rossijskoj promyshlennosti [The development of entrepreneurship and economic changes in the Russian industry]. Omsk: SibADI, 2010. 260 p.
4. Biryukov V.V., Romanenko E.V. Instituty i institucional'no-jevoljucionnaja paradigma razvitija malogo predprinimatel'stva [Institutions and institutional-evolutionary paradigm of small business development]. Omskij nauchnyj vestnik, 2012, no 1. pp. 34-37.
5. Laureaty mezhdunarodnoj premii za vklad v issledovanija predprinimatel'stva i malogo biznesa [Winners of the international award for the contribution to researches of entrepreneurship and small business] pod red. A. Chepurenko. Moscow, Izdat. dom Vysshej shkoly jekonomiki, 2013. 526 p.
6. The results of full-scale Federal statistical observation of the activitiy of small and medium enterprises for the year 2010. V. 1. Legal entities and physical persons engaged in entrepreneurial activities without forming a legal entity. Moscow: IIC «Statistics of Russia», 2012. 136 p.
7. Federal state statistics service. Official site Available at: http://www.gks.ru.
8. Verkhovskaya O.R., Dorokhina M.V. Predprinimatel'skie firmy i sozdanie novyh rabochih mest v Rossii: jempiricheskie svidetel'stva [Entrepreneurial companies and creation of new jobsites in Russia: empirical evidence]. Rossijskij zhurnal menedzhmenta, 2013. no 1. pp. 19-40.
9. Biryukov V.V. Modernizacija promyshlennosti i vybor innovacionnoj strategii razvitija predprijatij [The modernization of industry and choice of innovative strategy of developing enterprises] Vestnik Omskogo universiteta. Serija «Jekonomika», 2013, no 3. pp. 94-99.
10. Romanenko E.V. Osobennosti razvitija i vzaimodejstvija malogo, srednego i krupnogo biznesa [Peculiarities of the development and interaction of
small, medium and large business]. Vestnik SibADI, 2011, no 3. pp. 60-65.
11. Biryukov V.V. Proizvoditel'nost' hozjajstvennyh sistem i modernizacija promyshlennogo proizvodstva [The performance of economic systems and modernization of industrial production]. Vestnik SibADI, 2012, no 1. pp. 84-88.
Романенко Елена Васильевна (Россия, г. Омск) - кандидат экономических наук, заведующий кафедрой «Общая экономика и право», ФГБОУ ВПО «СибАДИ». (644080, пр. Мира, 5, e-mail: [email protected]).
Бирюков Виталлий Васильевич (Россия, г. Омск) - доктор экономических наук, профессор, академик Российской академии социальных наук, проректор по научной работе ФГБОУ ВПО «СибАДИ». (644080, пр. Мира, 5, e-mail: e-mail: birukov_vv@sibadi. org).
Romanenko Elena Vasilyevna (Russian Federation, Omsk) - candidate of economic sciences, head of the department "The general economics and law" of The Siberian state automobile and highway academy (SibADI) (644080, Mira Ave, 5, e-mail: romanenko_ev@sibadi. org).
Biryukov Vitaly Vasilyevich (Russian Federation, Omsk) - doctor of economic sciences, professor, an academician of the Russian academy of social sciences, the pro-rector for scientific work of The Siberian automobile and highway academy (SibADI). (644080, Mira Ave., 5, e-mail: e-mail: birukov_vv@sibadi. org).
Работа подготовлена при поддержке Проекта в рамках государственного заказа Министерства образования и науки РФ на 2015 год (фундаментальные исследования).
УДК 330.342.3
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ
В. П. Шпалтаков
Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС), Россия, г. Омск.
Аннотация. В статье рассмотрены проблемы модернизации социально-экономической системы России. Применены такие методологические подходы: системный, институциональный, кейнсианский и ряд конкретных методов. Показана необходимость модернизации политической, экономической, социальной и культурной сфер. Утверждается определяющая роль модернизации политических институтов, необходимость устранения бюрократизма и коррупции. Указаны причины современного экономического кризиса в России. Рассмотрены пути выхода из кризиса: изменение политической стратегии, проведение неоиндустриализации, укрепление прав частной собственности и развитие конкурентно-рыночных отношений, расширение свободы предпринимательства.
Ключевые слова: методологические подходы, модернизация, социально-экономическая система, государственное регулирование, экономический кризис.
Введение
Значение методологии науки в современном обществе значительно возросло. Причины этого состоят в следующем: усиление роли науки в современном обществе, поскольку она превратилась в непосредственную производительную силу, повышение эффективности научных исследований; усложнение общественных, экономических процессов, повышение значения
инновационного характера производства; необходимость улучшения действия механизма государственного регулирования экономики; решение проблем периодического реформирования общественного строя, модернизации экономики и государственного аппарата.
