Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ КАК КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ'

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ КАК КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
112
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
конституционные права и свободы человека и гражданина / конституционно-правовой институт государственного суверенитета / геополитические процессы / баланс политических сил и интересов человека и гражданина.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Святогорова Анастасия Эдуардовна, Сорокина Елена Владимировна, Дроздова Мария Александровна

Активные процессы реформирования конституционно-правовых институтов публичной власти, во многом спровоцированные геополитическими процессами в современном мире, требуют новейшего доктринального осмысления концепции конституционных прав и свобод человека и гражданина в контексте обеспечения повышения уровня охраны института государственного суверенитета, как на внутринациональном , так и на наднациональном уровне правового регулирования. При этом, очевидными представляются не только необходимость неуклонного следования общеправовому конституционно гарантированному принципу законности в целом, но и признание целесообразности актуализации в современном публичном управлении принципа баланса политических сил и интересов личности в современной России, провозглашенной правовым и демократическим государством. Эпоха конституционных реформ, свойственная для современного состояния российской государственности неминуемо будет сопровождаться изменениями доктринальных представлений о природе, пределах суверенитета, а также расширением перечня видов суверенитета, включающего народный, национальный, государственный, а также провозглашенный недавно образовательный суверенитет. На фоне трансформации доктринальных представлений отечественных конституционалистов о сущности и содержании института государственного суверенитета логичным представляется осмысление его генезиса с целью репродуктивного анализа модели публичной власти в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ КАК КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

С©4 ТЕОРИЯ КОНСТИТУЦИИ ^D

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-3-45-50 NIION: 2018-0076-3/23-156 MOSURED: 77/27-023-2023-3-156

СВЯТОГОРОВА Анастасия Эдуардовна,

доцент кафедры конституционного права Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики, кандидат юридических наук (Санкт-Петербург, Россия), е-mail: mail@law-books.ru

СОРОКИНА Елена Владимировна,

старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Северо-Западного филиала ФГБОУВО «РГУП»; зав. НИО ЧОУ ВО СПИГ, кандидат педагогических наук, доцент,

е-mail: mail@law-books.ru

ДРОЗДОВА Мария Александровна,

доцент кафедры «История, философия, политология и социология»,

заместитель начальника учебного управления Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I, кандидат юридических наук, е-mail: mail@law-books.ru

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ КАК КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ

В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Аннотация. Активные процессы реформирования конституционно-правовых институтов публичной власти, во многом спровоцированные геополитическими процессами в современном мире, требуют новейшего доктринального осмысления концепции конституционных прав и свобод человека и гражданина в контексте обеспечения повышения уровня охраны института государственного суверенитета, как на внутринациональном , так и на наднациональном уровне правового регулирования. При этом, очевидными представляются не только необходимость неуклонного следования общеправовому конституционно гарантированному принципу законности в целом, но и признание целесообразности актуализации в современном публичном управлении принципа баланса политических сил и интересов личности в современной России, провозглашенной правовым и демократическим государством. Эпоха конституционных реформ, свойственная для современного состояния российской государственности неминуемо будет сопровождаться изменениями доктри-нальных представлений о природе, пределах суверенитета, а также расширением перечня видов суверенитета, включающего народный, национальный, государственный, а также провозглашенный недавно образовательный суверенитет. На фоне трансформации док-тринальных представлений отечественных конституционалистов о сущности и содержании института государственного суверенитета логичным представляется осмысление его генезиса с целью репродуктивного анализа модели публичной власти в целом.

Ключевые слова: конституционные права и свободы человека и гражданина, конституционно-правовой институт государственного суверенитета, геополитические процессы, баланс политических сил и интересов человека и гражданина.

SVYATOGOROVA Anastasia Eduardovna,

Associate Professor, Department of Constitutional Law St. Petersburg University of Technology management and economics, candidate of legal Sciences (St. Petersburg, Russia)

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2023

SOROKINA Elena Vladimirovna,

Senior Lecturer, Department of State and Legal disciplines of the North-West Branch of the Federal State

Budgetary Institution "RGUP";

Head. NIO CHOU HE SPIG, Candidate of Pedagogical

Sciences, Associate Professor

DROZDOVA Maria Alexandrovna,

Associate Professor of the Department "History, Philosophy, Political Science and Sociology," Deputy Head of Training Department St. Petersburg State University of Ways messages of Emperor Alexander I, Candidate of Legal Sciences

