Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2015. № 1. С. 54-60.
УДК 338.242.4
ГОСУДАРСТВО И ЭКОНОМИКА РОССИИ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ МОДЕРНИЗАЦИИ THE STATE AND THE ECONOMY OF RUSSIA IN SOLVING THE MODERNIZATION PROBLEMS
В.П. Шпалтаков V.P. Shpaltakov
Омский государственный университет путей сообщения Omsk State Transport University
Статья поступила в редакцию 19 ноября 2014 г.
Представлен анализ взаимодействия государства и экономики в современных условиях падения темпов экономического роста и обострения международных отношений, возможности осуществления экономической и политической модернизации. Актуальность статьи состоит в том, что в ней доказывается необходимость изменения экономической политики российского государства в сторону радикального реформирования структуры экономики, проведения индустриализации и диверсификации экономики, ускоренного импортозамещения. При анализе взаимодействия государства и экономики используется системный метод, позволяющий рассмотреть в единстве политические и экономические явления.
Характеризуются противоречия интересов государства и групп населения, концентрация собственности у государства и олигархии, слабая заинтересованность крупного бизнеса в модернизации. Показан также незначительный интерес населения проявлять активность в преобразованиях. Государство должно провести ряд реформ, чтобы объединить интересы населения в коренной модернизации общества. Раскрывается характер необходимой налоговой реформы для усиления принципа справедливости. Нужно переложить на богатые слои общества большую долю налогов. Проанализирована сложная проблема инфляции, выявлены возможности устранения её. Проблема занятости и зарплаты связывается с ростом производительности труда и диверсификацией производства. Большое значение для роста экономики имеет развитие рынка жилья, которое должно стать доступным для населения, особенно для молодых семей.
Показана необходимость осуществления модернизации государственного аппарата и смены класса чиновников, так как бюрократия не заинтересована в реформировании общества. Важно выработать условия конкурентного продвижения управленческих кадров с учетом административной и научной компетенции вместо действия правила личной преданности руководителю. Обосновывается вывод, что демократизация должна охватить экономику и политику - не произведя кардинальных перемен, Россия не выйдет на устойчивый экономический рост.
The aim of the article is to analyze the interaction between the state and the economy in contemporary conditions of falling economic growth and escalation of international relations, the feasibility of economic and political modernization. Relevance of the article is connected with necessity of the economic policy changing in Russia in the direction of a radical reform of the economic structure, industrialization and economic diversification, rapid import substitution. During analyzing the interaction between the state and the economy there was used the system method that allows to observe the unity of political and economic phenomena.
The article characterizes the conflict of state and the population interests, the concentration of property in the state and the oligarchy, weak interest of big business in the modernization. Also population show little interest in transformation. The state should carry out a number of reforms to align the interests of the population in the radical modernization of society. The paper reveals the necessity of tax reform to strengthen the principle of fairness. We need to pass greater share of taxes on the rich segment of society. We analyzed the complex problem of inflation, revealed the possibility of eliminating it. Problems of employment and wages are associated with the labor productivity growth and diversification of production. A great importance for the economy growth is the development of the housing market, so that it becomes accessible to the population, especially for young families.
The article shows the necessity for modernization in the state apparatus. There is a need to change the class of officials, because the bureaucracy, which is not interested in reforming society. It is important to work out the terms of the competitive promotion of managers based on administrative and scientific competence instead of the rule of personal loyalty to the head. Democratization should cover the economy and politics. Russia will not start stable economic growth without radical changes.
Ключевые слова: модернизация, интересы, политика, диверсификация, инфляция, импортозамещение, бюрократия, коррупция.
Key words: modernization, interests, policy, diversification, inflation, import substitution, bureaucracy, corruption.
