Научная статья на тему 'Таможенное дело в экономической теории и в законодательстве Российской Федерации'

Таможенное дело в экономической теории и в законодательстве Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2959
266
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Диалог
Область наук
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / КОНСТИТУЦИЯ РФ / ЭКОНОМИКА / ПРАВО / ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО / ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / RUSSIAN FEDERATION / LEGISLATION / CONSTITUTION RF / ECONOMICS / LAW / CUSTOMS LAW / CUSTOMS BUSINESS / CUSTOMS ORGANS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Галузо Василий Николаевич

В статье на основе анализа юридической литературы и законодательства предпринята попытка определения роли таможенного дела в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Галузо Василий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Customs in economic theory and in legislation of the Russian Federation

In article on the basis of the analysis of legal literature and legislation attempts to determine the role of customs in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Таможенное дело в экономической теории и в законодательстве Российской Федерации»

удк 34 Таможенное дело в экономической теории и в законодательстве

Российской Федерации

Галузо Василий Николаевич, старший научный сотрудник Научно-исследовательского института образования и науки, кандидат юридических наук

vgrmn@yandex.ru

Аннотация: В статье на основе анализа юридической литературы и законодательства предпринята попытка определения роли таможенного дела в Российской Федерации. Ключевые слова: Российская Федерация, законодательство, Конституция РФ, экономика, право, таможенное право, таможенное дело, таможенные органы.

Трудно переоценить роль таможенного дела в Российской Федерации [1].

Таможенное дело и определяется, и характеризуется по-разному.

Так, авторы-единомышленники (Е. Н. Пе-трушко, А. А. Плахотин и А. А. Турьянский) характеризуют таможенное дело как «элементом системы государственного управления внешнеэкономическими связями» [2, с. 4].

А. А. Демичев и А. С. Логинова под таможенным делом понимают «совокупность средств и методов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Россий-

ской Федерации» [3, с. 7].

Аналогичное определение приведено Н. В. Коник и Е. В. Невешкиной [4, с. 13].

По мнению Л. А. Карабан, таможенное дело — это «составная часть внешнеэкономической деятельности, которая помимо учета товаров, перемещаемых через границу страны, контролирует другие операции, в частности, выполнение работ и оказание услуг» [5].

О. В. Гречкина и С. А. Ческидова, обратив внимание на соотношение терминов «таможенное регулирование» и «таможенное дело», смогли «сделать вывод о том, что в правовом смысле таможенное регулирование является понятием более широким, чем

UDC 34

Customs in economic theory and in legislation of the Russian Federation

Galuzo Vasiliy Nikolaevich, senior research associate of Research Institute of science and education, candidate of sciences (law)

vgrmn@yandex.ru

Annotation: In article on the basis of the analysis of legal literature and legislation attempts to determine the role of customs in the Russian Federation. Keywords: Russian Federation, legislation, Constitution of the Russian Federation, economics, law, customs law, customs business, customs organs.

таможенное дело; оно аккумулирует в себе обусловленность применения совокупности средств и методов, то есть собственно таможенное дело, обеспечивая соблюдение мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу. Соответственно <...> правильным и объяснимым преимущественное применение категории «таможенное регулирование» к различным таможенным отношениям, названиям правовых актов в таможенной сфере, в том числе к названию главы 16 КоАП РФ и перечню видов таможенных правонарушений. При этом считаем обоснованным и закономерным подход законодателя к сохранению в таможенном за-

конодательстве термина «таможенное дело» применительно к «деятельности в сфере таможенного дела» [6].