STATE SOVEREIGNTY AS A CONSTITUTIONAL AND LEGAL INSTITUTION OF PUBLIC POWER IN MODERN RUSSIA

Annotation. Active processes of reforming constitutional and legal institutions of public power, largely provoked by geopolitical processes in the modern world, require the latest doctrinal understanding of the concept of constitutional rights and freedoms of man and citizen in the context of ensuring an increase in the level of protection of the institution of state sovereignty, both at the in-tra-national and supranational level of legal regulation. At the same time, it seems obvious not only the need for unswerving adherence to the generally legal constitutionally guaranteed principle of legality as a whole, but also recognition of the expediency of actualizing in modern public administration the principle of balance of political forces and interests of the individual in modern Russia, proclaimed a legal and democratic state. The era of constitutional reforms characteristic of the current state of Russian statehood will inevitably be accompanied by changes in doctrinal ideas about the nature, limits of sovereignty, as well as the expansion of the list of types of sovereignty, including popular, national, state, as well as recently proclaimed educational sovereignty. Against the background of the transformation of the doctrinal ideas of domestic constitutionalists about the essence and content of the institution of state sovereignty, it seems logical to comprehend its genesis in order to reproduce the analysis of the model of public power as a whole.

Key words: constitutional rights and freedoms of man and citizen, constitutional and legal institution of state sovereignty, geopolitical processes, balance of political forces and interests of man and citizen.

Введение. Трансформация международных систем геополитического развития мира на фоне провозглашения и агрессивного распространения идеи построения транснационального мира привела к актуализации проблемы отступления на наднациональном уровне правового регулирования от системы баланса политических сил, основанной на принципе суверенного равенства современных государств. Современный уровень глобализации достиг своего апогея, зачастую лишив народы ряда государств национально-культурной идентичности за счет разрушения внутригосударственных ценностных ориентиров.

Понимание тесной связи геополитических процессов с национальной безопасностью России позволило главе государства заблаговременно (еще в 1996 году) сформулировать положения о государственности, которая немыслима без уважения законности как высшей ценности, одинаковой для всех без исключения; должна быть твер-

дой, прочной, способной реально обеспечить конституционные права и свободы граждан, надежно защищать людей от посягательств преступной среды, а страну - от внешних угроз [1].

Теория. Представляя собою едва ли не одну из древнейших философско-правовых идей, институт государственного суверенитета постоянно видоизменялся, неизменно демонстрируя важнейшие изменения в плоскости взаимоотношений государства, общества и личности. Анализ реализуемой в конкретный исторический период времени модели концепции суверенитета в целом, позволяет сформировать представления о взаимодействии конституционно-правовых институтов: прав и свобод человека и гражданина; государственного суверенитета. Рассмотрение современного этапа развития российской государственности, осмысление эволюции ведущих отечественных конституционно-правовых институтов позволяет утверждать, что в основе укре-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2023

пления «суверенной государственности России как страны, способной проводить самостоятельную внешнюю и внутреннюю политику, эффективно противостоять попыткам внешнего давления» [2], может быть положена идея создания системы баланса политических сил на внутригосударственном уровне публичного управления. Представляется целесообразным строить обозначенную систему баланса на основе принципа гармоничного сочетания сильной державы и благополучия человека, что обеспечит формирование справедливого общества и процветание России. Обладая потенциалом обеспечения эффективного функционирования механизма реализации института государственного суверенитета, Конституция Российской Федерации закрепила фундаментальные ценности и принципы, формирующие основы российского общества, безопасности страны, дальнейшего развития России в качестве правового социального государства, в котором высшее значение имеют соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, повышение благосостояния народа, защита достоинства граждан Российской Федерации [2].

Результаты и обсуждение. Актуализации идеи создания системы баланса политических сил на внутригосударственном уровне публичного управления предшествовал длительный генезис конституционно-правового института государственного суверенитета, прошедший путь от провозглашения безграничности и крайней степени императивности воли государства до понимания необходимости признавать основой государственного суверенитета общеправовой наднациональный принцип законности.

