ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОТРАСЛЕЙ ПРАВА
В.А. Лаптев*
КОНСТИТУЦИЯ РОССИИ КАК ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА
Аннотация. Оценка конституционных основ экономического правопорядка России позволяет определить направления развития экономической деятельности и рынка страны. Ошибки прошлых лет и перспективы будущего стали объектом научных исследований в свете 20-летнего юбилея Конституции России. Развитие и укрепление ряда отраслей права стало возможным благодаря положениям Конституции РФ. Автором отмечаются исторические тенденции конституционного закрепления права на осуществление предпринимательской деятельности. Исследуется действие положений Конституции РФ как акта прямого действия, а не только как акта, закрепляющего общие основы и принципы российского предпринимательского права. Далее автором анализируются принципы предпринимательского права, под которыми понимаются основные начала, лежащие в основе всей системы правового регулирования предпринимательства и определяющие сущность системы. Выделяется принцип законности как общеотраслевой принцип; принцип свободы экономической деятельности, обеспечивающий право доступа на осуществление предпринимательской деятельности на законных основаниях; традиционный принцип свободы конкуренции и ограничения монополистической деятельности, позволяющий повысить качество товаров (работ, услуг) и снизить их стоимость, что является благоприятным для конечных потребителей. Важнейший принцип плюрализма и равной защиты всех форм собственности, включая частную собственность, обеспечил существование малого и среднего сектора бизнеса и даже ряда крупных производственных предприятий. Конституционное закрепление единого экономического пространства, направленное на недопущение создания искусственных границ (барьеров) внутри российского рынка, подтверждает экономическую целостность и единство России. Отмечается актуальный в настоящее время принцип сочетания частноправовых и публично-правовых начал предпринимательства, свойственный предпринимательскому праву. Подчеркивается наличие элементов государственного регулирования во всех сферах экономики, несмотря на существование в некоторых сферах саморегулирования. В заключение автором были выделены цели, которые достигаются установлением конституционных принципов, среди которых обеспечение развития экономики страны, стабилизация финансовой системы, регулирование экономики, защита прав участников рынка, защита потребителей и экологическая безопасность.
Ключевые слова: Конституция РФ, предпринимательское право, торговое право, предпринимательская деятельность, принципы предпринимательского права, экономический правопорядок, предпринимательское законодательство, источники права, источники предпринимательского права, право рыночной экономики.
© Лаптев В.А., 2015
* Лаптев Василий Андреевич — кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), судья Арбитражного суда г. Москвы, председатель Научно-консультативного совета при Арбитражном суде г. Москвы. [[email protected]]
123995, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9.
Конституция РФ (1993 г.)1 закрепила основы государственности, суверенитета, стабильности внутренних и внешних отношений. Общепринятое в правоведении обозначение действующей Конституции РФ как «основного закона»2 не вытекает из ее буквального содержания, а скорее стало исторической традицией правоведов с учетом наименования прежней — Конституции (Основной Закон) РСФСР (1978 г.)3.
Двадцатилетний юбилей Конституции России стал предметом глубоких научных исследований достигнутых результатов в установлении правопорядка в стране4. Направление развития экономики страны, уровень общественно-экономической формации, основы («фундамент») правопорядка и перспективы развития общества нашли свое отражение в Конституции.
Динамику экономической политики России можно проследить на примере Конституции РСФСР (1978 г.)5. Так, в ст. 10 Конституции РСФСР (в первоначальной редакции) была закреплена в качестве основы экономической системы страны социалистическая собственность (государственная и колхозно-кооперативная собственность). Спустя почти 15 лет, ст. 10 Конституции РСФСР с изменениями и дополнениями, внесенными Законом РФ от 09.12.1992 № 4061-1 «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) РФ — России»6, закрепила частную (юридических лиц и граждан, коллективную), государственную, муниципальную и собственность общественных объединений. Плюрализм и равная защита различных видов собственности стали основой дальнейшего развития экономических отношений в стране и явно свидетельствовали о политическом курсе в сторону рыночной экономики.
Видится, что прообраз предпринимательской деятельности был закреплен еще в ст. 17 Конституции РСФСР (в первоначальной редакции), согласно которой допускалась индивидуальная трудовая деятельность в сфере кустарно-ремесленных промыслов, сельского хозяйства, бытового обслуживания населения, а также другие виды
1 Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 21.07.2014 опубликован на официальном Интернет-портале правовой информации. URL: http://www. pravo.gov.ru (дата посещения: 01.08.2014); Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2 См.: Марченко М.Н. Источники права: учеб. пособие. М.: Инфра-М: Норма, 2014. С.151; Леже Р. Великие правовые системы современности: сравнительно-правовой подход / пер. с фр. М.: Волтерс Клувер, 2009. С. 211; Исаев И.А. История государства и права России: учебник. М.: Юрайт, 2013. С. 796 и др.
