Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ'

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
20
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ / PUBLIC FINANCES / БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА / BUDGET POLICY / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / STRATEGIC PLANNING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тищенко Татьяна

По данным Федерального казначейства, за январь-март 2013 г. доходы федерального бюджета сократились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 2.1 п.п. ВВП – как за счет снижения нефтегазовых доходов на 1.8 п.п. ВВП, так и ненефтегазовых доходов на 0.3 п.п. ВВП. Несмотря на сокращение расходов федерального бюджета за первый квартал текущего года относительно соответствующего периода предыдущего на 2.0 п.п. ВВП, дефицит федерального бюджета достиг предельного уровня, установленного бюджетным правилом, в 1.0% ВВП. Существенное влияние на устойчивость бюджетной системы Российской Федерации по-прежнему оказывают внешние конъюнктурные факторы, в то же время возрастает значимость внутренних макроэкономических факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The State Budget

According to the RF Federal Treasury, over the course of the January through March 2013 period, revenues of the federal budget shrank by 2.1 p.p. of GDP on the corresponding period of 2012. This fall in revenues was caused by the federal budget’s oil and gas revenues dropping by 1.8 p.p. of GDP, and by its non-oil and gas revenues contracting by 0.3 p.p. of GDP. Although federal budget expenditure declined by 2.0 p.p. of GDP over the course of Q1 2013 in comparison to Q1 2012, the federal budget deficit climbed to its ceiling, set by the current Budget Rules at 1.0% of GDP. While the fiscal sustainability of the Russian Federation’s budgetary system continues to be heavily dependent on external market conditions, the significance of domestic macroeconomic factors is clearly on the rise.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ»

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ

Татьяна ТИЩЕНКО,

старший научный сотрудник Центра макроэкономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; старший научный сотрудник лаборатории бюджетной политики Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара, канд. экон. наук.

Окончила Уральский политехнический университет (г. Екатеринбург). Тел.: +7 (499) 502-95-08, e-mail: tishenko@iep.ru

По данным Федерального казначейства, за январь-март 2013 г. доходы федерального бюджета сократились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 2.1 п.п. ВВП — как за счет снижения нефтегазовых доходов на 1.8 п.п. ВВП, так и ненефтегазовых доходов на 0.3 п.п. ВВП. Несмотря на сокращение расходов федерального бюджета за первый квартал текущего года относительно соответствующего периода предыдущего на 2.0 п.п. ВВП, дефицит федерального бюджета достиг предельного уровня, установленного бюджетным правилом, в 1.0% ВВП. Существенное влияние на устойчивость бюджетной системы Российской Федерации по-прежнему оказывают внешние конъюнктурные факторы, в то же время возрастает значимость внутренних макроэкономических факторов.

Ключевые слова: государственные финансы, бюджетная политика, стратегическое планирование.

Анализ основных параметров исполнения федерального бюджета за первый квартал 2013 г.

За первый квартал 2013 г. доходы федерального бюджета составили 3100.8 млрд. руб., или 20.8% ВВП, что на 2.1 п.п. ВВП ниже, чем за соответствующий период предыдущего года. Объем поступлений нефтегазовых доходов сократился относительно трех первых месяцев 2012 г. на 1.8 п.п. ВВП. Расходы бюджета за январь-март 2013 г. составили 3241.3 млрд. руб. (21.8% ВВП), что на 2.0 п.п. ВВП ниже объема расходов за аналогичный период предыдущего года. По итогам первого квартала 2013 г. дефицит федерального бюджета составил 132.5 млрд. руб. (1.0% ВВП), на 0.1 п.п. ВВП превысив соответствующий показатель первого квартала

2012 г., при этом размер ненефтегазового дефицита увеличился на 1.9 п.п. ВВП - до 11.0% ВВП.

