Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ'

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
28
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ / PUBLIC FINANCES / БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА / BUDGET POLICY / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / STRATEGIC PLANNING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тищенко Татьяна

По данным Федерального казначейства, за январь-апрель 2013 г. доходы федерального бюджета сократились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 2.2 п.п. ВВП – как за счет снижения нефтегазовых доходов на 1.7 п.п. ВВП, так и падения ненефтегазовых доходов на 0.5 п.п. ВВП. Доходы консолидированного бюджета субъектов РФ за январь-март 2013 г. также снизились относительно трех первых месяцев 2012 г. на 1.8 п.п. ВВП. В мае текущего года Правительством РФ был направлен в Государственную Думу законопроект о внесении изменений в Закон о федеральном бюджете, предусматривающий перераспределение бюджетных ассигнований в пределах общего объёма расходов федерального бюджета на 2013 г. в размере 171.2 млрд. руб., в том числе около 4.3 млрд. руб. бюджетных средств предлагается дополнительно направить на финансирование мероприятий в рамках Олимпиады-2014 в Сочи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The State Budget

According to the Federal Treasury, in January-April 2013, the federal budget revenues decreased by 2,2 p.p. of GDP versus the same period of the last year due to a decline in oil and gas revenues by 1.7 p.p. of GDP and non-oil revenues decline by 0.5 p.p. of GDP. The consolidated revenues of the RF Subjects in January-March 2013 have also decreased by 1.8 p.p. of GDP as compared with three months of 2012. In May of this year, the RF government has submitted to the State Duma a bill on amendments to the law on the federal budget, providing a relocation of budgetary funds within the total expenditures of the federal budget for 2013 in the amount of Rb 171.2bn, including additional approximately Rb 4.3bn of budgetary funds for the Olympic Games “Sochi-2014”.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ»

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ

Татьяна ТИЩЕНКО,

старший научный сотрудник Центра макроэкономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; старший научный сотрудник лаборатории бюджетной политики Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара, канд. экон. наук.

Окончила Уральский политехнический университет (г. Екатеринбург). Тел.: +7 (499) 502-95-08, e-mail: tishenko@iep.ru

По данным Федерального казначейства, за январь-апрель 2013 г. доходы федерального бюджета сократились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 2.2 п.п. ВВП — как за счет снижения нефтегазовых доходов на 1.7 п.п. ВВП, так и падения ненефтегазовых доходов на 0.5 п.п. ВВП. Доходы консолидированного бюджета субъектов РФ за январь-март 2013 г также снизились относительно трех первых месяцев 2012 г. на 1.8 п.п. ВВП.

В мае текущего года Правительством РФ был направлен в Государственную Думу законопроект о внесении изменений в Закон о федеральном бюджете, предусматривающий перераспределение бюджетных ассигнований в пределах общего объёма расходов федерального бюджета на 2013 г в размере 171.2 млрд. руб., в том числе около 4.3 млрд. руб. бюджетных средств предлагается дополнительно направить на финансирование мероприятий в рамках 0лимпиады-2014 в Сочи.

Ключевые слова: государственные финансы, бюджетная политика, стратегическое планирование.

Анализ основных параметров исполнения федерального бюджета за январь-апрель 2013 г.

За январь-апрель 2013 г. доходы федерального бюджета составили 4223.4 млрд. руб., или 20.9% ВВП, что на 2.2 п.п. ВВП ниже соответствующего показателя предыдущего года. Нефтегазовые доходы сократились относительно первых четырех месяцев 2012 г. на 1.7 п.п. ВВП. Расходы бюджета за январь-апрель 2013 г. составили 4298.2 млрд. руб. (21.2% ВВП), что на 2.3 п.п. ВВП ниже расходов за аналогичный период предыдущего года.

По итогам первых четырех месяцев 2013 г. федеральный бюджет исполнен с дефицитом

в 74.8 млрд. руб. (-0.4% ВВП), что соответствует объему дефицита в долях ВВП за январь-апрель предыдущего года. Ненефтегазовый дефицит сократился относительно уровня соответствующего периода 2012 г. на 1.6 п.п. ВВП (10.7% ВВП).