3 Ведомости ВС РСФСР. 1978. № 15. Ст. 407.
4 См. например: Двадцать лет Конституции РФ: юридическая наука и практика / отв.ред. А.Г. Лисицын-Светланов. М.: ИГП РАН, 2013; Конституция России и отраслевое законодательство / Материалы Всерос. науч.-практ. конференции, посвященной Конституции РФ. М.: ИГП РАН, 2014 и др.
5 Ведомости ВС РСФСР. 1978. № 15. Ст. 407.
6 Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 2. Ст. 55.
деятельности, основанные исключительно на личном труде граждан и членов их семей. Конечно, с данным утверждением можно поспорить, поскольку основным признаком такой деятельности выступал личный труд граждан (а не цель извлечения прибыли). Тем не менее подлинной целью выступала возможность получения дохода от ведения индивидуальной трудовой деятельности. Кстати, к термину «доход» вернулся законодатель и в действующей редакции Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ), закрепив в п. 5 ст. 50 «деятельность, приносящую доход», уйдя от ранее закрепленной возможности некоммерческих организаций осуществлять «предпринимательскую деятельность».
Законом РСФСР от 15.12.1990 № 423-1 «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР»7 положения ст. 17 Конституции РСФСР изменились, теперь: «Российская Федерация создает условия и поощряет хозяйственную инициативу, направленную на динамичное развитие производства, рост производительности труда и повышение благосостояния общества и каждого труженика. Государство регулирует хозяйственную деятельность, обеспечивает развитие рыночного механизма, не допускает монополизма, защищает интересы трудящихся; охраняет окружающую среду; осуществляет единую налоговую, финансовую политику; разрешает споры между участниками экономической жизни, пресекает злоупотребления в хозяйственной деятельности».
Переплетение норм частного и публичного права в регулировании предпринимательско-пра-вовых отношений прослеживается в нормах Конституции РФ (1993 г.). Поскольку единство экономического пространства обеспечивается установлением единого правопорядка в масштабах всей страны, академик В.В. Лаптев говорит о том, что правотворчество в сфере предпринимательства в основном носит федеральных характер, но вместе с этим должно дополняться региональными источниками права с учетом специфики субъектов федерации8. Предпринимательское законодательство, нормы которого устанавливают правовые основы единого рынка, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, недропользования, охраны окружающей среды и многие другие вопросы, находятся как в ведении РФ (ст. 71 Конституции РФ), так и совместном ведении РФ и субъектов федерации (ст. 72 Конституции РФ). Такое положение дел подчеркивает особенности рынка, экономические границы которого и условия осуществления предпринимательства должны учитывать интересы субъектов федерации и государства в целом.
7 Там же. 1990. № 29. Ст. 395.
8 См.: Лаптев В.В. Предпринимательское право: понятие и субъекты. М.: Юристъ, 1997. С. 31-32.
Конституция РФ закрепила основы (принципы) ведения экономической деятельности в стране с учетом общепризнанных норм и принципов международного права, политики руководства страны, курса на обеспечение демократического правового государства и развитие рыночной экономики. В.К. Андреев отмечает, что «Конституция признает и гарантирует права и свободы граждан и объединений, а не регулирует общественные отношения с их участием»9. Действительно, закладывая основы предпринимательского правопорядка, Конституция РФ выступает «точкой отсчета» для остальных внутригосударственных форм предпринимательского права. Однако, по мнению Верховного Суда РФ, заложенного в п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия», Конституция РФ определяется как «акт прямого действия»10, который может применяться судами непосредственно, в частности когда для использования ее норм не требуется дополнительной регламентации (или издания нормативного правового акта) или когда Конституционный Суд РФ выявил пробел в правовом регулировании посредством признания неконституционным нормативного правового акта или его отдельных положений.
Конституция РФ априори не содержит неопределенности, а закрепляет лишь то, что в ней буквально написано, поскольку она сама по себе выступает всенародной волей российского общества. Неопределенность может быть свойственна иным актам, например закону (п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 № 8). Вместе с этим, как справедливо отмечает В.Е. Чиркин, несмотря на то, что Конституция России содержит базовые ценности, она не идеальна, как и любая конституция не является абсолютной ценностью11.