Интерес к методологии заметно возрос в последнее время, и это связано с тем, что парадигма, которая возникла на основе неоклассики и кейнсианства не в полной мере отражает новые явления в мировой экономике. В результате появляются новые идеи и подходы, которые определяют развитие экономической науки в XXI веке. На характер методологических исследований значительное влияние оказывает развитие философии, психологии, этики, общественные представления и настроения,
информационные процессы, геополитические противоречия и т. д.
В научной среде существуют различные определения методологии вообще и методологии науки в частности. Это связано с тем, что, с одной стороны, в любой деятельности возникает проблема методов её организации, а с другой стороны, научная методология всегда отражает специфику предмета данной науки [1, с. 20, 82]. Исходный пункт научной экономической методологии - осознание её объективно-исторического, объективно-диалектического и объективно-социального характера. При этом метод выступает как способ познания. С одной стороны, метод выступает как совокупность конкретных приемов исследования (методика), а с другой стороны, это специальная теория познания (методология). Метод всегда отражает предмет и объект науки. Объектом экономической науки является общество в постоянном его развитии, а в качестве предмета выступают экономические процессы, явления и отношения.
Исходя из общих суждений о методологии возможно рассмотреть важную для нашего общества задачу - формирование
методологического и теоретического подходов исследования модернизации современной России.
Методы и теории анализа модернизации российской экономики. Прежде всего, для понимания сущности модернизации нужно применить метод восхождения от конкретного к абстрактному. Для экономической науки этот принцип реализуется в абстрактном представлении изучаемых социальных процессов. Развитие общества включает в себя как сохранение традиционных элементов, так и множество процессов появления новых явлений - в фирмах, в отраслях, в макроэкономических сферах, в организации всего общества, и это нуждается в обобщении. В современной научной литературе имеются различия в абстрактном определении модернизации. Например, в Большой советской энциклопедии модернизация определяется как изменение в соответствии с новейшими, современными требованиями и нормами [2, с. 402]. Таким же образом формулируется модернизация в Российском
энциклопедическом словаре, в Новом энциклопедическом словаре и в Краткой Российской энциклопедии. В Новой экономической энциклопедии Е. Е. Румянцевой выявляется два смысла модернизации: 1. В широком смысле модернизация - достижение прогрессивных сдвигов, изменение соответственно требованиям современности путем внедрения различных усовершенствований. Применяется в основном для характеристики процессов, происходящих на макроуровне. 2. В отношении имущества - устранение морального износа посредством замены элементов объекта имущества, устранения конструктивных дефектов, улучшения внешнего вида [3, с. 366]. В литературе имеются и другие определения понятия модернизации, но смысл их сводится к тому, что модернизация - это процесс обновления и усовершенствования различных общественных элементов и всего устройства общества в соответствии с новыми требованиями времени. Для нас важно в данном контексте, что модернизация - это макропроцесс перехода от отстающего к современному, развитому обществу.
Важным методом решения проблем модернизации в современной России является системный подход, который предполагает комплексное исследование объекта, представленного совокупностью взаимосвязанных частных элементов
(функций). Исследование объекта осуществляется, с одной стороны, как единого целого, а с другой стороны, как части более крупной системы. Таким образом, принцип системности охватывает все стороны объекта и предмета в пространстве и во времени. Исходя из этого модернизация должна охватывать все элементы социально-экономической системы страны, ибо фрагментарная модернизация не позволит вывести Россию на передовой уровень цивилизации. Модернизация социально-экономической системы включает в себя прогрессивные изменения политической, экономической, социальной и культурной сфер общества.
Политическая модернизация связана с формированием и укреплением
демократических основ функционирования государства. Этот процесс реализуется через образование и развитие прогрессивных политических институтов и соответствующей политической структуры общества. Определяющую роль играют такие политические институты, как
представительные, исполнительные и судебные органы власти, законодательная система, политические партии, системы общественного выбора и т. д.
Экономическая модернизация
представляет собой совершенствование и интенсификацию процесса общественного воспроизводства, изменение характера экономических отношений, развитие и распространение рыночных отношений, формирование и развитие национальных и транснациональных рынков, а также включает в себя коренное
совершенствование методов организации и управления экономикой.