Ю. М. Литвинова, исследовав «соотношение частных и публичных интересов при осуществлении валютного контроля в области таможенного дела», сформулировала вывод о том, что при осуществлении валютного контроля в области таможенного дела «соблюдение баланса частных и публичных интересов служит важной гарантией защиты прав участников внешнеэкономической деятельности. Защита валютных интересов государства не должна препятствовать нормальной предпринимательской деятельности участников ВЭД. В этой связи принятие Постановления Плену-

Научно-практический журнал

ма ВАС РФ по примеру Постановления Пленума ВАС РФ «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» с разъяснениями судам в целях обеспечения единообразия судебной практики при оценке арбитражными судами доказательств, свидетельствующих о составе административных правонарушений, предусмотренных ч. 4 и 5 ст. 15.25 КоАП РФ, могло бы способствовать поиску оптимального баланса частных и публичных интересов в данной сфере» [7]. А следовала бы утверждать о балансе интересов личности, общества и государства [8].

М. Н. Кобзарь-Фролова и В. А. Фролов, сфокусировав внимание на «обеспечении безопасности в сфере таможенного дела» сформулировали следующий вывод: «...под обеспечением безопасности в сфере таможенного дела следует понимать правовой режим, который включает совокупность правовых норм и организационных мероприятий, устанавливающих и обеспечивающих порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу» [9].

Термин «таможенное дело» используется и в законодательстве Российской Федерации.

В первую очередь обращаем внимание на так называемое таможенное законодательство [10].

Так, в Федеральном законе РФ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 19 ноября 2010 г. [11] термин «таможенное дело» использован в статьях 1, 2, 3, 4 и др. Но в ст. 5 «Основные термины, используемые в настоящем Федеральном за-

коне» Федерального закона РФ от 19 ноября 2010 г. разъяснение термина «таможенное дело» не дано.

Термин «таможенное дело» использован и в иных нормативных правовых актах, по юридической силе приравниваемых к федеральному закону РФ [12]: Федеральный закон РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области таможенного дела» от 11 июня 2008 г. [13]; Федеральный закон РФ «О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах» от 2 ноября 2011 г. [14]; Федеральный закон РФ «О ратификации Соглашения о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах по вопросам деятельности представительств таможенных служб государств — членов Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества» от 23 ноября 2012 г. [15].

Термин «таможенное дело» использован и в подзаконных нормативных правовых актах: постановление Правительства РФ «Об утверждении Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах» N 536 от 27 августа 2003 г. [16]; постановление Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам таможенного дела» N 75 от 20 февраля 2010 г. [17].

В Таможенном кодексе Таможенного Сою-

за (ТК ТС) от 27 ноября 2009 г. [18], определяемом в качестве международного договора [19], также использован термин «таможенное дело»: в наименовании главы 3 «Взаимоотношения таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности и лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела», в статьях 51, 94, 95 и др.

Таможенное дело взаимосвязано с экономикой, причем посредством права, как самостоятельного регулятора общественных отношений [20].

Противоречивы и определение понятия «экономика», и ее содержание.

Так, группа авторов-единомышленников экономику Российской Федерации охарактеризовали посредством нескольких категорий: «рыночная конъюнктура», «индивидуальное территориальное планирование», «экономика отраслей и регионов», «логистика», «налоги и налогообложение», «инновационное развитие», «рынок труда» [21].

Еще одна группа авторов-единомышленников сфокусировала внимание на «экономике знаний» [22, с. 247-249].

Бедность и неравенство в будущем будут существенно предопределять уровень развития экономики Российской Федерации [23, с. 1338-1339].

О. В. Саранджева сфокусировала внимание «на промышленном секторе экономики России» и «вопросах экономической безопасности» [24, с. 3].

Авторский коллектив (рук. — Н. А. Антонова, Л. А. Карасева, А. Н. Сухарев) посвятил свою публикацию «раскрытию социально-

экономических и правовых аспектов институциональных проблем, стоящих перед современной Россией» [25, с. 2].

П. А. Хриенко фактически гипертрофировал роль политики при модернизации Российской Федерации («Таким образом, не либерализм выведет Россию из кризиса, а сильная и научно обоснованная политика государства, роль и значение которого в настоящее время, как никогда, возрастает. Современные реформы в России должны строиться на принципах, соединяющих лучшие достижения отечественного и мирового общественного развития») [26, с. 29].