За первые четыре месяца текущего года поступления в доходную часть федерального бюджета по налогу на прибыль остались на уровне соответствующего периода 2012 г. -0.5% ВВП. Поступления по внутреннему НДС в рассматриваемый период снизились по сравнению с аналогичным временным интервалом предыдущего года как в абсолютном, так и в относительном выражении (на 22.4 млрд. руб.

Основные параметры исполнения

федерального бюджета РФ в январе-апреле 2012 и 2013 гг.

Январь-апрель 2013 г. Январь-апрель 2012 г. Отклонение,

млрд. руб. %ввп млрд. руб. с. й ВВП п.п. ВВП

Доходы 4223.4 20.9 4065.7 23.1 -2.2

в том числе нефтегазовые 2087.6 10.3 2104.8 12.0 -1.7

Расходы 4298.2 21.2 4129.2 23.5 -2.3

в том числе:

Процентные расходы 140.5 0.7 122.7 0.7 0.0

Непроцентные расходы 4157.7 20.5 4006.5 22.8 -2.3

Профицит (+) / Дефицит (-) -74.8 -0.4 -63.5 -0.4 0.0

Ненефтегазовый профицит (+) / дефицит (-) -2162.4 -10.7 -2168.3 -12.3 1.6

Справочно: оценка ВВП, млрд. руб. 20220 17577

Источник: Минфин России, Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

Январь-апрель 2013 г. Январь-апрель 2012 г. Отклонение,

млрд. руб. %ВВП млрд. руб. %ВВП п.п. ВВП

1. Поступления налогов

Налог на прибыль организаций 112.2 0.5 99.6 0.5 0.0

НДС на товары, реализуемые на территории РФ 636.7 3.1 659.1 3.7 -0.6

НДС на товары, ввозимые на территорию РФ 520.1 2.5 471.2 2.7 -0.2

Акцизы на товары, производимые на территории РФ 136.1 0.7 96.2 0.5 0.2

Акцизы на товары, ввозимые на территорию РФ 17.4 0.09 15.7 0.08 0.01

НДПИ 832.2 4.1 828.7 4.7 -0.6

2. Доходы от внешнеэкономической деятельности 1592.8 7.9 1544.0 8.8 -0.9

Источник: Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

Динамика поступлений основных налогов в федеральный бюджет в январе-апреле 2012 и 2013 гг.

и на 0.6 п.п. ВВП). При этом поступления в доходную часть федерального бюджета по внутреннему НДС в долях ВВП снижаются уже в течение трех месяцев. Так, по итогам февраля и марта текущего года по данному налогу объем поступлений сократился относительно аналогичных периодов прошлого года на 0.3 п.п. ВВП. Поступления по импортному НДС в январе-апреле 2013 г. сократились по сравнению с соответствующим периодом 2012 г на 0.2 п.п. ВВП.

По внутренним и импортным акцизам доходы федерального бюджета за первые четыре месяца 2013 г. выросли относительно января-апреля 2012 г. на 0.2 и 0.01 п.п. ВВП соответственно. Поступления в доходную часть федерального бюджета по НДПИ и от внешнеэкономической деятельности уменьшились за исследуемый период по сравнению с январем-апре-

лем 2012 г. на 0.6 и 0.9 п.п. ВВП соответственно.

Прирост расходов федерального бюджета за первые четыре месяца текущего года относительно января-апреля 2012 г. в долях ВВП был зафиксирован только по разделу «Национальная оборона» - на 0.1 п.п. ВВП. По остальным разделам расходы федерального бюджета относительно ВВП за этот период остались на уровне января-апреля 2012 г.

Кассовое исполнение федерального бюджета по расходам по итогам января-апреля 2013 г. составило 32.0% от годовых объемов, при этом по разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство» освоено 7.1% от годовых назначений, «Культура и кинематография» - 22.3%, «Национальная экономика» - 25.4%, в том числе по статьям «Водное хозяйство» и «Дорожное хозяйство» освоено только 12.6 и 14.1% средств федерального бюджета соответственно.