Традиционно родоначальником концепции государственного суверенитета принято считать Ж. Бодена, определявшего суверенитет как высшую и свободную от законов власть над гражданами и подданными, которая не может быть ограничена ни вышестоящей властью, ни законами, ни временем [3, с.224]. Очевидно, что мыслитель полностью отвергал возможность сочетания в публичном управлении интересов государства и общества в целом, или даже народа, как особого субъекта конституционно-правовых отношений, наделенного статусом единственного источника власти, как то закреплено современным отечественным законодателем.

Дальнейшее развитие идеи народного суверенитета, особенно в работах Ж.-Ж. Руссо, оказало значимое влияние на понимание сущности конституционно-правового института государственного суверенитета. Ж.-Ж. Руссо отмечал, что верховная власть принадлежит народу, поэтому акт суверенитета следует понимать как соглаше-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2023

ние целого (государства - авт.) с каждым из его членов [4, с.220]. Иным типом правопонимания исследуемого конституционно-правового института отличались работы Г. Гегеля, идущие вразрез с идеей народного суверенитета, провозглашенной Руссо в качестве приоритетной. Так, Г. Гегель, исследуя содержание и сущность государственного суверенитета, сформулировал положения о том, что индивиды не могут по своему произволу отделиться от государства, так как они являются его гражданами с природной стороны; а государство должно давать разрешение вступить в него или выйти из него [4, с.291]. Очевидно, что современное состояние российского конституционализма частично укладывается в содержательный контекст природы государственного суверенитета, сформулированный Г. Гегелем. Следует отметить, еще совсем недавно ряд отечественных конституционалистов исходили из того, что главной идеей, составляющей смысл государственного суверенитета, как одного из наиболее признанных принципов конституционализма, следует считать правовой принцип ограничения государственной власти [5, с.1389].

Сегодня же политико-правовая и конституционная реальность активным образом трансформируется. По мнению отдельных отечественных специалистов различных областей научного познания, за последнее десятилетие, исследуя проблемы обеспечения международной безопасности и национальной (внутригосударственной) безопасности, все более очевидным становится повышение уровня влияния геополитических процессов на состояние института государственного суверенитета в развитых странах мира на внутригосударственном уровне правового регулирования.

Так, например, Г.Ф. Фейгин отмечает наличие агрессивного воздействия процессов глобализации на национальный (авт.- государственный) суверенитет, предполагающий возможность суверенных государств проводить независимую политику (и, прежде всего, экономическую) для защиты национальных интересов [6, с.67].

Подобное, но более ёмкое по своему содержанию умозаключение встречаем и в позиции Проэтора Д.М., дальновидно в свое время отметившего, что международная безопасность предполагает такое состояние международных отношений, при котором создаются условия, необходимые для существования и функционирования государств при обеспечении их полного суверенитета, политической и экономической независимости, возможности отпора военно-политическому нажиму и агрессии, их равноправных отношений с другими государствами [7, с.41].

Логичным представляется утверждать, что при реализации потенциала одного из фундаментальных конституционно декларируемых институтов конституционно-правового института государственного суверенитета в современной России правоприменителям следует исходить из того, что сущность и содержание конституционно-правового института прав и свобод человека и гражданина сегодня следует толковать с некоторыми дополнениями. А именно, как справедливо утверждает Краснослободцева Н.К., содержательная определенность свободы - это выделение сферы деятельности человека, в которой проявляется его самостоятельность, автономность (свобода мысли, слова, вероисповедания, передвижения, труда и др.) и количественная характеристика полноты свободы, которая раскрывается через полномочия субъектов и пределы их осуществления [8, с.76]. Таким образом, допускается возможность установления пределов реализации конституционно гарантированных свобод личности, о чем, принимая во внимание современные реалии, за все время существования российской государственности в эпоху Новейшей отечественной истории следует говорить серьезно.

Интересно отметить, что институт ограничения современными зарубежными конституционалистами, как правовое явление, сопутствующее эволюции института государственного суверенитета, рассматривается не только с позиций установления пределов осуществления прав и свобод личности, но и с точки зрения добровольного ограничения некоторыми государствами своих суверенных прав в пользу международных организаций. При этом, отмечается дуалистичность подхода к природе государственного суверенитета, предполагающего параллельное восприятие государства и как субъекта международных отношений, самостоятельно осуществляющего проведение собственной внутренней и внешней политики [9, с.35].

