Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ'

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
24
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ / PUBLIC FINANCES / БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА / BUDGET POLICY / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / STRATEGIC PLANNING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тищенко Татьяна

По данным Федерального казначейства, по итогам первых семи месяцев текущего года доходы федерального бюджета сократились по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. на 2.2 п.п. ВВП. В качестве позитивного факта можно отметить то, что снижение доходов федерального бюджета в долях ВВП на протяжении последних пяти месяцев 2013 г. относительно соответствующих периодов предыдущего года не ускоряется и сохраняется на уровне 2.1–2.2 п.п. ВВП. В то же время ситуация с наполнением доходной части консолидированного бюджета субъектов РФ осложняется: если по итогам первого квартала 2013 г. объем доходов снизился относительно января–марта 2012 г. на 1.8 п.п. ВВП, то по итогам января-июня текущего года сокращение относительно аналогичного периода предыдущего достигло 2.1 п.п. ВВП. Таким образом, среднесрочные риски устойчивости российской бюджетной системы связаны со сбалансированностью консолидированного бюджета субъектов РФ и способностью регионов финансировать принятые обязательства без привлечения дополнительных средств из федерального бюджета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The State Budget

Federal budget revenues saw a contraction of 2.2 p.p. of GDP on a year-on-year basis at the end of the seventh month in 2013, according to the data provided by the Federal Treasury. There is a positive fact which is worth noting: over the last five months in 2013, federal budget revenues in percentage of GDP have seen accelerated decline against the previous year and remained at 2.1 – 2.2 p.p. of GDP. However, the situation with generation of consolidated budget revenues of the constituent territories of the Russian Federation has aggravated: at the end of the first trimester in 2013 revenues contracted by 1.8 p.p. of GDP against January–March in the previous year, whereas at the end of the period of January thru June in 2013 revenues reduced by 2.1 p.p. of GDP against H1 2012. Therefore, mid-term risks of sustainability of the Russian budget system depend on whether the consolidated budget of the constituent territories of the Russian Federation is balanced or not, as well as the regions’ ability to finance assumed obligations without having to draw extra funds from the federal budget.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ»

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ

Татьяна ТИЩЕНКО,

старший научный сотрудник Центра макроэкономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; старший научный сотрудник лаборатории бюджетной политики Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара, канд. экон. наук.

Окончила Уральский политехнический университет (г. Екатеринбург). Тел.: +7 (499) 502-95-08, e-mail: tishenko@iep.ru

По данным Федерального казначейства, по итогам первых семи месяцев текущего года доходы федерального бюджета сократились по сравнению с аналогичным периодом 2012 г на 2.2 п.п. ВВП. В качестве позитивного факта можно отметить то, что снижение доходов федерального бюджета в долях ВВП на протяжении последних пяти месяцев 2013 г. относительно соответствующих периодов предыдущего года не ускоряется и сохраняется на уровне 2.1—2.2 п.п. ВВП.

В то же время ситуация с наполнением доходной части консолидированного бюджета субъектов РФ осложняется: если по итогам первого квартала 2013 г объем доходов снизился относительно января—марта 2012 г. на 1.8 п.п. ВВП, то по итогам января-июня текущего года сокращение относительно аналогичного периода предыдущего достигло 2.1 п.п. ВВП. Таким образом, среднесрочные риски устойчивости российской бюджетной системы связаны со сбалансированностью консолидированного бюджета субъектов РФ и способностью регионов финансировать принятые обязательства без привлечения дополнительных средств из федерального бюджета.

Ключевые слова: государственные финансы, бюджетная политика, стратегическое планирование.

Анализ основных параметров исполнения федерального бюджета за январь-июль 2013 г.

За январь-июль 2013 г. доходы федерального бюджета составили 7329.0 млрд. руб., или 19.8% ВВП, что на 2.2 п.п. ВВП ниже показателя за соответствующий период предыдущего года. Нефтегазовые доходы федерального бюджета сократились относительно первых семи месяцев 2012 г. на 1.5 п.п. ВВП. Расходы федерального бюджета за рассматриваемый период, при кассовом исполнении бюджета на уровне 53.0% от утвержденных годовых расходов, составили 7092.3 млрд. руб. (19.1%

ВВП), сократившись относительно расходов за аналогичный период предыдущего года на 2.0 п.п. ВВП (кассовое исполнение за январь-июль 2012 г. составило 53.3%).

По итогам первых семи месяцев 2013 г. федеральный бюджет исполнен с профицитом в размере 236.7 млрд. руб. (0.6% ВВП), что меньше профицита за январь-июль предыдущего года на 0.3 п.п. ВВП. Объем ненефтегазового дефицита сократился при этом на 1.4 п.п. ВВП (9.1% ВВП).

За исследуемый период поступления в доходную часть федерального бюджета сократились относительно соответствующего

Январь-июль 2013 г. Январь-июль 2012 г. Отклонение,

млрд. руб. %ВВП млрд. руб. %ввп п.п. ВВП

Доходы 7329.0 19.8 7245.9 22.0 -2.2

в том числе нефтегазовые 3635.7 9.8 3734.5 11.3 -1.5

Расходы 7092.3 19.1 6960.8 21.1 -2.0

в том числе:

Процентные расходы 201.3 0.5 184.6 0.6 -0.1

Непроцентные расходы 6891.0 18.6 6776.2 20.5 -1.9

Профицит (+) / Дефицит (-) 236.7 0.6 285.1 0.9 -0.3

Ненефтегазовый профицит (+) / дефицит (-) -3399.0 -9.1 -3449.4 -10.5 1.4

Справочно: оценка ВВП, млрд. руб. 37079 32917

Источник: Минфин России, Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

Основные параметры исполнения

федерального бюджета РФ в январе-июле 2012 и 2013 гг.

Динамика поступлений основных налогов в федеральный бюджет в январе-июле 2012 и 2013 гг.

Январь-июль 2013 г. Январь-июль 2012 г. Отклонение,

млрд. руб. %ВВП млрд. руб. %ввп п.п. ВВП

1. Поступления налогов

Налог на прибыль организаций 201.9 0.5 207.9 0.6 -0.1

НДС на товары, реализуемые на территории РФ 1114.8 3.0 1134.0 3.4 -0.4

НДС на товары, ввозимые на территорию РФ 921.7 2.5 911.6 2.8 -0.3

Акцизы на товары, производимые на территории РФ 251.8 0.7 197.9 0.6 0.1

Акцизы на товары, ввозимые на территорию РФ 32.2 0.09 28.9 0.09 0.0

НДПИ

1420.8

3.8

1405.7

4.3

-0.5

2. Доходы от внешнеэкономической 2756.5 7.4 2847.8 8.6 -1.2

деятельности

Источник: Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

временного интервала прошлого года по большинству налоговых и неналоговых доходов, в том числе: по налогу на прибыль - на 0.1 п.п. ВВП, по внутреннему НДС - на 0.4 п.п. ВВП, по импортному НДС - на 0.3 п.п. ВВП, по НДПИ - на 0.5 п.п. ВВП и по доходам от внешнеэкономической деятельности - на 1.2 п.п. ВВП. Поступления по внутренним акцизам выросли по сравнению с январем-июлем предыдущего года на 0.1 п.п. ВВП, тогда как по импортным акцизам поступления в федеральный бюджет сохранились на уровне января-июля 2012 г. (0.09 п.п. ВВП).

По итогам первых семи месяцев 2013 г. можно отметить сокращение расходов в долях ВВП относительно января-июля 2012 г. по следующим разделам федерального бюджета:

«Общегосударственные вопросы», «Образование» и «Обслуживание государственного долга»

- на 0.1 п.п. ВВП по каждому, «Национальная экономика» - на 0.4 п.п. ВВП, «Здравоохранение» - на 0.3 п.п. ВВП, «Социальная политика»

- на 1.2 п.п. ВВП.

Прирост расходов федерального бюджета за первые семь месяцев текущего года относительно аналогичного периода предыдущего в долях ВВП произошел по разделам «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность», «Жилищно-коммунальное хозяйство» - на 0.1 п.п. ВВП по каждому и «Физическая культура и спорт» - на 0.01 п.п. ВВП. По остальным разделам расходы федерального бюджета остались на уровне января-июля 2012 г.

Динамика расходов федерального бюджета за январь-июль 2012 и 2013 гг.

Январь-июль 2013 г. Январь-июль 2012 г. Отклонение,

млрд. руб. %ВВП млрд. руб. %ВВП п.п. ВВП

Расходы - всего 7092.3 19.1 6960.8 21.1 -2.0

в том числе:

Общегосударственные вопросы 454.1 1.2 429.6 1.3 -0.1

Национальная оборона 1236.2 3.3 1102.2 3.3 0.0

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 1019.4 2.7 860.1 2.6 0.1

Национальная экономика 822.9 2.2 844.7 2.6 -0.4

Жилищно-коммунальное хозяйство 67.5 0.2 43.1 0.1 0.1

Охрана окружающей среды 16.1 0.04 13.5 0.04 0.0

Образование 402.0 1.1 397.5 1.2 -0.1

Культура и кинематография 43.6 0.1 48.2 0.1 0.0

Здравоохранение 266.7 0.7 333.0 1.0 -0.3

Социальная политика 2120.9 5.7 2281.2 6.9 -1.2

Физическая культура и спорт 34.3 0.09 25.8 0.08 0.01

СМИ 49.0 0.1 46.4 0.1 0.0

Обслуживание государственного долга 201.3 0.5 184.6 0.6 -0.1

Межбюджетные трансферты 358.0 1.0 350.9 1.0 0.0

Источник: Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ

По информации Минфина России, прирост средств Резервного фонда на счетах в Центральном банке Российской Федерации от курсовой переоценки за январь-июль 2013 г. составил 207.86 млрд. руб. и по состоянию на 01.08.2013 объем средств этого фонда равнялся 2807.0 млрд. руб. В июле 2013 г. часть средств Фонда национального благосостояния в иностранной валюте на счетах в Банке России была реализована, а средства в размере 5.9 млрд. руб. зачислены на счет по учету средств федерального бюджета. Совокупный объем средств Фонда национального благосостояния по состоянию на 01.08.2013 составил 2858.0 млрд. руб. Пополнение средств фондов в настоящее время происходит исключительно за счет курсовой разницы, а проблема эффективного управления ими сохраняется, что, с учетом общего сокращения доходов бюджетной системы, создает дополнительные риски ее устойчивости.

На прошедшем в Санкт-Петербурге экономическом форуме в июне 2013 г. Президентом РФ были выделены три ключевых направления возможного расходования средств Фонда национального благосостояния на возвратной основе в объеме 450 млрд. руб. Однако есть вероятность, что список проектов, финансируемых за счет средств ФНБ, будет расширен, в результате чего проблема поиска новых подходов и стратегий управления средствами ФНБ решится «сама собой».

На наш взгляд, пока не созданы механизмы эффективного управления инфраструктурными проектами, минимизирующие коррупционный фактор и обеспечивающие возвратность и уровень доходности бюджетных инвестиций,

принимать решения о финансировании проектов из ФНБ и ПФР преждевременно и безответственно.

Анализ основных параметров исполнения консолидированного бюджета субъектов РФ за первое полугодие 2013 г.

По данным Федерального казначейства, доходы консолидированного бюджета субъектов РФ за первое полугодие 2013 г. составили 3698.5 млрд. руб., или 11.8% ВВП, что на 2.1 п.п. ВВП ниже их значения за аналогичный период 2012 г.

Сокращение поступлений в консолидированный бюджет субъектов РФ за первое полугодие 2013 г. по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. произошло по налогу на прибыль - на 1.2 п.п. ВВП, по НДФЛ - на 0.2 п.п. ВВП и по безвозмездным поступлениям от других бюджетов бюджетной системы РФ -на 0.7 п.п. ВВП. Доходы бюджетов субъектов РФ по налогу на имущество за рассматриваемый период выросли относительно января-июня прошлого года на 0.1 п.п. ВВП. Поступления по внутренним акцизам и налогу на совокупный доход в долях ВВП остались на уровне первого полугодия 2012 г.

Расходы консолидированного бюджета субъектов РФ за первые шесть месяцев текущего года относительно аналогичного периода предыдущего сократились на 0.7 п.п. ВВП и составили 11.8% ВВП, или 3693.2 млрд. руб.

Увеличение расходов консолидированного бюджета субъектов РФ в долях ВВП по итогам первого полугодия текущего года относитель-

Первое полугодие 2013 г. Первое полугодие 2012 г. Отклонение,

млрд. руб. %ввп млрд. руб. %ВВП п.п. ВВП

Доходы 3698.5 11.8 3899.6 13.9 -2.1

в том числе:

Налог на прибыль организаций 834.8 2.7 1119.9 3.9 -1.2

НДФЛ 1119.3 3.4 1006.4 3.6 -0.2

Акцизы внутренние 233.6 0.7 209.7 0.7 0.0

Налог на совокупный доход 159.0 0.5 142.3 0.5 0.0

Налог на имущество 406.1 1.3 351.1 1.2 0.1

Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ 671.2 2.1 795.3 2.8 -0.7

Расходы 3693.2 11.8 3496.6 12.5 -0.7

Профицит (+) / Дефицит (-) 5.3 0.02 403.0 1.4 -1.4

Справочно: оценка ВВП, млрд. руб. 31215 28 062

Источник: Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

Основные параметры исполнения консолидированного бюджета субъектов РФ в первом полугодии 2012 и 2013 гг.

Динамика расходов консолидированного бюджета субъектов РФ за первое полугодие 2012 и 2013 гг.

Первое полугодие 2013 г. Первое полугодие 2012 г. Отклонение,

млрд. руб. %ВВП млрд. руб. %ВВП п.п. ВВП

Расходы - всего 3693.2 11.8 3496.6 12.5 -0.7

в том числе:

Общегосударственные вопросы 234.5 0.7 218.9 0.8 -0.1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Национальная оборона 1.6 0.005 1.5 0.005 0.0

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 36.4 0.1 35.1 0.1 0.0

Национальная экономика 596.7 1.9 561.7 2.0 -0.1

Жилищно-коммунальное хозяйство 291.0 0.9 314.5 1.1 -0.2

Охрана окружающей среды 8.8 0.03 7.2 0.03 0.0

Образование 1115.6 3.6 985.7 3.5 0.1

Культура и кинематография 123.9 0.4 111.8 0.4 0.0

Здравоохранение 563.5 1.8 560.2 2.0 -0.2

Социальная политика 597.7 1.9 584.8 2.1 -0.2

Физическая культура и спорт 64.3 0.2 57.6 0.2 0.0

СМИ 17.2 0.05 16.0 0.05 0.0

Обслуживание государственного и муниципального долга 38.2 0.1 33.0 0.1 0.0

Межбюджетные трансферты 3.5 0.01 8.5 0.03 -0.02

Источник: Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

но аналогичного периода 2012 г. было зафиксировано только по разделу «Образование» -на 0.1 п.п. ВВП. Сократились за рассматриваемый период расходы региональных бюджетов в долях ВВП по разделам: «Общегосударственные вопросы», «Национальная экономика» -на 0.1 п.п. ВВП по каждому, «Жилищно-коммунальное хозяйство», «Здравоохранение», «Социальная политика» - на 0.2 п.п. ВВП по каждому, «Межбюджетные трансферты» -на 0.02 п.п. ВВП. По остальным разделам расходы бюджетов субъектов РФ за первое полугодие текущего года в процентах ВВП остались на уровне соответствующего периода 2012 г.

Кассовое исполнение консолидированного бюджета субъектов РФ по итогам января-июня

2013 г. составило 39.5% (по итогам первых шести месяцев 2012 г. - 39.9%). Одной из причин низкого уровня исполнения региональных бюджетов является запаздывание с принятием на федеральном уровне нормативно-правовых актов о предоставлении субсидий бюджетам субъектов РФ1. Такая ситуация наблюдается ежегодно и обусловлена длительным периодом согласования объемов средств вследствие несовершенства механизмов межбюджетного планирования.

По итогам первого полугодия 2013 г. бюджеты субъектов РФ исполнены с профицитом в размере 5.3 млрд. руб., или 0.02% ВВП, что на 1.4 п.п. ВВП ниже показателя за соответствующий период 2012 г. ■

1 Многие постановления Правительства о распределения субсидий, предоставляемых в 2013 г. бюджетам субъектов Российской Федерации, были приняты только в конце июля или в августе 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.