JURISPRUDENCE
Научная статья УДК 34
https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-4-109-112
2015-0066-4/22-407 MOSURED: 77/27-011-2022-04-606
Государственный кредит Российской Федерации: проблемы правового регулирования
Сергей Сергеевич Карпов
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье на основе анализа литературы и законодательства о государственном кредите Российской Федерации высказано несколько суждений: экономика и право взаимозависимы; всякое направление экономики (в частности, кредитование) нуждается в правовом регулировании; в системе юридической науки государственный кредит может быть определен как публично-правовой (государственно-правовой) институт; правовое регулирование государственного кредита может быть представлено в нормативном правовом акте, по юридической силе приравненном к федеральному закону РФ - Федеральный закон РФ «О государственном кредите Российской Федерации».
Ключевые слова: Российская Федерация, государство, суверенитет, субъект международного права, Конституция РФ, экономика, право, общественные отношения, законодательство, нормативный правовой акт, Конституция РФ, федеральный закон РФ, подзаконный нормативный правовой акт, государственный кредит
Для цитирования: Карпов С. С. Государственный кредит Российской Федерации: проблемы правового регулирования // Вестник экономической безопасности. 2022. № 4. С. 109-112. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-4-109-112.
Original article
State credit of the Russian Federation: problems of legal regulation
Sergey S. Karpov
Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot', Moscow, Russia,
Abstract. In the article, based on the analysis of literature and legislation on state credit of the Russian Federation, several judgments are made: the economy and law are interdependent; every direction of the economy (in particular, lending) needs legal regulation; in the system of legal science, state credit can be defined as a public-legal (state-legal) institution; legal regulation of state credit can be represented in a regulatory legal act equated to the federal law of the Russian Federation in legal force - Federal the Law of the Russian Federation «On State Credit of the Russian Federation».
Keywords: Russian Federation, state, sovereignty, subject of international law, Constitution of the Russian Federation, economy, law, public relations, legislation, regulatory legal act, Constitution of the Russian Federation, federal law of the Russian Federation, subordinate regulatory legal act, state loan
For citation: Karpov S. S. State credit of the Russian Federation: problems of legal regulation. Bulletin of economic security. 2022;(4):109-12. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-4-109-112.
Предметом данной статьи является государственный кредит Российской Федерации [подробнее об этом: 1].
Первоначально о состоянии теории.
Так, Ю. А. Крохина полагает следующее: «Финансовая деятельность государства предназначена для материального обеспечения государственных мероприятий. Однако между потребностями государства в финансовых ресурсах и их реальным поступлением в государ-
ственную казну возникают определенные противоречия. Особую актуальность поиск дополнительных денежных средств приобретает в условиях дефицита бюджета» («Экономические трудности развития Российской Федерации и сопровождающие данный процесс пробелы правового регулирования не способствуют повышению международно-правового статуса России. В сложившихся условиях, существенно отягощенных наличием большой внешней задолженности, требуется системное
© Карпов С. С., 2022
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
реформирование национального финансового законодательства, приведение в соответствие с международными стандартами многих дефиниций и принципов, содержащихся в федеральных законах, введение реальных гарантийных механизмов, устранение коллизий между различными отраслями законодательства, регулирующих кредитные отношения. Основой же системных изменений действующих нормативных правовых актов должны стать реальные экономические расчеты и прогнозы») [2].
А. В. Богданова рассмотрела «особенности правового регулирования общественных отношений, возникающих по поводу получения или размещения государством денежных средств, а также отношений по предоставлению государственных гарантий» и обосновала «публично-правовой характер рассматриваемых отношений»: «Резюмируя все изложенное выше, можно заключить, что отношения по государственному кредиту, будучи гражданско-правовыми по форме, подпадают под действие финансово-правовых норм, призванных обеспечить реализацию социально-экономических функций государства. В связи с тем, что рассматриваемые общественные отношения находятся на стыке нормативно-правового регулирования публичной и гражданско-правовой отрасли права, в рамках государственного кредита возникает некий симбиоз методов правового регулирования. Так, определенное сочетание публичных и частных интересов в отношениях по государственному кредиту проявляется, в том числе в установленной законодателем возможности возникновения бюджетных правоотношений из договора, т. е. юридического факта, присущего в большей степени гражданскому праву. Однако используемый в правовом регулировании отношений по государственному кредиту метод диспозитив-ности носит условный характер и его действие имеет специфические особенности, обусловленные приоритетом публичных интересов. Заключенные по гражданско-правовым правилам договоры государственного займа, бюджетного кредита или о предоставлении государственной гарантии, обязательной стороной в которых выступает государство, служат инструментом урегулирования финансовых отношений, т. е. опосредуют поступление, распределение и использование централизованных фондов денежных средств» [3].
