Научная статья на тему 'Проблемы улучшения инвестиционного климата в России'

Проблемы улучшения инвестиционного климата в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3291
402
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РИСКИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ САНКЦИИ / БЮРОКРАТИЯ / КОРРУПЦИЯ / РЕФОРМЫ / INVESTMENT CLIMATE / SOCIO-ECONOMIC RISKS / ECONOMIC CRISIS / ECONOMIC SANCTIONS / BUREAUCRACY / CORRUPTION / REFORMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шпалтаков Владимир Петрович

Рассматриваются проблемы инвестиционного климата в России. Раскрываются существующие теории инвестиционного климата, которые характеризуют различные условия создания благоприятных возможностей для притока капитала в экономику. Дается оценка состояния инвестиционного климата в России в настоящее время, он характеризуется как неблагоприятный, поскольку в стране существуют значительные политические и социально-экономические риски, создающие условия невыгодности инвестиций в различные отрасли экономики. Выявляются главные факторы неблагоприятного климата: 1) негативное влияние кризиса 2014-2017 гг., который привел к падению валового продукта, росту безработицы, банкротству предприятий и банков, снижению жизненного уровня населения и покупательского спроса на рынке; 2) влияние санкций зарубежных стран против России, которые ограничили импорт техники, получение кредитов, осуществление инвестиций, сотрудничество компаний. Доказывается, что в управлении экономикой существуют большие риски для инвесторов в силу бюрократизации и роста коррупции: бюрократизм подавляет свободу предпринимательства, создает сложности взаимодействия бизнеса и населения с государством, а коррупция приобретает всё более широкие масштабы, так что инвесторы несут потери. Рассматриваются причины, масштабы и последствия утечки капитала, который оседает в оффшорах, ценных бумагах США и на счетах зарубежных банков. Анализируется характер действующих налоговой и финансовой систем, которые не способствуют развитию российской экономики. Раскрывается нарастание социальных рисков, возникающих в результате роста бедности и недовольства населения ухудшением условий жизни, что сужает возможности российского рынка. В заключение обосновывается необходимость проведения в стране социально-экономических реформ для создания благоприятного инвестиционного климата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of improvement the investment climate in Russia

This article examines the problems of the investment climate in Russia. The existing theories of the investment climate that characterize the various conditions for creating favorable opportunities for capital inflows into the economy are disclosed. The assessment of the current investment climate in Russia is given, it is characterized as unfavorable, since there are significant political and socioeconomic risks in the country that create conditions for the unprofitable investments in various sectors of the economy. The main factors of unfavorable climate were identified: 1) the negative impact of the crisis of 2014-2017, which led to a fall in the gross product, growth of unemployment, bankruptcy of enterprises and banks, a decrease in the standard of living of the population and consumer demand in the market; 2) the impact of sanctions of foreign countries against Russia, which limited the import of machinery, obtaining loans, investment, and cooperation of companies. It is proved that in the management of the economy there are big risks for investors due to its bureaucratization and the growth of corruption: bureaucracy suppresses the freedom of entrepreneurship, creates difficulties for the interaction of business and the public with the state. Corruption is becoming more widespread, so that investors are losing money. The reasons, scales and consequences of capital flight, which settles in offshore, US securities and on the accounts of foreign banks are considered. The nature of the existing tax and financial systems that do not contribute to the development of the Russian economy has been analyzed. The growth of social risks arising from the growth of poverty and discontent of the population with deteriorating living conditions are revealed. This narrows the possibilities of Russian market. The conclusion reveals the need for socio-economic reforms in the country to create a favorable investment climate.

Текст научной работы на тему «Проблемы улучшения инвестиционного климата в России»

УДК 330.332 JEL: H5, O1, P3

DO110.25513/1812-3988.2018.1.56-66

ПРОБЛЕМЫ УЛУЧШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА В РОССИИ

В.П. Шпалтаков

Омский государственный университет путей сообщения (Омск, Россия)

Информация о статье

Дата поступления 22 ноября 2017 г.

Дата принятия в печать 25 декабря 2017 г.

Ключевые слова

Инвестиционный климат, социально-экономические риски, экономический кризис, экономические санкции, бюрократия, коррупция, реформы

Аннотация. Рассматриваются проблемы инвестиционного климата в России. Раскрываются существующие теории инвестиционного климата, которые характеризуют различные условия создания благоприятных возможностей для притока капитала в экономику. Дается оценка состояния инвестиционного климата в России в настоящее время, он характеризуется как неблагоприятный, поскольку в стране существуют значительные политические и социально-экономические риски, создающие условия невыгодности инвестиций в различные отрасли экономики. Выявляются главные факторы неблагоприятного климата: 1) негативное влияние кризиса 2014-2017 гг., который привел к падению валового продукта, росту безработицы, банкротству предприятий и банков, снижению жизненного уровня населения и покупательского спроса на рынке; 2) влияние санкций зарубежных стран против России, которые ограничили импорт техники, получение кредитов, осуществление инвестиций, сотрудничество компаний. Доказывается, что в управлении экономикой существуют большие риски для инвесторов в силу бюрократизации и роста коррупции: бюрократизм подавляет свободу предпринимательства, создает сложности взаимодействия бизнеса и населения с государством, а коррупция приобретает всё более широкие масштабы, так что инвесторы несут потери. Рассматриваются причины, масштабы и последствия утечки капитала, который оседает в оффшорах, ценных бумагах США и на счетах зарубежных банков. Анализируется характер действующих налоговой и финансовой систем, которые не способствуют развитию российской экономики. Раскрывается нарастание социальных рисков, возникающих в результате роста бедности и недовольства населения ухудшением условий жизни, что сужает возможности российского рынка. В заключение обосновывается необходимость проведения в стране социально-экономических реформ для создания благоприятного инвестиционного климата.

