ср.: Медушевский А.Н. Утверждение абсолютизма в России. М., 1994. С. 217—219.
13 Сопоставление помет является также одним из способов уточнения даты составления боярского списка.
14 См.: Водарский Я.Е. Население России в конце XVII — начале XVIII в. М., 1977.
А.П.Романов
ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА НАЧАЛЬНОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ШКОЛЫ В РОССИИ (2-Я ПОЛОВИНА XIX-НАЧАЛО XX ВЕКА)
В современной отечественной историографии период русской истории конца XIX - начала XX века осмысливается в связи с модернизацией, под которой подразумеваются неэкономические сопутствующие процессы и последствия индустриализации1. Крымская кампания, актуализировавшая дискурс отсталости Российской Империи, послужила своеобразным толчком к преобразованиям. Следствием государственной посткрымской политики, строительство путей сообщения, а также быстрого роста населения становится интенсификация миграционных потоков внутри страны, развитие общественных коммуникаций, повышавшее спрос на грамотность среди низших сословий.
Элементарное начальное образование и грамотность постепенно становились для крестьян одним из основных средств адаптации к нараставшему экономическому и культурному влиянию города.
Но в России середины XIX в. фактически отсутствовали низшие ступени образовательной лестницы. Крестьянские дети могли научиться грамоте в традиционной "вольной" школе под руководством солдат, дьячков, черничек, бродячих "мас-теров"-педагогов2. Однако эти школы не удовлетворяли требованиям, предъявляемым временем к начальному образованию.
С приходом политики "гласности", в начале царствования Александра II 3, был поднят вопрос о необходимости создания сети начальных сельских училищ как элемента единой школьной системы, обеспечившей бы выходцам из крестьянского со-
словия возможность получить любой вид образования. Результатом этого стала реформа, открывшая дорогу созданию начальной крестьянской школы.
В 1864 г. высочайше утверждается "Положение о начальных народных училищах"4, которое разрешало открывать их земствам, сельским обществам и частным лицам, а не только государственным учреждениям, таким как Министерство народного просвещения (далее сокр. МНП) и Св.Синод.
В новых условиях земства, явившиеся ровесниками школьной реформы, могли помогать крестьянам в организации правильного обучения и осуществлять подготовку учителей. МНП занималось строительством небольшого количества образцовых школ, могущих послужить примером для общественных училищ, не вмешиваясь в учебную часть, которая подчинялась уездным и губернским училищным советам, состоявшим из чиновников и представителей земств. Существовавшая в этом положении модель взаимодействия государственных органов и местных общественных учреждений опиралась на английский опыт организации начального образования5. Мода на нравы победителей и дух либерализма не были чужды правительству в его просветительских устремлениях.
Цели развития общественной инициативы в деле народного образования впоследствии связывались эпигонами "освободительного движения" начала XX века с именем министра народного просвещения А.В.Головнина, который стал для них почти эпической фигурой6.
Между тем маятник российских реформ в очередной раз начал возвратное движение в сферу консервативной и охранительской государственной политики.
После покушения О.В.Каракозова на Александра II получил отставку, вместе с полицейскими чинами и генерал-губернатором Петербурга, любимец либеральной общественности А.В.Головнин7. Министр был признан ответственным за действия студента из подведомственного МНП учебного заведения. Новый министр Д.А.Толстой, бывший до того обер-прокурором Св.Синода, стал приводить в должное состояние дела сначала высшей, потом средней, а впоследствии и низшей школы.
Высочайшим рескриптом от 13 мая 1866 г. на имя председателя Комитета министров провозглашалась задача "охранять русский народ от тех зародышей вредных лжеучений, которые со временем могли бы поколебать общественное благоустройство"8.
Начальную школу Д.А.Толстой хотел подчинить прямому надзору министерских чиновников. Для этого в 1869 г. была введена должность инспектора народных училищ 9, которые и были назначены по губерниям. Практика расширения штатов МНП получила дальнейшее развитие в 1874 г. в связи с принятием нового положения "О начальных народных училищах". Этим положением в каждой губернии вводились должност директора народных училищ и двух подчиненных им инспекторов"1. В дальнейшем в 10 раз был увеличен штат центрального управления министерства ввиду разросшегося объема делопроизводства".
