УДК 342.9 ББК 67.401
ТАМОЖЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ В СИСТЕМЕ ФУНКЦИЙ
ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ
ВА СИЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ ГАЛУЗО,
старший научный сотрудник НИИ образования и науки, кандидат юридических наук
E-mail: vgrmn@yandex.ru; НАИЛЬ АХМЕТОВИЧ КАНАФИН, доцент кафедры экономики культуры Московского государственного института культуры
E-mail: if010156@mail.ru
Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Определено содержание одной из функций таможенных органов — таможенного оформления.
Ключевые слова: Российская Федерация, Таможенный кодекс Таможенного Союза от 27 ноября 2009 г., Федеральный закон РФ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 19 ноября 2010 г., функции таможенных органов, таможенные органы, таможенное оформление, общие условия таможенного оформления.
Abstract. The article defines the content of one of the functions of the customs bodies — customs clearance.
Keywords: Russian Federation, customs code of the Customs Union dated 27 November 2009, the Federal law of the Russian Federation «On customs regulation in the Russian Federation» dated November 19, 2010, the functions of the customs authorities, customs authorities, customs clearance, General conditions of customs clearance.
В юридической литературе таможенное оформление в качестве одной из функций таможенных органов обычно не рассматривается [1, 2].
Так, например, отсутствие термина «таможенное оформление товаров» в ТК ТС и в законодательстве РФ о таможенном деле позволили С.В. Халипову «выполнение таможенных формальностей в связи с перемещением товаров через таможенную границу» обозначать «таможенными операциями» [1, с. 192].
А.А. Ступников рассматривает таможенное оформление в качестве «особого вида государственной услуги» [3, с. 27—31].
Анализ положений Таможенного кодекса Таможенного Союза (ТК ТС) от 27 ноября 2009 г. [4] и Федерального закона РФ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 19 ноября 2010 г. (ФЗ РФ от 19 ноября 2010 г.) [5] позволяет таможенное оформление рассматривать в качестве одной из функций таможенных органов [6, с. 45—47; 7, с. 68—73, 115—135; 8, с. 102—151].
Правовую основу таможенного оформления в отношении товаров, перемещаемых через таможенную
границу, составляют: подпункты 3—5, 27 п. 1 ст. 4, ст. 156—201 ТК ТС; п. 1, 3—4 ч. 1 ст. 5, ст. 193—223 ФЗ РФ от 19 ноября 2010 г.
В ТК ТС дано разъяснение ряда терминов, имеющих непосредственное отношение к таможенному оформлению. В частности, в подп. 35 п. 1 ст. 4 ТК ТС приведено определение понятия «товары» — это «любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу, в том числе носители информации, валюта государств — членов таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая и иные виды энергии, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу». В подп. 36 и 37 п. 1 ст. 4 ТК ТС речь идет о двух разновидностях товаров — товары для личного пользования («товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, международных почтовых отправлениях либо иным способом») и
товары таможенного склада («находящиеся на таможенной территории таможенного союза товары: полностью произведенные на территориях государств — членов таможенного союза; ввезенные на таможенную территорию таможенного союза и приобретшие статус товаров таможенного союза в соответствии с настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств — членов таможенного союза; изготовленные на территориях государств — членов таможенного союза из товаров, указанных в абзацах втором и третьем настоящего подпункта, и (или) иностранных товаров, и приобретшие статус товаров таможенного союза в соответствии с настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств — членов таможенного союза»). Определение понятия «транспортные средства» приведено в подп. 39 п. 1 ст. 4 ТК ТС. В подп. 22 п. 1 ст. 4 ТК ТС дано определение понятия «перемещение товаров через таможенную границу».