Учитывая истинные ценности Конституции12, следует согласиться с мнением В.В. Ершова, что проблеме конкретизации Конституции в отечественном правоведении не уделяется должного внимания13, несмотря на то, что в ней заложены основы для правотворчества во всех сферах жизнедеятельности общества и в каждой отрасли права.
9 Андреев В.К. О Концепции развития законодательства о предпринимательской деятельности // Российский судья. 2010. № 9. С. 20-26.
10 См. также: Кокотов А.Н. О прямом действии Конституции Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. 2013. № 12. С. 1511-1516.
11 См.: Чиркин В.Е. К вопросу о ценности российской Конституции 1993 г. // Актуальные проблемы российского права. 2013. № 12. С. 1517-1522.
12 См.: Гаджиев Г.А. Конституция Российской Федерации 1993 г. с точки зрения правовой аксиологии // Юридический мир. 2013. № 12. С. 27-30.
13 См.: Ершов В.В. Размышления к 20-летнему юбилею Кон-
ституции России // Российский судья. 2013. № 12. С. 3-13.
Принцип предпринимательского права — основополагающее положение, лежащее в основе всей системы правового регулирования предпринимательства и определяющее сущность системы. Переход от командно-плановой к рыночной системе экономики во многом обеспечивается основополагающими принципами предпринимательства, закрепленными непосредственно в Конституции РФ или принятых (санкционированных) в соответствии с ней иных формах права. Надо отметить, что в кругу ученых-правоведов в области предпринимательского права, среди которых В.К. Андреев, В.С. Белых, Е.П. Губин, И.В. Ершова, С.С. Занковский, М.И. Клеандров, В.В. Лаптев, В.С. Мартемьянов и др., наблюдается негласный единый подход к вопросу выделения конкретных принципов предпринимательского права14.
1. Законность. Данный общеотраслевой принцип присущ всем отраслям российского права. Законность, являясь основным принципом российского права, обеспечивает реальное действие права, а следовательно, правовое государство, идеи которого заложили Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье и др. В силу ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и иные законы. Принцип законности во многом обеспечивается судебной системой, а именно: в части экономических споров — арбитражными судами.
Принцип законности формирует важнейшие производные от него межотраслевые принципы добросовестности и запрета злоупотреблением правом (ст. 10 ГК РФ), которые обеспечивают стабильность существующего правопорядка. Конституционный Суд РФ в Определении от 21.06.2011 № 807-О-О также отмечает, что установленный в ст. 10 ГК РФ запрет злоупотребления правом в любых формах прямо направлен на реализацию принципа, закрепленного в ст. 17 (ч. 3) Конституции РФ, и не может рассматриваться как нарушающий какие-либо конституционные права и свободы (см. также: Определение Конституционного Суда РФ от 18.01.2011 № 8-О-П и др.).
Принцип законности заложен в положениях ст. 55 и 74 Конституции РФ, в силу которых права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспече-
14 См.: Российское предпринимательское право: учебник / отв. ред. И.В. Ершова. М.: Проспект, 2012; Предпринимательское (хозяйственное) право: учебник / под ред. В.В Лаптева, С.С. Занковского. М.: Волтерс Клувер, 2006; Предпринимательское право РФ: учебник / отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. М.: Норма, 2010; Белых В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России. М.: Проспект, 2010 и др.
ния обороны страны и безопасности государства. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.
Допустимость установления ограничений, обязанности либо ответственности субъектов экономической деятельности исключительно законами объясняет значительное количество поправок, вносимых в такие законы, как, например, Налоговый кодекс РФ (далее — НК РФ) или Кодекс РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).
2. Свобода экономической деятельности. Конституционный принцип свободы экономической, в том числе предпринимательской, деятельности (ст. 8 и 34 Конституции РФ) обеспечивает существование и развитие рыночных отношений в стране. Не случайно Н.С. Бондарь, анализируя онтологию Конституции РФ, выделяет универсальное значение для динамики конституционного развития трех категорий: «власть — свобода — собственность»15.
Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (п. 1 ст. 34 Конституции РФ). Данный принцип предпринимательского права корреспондирует с признаком «самостоятельности» предпринимательской деятельности и имущественной ответственности по предпринима-тельско-правовым обязательствам, возникающим в процессе ведения такой деятельности.
