Научная статья на тему 'Экономика и право в Российской Федерации: конституционно-правовое регулирование'

Экономика и право в Российской Федерации: конституционно-правовое регулирование Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
294
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Российская Федерация / государство / суверенитет / субъект международного права / Конституция РФ / экономическое право / общественные отношения / законодательство / нормативный правовой акт / Конституция РФ. / Russian Federation / the state / sovereignty / subject of international law / Constitution of the Russian Federation / economic law / public relations / legislation / normative legal act / Constitution of the Russian Federation.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Эриашвили Нодари Дарчоевич, Джафаров Наваи Камилович

В статье на основе анализа юридической литературы и законодательства о конституционно-правовом регулировании соотношения экономики и права в Российской Федерации высказано несколько суждений: экономика всякого развитого государства предполагает совершенное правовое регулирование; правовое регулирование экономики целесообразно осуществлять в нормативном правовом акте с наивысшей юридической силой; в Российской Федерации правовое регулирование экономики представлено в Конституции РФ 1993 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Эриашвили Нодари Дарчоевич, Джафаров Наваи Камилович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMICS AND LAW IN THE RUSSIAN FEDERATION: CONSTITUTIONAL AND LEGAL REGULATION

In the article, based on the analysis of legal literature and legislation on constitutional and legal regulation of the relationship between Economics and law in the Russian Federation, several judgments are made: the economy of any developed state assumes perfect legal regulation; legal regulation of the economy should be implemented in a normative legal act with the highest legal force; in the Russian Federation, legal regulation of the economy is represented in the Constitution of the Russian Federation of 1993.

Текст научной работы на тему «Экономика и право в Российской Федерации: конституционно-правовое регулирование»

gs4 право и экономика ^d

DOI 10.24411/2076-1503-2020-10332 ЭРИАШВИЛИ Нодари Дарчоевич,

кандидат юридических наук, доктор экономических наук, главный редактор издательства «ЮНИТИ-ДАНА» e-mail: [email protected]

ДЖАФАРОВ Наваи Камилович,

старший преподаватель кафедры «Государственное управление и социальные технологии» Московского авиационного института (МАИ) (Национального исследовательского университета) e-mail: [email protected]

ЭКОНОМИКА И ПРАВО В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация. В статье на основе анализа юридической литературы и законодательства о конституционно-правовом регулировании соотношения экономики и права в Российской Федерации высказано несколько суждений: экономика всякого развитого государства предполагает совершенное правовое регулирование; правовое регулирование экономики целесообразно осуществлять в нормативном правовом акте с наивысшей юридической силой; в Российской Федерации правовое регулирование экономики представлено в Конституции РФ 1993 г.

Ключевые слова: Российская Федерация, государство, суверенитет, субъект международного права, Конституция РФ, экономическое право, общественные отношения, законодательство, нормативный правовой акт, Конституция РФ.

ERIASHVILI Nodari Darchoevich,

PhD in Law, doctor of economic sciences, chief editor of "UNITY-DANA"

DZHAFAROV Navai Kamilovich,

art. Lecturer, Department of public administration and social technologies of the Moscow Aviation Institute (MAI) is a National Research University

ECONOMICS AND LAW IN THE RUSSIAN FEDERATION: CONSTITUTIONAL AND LEGAL REGULATION

Annotation. In the article, based on the analysis of legal literature and legislation on constitutional and legal regulation of the relationship between Economics and law in the Russian Federation, several judgments are made: the economy of any developed state assumes perfect legal regulation; legal regulation of the economy should be implemented in a normative legal act with the highest legal force; in the Russian Federation, legal regulation of the economy is represented in the Constitution of the Russian Federation of 1993.

Key words: Russian Federation, the state, sovereignty, subject of international law, Constitution of the Russian Federation, economic law, public relations, legislation, normative legal act, Constitution of the Russian Federation.

Предметом данной статьи является кон- Первоначально о состоянии теории.

ституционно-правовое регулирование Так, Г.А. Гаджиев смог разработать модель

соотношения экономики и права. «Право и экономика», которая, по его мнению,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2020

ПРАВО И ЭКОНОМИКА

основана на научной гипотезе о том, что в познавательной системе юриспруденции должны быть заимствования из экономической теории и из философии, логики [1].

А.Г. Демиева, сопоставив несколько понятий («правовое регулирование», «саморегулирование» и «координация» экономической деятельности), определила их содержание, а также выделила способы координации экономической деятельности и определила присущие им характерные черты. В частности, предложено выделить два основных способа координации экономической деятельности общества: способ, основанный на саморегулировании; способ, основанный на правовом регулировании. Для эффективного управления любой экономической системой необходимо сочетание названных способов. При этом для первого способа координации присуще несколько черт: условия контрактов очерчены нечетко; экономические взаимодействия, как правило, отличаются личным характером; контроль выполнения условий контрактов осуществляется без привлечения государственных органов. Второму способу координации также присуще несколько черт: условия контрактов определены более четко; экономические взаимодействия отличаются деперсонифицированным характером; контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов с обязательным привлечением соответствующих государственных органов. При этом каждый из названных способов координации может функционировать независимо друг от друга [2].