PROBLEMS OF IMPROVEMENT THE INVESTMENT CLIMATE IN RUSSIA

V.P. Shpaltakov

Omsk State Transport University (Omsk, Russia)

Article info

Received

November 22, 2017 Accepted

December 25, 2017

Keywords

Investment climate, socioeconomic risks, economic crisis, economic sanctions, bureaucracy, corruption, reforms

Abstract. This article examines the problems of the investment climate in Russia. The existing theories of the investment climate that characterize the various conditions for creating favorable opportunities for capital inflows into the economy are disclosed. The assessment of the current investment climate in Russia is given, it is characterized as unfavorable, since there are significant political and socioeconomic risks in the country that create conditions for the unprofitable investments in various sectors of the economy. The main factors of unfavorable climate were identified: 1) the negative impact of the crisis of 2014-2017, which led to a fall in the gross product, growth of unemployment, bankruptcy of enterprises and banks, a decrease in the standard of living of the population and consumer demand in the market; 2) the impact of sanctions of foreign countries against Russia, which limited the import of machinery, obtaining loans, investment, and cooperation of companies. It is proved that in the management of the economy there are big risks for investors due to its bureaucratization and the growth of corruption: bureaucracy suppresses the freedom of entrepreneurship, creates difficulties for the interaction of business and the public with the state. Corruption is becoming more widespread, so that investors are losing money. The reasons, scales and consequences of capital flight, which settles in offshore, US securities and on the accounts of foreign banks are considered. The nature of the existing tax and financial systems that do not contribute to the development of the Russian economy has been analyzed. The growth of social risks arising from the growth of poverty and discontent of the population with deteriorating living conditions are revealed. This narrows the possibilities of Russian market. The conclusion reveals the need for socio-economic reforms in the country to create a favorable investment climate.

© В.П. Шпалтаков, 2018

Введение. Инвестиционный климат - это понятие, которое характеризует совокупность условий, влияющих на желание инвестора осуществить вложения. Инвестиционный климат складывается из большого числа элементов (факторов риска), которые можно объединить в группы: внутренние и внешние, политические, экономические, социальные, экологические. Актуальность данной темы определяется рядом обстоятельств. Во-первых, на каждом этапе развития возникают новые факторы, влияющие на инвестиционный климат, появляются новые риски в экономической и политической жизни как в отдельных странах, так и во всем конфликтном мире. Их необходимо учитывать в современной теории и на практике. Во-вторых, современный кризис и санкции против России существенно подорвали инвестиционный процесс в нашей стране. Это требует изыскания новых источников инвестиций, а значит, и создание благоприятных условий для бизнеса. В-третьих, Россия нуждается в модернизации экономики, для чего требуются значительные капиталы (по оценке министра экономики М.С. Орешкина, около 5 трлн руб. в год), но их нужно привлечь возможными выгодами для инвесторов. В-четвертых, в настоящее время наблюдается значительное бегство капитала из России, что, естественно, сдерживает выход страны на экономический рост. Нужно понять причины этого явления и найти методы их устранения.

Гипотезы и методы исследования. Можно выдвинуть гипотезу, что современный инвестиционный климат в России невозможно улучшить без существенных политико-экономических реформ - изменения методов инвестиционной политики, устранения ряда негативных факторов в различных сферах национальной экономики и во внешнеэкономических отношениях. Для анализа проблемы, включающей ряд факторов, и подтверждения предложенной гипотезы необходимо использовать системный метод.

Обзор литературы. Проблема инвестиционного климата прямо или косвенно рассматривалась еще в классической литературе, начиная с А. Смита, который защищал свободу предпринимательства и конкуренции, невмешательства государства в экономику, подчинение бизнеса действию невидимой руки рынка и законам, что создавало, по его мнению, необходимые условия для накопления капитала и расширенного воспроизводства.

Особое внимание данной проблеме уделял Дж. Кейнс, полагая, что в условиях экономического спада необходимо усиление роли государства для повышения платежеспособного спроса и расширения инвестиций. Согласно теории Дж. Кейнса, предельная склонность к потреблению определяет мультипликатор инвестиций, т. е. потребительские расходы прежде всего влияют на состояние экономики [1, с. 114]. Объем инвестиций зависит, по Кейнсу, от побуждения к инвестированию. Побудить инвесторов должно государство путем воздействия на три фактора: склонность к потреблению, предельную эффективность капитала и норму процента, а также само должно инвестировать в экономику из государственного бюджета, вовлекая в этот процесс частных инвесторов.

В различных аспектах проблема инвестиционного климата присутствует в институциональной теории. Институты в виде набора правил и норм весьма важны для создания определенных условий экономического роста. Хотя они не определяют всецело поведение человека, но ограничивают набор альтернатив, из которых индивид может выбирать в соответствии со своей целевой функцией. Д. Норт пишет: «Институты - это "правила игры" в обществе, или, выражаясь более формально, созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми. Следовательно, они задают структуру побудительных мотивов человеческого взаимодействия - будь то в политике, социальной сфере или экономике. Институциональные изменения определяют то, как общества развиваются во времени, и таким образом являются ключом к пониманию исторических перемен» [2, с. 18].

Важное значение имеет концепция издержек оппортунистического поведения. Оппортунистическим называется поведение субъекта, уклоняющегося от условий соблюдения контракта с целью получения прибыли за счет партнеров. Оно может принять форму вымогательства, взяточничества или шантажа, игнорирования новшеств в хозяйственном процессе, а это значительно ухудшает деловой климат. При этом институционалисты большое значение придают роли права, которое отождествляется с установлениями (предписаниями), одобренными государственной властью [3, с. 22]. Важно, чтобы законы не менялись непрерывно, иначе предприниматели теряют ориентиры государственной политики и инвестиционный климат ухудшается.

Далее отметим теорию Й. Шумпетера, которая ориентирует развитие экономики на основе инновационного процесса, требующего постоянных инвестиций. Он говорит о том, что свойственный капиталистической форме экономики метод конкурентной борьбы, достаточно важный, чтобы служить ее характерной особенностью - направлять народное хозяйство на новые рельсы, ставить его средства на службу новым целям. Однако прогресс не возможен без потока инвестиций, которые зависят от благоприятных условий деятельности предпринимателей - новаторов и инвесторов. Шумпе-тер указывает на связь между кредитом и осуществлением новшеств: кредит необходим не только для возникновения предприятий и их деятельности, но еще больше он нужен для инновационного процесса. «При реализации новых комбинаций, напротив, финансирование как особый акт является принципиально необходимым как для практики, так и для создания мысленного образа» [4, с. 164].