За первый квартал текущего года доходы федерального бюджета по налогу на прибыль остались на уровне января-марта 2012 г. -0.5% ВВП. Поступления по внутреннему и импортному НДС в январе-марте 2013 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года снизились на 0.3 п.п. ВВП по каждому налогу. По внутренним акцизам доходы федерального бюджета за рассматриваемый период снизились относительно аналогичного временного интервала предыдущего года на 0.2 п.п. ВВП, а по акцизам на ввозимые товары остались на уровне первого квартала 2012 г. Доходы федерального бюджета по НДПИ и внешнеэкономической деятельности умень-

Первый квартал 2013 г. Первый квартал 2012 г. Отклонение,

млрд. руб. % ВВП млрд. руб. % ВВП п.п. ВВП

Доходы 3100.8 20.8 2963.6 22.9 -2.1

в том числе нефтегазовые 1503.6 10.1 1544.8 11.9 -1.8

Расходы 3241.3 21.8 3084.7 23.8 -2.0

втом числе:

Процентные расходы 120.5 0.8 111.3 0.8 0.0

Непроцентные расходы 3120.8 21.0 2973.4 23.0 -2.0

Профицит (+)/Дефицит (-) -132.5 -1.0 -121.1 -0.9 -0.1

Ненефтегазовый профицит (+) / дефицит (-) -1644.1 -11.0 -1665.9 -12.9 -1.9

Справочно: оценка ВВП, млрд. руб. 14889 12942

Источник: Минфин России, Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

Основные параметры исполнения

федерального бюджета РФ в первом квартале 2012 и 2013 гг.

Динамика поступлений основных налогов в федеральный бюджет в первом квартале 2012 и 2013 гг.

Первый квартал 2013 г. Первый квартал 2012 г. Отклонение,

млрд. руб. %ВВП млрд. руб. %ВВП п.п. ВВП

1. Поступления налогов

Налог на прибыль организаций 73.4 0.5 66.4 0.5 0.0

НДС на товары, реализуемые на территории РФ 495.1 3.3 464.7 3.6 -0.3

НДС на товары, ввозимые на территорию РФ 357.4 2.4 346.4 2.7 -0.3

Акцизы на товары, производимые на территории РФ 100.7 0.7 70.5 0.5 -0.2

Акцизы на товары, ввозимые на территорию РФ 11.9 0.08 11.6 0.09 -0.0

НДПИ 623.4 4.2 605.0 4.7 -0.5

2. Доходы от внешнеэкономической деятельности 1108.5 7.4 1120.7 8.6 -1.2

Источник: Министерство финансов РФ, Росстат, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

шились относительно января-марта 2012 г. на 0.5 и 1.2 п.п. ВВП соответственно.

В расходной части федерального бюджета можно отметить снижение в первом квартале текущего года относительно января-марта 2012 г. расходов в долях ВВП по 8 разделам из 14, в том числе: «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» - на 0.1 п.п. ВВП, «Жилищно-коммунальное хозяйство»

- на 0.03 п.п. ВВП, «Охрана окружающей среды» - на 0.02 п.п. ВВП, «Культура и кинематография» - на 0.07 п.п. ВВП, «Здравоохранение»

- на 0.5 п.п. ВВП, «Социальная политика» -

на 1.3 п.п. ВВП и «Межбюджетные трансферты»

- на 0.2 п.п. ВВП.

Прирост расходов произошел по двум разделам: «Национальная оборона» - на 0.2 п.п. ВВП и «Национальная экономика» - на 0.3 п.п. ВВП.

По направлениям расходов по разделу «Национальная экономика» прирост в абсолютном выражении в первом квартале текущего года относительно января-марта 2012 г. был зафиксирован по статьям: «Исследование и использование космического пространства» -в 3.4 раза, «Сельское хозяйство и рыболовство» - в 1.5 раза, «Связь и информатика» -в 3.0 раза, «Прикладные научные исследования в области национальной экономики» - в 1.8 раза, «Другие вопросы в области национальной экономики» - в 3.4 раза. В то же время расходы по статье «Транспорт» сократились с 67.4 до 21.3 млрд. руб., т.е. в 3.2 раза, в то время как расходы по статье «Дорожное хозяйство (дорожные фонды)» увеличились незначительно - в 1.2 раза - с 42.4 до 50.9 млрд. руб.