Январь-апрель 2013 г. Январь-апрель 2012 г. Отклонение,

млрд. руб. %ВВП млрд. руб. %ВВП п.п. ВВП

Расходы - всего 4298.2 21.2 4129.2 23.5 -2.3

в том числе:

Общегосударственные вопросы 252.9 1.2 218.8 1.2 0.0

Национальная оборона

901.9

4.5

777.9

4.4

0.1

Динамика расходов федерального бюджета за январь-апрель 2012 и 2013 гг.

Национальная безопасность и 552.6 2.7 474.9 2.7 0.0

правоохранительная деятельность

Национальная экономика 461.2 2.3 426.0 2.4 -0.1

Жилищно-коммунальное хозяйство 10.7 0.05 16.0 0.09 -0.04

Охрана окружающей среды 9.1 0.04 8.1 0.05 -0.01

Образование 268.5 1.3 260.0 1.5 -0.2

Культура и кинематография 21.7 0.1 27.7 0.1 0.0

Здравоохранение 191.6 0.9 216.9 1.2 -0.3

Социальная политика 1226.9 6.0 1320.8 7.5 -1.5

Физическая культура и спорт 16.4 0.08 15.4 0.08 0.0

СМИ 30.6 0.1 27.7 0.1 0.0

Обслуживание государственного долга 140.5 0.7 122.7 0.7 0.0

Межбюджетные трансферты 213.3 1.0 216.3 1.2 -0.2

Источник: Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

^ББ!А\ ЕС01\ЮМ!С 0ЕУЕ1_ОРМЕ\ТБ • УОШМЕ 20 • № 6 • Л1\Е-Л11_У 2013 23

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ

Основные параметры исполнения консолидированного бюджета субъектов РФ в первом квартале 2012 и 2013 гг.

Проблема использования средств дорожных фондов субъектами РФ прозвучала в ходе «Прямой линии» Президента России1. В частности, В. Путин заявил, что губернаторы неоднократно обращались в правительство с просьбой разрешить им переориентировать бюджетные средства, предусмотренные для дорожного строительства, на другие цели в связи с нехваткой мощностей для реализации проектов в дорожном строительстве, однако глава государства отметил, что средства дорожных фондов должны быть целиком направлены на развитие транспортной сети. Тем не менее Правительству Российской Федерации поручено2 до 1 сентября 2013 г. внести изменения в российское законодательство, предусматривающие возможность использования средств региональных и муниципальных дорожных фондов для дорог общего пользования, соединяющих населенные пункты и участки освоения лесов и переработки древесины с дорогами общего пользования.

Подобные решения вызывают опасения, касающиеся целесообразности направления бюджетных средств в условиях недостатка технических мощностей не на дороги общего пользования, а исключительно в интересах лесопромышленников, а также возможности использования коррупционных схем, при которых дороги будут строить в направлении коттеджных поселков местной элиты. Ситуация с дорожными фондами показывает, что проблемы отраслевого развития вызваны не только

недостатком бюджетного финансирования, но и организационно-техническими факторами.

Объем средств Резервного фонда по состоянию на 01.05.2013 составил 2652.9 млрд. руб. (+44.35 млрд. руб. за апрель 2013 г.), Фонда национального благосостояния - 2727.8 млрд. руб. (+31.3 млрд. руб. за апрель 2013 г.).

Анализ основных параметров исполнения консолидированного бюджета субъектов РФ за первый квартал 2013 г.

По данным Федерального казначейства, доходы консолидированного бюджета субъектов РФ за первый квартал 2013 г. составили 1736.8 млрд. руб., или 11.6% ВВП, что на 1.8 п.п. ВВП ниже их значения за аналогичный период 2012 г.

Расходы консолидированного бюджета субъектов РФ за январь-март текущего года сократились относительно аналогичного периода предыдущего на 0.8 п.п. ВВП и составили 10.4% ВВП, или 1543.0 млрд. руб. По итогам первого квартала 2013 г. бюджеты субъектов РФ исполнены с профицитом в размере 193.8 млрд. руб., или 1.3% ВВП, что на 0.9 п.п. ВВП ниже уровня соответствующего периода предыдущего года.