Капиталистическая система кредита фактически выросла из финансирования новых комбинаций и развивалась на нем. Доступность кредита для предпринимателей является важным фактором инвестиционного климата. В большинстве теорий XX в. государству придается значительная роль в регулировании экономики. Монетаристская теория видит в этом существенные недостатки. Монетаризм выступает как современная теория неолиберализма, стоящая на позициях существенного ограничения сферы государственного регулирования экономики, которое ухудшает условия хозяйствования, деловой климат, подавляя рыночный механизм. По мнению монетаристов, рыночная экономика обладает устойчивостью, саморегуляцией и стремлением к стабильности и создает благоприятные условия для экономического развития. Именно рынок формирует деловую активность предпринимателей и инвесторов.Так, М. Фридмен считает, что экономические кризисы могут быть результатом правительственной бесхозяйственности. Учитывая опыт Великой депрессии в США, он пишет: «Точно так же и сегодня правительственные меры являются одним из важнейших факторов, тормозящих экономический рост. <...> И для экономической стабильности, и для роста нам насущно необходимо не расширение государственного вмешательства, а его сокращение... Основными областями государственной поли-

тики, имеющими отношение к экономической стабильности, являются кредитно-денежная и бюджетная политика» [5, с. 63-64].

Российская практика государственного вмешательства в экономику показывает, что теория Фридмена не лишена справедливости. Известно, что рост бюрократизма задерживает экономическое развитие, ухудшая инвестиционный климат. В связи с этим Л. Мизес рассмотрел поведение и роль бюрократии в авторитарном и демократическом обществах. Авторитарный режим позволяет бюрократии вторгаться во все сферы жизни и деятельности человека. Мизес подчеркивает, что бюрократия существует и в демократическом обществе, но там она подчиняется не власти, а закону. Бюрократическое управление означает управление не в соответствии с законом, а в соответствии со своими интересами [6, с. 26].

В том же направлении мыслили Г. Таллок и У. Нисканен, которые писали о подмене бюрократией общественных интересов собственными, ухудшая деловые отношения (см.: [7]). Дж. Гэлбрейт полагает, что на экономическое состояние оказывает влияние «стирание различий между частным и корпоративным секторами» [8, с. 55]. Если в стране наступает рецессия, то «единственное надежное средство против рецессии - стойкий потребительский спрос, ведь рецессия - это исчезновение такого спроса» [8, с. 68]. Однако экономическая политика часто вступает в противоречие с экономическим благосостоянием.

Проблема инвестиционного климата исследовалась в ряде научных работ современных российских экономистов. Так, в монографии В.В. Моисеева инвестиционный климат анализируется с позиции возможности иностранных инвестиций в России: рассмотрены особенности отношений иностранного бизнеса и государственной власти в современных условиях, показана необходимость институциональных преобразований в рационализации этого процесса, выявляются формы и тенденций взаимодействия бизнеса и власти в увеличении иностранных инвестиций в экономику сырьевой страны [9].

В другой работе ряд авторов (А.Н. Шохин, И.Ю. Юргенс, А.А. Прохорова, И.В. Котелев-ская и др.) рассмотрел широкий круг проблем в сфере взаимодействия бизнеса и власти в процессе формирования благоприятного инвестиционного климата в России и в мировой

практике, действие институтов и механизмов реализации интересов бизнеса в процессе экономического развития, особо была проанализирована социальная политика как фактор формирования инвестиционного климата [10].

В фундаментальном труде Р.С. Гринберга, А.Я. Рубинштейна и А.И. Абалкина процесс создания благоприятного климата в России рассматривается в аспекте закономерностей становления инновационной экономики, перехода к новому технологическому укладу. Особое внимание уделено вопросам выработки стратегического курса на модернизацию экономики, на формирование политики государства в социальной сфере в целях развития образования, культуры, жилищного хозяйства. Также поставлен вопрос о «реанимации» инвестиционного климата путем совершенствования финансового сектора, показана роль антикоррупционной политики в улучшении предпринимательского и инвестиционного климата [11].

В работах известного ученого Е.Г. Ясина утверждается, что для формирования благоприятного инвестиционного климата важно гарантирование частной собственности и свободы предпринимательства [12].

Изданы были и другие работы наших ученых, преимущественно они вышли до кризиса 2014-2017 гг. и введения зарубежными странами политико-экономических санкций. В результате теперь необходимо рассматривать проблемы инвестиционного климата в новых, сложных для России условиях. Попытка такого анализа делается в настоящей статье.

Результаты исследования. В настоящее время неблагоприятный инвестиционный климат - одна из главных проблем России. По мнению многих аналитиков, инвестиционный климат в России в 2010-е гг. ухудшался, особенно во время последнего кризиса, который возник в нашей стране в условиях, когда мировая экономика не находится в рецессии. Установились незавидные позиции России в зарубежных рейтингах оценки инвестиционного климата. Советский Союз в рейтинге журнала Еиготопеу за 1988 г. занимал 17-е место сразу вслед за Италией и Тайванем. По Индексу глобальной конкурентоспособности Россия в 2016 г. имела 43-е место, а в 2017 г. - 38-е место из 137 стран1. В рейтинге по инновациям Россия в 2017 г. заняла 45-е место из 127 стран2. «По индексу Привлекательности стран для осуществления венчурных и частных инвестиций, рассчиты-

ваемого Международным центром финансовых исследований Школы бизнеса Университета Наварры 2015 г., Россия располагается на 39-м месте (из 120) между Колумбией (38) и Мексикой (40), что означает, что инвестиции в Россию подвержены значительным страновым рискам» [13, с. 16]. Оценивая экономическую ситуацию, иностранные компании называют ее неблагоприятной - об этом заявляют 92 % опрошенных3.

Отрицательное влияние на инвестиционный климат оказывают санкции, введенные против России западными странами. Санкции фактически вводят запрет на инвестиции в важные отрасли экономики нашей страны, предусматривают запрет поставок технологий российским нефтегазовым компаниям, товаров и технологий двойного назначения для военно-промышленного комплекса и других отраслей. Инвестиционный климат существенно ухудшается, поскольку те иностранные компании, которые будут вступать в деловые отношения с российскими компаниями, будут подвергнуты экономическим санкциям.

