Научная статья на тему 'Борьба с бедностью путем социальных и экономических преобразований'

Борьба с бедностью путем социальных и экономических преобразований Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4840
476
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / БЕДНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ / ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ / ECONOMIC GROWTH / POVERTY / STATE REGULATION / INCOME OF THE POPULATION / SUBSISTENCE MINIMUM / PUBLIC ASSISTANCE / INSTITUTIONAL CHANGES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Терехова Татьяна Александровна

В статье рассматриваются причины бедности, влияющие на состояние экономического роста российской экономики. На основе анализа этих причин даются рекомендации по совершенствованию механизма борьбы с бедностью посредством проведения социальных и экономических преобразований. Анализ факторов, а также условий их успешной реализации указывает на необходимость формирования институциональной структуры российской экономики, обеспечивающей переход к устойчивому и качественному экономическому росту, что станет основой для формирования действенного механизма борьбы с бедностью. Решение этой задачи предполагает повышение качества государственного управления в рамках социально-экономических преобразований, осуществляемых в интересах большинства населения страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FIGHT AGAINST POVERTY BY CONDUCTING SOCIAL AND ECONOMIC TRANSFORMATIONS

In article the poverty reasons influencing a condition of economic growth of the Russian economy are considered. On the basis of the analysis of these reasons recommendations about enhancement of the mechanism offight against poverty by means of carrying out social and economic transformations are made. The analysis of factors, and also conditions of their successful implementation, indicates the need forming of institutional structure of the Russian economy providing transition to strong and high-quality economic rise that will become a basis for forming of the efficient mechanism of fight against poverty. The solution of this task assumes improvement of quality of public administration within the social and economic transformations performed for the benefit of the majority of the population of the country.

Текст научной работы на тему «Борьба с бедностью путем социальных и экономических преобразований»

22

Проблемы социально-экономического развития

связано с объективными изменениями как внешней среды, так и внутренней. Отсутствие ответственности за невыполнение госпрограмм также приводит к низкому проценту достижения последних. Для того, чтобы понять, на каком этапе (планирования или реализации ГЭП) существуют проблемы и как их решить, необходим детальный анализ невыполнения/перевыполнения плановых показателей с указанием причин, с которыми это связано.

Исследование выполнено на основе гранта Президента РФ по государственной поддержке ведущих научных школ № НШ-9726.2016.6 «Реализация государственной экономической политики посредством развития инструментов стратегического и индикативного планирования».

ЛИТЕРАТУРА

1. Vertakova Yu.V., Grechenyuk O.N., Grechenyuk A.V. Non-technological innovations and their impact on the so-

cio-economic development of Russia // 3rd International multidisciplinary scientific conference on social sciences and arts. SGEM 2016. "Economics and Tourism", 2016. Р. 479-486.

2. Андросова И.В. Влияние фактора социально-экономической инерции на государственную экономическую политику // Фундаментальные научные исследования: теоретические и практические аспекты. Сборник материалов международной научно-практической конференции: в 3-х томах, 2016. С. 179-181.

3. Вертакова Ю.В., Борисова М.С., Борисов А.М. Оценка эффективности публичного управления в России на региональном уровне: проблема выбора индикаторов развития // Известия Юго-Западного государственного университета. 2014. № 4.

4. Вертакова Ю.В., Курбанов А.Х., Плотников В.А. Государственная экономическая политика в системе государственного управления: особенности разработки и реализации в России // Управленческое консультирование. 2016. № 12 (96). С. 99-107.

5. Мальцева И. Ф., Крыжановская О.А., Ларионов Г.В. Обоснование механизма реализации государственной экономической политики // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2016. № 4 (21). С. 24-31.

6. Сводный годовой доклад о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ РФ за 2015 год. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://programs.gov.ru/Portal/analytics/quarterReport-ToGovernment (дата обращения 11.01.2017).

/fr СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

Терехова Т.А.

