Научная статья на тему 'Коррупция в России: исторические корни и причины разрастания в постсоветское время'

Коррупция в России: исторические корни и причины разрастания в постсоветское время Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
5105
539
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / БЮРОКРАТИЯ / КОРРУПЦИЯ / ТРАДИЦИИ / МЕНТАЛЬНОСТЬ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ИНТЕРЕСЫ / КРИЗИС / STATE / BUREAUCRACY / CORRUPTION / TRADITIONS / MENTALITY / CIVIL SOCIETY / INTERESTS / CRISIS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шпалтаков Владимир Петрович

Дается анализ чрезвычайно острой для России коррупционной про­блемы: её корней, форм, последствий и методов преодоления. Сложность проблемы состоит в том, что коррупция приобрела системный характер, охватила все сферы российского общества. Корни коррупции идут из характера гражданского общества, его традиций и менталитета, для которых характерны патернализм и авторитаризм. Российское общество не обладает социально-политической активностью, не контролирует государствен­ный аппарат. Оно полностью передало ответственность за свой образ жиз­ни авторитар­ной власти и бюрократии. В такой системе общественные интересы в значительной мере подменяются интересами групповыми и личными. Эта система порождает коррупционные сети. Происходит непрерывное извлечение статусной ренты чиновника­ми с помощью коррупции при перераспределении государственных ресурсов. Корруп­ция приводит к усилению монополизма, разрушает сферу права и формирует аномаль­ную экономику. В ней перестают действовать фундаментальные экономические за­ко­ны. Затухает развитие экономики и возникают кризисы. Обществом всё больше овладевает безнравственность. Быстрое разрастание коррупции в России на современном этапе объясняется значительным вмешательством государства в экономику, разрастанием бюрократии и наделением её привилегиями. Важной причиной является ограничение свободы для предпринимательства, торможение экономической и политической конкуренции. Борьба с коррупцией должна осуществляться путем комплекса реформ в направлении демократизации общества, снижении власти бюрократов, развития институтов гражданского общества. Необходим пересмотр всех законов, направленных на искоренение коррупции, подчинение им чиновников всех уровней без исключения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Шпалтаков Владимир Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Corruption in Russia: historical roots and reason for the growth in the post-soviet time

The aim of the article is to analyze the extremely acute problem of corruption in Russia: its roots, forms, consequences and coping techniques. The complexity of the problem lies in the fact that corruption has become systemic and has covered all spheres of Russian society. The roots of corruption are inherent in the nature of civil society, its traditions and mentality, which are characterized by paternalism and authoritarianism. Russian society does not have the social and political activity and control over the state apparatus. It is fully transferred responsibility for their lifestyle authoritarianism and bureaucracy. In this system, the public interest is largely replaced by group and personal interests. This system creates corruption networks. There is a continuous extraction status rent officials through corruption in the redistribution of public resources. Corruption leads to increased monopoly, destroying the realm of law and forms an anomalous economy. It would no longer apply basic economic laws. The development of the economy is slowing down and there are crises. Society increasingly possessed immorality. The proliferation of corruption in Russia at the present stage is due to significant state intervention in the economy, the growth of bureaucracy and granting it privileges. An important reason is the restriction of freedom for entrepreneurship, the deceleration of economic and political competition. The fight against corruption should be carried out through a series of reforms towards democratization, reducing the power of bureaucrats, development of civil society institutions. It is necessary to revise all laws to eradicate corruption, the subordination to them of officials at all levels, without exception.

Текст научной работы на тему «Коррупция в России: исторические корни и причины разрастания в постсоветское время»

УДК 330.11

КОРРУПЦИЯ В РОССИИ: ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ И ПРИЧИНЫ РАЗРАСТАНИЯ В ПОСТСОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ

В.П. Шпалтаков

Омский государственный университет путей сообщения (Омск, Россия)

Информация о статье

Дата поступления 21 марта 2016 г.

Дата принятия в печать 25 июня 2016 г.

Ключевые слова

Государство, бюрократия, коррупция, традиции, менталь-ность, гражданское общество, интересы, кризис

Аннотация. Дается анализ чрезвычайно острой для России коррупционной проблемы: её корней, форм, последствий и методов преодоления. Сложность проблемы состоит в том, что коррупция приобрела системный характер, охватила все сферы российского общества. Корни коррупции идут из характера гражданского общества, его традиций и менталитета, для которых характерны патернализм и авторитаризм. Российское общество не обладает социально-политической активностью, не контролирует государственный аппарат. Оно полностью передало ответственность за свой образ жизни авторитарной власти и бюрократии. В такой системе общественные интересы в значительной мере подменяются интересами групповыми и личными. Эта система порождает коррупционные сети. Происходит непрерывное извлечение статусной ренты чиновниками с помощью коррупции при перераспределении государственных ресурсов. Коррупция приводит к усилению монополизма, разрушает сферу права и формирует аномальную экономику. В ней перестают действовать фундаментальные экономические законы. Затухает развитие экономики и возникают кризисы. Обществом всё больше овладевает безнравственность. Быстрое разрастание коррупции в России на современном этапе объясняется значительным вмешательством государства в экономику, разрастанием бюрократии и наделением её привилегиями. Важной причиной является ограничение свободы для предпринимательства, торможение экономической и политической конкуренции. Борьба с коррупцией должна осуществляться путем комплекса реформ в направлении демократизации общества, снижении власти бюрократов, развития институтов гражданского общества. Необходим пересмотр всех законов, направленных на искоренение коррупции, подчинение им чиновников всех уровней без исключения.