В ФЗ РФ от 19 ноября 2010 г. также дано разъяснение ряда терминов, имеющих непосредственное отношение к таможенному оформлению. Так, например, определены: «ввоз товаров в Российскую Федерацию» («фактическое пересечение товарами Государственной границы Российской Федерации и (или) пределов территорий искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, в результате которого товары прибыли из других государств — членов Таможенного союза или с территорий, не входящих в единую таможенную территорию Таможенного союза, на территорию Российской Федерации и (или) на территории искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, и все последующие действия с указанными товарами до их выпуска таможенными органами, когда такой выпуск предусмотрен таможенным законодательством Таможенного союза и (или) настоящим Федеральным законом» — п. 1 ч. 1 ст. 5); «вывоз товаров из Российской Федерации» («фактическое перемещение любым способом товаров за пределы территории Российской Федерации и территорий
искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, в другие государства — члены Таможенного союза или на территории, не входящие в единую таможенную территорию Таможенного союза, а также совершение лицами действий, направленных на такое фактическое перемещение товаров до фактического пересечения товарами Государственной границы Российской Федерации или пределов территорий искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права» — п. 3 ч. 1 ст. 5); «вывоз товаров из Российской Федерации за пределы таможенной территории Таможенного союза» («вывоз товаров из Российской Федерации, если страной назначения товаров в соответствии с намерениями лиц, осуществляющих перемещение товаров, является территория государства, не являющегося членом Таможенного союза» — п. 4 ч. 1 ст. 5); «товары» («любое имущество, ввозимое в Российскую Федерацию или вывозимое из Российской Федерации» — п. 7 ч. 1 ст. 5).
Все виды таможенной деятельности, в том числе и таможенное оформление, имеют общие условия, что позволяет определять таможенное оформление в качестве одной из функций таможенных органов.
Общие условия таможенного оформления — это самостоятельная правовая категория, которая представляет общие правила организационно-правового характера, определяющие наиболее целесообразные время, место, силы и средства для успешного производства таможенного оформления.
Как самостоятельная правовая категория общие условия таможенного оформления обладают свойством нормативности: они предусмотрены ТК ТС, ФЗ РФ от 19 ноября 2010 г. и поэтому представляют правовые требования законодательства. Общие условия таможенного оформления являются общими правовыми положениями, так как адресованы всем таможенным органам, осуществляющим таможенное оформление всех товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Таможенного Союза.
Общие условия таможенного оформления связаны с принципами таможенного права, но не сливаются с ними и представляют общие правила с меньшим уровнем общности, они подчинены принципам таможенного права. По уровню общности принципы таможенного права на порядок выше общих условий таможенного оформления. Общие правила таможенного оформления регулируют действия таможенных органов, но не действия конкурирующих норм.
В учебной юридической литературе нередко не учитывается самостоятельный характер общих условий таможенного оформления и необоснованно допускается их отождествление с принципами таможенного права [1, с. 55—59; 2, с. 12—14].
Общим условиям таможенного оформления посвящена глава 22 «Основные положения о перемещении товаров» ТК ТС, включающая ст. 150—161, и глава 22 «Основные положения о ввозе товаров в Российскую Федерацию и об их вывозе из Российской Федерации» ФЗ РФ от 19 ноября 2010 г. Перечень общих условий таможенного оформления достаточно обширен и не ограничивается приведенными статьями ТК ТС и ФЗ РФ от 19 ноября 2010 г
Общие условия таможенного оформления представляется целесообразным разделить на несколько классификационных групп: временные границы таможенного оформления; место производства таможенного оформления; документы и сведения, необходимые для таможенного оформления; взимание таможенных сборов за таможенное оформление; привлечение к таможенному оформлению заинтересованных лиц; очередность таможенного оформления (всего пять классификационных групп).
Временные границы таможенного оформления — это правила о сроках начала и завершения таможенного оформления. В соответствии со ст. 209 ФЗ РФ от 19 ноября 2010 г. и ст. 185 ТК ТС таможенное оформление начинается: при ввозе товаров — таможенная декларация на товары, ввезенные на таможенную территорию Таможенного Союза, подается до истечения срока временного хранения товаров. Таможенная декларация на товары, вывозимые с таможенной территории Таможенного Союза, подается до их убытия с таможенной территории Таможенного Союза. Таможенная декларация в отношении товаров, являвшихся орудием, средством совершения или предметом административного правонарушения
или преступления, в отношении которых было принято решение об их возврате и которые подлежат таможенному декларированию в соответствии с ТК ТС, подается в течение тридцати дней со дня вступления в законную силу: решения суда об освобождении от уголовной (административной) ответственности; решения таможенного органа (должностного лица) об освобождении от административной ответственности; решения суда или таможенного органа (должностного лица) о прекращении производства по уголовному (административному) делу; решения суда или таможенного органа (должностного лица) о привлечении к административной или уголовной ответственности. Таможенное оформление завершается совершением таможенных операций, необходимых для применения к товарам таможенных процедур.