БОРЬБА С БЕДНОСТЬЮ ПУТЕМ СОЦИАЛЬНЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ

ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

Аннотация. В статье рассматриваются причины бедности, влияющие на состояние экономического роста российской экономики. На основе анализа этих причин даются рекомендации по совершенствованию механизма борьбы с бедностью посредством проведения социальных и экономических преобразований. Анализ факторов, а также условий их успешной реализации указывает на необходимость формирования институциональной структуры российской экономики, обеспечивающей переход к устойчивому и качественному экономическому росту, что станет основой для формирования действенного механизма борьбы с бедностью. Решение этой задачи предполагает повышение качества государственного управления в рамках социально-экономических преобразований, осуществляемых в интересах большинства населения страны.

Ключевые слова. Экономический рост, бедность, государственное регулирование, доходы населения, прожиточный минимум, социальная помощь, институциональные изменения.

Terekhova T.A.

FIGHT AGAINST POVERTY BY CONDUCTING SOCIAL AND ECONOMIC

TRANSFORMATIONS

Abstract. In article the poverty reasons influencing a condition of economic growth of the Russian economy are considered. On the basis of the analysis of these reasons recommendations about enhancement of the mechanism offight against poverty by means of carrying out social and economic transformations are made. The analysis of factors, and also conditions of their successful implementation, indicates the need forming of institutional structure of the Russian economy providing transition to strong and high-quality economic rise that will become a basis for forming of the efficient mechanism of fight against poverty. The solution of this task assumes improvement of quality of public administration within the social and economic transformations performed for the benefit of the majority of the population of the country.

Keywords. Economic growth, poverty, state regulation, income of the population, subsistence minimum, public assistance, institutional changes.

Переход к рыночной экономике в той форме и теми методами, которыми он осуществлялся в России, определяет качественную и количественную трансформацию доходов населения, которые во многом и формируют уровень жизни населения. Российские реформы привели в конце XX - начале XXI вв. к серьезным изменениям структуры общества, в ходе которых в структуре современного российского общества существенно возросла численность бедных слоев населения. В результате трансформации структуры российского общества в тяжелом материальном положении оказались не только те, кто и в прошлом относился к малообеспеченным слоям, но и значительная доля работающего, достаточно благополучного до недавних пор населения.

ГРНТИ 06.39.02 © Терехова Т.А., 2017

Татьяна Александровна Терехова - аспирант кафедры общей экономической теории и истории экономической мысли Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Контактные данные для связи с автором: 194354, г. Санкт-Петербург, Учебный пер., 2, 355 (Russia, St. Petersburg, Uchebny lane, 2, 355). Тел.: 8 (911) 002 77 55. E-mail: Tterekhova1986@gmail.com.

На сегодняшний день сложно дать четкое определение «бедности», так как само понятие - относительное; нет абсолютного понимания бедности. Также можно сказать, что бедность - это понятие достаточно абстрактное, не имеющее чётких рамок или рубежей. В данный момент существует три основных подхода к определению бедности: абсолютная бедность, относительная бедность, субъективная бедность. К понятию бедности можно относиться как к абсолютному, так и как к относительному явлению. В соответствии с этим и различают варианты расчетов показателей бедности. К сожалению, на данный момент не выработан единый подход в государствах мира по определению бедности, из-за этого в каждой стране есть свои методы и свои подходы в определение бедности населения.

Субъективный подход - это когда человек сам говорит, задает вопрос себе: «Бедный ли я?» По всей видимости, с точки зрения экономики и будущего страны, это самая важная вещь, определяющая поведение и дальнейшую экономическую активность. Субъективная бедность определяется на основе собственных оценок населением своего материального положения, возможностей «сводить концы с концами», платить за жилье, лекарства, образование и т.п. Соотношение среднедушевых доходов и величины прожиточного минимума - есть субъективный подход в определении бедности. Хотелось бы отметить, что в России субъективный подход является официальным при задании критериев бедности, так как значительная часть населения живет ниже прожиточного минимума. Наличие значительного количества бедных является серьезным препятствием для экономического роста страны.

