ОСОБЕННОСТИ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В СФЕРЕ УСЛУГ В ПЕРИОД МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА В КОНТЕКСТЕ ИХ КАЧЕСТВЕННОСТИ
© Салихов Ф.Н.*
Государственный университет управления, г. Москва
Статья посвящена изучению принятия управленческих решений в сфере услуг в период мирового финансового кризиса.
Ключевые слова: управленческие решения, качество решений, мировой финансовый кризис.
Управление деятельностью организаций в условиях мирового финансового кризиса должно базироваться на стратегиях, фокусирующихся не только на анализе и прогнозировании внешнего окружения, но и на эффективном наращивании и использовании необходимых для их реализации ресурсов, прежде всего, интеллектуальных.
Важнейшим ресурсом становятся знания - способность получать их, интегрировать, накапливать, сохранять и применять наиболее эффективным способом создания конкурентного преимущества.
Руководители организаций в сфере услуг выделяют знания как наиболее значимую компетенцию, которая оказывает влияние на эффективность управленческих решений. Важная роль отводится также познавательным способностям, которые представляют собой умение индивида собирать, накапливать и обрабатывать информацию.
Одним из важнейших направлений повышения качества деятельности по разработке и принятию управленческих решений является создание условий для непрерывного обучения руководителей. Для принятия решений требуется не только накопление знаний, но и своеобразная «готовность» этих знаний, а также умение решать новые, неожиданные задачи. Наряду с традиционными формами обучения, следует развивать и поддерживать коммуникационные процессы в организации, а также использовать способы обучения на рабочем месте, привлекая сотрудников к разработке управленческих решений, ротации кадров и т.д.
Помимо повышения уровня компетентности руководителей, необходимо совершенствовать информационное обеспечение управления в организациях путем приведения количественных и качественных параметров информации. Это должно делаться в соответствие с запросами руководителей путем формирования внутренних информационных ресурсов, отвечающих
* Соискатель.
потребностям управления, в виде баз данных, систем учета, справочников и т.д., а также обеспечения доступа руководителей всех уровней к внешним источникам информации.
Факторы эффективности реализации управленческих решений можно сгруппировать по силе влияния.
Влияние на эффективность реализации управленческих решений оказывает контроль над деятельностью подчиненных и уровень их мотивации. При этом уровень компетентности персонала относится к факторам, оказывающим слабое влияние на качество принимаемых решений.
Это типичная черта отечественного менеджмента, о чем говорят многие исследователи. По-видимому, она является наследием прошлого и, несмотря на годы реформ, сохраняется в связи с особенностями российского менталитета. Формирование нового образа мышления требует времени, авторитарный стиль, скорее всего, на ближайший период сохранит свои позиции в практике управления отечественными организациями.
Управленческие решения, принимаемые на основе анализа финансовой отчетности, зависят от следующих факторов [2]:
- отраслевой принадлежности организации;
- условий кредитования и цены заемных источников;
- сложившейся структуры источников и рациональности их размещения в активах;
- масштабности инвестиционных проектов;
- оборачиваемости и рентабельности;
- организации денежного оборота и др.
Проведем факторный анализ качества управленческих решений. Анализ факторный - процедура установления силы влияния факторов на функцию или результативный признак с целью ранжирования факторов для разработки плана организационно-технических мероприятий по улучшению функции, а также для ее прогнозирования [3, с. 312]. К главным условиям обеспечения высокого качества управленческого решения относятся:
- использование в подготовке управленческого решения научных подходов теории управления и организации;
- исследование влияния экономических законов на эффективность управленческого решения;
- обеспечение лица, принимающего решение, качественной информацией, характеризующей параметры выхода, входа, «внешней среды» и процесса системы разработки решения;
- применение методов функционально-стоимостного анализа, прогнозирования, моделирования и экономического обоснования каждого решения;
- структуризация проблемы и построение дерева целей;
- обеспечение сопоставимости (сравнимости) вариантов решений;
- обеспечение многовариантности решений;
- юридическая обоснованность принимаемого решения;
- автоматизация процесса сбора и обработки информации;
- подготовка и функционирование системы ответственности и мотивации качественного и эффективного решения;
- наличие механизма реализации решения.
Выполнение перечисленных условий повышения качества управленческого решения достаточно трудно и дорогостояще. Поэтому необходимо учитывать количество условий повышения качества управленческих решений на основе автоматизации системы управления, т.е. всевозможные варианты решений должны приводиться в сопоставимый вид по следующим факторам:
- фактор времени (время на оказание услуг);
- фактор качества оказания услуг;
- фактор объема (масштаба) оказания услуги;
- фактор достижения цели;
- метод получения информации для принятия управленческого решения;
- условия эксплуатации (применения);
- фактор инфляции;
- фактор риска и неопределенности.
В каждом конкретном случае различные варианты управленческого решения могут различаться не по всем факторам. Задача руководителя, который принимает решение, заключается в проведении анализа конкретных ситуаций с целью обеспечения сопоставимости по максимальному количеству факторов. То есть, чем меньше учтенных факторов, соответственно, меньше точность прогноза эффективности инвестиций вложенных на подготовку и реализацию управленческих решений в сфере услуг, так как качество будет не высоким.
Таким образом, при разработке всевозможных вариантов управленческого решения необходимо воспользоваться одними и теми же подходами и методами получения информации и выполнения расчетов. Иначе в исходной информации будут содержаться разные по величине погрешности по данным факторам.
Список литературы:
1. Алексеев А.Ю., Яковлев А.Ю. Краткий очерк новейшей истории развития органов исполнительной власти в городе Москве // Вестник университета (Государственный университет управления). - 2013. - № 20.
2. Зонова А. Как принимать управленческие решения на основе анализа финансовой отчетности [Электронный ресурс] / Институт проблем предпринимательства. - Режим доступа: http://www.ippnou.ru/article.php7idar-йс1е=006371.
3. Фатхутдинов Р.А. Управленческие решения. - М., 2009.
4. Яковлев А.Ю. Индия: национализм не сдается // Азия и Африка сегодня. - 2011. - № 2.
5. Яковлев А.Ю. Количественное измерение времени как инструмент эффективного управления им // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. - 2014. - № 11.
6. Яковлев А.Ю. Межконфессиональные конфликты в Индии: индусы против мусульман // Исламоведение. - 2013. - №4.
7. Яковлев А.Ю. Примеры успешных венчурных фирм // Инновации в науке. - 2013 - № 28.
8. Яковлев А.Ю. Рекомендации предпринимателем по созданию венчурных проектов // Актуальные проблемы экономических наук. - 2014. - № 36.
9. Яковлев А.Ю. Успех венчурной фирмы на примере компании «Ozon» // Проблемы современной экономики (Новосибирск). - 2014. - № 17.
10. Яковлев А.Ю., Яковлев П.Ю. Истоки исламского терроризма в Индии // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. - 2013. - № 32.
11. Яковлев А.Ю., Яковлев П.Ю. Об антитеррористических структурах Индии // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2010. -№ 10.
12. Яковлев А.Ю., Яковлев П.Ю. Основные этапы развития индийского законодательства в области противодействия терроризму // Альманах современной науки и образования. - 2010. - № 10.
13. Яковлев А.Ю., Яковлев П.Ю. Правовое обеспечение противодействия терроризму в Индии // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. - 2014. - № 4.
14. Яковлев А.Ю., Яковлев П.Ю. Проблемы перенаселенности и незаконной миграции в Южной Азии // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. - 2013. - № 30.