Место производства таможенного оформления, как общее условие, урегулировано в ст. 151 ТК ТС, ст. 193 ФЗ РФ от 19 ноября 2010 г. Местами перемещения товаров через таможенную границу являются пункты пропуска через государственные (таможенные) границы государств — членов Таможенного Союза либо иные места, определенные законодательством государств — членов Таможенного Союза [9].
Документы и сведения для таможенного оформления, как общее условие, регламентированы в ст. 159 ТК ТС.
При прибытии товаров на таможенную территорию Таможенного Союза перевозчик представляет документы (например, при международной перевозке автомобильным транспортом — документы на транспортное средство международной перевозки; транспортные документы; документ, сопровождающий международные почтовые отправления при их перевозке, определенный актами Всемирного почтового союза; имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары; сведения: о государственной регистрации транспортного средства международной перевозки; наименование и адрес перевозчика товаров; наименование государства отправления и государства назначения товаров; наименование и адрес отправителя и получателя товаров; о продавце и получателе товаров в соответствии с имеющимися у перевозчика коммерческими документами; о количестве грузовых мест, об их маркировке и о видах упаковок товаров; наименование, а также коды товаров в соответствии с Гармонизированной систе-
мой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее чем первых четырех знаков; вес брутто товаров либо объем товаров, за исключением крупногабаритных грузов; о наличии товаров, ввоз которых на таможенную территорию Таможенного Союза запрещен или ограничен; о месте и дате составления международной товаротранспортной накладной). Независимо от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка, при уведомлении таможенного органа о прибытии товаров на таможенную территорию Таможенного Союза представляются документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования, в соответствии с пунктом 1 ст. 152 ТК ТС. Документы, необходимые для таможенного оформления, могут быть представлены в форме электронных документов. Перечень таможенных органов, имеющих технические возможности для этого, дан в письме Руководителя ФТС № 0106/16376 от 2 мая 2007 г. [10, с. 127—133].
Правила о взимании таможенных сборов за таможенное оформление, как общее условие, регламентированы в ст. 123—136 ФЗ РФ от 19 ноября 2010 г. За таможенное оформление, как правило, взимаются таможенные сборы. Таможенными сборами являются обязательные платежи, взимаемые таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением товаров, хранением товаров. К таможенным сборам относятся: таможенные сборы за совершение действий, связанных с выпуском товаров; таможенные сборы за таможенное сопровождение; таможенные сборы за хранение. Плательщиками таможенных сборов за таможенные операции и таможенных сборов за таможенное сопровождение являются лица, указанные в ст. 114 ФЗ РФ от 19 ноября 2010 г. Плательщиками таможенных сборов за хранение являются лица, поместившие товары на склад временного хранения таможенного органа. Для исчисления сумм таможенных сборов за таможенные операции применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом. Для исчисления сумм таможенных сборов за таможенное сопровождение применяются ставки, действующие на день регистрации транзитной декларации таможенным органом. Для исчисления сумм таможенных
сборов за хранение применяются ставки, действующие в период хранения товаров на складе временного хранения таможенного органа. Таможенные сборы уплачиваются: за таможенные операции — при декларировании товаров, в том числе при подаче в таможенный орган неполной таможенной декларации, периодической таможенной декларации, временной таможенной декларации, полной таможенной декларации; за таможенное сопровождение — при сопровождении транспортных средств, перевозящих товары в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита; за хранение — при хранении товаров на складе временного хранения таможенного органа. Уплата таможенных сборов осуществляется на счет Федерального казначейства в валюте Российской Федерации. Уплата физическими лицами таможенных сборов в отношении товаров для личного пользования может осуществляться непосредственно в кассу таможенного органа. Ставки таможенных сборов за таможенные операции устанавливаются Правительством РФ [11]. Размер таможенных сборов за таможенные операции ограничивается примерной стоимостью услуг таможенных органов и не может превышать сто тысяч рублей. При вывозе из Российской Федерации товаров, не облагаемых вывозными таможенными пошлинами, ставки таможенных сборов за таможенные операции не могут зависеть от стоимости таких товаров. При декларировании товаров с подачей временной таможенной декларации ставки таможенных сборов за таможенные операции не зависят от стоимости таких товаров.