Прожиточный минимум - очень важный показатель для определения порога бедности, который применяется во многих расчетах и влияет на величину материальных пособий, которые получает население страны: стипендий, социальных выплат, различных дотаций, льгот, пенсий, пособий и т.д. [2].Чем выше прожиточный минимум, тем страна считается богаче, и тем стабильнее жизнь в этой стране. Величина прожиточного минимума рассчитывается государственными органами государственной статистики на душу населения в целом по стране ежеквартально.

Проследим динамику прожиточного минимума в России с 1 квартала 2014 г. по 3 квартал 2016 года (таблица 1). Из таблицы следует отметить, что из-за кризиса 2016 года прожиточный минимум упал с отметки в 10 017 руб. (на 2-й квартал 2015 г.) до 9 776 руб. в 1 квартале 2016 г. Но из-за высокого уровня инфляции в РФ, данные цифры в 2017 году будут расти. Например, если инфляция составит 12%, то в идеале именно на такую сумму будет увеличен прожиточный минимум для населения. Следует отметить, что в последнем квартале 2015 года более 18% населения России имели доход меньше установленного прожиточного минимума.

Таблица 1

Изменение величины прожиточного минимума в России, руб._

Период На душу населения Для трудоспособного населения Для пенсионеров Для детей

1 квартал 2014 7688 8283 6308 7452

2 квартал 2014 8192 8834 6717 7920

3 квартал 2014 8086 8731 6656 7738

4 квартал 2014 8234 8885 6785 7899

1 квартал 2015 9662 10404 7916 9489

2 квартал 2015 10017 10792 8210 9806

3 квартал 2015 9673 10436 7951 9396

4 квартал 2015 9452 10187 7781 9197

1 квартал 2016 9776 10524 8025 9677

2 квартал 2016 9956 10722 8163 9861

3 квартал 2016 9889 10678 8136 9668

Составлено автором с использованием данных Росстата.

Каким будет прожиточный минимум 2017 года - это зависит во многом от того, как будет развиваться экономика страны в целом. Правительство России настроено оптимистично, указывая, что в 2017 году Россия выйдет на стадию экономического роста.

Последствия финансового кризиса, сказались на работающей части населения, а также на людях пенсионного возраста. Возросла бедность среди городского населения. Согласно данным Рос-

стата, реальные доходы населения в октябре 2016 года сократились на 5,9% по сравнению с тем же месяцем прошлого года, существенно ускорившись по сравнению с сентябрем, когда этот показатель составил 1,5% [3]. Средний доход россиян в октябре составил 30,9 тыс. рублей. При этом в реальном выражении средняя зарплата до выплаты НДФЛ выросла на 2% к октябрю 2015 г. и достигла 36,2 тыс. руб.

Рассмотрим факторы бедности, которые могут повлиять на экономический рост в стране. Бедность является следствием многих взаимосвязанных факторов. Бедность - это стечение обстоятельств. Обстоятельства могут быть, как внешние, так и внутренние. Считается, что социальная бедность относится к «слабым» слоям населения, а экономическая бедность - «к сильным». Рассмотрим, какие могут быть причины у бедности в современном обществе (таблица 2).

Таблица 2

Классификация причин бедности_

Причины Характеристика

Политические военные конфликты; миграция населения

Экономические безработица; низкая заработная плата

Демографические неполные семьи; многодетные семьи; молодежь и взрослое поколение со слабыми позициями на рынке труда; общий коэффициент рождаемости; высокий уровень смертности

Регионально-географические регионы с низким экономическим потенциалом; северные регионы; области, зависимые от центровых поставок продовольствия

Социальные старость; заболеваемость населения; инвалидность; детская беспризорность; образование; сфера бытовых и коммунальных услуг; здравоохранение; отсутствие культурных и досуговых учреждений

Квалификацио н-ные низкий уровень образования; недоступность образования; ограниченность знаний и умений

Личные алкоголизм; наркомания; зависимость от азартных игр; криминальное прошлое

Составлено автором.