Представляют интерес суждения В.Н. Галузо: «Анализ литературы и законодательства свидетельствует об отсутствии оптимального сочетания между экономикой и правом в Российской Федерации, проявляющееся и в неопределенности при использовании терминов "экономический анализ права", "экономика права" и "экономика и право"; «концепцию "экономика права" необходимо признать несовершенной, ввиду конъюнктурной компиляции научных разработок зарубежных ученых об использовании экономического анализа по отношению к отдельным социальным явлениям»; «право опосредованно через систему нормативных правовых актов должно рассматриваться условием экономического развития Российской Федерации»; «другой крайностью по отношению к концепции "экономика права" является обоснование выделения в системе права Российской Федерации квазиотрасли - "экономическое право"»; «при определении соотношения между экономикой и правом недопустимо гипертрофирование одного из них по отношению ко второму»; «поиск оптимального соотношения между экономикой и правом явля-

ется одной из основных задач видных представителей экономической и юридической наук» [3].

Разнообразие научных концепций относительно конституционно-правового регулирования соотношения экономики и права во многом предопределено несовершенством законодательства в Российской Федерации.

В первую очередь обращаемся к Конституции РФ 1993 г., в которой закреплено несколько принципиально важных положений: «1. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» - ч. 1 ст. 1; «1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. 2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. 3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории» - ст. 4; «1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. 2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности» - ст. 8; «1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. 2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию» -ст. 34.

Положения Конституции РФ детализированы в отраслевом законодательстве (гражданском [4], таможенном и др.).

Так, в ст. 2 ГК РФ (Часть первая от 21 октября 1994 г.)1 указаны отношения, урегулированные гражданским законодательством: отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено ГК РФ.

В ст. 1 Таможенного кодекса Евразийского

экономического союза2 содержание таможенного

1 См.: СЗ РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.

2 См.: Официальный сайт Евразийского экономического союза. URL: http://www.eaeunion.org/,

12.04.2017.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2020

регулирования также отличается своеобразием: таможенное регулирование включает в себя установление порядка и условий перемещения товаров через таможенную границу ЕврЭС, их нахождения и использования на таможенной территории ЕврЭС или за ее пределами, порядка совершения таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию ЕврЭС, их убытием с таможенной территории ЕврЭС, временным хранением товаров, их таможенным декларированием и выпуском, иных таможенных операций, порядка уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и проведения таможенного контроля, а также регламентацию властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории ЕврЭС или за ее пределами. Таможенное регулирование в ЕврЭС осуществляется в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами, включая ТК ЕврЭС, и актами, составляющими право ЕврЭС, а также в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. Таможенное регулирование в ЕврЭС основывается на принципах равноправия лиц при перемещении товаров через таможенную границу ЕврЭС, последовательности совершения таможенных операций, гласности в разработке и применении международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и их гармонизации с нормами международного права, а также на применении методов таможенного контроля и максимальном использовании информационных технологий в деятельности таможенных органов. В случае возникновения противоречий между ТК ЕврЭС и иными регулирующими таможенные правоотношения международными договорами, входящими в право ЕврЭС, применяются положения ТК ЕврЭС. Таможенные правоотношения, не урегулированные международными договорами, регулируются законодательством государств -членов ЕврЭС о таможенном регулировании.

Таким образом, от конституционно-правового регулирования соотношение экономики и права во многом зависит суверенитет всякого государства.

Изложенное позволяет нам высказать несколько суждений.

Во-первых, экономика всякого развитого государства предполагает совершенное правовое регулирование.

Во-вторых, правовое регулирование экономики целесообразно осуществлять в нормативном правовом акте с наивысшей юридической силой.

В-третьих, в Российской Федерации правовое регулирование экономики представлено в Конституции РФ 1993 г.

Список литературы:

[1] Гаджиев Г.А. Право и экономика (методология): учеб. для магистрантов. - М.: Норма; ИНФРА-М., 2016. - С. 10.

[2] Демиева А.Г. О соотношении понятий «правовое регулирование», «саморегулирование» и «координация» экономической деятельности // Гражданское право. - 2015. - № 4. - С. 9 - 11.

[3] Галузо В.Н. От экономического анализа социальных явлений в зарубежных государствах к «экономике права» в Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. - 2016. -№ 12. - С. 81 - 85.

[4] Эриашвили Н.Д., Галузо В.Н. О некоторых проблемах институционализации гражданского права в Российской Федерации // Международный журнал гражданского и торгового права. - 2017. -№ 3. - С. 71 - 74.

Spisok literatury:

[1] Gadzhiev G.A. Pravo i ekonomika (metod-ologiya): ucheb. dlya magistrantov. - M.: Norma; INFRA-M., 2016. - S. 10.

[2] Demieva A.G. O sootnoshenii ponyatij «pra-vovoe regulirovanie», «samoregulirovanie» i «koordi-naciya» ekonomicheskoj deyatel'nosti // Grazhdan-skoe pravo. - 2015. - № 4. - S. 9 - 11.

[3] Galuzo V.N. Ot ekonomicheskogo analiza social'nyh yavlenij v zarubezhnyh gosudarstvah k «ekonomike prava» v Rossijskoj Federacii // Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika. - 2016. - № 12. - S. 81 - 85.

[4] Eriashvili N.D., Galuzo V.N. O nekotoryh problemah institucionalizacii grazhdanskogo prava v Rossijskoj Federacii // Mezhdunarodnyj zhurnal grazhdanskogo i torgovogo prava. - 2017. - № 3. - S. 71 - 74.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.