Правила о привлечении к таможенному оформлению заинтересованных лиц, как общее условие, регламентированы в ст. 195 ФЗ РФ от 19 ноября 2010 г. На заинтересованных лиц или их представителей возложена обязанность присутствовать при производстве таможенного оформления в случае, если этого требует таможенный орган.
Правила очередности таможенного оформления, как общее условие, регламентированы в ст. 150 ТК ТС. Все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу с соблюдением положений, установленных таможенным законодательством Таможенного Союза и законодательством государств — членов Таможенного Союза. Товары перемещаются через таможенную границу в порядке, установленном таможенным за-
конодательством Таможенного Союза. Для отдельных категорий товаров, в том числе припасов, товаров для личного пользования, транспортных средств международной перевозки, ТК ТС и международными договорами государств — членов Таможенного Союза могут быть установлены особенности их перемещения через таможенную границу. Товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного Союза и законодательством государств — членов Таможенного Союза. При проведении таможенного контроля таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные таможенным законодательством Таможенного Союза и законодательством государств — членов Таможенного Союза. При ввозе на таможенную территорию Таможенного Союза и вывозе с этой территории товаров, необходимых для ликвидации последствий стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, продукции военного назначения, необходимой для выполнения акций по поддержанию мира либо проведению учений, а также товаров, подвергающихся быстрой порче, живых животных, радиоактивных материалов, взрывчатых веществ, международных почтовых отправлений, экспресс-грузов, гуманитарной и технической помощи, сообщений и материалов для средств массовой информации и других подобных товаров таможенные операции, предшествующие подаче таможенной декларации, совершаются в первоочередном порядке. Ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров в международных почтовых отправлениях осуществляются в соответствии с главой 44 ТК ТС и международными договорами между государствами — членами Таможенного Союза. Таможенные операции в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, совершаются в местах международного почтового обмена либо в иных местах, определенных таможенным органом. Места международного почтового обмена, являющиеся объектами почтовой связи, определяются ФТС РФ, совместно с Министерством связи и массовых коммуникаций РФ. Ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров для личного пользования физическими лицами осуществляются в соответствии с главой 49 ТК ТС и международными
договорами государств — членов Таможенного Союза о перемещении через таможенную границу Таможенного Союза товаров физическими лицами. Правительство РФ вправе устанавливать: дополнительные ограничения для ввоза или вывоза товаров физическими лицами; нормы ввоза товаров для личного пользования, доставляемых перевозчиком в адрес физического лица, без уплаты таможенных пошлин, налогов; нормы ввоза товаров для личного пользования, пересылаемых в международных почтовых отправлениях на таможенную территорию Таможенного Союза в адрес одного получателя, являющегося физическим лицом, без уплаты таможенных пошлин, налогов. Федеральная таможенная служба РФ, и иные таможенные органы обеспечивают доступность информации о правилах перемещения товаров физическими лицами, в том числе путем распространения информационных справок в транспортных и туристических организациях, составленных на русском языке и на иностранных языках, а также путем оборудования информационных стендов в местах совершения таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых физическими лицами. Таможенное декларирование товаров для личного пользования, перемещаемых в несопровождаемом багаже либо доставляемых перевозчиком, может производиться по выбору декларанта таможенному органу, в котором находятся такие товары либо на территории деятельности которого постоянно или временно проживает физическое лицо. Таможенные операции в отношении товаров, которые приняты авиаперевозчиком к перевозке в сопровождаемом багаже с местом отправления на территории Российской Федерации (за пределами таможенной территории Таможенного Союза) в место назначения за пределами таможенной территории Таможенного Союза (на территории Российской Федерации) с промежуточной посадкой в месте убытия с территории Российской Федерации (месте прибытия на территорию Российской Федерации), если место отправления и место убытия (место прибытия и место назначения) расположены на территории Российской Федерации, могут производиться в упрощенном порядке. Порядок применения специальных упрощенных процедур таможенного оформления утвержден приказом Руководителя ФТС РФ № 1877 от 10 сентября 2011 г. [12, с. 109—140].
Изложенное позволяет нам высказать несколько суждений.