Рассмотрев таблицу 2, структурируем проблему на основании простых и почти очевидных факторов. Прежде всего, важны не столько параметры бедности, сколько ее генезис. Мы можем увидеть, что в любом обществе существуют факторы, которые порождают бедность в той или иной мере. Причины бедности могут быть совершенно разные, однако не все перечисленные причины бедности во многом являются внешними факторами, есть и те, на которые человек может повлиять сам. На взгляд автора, точек зрения на проблему бедности может быть три.

Первая точка зрения «социальная» - плохое образование, неполная семья, дискриминация, невыплаты зарплат, высокая иждивенческая нагрузка. Если рассматривать эти причины, то на правительстве лежит ответственность за борьбу с бедностью, оно должно исправлять то, что порождает бедность. Здесь должна быть разработана правительством именно социальная политика, которая направлена на стимулирование развития здравоохранения, начального образования, дотирование и снабжение малоимущего населения продовольствием, а также товарами первой необходимости.

Другая точка зрения - личные качества индивида, такие как лень, нежелание работать, алкоголизм и наркомания. Третья точка зрения - некоторым странам приходится бороться с бедностью, так как они находятся в географической изоляции, подвержены климатическим катастрофам, в этом случае, помимо правительства, само население должно принимать меры, чтобы всячески защитить себя. Можно приблизить экономику к более естественному пути развития: сельское хозяйство - легкая промышленность - торговля - накопление капитала - тяжелая промышленность -наукоемкие виды производства.

Учитывая эти точки зрения, сделаем вывод, что изменения в сфере охвата и распределения неравных доходов среди различных групп населения, выявление факторов, которые присущи только определенным городам (странам) усложняет выработку адресных мер по ограничению бедности. Из этого следует, что качество жизни, которое государство может обеспечить, характеризует жизнь не только индивида, но и общества в целом, которое должно осуществлять не только социальный, но и технический контроль за условиями труда, жизни и окружающей среды.

После вступления России на путь рыночной экономики можно увидеть негативные последствия: общее снижение уровня жизни, рост цен, возникновение массовой безработицы. В результате этого в России сформировался новый слой бедных, которыми являются трудоспособные граждане, которые ранее не считались бедными (появляется понятие «работающий бедный»). «Новые бедные по своему образованию, профессиональной подготовке, социальному статусу никогда ранее не были бедными и не могли быть бедными» [4, с. 24-31]. Во всех процветающих странах работа - залог успеха. В России же ситуация кардинально противоположная - работая, можно пребывать в бедности.

Рабочий класс начинает выступать как класс, борющейся за сохранение стандарта жизни. За

2015 год число бедных семей в России выросло почти вдвое. Об этом говорят данные опроса ВЦИОМ, опубликованные в конце декабря: доля семей, которым хватает денег лишь на еду, и таких, которым не хватает даже на еду, на конец 2015 г. составила 39% - это на 17% больше, чем в 2014 г. Социологические опросы говорят о том, что на грани бедности у нас находится около 10% населения и еще почти 15% уже перешли эту опасную черту. Это если использовать простое соотношение душевых доходов и прожиточного минимума: последний в 2016 году составил около 10,5 тыс. рублей, и, таким образом, согласно данным Росстата, около 15% у нас уже находится за чертой бедности и еще 10% - в опасной близости от нее. По данным Росстата, за первые 6 месяцев

2016 г. количество граждан с денежными доходами ниже прожиточного минимума составило 21,4 млн чел., или 14,6% от общего числа жителей.

При переходе к рыночным отношениям произошло резкое расслоение и социально-имущественная дифференциация населения. Здесь надо задать себе вопрос, как перестроить экономику, чтобы борьба с бедностью велась более эффективно, и как это повлияет на уменьшение числа бедных. Этот момент очень важен для России, так как мы являемся страной с невысоким уровнем жизни, который еще при этом и падает.

