БОРЬБА С БЕДНОСТЬЮ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ
АНДРЕЕВА ИРИНА АЛЕКСАНДРОВНА
Тамбовский государственный технический университет, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
СПИРИДОНОВ СЕРГЕЙ ПАВЛОВИЧ
Тамбовский государственный технический университет, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
В статье рассмотрена одна из основных социально-экономических проблем российского общества - бедность населения, искоренение которой является одним из необходимых условий перехода к экономике устойчивого развития и повышению качества жизни. Приведены статистические данные, характеризующие уровень бедности в Российской Федерации. На основании указов Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике», № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политике» и т. д. выделены основные меры, направленные на борьбу с бедностью. Рассмотрен ряд социальных программ и законов, разработанных Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации: «Социальная поддержка граждан», «Содействие занятости населения», «Развитие пенсионной системы», Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 256 ФЗ «О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей», способствующих созданию условий для роста благосостояния граждан, развитию рынка труда, увеличению высокопроизводительных рабочих мест. На основании изученного материла сделаны выводы о том, что важнейшим фактором решения проблемы бедности в Российской Федерации является достижение интенсивного экономического роста, при котором можно добиться снижения бедности за счет подготовки квалифицированных и востребованных на рынке труда кадров, способных отвечать потребностям инновационной экономики за счет создания высокопроизводительных рабочих мест и выпуска конкурентоспособной продукции, повышения заработной платы отдельных категорий работников, за счет поддержки социально незащищенных слоев населения, позволяющей обеспечить достойный уровень жизни пенсионерам, инвалидам, многодетным семьям.
Ключевые слова бедность, качество жизни, экономический рост.
Основными целями развития Российской Федерации в концепции долгосрочного развития названы устойчивое повышение благосостояния российских граждан и национальной безопасности, динамичное развитие экономики и укрепление позиций России в мировом сообществе [1]. При этом одной из основных социально-экономических проблем российского общества остается бедность.
Согласно одному из 27 принципов устойчивого развития, искоренение бедности - необходимое условие устойчивого развития в целях уменьшения разрывов в уровнях жизни и более эффективного удовлетворения потребностей большинства населения мира [2].
Бедными в России считаются лица, имеющие душевые доходы ниже законодательно установленного прожиточного минимума [3].
По сравнению с I кварталом 2014 г. в III квартале величина прожиточного минимума увеличи-
лась для всего населения - на 5,2 %, для трудоспособного населения - на 5,4 %, для пенсионеров - на 5,5 %, для детей - на 3,8 % (табл. 1).
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации за 2013 г. составила 15,7 млн чел. (11 % от общей численности населения), за третий квартал 2014 г. 16,6 млн чел. (11,5 % от общей численности населения) [5].
Борьба с бедностью в разных странах охватывает все аспекты социальной политики государства и включает в себя системы социальной защиты, социального обеспечения и социального страхования [6].
В соответствии с указами Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной
I. A. ANDREYEVA, S. P. SPIRIDONOV
политики», и т. д. можно выделить следующие меры, направленные на борьбу с бедностью:
- создание и модернизация 25 млн высокопроизводительных рабочих мест к 2020 г.;
- увеличение заработной платы отдельных категорий работников;
- повышение минимального размера оплаты труда (МРОТ);
разработка и реализация ряда социальных программ.
В Российской Федерации установлен минимальный размер оплаты труда, применяемый для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования.
Таблица 1
Величина прожиточного минимума за I, II ,Ш кварталы 2014 г. в целом по Российской Федерации, в расчете на душу населения [4]
Период, за который исчислена величина прожиточного минимума по Российской Федерации Величина прожиточного минимума, руб.
Все население В том числе
Трудоспособное население Пенсионеры Дети
I квартал 2014 г. 7688 8283 6308 7452
II квартал 2014 г. 8192 8834 6717 7920
Ш квартал 2014 г. 8086 8731 6656 7738
В 2014 г. он составлял 5554 руб., а с 1 января 2015 г. 5965 руб. [7].
Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации разработан ряд программ и законов, направленных на повышение качества жизни населения РФ. На данный момент на территории РФ реализуются следующие государственные программы: «Социальная поддержка граждан», «Содействие занятости населения», «Развитие пенсионной системы». В рамках демографической политики Министерства реализуется закон от 29.12.2006 г. № 256 ФЗ «О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей».
Распоряжением Правительства РФ № 2204-р от 29 ноября 2012 г. утвержден план разработки профессиональных стандартов на 2012-2015 гг. Принята программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда при оказании государственных (муниципальных) услуг на 2012-2018 гг. Разработан проект Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации и т. д.