Выводы. Исследование доктринальных представлений о государственном суверенитете позволяет отметить, что его эволюция сопряжена с трансформацией представлений о понимании названной многоплановой конституционно-правовой категории и как основополагающего конституционного принципа реализации публичной власти, и как неотъемлемого свойства государственной власти, и как одного из фундаментальных отечественных конституционно-правовых институтов.

Возможно, с определенной долей условности, выделить в генезисе концепции государственного суверенитета ряд основных этапов: период провозглашения высшей степени императивности

статуса государственного суверенитета; период государственного суверенитета, построенного на философско-правовой идее общественного договора, сформулированной французскими просветителями; период ограниченного принципом законности приоритета государственного суверенитета в публичном управлении; современный период развития государственного суверенитета, как основополагающего отечественного конституционно-правового института, построенного на принципе баланса публичных интересов российского государства и конституционных прав и свобод личности.

Интересно отметить, что сама идея государственного суверенитета содержательно наделена вполне очевидным потенциалом и для регулирования международных отношений, в том числе, и при условии ее буквального толкования, построенного на принципах демократии, способна обеспечить эффективное урегулирование геополитических конфликтов. И в этом смысле, саму идею государственного суверенитета справедливо рассматривать как универсальный принцип эффективного мирного разрешения выше обозначенных конфликтов. Неверное понимание отдельными субъектами международно-правовых отношений допустимых пределов распространения глобали-зационных процессов и, как следствие, неразумное поспешное осуществление политики по гармонизации внутригосударственного (национального) законодательства способно поставить под угрозу национальный и народный суверенитеты современных государств, нанести серьезный удар по национально-культурной идентичности народа даже развитых государств. Более того, неверное понимание сущности глобализации, допускающее отступление и даже отрицание международно-правовых стандартов прав человека, уже не единожды подтвердивших свою универсальную значимость, в итоге, способно привести не только к конституционным кризисам в современных государствах, но и спровоцировало достижение крайней степени обострения геополитических отношений на фоне возникновения угроз государственному суверенитету ряда держав.

Геополитические процессы в современном мире, оказывая значительное влияние на конституционно-правовые институты, включая и институт государственного суверенитета, на внутринациональном уровне правового регулирования породили понимание необходимости реализации потенциала международно-правовых стандартов ограничения прав и свобод человека, конституционно гарантированных, как зарубежным, так и российским законодателями. Иллюстративными, в этом смысле, представляются положения ч.3

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2023

ст.55 Конституции РФ [10], а также ст.29 Всеобщей декларации прав человека [11]., системное толкование которых свидетельствует о допустимости и целесообразности ограничения прав и свобод личности, в числе прочего, в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства в общем, и, особенно, в контексте возникшей необходимости сохранения национально-культурной идентичности многонационального народа России, в частности. Следовательно, обеспечение охраны конституционно-правового института государственного суверенитета, при условии соблюдения конституционно гарантированного принципа законности, путем реализации системы ограничений прав и свобод личности воспринимается как допустимое и, более того, отвечающее истинным запросам подлинно гражданского общества России сегодня.

Современные реалии требуют уже не только ограничения пределов реализации института государственного суверенитета, но и, при крайней необходимости, установления и неуклонного следования на внутригосударственном уровне публичного управления построенной на принципе законности политике ограничения конституционных прав и свобод человека и гражданина. Очевидно, что подобная тенденция вполне будет отвечать принципу баланса публичных интересов российского государства и конституционных прав и свобод личности, а, кроме того, будет способствовать реализации содержания «принципа гармоничного сочетания сильной державы и благополучия человека», закрепленного в ранее названном Указе Президента РФ от 02.07.2021 N 400, как одном из важнейших программных документов современной России.

Логично также предположить, что отечественная конституционно-правовая доктрина вполне может пойти, на фоне активно проявляющих себя обновленных подходов к публичному управлению в целом, по пути обоснования целесообразности дальнейшего расширения и пределов осуществления государственного суверенитета в целом. Следует отметить, что степень легитимности государственной власти в современной России высока как никогда ранее, поскольку строится на повышении уровня политического доверия многонационального народа в целом и гражданского общества в частности. Кроме того, обратим внимание на то, что в отечественной конституционно-правовой науке целесообразно ожидать не только возникновения, но и дальнейшего пристального интереса появлении новых (внутригосударственных) форм суверенитета, как, например, суверенитет отечественной системы образования. Беспрецедентность и ценность такого под-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2023

хода к публичному управлению делами гражданского общества и государства, построенному на балансе политических сил и интересов человека и гражданина, осознанном признании самим многонациональным народом легитимности необходимого ограничения прав и свобод личности в целях обеспечения сохранения собственной национально-культурной идентичности.