По остальным разделам расходы федерального бюджета за первый квартал 2013 г. в долях

Динамика расходов федерального бюджета Первый квартал 2013 г. Первый квартал 2012 г. Отклонение,

за первый квартал млрд. руб. %ВВП млрд. руб. %ВВП п.п. ВВП

2012 и 2013 гг. Расходы - всего 3241.3 21.8 3084.7 23.8 -2.0

втом числе:

Общегосударственные вопросы 178.6 1.2 151.4 1.2 0.0

Национальная оборона 732.3 4.9 607.5 4.7 0.2

Национальная безопасность и 394.8 2.6 350.6 2.7 -0.1

правоохранительная деятельность

Национальная экономика 335.7 2.2 249.8 1.9 0.3

Жилищно-коммунальное хозяйство 8.4 0.06 11.6 0.09 -0.03

Охрана окружающей среды 5.0 0.03 6.4 0.05 -0.02

Образование 179.1 1.2 206.7 1.6 -0.4

Культура и кинематография 11.6 0.08 20.3 1.5 -0.07

Здравоохранение 142.4 0.9 187.1 1.4 -0.5

Социальная политика 936.5 6.3 986.6 7.6 -1.3

Физическая культура и спорт 12.6 0.08 10.6 0.08 0.0

СМИ 15.5 0.1 15.7 0.1 0.0

Обслуживание государственного долга 120.5 0.8 111.3 0.8 0.0

Межбюджетные трансферты 168.1 1.1 168.8 1.3 -0.2

Источник: Минфин России, Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ

ВВП остались на уровне аналогичного периода предыдущего года.

По данным Минфина России, остатки средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния за март 2013 г. незначительно выросли в связи с изменением курсов валют и составили 2608.69 (+15.8) и 2696.7 млрд. руб. (+14.2 млрд. руб.) соответственно.

Анализ основных параметров исполнения консолидированного бюджета субъектов РФ за январь-февраль 2013 г.

По данным Федерального казначейства, доходы консолидированного бюджета субъектов РФ за январь-февраль 2013 г. составили 907.4 млрд. руб., или 9.5% ВВП, что на 1.4 п.п. ВВП ниже значения за аналогичный период 2012 г.

Расходы консолидированного бюджета субъектов РФ за два первых месяца текущего года сократились относительно аналогичного периода предыдущего на 0.3 п.п. ВВП и составили 9.7% ВВП, или 923.7 млрд. руб. По итогам января-февраля 2013 г. региональные бюджеты исполнены с незначительным дефицитом в размере 16.3 млрд. руб., или 0.2% ВВП, что на 1.1 п.п. ВВП ниже уровня соответствующего периода предыдущего года.

Основное сокращение объема поступлений доходов в консолидированный бюджет субъ-

ектов РФ за рассматриваемый период относительно аналогичного временного интервала 2012 г. произошло по налогу на прибыль -на 0.4 п.п. ВВП, НДФЛ - на 0.2 п.п. ВВП и по безвозмездным поступлениям от других бюджетов бюджетной системы РФ - на 1.0 п.п. ВВП. По статье «Возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет из бюджетов субъектов РФ» объем доходной части региональных бюджетов сократился за январь-февраль 2013 г. на 74.4 млрд. руб., или на 0.8% ВВП, в то время как два первых месяца предыдущего года по этой статье поступило 0.9 млрд. руб., или 0.01% ВВП.

По остальным налоговым и неналоговым доходам консолидированного бюджета субъектов РФ за январь-февраль 2013 г. объем поступлений в процентах ВВП остался на уровне соответствующего периода предыдущего года, кроме поступлений по внутренним акцизам, которые выросли на 0.1 п.п. ВВП.

