Научная статья на тему 'Государственный подход к оценке качества управленческих решений'

Государственный подход к оценке качества управленческих решений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
121
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / КАЧЕСТВО РЕШЕНИЙ / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Салихов Ф.Н.

Статья посвящена исследованию оценки качества управленческих решений с точки зрения государственного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственный подход к оценке качества управленческих решений»

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

© Салихов Ф.Н.*

Государственный университет управления, г. Москва

Статья посвящена исследованию оценки качества управленческих решений с точки зрения государственного подхода.

Ключевые слова управленческие решения, качество решений, оценка качества.

В последние годы наблюдается значительный рост внимания к тематике управленческих решений со стороны ученых и практиков государственного управления и бизнеса.

Какой сферой управленческих решений не занимался бы человек, рано или поздно он столкнется с проблемой их качества и его оценки.

Для того чтобы провести оценку качества, прежде всего, нужно определиться с критериями. Они в своем подавляющем большинстве субъективны. Если попробовать отыскать более менее объективные критерии, то они будут находиться где-то в области общественного блага. Поэтому для объективности оценки качества управленческих решений стоит применять государственный подход. Что же касается его атрибутов, то автор считает, что он мог включать следующие критерии.

Единство целей. Для этого должна быть проведена структуризация проблемы и построение дерева целей.

Обоснованность. Аргументы по возможности должны носить формализованный характер (содержать статистические, экономические и другие данные).

Правомочность. Для достижения научной обоснованности и правомочности необходимо обеспечить:

- применение к разработке решения научных подходов менеджмента;

- изучение влияния экономических законов на качество решения;

- применение методов функционально-стоимостного анализа, прогнозирования, моделирования и экономического обоснования для каждого решения.

Краткость формулировок принятого решения - выполнение этого требования повышает конкретность, действенность решений и способствует лучшему усвоению задачи исполнителем.

Гибкость - существование алгоритма достижения цели при изменении внешних или внутренних условий, описания состояний объекта управления,

* Соискатель.

внешней среды, при которых выполнение решения должно быть приостановлено и начата разработка нового решения.

Своевременность и оперативность принятия решений, повышает ценность принятого решения, т.к. компании, добивающиеся успеха, способны «перерешать» своих конкурентов, по крайней мере, в следующих аспектах: они принимают решения в момент актуализации решения проблемы и принимают решения быстрее, чем и достигают успеха на рынке.

Объективность - руководителями не должны игнорировать фактические условия или фактическое положение дел при разработке вариантов решений. Для этого необходимо:

- получить качественную информацию, характеризующую систему разработки решения;

- обеспечить сопоставимость (сравнимость) вариантов решений;

- обеспечить многовариантность решений;

- достичь правовой обоснованности принимаемого решения.

Возможность верификации и контроля, отсутствие реальных мероприятий по контролю, особенно когда это известно еще на стадии разработки решений, могут делать всю остальную работу по подготовке и принятию решений бессмысленной;

Оценочная система, используемая при многокритериальном экспертном оценивании, включает такие важные составляющие, как:

- перечень критериев, характеризующих объект принятия управленческого решения;

- оценка сравнительной важности критериев;

- шкала для оценки проектов по критериям;

- формирование принципа выбора.

Формирование составляющих оценочной системы в различной степени трудоемко. Однако отсутствие какой-либо из перечисленных выше составляющих либо недостаточное качество какой-либо из них делают невозможным получение адекватной оценки проекта и как следствие затрудняют процесс выработки и принятия эффективных решений.

Автор полагает, что использование критериев для оценки альтернатив требует определения градаций качества: лучших, худших и промежуточных оценок. Иначе говоря, существуют шкалы оценок по критериям. В принятии решений принято различать шкалы непрерывных и дискретных оценок, шкалы количественных и качественных оценок. Так, для критерия «стоимость» может быть использована непрерывная количественная шкала оценок (в денежных единицах). Для критерия «наличия автомобиля» может быть использована качественная двоичная шкала: есть либо нет. Кроме категорий «качественные - количественные», «непрерывные - дискретные», в принятии решений необходимо различать следующие типы шкал.

Государственное управление в условиях рынка, неопределенности и риска

83

1. Шкала порядка - оценки упорядочены по возрастанию или убыванию предпочтений лица принимающего решении. Примером может служить шкала экологической чистоты района около места жительства:

- очень чистый район;

- вполне удовлетворительный по чистоте;

- экологическое загрязнение велико.

2. Шкала равных интервалов - интервальная шкала. Для этой шкалы имеются равные расстояния по изменению качества между оценками. Например, шкала дополнительной прибыли для предпринимателя может быть следующей: 1 млн., 2 млн., 3 млн., и т.д. Для интервальной шкалы характерно, что начало отсчета выбирается произвольно, так же как и шаг (расстояние между оценками) шкалы.

3. Шкала пропорциональных оценок - идеальная шкала. Примером является шкала оценок по критерию стоимости, отсчет в которой начинается с установленного значения (например, с нулевой стоимости).

Резюмируя вышесказанное, необходимо сказать, где и кем бы не принимались управленческие решения, необходимо, чтобы лица их принимающие всегда руководствовались государственным подходом.

Список литературы:

1. Алексеев А.Ю., Яковлев А.Ю. Краткий очерк новейшей истории развития органов исполнительной власти в городе Москве // Вестник университета (Государственный университет управления). - 2013. - № 20.

2. Латфуллин Г.Р. Организационное поведение: Учебник для вузов. -СПб., 2010.

3. Яковлев А.Ю. Количественное измерение времени как инструмент эффективного управления им // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. - 2014. - № 11.

4. Яковлев А.Ю. Примеры успешных венчурных фирм // Инновации в науке. - 2013 - № 28.

5. Яковлев А.Ю. Рекомендации предпринимателем по созданию венчурных проектов // Актуальные проблемы экономических наук. - 2014. - № 36.

6. Яковлев А.Ю. Успех венчурной фирмы на примере компании «Ozon» // Проблемы современной экономики (Новосибирск). - 2014. - № 17.

7. Яковлев А.Ю. Этнополитические конфликты и терроризм в Индии: монография. - М., 2009.

8. Яковлев А.Ю., Яковлев П.Ю. Истоки исламского терроризма в Индии // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. - 2013. - № 32.

9. Яковлев А.Ю., Яковлев П.Ю. Об антитеррористических структурах Индии // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2010. -№ 10.

10. Яковлев А.Ю., Яковлев П.Ю. Основные этапы развития индийского законодательства в области противодействия терроризму // Альманах современной науки и образования. - 2010. - № 10.

11. Яковлев А.Ю., Яковлев П.Ю. Проблемы перенаселенности и незаконной миграции в Южной Азии // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. - 2013. - № 30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.