Модернизация российского общества на современном этапе является неотложной стратегической задачей. Снижение темпов экономического роста, опасность попасть в экономический кризис и в условия снижения жизненного уровня населения требуют глубоких пе-
ремен в системе общественных институтов и структуре экономики. Положение осложняется обострением противоречий России с США и другими западными странами в связи с кризисной ситуацией на Украине. Экономические санкции, введенные под давлением США про-
© В.П. Шпалтаков, 2015
Государство и экономика России в решении задач модернизации
55
тив России, осложняют различные стороны состояния нашей страны. Ограничение импорта технологий затрудняет обновление производственных фондов, требует создания соответствующих производств в ограниченный срок. Давление на нефтяные цены в сторону понижения существенно осложняет формирование государственного бюджета и осуществление государственного инвестиционного процесса. Финансовые трудности возникают и в результате резкого ограничения зарубежных кредитов для России. О необходимости осуществления модернизации, диверсификации производства ученые и некоторые политики заговорили уже лет десять назад, и возможности для этого были вполне благоприятные. Однако преобразования не были системными. Причина вялой модернизации заключалась в незаинтересованности ни верхов, ни низов радикально реформировать экономику и политику, поскольку сырьевой характер экономики дал возможность получать миллиардные доходы государству и бизнесу и повысить уровень жизни населения по сравнению с 1990-ми гг. Теперь это придется делать в менее благоприятной обстановке и в более энергичной форме, ибо встает вопрос о выживании страны.
В данной статье ставится задача выяснить особенности системы экономических отношений, которая сложилась в настоящее время в России, и то, какие преобразования её необходимо осуществить для ускорения модернизации, как изменить систему интересов, чтобы их сбалансировать для проведения прогрессивных реформ.
Гипотетически, учитывая движение страны к полной стагнации, можно утверждать, что либеральная (монетаристская) экономическая политика, начатая ещё Е. Гайдаром как политика сохранения только конкурентного сырьевого сектора с компенсацией нехватки товаров остальных отраслей с помощью импорта, оказалась глубоко ошибочной, по сути, превращающей Россию в сырьевой придаток развитых стран, в своеобразную экономическую колонию, усиливая при этом противоречия между различными группами населения страны и государством. Главным образом эта политика соответствовала интересам крупного бизнеса и бюрократии. Переход к значительному импортозамещению требует коренного изменения экономической политики, демократизации экономики и нового баланса интересов для осуществления индустриализации на современном наукоемком производстве.
В анализе применяются методы системного исследования с применением эмпириче-
ского материала. Здесь используется логическая система как результат дедуктивного и, отчасти, индуктивного рассмотрения экономики и политики, система открытая, на которую воздействуют мировые процессы. С помощью системного подхода выявляются структурные особенности большого объекта, раскрывающие внутреннюю организацию системы и показывающие факторы её возможного развития.
Экономические интересы, как известно, всегда связаны с изменяющимися потребностями людей, частными и общественными. В основе большинства мотивов лежит личный интерес, но и мотивы поведения правительства определяются интересами - политическими, экономическими, социальными, интересами тех групп, которые стоят за ними. Уже А. Смит полагал, что в системе естественной свободы каждый человек, пока не нарушает законов справедливости, может свободно преследовать свои интересы, конкурировать с другими людьми своим трудом и капиталом. Он говорил о человеке: «Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится делать это» [1, с. 443]. Вслед за Смитом многие ученые рассматривали интересы как двигатель прогресса. Ф. Энгельс утверждал, что «экономические отношения каждого данного общества проявляются, прежде всего, как интересы» [2, с. 271]. К. Маркс считал, что содержание интереса выражается прежде всего во взаимосвязи индивидов, которые включены в систему общественного разделения труда. В работе «Святое семейство» интерес рассматривается им как сила, которая «сцепляет друг с другом членов гражданского общества» [3, с. 134]. Однако эта связь особого рода: она вместе с тем является свойством человека, порождающим его действия и поступки: «всё то, за что человек борется, связано с его интересом», но при этом неверно утверждать, что «существуют только “мелкие” интересы, только интересы низменного себялюбия» [4, с. 72]. По мнению Маркса, развитие капитализма усиливает противоположность интересов рабочих и капиталистов, поскольку все выгоды от прогресса присваивает капиталист, а положение рабочих не только не улучшается, но даже ухудшается. В теории Маркса имеется важное положение - о государстве как орудии интересов господствующих классов. Он говорит, что «интерес стремится низвести и низводит государство до роли средства частного интереса» [4, с. 138]. Другие ученые (например, Дж. Кларк, Й. Шумпетер, Дж. Кейнс)
56
В.П. Шпалтаков
полагали, что при капитализме нет неразрешимых противоречий, что интересы групп, классов общества могут быть сбалансированы [5].