CORRUPTION IN RUSSIA: HISTORICAL ROOTS AND REASON FOR THE GROWTH IN THE POST-SOVIET TIME

V.P. Shpaltakov

Omsk State Transport University (Omsk, Russia)

Article info

Received March 21, 2016

Accepted June 25, 2016

Keywords

State, bureaucracy, corruption, traditions, mentality, civil society, interests, crisis

Abstract. The aim of the article is to analyze the extremely acute problem of corruption in Russia: its roots, forms, consequences and coping techniques. The complexity of the problem lies in the fact that corruption has become systemic and has covered all spheres of Russian society. The roots of corruption are inherent in the nature of civil society, its traditions and mentality, which are characterized by paternalism and authoritarianism. Russian society does not have the social and political activity and control over the state apparatus. It is fully transferred responsibility for their lifestyle authoritarianism and bureaucracy. In this system, the public interest is largely replaced by group and personal interests. This system creates corruption networks. There is a continuous extraction status rent officials through corruption in the redistribution of public resources. Corruption leads to increased monopoly, destroying the realm of law and forms an anomalous economy. It would no longer apply basic economic laws. The development of the economy is slowing down and there are crises. Society increasingly possessed immorality. The proliferation of corruption in Russia at the present stage is due to significant state intervention in the economy, the growth of bureaucracy and granting it privileges. An important reason is the restriction of freedom for entrepreneurship, the deceleration of economic and political competition. The fight against corruption should be carried out through a series of reforms towards democratization, reducing the power of bureaucrats, development of civil society institutions. It is necessary to revise all laws to eradicate corruption, the subordination to them of officials at all levels, without exception.

© В.П. Шпалтаков, 2016

Проблема коррупции является исключительно острой в России. Сложность понимания этой проблемы состоит в том, что она имеет комплекс причин и значительную специфику для разных стран. Россия погрязла в коррупции, и её дальнейшее усиление неизбежно ведет к деградации экономики и всего общества. Ещё в седой древности коррупция явилась одним из важнейших факторов гибели ряда государств - Римской империи и др. Теоретическое осмысление коррупции необходимо, чтобы понять её корни и возможности успешной борьбы с ней.

Литература о коррупции весьма значительная, особенно в России, где она всегда процветала. В современной капиталистической России литература быстро разрасталась, поскольку сама коррупция становилась массовой. Отметим некоторые работы.

Так, В.В. Моисеевым самостоятельно и в соавторстве с М.Н. Билинской, В.Ф. Ницеви-чем, В.Н. Прокуратовым написаны монографии, посвященные процессу противодействия коррупции. В них рассмотрена методология исследования коррупции, политическая сущность, распространение и негативное влияние коррупции на общество, подчеркнута роль гражданского общества как фактора противодействия коррупции, охарактеризован политический механизм противодействия коррупции и т. д. Авторы считают, что бороться с коррупцией силами самих коррупционеров бессмысленно. Начинать надо с политической среды, когда наличествует оппозиция, реальная свобода слова, политическая конкурентность и прозрачность власти и т. д. Вместе с тем систематизированы отечественные и зарубежные представления о коррупции как о социально опасном явлении, показаны причины её небывалого роста в современной России, охарактеризована антикоррупционная политика. В работах справедливо утверждается, что к росту коррупции причаст-ны все граждане страны: и бедные, и богатые, и предприниматели, и чиновники, - что причиняет громадный вред всему обществу, рушится вера населения в справедливое государство. Противодействие коррупции не носит системного характера, поэтому неэффективно [1-4].

В работе Е.Е. Румянцевой осуществлено общефилософское определение коррупции -как противоположности демократии, рассмотрены проблемы конкретной идентификации видов и форм коррупции, проанализированы статистические данные о состоянии преступности и проявлениях коррупции в России, представлена комплексная программа противодействия

коррупции и даны оценки изменения уровня нравственности общества в зависимости от степени коррупциогенности общественных связей и отношений [5].

Сборник социологических трудов под редакцией Г.А. Сатарова позволяет определить уровень и структуру взглядов населения на коррупцию. Коррупция предстает в книге как сложное социальное явление. Важным аспектом является анализ динамики коррупции. Этот труд приводит к ряду интересных выводов, например, что российская власть - школа коррупции. Чем лучше граждане понимают коррупцию, тем пессимистичнее они в оценке уровня коррупции в нашей стране. Оценка уровня коррупции формируется практикой: ориентация в социальном пространстве России сопряжена с ориентацией в сфере коррупции [6].

В крупной монографии под редакцией Т.Я. Хабриева исследованы институты и механизмы правовой системы России, направленные на предупреждение и борьбу с коррупцией; дан анализ форм проявления коррупции в различных сферах жизни общества и государства; раскрываются сущность и фундаментальные демократические принципы антикоррупционной политики. Проведён комплексный анализ правовых основ противодействия коррупции в России и зарубежных странах [7].