В этих условиях рейтинг конкурентоспособности, инвестиционного климата не отражает степени их падения, оно более значительно. Под санкции попали такие крупные компании, как «Газпром», «Новатэк», «Лукойл», «Роснефть», предприятия оборонного комплекса и прочие известные корпорации, а также «Сбербанк», ВТБ, «Россельхозбанк», «Банк Москвы», «Внешэкономбанк».

Закрыт доступ российских компаний к долгосрочным кредитам. Принято отключение российских банковских структур от международных платежных систем, а также ограничение финансовой свободы российских компаний за рубежом. Установлена заморозка российских финансовых активов физических и юридических лиц. Введены санкции против российских нефтяных компаний и их дочерних предприятий, а также вспомогательных компаний отрасли, против газовой отрасли, ограничен доступ к инвестиционным проектам. Приостановлено военное сотрудничество с Россией.

Санкции значительно повлияли на внутреннее и внешнее состояние нашей экономики. Так, в 2013 г. импорт России составил 315 млрд дол., но к 2016 г. он снизился до 182 млрд дол. Это в первую очередь привело к сокращению импорта необходимой нам техники - в 1,8 ра-

4

за , что существенно уменьшило возможности выхода из кризиса.

В такой же мере на состояние нашей экономики повлияло сокращение иностранных инвестиций, источников кредитования и других значимых ресурсов. Уже в 2014 г. прямые иностранные инвестиции в Россию упали на 70 %, до 19 млрд дол.5

В то же время наше государство вводит свои санкции - полный запрет на импорт продуктов питания из тех стран, которые раньше ввели экономические санкции против России. Это является политикой жесткого протекционизма как части политики импортозамещения, задачи которой рассматривались правительством как жизненно важные, и их решение должно обеспечивать выживание в условиях изоляции российской экономики.

Протекционизм улучшил положение сельского хозяйства, но в целом политика импор-тозамещения во время кризиса 2014-2017 гг. не дала значительных результатов. Есть отрасли, которые нуждаются в импортозамещении больше всего. Так, в станкостроении доля импорта составляет 90 %, в сельскохозяйственном машиностроении - от 50 до 90 %, в энергетическом оборудовании - 50 %, по оборудованию для нефтегазовой отрасли - 60 %, в тяжелом машиностроении - 70 %, в гражданской авиации - 80 %6. Именно в этих отраслях им-портозамещение практически не повлияло, так как многие компании все-таки вынуждены закупать импортную технику и материалы, подорожавшие из-за снижения курса рубля.

Иностранных инвестиций осталось очень немного, возникает необходимость России в течение многих лет ориентироваться на свои внутренние накопления и внутренний рынок, на развитие своей науки, техники, человеческого потенциала. В этих трудных для нашей страны обстоятельствах правительство должно создавать условия безопасности и выгодности инвестиций в экономику, улучшить инвестиционный климат. Никто, кроме государства, этого сделать не может, поскольку государственное регулирование составляет определяющую функцию в хозяйственном механизме России.

Задачи инвестиционной политики состоят в устранении всех препятствий на пути создания благоприятных условий для бизнеса, для повышения инвестиционной активности преимущественно негосударственного сектора, для привлечения инвестиционных ресурсов из

различных источников, включая иностранные, создания условий для становления и развития венчурного инвестирования и правовых условий и гарантий для инвесторов различного типа, для совершенствования системы льгот и санкций при осуществлении инвестиционного процесса. Сырьевая модель не дает возможности развивать современную экономику - экономику знаний, которая базируется на творческом труде и предпринимательской свободе.

Затрудняет развитие страны растущая бюрократизация и коррупция, которые для России стали тяжелой проблемой. По состоянию на 2016 г. статистика коррупции в России вывела ее на 131-е место из 176 стран мира7. Эти факторы резко ухудшают инвестиционный климат в стране. Пока не будет существенно снижена коррупция и бюрократизм, страна не может рассчитывать на значительный приток инвестиций, без которых радикальная модернизация экономики не осуществима.

Самый большой недостаток нашей экономической атмосферы состоит в том, что в ней происходит угнетение свободы предпринимательства монополиями и государством. Государственный сектор непрерывно разрастается. Доля государства в компаниях с госучастием в 2016 г. составляла, по приблизительным расчетам, 51 %, на долю банков, контролируемых государством, пришлось более половины активов и свыше 90 % прибыли банковского сек-тора8. Фактически Россия всё больше сползает в государственный капитализм, в котором частная собственность, ее защита, мелкий и средний бизнес играют незначительную роль. Определяющее значение отводится крупным госкорпорациям и крупному избранному властью частному бизнесу. Однако госкорпорации не стремятся к повышению эффективности, поскольку дефицит у них средств покрывается выплатами из государственного бюджета.

Проблема также состоит и в том, что у нас права людей часто нарушаются, и понятно, что иностранным инвесторам не хочется подвергаться правовой дискриминации. Особенно важно достижение неприкосновенности частной собственности, защищенности ее от посягательств со стороны, запрет совершать какие-либо действия вопреки воле собственника. Именно это выступает в качестве гарантии свободы личности, ее автономии, самоопределения. Эта базовая ценность в нашей стране не утвердилась в полной мере. Предприниматели

чаще всего обращаются в прокуратуру в связи с нарушением своих прав, вызванных рейдер-ством, необоснованным уголовным преследованием, нарушением порядка размещения госзаказов и проведением незаконных проверок. По оценкам Национального антикоррупционного комитета, ежегодно в России происходит до 700 тыс. рейдерских захватов, при этом только по 10 % заводятся уголовные дела, из которых до суда доходят вовсе единицы9.

Отсутствие устойчивого экономического роста, кризис делают инвестиционный климат неблагоприятным, инвесторам нет смысла вкладывать свой капитал в застойную экономику. Объективные показатели состояния экономики свидетельствуют о недостатках государственного управления, которые связаны с игнорированием тенденций в мировой экономике. Проблема качества государственного управления является главной проблемой для России. В настоящее время существует значительное отставание нашей страны от передовых государств мира. Так, производительность труда в российской экономике сегодня в два раза ниже, чем в Евросоюзе, и в 2,5 раза ниже, чем в США10.

Низкая производительность труда в России есть результат слабой инновационной активности нашего бизнеса, неблагоприятного делового климата, а также слабой государственной поддержки процесса модернизации ведущих обрабатывающих отраслей.