Основными целями государственной программы «Социальная поддержка граждан» являются: создание условий для роста благосостояния граждан и повышение доступности социального обслуживания населения. Ожидается, что данная программа будет способствовать снижению бедности, росту рождаемости, решению проблем беспризорности и т. д. [8]. Общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета составляет 9 472 766 244 тыс. руб. (табл. 2).
Основной целью государственной программы «Содействие занятости населения» является создание правовых, экономических и институциональ-
ных условий, способствующих эффективному развитию рынка труда. В качестве основных результатов реализации программы выступают: создание условий для формирования гибкого, эффективно функционирующего рынка труда, содействие поддержанию высокой квалификации и сохранению здоровья работников, обеспечение защиты трудовых прав граждан, обеспечение сохранения здоровья работников за счет улучшения условий их труда и т. д. [9]. Объем бюджетных ассигнований на реализацию программы из средств федерального бюджета составляет 579 025 967,3 тыс. руб. (табл. 3).
Основным направлением, обеспечивающим возможность ускорения темпов роста ВВП и улучшения качества жизни населения, является увеличение числа высокопроизводительных рабочих мест, на которых изготовляется конкурентоспособная продукция, пользующаяся спросом у отечественных и зарубежных потребителей [10].
Важнейшим фактором решения проблемы бедности в Российской Федерации является достижение интенсивного экономического роста.
В условиях экономического роста, снижения бедности можно добиться за счет подготовки квалифицированных и востребованных на рынке труда кадров, способных отвечать потребностям инновационной экономики, за счет создания высокопроизводительных рабочих мест и выпуска конкурентоспособной продукции, повышения заработной платы отдельных категорий работников, за счет поддержки социально незащищенных слоев населения, позволяющей обеспечить достойный уровень жизни пенсионерам, инвалидам, многодетным семьям.
SOCIAL AND ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES
Таблица 2
Объем бюджетных ассигнований государственной программы «Социальная поддержка граждан»
Объем финансового обеспечения реализации программы за 2013-2020 гг. за счет средств федерального бюджета по подпрограммам, тыс. руб.
Повышение
Год Развитие мер социальной Модернизация и развитие Совершенствование эффективности государственной
поддержки отдельных социального обслуживания социальной поддержки се- поддержки социально
категории граждан населения мьи и детей ориентированных некоммерческих организаций
2013 628 910 404,00 1 717 639,10 336 078 320,80 1 678 499,60
2014 662 938 236,00 638 779,60 293506406,92 1573499,60
2015 696 705 077,60 640 440,00 307 893 040,20 1603499,60
2016 722 819 364,41 640 440,00 314 167 995,63 1 643 499,60
2017 735 468 614,06 640 440,00 318 563 904,67 1 683 499,60
2018 751 050 112,02 640 440,00 322 108 330,79 1 723 499,60
2019 766 753 666,15 640 440,00 325 950 405,05 1 763 499,60
2020 783 645 523,88 640 440,00 329 671 941,27 1 813 499,60
Таблица 3
Объем бюджетных ассигнований государственной программы «Содействие занятости населения»
Год Объем финансового обеспечения реализации программы за 2013-2020 гг. за счет средств федерального бюджета по подпрограммам, тыс. руб.
Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан Внешняя трудовая миграция Развитие институтов рынка труда
2013 46 368 643,80 17 946 580,70 3 143 911,70
2014 46 368 643,80 19 467 068,10 2 851 059,60
2015 46 368 643,80 19 875 955,60 2 626 776,90
2016 48 608 963,55 16 667 828,50 2 770 656,80
2017 50 895 812,01 16 667 828,50 2 872 854,40
2018 53 242 622,40 16 667 828,50 2 960 150,00
2019 55 542 072,75 16 667 828,50 3 050 588,00
2020 57 833 942,96 16 667 828,50 3 138 056,10
Реализация данных мер, направленных на борьбу с бедностью, позволит отдельным категориям граждан получать качественное образование и медицинское обслуживание, улучшать жилищные условия и т. д., что приведет к повышению благосостояния общества, снижению бедности и улучшению качества жизни.
Литература
1. Салимова Т. А. Качество жизни в контексте положений устойчивого развития // Стандарты и качество. Москва, 2014. № 7. С. 54-58.