Американские ученые С. Роуз-Аккерман, А. Крюгер, Р.Ф. Притцль и др. в своих исследованиях показали негативное влияние коррупции на эффективность национальной экономики и мировой экономической системы в целом. С. Роуз-Аккерман, например, пишет, что культурные различия и мораль добавляют свои нюансы и частности, однако для понимания коррупции необходим общий экономический подход, включающий причины возникновения коррупции, виды, следствия, механизмы распространения и противодействия, реформы и т. д. [8].

Итак, в научных трудах раскрывается сущность коррупции, дан анализ политических и социальных условий разрастания коррупции, тяжелых последствий её влияния на общество, предложены меры противодействия коррупции, демократизации государства. Однако в настоящее время напрашивается иной подход к анализу коррупции - выявление глубинных корней, заложенных в традициях и менталитете русского народа, а также с позиции рассмотрения системы экономических интересов и условий, при которых возможно существенное снижение коррупции и предотвращение сползания к варианту «мафиозного государства».

Необходимо более ясно выявить экономические механизмы коррупции и условия проведения антикоррупционных реформ.

Гипотетически можно говорить о том, что превращение коррупции в систему в современной России связано с существованием авторитарного политического режима, который, в свою очередь, коренится в патерналистском менталитете россиян, слабом развитии предпринимательства и рыночных механизмов.

Метод исследования. При анализе коррупции в данной статье используется системный метод, поскольку коррупция охватывает многие сферы российского общества.

Цель статьи - выяснение социально-экономических корней, форм и последствий коррупции в современной России, пути её устранения.

Имеется множество определений коррупции. Одно из наиболее коротких определений принадлежит Дж. Сентурия: злоупотребление публичной властью ради частной выгоды [9]. Коррупция означает использование должностным лицом своих полномочий в целях личного обогащения, это продажность и подкуп государственных служащих и политиков. Наиболее типичным проявлением коррупции является взяточничество, которое выступает как противозаконное получение денег, ценных вещей (взяток) в обмен на получение привилегий, оказание незаконных услуг, предпочтений, «проталкивание» дел взяткодателя [10].

Анализ коррупции включает в себя выявление социально-экономических причин, рассмотрение форм, сфер распространения и субъектов действия, особенностей коррупции в различных странах и определение последствий коррупции, а также возможностей борьбы с ней. Само существование государства, его политических и административных институтов порождает потенциальные возможности для обогащения чиновников за счет взяточничества. Это явление тем значительнее, чем менее развито гражданское общество, и наоборот, сила гражданской общности, его контроль за властью снижает коррупционность государства. При этом чрезвычайно важную роль играют мен-тальность и традиции народа.

Гражданское общество представляет собой совокупность отношений людей как участников хозяйственных организаций, собственников, членов общественных объединений и движений, землячеств, кланов, объединенных общими целями самосохранения и роста благосостояния. Гражданское общество характеризуется следующими важными чертами:

1) наличие правовой системы, обеспечивающей такие естественные права, как право на жизнь, право на свободу мысли, совести и религии, свободу и безопасность личности, на справедливость, равенство и уважение человеческого достоинства;

2) равенство всех граждан перед законом и подчинение ему в своей деятельности;

3) действие социальных институтов, т. е. объединений граждан, преследующих индивидуальные и групповые интересы, таких как политические партии и движения, органы общественного самоуправления, негосударственные средства массовой информации, религиозные, экологические организации, профессиональные союзы и т. д.;

4) наличие реального общественного контроля над деятельностью органов власти и управления.

Гражданское общество формирует соответствующее государство, и характер самого общества определяет характер государства. Вопрос в том, насколько резко само гражданское общество расколото на классы и каковы взаимоотношения между ними. Противоречия между классами могут быть неантагонистические или, напротив, антагонистические, т. е. непримиримые в силу наличия враждебных классовых интересов. На протяжении различных эпох представители высших классов извлекали свои основные доходы посредством отчуждения прибавочного продукта у его непосредственных производителей. Только в XX в. социально-экономическое развитие в ряде стран привело к демократизации гражданского общества и государства. Следовательно, государство может действовать в интересах всех классов и слоев общества или противостоять гражданскому обществу, ориентируясь преимущественно на интересы господствующего класса. Неорганизованное гражданское общество -оборотная сторона всё организующего государства. Государство, стремящееся подмять гражданское общество, уничтожает прежде всего основы личной независимости подданных - гражданские свободы, рынок и частную собственность, закрепощает граждан вплоть до запрета им свободно выбирать места жительства и работы. Никакая государственная инициатива не реализуется, если при этом не учтены частные и общественно-гражданские интересы людей. В такой системе частные интересы реализуются в значительной мере с помощью коррупции.

Традиции и ментальность народа. При рассмотрении противоречий между государ-

ством и гражданским обществом необходимо учитывать характер традиций и ментальность народа. В России прочной традицией является патернализм и авторитаризм, а также привилегированность класса чиновников. По мнению К. Маркса, бюрократия - это специфическое сословие, всемогущая и во все вмешивающаяся паразитическая корпорация, объединяющая представителей высших классов и государственных служащих на основе общего экономического интереса - присвоения доходов трудящихся [11, с. 270-271]. Чем более зрелым становится общество, чем больше оно стареет, тем более негативную роль играет бюрократия: она создает заторы на пути развития общества. Разрастаясь как раковая опухоль, бюрократия неосознанно, но вполне действенно подталкивает общество к упадку и краху. Она - могильщик старого общества, потерявшего иммунитет к рутинам, нацеленного на консервацию устаревшего порядка. В этих условиях бюрократия выступает как реакционная сила. Она строит запутанный лабиринт из формальных норм и правил, и в итоге всякий, кто обращается к государству как общественной силе, попадает в этот лабиринт и не может решить свои жизненные вопросы. Чтобы добиться чего-то, человек должен прибегнуть к взятке.