Теоретические положения выдающихся ученых о сущности и роли интересов в развитии экономики могут служить методологическим основанием для анализа системы интересов в современном российском обществе, особенно при рассмотрении процесса модернизации.
При решении стратегических задач, таких как модернизация, взаимодействие государства и общества складывается на основе баланса интересов, который прежде всего касается отношений собственности. В России основные средства производства сконцентрированы в руках самого государства и финансовой олигархии. Наиболее сильные позиции государства оказались в транспорте, где его «доля» достигает 73 %. Основную роль в этом секторе играют железные дороги, газо- и нефтепроводы (более 90 % общероссийского грузооборота). Велико участие государства в оборонной промышленности, производстве судов, летательных и космических аппаратов (57 %), в ряде важнейших отраслей машиностроительного комплекса и т. д. [6]. Что касается крупного бизнеса, то один процент населения, владеющий личным состоянием более миллиона долларов, контролирует 71 % национальных богатств. Эта концентрация богатства превосходит США (37 %), Китай и страны Западной Европы (32 %) и т. д. [7]. Фактически в России сформировался государственно-монополистический капитализм.
Обострение геополитических противоречий в связи с украинским «разломом» и принятыми против России санкциями, падением курса рубля и повышением уровня инфляции принудительно поставили вопросы об энергичном реальном импортозамещении, а значит, и о реальном процессе модернизации ускоренными темпами для выправления экономической структуры. Конечно, потерянное время и упущенные возможности быстро наверстать невозможно. Необходима долгосрочная стратегия прогрессивных перемен в нашей экономике, но самое главное - это решительное её осуществление, последовательное и непрерывное.
В отличие от 1990-х гг., в настоящий период меняются отношения государства с крупным бизнесом: формируются различные формы государственно-частного партнерства. Особое значение в связи с этим приобретает использование концессионных соглашений, очень важных для привлечения долгосрочных инве-
стиций в страну. Особой формой такого сотрудничества в сфере нефтяного бизнеса стали соглашения о разделе продукции, широко используемые в мировой практике. Иначе говоря, это соглашение между государством и частной компанией, по которому последняя расплачивается с государством частью добытой продукции. Однако это партнерство не без изъянов - крупный бизнес не стремится к значительным инвестициям в отечественное производство. Получаемые им прибыли в российской экономике постоянно выводятся за рубеж - ежегодно в среднем около 50 млрд дол. В первом полугодии 2014 г. вывоз капитала составил 74,6 млрд дол., что в 2 раза больше, чем в том же периоде 2013 г. Это свидетельствует также и об ошибочной политике Центрального банка России, который повысил ставки по своим операциям, так что его ключевая ставка возросла с 5,5 до 8 % [8].
Более сложной проблемой является вовлечение массы людей в процесс модернизации, поскольку большая масса населения, не имеющая отношения к собственности на заводы, фабрики и другие хозяйственные объекты, экономически мало заинтересована в каких-либо новациях. Более того, простые люди привыкли к тому, что новые преобразования не дают им улучшения жизни, а часто приводят к ухудшению. Государство должно заинтересовать население страны в получении реальных выгод от модернизации. Как это сделать? Ответ заложен в налогах, инфляции, занятости, зарплате, жилье, свободе предпринимательства. В этих сферах существует немало проблем, которые государство должно разрешить, чтобы консолидировать общество для решения задач модернизации.