Единственным ограничением экономической свободы становится запрет на незаконное осуществление предпринимательской деятельности (ст. 171 и 289 УК РФ). При этом суть ограничения свободы предпринимательства заключается не в лишении права ее осуществления, а связано лишь с требованиями легитимации и соблюдения публичных процедур, в результате которых приобретается легитимный статус участника (субъекта) экономической деятельности и правоспособность. Такой же подход, в частности, прослеживается в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 18.11.2004 № 23 «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем»16.
3. Свобода конкуренции и ограничение монополий. Развитие экономических отношений возможно при обеспечении их правовыми средствами «здоровой» конкуренции, то есть состязательности хозяйствующих субъектов, при
которой каждый пытается эффективно реали-зовывать свою продукцию посредством повышения качества товара, снижения цены, увеличения потребительских свойств товара, гарантийных сроков обслуживания и сроков службы товара, иными экономическими факторами.
Перед каждым государством в части внутренней экономической политики стоит задача обеспечения конкурентной среды на рынке. В зарубежной истории встречаются акты, закрепляющие жесткие последствия нарушения правил конкуренции. Так, антитрестовский закон Шермана — Закон США, направленный на защиту торговли и коммерции от незаконных ограничений и монополий (1890 г.), стал одним из первых исторических актов, позволивших запрещать монополии и снимать ограничения свободы конкуренции. Данным актом была закреплена уголовная ответственность за трестовый сговор на рынке.
Достижение данных целей обеспечивается ст. 8 и 34 Конституции РФ, которыми поддерживается конкуренция и не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию рынка. Видится, что не нужно толковать буквально данный принцип. Монополии существуют и всегда будут существовать в определенных сферах экономики, в частности естественные монополии (РЖД, транспортировка нефти по трубным магистралям и т.д.) и легальные государственные монополии (производство военного оружия, печать денежных банкнот и монет и др.). Однако государство создает правовые механизмы регулирования таких монополий и контролирует исполнение требований в целях недопущения нарушения законодательства и прав третьих лиц.
Согласно ст. 10 ГК РФ запрещено злоупотребление правом, в том числе в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке. К.Ю. Тотьев отмечает, что «конкуренция является не столько правовым, сколько экономическим понятием, которое не может быть (несмотря на упоминание о хозяйствующих субъектах в п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции) привязано к статусным характеристикам субъектов экономической активности», и законодателю в целях эффективности применения данной нормы приходится привязать «субъектов злоупотребления доминирующим положением к формальному статусу предпринимателя (в широком смысле слова)»17. Налицо глубина проблемы соотношения права и экономики, содержание терминов и подходов, которые тесным образом переплетаются.
Высший Арбитражный Суд РФ, к примеру, в п. 8 Обзора практики применения арбитраж-
15 См.: Бондарь Н.С. Конституция России: стабильность и (или?) динамизм // Юридический мир. 2013. № 12. С. 10-20.
16 Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. №1.
17 Подробнее см.: Тотьев К.Ю. Состав злоупотребления доминирующим положением: между унификацией и дифференциацией // Законодательство и экономика. 2008. № 1. С. 5-11.
ными судами ст. 10 ГК РФ (утвержден информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25.11.2008 № 12718) применительно к охране промышленной собственности обращает внимание на ст. 10 bis Конвенции по охране промышленной собственности19, в силу которой актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах. В частности, подлежат запрету все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов, промышленной или торговой деятельности конкурента, а также ложные утверждения при осуществлении коммерческой деятельности предприятия.
Еще до принятия в 1993 г. Конституции РФ в России действовал Закон РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»20, сфера регулирования которого впоследствии стала предметом Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции»21. Заложенные в 90-х гг. ХХ в. основы конкуренции продолжают развиваться с учетом современного состояния экономики, развития новых отраслей, а также появления новых форм и методов ведения предпринимательства.
4. Плюрализм и равная защита всех форм собственности. Распад Советского Союза у многих ассоциируется с изменением имущественной основы экономики, фундамент которой ранее составляла государственная собственность, а затем стало возможным использование частного капитала в экономической деятельности. В Конституции РФ много норм направлено на обеспечение частной собственности и множественности форм собственности в целом (ст. 8, 9, 34 и 35). Переход к развитию частного сектора экономики сопровождался принятием Законов РСФСР от 14.07.1990 «О собственности на территории РСФСР»22, от 24.12.1990 «О собственности в РСФСР»23 и Закона РФ от 03.07.1991 № 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации»24, которыми закреплялось: имущество может находиться в частной, государственной, муниципальной собственности; право собственности признается и охраняется законом; возможно приобретение у государства в частную собственность предприятий, оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов
предприятий, долей (паев, акций) государства в капитале акционерных обществ (товариществ)25.