Взаимосвязанность таможенного дела и экономики также подтверждается и долей таможенных платежей в федеральном бюджете Российской Федерации.

Так, например, в федеральном бюджете за 2007 г. [27] доходы бюджета составили 7781119783,7 тысяч рублей Доходы от внешнеэкономической деятельности (таможенные пошлины) составили 2322904153,9 тысяч рублей, в том числе доходы от внешнеэкономической деятельности (ввозные таможенные пошлины — 488046114,2 тысяч рублей и доходы от внешнеэкономической деятельности (вывозные таможенные пошлины) 1834858039,7 тысяч рублей. Иначе говоря, доля доходов от внешнеэкономической деятельности (таможенные пошлины) составляет 29,85 % от доходов федерального бюджета за 2007 г. [28].

Доходы федерального бюджета за 2012 г. [29] составили 12855540621,1 тысяч рублей. Доходы от внешнеэкономической деятельности составили 4962735737,3 тыс.

руб., в том числе, таможенные пошлины — 4099784419, 5 тысяч рублей. Иначе говоря, доля доходов от внешнеэкономической деятельности (таможенные пошлины) составляет 31,88 % от доходов федерального бюджета за 2007 г.

Таким образом, таможенное дело существенно влияет на экономику Российской Федерации. И в первую очередь, это сопряжено со значительной долей таможенных платежей в федеральном бюджете Российской Федерации (более 30 %).

Изложенное позволяет нам высказать несколько суждений.

Во-первых, всякой экономике соответствует уровень развития таможенного дела.

Во-вторых, экономика взаимосвязана с таможенным делом посредством права, как регулятора общественных отношений.

В-третьих, в Российской Федерации гипертрофировано влияние таможенного дела на экономику.

В-четвертых, гипертрофированное влияние таможенного дела на экономику является следствием утраты правом роли эффективного регулятора общественных отношений в Российской Федерации.

Примечания

1. Мы полагаем, что с 25.12.1991 г. для наименования государства необходимо использовать исключительно этот термин (подробнее об этом см.: Галузо В. Н. Конституционно-правовой

статус России: проблема именования государства // Вестник Московского университета МВД России. 2010. N 5. С. 119-123).

2. См.: Петрушко Е. Н., Плахотин А. А., Ту-рьянский А. А. Введение в специальность (таможенное дело): учебное пособие. Белгород: БелГУ, 2015.

3. См.: Демичев А. А., Логинова А. С. Основы таможенного дела: учебник. СПб.: Интермедиа, 2015.

4. См.: Коник Н. В., Невешкина Е. В. Таможенное дело: учебное пособие. 3-е изд., испр. М.: Омега-Л, 2014.

5. Карабан Л. А. Таможенное дело: учебное пособие. Брянск: БГТУ, 2015.

6. См.: Гречкина О. В., Ческидова С. А. «Таможенное регулирование» и «таможенное дело»: проблемы взаимообусловленности и разграничения // Таможенное дело. 2016. N 1. С. 25-28.

7. Литвинова Ю. М. Соотношение частных и публичных интересов при осуществлении валютного контроля в области таможенного дела // Таможенное дело. 2013. N 3. С. 15-18.

8. Подробнее об этом см.: Галузо В. Н. Актуальные проблемы защиты прав и свобод личности в системе уголовно-процессуальных гарантий // Насилие: криминальные формы проявления, совершенствование мер борьбы: материалы Межвузовской научно-практической конференции 29 октября 1998 г. Челябинск: ЧЮИ МВД РФ, 1999. Часть 2. С. 57-59; он же: Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в системе права России (уголовно-процессуальные аспекты) // Защита прав человека и соблюдение законности органами внутренних

дел: материалы Международной научно-практической конференции (10 декабря 1998 г.). М.: МЮИ МВД РФ, ЩИТ-М, 1999. С. 119-123.