Прежде всего назрела необходимость проведения налоговой реформы. Существующая налоговая система создает сильные противоречия в экономических интересах страны, так как она во многом нарушает важнейший принцип её организации - справедливость налогообложения, - состоящий в том, что получатели больших доходов должны платить больше, чем получатели малых доходов. В России косвенные налоги имеют преимущество по сравнению с прямыми, а значит, основной вес налогов падает на массу бедного населения. Кроме того, действует так называемая плоская шкала налогообложения, при которой и получатели миллионных доходов, и те, которые получают средние и низкие доходы, платят один и тот же процент от дохода. Не применяется принцип отмены налогов для людей, имеющих доходы
Государство и экономика России в решении задач модернизации
57
ниже прожиточного минимума. Не действует и принятая в других странах система налогообложения недвижимости - дорогостоящих вилл, квартир и т. п. Всё это воспринимается населением как несправедливая политика создания привилегий богатого класса за счет остального населения, осуществление государственной налоговой политики преимущественно в интересах власть имущих и богатого класса.
Другая тяжелая проблема - инфляция, отрицательно воздействующая на всю экономику и психологию людей, снижающая активность населения в хозяйствовании. И средний, и бедный классы находятся под сильным давлением инфляционного пресса. По существу, инфляция является экономическим механизмом перекачки доходов от лиц с фиксированными доходами (например, от работников государственно-бюджетного сектора) к лицам, осуществляющим коммерческую деятельность, куплю и продажу товаров и услуг, позволяющую им своевременно реагировать на темпы инфляции и повышать цены.
Средняя зарплата, по официальным данным, составляла: в 2000 г. - 2 223 руб., в 2011 г. - около 23 000 руб., т. е. выросла при-
мерно в 10,3 раза. Официальная инфляция по годам: 2000 г. - 20,2 %, 2001 г. - 18,6 %, 2002 г. - 15,1 %, 2003 г. - 12,0 %, 2004 г. -11,7 %, 2005 г. - 10,9 %, 2006 г. - 9,0 %, 2007 г. - 11,9 %, 2008 г. - 13,3 %, 2009 г. -8,8 %, 2010 г. - 8,8 %, 2011 г. - 6,5 %. Многие эксперты считают, что в реальности эти показатели по зарплате ниже, а по инфляции выше, но и по официальным данным по инфляции за 2000-2011 гг. рост цен составил 3,97 раза. Таким образом, реально средняя зарплата с учётом официальной инфляции выросла с 2000 по 2011 г. в 2,6 раза, причём основной рост зарплат пришёлся на 2000-2005 гг. (почти в 2 раза с учётом инфляции), а в 2005-2011 гг. и в последующие годы даже по официальным данным почти весь рост зарплат съедала инфляция. Но гораздо хуже картина выглядит для малоимущих, у которых не менее половины зарплаты уходит на оплату ЖКХ и продукты первой необходимости [9].
Особенно быстрый рост цен характерен для продовольственных продуктов, лекарств и услуг ЖКХ, что ложится тяжелым бременем на бедные и средние слои общества. Некоторые сведения о влиянии инфляции на динамику цен представлены в таблице.
Динамика цен на основные продовольственные товары в г. Омске
Вид продукта Цена, руб. Рост, раз
2003 г. 2014 г.
Хлеб в/с, 1 булка 6 30 5,0
Сахар, 1 кг 16,5 35 2,1
Молоко, 1 л 8 34 4,25
Яйца, 10 шт. 17 40 2,4
Сливочное масло, 1 пачка 20 60 3,0
Говядина, 1 кг 55-85 240-320 4,4-3,8
Свинина, 1 кг 70 260 3,7
Колбаса молочная, 1 кг 80 342 4,3
Картофель, 1 кг 4 12 3,0
Источник: составлено автором.
В среднем по большинству продовольственных товаров за 11 лет цены выросли более чем в 3 раза. Такая же картина характерна и для предшествующего десятилетия. Так же быстро росли цены на лекарства и услуги ЖКХ. Последние годы темпы роста тарифов ЖКХ были вдвое выше темпов инфляции. Инфляция не только снижает уровень жизни людей, но она уменьшает платежеспособный спрос населении, а это в свою очередь приводит к снижению темпов роста экономики.
Инфляция обесценивает инвестиции, приводит к удорожанию кредита, а значит, и недоступности его для многих предпринимателей.