2. Международные принципы устойчивого развития // Русское географическое общество: официальный сайт. URL: http://old.rgo.ru
3. Овчарова Л. Н. Стратегические приоритеты сокращения бедности // Экономическая политика: экспертный канал. URL: http://ecpol.iep.ru
4. Величина прожиточного минимума в Российской Федерации. URL: http://www.consultant.ru
5. Величина прожиточного минимума за II квартал 2014 г. в целом по Российской Федерации, в расче-
те на душу населения // Федеральная служба государственной статистики: официальный сайт. URL: http:// www.gks.ru
6. Беглова Е. И. Опыт преодоления бедности в странах с различным уровнем экономического развития // Креативная экономика: официальный сайт. URL: http://www.creativeconomy.ru
7. Минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации. URL: http://www.consultant.ru
8. Государственная программа Российской Федерации «Социальная поддержка граждан». URL: http:// www.consultant.ru
9. Государственная программа Российской Федерации «Содействие занятости населения». URL: http:// www.consultant.ru
10. Версан В. Г. Качество и рост реального сектора экономики // Стандарты и качество. Москва, 2014. № 5. С. 4-9.
References
1. Salimova T. А. Kachestvo zhizni v kontekste po-lozhenij ustojchivogo razvitiya // Standarty i kachestvo. Moskva, 2014. № 7. S. 54-58.
I. A. ANDREYEVA, S. P. SPIRIDONOV
2. Mezhdunarodnye printsipy ustojchivogo razvitiya // Russkoye geograficheskoye obshchestvo: ofitsial'nyj sajt. URL: http://old.rgo.ru
3. Ovcharova L. N. Strategicheskiye prioritety so-krashcheniya bednosti // Ekonomicheskaya politika: eks-pertnyj kanal. URL:http://ecpol.iep.ru
4. Velichina prozhitochnogo minimuma v Rossijskoj Federatsii // Konsul'tantPlyus: ofitsial'nyj sajt Kon-sul'tantPlyus. URL : http ://www. consultant.ru
5. Velichina prozhitochnogo minimuma za II kvartal 2014 g. v tselom po Rossijskoj Federatsii, v raschete na dushu naseleniya // Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki: ofitsial'nyj sajt. URL:http://www.gks.ru
6. Beglova E. I. Opyt preodoleniya bednosti v stranakh s razlichnym urovnem ekonomicheskogo
razvitiya // Kreativnaya ekonomika: ofitsial'nyj sajt. URL: http: //www.creativeconomy.ru
7. Minimal'nyj razmer oplaty truda v Rossijskoj Federatsii // Konsul'tantPlyus: ofitsial'nyj sajt Konsul'tantPlyus. URL : http://www. consultant.ru
8. Gosudarstvennaya programma Rossijskoj Federatsii «Sotsial'naya podderzhka grazhdan» // Konsul'tantPlyus: ofitsial'nyj sajt Konsul'tantPlyus. URL: http://www.consultant.ru
9. Gosudarstvennaya programma Rossijskoj Federatsii «Sodejstviye zanyatosti naseleniya» // Konsul'tantPlyus: ofitsial'nyj sajt Konsul'tant Plyus. URL: http://www.consultant.ru
10. Versan V. G. Kachestvo i rost real'nogo sektora eko-nomiki // Standarty i kachestvo. Moskva, 2014. № 5. S. 4-9.
* * *
FIGHT AGAINST POVERTY AS ONE OF THE DIRECTIONS OF IMPROVEMENT OF QUALITY OF LIFE OF THE POPULATION
ANDREYEVA IRINA ALEKSANDROVNA Tambov State Technical University, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
SPIRIDONOV SERGEY PAVLOVICH Tambov State Technical University, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
In article authors considered one of the main social and economic problems of the Russian society - poverty of the population which eradication is one of necessary conditions of transition to economy of a sustainable development and improvement of quality of life provided the statistical data characterizing poverty level in the Russian Federation. Authors allocated the main measures directed on fight against poverty on the basis of decrees of the president of the Russian Federation of May 7, 2012 № 596 «About long-term state economic policy», № 597 «About actions for realization to the state social policy» etc. The article considered a number of the social programs and laws developed by the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation: «Social support of citizens», «Assistance of employment of the population», «Development of pension system», the Federal law of 29.12.2006. № 256 Federal Law «About Additional Measures of Support of the Families Having Child-ren», conditions for growth of welfare of citizens promoting creation, to development of labor market, increase in high-performance workplaces. On the basis of the studied material authors made a conclusion that the most important factor of a solution of the problem of poverty in the Russian Federation is achievement of intensive economic growth at which it is possible to achieve decrease in poverty due to preparation of the shots qualified and demanded in labor market capable to meet requirements of innovative economy, due to creation of high-performance workplaces and release of competitive production, salary increase of separate categories of workers, due to the support of socially unprotected segments of the population allowing to provide a worthy standard of living to pensioners, disabled people, large families.
Key words: poverty, quality of life, economic growth.
SOCIAL AND ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES