Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ'

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
27
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ / PUBLIC FINANCES / БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА / BUDGET POLICY / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / STRATEGIC PLANNING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тищенко Татьяна

По данным Федерального казначейства, доходы федерального бюджета за январь-февраль 2013 г. составили 1980.0 млрд. руб., относительно соответствующего периода 2012 г. они снизились на 2.3 п.п. ВВП. Сокращение поступлений в федеральный бюджет в долях ВВП по итогам января-февраля текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого отмечается и по НДС, НДПИ и по доходам от внешнеэкономической деятельности. Расходы федерального бюджета за январь-февраль 2013 г. составили 2239.5 млрд. руб., что на 2.0 п.п. ВВП ниже по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Дефицит бюджета составил 2.7% ВВП, на 0.3 п.п. ВВП превысив уровень соответствующего периода 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The State Budget

According to the data of the Federal Treasury, in January-February 2013 revenues to the Federal Budget amounted to Rb 1,980.0bn (as compared to the respective period of 2012 they decreased by 2.3 p.p. of GDP). Reduction of revenues to the federal budget in shares of GDP has been observed on the basis of the results of January-February 2013 as compared to the respective period of the previous year and in respect of the VAT, severance tax and proceeds from foreign economic activities. In January-February 2013, budget expenditures amounted to Rb 2,239.5bn which is 2.0 p.p. of GDP lower as compared to the same period of the previous year, while the budget deficit amounted 2.7% of GDP which figure is 0.3 p.p. of GDP higher than the level of the respective period of 2012.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ»

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ

Татьяна ТИЩЕНКО,

старший научный сотрудник Центра макроэкономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; старший научный сотрудник лаборатории бюджетной политики Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара, канд. экон. наук.

Окончила Уральский политехнический университет (г. Екатеринбург). Тел.: +7 (499) 502-95-08, e-mail: tishenko@iep.ru

По данным Федерального казначейства, доходы федерального бюджета за январь-февраль 2013 г. составили 1980.0 млрд. руб., относительно соответствующего периода 2012 г они снизились на 2.3 п.п. ВВП. Сокращение поступлений в федеральный бюджет в долях ВВП по итогам января-февраля текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого отмечается и по НДС, НДПИ и по доходам от внешнеэкономической деятельности. Расходы федерального бюджета за январь-февраль 2013 г составили 2239.5 млрд. руб., что на 2.0 п.п. ВВП ниже по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Дефицит бюджета составил 2.7% ВВП, на 0.3 п.п. ВВП превысив уровень соответствующего периода 2012 г.

Ключевые слова: государственные финансы, бюджетная политика, стратегическое планирование.

Анализ основных параметров исполнения федерального бюджета за январь-февраль 2013 г.

По данным Минфина России, доходы федерального бюджета за январь-февраль 2013 г. составили 1980.0 млрд. руб., снизившись относительно соответствующего периода 2012 г. на 2.3 п.п. ВВП, в том числе по нефтегазовым доходам сокращение составило также 2.3 п.п. ВВП. Сокращение поступлений в федеральный бюджет в долях ВВП по итогам января-февраля текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого было зафиксировано и по НДС, НДПИ и по доходам от внешнеэкономической деятельности. Подобная тенденция, начало которой было положено еще в конце

третьего квартала 2012 г. и усилившаяся по итогам двух первых месяцев текущего года, не может не вызывать опасений с учетом необходимости удержания дефицита бюджета на уровне, заложенном в Законе о федеральном бюджете на 2013 г. в размере 0.8% ВВП. По оценкам Минфина России, недобор доходов в федеральный бюджет в 2013 г. составит от 80 до 130 млрд. руб.1 в зависимости от объемов импорта, средневзвешенной ставки импортной пошлины и обменного курса рубля.

Дополнительные риски для удержания уровня дефицита федерального бюджета-2013 на указанном уровне связаны с тем, что его основные параметры были сформированы в рамках жестких требований к уровню расхо-

Основные параметры исполнения

федерального бюджета РФ в январе-феврале 2012 и 2013 гг.

Январь-февраль 2013 г. Январь-февраль 2012 г. Отклонение,

млрд. руб. %ввп млрд. руб. %ввп п.п. ВВП

Доходы 1980.0 20.9 1866.0 23.2 -2.3

в том числе нефтегазовые 976.7 10.3 1015.8 12.6 -2.3

Расходы 2239.5 23.6 2065.6 25.6 -2.0

в том числе:

Процентные расходы 66.8 0.7 62.6 0.7 0.0

Непроцентные расходы 2172.7 22.9 2003.0 24.9 -2.0

Профицит (+) / Дефицит (-) -259.5 -2.7 -199.6 -2.4 -0.3

Ненефтегазовый профицит (+) / дефицит (-) 1236.2 -13.0 -1215.4 -15.1 +2.1

Справочно: оценка ВВП, млрд. руб. 9466 8053

Источник: Минфин России, Федеральное казначейство.

http://www1.minfin.ru/ru/press/speech/index.php?id4=18858

28

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ • ТОМ 20 • № 4 • АПРЕЛЬ-МАИ 2013

Январь-февраль 2013 г. Январь-февраль 2012 г. Отклонение,

млрд. руб. %ВВП млрд. руб. %ВВП п.п. ВВП

1. Поступления налогов

Налог на прибыль организаций 31.9 0.3 23.7 0.3 0.0

НДС на товары, реализуемые на территории РФ 250.0 2.6 241.0 2.9 -0.3

НДС на товары, ввозимые на территорию РФ 223.3 2.3 212.3 2.6 -0.3

Акцизы на товары, производимые на территории РФ 75.2 0.8 50.0 0.6 0.2

Акцизы на товары, ввозимые на территорию РФ 7.0 0.07 7.1 0.08 -0.01

НДПИ 422.9 4.5 399.0 4.9 -0.4

2. Доходы от внешнеэкономической деятельности 720.6 7.6 704.6 8.7 -1.1

Динамика поступлений основных налогов в федеральный бюджет в январе-феврале 2012 и 2013 гг.

Источник: Федеральное казначейство.

дов и при условии отказа от принятия новых расходных обязательств, не подкрепленных дополнительными доходами. Между тем только на выполнение указа Президента РФ относительно мер по защите детей-сирот должно быть выделено дополнительно около 40 млрд. руб. Кроме того, есть еще ряд направлений, по которым нужно увеличить расходы, а источники получения дополнительных доходов пока неясны.

Тем не менее Минфин России еще не предполагает вносить изменения в основные параметры федерального бюджета на 2013 г., а для снижения рисков устойчивости бюджетной системы будет проведена оптимизация расходов в рамках утвержденных объемов.

Расходы бюджета за январь-февраль 2013 г. также сократились - до 23.6% ВВП (до 2239.5 млрд. руб.), что на 2.0 п.п. ВВП ниже по срав-

нению с аналогичным периодом прошлого года.

По итогам двух первых месяцев 2013 г. федеральный бюджет исполнен с дефицитом в 2.7% ВВП, что на 0.3 п.п. ВВП выше уровня соответствующего периода 2012 г. Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета сократился на 2.1 п.п. ВВП и составил 13.0% ВВП.

Основное сокращение поступлений в федеральный бюджет за январь-февраль 2013 г. относительно аналогичного периода прошлого года произошло по доходам от внешнеэкономической деятельности - на 1.1 п.п. ВВП. Также в долях ВВП снизились доходы федерального бюджета по НДПИ - на 0.4 п.п. ВВП, по внутреннему и внешнему НДС - на 0.3 п.п. ВВП по каждому и по внешним акцизам - на 0.01 п.п. ВВП. Прирост доходов за январь-февраль 2013 г. относительно двух первых месяцев 2012 г.