Отсутствие нормальной конкуренции, компетентных управленцев, недоверие рыночных агентов к отечественным финансовым институтам, низкий уровень корпоративной культуры, наконец, отсталое оборудование создают малопривлекательный деловой климат в нашей стране. Об этом говорят факты устаревания основных фондов. Мы в значительной степени пользуемся технологиями, которые унаследовали от СССР. Износ основных фондов в экономике России на протяжении многих лет держится на уровне почти 50 %11. В ряде отраслей износ основных фондов значительно больше. Так, износ основных инфраструктурных фондов в промышленности и энергостроительной отрасли на сегодняшний день превышает 70 %, в лесной отрасли - 40 %, в ЖКХ - 60 %. Системы канализации в России в среднем изношены на 65 %, электросетей - 58 %12. Обновление производственных фондов отстает от требуемых темпов ввода реконструированных и новых производственных мощностей.

Ухудшение инвестиционного климата во время кризиса вызвало усиленное бегство капитала из России. Ухудшение ситуации связано также со значительной утечкой капитала из страны за рубеж. За 2014-2016 гг. вывоз капитала из России составил 226 млрд дол.13 Этот капитал, объем которого составил около 75 % национального дохода страны, оседает в оффшорах14.

Огромный отток денег из страны является точным индикатором того, как российский бизнес оценивает рискованность инвестиций в нашу экономику. Однако не только частный бизнес вывозит капитал, такой же практикой занимается и само государство, которое, несмотря на то, что США ввели против нас санкции, продолжает ввоз капитала в США, покупая ценные бумаги под низкий процент. Так, в мае 2017 г. общая сумма государственных инвестиций России в ценные бумаги США составила 108,7 млрд дол.15 Учитывая ухудшение отношений России и США, есть вероятность потери этих вложений.

Экономическая нестабильность, маленькая емкость рынка, девальвация рубля, неразвитая инфраструктура - всё это вызывает значительный отток капитала из страны, чтобы избежать его потери от возможного банкротства, высокого налогообложения, инфляции, отъема собственности. Бегство капитала значительно ухудшает инвестиционный климат в стране, так как снижается возможность выхода из кризиса и достижения экономического роста.

Учитывая большие сложности в процессе формирования благоприятного инвестиционного климата в России, всё же необходимо выявить для этого важные направления. В долгосрочной перспективе необходимо реформировать государственную систему регулирования экономики. В первую очередь необходимо улучшить макроэкономическое планирование на основе выработки долгосрочной стратегии развития; важно усилить роль и реальное выполнение федеральных целевых программ, предлагаемых к финансированию за счет бюджета; разработать и ввести в действие инвестиционную программу, рассчитанную на существенное изменение структуры экономики, реального импортозамещения; провести налоговую, кредитно-денежную и бюджетную реформы, реформу вывода бизнеса из оффшора и теневого сектора. Однако на протяжении всего последнего кризиса не было проведено реформ,

способных вывести страну на устойчивый экономический рост. Без серьезных реформ невозможно создать благоприятную деловую и инвестиционную обстановку, вывести страну из застоя и начать преодоление ее отставания.

Для возврата капитала в Россию необходимо реформировать налоговую систему. Обычно во время кризиса за рубежом снижали налоговую нагрузку на бизнес, чтобы дать предприятиям средства для модернизации. В нашей стране налогообложение весьма тяжелое. Существующая налоговая система создает сильные противоречия в экономических интересах страны. Так как она во многом нарушает важнейший принцип ее организации - справедливости налогообложения, - состоящий в том, что получатели больших доходов должны платить больше, чем получатели малых доходов. В среднем минимальный размер реальной налоговой нагрузки для россиянина - 53 %, в которые включен НДФЛ - 13 %, социальные взносы из зарплаты, уплачиваемые работодателем, - 30 %, НДС - 10-18 % плюс разные акцизы. В случае наличия квартиры и машины нагрузка - 55 %16.

В отличие от развитых стран, в России косвенные налоги имеют преимущество по сравнению с прямыми, а значит, основной вес налогов падает на массу среднего и бедного населения. Кроме того, действует так называемая плоская шкала налогообложения, при которой и получатели миллионных доходов, и те, кто получают средние и низкие доходы, платят один и тот же процент от дохода. Не применяется принцип отмены налогов для людей, имеющих доходы ниже прожиточного минимума. Не действует и принятая в других странах система налогообложения недвижимости - дорогостоящих вилл, квартир и т. п.

Всё это воспринимается населением как несправедливая политика создания привилегий богатого класса за счет остального населения, осуществление государственной налоговой политики преимущественно в интересах власть имущих и богатого класса.

Кроме того, налоговая система преимущественно нацелена на изъятие доходов в бюджет и в малой степени выполняет стимулирующую функцию. Всё это приводит к снижению потребительского спроса в стране, а в результате - к сохранению неблагоприятного инвестиционного климата.

В свою очередь, бизнес чувствует ужесточение администрирования в период кризиса.

Значительные социальные платежи в бюджет приводят к широкому использованию официально заниженной зарплаты. Слабо применялись налоговые скидки на капиталовложения и др. Сравнительно недавно рост нагрузки на малый бизнес в части соцстраха сразу привел к исчезновению (а в основном - к уходу в тень) большого количества микро- и малого бизнеса.

При этом ряд положений проекта Основных направлений налоговой политики на следующую трехлетку увеличит нагрузку на добросовестный бизнес. В реестр неналоговых платежей хотят включить экологический сбор, утилизационный сбор, плату с грузовиков массой более 12 т, за негативное воздействие на окружающую среду, за проведение госэкспертиз, налог на движимое имущество.

Значительная налоговая и неналоговая нагрузка на бизнес является одной из причин ухода российских компаний в оффшоры и нелегальный бизнес. В оффшорах применяются низкие или нулевые налоги, простые правила корпоративной отчетности и управления.

Другая серьезная проблема, которую нужно решать безотлагательно, - изменение характера деятельности банковской системы. Российская экономика долгое время живет без достаточных кредитов, поскольку проценты на кредит столь высоки, что делают его недоступным для реального сектора России. Это ухудшает инвестиционный климат и в корне подрывает инвестиционный процесс.