9. См.: Кобзарь-Фролова М. Н., Фролов В. А. Обеспечение безопасности в сфере таможенного дела // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2014. N 4. С. 43-49.

10. О таможенном законодательстве подробнее см.: Галузо В. Н., Эриашвили Н. Д., Шматков И. И. Декодификация таможенного законодательства и Российской Федерации и в Республике Беларусь (сравнительно-правовой анализ)// Государственная служба и кадры. 2014. N 4. С. 29-32; Олимпиев А. Ю., Галузо В. Н. Об истории развития таможенного законодательства России (с 1649 г. по нынешнее время) // Право и жизнь. 2015. N 6. С. 95-112; Галузо В. Н., Канафин Н. А. О несовершенстве термина «формы таможенного контроля» в таможенном законодательстве Таможенного Союза и в законодательстве Российской Федерации о таможенном деле // Аграрное и земельное право. 2015. N 6. С. 133138; Галузо В. Н., Канафин Н. А. О некоторых аспектах правового регулирования таможенного дела в Российской Федерации // Аграрное и земельное право. 2015. N 12. С. 139-144; Га-лузо В. Н. Таможенное право: учебник для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. С. 24-35.

11. См.: СЗ РФ. 2010. N 48. Ст. 6252; 2017. N 1. Часть I. Ст. 51.

12. О системе нормативных правовых актах в РФ подробнее см.: Галузо В. Н. О роли нормативного правового акта в системе права Российской Федерации // Образование. Наука. Научные кадры. 2009. N 4. С. 27-30; он же: Возможно ли обеспечение единообразного ис-

полнения законодательства при отсутствии его систематизации? // Государство и право. 2014. N 11. С. 98-102.

13. См.: СЗ РФ. 2008. N 26. Ст. 3022.

14. См.: СЗ РФ. 2011. N 47. Ст. 6604.

15. См.: СЗ РФ. 2012. N 50. Часть IV. Ст. 6948.

16. См.: СЗ РФ. 2003. N 35. Ст. 3442.

17. См.: СЗ РФ. 2010. N 9. Ст. 967.

18. См.: СЗ РФ. 2010. N 50. Ст. 6615.

19. См.: О международных договорах Российской Федерации: ФЗ РФ от 16.06.1995 г. // СЗ РФ. 1995. N 29. Ст. 2757; 2014. N 11. Ст. 1094.

20. О соотношении экономики и права подробнее см.: Галузо В. Н., Силин В. В. Категория «таможенный товарооборот»: проблема соотношения экономики и права // Вестник Московского университета МВД России. 2009. N 8. С. 87-88; Галузо В. Н. От экономического анализа социальных явлений в зарубежных государствах к «экономике права» в Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. 2016. N 12. С. 81-85.

21. См.: Экономика России (прошлое, настоящее, будущее): монография / под общ. ред. Н. А. Адамова. М.: Институт исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка,

2014.

22. См.: Экономика России (ресурсный потенциал развития): монография / под ред. В. Д. Байрамова, И. Л. Литвиненко. М.: МГГЭУ, 2015.

23. См.: Экономика России. Оксфордский сборник. М.: Издательство Института Гайдара,

2015. Книга II.

Научно-практический журнал

24. Саранджева О. В. Современный сценарий развития экономики России (вопросы экономической безопасности): монография. М.: ЮНИ-ТИ-ДАНА, Закон и право, 2015.

25. См.: Институциональные вызовы современной России (экономика и право): монография / под ред. Н. А. Антоновой, Л. А. Карасевой, А. Н. Сухарева. Тверь: Тверской государственный университет, 2016.

26. Хриенко П. А. Основные принципы модернизации современной России (экономика, политика, культура). Симферополь: АРИАЛ, 2015.

27. См.: СЗ РФ. 2008. N 49 (приложение 1). С. 1-16.

28. Подробнее об этом см.: Галузо В. Н. Таможенное право: учебник для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. С. 232-235.

29. См.: СЗ РФ. 2013. N 40. Часть I. Ст. 5024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.