К делу "охранения" народной школы было решено привлечь и местное дворянство. Председателями уездных и губернских училищных советов становились соответственно уездные и губернские предводители дворянства. С их согласия и с согласия инспектора народных училищ могли открываться новые школы. Ранее, в "Положении" 1864 г., подобной статьи не было. Реформирован был и состав училищных советов: туда были введены инспектор (уездные советы), директор (губернские советы), по одному представителю от МНП, МВД, Св.Синода и два представителя от земства. Появились и статьи, касающиеся надлежащего направления в обучении детей, которое должны были блюсти местные епархиальный архиерей и уездный предводитель дворянства12.
Подобные мероприятия проводились одновременно с "хождением в народ", на фоне активизации деятельности радикальной интеллигенции. Атмосфера тревоги
способствовала реформированию МНП на новых началах, подразумевающих строгий контроль за образовательной системой и ее централизацию. Таким образом, была создана структура, долго отсутствовавшая. Возможно, что таким путем борясь с крамолой, водворяя в университетах и средних школах порядок и спокойствие и создавая всепроникающую министерскую структуру управления начальной школой, Д.А.Толстой повышал статус своего министерства, которое стремилось стать передовым бастионом государственного порядка.
Одним из важнейших дел МНП признавалась забота о крестьянстве. Д.А.Толстой заявил: "Правительству сколько по нравственным, столько же по политическим соображениям следует не отвлекать от народа лучшие силы, ставя крестьян путем гимназического образования в несвойственное их рождению положение, а развивать эти силы путем приходских и ремесленных школ и сохранять их народу для его же нужд"13. Уездные училища, бывшие переходной ступенью между начальными училищами и гимназиями, были преобразованы в городские, и признаны предназначенными исключительно для нужд городских сословий: их программа отделена от программы начальной школы.
С помощью полиции МНП упорядочило деятельность "вольной" школы грамоты. С "мастеров"-педагогов и прочих преподавателей в ней потребовались подписки о невозобновлении учительской деятельности14. Традиционные способы приобретения крестьянами грамоты стали пресекаться государством.
В результате начальных училищ и зарегистрированных крестьянских школ становится меньше15. Если в 1863 г. было 33600 школ, то в 1880 г. - 21062 школы, с 1863 по 1880 г. закрылись 29054 школы, а открылись 1445616. На одну вновь открытую приходится, таким образом, две закрытых.
По выражению Д.А.Толстого, лучшие силы народа, употребляемые для его собственных нужд, находили себе применение, становясь, к примеру, народными учителями. Поэтому одновременно с началом гонений на педагогов-"мастеров" предпринимались меры к организации учительских семинарий под государственным контролем. За их образец МНП взяло прежний вариант: существующие в крупных городах семинарии переводились либо в села, либо в небольшие города17. При этом учительские питомники были объявлены закрытыми учебными заведениями, а земские учительские школы - преобразованы в казенные. Эти правила вводились Положением "Об учительских семинариях"18. Семинарии были подчинены напрямую попечителям учебных округов, которые являлись министерскими чиновниками и назначались МНП с высочайшего согласия. В число воспитанников семинарий рекомендовалось избирать преимущественно детей крестьян.
Готовились учителя для начальной сельской школы по сокращенной в сравнении с учительскими институтами, которые обучали кадры для городских училищ, учебной программе. Зато большее внимание уделялось воспитанию будущих учителей "в строго православном русском духе"2". Поставив под контроль государства систему начального образования и подготовки учителей, а также фактически отделив ее от остальных образовательных ступеней, правительство желало оградить крестьянское сословие от возможных разрушительных влияний города, законсервировать существующие порядки.