Для России на сегодняшний день одна из острейших проблем - это социальная проблема бедности. К сожалению, бедность ограничивает доступ населения к ресурсам развития: достойной высокооплачиваемой работе, качественным услугам здравоохранения и образования, возможности социализации детей и молодежи и реализации творческих начал. Низкий уровень доходов приводит к социальной напряженности в обществе, замедляет и препятствует успешному развитию, вызывает кризисные явления, не только в семьях, но и в целом в государстве.

Законодательство Российской Федерации предполагает множество различных льгот и прочих форм социальной помощи, направленных на борьбу с бедностью. По словам, Харламова А.В.: «Как показывает практика, государство не всегда справляется с поставленными задачами в силу ряда причин, которые могут повлечь за собой серьезные негативные последствия. Прежде всего, к ним относится недостаточно эффективная работа огромного чиновничьего аппарата, бюрократические традиции, которые тормозят любые процессы и являются сдерживающим фактором для развития страны» [7].

Исходя из мирового опыта, методы, которые дает социальная политика для поддержки бедных слоев населения, можно эффективно использовать, но это воздействие локально. Пособиям и выплатам отводится лишь вспомогательная роль. Основная работа - это разработка программ, которые непосредственно будут направлены на решение проблем, связанных с минимизацией бедности, а именно: решение жилищной проблемы населения путем предоставления ипотечных кредитов под минимальный процент; строительство жилищного фонда для малообеспеченных, молодых семей и молодежи; возвращение бесплатного и качественного здравоохранения; повышение оплаты труда населения России; увеличение прожиточного минимума; стабилизация цен на продукты питания из списка первой необходимости; стабильные цены на важнейшие и жизненно-необходимые медицинские изделия и лекарства.

Главная задача государственной социальной помощи - стать более эффективным средством социальной защиты малоимущих слоев населения, не поощряя при этом социальное иждивенчество. Правительство должно решить проблемы, связанные с бедностью, так как Россия может столкнуться с расширением гуманитарных кризисов, ростом и ужесточением внутренних конфликтов в стране. Механизм социальной защиты населения должен быть четко отлажен. Должны быть выделены денежные средства для реализации таких программ, которые будут сориентированы на цен-

тральную фигуру всей системы - человека (малоимущего человека). Изменения в социальной политике во многом должны опираться на экономические преобразования [8, с. 53].

Рассматривая экономические преобразования, отметим, что государству стоит наращивать производственно-экономический потенциал региона, рассмотреть приоритетные направления, которые в нем есть, и заниматься привлечением потенциальных инвесторов в эти регионы, большого бизнеса, туристов [6]. Здесь можно проследить «систему взаимоотношений»: производство - природные ресурсы - потребление - качество жизни. Это приведет к минимальным затратам со стороны бюджета и даст максимальный результат формального сокращения бедности в стране.

Также стоит развивать мелкое и среднее предпринимательство - это хороший путь, который поможет снизить бедность и достичь благополучия населения. В свою очередь, государство должно оказать правовую защиту, чтобы малые и средние предприятия успешно функционировали. Проводя государственную экономическую политику, можно активно использовать бизнес-среду в интересах государства. Взаимодействие государства и бизнеса осуществляется в форме государственно-частного партнерства, предполагающего сочетание характерного для частного сектора стремления к получению прибыли и реализацию общественных интересов. И это именно «партнерство», которое подразумевает необходимость гармонизации интересов, а не властного давления государства на бизнес [1].

Обратить внимание стоит и на сельское население, а также жителей, которые проживают в малых городах, среди которых 60% имеют доходы в натуральном виде, которые в большинстве случаев не превышают прожиточный минимум. Государство может оказать помощь аграрному комплексу, это возможность для депрессивных регионов увеличить число рабочих мест и максимально сократить безработицу. Повышение эффективности аграрного сектора может сыграть огромную роль в снижении бедности.