Исследуя существующий нормативный массив источников предпринимательского права, В.К. Андреев приходит к справедливому выводу об ошибочности признания ГК РФ экономической конституцией (наряду с другими кодексами и иными законами), поскольку в ряде существенных положений кодекс отходит от прямых «указаний» Конституции РФ и даже противоречит сути ряда ее положений. В частности, конституционная дефиниция «частная собственность» в кодексе изменяется на «собственность граждан и юридических лиц»26.
Обеспечение многообразия форм собственности является основой капиталистической модели экономики, важную роль в которой «играют» частная собственность на средства производства и свобода конкуренции. Очевидно, что хозяйственную инициативу субъекта предпринимательства может обеспечить собственный капитал, необходимый для ведения предпринимательской и иной экономической деятельности. Содержание ст. 2 ГК РФ продолжает идею заложенного в ст. 8, 9, 34 и 35 Конституции РФ признака имущественной основы предпринимательства, без которого невозможно осуществление экономической деятельности.
Конституционный Суд РФ, оценивая конституционное право граждан на свободное использование своих способностей и имущества, обратил внимание на то, что в основе корпоративного предпринимательства (или корпоративной формы хозяйствующего субъекта) лежит возможность граждан самостоятельно определять сферу деятельности, стратегию бизнеса и состав коллективного предпринимательства — бизнес-партнеров (п. 3 Постановления Конституционного Суда РФ от 24.02.2004 № 3-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 74 и 77 Федерального закона "Об акционерных обществах", регулирующих порядок консолидации размещенных акций акционерного общества и выкупа дробных акций, в связи с жалобами граждан, компании "Кадет Истеблишмент" и запросом Октябрьского районного суда города Пензы»27).
В работах академика О.Е. Кутафина о современном российском конституционализме прослеживается идея неотъемлемой ценности
18 Вестник ВАС РФ. 2009. № 2.
19 Закон. 1999. № 7 (извлечение).
20 Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 16. Ст. 499. Закон действует со значительными ограничениями.
21 Собрание законодательства РФ. 1995. № 28. Ст. 2669.
22 Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1990. № 7. Ст. 101.
23 Там же. № 30. Ст. 416.
24 Там же. 1991. № 27. Ст. 927.
25 На недопустимость ограничения правомочий собственника по формальным основаниям со стороны государственных органов было обращено внимание Верховным Судом РФ в п. 6 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ «Некоторые вопросы судебной практики по гражданским делам Верховного Суда РФ» (Бюллетень Верховного Суда РФ. 1993. № 10).
26 См.: Андреев В.К. Можно ли Гражданский кодекс Российской Федерации назвать экономической конституцией? (Размышления о законотворчестве в области экономики) // Российский судья. 2003. № 8. С. 25-30.
27 Собрание законодательства РФ. 2004. № 9. Ст. 830.
признания и защиты всех форм собственности, которая наряду с другими (верховенство закона, разделение властей, суверенитет и т.д.) формализуется в различных формам внутригосударственного права и в первую очередь в российских законах28.
5. Единое экономическое пространство. Экономическое пространство страны определяется территориальными границами Российской Федерации. Согласно ст. 8 Конституции РФ в России гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств. Товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории РФ (п. 5 ст. 1 ГК РФ). Отсутствие экономико-территориальных барьеров между субъектами РФ является фундаментом создания экономической целостности и суверенитета России и обязательным условием развития предпринимательства.
Легального толкования «единого экономического пространства» в законодательстве нет. Используя аналогию, можно процитировать положение ст. 2 Договора о Евразийском экономическом союзе (2014 г.), согласно которому «единое экономическое пространство» — пространство, состоящее из территорий государств-членов, на котором функционируют сходные (сопоставимые) и однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах и применении гармонизированных или унифицированных правовых норм, и существует единая инфраструктура. Если перенести предложенный евразийский подход на российское экономическое пространство, можно выделить два определяющих признака: единые основы регулирования рынка и целостность элементов инфраструктуры, система которых обеспечивает функционирование такого рынка.