Расходы консолидированного бюджета субъектов РФ по итогам двух первых месяцев текущего года сократились относительно аналогичного периода 2012 г. по большинству разделов, в том числе по разделам: «Общегосударственные вопросы» - на 0.1 п.п. ВВП, «Национальная экономика» - на 0.6 п.п. ВВП, «Жилищно-коммунальное хозяйство» - на 0.1 п.п. ВВП, «Здравоохранение» - на 0.2 п.п. ВВП,

Январь-февраль 2013 г. Январь-февраль 2012 г. Отклонение,

млрд. руб. %ВВП млрд. руб. %ВВП п.п. ВВП

Доходы 907.4 9.5 874.8 10.9 -1.4

втом числе:

Налог на прибыль организаций 475.4 5.0 432.1 5.4 -0.4

НДФЛ 313.5 3.3 281.6 3.5 -0.2

Акцизы внутренние 74.4 0.8 60.3 0.7 0.1

Налог на совокупный доход 37.9 0.4 31.9 0.4 0.0

Налог на имущество 60.2 0.6 48.7 0.6 0.0

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности 31.5 0.3 28.8 0.3 0.0

Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ 240.2 2.5 283.3 3.5 -1.0

Возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет из бюджетов субъектов РФ -74.4 -0.8 0.9 0.01 -0.8

Расходы 923.7 9.7 801.2 10.0 -0.3

Профицит (+) / Дефицит (-) -16.3 -0.2 73.6 0.9 -1.1

Справочно: оценка ВВП, млрд. руб. 9466 8053

Источник: Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

Основные параметры исполнения консолидированного бюджета субъектов РФ в январе-феврале 2012 и 2013 гг.

Динамика расходов консолидированного бюджета субъектов РФ за январь-февраль 2012 и 2013 гг.

Январь-февраль 2013 г. Январь-февраль 2012 г. Отклонение,

млрд. руб. %ВВП млрд. руб. %ВВП п.п. ВВП

Расходы - всего 923.7 9.7 801.2 1.0 -0.3

втом числе:

Общегосударственные вопросы 58.5 0.6 53.6 0.7 -0.1

Национальная оборона 0.3 0.003 0.2 0.002 0.001

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 8.2 0.09 7.7 0.09 0.0

Национальная экономика 131.4 1.4 67.5 0.8 -0.6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Жилищно-коммунальное хозяйство 63.3 0.7 63.9 0.8 -0.1

Охрана окружающей среды 2.0 0.02 1.9 0.02 0.0

Образование 283.0 3.0 245.9 3.0 0.0

Культура и кинематография 33.4 0.3 27.7 0.3 0.0

Здравоохранение 151.6 1.6 147.0 1.8 -0.2

Социальная политика 163.2 1.7 158.7 2.0 -0.3

Физическая культура и спорт 16.1 0.2 14.1 0.2 0.0

СМИ 3.1 0.03 4.3 0.05 -0.02

Обслуживание государственного и муниципального долга 9.5 0.1 5.7 0.07 0.03

Межбюджетные трансферты 0.2 0.002 3.0 0.03 -0.028

Источник: Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

«Социальная политика» - на 0.3 п.п. ВВП, «СМИ» - на 0.02 п.п. ВВП, «Межбюджетные трансферты» - на 0.028 п.п. ВВП. За январь-февраль 2013 г. увеличились расходы в долях ВВП относительно аналогичного периода предыдущего года по разделам «Обслуживание государственного и муниципального долга» -на 0.03 п.п. ВВП и «Национальная оборона» -на 0.001 п.п. ВВП. В рамках последнего раздела регионами РФ финансируются расходы по трем статьям - «Мобилизационная и вневой-

сковая подготовка», «Мобилизационная подготовка экономики» и «Другие вопросы в области национальной обороны». По остальным разделам расходы бюджетов субъектов РФ в долях ВВП по итогам рассматриваемого периода остались на уровне соответствующего временного интервала 2012 г.

Объем государственного долга субъектов РФ на 01.03.2013 составил 1281.1 млрд. руб., что почти на 8.3 млрд. руб. меньше, чем на начало февраля текущего года. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.