Вера в просвещение как причину всех благ и несчастий была опорой деятельности МНП. Поэтому так остро вставал вопрос о "правильности" направления преподавания, а министры народного просвещения снимались из-за беспорядков. А.В-.Головнин был снят после выстрела Каракозова, Д.А.Толстой - вскоре после покушения 5 февраля 1889 г. на Александра И. Стремление молодежин к неповиновению списывалось на счет образования. Но в то же время образование, поставленное правильно, признавалось необходимым средством улучшения "общественного благоустройства".
В царствование Александра III союз самодержавия и крестьянства официальными и консервативными кругами рассматривался в качестве оплота нерушимости державы21. МНП прекратило гонения на "вольные" школы грамоты. Более того, в них был найден институт, совместимый с крестьянским бытом. Новое направление государственной политики начальной крестьянской школы проводил в жизнь обер-прокурор Св.Синода К.П.Победоносцев22, а его идейным вдохновителем был С.А.-Рагинский, который, изучая опыт "вольных" крестьянских школ, построил и применил в своей практической деятельности концепцию народной религиозной школы для крестьян23.
К.П.Победоносцев, опираясь на опыт деятельности С.А.Рагинского, поднял вопрос о поддержке церковно-приходских школ (далее сокр. ЦПШ), которые существовали к тому времени в небольшом количестве: "Церковно-приходские школы по самим условиям существующего в них обучения и надзора представляют собой гораздо более гарантий для правильного и благожелательного в церковном и народном духе образования, нежели другие виды народных школ"24. Если ранее слабое развитие в стране начального образования относили на счет крестьян, которые объявлялись равнодушными к школе, то теперь виновным становился существующий зем-ско-министерский тип "правильной" школы.
Земская школа подверглась критике за несоответствие потребностям и духу русского народа, за свою дороговизну для государства, за светский характер24. Проблему начального образования и грамотности предлагалось решить при помощи ЦПШ.
Схема религиозной ЦПШ виделась таким образом: в каждом приходе учреждалась должность дьякона, который получал 1/3 церковных доходов и был занят на богослужении только по выходным дням, а все остальное время преподавал в школе. Считалось, что таким способом можно создать около 40 тысяч (по числу приходов) бесплатных для государства учительских мест26. Все создаваемые ЦПШ. а также "вольные" школы грамоты сосредотачивались в ведении Св.Синода27.
В первое время отчеты Епархиального начальства рисовали благостную картину успехов в деле создания ЦПШ, но при ближайших проверках оказалось, что большинство из вновь открытых учебных заведений созданы только на бумаге. Тогда в Св.Синоде возникла специальная учебно-административная структура, из бюджета МНП в бюджет Св.Синода были переведены деньги на создание ЦПШ28, началось своеобразное соревнование двух ведомств за начальную школу для крестьян и право руководить ею.
Государственный совет в 1887 и 1897 гг. указывал на необходимость сосредоточить народное образование в руках одного ведомства, но соперничество продолжается29.
МНП в 80 - 90-е гг. придерживалось курса в области начального образования, ориентированного прежде всего на достижение задач религиозного воспитания, но вместе с тем учителям начальных училищ рекомендовалось ввести в школе преподавание травосеяния, садоводства, огородничества, ремесла, прежде всего столярного. Школа была призвана стать проводником практических умений и навыков. МНП не предпринимало мер для увеличения бюджетных расходов на начальное образование. Средства, выделяемые на учительские семинарии, на которые возлагали большие надежды, не росли в течение почти 20 лет, с 1884 по 1902 гг.30.
В результате к 1896 г. из 31594 начальных училищ, находящихся в ведении МНП, за счет казны содержалось 3094 училища, а земские, городские и сельские школы содержали 27373 училища, т.е. более 90% 3|. МНП утрачивало влияние на процесс подбора кадров в эти училища; земства, встав на ноги, расширили свое влияние.
Идея дешевой начальной школы, выдвинутая К.П.Победоносцевым, не смогла осуществиться на практике. Государству пришлось тратить деньги на эти школы.
Государственный совет признал безотлагательно необходимым увеличить кредиты на нужды начальных училищ: "Число начальных школ не отвечает потребности. Даже обучение грамоте составляет счастливый удел относительно незначительного числа подрастающего поколения", - записано в его решении от 3 апреля 1897 г.32. С этого момента начали увеличиваться государственные расходы на начальные школы
мнп.
Но любимым детищем правительства, вплоть до 1905 г., оставались ЦПШ, о которых министр финансов С.Ю.Витте говорил как о завете императора Александра III 33. На них государство расходовало на рубеже XIX - XX вв. больше средств, чем на школы МНП. Однако на пути роста числа ЦПШ вставал также недостаток учителей. Св.Синод даже был вынужден вводить для лиц, желающих получить места дьякона или священника, после окончания духовной семинарии учительскую повинность на 2 - 3 года34.
Ускорившиеся темпы развития экономики, нарастающее внимание общественности и земств к вопросам начального народного образования заставляли МНП обратиться к проблеме введения всеобщего обучения. В 1901 г. появился проект В.Фармаковского о введении всеобщего начального обучения в России, составленный от имени МНП3\
В нем предлагалось вводить всеобщее обучение, начиная с центра, и, продвигаясь на окраины, охватить им сначала земские губернии, а потом прочие местности империи. Министерство брало бы на себя заботы о вновь открываемых школах, а земствам проект предлагал содержать уже существующие начальные училища и обеспечивать новыми ученическими местами предполагаемый естественный прирост детей школьного возраста.
Предлагая увеличивать государственные расходы на начальное образование, правительственные чиновники понимали, что за право распоряжаться начальным обучением крестьянства государству придется платить немалые деньги.
В начале XX в. министерство предлагало земствам выделить субсидии на увеличение количества начальных училищ в обмен на отказ со стороны земств от права выбора учителей для школы36. Существовали и другие проекты ограничения полномочий земств в области начального образования. Однако условия политической жизни, возникшие в результате революции 1905 - 1907 гг., похоронили эти планы. В новых обстоятельствах МНП вносило свои законодательные предложения, как и бюджет ведомства, на рассмотрение Государственной Думы.
Так, во II Думу МНП внесло законопроект "О введении всеобщего начального обучения в Российской Империи", который не был рассмотрен ввиду роспуска Думы. Основные его положения вошли в закон, высочайше утвержденный 9 мая 1908 г., "О дополнительных ассигнованиях на нужды начального народного образования"37. Этот закон предусматривал выделение земствам субсидий на введение всеобщего начального обучения при условии предоставления последними министерству плана школьных сетей в своей губернии или уезде.
С 1909 г. отпуск государственных средств на нужды начального образования ежегодно увеличивался на 9 млн. р. В эти годы правительство окончательно осознало необходимость введения всеобщего обучения и содействовало этому, предоставляя государственные ассигнования, хотя и не в тех объемах, которые представлялись необходимыми земцам38.
Велась работа и по составлению нового "Положения о начальных училищах". МНП в 1909 г. внесло в Государственную Думу свой проект этого закона. В Думе с учетом фракционных предложений был составлен сводный проект положения, не утвержденный, однако, Государственным Советом. Верхней палатой были отклонены отдельные пункты, касающиеся, в частности, передачи ЦПШ в ведение МНП,
положения о новом составе училищных советов и роли инспекторов народных училищ39.
Проекты реформирования системы начальной школы, соответствующие потребности социально-политической и экономической жизни модернизирующегося общества, блокировались в рамках Третьеиюньской системы, консервативными элементами в правительстве и Государственном Совете. В то же время государство нехотя, но шло по пути трансформации системы начального образования, не запрещая многочисленные самообразовательные общества и отменив ранее существовавшие ограничения на получение крестьянами информации через народные библиотеки и публичные общеобразовательные чтения40.
В заключение можно выделить некоторые особенности, свойственные правительственной политике начальной крестьянской школы на разных этапах Конец 50 -начало 60-х гг. XIX в были временем, когда перед государством встала задача создания низшей ступени народного образования в рамках единой школьной системы, обеспечивающей возможность последовательного продвижения учеников от начальной школы, через среднюю до университета и прочих высших учебных заведений.
На этом этапе возобладала стратегия привлечения общественных сил к делу начального обучения Была создана элементарная школа, охватившая достаточно большое количество детей школьного возраста, что позволило впоследствии улучшить показатели грамотности взрослого населения.
На следующем этапе, в конце 60 - 70-х гг. XIX в., интересы государства были приоритетными в формировании официальной стратегии крестьянской школы Собственно говоря, именно в это время школа для крестьян отделилась от образовательной системы, получив в официальной терминологии название народной школы
Правительство пересмотрело правила деятельности в области начального образования, широко используя запреты на различные формы народного просвещения Основной задачей в это время стало формирование структур государственного надзора за начальным образованием и новых условий функционирования школьной системы
Начиная с 80-х гг. и вплоть до русской революции 1905 - 1907 гг государство использовало образы "традиционности" и "народности" в своей деятельности, связанной с начальным образованием крестьян. Манипулируя привычными для крестьянского сознания религиозными, политическими и культурными ценностями, правительство пыталось внедрить свое детище, ЦПШ, в деревенскую среду.
В последние годы существования самодержавия всеобщее начальное обучение стало целью официальной стратегии крестьянской школы и привлекло значительные финансовые ресурсы государства В то же время блокировались любые перемены в статусе начальной школы, она так и осталась фактически отделенной от других ступеней образования.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См Нарский И В Политические партии на Урале Автореф дис д-ра ист наук Челябинск, 1995 С 5
2 См Милюков П Н Очерки по истории русской культуры М , 1994 Т 2 Чехов Н В Народное образование в России с 60-х годов XIX века М , 1912
3 См Фальборк Г А Памяти Н.И Пирогова // Памяти Н И Пирогова -СПб , 1910
4 См Рождественский С В Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения СПб , 1902 С 444-449
3 Чехов Н В Указ соч С 42
6 См Милюков П Н Указ соч , Фальборк Г А Всеобщее образование в России М , 1908 , Чехов Н В Указ соч
7 См История СССР М , 1968 Т 5 С 105
8 Указ соч С 106
9 См Рождественский С В Указ соч С 551
10 См Аннин П Свод главнейших законоположений и распоряжений о начальных народных училищах и учительских семинариях СПб , 1879 Т 1 С 67-80
11 См Цирульников А М Министр, который никому не нужен//Свободная мысль 1992 №3 С 61
12 Положение о начальных народных училищах 1874 Ст 10, 19, 20, 27 //Аннин П Указ-соч С 67-80
ь Цит по, Чехов Н В Указ соч С 46
14 См Пругавин А С Запросы народа и обязанности интеллигенции СПб , 1895 С 2 ь См Чехов Н В Указ соч С 28
16 Там же
17 Там же С 46
18 См Григорьев В В Исторический очерк Русской школы М , 1900 С 450
19 Рождественский С В Указ соч С 559
20 Григорьев В В Указ соч С 452
21 См Пайпс Р Русская революция М , 1994 Т 1 С 105
22 См Рождественский С В Указ соч С 650 " См Чехов Н В Указ соч С 97
24 Рождественский С В Указ соч С 650 ь См Чехов Н В Указ соч С 99 16 Там же С 100
2 См Рождественский С В Указ соч С 651
28 Там же
29 Там же С 652
30 См Фальборк Г А Указ соч С 210
См Рождественский С В Указ соч С 653 Там же С 340
См Витте С Ю Избранные воспоминания М , 1991 С 259 См Медынский Е Н История русской педагогики М , 1936 С 305 Там же С 340 36 Чехов Н В Указ соч С 190 л См Медынский Е Н Указ соч С 415 л См Фальборк Г А Указ соч С 69
,9 См Константинов Н А Стр;> минский В Я Очерки по истории начального образования в России М , 1953 С 229
40 См Чарнолуский В И Спутник народного учителя и деятеля народного образования СПб ,1908 С 245-274