Во-первых, таможенное оформление является одной из функций таможенных органов. Правовым обоснованием для включения таможенного оформления в систему функций таможенных органов являются положения, закрепленные в подпунктах 3—5, 27 п. 1 ст. 4, ст. 156-201 ТК ТС, а также в пунктах 1, 3—4 ч. 1 ст. 5, ст. 193-223 ФЗ РФ от 19 ноября 2010 г.
Во-вторых, содержание функции таможенного оформления определяются через ее общие условия.
В-третьих, общие условия таможенного оформления — это самостоятельная правовая категория, которая представляет общие правила организационно-правового характера, определяющие наиболее целесообразные время, место, силы и средства для успешного производства таможенного оформления.
В-четвертых, общие условия таможенного оформления целесообразно представить в виде нескольких классификационных групп: временные границы таможенного оформления; место производства таможенного оформления; документы и сведения, необходимые для таможенного оформления; взимание таможенных сборов за таможенное оформление; привлечение к таможенному оформлению заинтересованных лиц; очередность таможенного оформления.
Литература
1. Халипов С.В. Таможенное право: Учебник для бакалавров. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2013.
2. Бекяшев К.А., Моисеев Е.Г. Таможенное право: Уч-к. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2015.
3. Ступников А.А. О легальности понятия таможенного оформления и его содержания по таможенному законодательству Таможенного союза // Таможенное дело. 2011. № 4. С. 27—31.
4. СЗ РФ. 2010. № 50. Ст. 6615.
5. СЗ РФ. 2010. № 48. Ст. 6252; ...; 2015. № 14. Ст. 2022.
6. Галузо В.Н., Эриашвили Н.Д. О функциональном подходе при определении содержания деятельности таможенных органов в Российской Федерации // Закон и право. 2014. № 12. С. 45—47.
7. Таможенное право: Уч-к для студентов вузов. 6-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Н.Д. Эриашвили. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. С. 68—73, 115—135.
8. Галузо В.Н. Таможенное право: Учебник для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. С. 102—151.
9. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии «Об информационно-справочном перечне пунктов пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза» № 96 от 28 июня 2012 г. (http://www.tsouz.ru/, 03.07.2012).
10. БТИ «Таможенные ведомости». 2007. № 7. С. 127—133.
11. Постановление Правительства РФ «О ставках таможенных сборов за таможенные операции» № 863 от 28 декабря 2004 г. // СЗ РФ. 2005. № 1 (часть II). Ст. 108; ...; 2012. № 51. Ст. 7221.
12. БНА РФ. 2011. № 49. С. 109—140.
References
1. Khalipov S.V Customs law: Textbook for bachelors. 6th ed., Rev. M.: yurayt, 2013.
2. Bekyashev K.A., Moiseev E.G. Customs law: the Textbook. 3-e Izd., Rev. M.: Prospect, 2015.
3. Stupnikov A.A. About the legality of the concept of customs clearance and its contents on the customs legislation of the Customs Union / Customs. 2011. No. 4. S. 27—31.
4. SZ Russian Federation. 2010. No. 50. St. 6615.
5. SZ Russian Federation. 2010. No. 48. St. 6252; ...; 2015. № 14. St. 2022.
6. Galuzo V.N., Eriashvili N.D. On a functional approach in determining the content of activities of customs bodies in the Russian Federation // Law and right. 2014. No. 12. P. 45—47.
7. Customs law: a Textbook for University students. 6th ed., Rev. / N.D. Eriashvili. M.: YUNITI-DANA, 2015. Pp. 68—73, 115—135.
8. Galuzo V.N. Customs law: a Textbook for University students. M.: YUNITI-DANA, 2016. P. 102—151.
9. The decision of the Board of the Eurasian economic Commission «On the reference list of checkpoints across the customs border of the Eurasian economic Union», No. 96, dated June 28, 2012 (http:// www.tsouz.ru/, 03.07.2012).
10. BTI «Customs Bulletin». 2007. No. 7. P. 127—133.
11. The RF Government decree «On rates of customs fees for customs operations» No. 863 of 28 December 2004 // Sz the Russian Federation. 2005. No. 1 (part II). St. 108; ...; 2012. № 51. St. 7221.
12. The SUA of the Russian Federation. 2011. No. 49. P. 109—140.