Российское законодательство насквозь пронизано принципом, направленным на обеспечение единого экономического пространства. Так, согласно п. 4 ст. 3 НК РФ, не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство России и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории России товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций (см. также: Определение Конституционного Суда РФ от 17.07.2014 № 1579-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы закрытого акционерного общества "Северсталь Менеджмент" на нарушение конституционных прав и свобод п. 2, 3 и 4 ст. 269 Налогового кодекса РФ»).
28 Подробнее см.: Кутафин О.Е. Российский конституционализм. М.: Норма, 2008.
Единственно, в силу абз. 2 п. 5 ст. 1 ГК РФ, ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральными законами, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (например, установление Роспотребнадзором ограничения либо запрета на реализацию молочных продуктов из района, где были выявлены эпизоотии у животных либо нарушения требований санитарно-эпидемиологических норм).
Не является нарушением принципа единого экономического пространства существование в России особых экономических зон29 и зон территориального развития30. Данные территории РФ (территории субъектов федерации) создают дополнительные благоприятные условия для осуществления экономической деятельности, включая меры государственной поддержки и экономического стимулирования, в целях развития экономики региона. Скажем, это является балансированием инвестиционного климата в стране с учетом особенности экономической карты России.
6. Сочетание частноправовых и публично-правовых начал предпринимательства. Данный принцип предпринимательского права является для отрасли уникальным и определяющим для отграничения от других отраслей российского права (гражданского, административного, трудового и т.д.).
Роль предпринимательского права в России заметно стала возрастать при выборе руководством страны курса на развитие экономики. Особенно в кризисных ситуациях стало заметно действие норм предпринимательского права (мировой финансово-экономический кризис 2008 г., лесные пожары в России 2005 г., экономический кризис в России 1998 г., авария на Саяно-Шушенской ГЭС в 2009 г., авария на шахте «Ульяновская» в Кемеровской области в 2007 г. и другие примеры).
Одному из ярких представителей «третьей» научной школы31 хозяйственного (предпринимательского) права — академику В.В. Лаптеву — удалось наглядно подчеркнуть современное состояние реального сектора экономики с позиции роли предпринимательского права в управлении и регулировании экономических, в том числе предпринимательских, отношений32. Стабильность
29 Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2005. № 30 (ч. II). Ст. 3127.
30 Федеральный закон от 03.12.2011 № 392-Ф3 «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 49 (ч. 5). Ст. 7070.
31 См.: Лаптев В.А. Влияние «третьей школы» на формирование системы предпринимательского права // Творческое наследие академика В.В. Лаптева и современность. М.: ИГП РАН, 2014
32 См.: Лаптев В.В. Предпринимательское (хозяйственное)
право и реальный сектор экономики. М.: Инфотропик Медиа, 2010.
развития экономических отношений, которые в условиях конституционной свободы осуществления предпринимательской деятельности нередко отождествляются исключительно с правом (а не обязанностью), возможна только посредством установления правовых «рамок» поведения участников рынка.
Сочетание диалектических подходов (частных и публичных) в экономических отношениях подчеркивается теорией конвергенции, предложенной Н.М. Коршуновым, содержание которой свидетельствует о смешении двух подходов в единую уникальную норму права, которую нельзя отнести исключительно к частной или публичной сферам33.
Экономические отношения не основаны только на частном интересе (диспозитивном методе) и не выстраиваются по принципу власти — подчинения (императивного метода), а основаны на балансе и единстве сочетания частноправовых и публично-правовых начал регулирования предпринимательства. При этом одновременно учитываются интересы государства, общества в целом и самих предпринимателей. Например, по указанию руководства страны российский военно-промышленный комплекс по ряду направлений перепрофилируется и становится социально ориентированным.
7. Государственное регулирование предпринимательства. В условиях смешанной экономики предпринимательские отношения приобретают качественно новый характер. Состязательность (конкуренция) хозяйствующих субъектов проявляется во всех направлениях экономической деятельности (в производстве, распределении и продаже продукции). Декларируется государственная поддержка малого и среднего бизнеса. При таких обстоятельствах очевидна необходимость регулирования эконо-
Библиография:
мической деятельности для обеспечения и защиты интересов всех участников рынка34.
Принцип саморегулирования рынка («шоковой терапии»), при которой рынок регулируется «невидимой рукой», и провозглашение тезиса: «все, что не запрещено законом, — разрешено», показал неминуемые катастрофические последствия и пороки отсутствия регуляторов рынка.