Список литературы:

[1] Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 23.02.1996. // Российская газета, N 39, 27.02.1996.

[2] Указ Президента РФ от 02.07.2021 N 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».// Собрание законодательства РФ, 05.07.2021, N 27 (часть II), ст. 5351.

[3] Авдеенкова М.П., Дмитриев Ю.А. Конституционное право Российской Федерации: Курс лекций. - М.: ООО «Полиграф Опт», 2004. - 727 с.

[4] Правовая мысль: Антология. / Автор-составитель В.П.Малахов. - М.:Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. - 1016 с.

[5] Алебастрова И.А. Государственный суверенитет: концепции и реальность. // Lex Russica (Русский закон). 2014. № 12. С. 1389-1398.

[6] Фейгин Г.Ф. Национальные экономики в эпоху глобализации: перспективы России. - СПб.: Изд-во СПбГУП, 2008. - 200 с.

[7] Быков О.Н., Никонов А.Д., Проэктор Д.М. и др. Проблемы военной разрядки / Ответственый редактор А. Д. Никонов. - М.: Наука, 1981. - 380 с.

[8] Краснослободцева Н.К. Соотношение понятий «свобода» и «права» человека. // Ленинградский юридический журнал. 2014, №4 (38). С.75-82.

[9] Жулева М.С., Конев Ю.М. Концепция государственного суверенитета в условиях трансформации современного мирового порядка. // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2022. Т.15. №3. С. 35-49

[10] Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Собрание законодательства Российской Федерации. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.

[11] Всеобщая декларация прав человека: Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948. // Российская газета, N 67, 05.04.1995.

Spisok literatury:

[1] Poslanie Prezidenta RF Federal'nomu Sobraniyu ot 23.02.1996. // Rossijskaya gazeta, N 39, 27.02.1996.

[2] Ukaz Prezidenta RF ot 02.07.2021 N 400 «О Strategii пасюпа!^ bezopasnosti Rossijskoj Federacii».// Sobranie zakonodatel'stva RF, 05.07.2021, N 27 (с1^Г II), st. 5351.

[3] Avdeenkova M.P., Dmitriev YU.A. Kon-stitucionnoe pravo Rossijskoj Federacii: Kurs lekcij. - M.: OOO «Poligraf Opt», 2004. - 727 s.

[4] Pravovaya mysl': Antologiya. / Avtor-sostavi-tel' V.P.Malahov. - M.:Akademicheskij proekt; Ekaterinburg: Delovaya kniga, 2003. - 1016 s.

[5] Alebastrova I.A. Gosudarstvennyj suveren-itet: koncepcii i real'nost'. // Lex Russica (Russkij zakon). 2014. № 12. S. 1389-1398.

[6] Fejgin G.F. Nacional'nye ekonomiki v epohu globalizacii: perspektivy Rossii. - SPb.: Izd-vo SPb-GUP, 2008. - 200 s.

[7] Bykov O.N., Nikonov A.D., Proektor D.M. i dr. Problemy voennoj razryadki / Otvetstvenyj redaktor A. D. Nikonov. - M.: Nauka, 1981. - 380 s.

[8] Krasnoslobodceva N.K. Sootnoshenie pon-yatij «svoboda» i «prava» cheloveka. // Leningradskij yuridicheskij zhurnal. 2014, №4 (38). S.75-82.

[9] ZHuleva M.S., Konev YU.M. Koncepciya gosudarstvennogo suvereniteta v usloviyah transfor-macii sovremennogo mirovogo poryadka. // Izvestiya vysshih uchebnyh zavedenij. Sociologiya. Ekono-mika. Politika. 2022. T.15. №3. S. 35-49

[10] Konstituciya Rossijskoj Federacii ot 12 dekabrya 1993 goda // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 04.08.2014. № 31. St. 4398.

[11] Vseobshchaya deklaraciya prav cheloveka: Prinyata General'noj Assambleej OON 10.12.1948. // Rossijskaya gazeta, N 67, 05.04.1995.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.