Ключевая ставка в России в последние годы оставалась высокой для банков и бизнеса и изменялась в 2014 г. - от 7,0 до 10,5 %, в 2015 г. - с 17 до 11 %, в 2016 г. - с 11 до 10 %, в 2017 г. - с 9,75 до 7,75 %17. Средняя ставка кредитования коммерческого банка в 2015 г. составляла в России 15,9 %, в 2016 г. понизилась до 12,7 %, в Китае - 4,4 %, в США - 3,3 %, в Евросоюзе - 1,3218. В январе 2017 г. средняя ставка по кредитам для бизнеса составила 16,77 % годовых19. По многим банкам эта ставка была выше 20 %.

В то же время рентабельность в нашей экономике настолько низкая, что большинство предприятий не могут использовать кредит. В 2016 г. рентабельность проданных товаров, работ и услуг составила 8,1 %, а рентабельность активов - 6,4 %. В отраслях добычи полезных ископаемых рентабельность выше, но в обрабатывающем производстве на указанном уров-не20. В стране в 2015 г. насчитывалось 33 %, а

в 2016 г. - 26 % убыточных организаций21. Следовательно, предприятия нашей экономики не имеют ни привлеченных, ни собственных достаточных для развития финансовых ресурсов, часть из них обанкротилась. Инвесторы не стремятся вкладывать свой капитал в технически устаревшие и нерентабельные предприятия.

Сама банковская система России переживает тяжелый упадок. За 2014-2017 гг. право работать потеряли более 300 банков22. Крах потерпели даже такие крупные банки, как финансовая группа «Открытие», «Бинбанк», «Рост банк», промышленно-финансовая группа «Сафмар», «Внешпромбанк», «Татфондбанк», «Югра» и др. В них выявился громадный дефицит капитала, который возник из-за неверных решений руководства и в результате крупных хищений. Очевидно, что контроль Центробанка оказался неэффективным.

Последствия банковского кризиса оказались тяжелыми для бизнеса, особенно для малого и среднего: были потеряны средства на счетах, часть предприятий разорилась. В 2017 г. оказалось, что почти половина банков имеют крупные потери капитала. По расчетам ведущего эксперта Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования М. Мамонова, дефицит капитала в банковском секторе может достигать 3 трлн руб., или около 3,5 % ВВП. Это почти вдвое больше, чем регулятор потратил на расчистку сектора за последние три года23. Минфин направляет колоссальные средства в банковскую систему, чтобы спасти по крайней мере такие крупнейшие частные банки, как «Открытие» и «Бин-банк», для сохранения которых было выпущено 800 млрд руб.24

В последний период Центробанк взял курс на монополизацию банковской деятельности крупнейшими государственными банками, такими как «Сбербанк», ВТБ, «Банк Москвы», «Газпромбанк», «ВТБ 24», «Россельхозбанк». За 2014-2016 гг. российская банковская система стала на 10 % ближе к полной монополии. Рыночная доля государственных банков выросла до 60,6 %. Системно значимые банки отвоевали себе у остальных около 5 % рынка, объем которого оценивается в 78 трлн руб.25 Однако в целом доля банковских кредитов в ВВП составила лишь 37 %, в то время как в европейских странах она свыше 100 %, что свидетельствует о высокой степени развитости их банковского сектора26.

Кризисное состояние банковской системы значительно ухудшило инвестиционный климат в силу как неустойчивости банковской системы, так и снижения конкуренции на финансовом рынке. Уменьшив кредитование реальной экономики, банки стали активнее кредитовать друг друга на рынке МБК и больше заниматься спекуляцией на рынке валют и ценных бумаг, получая от этого большие прибыли. Основными причинами перехода к такому виду деятельности стали увеличение доходности по данным видам активов ввиду роста ключевой ставки в конце 2014 г. и усиления вола-тильности на рынках валют и ценных бумаг, в частности государственных. Для выправления ситуации, поворота кредитной системы к реальному сектору экономики требуется повысить эффективность руководства Центробанка путем осуществления экономического курса, создающего возможности пользоваться кредитом предприятиями, особенно средними и мелкими, в обрабатывающем производстве, развития в банковской сфере конкуренции.

В период последнего кризиса усилились социальные риски, ухудшающие инвестиционный кризис. По данным Росстата, падение реальных располагаемых доходов россиян в 2016 г. достигло 5,9 % после 3,2 % в 2015 г. и 0,7 % в 2014 г. В январе-июле 2017 г. денежные доходы снизились на 1,4 %27. В стране значительно выросла доля бедного населения. Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в России в I квартале 2016 г. выросла до 22,7 млн чел., или 15,7 % от общей численности населения28. Наибольшее снижение доходов населения происходит в бюджетном секторе экономики. Во время кризиса в государственном бюджете возник значительный дефицит их доходов (около 3 трлн руб.), что вызвало необходимость сокращения государственных расходов, в том числе зарплаты в бюджетном секторе хозяйства. Произошло уменьшение расходов в здравоохранении (на 15 %) и в других социальных сферах, а значит, и зарплаты занятых в них.

Снижение доходов населения вызывает ряд других процессов: рост оплаты коммунальных услуг (примерно на 15 %), повышение цены ипотечного строительства жилья, транспортных услуг и т. д. Соответственно, общее снижение реальных доходов в 2014 г. составило 0,7 %, в 2015 г. - 3,2 % и в 2016 г. - 5,929.

Доходы населения являются важным фактором, воздействующим на экономический климат, так как от него зависит покупательная способность населения, которая формирует платежеспособный спрос на рынке, а через его посредство воздействует на объем производства и занятость населения. Рост бедности населения сокращает этот рыночный спрос. Повышение уровня потребительского спроса на национальном рынке является необходимой предпосылкой преодоления кризиса и перехода к устойчивому развитию. Недовольство существующим снижением уровня жизни у населения возрастает. Если это будет продолжаться, то неизбежен острый социальный конфликт народа с властью.