Объективным и справедливым регулятором становится государственное регулирование экономики. Это выражается во всех направлениях экономической деятельности, начиная с создания хозяйствующего субъекта (государственной регистрации), установления требований к предпринимательской деятельности, регулирования самой экономической деятельности, распределения ее финансово-хозяйственных результатов (выплата дивидендов, уплата налогов и сборов и т.д.) и заканчивая прекращением деятельности (ликвидацией либо банкротством).
В правовой доктрине в качестве принципов предпринимательского права дополнительно выделяют принципы свободы договора (В.С. Белых35), защиты экономических интересов хозяйствующих субъектов и поощрения предприимчивости в хозяйствовании (В.С. Мартемьянов36), ограничения вмешательства государственных органов в хозяйственные отношения (Г.Л. Знаменский37) и др.
С учетом положений Конституции РФ, внешних и внутренних функций государства в части развития экономических отношений в России можно сформулировать следующие основные цели отрасли предпринимательского права: обеспечение развития экономики страны, стабилизация финансовой системы, регулирование экономики, защита прав участников рынка, защита потребителей и экологическая безопасность.
1. Андреев В.К. Можно ли Гражданский кодекс Российской Федерации назвать экономической конституцией? (Размышления о законотворчестве в области экономики) // Российский судья. — 2003. — № 8. — С. 25-30.
2. Андреев В.К. О Концепции развития законодательства о предпринимательской деятельности // Российский судья. — 2010. — № 9. — С. 20-26.
3. Бондарь Н.С. Конституция России: стабильность и (или?) динамизм // Юридический мир. — 2013. — № 12. — С. 10-20.
4. Гаджиев Г.А. Конституция Российской Федерации 1993 г. с точки зрения правовой аксиологии // Юридический мир. — 2013. — № 12. — С. 27-30.
5. Двадцать лет Конституции РФ: юридическая наука и практика / отв. ред. А.Г. Лисицын-Светланов. — М.: ИГП РАН, 2013. — 256 с.
6. Ершов В.В. Размышления к 20-летнему юбилею Конституции России // Российский судья. — 2013. — № 12. — С. 3-13.
7. Исаев И.А. История государства и права России: учебник. — М.: Юрайт, 2013. — 222 с.
34 См. также: Шишкин С.Н. Предпринимательско-право-вые (хозяйственно-правовые) основы государственного регулирования экономики. М.: Инфотропик Медиа, 2011.
35 См.: Белых В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России. М.: Проспект, 2010. С. 73-78.
36 См.: Мартемьянов В.С. Хозяйственное право: курс лек-
33 Подробнее см.: Коршунов Н.М. Конвергенция частно- ций. Т. 1: Общие положения. М.: БЕК, 1994. С. 6-9.
го и публичного права: проблемы теории и практики. М.: 37 См.: Хозяйственное право: учебник / под ред. В.К. Маму-
Норма: Инфра-М, 2014. това. Киев: Юринком Интер, 2002. С. 27.
8. Кутафин О.Е. Российский конституционализм. — М.: Норма, 2008. — 544 с.
9. Лаптев В.А. Влияние «третьей школы» на формирование системы предпринимательского права // Творческое наследие академика В.В. Лаптева и современность. — М.: ИГП РАН, 2014. — 255 с.
10. Лаптев В.В. Предпринимательское (хозяйственное) право и реальный сектор экономики. — М.: Инфотро-пик Медиа, 2010. — 88 с.
11. Лаптев В.В. Предпринимательское право: понятие и субъекты. — М.: Юристъ, 1997. — 140 с.
12. Марченко М.Н. Источники права: учеб. пособие. — М.: Инфра-М: Норма, 2014. — 672 с.
13. Чиркин В.Е. К вопросу о ценности российской Конституции 1993 г. // Актуальные проблемы российского права. — 2013. — № 12. — С. 1517-1522.
14. Шишкин С.Н. Предпринимательско-правовые (хозяйственно-правовые) основы государственного регулирования экономики: монография. — М.: Инфотропик Медиа, 2011. — 320 с.
Материал поступил в редакцию 23 марта 2015 г.
THE CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION AS A PRIMARY SOURCE
OF ENTREPRENEURIAL LAW
Laptev, Vasiliy Andreevich — PhD in Law, Associate Professor of the Department of Entrepreneurial Law of the Kutafin Moscow State Law University, Judge of the Arbitration Court of the City of Moscow, Chairman of the Scientific Consultative Council under the auspices of the Arbitration Court of Moscow. [[email protected]]
123995, Russia, Moskva, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, 9.