Коррупционная система. Концентрируя в своих руках власть, бюрократия создает коррупционную систему. Коррупционный доход перераспределяется между должностными лицами в соответствии с их функциями и местом в бюрократической структуре. Часть коррупционного дохода поступает носителям функций контроля или руководства, в том числе и политического руководства. Бюрократы берут взятки не потому, что они бедные, а потому что они наделены властью. Коррупция - это, по сути, получение статусной ренты чиновниками государства. Извлечение статусной ренты достигается путем перераспределения имеющихся ресурсов через государственный бюджет, государственным регулированием экономики и административным давлением на население страны. Коррупция усиливает монополизацию экономики, так как монополистам достаются наиболее крупные государственные заказы, а значит, и «откаты» чиновникам, а также с монопольной прибыли можно получать в виде взяток наибольшие рентные платежи. Кроме того, коррумпированный государственный аппарат вытесняет из экономики предпринимателей, не склонных вступать в сговор с коррумпированной бюрократией [12]. Коррупция имеет свойство разрастаться лавинообраз-

но, создавая угрозу национальной безопасности. Она разрушает сферу права и формирует аномальную экономику. В такой экономике перестают действовать фундаментальные экономические законы: например, честная конкуренция, нормальные транзакционные издержки, изменения цен, перелив капитала и т. д. Обществом всё больше овладевает безнравственность, главной ценностью становятся деньги - всё продается и покупается или преступно добывается.

Коррупция в России зародилась ещё в IX-X вв., в форме института «кормления». Корни кормления уходят в киевский период, но оно стало всеобщим только в период монгольского ига. В.О. Ключевский писал: «Значительный удельный князь правил своим уделом посредством бояр и вольных слуг, которым он раздавал в кормление, во временное доходное управление, города с округами, сельские волости, отдельные села и доходные хозяйственные статьи с правительственными полномочиями, правами судебными и финансовыми» [13, т. 1, с. 360]. Самих чиновников (наместников и волостелей) стали называть кормленщиками. «Откормленные» воеводы, возвращаясь в столицу, часть накопленного добра передавали в пользу князя. Так возникала круговая порука взяточников провинциальных и столичных. Кормление было официально отменено лишь в 1556 г., но традиция жить и богатеть за счет подданных фактически сохранилась надолго. «Кормление» трансформировалось в «лихоимство» (подкуп за действия, нарушающие законодательство) и «мздоимство» (за действия без нарушения закона). Бюрократическая система, построенная на принципе иерархии учреждений, сложилась уже в XVII в. Петр I создал систему управления страной, в которой было заложено два принципа - рациональный и бюрократический. С одной стороны, четко разграничивались права и обязанности учреждений, а с другой - была создана иерархия единообразных учреждений, руководствовавшихся в своей деятельности регламентами, инструкциями и наставлениями. Регламентации подвергалась не только работа учреждений, но и каждый шаг должностного лица. Регламентировано было и движение бумаг, документов. В последующем бюрократизация жизни страны усиливалась, а вместе с ней возрастала коррупция. Бюрократия была вызвана необходимостью регламентировать жизнь общества, подчинить его деятельность общим правилам, законам. Разрастаясь, бюрократия становится силой, враждебной простому народу, механизмом насилия.

В последующем коррупция приобретала всё новые формы. При Екатерине II фаворитизм приобрёл всеобъемлющий характер и был, по сути, интегрирован в систему государственного управления [14]. Николай I боролся с коррупцией бюрократическими методами, но безуспешно. Чиновники придумывали новые способы воровства в обход мер, предпринимаемых императором. Бюрократизм приобрел обширный характер, он вошел в плоть и кровь россиян. В.О. Ключевский писал: «Все управление представляло громадный и не совсем правильный механизм, который без устали работал, но который был гораздо шире, тяжелее наверху, чем внизу, так что нижние части и колеса подвергались опасности треснуть от слишком усиленной деятельности в верхних» [13, т. 5, с. 247]. Под покровами канцелярской тайны совершались коррупционные дела. В царствование Александра II происходил дальнейший рост бюрократизма и коррупции, состоявшей в «массовых злоупотреблениях и хищениях», способствовавших «падению авторитета императора и всего царствующего дома» [15, с. 15]. При Александре III во многих ведомствах разрасталось расхищение казны и казенного имущества. Рост взяточничества с начала XX в. в России имел место в связи как с ростом числа чиновников, так и с поставками, военными заказами, особенно в период русско-японской, а затем и Первой мировой войны, сделками с недвижимостью, земельными участками и т. д. Коррупция, наряду с другими противоречиями общества, стала причиной вызревания революционных настроений в стране при Николае II и в конечном итоге способствовала приходу к власти большевиков.

Прошли века, менялся общественно-политический строй, но бюрократизм и коррупция в России оставались бессмертными. В период развала СССР и перехода к капитализму эти явления разрастались лавинообразно, охватив все сферы жизни России, и в настоящее время проблемы борьбы с бюрократизмом и коррупцией являются чрезвычайно острыми, так как общество подчинилось этому устройству.