Заключение. Инвестиционный климат в России в настоящее время содержит ряд сложных для разрешения проблем, но проблемы -всего лишь скрытые возможности, которые можно использовать. Правительству необходимо опереться на современные политические и экономические теории, в большей мере - на кейнсианские и институциональные, трактующие методы и рекомендации выхода из застоя и кризиса. В условиях значительной политической и экономической изоляции России, введения против нее системы санкций, сужающих наши возможности в использовании капитальных и технологических ресурсов мирового хозяйства, следует сформировать и проводить в жизнь новую экономическую стратегию, ориентированную на более эффективное использование национальных капитальных, научных и людских ресурсов, на развитие национального рынка, на рост доходов населения. Поэтому для создания благоприятного климата в России правительству необходимо провести ряд реформ.

Прежде всего важно изменить характер действия самого государственного аппарата: уменьшить его вмешательство в экономику, усилить роль рынка и конкуренции на нем, осуществить реальные гарантии частной собственности. Правительству следует идти на сокращение расходов на госаппарат и силовые органы, используя высвободившиеся средства на развитие науки и экономики. Нужна более решительная борьба с коррупцией, воровством и бюрократизмом. Важно усилить платежеспособный спрос населения за счет повышения его доходов. Необходимо перестроить налоговую систему и облегчить налоговую нагрузку

на бизнес, чтобы привлечь капитал из оффшоров. Правительство должно изменить направленность деятельности банковской системы от спекулятивных игр, вывода денег в оффшоры к доступному кредитованию населения и производства. Необходим переход к стратегии диверсификации производства, реальному им-портозамещению, созданию экономики инноваций не на словах, а на деле.

Для всего этого необходимо осознание нашим обществом серьезности нынешнего этапа развития и активизация его в деле модернизации страны, всех ее систем жизнедеятельности.

Примечания

1 Вискалин В. ВЭФ опубликовал рейтинг самых конкурентоспособных стран мира // Rusbase. 2017. 27 сент. URL: https://rb.ru/news/wef-index-2017/.

2 Гатинский А. Россия опустилась в рейтинге самых инновационных стран // РБК. 2017. 15 июня. URL: https://www.rbc.ru/economics/15/06/2017/59427 1b19a79473ed86548d0.

3 Инвестиционный климат в России: мнение иностранных инвесторов / Эрнст энд Янг. 2015. URL: http://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/EY-invest-ment-cNmate-in-russia-2015-rus/$FNe/EY-investiTient-climate-in-russia-2015-rus.pdf.

4 Россия в цифрах. 2017: крат. стат. сб. / Рос-стат. M., 2017. С. 474, 487.

5 Ратников А. ООН оценила масштаб падения иностранных инвестиций в Россию // РБК. 2015. 30 янв. URL: http://www.rbc.ru/finances/30/01/2015/ 54cb66719a7947da938b8b22.

6 Эксперты: Импортозамещение в России в 2017 году не сработало // LRNews. 2017. 4 сент. URL: http://lrnews.ru/news-10/166495-eksperty-iiripor-tozameschenie-v-rossii-v-2017-godu.html.

7 Олег. Статистика коррупции в мире // VAVILON. 2017. 12 июня. URL: http://vawilon.ru/statis-tika-korruptsii-v-mire/.

8 Орехин П. Ползучий российский госкапитализм // Газета.Ру. 2016. 18 окт. URL: https://www.ga-zeta.ru/business/2016/10/17/10255643.shtml.

9 Воронина Ю. Покусились на чужое. Рейдер-ство угрожает малому и среднему бизнесу в России // Российская газета. 2015. 7 июля. URL: https://rg.ru/ 2015/07/07/reyderstvo.html.

10 Романычева А. Трудовые резервы // Новые ведомости. 2015. 31 авг. URL: http://nvdaily.ru/info/56 930.html.

11 Россия в цифрах. 2017. С. 68.

12 Износ основных средств производства в России достиг критического уровня // Торгпроминфо. 2016. 26 мая. URL: http://torgprominfo.com/news/iznos-osnovnyx-sredstv-proizvodstva-v-rossii-dostig-kritiches-kogo-urovnya/.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13 Бегство капитала // Википедия. URL: https:// ru.wikipedia.org/wiki/Бегство_капитала.

14 Гатинский А. В США оценили активы россиян в оффшорах // РБК. 2017. 23 авг. URL: http://www. rbc.ru/economics/23/08/2017/599d1b159a7947429264 a69d/.

15 РФ увеличила долю вложений в ценные бумаги США // Версия. 2017. 16 дек. URL: https://ver-sia.ru/rf-uvelichila-dolyu-vlozhenij-v-cennye-bumagi-ssha.

16 Жданова И. Отдай любую половину. Сколько налогов платят россияне // Российская газета.

2016. 11 апр. URL: https://rg.ru/2016/04/11/sredniuiu-nalogovuiu-nagruzku-na-zarplatu-rossiianina-ocenili-v-53-procenta.html.

17 Снижена ключевая ставка. Таблица ключевой ставки и ставки рефинансирования // Informa-tio.ru. 2015. 15 июня. URL: https://informatio.ru/news/ economy/snizhena_klyuchevaya_stavka_do_11_5_tab-litsa_klyuchevoy_stavki_i_stavki_refinansirovaniya/.

1 Средняя ставка кредитования в коммерческих банках стран мира за 2016 год // Total-Rating.ru.

2017. 15 янв. URL: http://total-rating.ru/1908-srednyaya-stavka-kreditovaniya-v-kommercheskih-bankah-stran-za-2016-god.html.

19 Индекс Банки.ру: средняя ставка по кредитам для бизнеса осталась без изменений // Banki.ru. 2017. 31 янв. URL: http://www.banki.ru/news/lenta/7id =9512463.

20 Россия в цифрах. 2017. С. 68.

21 Там же.

22 Полный список российских банков лишенных лицензии в 2014-2017 г. // Открыть вклад.ру. URL: http://open-deposit.ru/notes/banki_lishenniye_licenzii/.

23 Комраков А. Центробанк зальет финансовые дыры напечатанными рублями // Независимая газета. 2017. 2 авг. URL: http://www.ng.ru/economics/ 2017-08-02/1_7042_centrobank.html.

24 Минфин «напечатал» 800 млрд рублей для спасения «Бинбанка» и «Открытия» // Кто в курсе. 2017. 21 сент. URL: http://ktovkurse.com/rossiya/iriin-fin-napechatal-800-mlrd-rublej-dlya-spaseniya-binban-ka-i-otkrytiya.