Как в сельских, так и в городских поселениях стоит обратить внимание на инвестирование в новые технологии, такие как персональные компьютеры, сотовые телефоны, и иную инновационную технику. Однако, не стоит забывать: для того, чтобы пользоваться этими технологиями, необходима подготовка и техническая грамотность населения. Так как мы находимся на стадии стремительного экономического развития, обществу требуется подготовить новых технических специалистов, способных поставить эти технологии на службу стране. Тем самым люди будут обеспечены рабочими местами, и новые технологии будут адаптированы к местным нуждам в широком диапазоне сфер (строительство, противодействие стихийным бедствиям, контроль за болезнями и т.д.).

Здесь прослеживается схема: информационные (инновационные) технологии - высшее образование - подготовка технических работников - производство - потребление. Процессы информатизации современной экономики и общества тесно связаны с социально-экономическим развитием. Формирование информационной инфраструктуры значительно облегчит внедрение инновационных процессов, следовательно, увеличит темпы экономического роста, поскольку в условиях глобальной конкуренции выигрывает страна, способная к быстрому реагированию и адаптации [5], это сложная задача, но ее решение поможет улучшить качество экономического роста.

Одним из важных и можно сказать универсальных средств преодоления бедности является механизм перераспределения доходов. Оптимизировав систему налогообложения, можно увидеть два исхода событий. Первый: при снижении налоговых ставок произойдет оживление экономики, заметен будет рост доходов населения - но это все приведет к неизбежному сокращению ресурсного обеспечения социальных программ и, в конечном итоге, росту инфляции. Как писал К. Маркс, «есть что-то гнилое в самой сердцевине такой социальной системы, которая увеличивает своё богатство, но при этом не уменьшает нищету». И наоборот, увеличение налогов, замедлит экономический рост, сократит доходы населения, но, в то же время, могут быть выделены средства на расширение социальных программ, что приведет к снижению инфляции.

Как мы видим, бедность - глубокая проблема, с которой надо бороться с помощью экономических, институциональных реформ, а не только с помощью социальных. Приспособление российского населения к новым для него рыночным отношениям протекает далеко не гладко, намного легче адаптироваться молодежи к новым реалиям, но значительная масса населения к новым условиям жизни не приспособлена, одним словом, «выбита из колеи». Здесь остается единственный способ достижения быстрых темпов экономического роста для страны - принятие государством

политических мер и создание действующих институтов, способствующих эффективности, производительности и ускорению роста инновационных секторов. Это позволит расширить производство, создать новые рабочие места и платить высокую заработную плату.

Изменения в социальной политике во многом должны опираться на экономические преобразования. Рыночная экономика обеспечит новую мощную мотивацию в виде острой конкурентной борьбы, в которой выживет сильнейший; станет понятным, что будет невозможно построить богатую страну бедными гражданами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вертакова Ю.В., Курбанов А.Х., Плотников В.А. Государственная экономическая политика в системе государственного управления: особенности разработки и реализации в России // Управленческое консультирование. 2016. № 12 (96). С. 99-107.

2. Жеребин В.М., Романов А.Н. Уровень жизни населения. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

3. Кабмин проработает новые меры по борьбе с бедностью. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ren.tv/novosti/2016-11-21/kabmin-prorabotaet-novye-mery-po-borbe-s-bednostyu (дата обращения 02.02.2017).

4. Римашевская Н.М. Население России и социальная трансформация: взгляд в XXI век // Власть. 1997. № 12. С. 24-31.

5. Селищева Т.А., Кан Е.Н. Информация как нематериальный фактор экономического роста // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2015. № 2. С. 1-8.

6. Тумаланов Н.В., Тумаланов Э.Н. Формирование векторов роста экономики под воздействием условий воспроизводства в регионе // Электронный журнал OeconomiaetJus. 2016. № 4.

7. Харламов А.В., Вунотропиди А.Ф. Совершенствование государственного регулирования национальной экономики в условиях глобальной нестабильности // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2015. № 3 (93). С. 47-51.

8. Харламов А.В. Проблема перехода к качеству в государственном регулировании // Вестник национальной академии туризма 2013. № 2 (26). С. 53-55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.