Социальная модернизация представляет собой совершенствование социальных отношений и переход от устаревших институтов, механизмов и процедур, регламентирующих социальную жизнь, к новым, дающим большее развитие демократии и культуры. В любом обществе люди взаимодействуют друг с другом. Социальные взаимодействия выступают в виде социальных отношений - классовых, групповых, национальных, этнических, семейных, конфессиональных, клановых. Эти отношения могут иметь острые противоречия и конфликты, вызываемые экономическими и политическими кризисами, нарушениями принципов демократии.
Модернизация культуры представляет существенное обновление культуры в духе
новых ценностей либо преодоление ее отставания от культур, признаваемых как развитые. В зависимости от соотношения в культуре традиций и инноваций принято выделять два типа культуры: традиционную и модернистскую (современную). В традиционной культуре господствует консервативная психология и мышление, непринятие новизны, сохранение старых форм и порядков. В отличие от этого модернистские или современные культуры имеют ориентацию на инновации, инструментальные ценности и точные науки, а также на светский характер социальной жизни, на выделенную персональность, общественный прогресс, демократическую систему власти, рыночные отношения, готовность к изменениям. В модернистской культуре господствуют открытость ко всему новому, психология и мышления развития, совершенствования, быстрое восприятие информации.
Системный подход включает в себя принцип интеграции. Интегративные свойства появляются в результате совмещения элементов до целого, совмещения функций во времени и в пространстве. В результате возникает синергетический эффект - эффект совмещения действий. Именно только тогда модернизация страны приобретет значительный эффект, когда все указанные части социально-экономической системы будут охвачены модернизационными процессами и смогут оказывать взаимное влияние модернизации.
Однако возникает вопрос о характере этой интеграционной социально-
экономической системы. Главным критерием её определения является установление роли социальных сил и институтов в экономике и политике. Определяющие позиции в этих сферах России играет государство и крупный монополистический бизнес в сырьевом и оборонном секторах, т. е. государственная бюрократия и богатейший класс собственников. Наиболее сильные позиции государства оказались в транспорте, в оборонной промышленности, производстве судов, летательных и космических аппаратов, в ряде важнейших отраслей машиностроительного комплекса и т. д. То, что касается крупного бизнеса, то отметим, что один процент населения, владеющий личным состоянием более миллиона долларов, контролирует 71 % национальных богатств. Эта концентрация богатства превосходит США (37 %), Китай и страны Западной Европы (32 %) и т. д. [4, с.1].
Фактически в России сформировался
государственно-монополистический
капитализм.
Диалектика учит, что связи и взаимодействия в системе являются качественно и количественно разными. При учете характера социально-экономической системы возможно выявить определяющее звено модернизации. Таковым звеном является государство, ибо модернизация должна выступать как главное направление государственного регулирования экономики. Такая модернизация «сверху» неизбежна в виду слабой силы действия рыночного механизма саморегуляции и низкой деловой активности населения. Однако прежде чем проводить модернизацию в обществе само государство должно быть реформировано.
События последних десятилетий демонстрируют низкую эффективность государственного управления экономики. После вступления России на рыночные рельсы страна периодически попадает в экономический кризис. Тяжелейший в 90-е гг. с падением ВВП в 2 раза и дефолтом, трудный в 2008 - 2009, когда произошло падение ВВП на 26 %. Стагнация экономики в 2012 - 2014 гг. подвела к очередному кризису 2015 г. Главные причины кризисов нашей экономики заключены в том, что страна израсходовала возможности экстенсивного экономического роста, но правительство продолжало проводить стратегический курс развития главным образом нефтегазового сектора, сориентированного на экспорт. При слабом развитии обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства это вело ко всё большей зависимости России от мирового рынка, превращению страны в сырьевой придаток развитых стран Запада. Экономическая структура оказалась неустойчивой, зависимой от мировых цен на нефть. Падение цен на нефть в 2014 г. привело к катастрофическому обесценению российской валюты и повышению инфляции. Ни в одной стране-экспортере нефти ничего подобного не произошло. Из всех 170 валют мира российский рубль оказался самым ущербным благодаря неумелым
регулирующим действиям
правительственных органов и обширному воровству наших спекулянтов - крупных банков и компаний [5,с.1]. Политика наращивания экспорта энергоносителей главным образом соответствовала интересам крупного бизнеса и бюрократии и лишь отчасти - остальным слоям общества.
Именно это обстоятельство задерживало модернизацию экономики и общества.