Январь-февраль 2013 г. Январь-февраль 2012 г. Отклонение,

млрд. руб. %ВВП млрд. руб. %ВВП п.п. ВВП

Расходы - всего 2239.5 23.6 2065.6 25.6 -2.0

втом числе:

Общегосударственные вопросы 131.2 1.4 82.5 1.0 0.4

Национальная оборона 566.3 6.0 450.3 5.6 0.4

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 242.6 2.5 214.5 2.6 -0.1

Национальная экономика 160.8 1.7 126.2 1.5 0.2

Жилищно-коммунальное хозяйство 3.1 0.04 4.0 0.05 -0.01

Охрана окружающей среды 4.6 0.05 4.1 0.05 0.0

Образование 98.0 1.0 99.9 1.2 -0.2

Культура и кинематография 10.6 0.1 14.7 0.2 -0.1

Здравоохранение 96.8 1.0 151.0 1.9 -0.9

Социальная политика 716.1 7.6 728.8 9.0 -2.4

Физическая культура и спорт 7.3 0.08 5.9 0.07 0.01

СМИ 15.0 0.1 11.4 0.1 0.0

Обслуживание государственного долга 66.8 0.7 62.6 0.7 0.0

Межбюджетные трансферты 119.8 1.2 109.6 1.3 -0.1

Источник: Минфин России, Федеральное казначейство.

Динамика расходов федерального бюджета за январь-февраль 2012 и 2013 гг.

^ББ!А\ ЕС01\ЮМ!С 0ЕУЕ1_ОРМЕ\ТБ • УОШМЕ 20 • № 4

• АРШ1_-МАУ 2013 29

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ

наблюдался по внутренним акцизам - на 0.2 п.п. ВВП. Поступления по налогу на прибыль остались на уровне соответствующего периода прошлого года - 0.3% ВВП.

По итогам двух первых месяцев текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого выросли расходы в долях ВВП по разделам: «Общегосударственные вопросы» и «Национальная оборона» - на 0.4 п.п. ВВП по каждому, «Национальная экономика» -на 0.2 п.п. ВВП, «Физическая культура и спорт»

- на 0.01 п.п. В то же время по большинству разделов федерального бюджета расходы за рассматриваемый период сократились, в том числе по разделам: «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» -на 0.1 п.п. ВВП, «Жилищно-коммунальное хозяйство» - на 0.01 п.п. ВВП, «Образование» -на 0.2 п.п. ВВП, «Культура и кинематография»

- на 0.1 п.п. ВВП, «Здравоохранение» - на 0.9 п.п. ВВП, «Социальная политика» - на 2.4 п.п. ВВП, «Межбюджетные трансферты» - на 0.1 п.п. ВВП. По остальным разделам расходы федерального бюджета за январь-февраль 2013 г. в долях ВВП остались на уровне января-февраля 2012 г.

В феврале 2013 г. нефтегазовые доходы в Резервный фонд не направлялись, а весь объем перечисленных по итогам прошедшего года нефтегазовых доходов в размере 713.5 млрд. руб. был направлен на покупку иностранной валюты. Операций по счетам Фонда национального благосостояния в феврале 2013 г. не проводилось.

Объем государственного внешнего долга на конец февраля текущего года составил 50.6

млрд. долл. (сокращение за месяц на 0.13 млрд. долл.), объем государственного внутреннего долга - 3932.3 млрд. руб. (сокращение за месяц на 53.3 млрд. руб.).

Анализ основных параметров исполнения консолидированного бюджета субъектов РФ за январь 2013 г.

По данным Федерального казначейства, доходы консолидированного бюджета субъектов РФ за январь 2013 г. составили 9.7% ВВП, что на 0.6 п.п. ВВП ниже их значения за аналогичный период 2012 г. Значительное сокращение поступлений в региональные бюджеты за первый месяц текущего года (на 1.3 п.п. ВВП относительно января 2012 г.) было зафиксировано по безвозмездным поступлениям от других бюджетов бюджетной системы РФ. В то же время в январе 2013 г. существенно выросли по сравнению с январем прошлого года доходы по налогу на прибыль - на 0.5 п.п. ВВП и на 0.1 п.п. увеличились доходы по налогу на имущество.

Рост поступлений по налогу на прибыль может быть связан с перечислением задержанных поступлений в региональные бюджеты по авансовым платежам за декабрь 2012 г.

Расходы консолидированного бюджета субъектов РФ за январь текущего года составили 7.9% ВВП, на 0.7 п.п. ВВП превысив уровень января 2012 г. В разрезе разделов расходы бюджетов субъектов РФ выросли за первый месяц 2013 г. относительно января прошлого года по разделам: «Образование» - на 0.4 п.п. ВВП, «Национальная экономика» - на 0.3 п.п.