Причины бюрократизма и коррупции в России. Возникает вопрос: чем определяется прочная связь российского народа с бюрократией и коррупцией? Почему эти негативные явления не удается преодолеть?

Во-первых, на протяжении всей российской истории в сознании населения укрепилась идея преобладания государственной власти над частной жизнью людей. Российский менталитет стал неотделим от государственного патер-

нализма в самом широком смысле слова: защиты народа, обеспечения его выживания и достойного существования. Патерналистские традиции можно отнести к «коллективному бессознательному», т. е. архетипу культуры, усвоенному человеком в процессе социализации, который управляет его поведением на уровне подсознания. Суровый климат, борьба с внешними захватчиками, тяжелая эксплуатация закабаленного населения, существовавшего на грани выживания, заставляли искать себе защитника (заступника) от природных и социальных сил в лице государства и его главы -государя, так сказать «отца родного». История советского периода подтверждает устойчивость сформировавшихся патерналистских традиций. Сталин и его преемники были абсолютными диктаторами, управляющими страной с помощью бюрократии и органов насилия. Патернализм и авторитаризм вполне сохранились и в постсоветское время. Разрастание государства, массы служащих в нём и взяточничество не вызывало сопротивления у населения. Этот оппортунизм имел разные формы - политическую инертность, ложь, воровство, мошенничество, несправедливость и др. Взяточничество являлось платой за инертность, консерватизм и оппортунизм населения. В конечном счете и бюрократия, и коррупция, и воровство в России определяются низкой организованностью и трудоспособностью, слабой деловитостью и предприимчивостью значительной части населения, его стремлением передать ответственность за состояние хозяйства и общества авторитарным руководителям, главе государства и его бюрократическому аппарату. Не случайно, что в России длительное время существовало крепостничество: до XX в. - помещичье, а в XX в. - государственное под названием социализма.

Во-вторых, руководствуясь патерналистским сознанием, население стремилось передать все распорядительные и контрольные функции государю и его чиновникам, оставляя себе только функции исполнения. Бюрократы всегда ясно понимали, что не люди нужны им, а они - людям, что люди без них не могут обойтись. И это сознание дает бюрократам уверенность в незыблемости своего положения. Именно зависимость народа от бюрократии есть базис ее перспективного существования и власти, порождающей коррупцию.

В-третьих, происходило бурное разрастание бюрократизма и коррупции в современной России несмотря на переход к рынку, который строится на самоорганизации людей.

В настоящее время в нашей стране насчитывается 2,8 млн чиновников, 60 россиян кормят 1 чиновника, получающего высокую зарплату [16, с. 11]. Бюрократизация России объясняется несколькими причинами. На первое место надо поставить чрезмерное вмешательство государства в экономику. С одной стороны, наше государство не смогло создать необходимый порядок для развития конкурентно-рыночных отношений и с помощью рыночной координации уменьшить роль бюрократии, с другой - разрастание государственной регуляции и активное участие в непрерывных переделах собственности усилило позиции бюрократии. Кроме того, слаборазвитая сеть рыночных отношений сохранила обособленность регионов на огромной территории страны. Их единство, как и в прежние периоды, сохраняется в значительной мере за счет административных рычагов, вертикальных взаимосвязей государственного аппарата. Отметим также слабость или неразвитость институтов гражданского общества: политических партий, профессиональных союзов, парламента, судебной системы и т. д. Все эти институты носят преимущественно бутафорский характер.

Российский кризис и рост коррупции. Нынешний кризис показал огромный вред от бюрократии и громадный ущерб от коррупции. Выяснилось, что обширный приток валюты от экспорта нефти, газа и другого сырья в течение многих лет не пошел на модернизацию устаревшего производства, был проеден и расхищен. Бюрократическая координация экономики подмяла под себя рыночную координацию, иначе говоря, вертикальные взаимосвязи, многоуровневая иерархия, зависимость координаторов и координируемых лиц и организаций подчинила и резко ограничила горизонтальные связи между хозяйствующими субъектами. Хуже всего то, что разрушена этическая координация, основанная на моральных нормах поведения, на нравственном отношении к делам, партнерам, наемным работникам, семейным узам, общественному долгу. Предпринимательский класс не выстоял под нажимом государственной бюрократии, он стал оплачивать необходимые ему функции государства не только официальными налогами, но и всё возрастающими взятками. В 2015 г. Россия занимает 119-е место с рейтингом восприятия коррупции в 29 баллов [17]. Россия находится по уровню коррупции в пятом из шести возможных разряде, вместе с Ливией, Кенией, Парагваем, Киргизией и др. Средний размер взятки в России увеличился по сравнению с

предыдущим периодом на 40,7 % и составил 613 000 руб., или 9 440 дол. США [18].