М. Е. Можарова утверждает: «Государственный кредит и его регулирование - одна из наиболее актуальных и сложных проблем для современной российской экономики. Государственный кредит является составной частью финансовой системы любого государства и активно используется им в целях сбалансированности бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики. Представляя собой одну из форм мобилизации финансовых ресурсов, государственный кредит играет двоякую роль. Во-первых, в отношениях по государственному долгу он направлен на формирование дополнительных денежных средств в целях финансирования основных функций государства. Во-вторых, государственное кре-
дитование представляет собой одну из форм распределения имеющихся денежных средств для финансирования отдельных направлений государственной деятельности и отраслей экономики» («Как представляется, разрешение разногласий в области государственного кредита может быть разрешено путем принятия Федерального закона «О государственном и муниципальном кредите в Российской Федерации». Указанный Федеральный закон должен предусматривать границы деятельности публичной власти в отношениях государственного (муниципального) кредита. Закрепляя принцип равенства всех участников гражданских правоотношений, Закон должен устанавливать особенности участия публично-правовых образований в кредитно-заемных отношениях, в частности основания, порядок и условия изменения государством принятых на себя обязательств») [4].
Разнообразие научных концепций относительно правового регулирования государственного кредита во многом предопределено несовершенством законодательства в Российской Федерации.
В первую очередь обращаемся к Конституции РФ от 12 декабря 1993 г.1, в которой закреплено несколько принципиально важных положений: «1. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» - ч. 1 ст. 1; «1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. 2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. 3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории» - ст. 4; «1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. 2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности» - ст. 8; «1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. 2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию» - ст. 34.
Положения Конституции РФ детализированы в отраслевом законодательстве и фактически представлены совокупностью нормативных правовых актов с разной юридической силой [о системе нормативных правовых актов в РФ подробнее: 6; 7].
В отдельных федеральных законах РФ использован термин «государственный кредит»: Федеральный закон
1 См.: РГ. 2020. 4 июля. О проблеме неоднократности опубликования Конституции РФ в официальных источниках опубликования подробнее см.: Галузо В. Н. Возможно ли обеспечение единообразного исполнения законодательства при отсутствии его систематизации? // Государство и право. 2014. № 11. С. 98-102.
JURISPRUDENCE
РФ «О предельном размере государственных внешних заимствований Российской Федерации и о предельном размере государственных кредитов, предоставляемых Российской Федерацией иностранным государствам в 1994 году» от 11 мая 1994 г. [8]; Федеральный закон РФ «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о государственном кредите в 1994 году» от 24 февраля 1995 г. [9]; Федеральный закон РФ «О ратификации Протокола к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Иорданского Хашимитского Королевства в лице Вооруженных Сил Иордании о предоставлении государственного кредита от 28 декабря 2006 г.» от 20 декабря 2013 г. [10].
В отдельных федеральных законах РФ использованы иные термины при государственном кредитовании.
Так, термин «государственный экспортный кредит использован в Федеральном законе РФ «О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о предоставлении Правительству Республики Беларусь государственного экспортного кредита для строительства атомной электростанции на территории Республики Беларусь от 25 ноября 2011 года» от 10 марта 2021 г. [11].
В одном подзаконном нормативном правовом акте использован термин «государственный иностранный инвестиционный кредит» [12].
Таким образом, правовое регулирование государственного кредита Российской Федерации необходимо признать несовершенным.
Изложенное позволяет нам высказать несколько суждений.
Во-первых, экономика и право взаимозависимы.
Во-вторых, всякое направление экономики (в частности, кредитование) нуждается в правовом регулировании.
В-третьих, в системе юридической науки государственный кредит может быть определен как публично-правовой (государственно-правовой) институт.
В-четвертых, правовое регулирование государственного кредита может быть представлено в нормативном правовом акте, по юридической силе приравненном к федеральному закону РФ: Федеральный закон РФ «О государственном кредите Российской Федерации».
Список источников
1. Галузо В. Н. Конституционно-правовой статус России : проблема именования государства // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 5. С. 119-123.
2. Крохина Ю. А. Государственный кредит и государственный долг : политические причины и правовые последствия // Финансовое право. 2003. № 2.
3. Богданова А. В. Государственный кредит : публично-правовые отношения, оформленные граждан-
ско-правовым договором // Право и экономика. 2012. № 12.
4. Можарова М. Е. К вопросу о правовом регулировании государственного кредита // Журнал российского права. 2008. № 10.