Основные параметры исполнения консолидированного бюджета субъектов РФ в январе 2012 и 2013 гг.

Январь 2013 г. Январь 2012 г. Отклонение,

млрд. руб. ' 36ВВП млрд. руб. ' %ВВП п.п. ВВП

Доходы 439.8 9.7 395.5 10.3 -0.6

в том числе:

Налог на прибыль 95.7 2.1 62.2 1.6 0.5

НДФЛ 126.2 2.8 106.2 2.8 0.0

Внутренние акцизы 41.2 0.9 33.3 0.9 0.0

Налог на совокупный доход 26.1 0.6 21.4 0.6 0.0

Налог на имущество 27.2 0.6 19.0 0.5 0.1

Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ 147.4 3.2 171.0 4.5 -1.3

Расходы 357.3 7.9 275.6 7.2 0.7

Профицит (+) / Дефицит (-) 82.5 1.8 119.9 3.1 -1.3

Справочно: оценка ВВП, млрд. руб. 4533 3833

Источник: Федеральное казначейство.

30 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ • ТОМ 20 • № 4 • АПРЕЛЬ-МАЙ 2013

Январь 2013 г. Январь 2012 г. Отклонение,

млрд. руб %ВВП млрд. руб. %ВВП п.п. ВВП

Расходы - всего 357.3 7.9 275.6 7.2 0.7

втом числе:

Общегосударственные вопросы 20.5 0.4 16.6 0.5 -0.1

Национальная оборона 0.05 <0.01 0.03 <0.01 0.0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 2.5 0.05 2.9 0.07 -0.02

Национальная экономика 36.0 0.8 18.9 0.5 0.3

Жилищно-коммунальное хозяйство 20.0 0.4 18.1 0.5 -0.1

Охрана окружающей среды 0.6 0.01 0.3 <0.01 0.01

Образование 120.0 2.6 84.3 2.2 0.4

Культура и кинематография 16.4 0.4 9.4 0.3 0.1

Здравоохранение 66.7 1.5 57.3 1.5 0.0

Социальная политика 63.4 1.4 57.1 1.5 -0.1

Физическая культура и спорт 5.5 0.1 4.9 0.2 -0.1

СМИ 0.9 0.02 1.6 0.04 -0.02

Обслуживание государственного и муниципального долга 4.4 0.1 2.8 0.07 0.03

Межбюджетные трансферты 0.2 <0.01 1.9 0.05 -0.05

Источник: Федеральное казначейство.

ВВП, «Культура и кинематография» - на 0.1 п.п. ВВП, «Охрана окружающей среды» - на 0.01 п.п. ВВП.

Сокращение расходов региональных бюджетов в долях ВВП в январе 2013 г. относительно января прошлого года произошло по разделам: «Межбюджетные трансферты» - на 0.05 п.п. ВВП, «Общегосударственные вопросы», «Жилищно-коммунальное хозяйство», «Социальная политика» и «Физическая культура и спорт» - на 0.1 п.п. ВВП по каждому, «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» и «СМИ» - на 0.02 п.п. ВВП по каждому, «Обслуживание государственного долга» - на 0.03 п.п. ВВП.

По итогам первого месяца текущего года консолидированный бюджет субъектов РФ

исполнен с профицитом в размере 82.5 млрд. руб. (1.8% ВВП), что на 1.3 п.п. ВВП ниже уровня января прошлого года. Государственный долг субъектов РФ за январь 2013 г. составил 1289.4 млрд. руб., на 127.3 млрд. руб. снизившись относительно января 2012 г.

В целом состояние национальной бюджетной системы на сегодняшний день можно оценить как неустойчивое равновесие, при котором значимым фактором сбалансированности бюджетной системы страны будут, скорее всего, не столько внешние факторы, сколько своевременные и согласованные действия Правительства России, Минфина России и ЦБ РФ, направленные на снижение негативных последствий внешних и внутренних шоков. ■

Динамика расходов консолидированного бюджета субъектов РФ за январь 2012 и 2013 гг.

^ББ!А\ ЕС0\0М!С ЭЕУЕ1_0РМЕ\ТБ • УОШМЕ 20 • № 4

• АРШ1_-МАУ 2013 31

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.