25 Васин М. Банков все меньше, и они все крупнее // Профиль. 2016. 8 июня. URL: http://www.pro-file.ru/economics/item/107416-ikh-vse-menshe-i-oni-vse-krupnee.

26 Сорокина И. Основы банковской аналитики. Урок 7/1 // Банкир.Ру. 2009. 9 окт. URL: http:// bankir.ru/publikacii/20091009/osnovi-bankovskoi-ana-litiki-yrok-71-2465815/.

27 Каткова Е. Доходы россиян: падению конца не видно // Газета.Ру. 2017. 17 авг. URL: https:// www.gazeta.ru/business/2017/08/17/10836194.shtml.

8 Число бедных в России выросло до 23 миллионов человек // Lenta.ru. 2016. 17 июня. URL: https:// lenta.ru/n ews/2016/06/17/pove rty/.

29 Росстат сообщил о падении реальных доходов населения РФ в 2016 году на 5,9 % // Interfax. 2017. 25 янв. URL: http://www.interfax.ru/business/54 6942.

Литература

1. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. - М. : Гелиос АРВ, 1999. - 352 с.

2. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / пер. с англ. А. Н. Нестеренко. - М. : Начала, 1997. - 190 с.

3. Бьюкенен Дж. М. Сочинения / Фонд экономической инициативы. - М. : Таурус Альфа, 1997. - 560 с. - (Нобелевские лауреаты по экономике).

4. Шумпетер Й. А. Теория экономического развития. - М. : Директ-Медиа, 2007. - 400 с.

5. ФридменМ. Капитализм и свобода. - М. : Директ-Медиа, 2010. - 218 с.

6. Мизес Л. Бюрократия. - Челябинск : Социум, 2006. - 202 с.

7. Нисканен В. А. Особая экономика бюрократии // Вехи экономической мысли. Т. 4. Экономика благосостояния и общественный выбор / пер. с англ. под общ. ред. А. П. Заостровцева. -СПб. : Экономическая школа, 2004. - С. 476-492.

8. Гэлбрейт Дж. К. Экономика невинного обмана: правда нашего времени. - М. : Европа, 2009. - 80 с.

9. Моисеев В. В. Инвестиционный климат и проблемы иностранных инвестиций в России : моногр. - М. : Директ-Медиа, 2014. - 417 с.

10. Бизнес и власть в России: формирование благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата : моногр. / под ред. А. Н. Смохина. - М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. - 464 с.

11. Гринберг Р. С., Рубинштейн А. Я., Абалкин А. И. Стратегические ориентиры экономического развития России : науч. докл. - СПб. : Алетейя, 2010. - 657 с.

12. Ясин Е. Г. Приживется ли демократия в России. - М. : Новое издательство, 2006. - 384 с.

13. Таганов Б. Для роста инвестиций в России нет предпосылок // Экономическое развитие России. - 2016. - № 7. - С. 12-19.

References

1. Keynes J.M. The General Theory of Employment, Interest and Money, Moscow, Gelios ARV publ., 1999, 352 p. (in Russian).

2. North D. Institutions, Institutional Change and Economic Performance, Moscow, Nachala publ., 1997, 190 p. (in Russian).

3. Buchanan J.M. Works, Moscow, Taurus Al'fa publ., 1997, 560 p. (in Russian).

4. Schumpeter J. The theory of economic development, Moscow, Direkt-Media publ., 2007, 400 p. (in Russian).

5. Friedman M. Capitalism and Freedom, Moscow, Direkt-Media publ., 2010, 218 p. (in Russian).

6. Mises L. Bureaucracy, Chelyabinsk, Sotsium publ., 2006, 202 p. (in Russian).

7. Niskanen W.A. The Peculiar Economics of Bureaucracy. American Economic Review, 1968, Vol. 58 (2), pp. 293-305.

8. Galbraith J.K. The Economics of Innocent Fraud: Truth for Our Time, Moscow, Evropa publ., 2009, 80 p. (in Russian).

9. Moiseev V.V. Investitsionnyi klimat i problemy inostrannykh investitsii v Rossii [Investment climate and problems of foreign investments in Russia], Monograph, Moscow, Direkt-Media publ., 2014, 417 p. (in Russian).

10. Shokhin A.N. (Ed.) Biznes i vlast' v Rossii: formirovanie blagopriyatnogo investitsionnogo i predprinimatel'skogo klimata [Business and the power in Russia: formation of favorable investment and enterprise climate], Monograph, Moscow, HSE publ., 2015, 464 p. (in Russian).

11. Grinberg R.S., Rubinshtein A.Ya., Abalkin A.I. Strategicheskie orientiry ekonomicheskogo razvitiya Rossii [Strategic reference points of economic development of Russia], scientific report, St. Petersburg, Aleteiya publ., 2010, 657 p. (in Russian).

12. Yasin E.G. Prizhivetsya li demokratiya v Rossii [Whether democracy in Russia will get accustomed], Moscow, Novoe izdatel'stvo publ., 2006, 384 p. (in Russian).

13. Taganov B. There Are No Preconditions for the Investment Growth in Russia. Russian Economic Developments, 2016, no. 7, pp. 12-19. (in Russian).

Сведения об авторе

Шпалтаков Владимир Петрович - д-р экон. наук, профессор кафедры экономики Адрес для корреспонденции: 644046, Россия, Омск, пр. Маркса, 35

Е-таИ: olga.karavaeva.42@mail.ru

About the author

Shpaltakov Vladimir Petrovich - Doctor of Economic sciences, Professor of the Department "Economics" Postal address: 35, Marksa pr., Omsk, 644046, Russia Е-mail: olga.karavaeva.42@mail.ru

Для цитирования

Шпалтаков В. П. Проблемы улучшения инвестиционного климата в России // Вестн. Ом. ун-та. Сер. «Экономика». - 2018. - № 1 (61). - С. 56-66. - 001: 10.25513/1812-3988.2018.1.56-66.

For citations

Shpaltakov V.P. Problems of improvement the investment climate in Russia. Herald of Omsk University. Series "Economics", 2018, no. 1 (61), pp. 56-66. DOI: 10.25513/1812-3988.2018.1.56-66. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.