Применение метода анализа и синтеза позволяет выявить те институты государства, которые в большей мере препятствуют процессу политической модернизации. Экономический анализ политических и административных институтов целесообразно начать с изучения феномена бюрократии, поскольку это проливает свет на конфликт между общественными интересами и бизнесом. Суть в том, что наша политическая система носит авторитарный характер, устраняющий конкуренцию в формировании кадров, подавляющий инициативу и ответственность за свою работу государственных служащих, усиливающий бюрократизацию институтов власти. С точки зрения институциональной методологии наша современная бюрократия как институт имеет глубокие корни в прошлом общества -дореволюционной и советской России, где господствовала не свобода и конкуренция, а внеэкономическое принуждение. На начальной стадии социально-экономической формации бюрократия играет
преимущественно положительную роль: она помогает обществу создать полезную для всех организацию и порядок жизнедеятельности. Непрерывное развитие экономики и всего общества привело к росту армии управленцев, чиновников для того, чтобы множественные, внутренне разрозненные устремления и поступки людей можно было привести к некоемому общему знаменателю. Так, численность госслужащих или чиновников в России в 2013 году составила 1 млн 455 тыс. человек, или 1,9 % рабочей силы. Из них в федеральных органах власти работало 248 тыс. человек, в региональных - 246 тыс., в органах местного самоуправления - 498 тыс., финансовых и налоговых органах - 217 тыс., судах - 151 тыс., прочих органах - 95 тыс. Таким образом, в России приходится 102 чиновника на 10 тыс. человек. Аппарат госуправленцев РСФСР в 1988 году насчитывал 1,16 млн человек, или 81 чиновник на 10 тыс. человек населения (на 20 % меньше, чем сейчас). Если в 2009 году совокупные расходы на оплату труда занятых в госуправлении составляли 519,3 млрд р., то в 2013-м - 682,7 млрд р. Рост, таким образом, составил 31 %, говорят данные Росстата [6].
По мере усложнения экономики, комбинации общественного труда возрастали роль и значение управления. Государство всё более активно вмешивается в рыночную
экономику, регулируя макропроцессы. При этом управленческая система за определенным порогом роста порождает своеобразную цепную реакцию - множит управленческие функции, часто бесполезные, бумажный оборот и управленческие кадры, выдумывает выгодные ей самой оценки своей деятельности, сама себя проверяет, поощряет, наказывает. Чем более зрелым становится общество, чем больше оно стареет, тем более негативную роль играет бюрократия: она создает заторы на пути развития общества. Разрастаясь, как раковая опухоль, бюрократия неосознанно, но вполне действенно подталкивает общество к упадку и краху. Она является могильщиком старого общества, потерявшего иммунитет к рутинам, нацеленного на консервацию устаревшего порядка. В этих условиях бюрократия выступает как реакционная сила. При этом формируемый регламент задается политическими установками правящего класса, для которого бюрократия выступает как механизм воздействия на общество. Бюрократизм же представляет собой социально-экономическое явление,
искаженную извне административную систему. По мнению К. Маркса, бюрократизм - это специфическое сословие, всемогущая и во все вмешивающаяся паразитическая корпорация, объединяющая представителей высших классов и государственных служащих на основе общего экономического интереса -присвоения доходов трудящихся [7, с. 270, 271].
Таким образом, бюрократия выражает консервативные тенденции аппарата управления обществом, противодействует осуществлению прогрессивных сдвигов в экономике. Накладываясь на всю иерархическую структуру управления, бюрократия пронизывает все ее уровни, являясь носителем всех видов и форм бюрократизма. Можно выделить два признака бюрократической деформации управления. Первый - явное ослабление реального воздействия управленческого механизма на экономические процессы, что приводит к снижению их эффективности. Поставленные цели не достигаются. Второй признак -значительный подрыв индивидуальных, групповых и общественных интересов, что снижает предпринимательскую и
общественную активность населения страны. Противоречия между интересами общества и бюрократии обостряются по мере снижения эффективности экономики и снижения жизненного уровня населения. Выяснилось,
что громадный приток валюты от экспорта нефти, газа и другого сырья не пошел на модернизацию устаревшего производства, был проеден и расхищен. Бюрократическая координация экономики подмяла под себя рыночную координацию, иначе говоря, вертикальные взаимосвязи, многоуровневая иерархия, подчиненность координаторов и координируемых лиц и организаций подчинила и резко ограничила горизонтальные связи между
хозяйствующими субъектами. Хуже всего то, что разрушена этическая координация, основанная на моральных нормах поведения, на нравственном отношении к делам, партнерам, наемным работникам, семейным узам, общественному долгу.
Рост бюрократизма вызывает рост коррупции. Коррупция - главный и динамично растущий сектор российской экономики, она является следствием неэффективности и управления, и рынка, т. е. общественных отношений. Коррупция имеет свойство разрастаться лавинообразно, создавая угрозу национальной безопасности, она разрушает сферу права и формирует в России аномальную экономику. В такой экономике перестают действовать фундаментальные экономические законы: например, честная конкуренция, нормальные транзакционные издержки, изменения цен, перелив капитала и т. д. Коррупция действует в среде законодателей, которые заинтересованы в повышении своих доходов. Характер принятия ими тех или иных законов часто сопровождается взятками со стороны бизнеса. Широко распространены взятки и при государственных закупках. Для возникновения при этом коррупции необходимо существование несовершенств рынка. Государственные заказы могут быть столь велики, что их реализация обеспечивает экономию на масштабах производства и обеспечить стабильный, по сути, монопольный рынок. Так, военные закупают множество сложных и высокоспециализированных видов
вооружений и военной техники, стимулирующие крупные взятки. Субъекты, распределяющие блага и налагающие взыскания, обладают достаточной свободой в решении вопросов о том, кто должен получить благо или заплатить штраф. Наиболее распространены взятки медработникам сотрудникам ГАИ, полиции и военкоматам, работникам системы образования, при оформлении собственности и устройстве на работу. При отсутствии
эффективного общественного контроля у данных субъектов возникают большие возможности для взяточничества. В 2014 году Россия опустилась на 136 место (из 174), набрав 27 баллов [8]. А это значит, что наша страна является одной самых из коррумпированных стран мира, Средний размер взятки в России вырос с 2008 по 2014 г. в 16 раз - с 9 тыс. до 145 тыс. руб. несмотря на принятие закона «О борьбе с коррупцией» [9]. Коррупция в России в настоящее время чувствует себя очень неплохо и будет процветать, так как система контроля и управления над принятыми решениями слаба, исполнительская дисциплина находится на весьма низком уровне. Без сомнения, использование конкурентных факторов может служить важным элементом борьбы с коррупцией [10, с. 23].
В итоге в России сложился парадокс социально-экономической системы: с одной стороны, общество существует на основе бюрократического управления вместе с коррупцией, тормозящих модернизацию, с другой стороны, модернизация «сверху» требует активного участия бюрократии и снижения коррупции в этом процессе. Данный парадокс может быть разрешен только одним способом - усилением модернизации «снизу», т. е. созданием широкой свободы для предпринимательства и конкуренции.
Модернизация экономики: пути осуществления
Проблема модернизации экономики на современном этапе выступает как проблема выживания России. Экономическая модернизация предполагает в первую очередь преобразование собственности, которая представляет собой ядро развития системы экономических отношений. Здесь имеется в виду развитие частной собственности и частного бизнеса, создание партнерских отношений между частным и государственным хозяйством вместо слияния власти и собственности, о котором писал К. Маркс в процессе исследования экономических форм, предшествовавших капиталистическому производству [11, с. 578]. Важнейшим признаком господства частной собственности в экономической системе является право владения капиталом и получение платы за пользование им в виде процента на капитал. Право владения капиталом обеспечивает право присвоения соответствующей части прибыли,
создаваемой всеми участниками данного производства. Соответствие это
обеспечивается рыночным механизмом формирования средней нормы прибыли и реализуется с помощью механизмов финансового обращения. В процессе модернизации собственности, с одной стороны, должны быть созданы прочные гарантии сохранения её частной формы, а с другой стороны, - должно быть обеспечено бесперебойное функционирование рыночного механизма.
На протяжении XX столетия в России формировалось негативное отношение к частной собственности, которая трактовалась как источник эгоизма и эксплуатации. Неуважение к частной собственности в нашей стране сохраняется и создает атмосферу неуверенности капитала в своем будущем. Право частной собственности отнюдь не стало священным. В чём проблема защищённости собственности? Пожалуй, базовой проблемой является низкая легитимность прав собственности, особенно по итогам приватизации, в глазах общества. Кроме того, существует множество фактов нарушения права собственности: рейдерские захваты, искусственное банкротство фирм с целью завладения ими, массовые нарушения в сфере интеллектуальной собственности. Сложность восстановления права собственности, избыточно большая доля государства в экономике страны, особенно если учитывать «дочерние» и «внучатые» активы компаний с госучастием, давление органов государственной власти на бизнес -всё это создает элементы неустойчивости системы и непривлекательности её для инвесторов. Эксперты Всемирного банка оценивают долю государственной и муниципальной собственности в общей массе имущества России в 75 %, российские эксперты полагают, что доля государства в экономике составляет около 50 % [12]. При этом участие государства в экономике в качестве собственника заметно усиливалось в кризисные и посткризисные периоды. Об этом свидетельствуют и участившиеся случаи приобретения компаниями с участием государства активов у частных компаний. Особенно трудная ситуация складывается с правами собственности и условиями развития малого бизнеса.
Ситуацию можно изменить путем ограничения возможности дальнейшего «расползания» компаний с госучастием, созданием эффективной судебной системы и механизма законодательного восстановления прав собственности, нарушенного в ходе корпоративного конфликта, значительным
снижением бюрократического давления на бизнес.
Важная проблема российской экономики -преодоление кризиса и выход на устойчивый экономический рост. Стратегия
правительства концентрации ресурсов на развитии сырьевого сектора и оборонной промышленности, неизбежно должна сделать поворот к обрабатывающей промышленности и сельскому хозяйству. Иначе наша экономика идет ко всё большей зависимости от мирового рынка, превращению страны в сырьевой придаток развитых стран Запада. Зависимость России от экспорта и импорта стала чрезвычайно большой - в получении доходов, импорте продовольствия, лекарств, машин и оборудования, технологий иностранного капитала и т. д. Рост нашего ВВП в значительной мере зависит от цен на нефть. С введением Западом антироссийских санкций и падением цен на нефть положение нашей экономики стало критическим для выживания и развития страны. Усилился отток из страны капитала, произошла резкая девальвация рубля, вырос уровень инфляции. Предполагаемое понижение ВВП в 2015 г. - 3 - 4 % и соответствующее снижение реальных доходов населения. Все эти события поставили вопрос о диверсификации экономики,
импортозамещения и коренной модернизации как совершенно неотложный.
Вопрос о модернизации и импортозамещении упирается в интересы: кто и в какой мере заинтересован в коренных преобразованиях? До последнего времени ни государство, ни крупный, монопольный бизнес не имели значительных интересов и мотивов отказываться от привычной сырьевой стратегии - доходы шли в достаточном количестве и в бюджет и в карманы нефтегазовых монополистов. Обрабатывающая промышленность и сельское хозяйство их мало интересовали. При высоких ценах на нефть всё можно было купить за рубежом. Теперь к преобразованиям принуждает обстановка санкций. Сельское хозяйство должно развиваться, иначе возникнет дефицит продовольствия, и народ будет весьма недоволен. Проблема в кредитах, они очень дороги, не под силу селянину. Нужна государственная помощь. Должны измениться интересы нефтегазовых королей. Они крепко подсели на импортную технику. Доля иностранного оборудования в целом по нефтянке - 25-30 %, а в шельфовой добыче -100 %. В газовой добыче ещё больше.
Российская техника - старая, отработавшая по 30-40 лет. Среди новой техники российской только 20 %. Для обновления техники в ближайшие 7-10 лет нужно потратить 1,5 трлн рублей [13]. Если нефтяная промышленность пойдет на спад, удар будет серьезным и придется по всем.
Важным процессом модернизации является совершенствование существующего технологического уклада, когда
осуществляются нововведения или полное перевооружение производства с помощью новой, прогрессивной техники,
закладываются конкурентные преимущества за счет повышения эффективности производства. Особое значение для развития экономики имеет модернизация
машиностроения. Неизбежно придется поднимать свое машиностроение. Но здесь также есть свои тяжелые проблемы. В 90-е годы произошло тяжелое падение машиностроения - авиапромышленности, электротехники, электроники, станкостроения и др. От наследия СССР осталось всего 5% станкостроительных предприятий, а ведь это сердце машиностроения. В современных станкостроительных предприятиях 80 % станков морально и физически изношены и требуют замены. Но быстро этого сделать нельзя, нужны современные научные разработки. Нужно быстро развивать систему НИОКР. Другая проблема - инженеры. Опытные кадры ушли ещё в 90-е годы. Подготовка современных инженеров не соответствует требованиям времени. Школа и вуз производят массу троечников. Здесь также нужна кардинальная перестройка.
В нашей научной литературе активно пропагандируется теория новой
индустриализации. С ней вполне можно согласиться, но вопрос в том, как её осуществлять при современном спаде экономики. С позиции кейнсианской методологии определяющую роль должно сыграть государство. Кейнсианство впервые раскрыло структуру макроэкономического спроса, в том числе расходов на экономику, осуществляемых государством. Внутри страны такие расходы составляют сумму потребления, инвестиций и государственных закупок. Дж. Кейнс придавал большое значение инвестициям, как такой независимой переменной величине, которая влияет на зависимые от нее переменные величины: занятость, доход нации, потребительский спрос населения. В связи с этим он разработал теорию мультипликатора,
которая определяет эффективность государственных расходов с точки зрения воздействия их на объем общественного производства, занятость, доход и рынок, а тем самым - на эффективный спрос [14, с.156].