5. Галузо В. Н. Возможно ли обеспечение единообразного исполнения законодательства при отсутствии его систематизации? // Государство и право. 2014. № 11. С. 98-102.
6. Галузо В. Н. Систематизация законодательства в Российской Федерации: состояние и перспективы развития // Закон и право. 2009. № 8. С. 28-30.
7. Галузо В. Н. О роли нормативного правового акта в системе права Российской Федерации // Образование. Наука. Научные кадры. 2009. № 4. С. 27-30.
8. Федеральный закон РФ «О предельном размере государственных внешних заимствований Российской Федерации и о предельном размере государственных кредитов, предоставляемых Российской Федерацией иностранным государствам в 1994 году» от 11 мая 1994 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 8. Ст. 802.
9. Федеральный закон РФ «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о государственном кредите в 1994 году» от 24 февраля 1995 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 14. Ст. 1210.
10. Федеральный закон РФ «О ратификации Протокола к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Иорданского Хашимитского Королевства в лице Вооруженных Сил Иордании о предоставлении государственного кредита от 28 декабря 2006 г.» от 20 декабря 2013 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. № 52 (часть I). Ст. 6956.
11. Федеральный закон РФ «О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о предоставлении Правительству Республики Беларусь государственного экспортного кредита для строительства атомной электростанции на территории Республики Беларусь от 25 ноября 2011 года» от 10 марта 2021 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2021. № 13 (часть I). Ст. 2132.
12. Постановление Правительства РФ «Об упорядочении в Российской Федерации строительства объектов, осуществляемого за счет государственных валютных средств и государственных иностранных инвестиционных кредитов» № 531 от 08.06.1993 г. // САПП РФ. 1993. № 24. Ст. 2236.
References
1. Galuzo V. N. Constitutional and legal status of Russia : the problem of naming the state // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2010. № 5. P. 119-123.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
2. Krokhina Yu. A. State credit and state debt : political reasons and legal consequences // Financial law. 2003. № 2.
3. Bogdanova A. V. State credit : public-legal relations, formalized by a civil contract // Law and Economics. 2012. № 12.
4. Mozharova M. E. On the issue of legal regulation of state credit // Journal of Russian Law. 2008. № 10.
5. Galuzo V. N. Is it possible to ensure uniform enforcement of legislation in the absence of its systematization? // State and Law. 2014. № 11. P. 98-102.
6. Galuzo V. N. Systematization of legislation in the Russian Federation : state and prospects of development // Law and Law. 2009. № 8. P. 28-30.
7. Galuzo V. N. On the role of a normative legal act in the system of law of the Russian Federation // Education. Science. Scientific personnel. 2009. № 4. P. 27-30.
8. Federal Law of the Russian Federation «On the maximum amount of state external borrowings of the Russian Federation and on the maximum amount of state loans provided by the Russian Federation to foreign states in 1994» dated May 11, 1994 // Collection of Legislation of the Russian Federation. 1994. № 8. Art. 802.
9. Federal Law of the Russian Federation «On ratification of the Agreement between the Government of the Russian Federation and the Government of the Republic of Belarus on State Credit in 1994» dated February 24,
1995 // Collection of Legislation of the Russian Federation. 1995. № 14. Art. 1210.
10. Federal Law of the Russian Federation «On Ratification of the Protocol to the Agreement between the Government of the Russian Federation and the Government of the Hashemite Kingdom of Jordan represented by the Armed Forces of Jordan on the provision of a state loan dated December 28, 2006» dated December 20, 2013 // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2013. № 52 (Part I). Art. 6956.
11. Federal Law of the Russian Federation «On Ratification of the Protocol on Amendments to the Agreement between the Government of the Russian Federation and the Government of the Republic of Belarus on Granting the Government of the Republic of Belarus a state export credit for the Construction of a Nuclear power plant on the Territory of the Republic of Belarus dated November 25, 2011» dated March 10, 2021 // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2021. № 13 (Part I). Art. 2132.
12. Decree of the Government of the Russian Federation «On the regulation in the Russian Federation of the construction of facilities carried out at the expense of state foreign exchange funds and state foreign investment loans» № 531 of 08.06.1993 // SAPP RF. 1993. № 24. Art. 2236.
Информация об авторе
C. C. Карпов - начальник курса факультета подготовки иностранных специалистов Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук.
Information about the author S. S. Karpov - Head of the course of the Faculty of Training Foreign Specialists of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot', Candidate of Legal Sciences.
Статья поступила в редакцию 30.05.2022; одобрена после рецензирования 20.07.2022; принята к публикации 22.08.2022.
The article was submitted 30.05.2022; approved after reviewing 20.07.2022; accepted for publication 22.08.2022.