Формирование коррупционной системы в современный период. Поскольку государство не занималось последовательной антикоррупционной политикой, а само коррумпировалось, начали формироваться постоянные коррупционные связи, а затем сети во всей экономике. Коррупция стала встраиваться в другие системы социальных связей и тем самым сдвигаться в сторону азиатской модели, где исторически «бакшиш» (щедрые вознаграждения и взятки за услуги) был общепринятым видом отношения людей. Заплатить крупную взятку за серьезную услугу высокопоставленному должностному лицу стало возможно только при наличии дополнительных связей. Тихое инерционное угасание страны может стать доминирующим процессом, если политическая элита не осознает необходимость проведения решительной и действенной антикоррупционной политики. Широкомасштабная коррупция постепенно ведет к трансформации государственной системы, на первый взгляд, основанной на демократических принципах, в систему, основанную на подкупе, не сориентированной на прогресс. Это проливает свет на конфликт между общественными и групповыми интересами, между государством и рынком. Известно, что конкурентный рынок имеет безличный характер сделок. Производитель продает свои товары всем покупателям независимо от их положения и личных особенностей. Чиновник также должен принимать решения на основании общих правил, не испытывая влияния персональных или семейных связей. Практика взяточничества осуществляет замещение деперсонализированной процедуры персональной, основанной на подкупе, укрепляет систему персональных привилегий, основанную на тесных личных связях. Дача взяток позволяет группам лиц приобрести влияние в обществе, формировать политику государства. Например, в России защитники коррупции не дают обществу возможности принять законы о сопоставлении у чиновников расходов с доходами и конфискации у коррупционеров всего имущества. Коррупция - главный и динамично растущий сектор российской экономики. Она является следствием неэффективности, наподобие дефектов управления или проблем общественных отношений.

Распространение коррупции в России.

Коррупция охватывает в первую очередь ряд важных общественных сфер, а затем пронизывает всю общественную жизнь.

Во-первых, коррупция действует в политической среде. Депутаты всех уровней заинтересованы в повышении своих доходов, используя взятки, которые могут обеспечить им компенсацию снижения шансов быть переизбранным. Взятки неизбежны и при принятии выгодных или для предотвращения принятия невыгодных для бизнеса законов. Важную роль коррупция играет во время выборов в законодательные и представительные органы власти всех уровней, в деятельности политических партий, а также в активности политического лоббизма, навязывающего органам государственной власти и местного самоуправления те или иные решения или внедряющего в них представителей определенных групп влияния. В целом политическая коррупция - это не только взяточничество, она представляет собой удержание политической власти одной из политических групп с целью неограниченного и неконтролируемого обществом использования природных, производственных, финансовых, информационных и других ресурсов для создания и сохранения в своих руках больших богатств и привилегий.

Во-вторых, настоящей «питательной средой» для коррупции стали государственные закупки. Эксперты, рассматривая махинации при госзакупках, описывают 32 схемы «откатов» и тендеров «для своих». Объем воровства при госзакупках весьма значителен и в 2015 г. оценивался Счетной палатой около 800 млрд руб. [19, с. 3]. Среди основных причин коррупционных преступлений, посягающих на систему закупок, можно выделить: несовершенство действующего законодательства в области закупок; неразвитость института общественного контроля, недостаточно высокий уровень подготовки управленческих кадров; недостатки контрольно-ревизионных мероприятий; падение нравственности в обществе, в частности в среде чиновников и бизнесменов. Крупные взятки даются за содействие той или иной фирме в передаче сведений о заявках других участников до проведения торгов или запроса котировок цен, за дачу советов и консультаций. За свои действия чиновники получают вознаграждение в виде процента от суммы сделки. Также коррупция существует в форме завышения цен на приобретаемые товары, работы, услуги. В частности, в сметах работ часто приводятся необоснованные расчеты, завышенные коэффициенты, должным образом не конкретизируются характеристики приобретаемого имущества, указываются ссылки на источники информации о необъективных средне-

рыночных ценах на товары. При этом направляются запросы о ценах знакомым поставщикам, которые указывают «нужные» заказчику цены. Эти действия позволяют «заработать» сверхприбыль в виде «отката». Таким образом, государственные закупки становятся средством незаконного перераспределения собственности и капитала, стимулируют развитие криминальной среды и усиления коррупционности государственных институтов.

В-третьих, значительные потери несет государство от таможенных злоупотреблений. Их пресечение (по оценке экспертной группы Государственной думы) способно принести более 2 трлн руб. [19, с. 3]. Коррупция на таможнях имеет многообразные формы: это произвол в оценке импортных товаров; «перекачка» государственных средств в «свои» коммерческие структуры; предоставление льгот и преференций для «своей» компании; злоупотребление должностным положением при лицензировании и квотировании торговых операций; злоупотребление властью при решении «тендерной» комиссии о заключении контрактов и т. д.

В-четвертых, коррупция существует также среди должностных лиц низшего уровня. Эти руководители обладают значительными возможностями получать взятки при распределении важных благ для населения - квартир, земельных участков, мест торговли, при проверке санитарных, пожарных и технических условий бизнеса. Они могут налагать штрафы, останавливать или прекращать бизнес. Немалые возможности для коррупции имеются у правоохранительных органов - полиции, прокуратуры, судов. Это позволяет получать взятки, а порой просто захватывать успешный бизнес, подчинять своим корыстным целям криминальные организации в распространении наркотиков, легализации краденых автомобилей и т. д.