Сокращение доходов консолидированного бюджета субъектов РФ за рассматриваемый период по сравнению с аналогичным временным интервалом 2012 г. произошло по налогу на прибыль - на 0.7 п.п. ВВП, по НДФЛ - на 0.1 п.п. ВВП, по налогу на имущество - на 0.1 п.п.

Первый квартал 2013 г. Первый квартал 2012 г. Отклонение,

млрд. руб. %ввп млрд. руб. %ВВП п.п. ВВП

Доходы 1736.8 11.6 1736.0 13,4 -1,8

втом числе:

Налог на прибыль организаций 474.7 3.2 502.4 3.9 -0.7

НДФЛ 506.8 3.4 457.7 3.5 -0.1

Акцизы внутренние 109.1 0.7 95.8 0.7 0.0

Налог на совокупный доход 66.5 0.4 57.8 0.4 0.0

Налог на имущество 127.3 0.8 121.7 0.9 -0.1

Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ 383.5 2.6 425.6 3.3 -0.7

Расходы 1543.0 10.4 1449.2 11.2 -0.8

Профицит (+) / Дефицит (-) 193.8 1.3 286.8 2.2 0.9

Справочно: оценка ВВП, млрд. руб. 14889 12942

Источник: Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

1 http://kremlin.ru

2 http://kremlin.ru/assignments

Первый квартал 2013 г. Первый квартал 2012 г. Отклонение,

млрд. руб. %ВВП млрд. руб. %ВВП п.п. ВВП

Расходы - всего 1543.0 10.4 1449.2 11.2 -0.8

в том числе:

Общегосударственные вопросы 98.5 0.7 93.1 0.7 0.0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Национальная оборона 0.6 0.004 0.5 0.004 0.0

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 14.6 0.1 14.8 0.1 0.0

Национальная экономика 223.4 1.5 231.5 1.8 -0.3

Жилищно-коммунальное хозяйство 111.4 0.7 116.2 0.9 -0.2

Охрана окружающей среды 3.6 0.02 3.2 0.02 0.0

Образование 475.5 3.2 386.8 3.0 0.2

Культура и кинематография 51.5 0.3 46.0 0.3 0.0

Здравоохранение 240.8 1.6 240.9 1.9 -0.3

Социальная политика 271.3 1.8 266.9 2.1 -0.3

Физическая культура и спорт 26.6 0.2 24.4 0.2 0.0

СМИ 8.0 0.05 7.0 0.05 0.0

Обслуживание государственного и муниципального долга 16.7 0.1 13.3 0.1 0.0

Межбюджетные трансферты 0.5 0.003 4.3 0.03 -0.027

Динамика расходов консолидированного бюджета субъектов РФ за первый квартал 2012 и 2013 гг.

Источник: Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

ВВП и по безвозмездным поступлениям от других бюджетов бюджетной системы РФ -на 0.7 п.п. ВВП.

Поступления в доходную часть консолидированного бюджета субъектов РФ по внутренним акцизам и по налогу на совокупный доход за январь-март 2013 г. в долях ВВП остались на уровне соответствующего периода 2012 г.

Расходы региональных бюджетов по итогам первого квартала текущего года сократились относительно аналогичного периода 2012 г. по большинству разделов: в том числе: «Национальная экономика»,«Здравоохранение» и «Социальная политика» - на 0.3 п.п. ВВП по каждому, «Жилищно-коммунальное хозяйст-

во» - на 0.2 п.п. ВВП, «Межбюджетные трансферты» - на 0.027 п.п. ВВП. За исследуемый период выросли расходы в долях ВВП относительно трех первых месяцев предыдущего года по разделу «Образование» - на 0.2 п.п. ВВП. По остальным разделам расходы бюджетов субъектов РФ в долях ВВП остались на уровне соответствующего периода 2012 г.

Таким образом, динамика доходной части федерального бюджета и консолидированного бюджета субъектов РФ демонстрирует тенденцию к сокращению поступлений по основным налоговым и неналоговым доходам. Но и расходы сокращаются, т.е. дефицит меняется незначительно. ■

RUSSIAN ECONOMIC DEVELOPMENTS • VOLUME 20 • № 6 • JUNE-JULY 2013 25

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.