Одним из последствий неудачной экономической политики явилось резкое падение курса рубля по отношению к ведущим валютам мира. С учетом того, что живем мы более чем наполовину за счет импорта, это ведет к удорожанию массы товаров, многие из которых становятся недоступными для населения с невысокими доходами. Возникает вопрос: возможно ли преодолеть инфляцию, что является важнейшей предпосылкой модернизации? Опыт многих стран мира говорит о том, что это вполне решаемая задача при правильно проводимой политике. Во-первых, должна быть ограничена на рынке власть монополий, непрерывно повы-
58
В.П. Шпалтаков
шающих цены ради высоких прибылей, и усилена рыночная конкуренция. Во-вторых, Банк России должен повернуть политику от дорогих кредитов к дешевым, доступным для предпринимателей, в том числе и мелких. В-третьих, государство должно резко усилить развитие импортозамещающих производств и тем самым насытить рынок своими товарами. За последние годы зависимость нашей страны от импорта стала чрезмерно большой, существенно превысив уровень национальной безопасности. В 2013 г. российский импорт составил 343 млрд дол., в том числе машин, оборудования и транспортных средств - на сумму более 140 млрд, продовольствия и сельскохозяйственного сырья - на 45 млрд и т. д. [10]. Политика свертывания обрабатывающей промышленности России и увеличения экспорта сырья для компенсации нехватки массы собственных товаров, как потребительских, так и производственных, в итоге привела к застою.
Модернизация экономики должна вести к увеличению занятости и росту заработной платы трудящихся, иначе она не будет поддержана населением. Общий уровень официально зарегистрированной безработицы в России в августе 2014 г. составил 4,8 % от экономически активного населения страны, т. е. 4,2 млн чел. Однако реальная безработица гораздо выше. Если оценивать ее по методике агентства Gallup, безработица в России в 3 раза выше официальной [11]. Кроме того, производительность труда в России практически не растет, поэтому рост зарплаты сокращается. Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума в России по итогам 2013 г. составила 15,9 млн чел., или 11,1 % от общей численности населения страны. Величина прожиточного минимума для трудоспособного гражданина по итогам четвертого квартала 2013 г. составила 7 896 руб., для пенсионера - 6 023 руб., для ребенка - 7 021 руб. При этом минимальный размер оплаты труда в России составил 65,9 % от прожиточного минимума [12]. Однако величина официально определяемого уровня не соответствует реальным минимальным потребностям людей. Реальным прожиточным минимумом россияне считают 14 тыс. руб. [13]. Благосостояние людей, которое складывается не только из зарплаты, но и различных социальных выплат, в условиях стагнации будет ухудшаться в связи с замедлением темпов роста экономики. Зарплата начала снижаться в 2014 г. как реально, так и номинально, что ведет к снижению заинтересованности людей труда в совершенствовании производства.
Эта проблема может решаться только при условии, что начнется развитие обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства и сферы услуг. Общество осознает, что страна нуждается в осуществлении новой индустриализации, развитии машиностроения, оборонной, химической, нефтеперерабатывающей, легкой и пищевой промышленности. Без масштабной государственной поддержки высокотехнологичные отрасли отечественного машиностроения и оборонно-промышленного комплекса динамично развиваться не смогут. Современная государственная промышленная политика ориентирована на решение системных проблем, препятствующих переходу промышленности на инновационный путь развития. Основными документами, определяющими государственную политику по развитию промышленного потенциала, является Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике», а также отраслевые стратегии и программы.
В настоящее время в сфере высокотехнологичного машиностроения приняты и действуют десять комплексных государственных программ, рассчитанных на период до 20202030-х гг.: комплексная программа развития промышленности и повышения ее конкурентоспособности; отраслевые программы - развитие транспортной системы, авиационной промышленности, судостроения, электронной и радиоэлектронной промышленности, космической деятельности, науки и технологий, инновационной экономики, энергоэффективности и энергетики. На финансирование предусмотренных госпрограммами мероприятий в 2013 г. из федерального бюджета затрачено более 1 трлн руб., но основной объем их финансирования -внебюджетные источники. В рамках комплексной госпрограммы к 2020 г. должно быть создано и модернизировано 25 млн высокопроизводительных рабочих мест, объем инвестиций в промышленность увеличен не менее чем до 25 % ВВП к 2015 г. и до 27 % к 2018 г. Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в ВВП к 2018 г. должна вырасти в 1,3 раза относительно уровня 2011 г., а производительность труда к тому же периоду - увеличиться в 1,5 раза [14]. Важный блок мер государственной поддержки - это система субсидий процентных ставок по банковским кредитам и взносов в уставные капиталы, направленная на сохранение и развитие промышленного капитала.
Дороговизна рынка жилья и невозможность его приобретения значительной частью
Государство и экономика России в решении задач модернизации
59
общества является застарелой проблемой, вызывающей глубокое недовольство людей, особенно молодых семей, неудовлетворенность важнейшего экономического интереса. Новая двухкомнатная квартира в крупных провинциальных городах, таких как Омск, Новосибирск, превышает 2-3 млн руб. Ставка ипотечного кредита в России колеблется от 11,5 до 20 % в год (в США - 2,875). Это значит, что семья должна вносить в месяц соответственно от 20 до 40 тыс. руб. и более процентных денег, не считая возврата долга. Это гораздо выше средней зарплаты по стране. При этом практически не строится муниципальное жилье, как это делается в других странах. Учитывая высокие проценты по ипотеке и бурный рост цен на жилье, надеяться на улучшение жилищных условий россиян в обозримом будущем не приходится. Дороговизна жилья вызывается рядом факторов: инфляцией, коррупцией и отставанием строительной индустрии. Следовательно, именно на них должен быть сделан упор в модернизации. Нужно учитывать и то, что жилищное строительство обладает высоким мультипликационным эффектом, поскольку имеет связи со многими отраслями экономики. Поэтому инвестиции в жилищное строительство способны ускорить развитие всей экономики. Это же относится и к дорожному строительству.
Модернизация должна охватить и политику, и экономику. Политическая модернизация связана с формированием и укреплением демократических основ функционирования государства: развитие прогрессивных политических институтов и соответствующей политической структуры общества. Экономическая модернизация предполагает в первую очередь развитие частной собственности, которая представляет собой ядро развития системы экономических отношений, твердых государственных гарантий её функционирования, а вместе с тем поддержку частного бизнеса, особенно малого, усиление партнерских отношений между частным и государственным хозяйством вместо слияния власти и собственности, о котором писал К. Маркс [15].
Потребность и необходимость модернизации вызревает в сознании людей в результате нарастания противоречий в технологическом базисе, в экономических отношениях и интересах, в отношениях власти и общества, отдельной страны и передовых стран мира. В результате воздействия этих противоречий люди начинают поиск новых технологий, новых экономических, государственных и социальных институтов. Модернизация сверху, осуществ-
ляемая государственным аппаратом, исходит из новых потребностей общества, но перемены производятся бюрократически и взвешиваются с интересами сохранения власти политической элиты. Интересы всего общества при этом воспринимаются в значительной мере лишь отчасти или враждебно. Поэтому возникает конфликт интересов и искажение необходимых реформ. Противоречия остаются, прогресс достигается лишь частично, быстро исчерпывается, так как экономика теряет стимулы к развитию. Именно такую стагнацию мы наблюдаем в современной России. Таким образом, наиболее эффективной становится модернизация, когда стихийный поток преобразований и улучшений соединяется с полной государственной поддержкой этих процессов, с политической волей правительства радикально совершенствовать экономическую структуру. При этом участники модернизации должны реализовать свои интересы улучшения условий жизнедеятельности. Стихийный механизм рыночного саморегулирования объединяется с государственным механизмом регулирования на основе сбалансированности интересов субъектов, социальных групп и всего общества.
Препятствуют процессу модернизации два основных фактора. Первый - оппортунистический настрой и поведение населения страны, низкий уровень развития гражданского общества, политической и экономической культуры социума. Это порождает возникновение кризисной ситуации, ведущей к хаосу. Другая причина состоит в том, что демократические институты малодейственны, носят в значительной мере декларативный характер. При этом господствует авторитарная форма власти, что неизбежно приводит к произволу властей, бюрократизму и коррупции и, в конце концов, к последующему кризису общества. В современных условиях неэффективность государственных бюрократических методов управления экономикой подрывает возможности экономического роста. Бюрократия стремится подменить общественный интерес групповым интересом служащих государственного аппарата, она выражает реакционные тенденции аппарата управления обществом, противодействует осуществлению прогрессивных сдвигов в экономике. На этой основе развивается система коррупции, служащая для бюрократов обширным источником незаслуженного, незаработанного дохода.
Бурное разрастание бюрократизма в современной России объясняется несколькими причинами. Во-первых, чрезмерным вмеша-
60
В.П. Шпалтаков
тельством государства в экономику. Наше государство не смогло создать необходимый порядок для развития конкурентно-рыночных отношений и с помощью рыночной координации уменьшить роль бюрократии. Во-вторых, слабым развитием сети рыночных отношений, сохранением обособленности регионов на огромной территории страны. Единство регионов, как и в прежние периоды, сохраняется в значительной мере за счет административных рычагов, вертикальных взаимосвязей. В-третьих, низкой предприимчивостью и деловой активностью самого российского народа, который традиционно привык не нести ответственности за дела в государстве, он всегда стремился передавать функции принятия решений и ответственности за их исполнение особому слою государственных служащих.
Таким образом, можно утверждать, что в современной России отсутствует необходимое согласование экономических интересов государства и различных групп общества. В большей мере согласуются интересы государства и крупного бизнеса, в меньшей - среднего и мелкого. Но и в крупном бизнесе преимущественно реализуются интересы сырьевых магнатов, что привело к застою в обрабатывающей промышленности и сельском хозяйстве. Обострение международной обстановки заставляет правительство осуществлять индустриализацию в целях импортозамещения, изменить экономическую политику в направлении развития национального рынка, более эффективного использования государственных программ модернизации экономики.
Успешной модернизации способствуют такие факторы, как политическая активность ведущих сил общества, стремящихся к глубоким политическим реформам, недовольство масс народа властью бюрократии и олигархии, формирование сильных политических партий, активный общественный контроль над выборами в различные ветви власти. Важным также является изменение характера предпринимательского класса в сторону усиления новаторских свойств и ориентации на национальные интересы, что имеет место в Китае, США и других странах мира. Для этого государство
должно создать благоприятный для бизнеса климат с низкими рисками и уменьшением власти бюрократии и беззакония.
1. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М. : Эксмо, 2007. -960 с.
2. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. -Т. 18. - М., 1961. - 800 с.
3. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. -Т. 2. - М., 1955. - 645 с.
4. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. -Т. 1. - М., 1955. - 695 с.
5. Шпалтаков В. П., Панюшкина Е. В. Экономические интересы и механизмы их реализации. - М. : Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте, 2012. - 172 с.
6. Волосов И. Государева воля. - URL : http://www.rg.ru/2011/06/28/biznes.html.
7. Угланов А. Возвращение трех толстяков // Аргументы недели. - 2014. - 23 октября.
- С. 1-2.
8. Бегство капитала / Википедия. - URL : https://ru.wikipedia.org/wiki/Бегство_капитала.
9. Романов Б. 80 процентов россиян в бедности? - URL : http://www.proza.ru/2011/12/ 20/33.
10. Росстат: число бедных в России в 2013 году составило 15,9 млн человек / Взгляд.
- URL : http://vz.ru/news/2014/4/9/681278.html.
11. Дзись-Войнаровский Н. Gallup: реальная безработица в России в 3 раза выше официальной. - URL : http://slon.ru/economics/ bezrabotits_po_gellapu-807653.xhtml.
12. International Trade and Market Access Data. - URL : http://www.wto.org/english/res_e/ statis_e/statis_bis_e.htm.
13. Реальный прожиточный минимум -14 тысяч рублей, считают россияне. - URL : http://regions.ru/news/2471711/.
14. Гутенев В. В. Государственная поддержка отечественного машиностроения // Евразия Вести. - URL : http://www.eav.ru/publ1. php?publid=2013-08a03.
15. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. -Т. 46. - Ч. 1. - М., 1968. - 578 с.