Борьба с коррупцией. Каковы перспективы уменьшения коррупции в России до безопасного уровня? Поскольку коррупция в России имеет системный характер, охватывает все сферы жизнедеятельности, то борьба с ней должна осуществляться путем проведения комплекса реформ в политической, экономической и других областях. Это значит, что в политико-экономической элите должна появиться новая сила, заинтересованная в реальном и решительном проведении борьбы с коррупцией. Сначала должен быть очищен от коррупции высший слой политической элиты, а затем -последующие слои и сферы. Пока высшие чиновники остаются безнаказанными за корруп-

ционные деяния, невозможно достичь системного успеха. Модернизация политической сферы должна привести к замене авторитарного режима власти, который порождает бюрократизм и коррупцию, системой действующих демократических институтов, в результате чего в стране должна быть достигнута свобода политической и экономической деятельности в конкурентном режиме. Эта проблема самая трудная, поскольку современная политическая элита не заинтересована в указанных переменах. Проблема сменяемости властей в России является важнейшей. По-видимому, Россия подошла к необходимости глубокого преодоления негативных традиций, патерналистского менталитета и общественной пассивности, оппортунизма населения, перехода к подлинно гражданскому обществу, формированию реальной демократии, широкой свободы для предпринимательства. Общество должно устранить все имеющиеся слабости в законодательстве, создать полную ответственность и наказуемость за коррупционные действия, независимо от уровня должностных лиц. Подчинение закону должно быть обязательным для всех граждан общества. Только тогда произвол и вседозволенность властей будут устранены.

Заключение. Анализ коррупции позволяет выделить три основные группы причин коррупции: общесоциальные (авторитаризм, бюрократизм, патернализм, приоритет корпора-

тивных интересов в деятельности носителей публичной власти); организационные (действие вертикали власти, построенной на иерархических принципах, бюрократическая регламентация, слабая конкуренция, недостатки в законодательстве, безнаказанность коррупционеров); экономические (избыточное вмешательство государства в экономику, сохранение и поддержка монополизма, бюрократическое подавление конкуренции). Очевидно, что антикоррупционная политика должна идти по пути демократизации политической и экономической жизни, постоянного совершенствования государственного механизма прежде всего за счет сокращения функций и численности чиновников, усилением правовой регламентации борьбы с коррупцией (законности, четкой правовой регламентации деятельности органов государственной власти). Либо политическая элита, осознавая глубину кризиса России, сумеет перестроиться, привлекая новые политические силы, и начнет реальное и основательное реформирование социально-экономической системы и ликвидацию коррупционных сетей, внося положительные изменения в мен-тальность населения - уменьшение воровства и усиление труда, либо серьёзные реформы не будут проведены элитой добровольно, и положение в стране будет становиться всё тяжелее для народа. Тогда к изменениям приведет активность масс, уставших от бедности.

Литература

1. Моисеев В. В. Государственная политика противодействия коррупции в современной России : моногр. - М. : Директ-Медиа, 2014. - 505 с.

2. Моисеев В. В. Борьба с коррупцией в России : моногр. - М. : Директ-Медиа, 2014. - 415 с.

3. Моисеев В. В., Прокуратов В. Н. Противодействие коррупции в современной России : моногр. - М. : Директ-Медиа, 2014. - 427 с.

4. Билинская М. Н., Моисеев В. В., Ницевич В. Ф. Современная коррупция: отечественная специфика и зарубежный опыт противодействия : моногр. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2014. -439 с.

5. Румянцева Е. Е. Механизмы противодействия коррупции. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2016. - 126 с.

6. Российская коррупция: уровень, структура, динамика. Опыты социологического анализа / под ред. Г. А. Сатарова. - М. : Фонд «Либеральная Миссия», 2013. - 752 с.

7. Коррупция: природа проявления, противодействие : моногр. / отв. ред. Т. Я. Хабриева. -М. : Юриспруденция, 2012. - 688 с.

8. Роуз-Аккерман С. Коррупция и государство. Причины, следствия, реформы / пер. с англ. О. А. Алякринского. - М. : Логос, 2003. - 343 с.

9. Быстрова А. С., Сильвестрос М. В. Коррупция в современной России: социальное явление, инструмент политики, социальная проблема. - URL : http://www.civisbook.m/fües/Füe/bystrova,_ silvestros.pdf.

10. Слиозберг Г. Б. Взяточничество // Энциклопедический словарь. Т. VI. Венцано-Винона / изд.: Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. - СПб., 1892. - С. 213-216.

11. Маркс К. К критике гегелевской философии права // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т. 1. - М. : Политиздат, 1955. - С. 219-368.

12. Берман В. Бюрократия и коррупция. - URL : http://sudanet.ru/node/21.

13. Ключевский В. О. Соч. : в 9 т. - М. : Мысль, 1987-1990.

14. Любавский М. К. Русская история XVII-XVIII вв. - СПб. : Лань, 2002. - 520 с.

15. Зайончковский П. А. Кризис самодержавия на рубеже 1870-1880-х гг. - М., 1964.

16. Угланов А. Чем лечить вороватого чиновника // Аргументы недели. - 2016. - 3 марта.

17. Индекс восприятия коррупции - 2015: Россия поднялась на 119 место / Трансперенси Ин-тернешенл Россия. - URL : http://www.transparency.org.ru/indeks-vospriiatiia-korruptcii/indeks-vospriiatiia-korruptcii-2015-rossiia-podnialas-na-119-mesto.

18. Эксперты: размер взятки в России вырос в 2015 году до 613 000 рублей // Сайт Ассоциации Адвокатов России за Права Человека. - URL : http://www.rusadvocat.com/node/1082.