Российское государство должно оказывать воздействие на три главных фактора экономики: склонность к потреблению, предельную эффективность капитала и норму процента. В отношении склонности к потреблению важны государственные закупки товаров и услуг, включая и оборонные. В отношении процента - поддержание его низкого уровня. Для этого государство должно устранить выявившиеся недостатки в регулировании кредитных организаций, количества денег и валютного курса. Повышение предельной
эффективности капитала связано с созданием благоприятных условий для инвестирования. Для этого необходимо дешевое кредитование предпринимателей по низкой норме процента, щедрое финансирование предпринимателей за счет государственного бюджета и снижение уровня инфляции. Необходимо
перенастроить всю систему управления экономикой в рыночной парадигме, перестроить налоговую систему, усилить стимулирующие функции налогов, принять решительные меры по устранению инфляции и снижению процентов по кредиту. Нужно ограничить рыночную власть монополий и развить конкуренцию. Создать гарантии частной собственности. Обеспечить подлинную свободу предпринимательской деятельности, гарантируемую государством.
Остается проблема эффективных управленцев. Квалифицированные кадры подлинных, опытных управленцев фактически вычищены из всех звеньев, со всех уровней государства. Снова актуален лозунг: «Кадры решают всё».
Выводы
1. Рассмотрен процесс модернизации социально-экономической системы, который требует использования в первую очередь системного подхода с выделением определяющего звена модернизации, а также некоторых других методов - абстракции, анализа и синтеза и др.
2. Модернизация социально-экономической системы включает в себя прогрессивные изменения политической, экономической, социальной и культурной сфер общества. Определяющую роль играет модернизация политических институтов.
Опора государственной власти на бюрократию, превращение её в привилегированный класс общества приводят к застою и кризису. Преодоление бюрократизма и коррупции - первостепенная задача модернизации.
3. Главной причиной современного экономического кризиса в России является ошибочная стратегия правительства, сориентированная на развитие экстенсивными методами преимущественно сырьевого сектора.
4. Теория неоиндустриализации вполне адекватна сложившейся ситуации экономического отставания России. С позиции кейнсианской методологии определяющую роль в этом процессе должно сыграть государство.
5. Реформы должны приводить к развитию частной собственности и конкурентно-рыночных отношений. Они должны создавать условия для свободы предпринимательства, обеспечивать гарантии существования частной собственности.
6. Модернизация «сверху» должна поддерживаться модернизацией «снизу». Если же модернизация ухудшает условия жизни людей, она обречена на провал.
Библиографический список
1. Новиков А.Н. Методология / А.М. Новиков, Д.А. Новиков. - М.: СИНТЕГ, 2007. - 668 с.
2. Большая советская энциклопедия: В 30 т. / Под ред. А.М. Прохорова. - 3-е изд. - М.: Советская энциклопедия, 1974. Т. 16. - 616 с.
3. Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия / Е.Е. Румянцева. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 724 с.
4. Угланов А. Возвращение трёх толстяков / А. Угланов // Аргументы недели, 2014, № 40. - 32 с.
5. Угланов А. Кто пустил мироедов в колхозный амбар? / А. Угланов // Аргументы недели, 2014, № 48. - 32 с.
6. Соколов А. Исследование РБК: сколько в России чиновников и много ли они зарабатывают [Электронный ресурс] / А. Соколов, И. Терентьев. -Режим доступа: http://top. rbc. ru/economics/15/10/2014/543cfe56cbb2 0f8c4e0b98f2
7. Маркс, К. К критике гегелевской философии права / К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч.: в 39 т - 2-е изд. - М.: Политиздат, 1960. - Т. 1. - 723 с.
8. Коррупция в России. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Коррупция в России
9. Размер средней взятки в России. - Режим доступа: https://slon.ru/fast/russia/razmer-sredney-vzyatki-v-rossii-vyros-v-16-raz-za-6-let-1124538.xhtml
10. Роуз-Аккерман С. Взяточничество / С. Роуз-Аккерман // Экономическая теория / Под ред. Дж.
Итуэлла, М. Милгейта, П. Ньюмена. - М.: ИНФРА-М, 2004.- 931 с.
11. Маркс К. Формы, предшествовавшие капиталистическому производству / Экономические рукописи 1857 - 1859 годов. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. М.: Политиздат, 1980. Т. 46. Ч. 1. - 476 с.
12. Доля государства в российском ВВП. -Режим доступа: http://www.pravda.ru/news/economics/prognoses/02-07-2009/1015466-news-0/
13. Делягин М. Глубинные тайны нефтянки: Сколько лет Россия сможет просидеть на нефтяной трубе? - Режим доступа: http://maxpark.com/community/129/content/2974609
14. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег / Дж. М. Кейнс. - М.: Гелиос АРВ, 1999. - 352 с.
THEORETICAL AND METHODOLOGICAL APPROACHES TO MODERNIZATION OF THE RUSSIAN ECONOMY
V.P. Shpaltakov
Abstract. The article deals with the problems of modernization of socio-economic system of Russia. The are applied the following methodological approaches: systemic, institutional, Keynesian and a row of specific methods. The necessity of modernization of the political, economic, social and cultural spheres is shown. There is approved the determining role of modernization of political institutions, the necessity to eliminate bureaucracy and corruption. There are specified the reasons for the current economic crisis in Russia. There are considered the ways out of the crisis: changing political strategy, conducting neoindustrialization, strengthening of private property rights and competitive market relations, expansion of free enterprise.
Keywords: methodological approaches, modernization, social and economic system, government regulation, economic crisis.
References
1. Novikov A.N., Novikov D.A. Metodologija [Methodology]. Moscow, SINTEG, 2007. 668 p.
2. Bol'shaja sovetskaja jenciklopedija: V 30 t. Pod red. A.M. Prohorova. [Comprehensive Soviet Encyclopedia]. 3-e izd. Moscow, Sovetskaja jenciklopedija, 1974. T. 16. 616 p.
3. Rumjanceva E.E. Novaja jekonomicheskaja jenciklopedija [New economic encyclopedia], Moscow, INFRA-M, 2006. 724 p.
4. Uglanov A. Vozvrashhenie trjoh tolstjakov [Return of three fat men]. Argumenty nedeli, 2014, no 40. 32 p.
5. Uglanov A. Kto pustil miroedov v kolhoznyj ambar? [Who let miroyed in a collective-farm barn?]. Argumenty nedeli, 2014, № 48. 32 p.
6. Sokolov A., Terent'ev I. Issledovanie RBK: skol'ko v Rossii chinovnikov i mnogo li oni zarabatyvajut [Research RBC: how many in Russia officials and whether much they earn]. Available at: http://top. rbc. ru/economics/15/10/2014/543cfe56cbb2 0f8c4e0b98f2
7. Marks K. K kritike gegelevskoj filosofii prava [To criticism of gegelevsky legal philosophy]. Soch.: v 39 t - 2-e izd. Moscow, Politizdat, 1960. T. 1. 723 p.
8. Korrupcija_v_Rossii [Corruption in Russia]. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/
9. Razmer srednej vzjatki v Rossii [The size of an average bribe in Russia]. Available at: https://slon.ru/fast/russia/razmer-sredney-vzyatki-v-rossii-vyros-v-16-raz-za-6-let-1124538.xhtml
10. Rouz-Akkerman S. Vzjatochnichestvo [Bribery]. Jekonomicheskaja teorija / Pod red. Dzh. Itujella, M. Milgejta, P. N'jumena. Moscow, INFRA-M, 2004. 931 p.
11. Marks K. Formy, predshestvovavshie kapitalisticheskomu proizvodstvu. Jekonomicheskie rukopisi 1857 - 1859 [The forms preceding capitalist production]. Moscow, Politizdat, 1980. T. 46. Ch. 1. 476 p.
12. Dolja gosudarstva v rossijskom VVP. [Share of the state in the Russian VVP]. Available at: http: // www.pravda.ru/news/economics/prognoses/02-07-2009/1015466-news-0/
13. Deljagin M. Glubinnye tajny neftjanki: Skol'ko let Rossija smozhet prosidet' na neftjanoj trube? [Deep secrets of oil industry: How many years Russia will be able to stay on an oil pipe?]. Available at: http: //maxpark.com/community/129/content/2974609
14. Kejns Dzh. M. Obshhaja teorija zanjatosti, procenta i deneg [General theory of employment, percent and money]. Moscow, Gelios ARV, 1999. 352 p.
Шпалтаков Владимир Петрович (Россия, г, Омск) - доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Экономика» Омского государственного университета путей сообщения (ОмГУПС), (644046, Омск, пр, Маркса, 35, е-mail: olga,karavaeva,42@mail,ru),
Shpaltakov Vladimir Petrovich (Russian Federation, Omsk) - doctor of economic sciences, professor, head of the department"Economics", Omsk state transport university (644046, Omsk, Marx Ave,, 35, e-mail: olga,karavaeva,42@mail,ru)