Review. Evaluation of the constitutional fundamental bases of the economic legal order in Russia allows to define the directions for the development of economic activity and market in a state. The mistakes of the past years and the perspectives for the future have became objects of scientific studies in the light of 20th anniversary of the Constitution of the Russian Federation. Development and strengthening of the number of branches of law became possible thanks to the provisions of the Constitution of the Russian Federation. The author notes the historical tendencies in the constitutional enshrinement of the provisions for the right to implement entrepreneurial activities. The author also studies the application of the provisions of the Constitution of the Russian Federation as a directly applicable act, rather than just an act providing for the basic rules and principles of the Russian entrepreneurial law. The author further analyzes the principles of entrepreneurial law, which he regards as the key fundamentals at the basis of the very system of legal regulation of entrepreneurship, defining the nature of the system. The author singles out the principles of lawfulness, as a general principle within the branch of law, principle of freedom of economic activity, guaranteeing the right to access entrepreneurial activities on the lawful basis; traditional principle of freedom of competition and limitations to monopolistic activities, allowing to improve the quality of goods (works, services) and lower its costs, which is beneficial for the final customers. The key principle of pluralism and equal protection of all types of property including private property has guaranteed the existence of small and medium business and a number of large industrial enterprises. The constitutional enshrinement for the unified economic territory, which is aimed at avoiding formation of artificial barriers inside the Russian market upholds the economic integrity and unity of Russia. The author also notes a topical principle of combination of private law and public law elements in entrepreneurial law, which is typical for it. The author also points out the presence of elements of state regulation in all of the economic spheres in spite of existence of self-regulation in some spheres. Finally the author establishes the goals, which are achieved by the establishment of constitutional principles, such as guaranteeing the economic development of the state, stabilization of the financial system, economy regulation, protection of the rights of the participants of the market, protection of customers and environmental security.
Keywords: the Constitution of the Russian Federation, entrepreneurial law, trade law, entrepreneurial activity, principles of entrepreneurial law, economic legal order, entrepreneurial legislation, sources of law, sources of entrepreneurial law, market economy law.
Bibliography:
1. Andreev, V.K. Is it possible to call the Civil Code of the Russian Federation an Economic Constitution? (Thought on the legislation in the sphere of economics) // Rossiyskiy sudya. — 2003. — № 8. — P. 25-30.
2. Andreev, V.K. On the concept of development of the legislation on entrepreneurial activity // Rossiyskiy sudya. — 2010. № 9. — P. 20-26.
3. Bondar, N.S. The Constitution of Russia: stability and (or) dynamics? // Yuridicheskiy mir. — 2013. — № 12. — P. 10-20.
^ ЛАПТЕВ_LEX RUSSICA
4. Gadzhiev, G.A. The Constitution of the Russian Federation of 1993 from the standpoint of legal axiology // Yuridicheskiy mir. — 2013. — № 12. — P. 27-30.
5. 20th Anniversary of the Constitution of the Russian Federation: legal science and practice / Ed. by A.G. Lisitsyn-Svetlanov. — M.: IGP RAN, 2013. — 256 p.
6. Ershov, V.V. Thoughts on the 20th Anniversary of the Constitution of the Russian Federation // Rossiyskiy sudya. — 2013. — № 12. — P. 3-13.
7. Isaev, I.A. History of state and law of Russia: a manual. — M.: Yurayt, 2013. — 222 p.
8. Kutafin, O.E. Russian constitutionalism. — M.: Norma, 2008. — 544 p.
9. Laptev, V.A. Influence of the 3rd school on the formation of the system of entrepreneurial law // Heritage of the Academician V.V. Laptev and modern time. — M.: IGP RAN, 2014. — 255 p.
10. Laptev, V.V. Entrepreneurial (economic) law and the real sector of economy. — M.: Infotropik Media, 2010. — 88 p.
11. Laptev, V.V. Entrepreneurial law. Definition and subjects. — M.: Yurist, 1997. — 140 p.
12. Marchenko, M.N. Sources of law. A manual. — M.: Infra-M: Norma, 2014. — 672 p.
13. Chirkin, V.E. On the issue of the value of the Russian Constitution of 1993 // Aktualnye problemy rossiyskogo prava. — 2013. — № 12. — P. 1517-1522.
14. Shishkin, S.N. Entrepreneurial legal (economic legal) fundamentals of the state regulation of the economics: a monograph. — M.: Infotropik Media, 2011. — 320 p.