21. Миронов С. Плач по дешевеющей нефти // Аргументы недели. - 2016. - 21 янв. - С. 3, 5.

References

1. Moiseev V.V. Gosudarstvennaya politika protivodeistviya korruptsii v sovremennoi Rossii [State policy of counteraction of corruption in modern Russia], Moscow, Direkt-Media Publ., 2014, 505 p.

2. Moiseev V.V. Bor'ba s korruptsiei v Rossii [Fight against corruption in Russia], Moscow, Direkt-Media Publ., 2014, 415 p.

3. Moiseev V.V., Prokuratov V.N. Protivodeistvie korruptsii v sovremennoi Rossii [Anti-corruption in modern Russia], Moscow, Direkt-Media Publ., 2014. 427 p.

4. Bilinskaya M.N., Moiseev V.V., Nitsevich V.F. Sovremennaya korruptsiya: otechestvennaya spetsifika i zarubezhnyi opyt protivodeistviya [Modern corruption: the specificity of domestic and foreign experience of counteraction], Moscow, Berlin, Direkt-Media Publ., 2014, 439 p.

5. Rumyantseva E.E. Mekhanizmy protivodeistviya korruptsii [Mechanisms of counteraction of corruption], Moscow, Berlin, Direkt-Media Publ., 2016, 126 p.

6. Satarov G.A. (Ed.) Rossiiskaya korruptsiya: uroven', struktura, dinamika. Opyty sotsiologiches-kogo analiza [Russian corruption: level, structure, dynamics. Experiments of sociological analysis], Moscow, Fond Liberal'naya missiya Publ., 2013, 752 p.

7. Khabrieva T.Ya. (Ed.) Korruptsiya: priroda, proyavleniya, protivodeistvie [Corruption: the nature, manifestations, resistance], Moscow, Yurisprudentsiya Publ., 2012, 688 p.

8. Rose-Akkerman S. Korruptsiya i gosudarstvo. Prichiny, sledstviya, reformy [Corruption and the state. Causes, consequences, reform], Moscow, Logos Publ., 2003, 343 p.

9. Bystrova A.S., Silvestros M.V. Korruptsiya v sovremennoi Rossii: sotsial'noe yavlenie, instrument politiki, sotsial'naya problema [Corruption in modern Russia: a social phenomenon, a political tool, a social problem], available at: http://www.civisbook.ru/files/File/bystrova,_silvestros.pdf (accessed May 14, 2016).

10. Sliozberg G.B. Vzyatochnichestvo [Bribery]. Encyclopedic dictionary of F.A. Brockhaus and I.A. Efron, St. Petersburg, 1892, Vol. VI, pp. 213-216. (in Russian).

11. Marks K. Critique of Hegel's philosophy of law. Marks K., Engels F. Works, 2nd ed., Moscow, Politizdat Publ., 1955, Vol. 1, pp. 219-368. (in Russian).

12. Berman V. Byurokratiya i korruptsiya [Bureaucracy and corruption], available at: http://suda-net.ru/node/21 (accessed May 14, 2016).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Klyuchevskii V.O. Works, in 9 vol., Moscow, Mysl' Publ., 1987-1990. (in Russian).

14. Lyubavskii M.K. Russkaya istoriya 17-18 vekov [Russian History in 17-18th centuries], St. Petersburg, Lan' Publ., 2002, 520 p.

15. Zaionchkovskii P.A. Krizis samoderzhaviya na rubezhe 1870-1880 godov [Crisis of autocracy at the turn of1870-1880years], Moscow, 1964.

16. Uglanov A. Chem lechit' vorovatogo chinovnika [Than to treat the thievish official]. Argumenty nedeli, from March 3, 2016.

17. The corruption perception index - 2015. Transparency International Russia, available at: http://www.transparency.org.ru/indeks-vospriiatiia-korruptcii/indeks-vospriiatiia-korruptcii-2015-rossiia-podnialas-na-119-mesto (accessed May 14, 2016). (in Russian).

18. Eksperty: razmer vzyatki v Rossii vyros v 2015 godu do 613 000 rublei [Experts: size of bribes in Russia in-creased in 2015 to 613 000 rubles]. The website of Association of Lawyers of Russia for Human rights, available at: http://www.rusadvocat.com/node/1082 (accessed May 14, 2016).

19. Mironov S. Plach po desheveyushchei nefti [Lament for the falling oil prices]. Argumenty nedeli, from January 21, 2016, pp. 3, 5.

Сведения об авторе

Шпалтаков Владимир Петрович - д-р экон. наук, профессор, заведующий кафедрой экономики Адрес для корреспонденции: 644046, Россия, Омск, пр. Маркса, 35

Е-тэИ: olga.karavaeva.42@mail.ru Для цитирования

Шпалтаков В.П. Коррупция в России: исторические корни и причины разрастания в постсоветское время // Вестн. Ом. ун-та. Сер. «Экономика». 2016. № 3. С. 83-92.

About the author

Shpaltakov Vladimir Petrovich - Doctor of Economic sciences, Professor, Head of the Department "Economics"

Postal address: 35 Marksa pr., Omsk, 644046, Russia Е-mail: olga.karavaeva.42@mail.ru

For citations

Shpaltakov V.P. Corruption in Russia: historical roots and reason for the growth in the post-Soviet time. Herald of Omsk University. Series "Economics", 2016, no. 3, pp. 83-92. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.