Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ'

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
18
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ / PUBLIC FINANCES / БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА / BUDGET POLICY / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / STRATEGIC PLANNING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тищенко Татьяна

Итоги исполнения федерального бюджета за первое полугодие 2013 г. показывали, что его доходы сократились по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 2.1 п.п. ВВП; доходы консолидированного бюджета субъектов РФ за январь–май 2013 г. снизились относительно первых пяти месяцев 2012 г. на 1.7 п.п. ВВП. Сокращение бюджетных доходов во многом было обусловлено падением экономической активности. При этом, как следует из Основных направлений бюджетной политики на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг., опубликованных на сайте Минфина России 18 июля текущего года, замедление экономического роста может иметь долговременный характер. Пока же негативные тенденции в российской экономике не оказали существенного влияния на устойчивость бюджетной системы: по итогам первого полугодия текущего года федеральный бюджет исполнен с профицитом в 0.9% ВВП, а профицит консолидированного бюджета субъектов РФ по итогам января-мая 2013 г. составил 1.0% ВВП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The State Budget

The results of federal budget implementation in H1 2013 show that federal budget revenues dropped 2.1 p.p. of GDP year-on-year, while consolidated budget revenues of the constituent territories of the Russian Federation declined 1.7 p.p. of GDP in January-May 2013 against the first five months of 2012. The reduction of the foregoing budget revenues was basically governed by economic contraction. Furthermore, according to “The Budget Policy Guidelines for 2014 and the 2015–2016 Planning Period” which was posted on the Ministry of Finance’s official website on July 18, 2013, economic growth may slow down for a long period. To date, adverse trends in the Russian economy have had no serious effect on sustainability of the Russia’s budget system. The results of H1 2013 show that the federal budget ran a surplus of 0.9% of GDP, while consolidated budget of the constituent territories of the Russian Federation ran a surplus of 1.0% of GDP in the first five months of 2013.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ»

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ

Татьяна ТИЩЕНКО,

старший научный сотрудник Центра макроэкономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; старший научный сотрудник лаборатории бюджетной политики Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара, канд. экон. наук.

Окончила Уральский политехнический университет (г. Екатеринбург). Тел.: +7 (499) 502-95-08, e-mail: tishenko@iep.ru

Итоги исполнения федерального бюджета за первое полугодие 2013 г. показывали, что его доходы сократились по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 2.1 п.п. ВВП; доходы консолидированного бюджета субъектов РФ за январь—май 2013 г снизились относительно первых пяти месяцев 2012 г. на 1.7 п.п. ВВП.

Сокращение бюджетных доходов во многом было обусловлено падением экономической активности. При этом, как следует из Основных направлений бюджетной политики на 2014 г и на плановый период 2015 и 2016 гг., опубликованных на сайте Минфина России 18 июля текущего года, замедление экономического роста может иметь долговременный характер. Пока же негативные тенденции в российской экономике не оказали существенного влияния на устойчивость бюджетной системы: по итогам первого полугодия текущего года федеральный бюджет исполнен с профицитом в 0.9% ВВП, а профицит консолидированного бюджета субъектов РФ по итогам января-мая 2013 г составил 1.0% ВВП.

Ключевые слова: государственные финансы, бюджетная политика, стратегическое планирование.

Анализ основных параметров исполнения федерального бюджета за первое полугодие 2013 г.

По итогам первого полугодия 2013 г. доходы федерального бюджета составили 6256.5 млрд. руб., или 20.0% ВВП, что на 2.1 п.п. ВВП меньше, чем за соответствующий период предыдущего года. Нефтегазовые доходы федерального бюджета сократились относительно первого полугодия 2012 г. на 1.6 п.п. ВВП.

Объем расходов федерального бюджета за январь-июнь 2013 г. составил 5949.6 млрд. руб. (19.1% ВВП), что на 2.1 п.п. ВВП ниже расходов за аналогичный период предыдущего года.

По итогам первых шести месяцев 2013 г. федеральный бюджет исполнен с профицитом в 0.9% ВВП (306.9 млрд. руб.), что соответствует профициту федерального бюджета в долях ВВП за январь-июнь прошлого года. Объем ненефтегазового дефицита в абсолютном выражении сократился относительно уровня соответствующего периода 2012 г. на 1.7 п.п. ВВП (8.9% ВВП).

За первое полугодие текущего года поступления в доходную часть федерального бюджета сократились относительно соответствующего периода предыдущего по большинству налоговых и неналоговых доходов, в том чис-

Основные параметры исполнения

федерального бюджета РФ в первом полугодии 2012 и 2013 гг.

Первое полугодие 2013 г. Первое полугодие 2012 г. Отклонение,

млрд. руб. %ВВП млрд. руб. ' %ВВП п.п. ВВП

Доходы 6256.5 20.0 6199.9 22.1 -2.1

в том числе нефтегазовые 3099.1 9.9 3226.1 11.5 -1.6

Расходы 5949.6 19.1 5951.4 21.2 -2.1

в том числе:

Процентные расходы 175.9 0.6 155.3 0.6 0.0

Непроцентные расходы 5773.7 18.5 5796.1 20.6 -2.1

Профицит (+) / Дефицит (-) 306.9 0.9 248.5 0.9 0.0

Ненефтегазовый профицит (+) / дефицит (-) -2792.2 -8.9 - 2977.6 -10.6 1.7

Справочно: оценка ВВП, млрд. руб. 31215 28 062

Источник: Минфин России, Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

Первое полугодие 2013 г. Первое полугодие 2012 г. Отклонение,

млрд. руб. %ВВП млрд. руб. %ВВП п.п. ВВП

1. Поступления налогов

Налог на прибыль организаций 160.6 0.5 177.8 0.6 -0.1

НДС на товары, реализуемые на территории РФ 978.7 3.1 978.4 3.5 -0.4

НДС на товары, ввозимые на территорию РФ 769.0 2.5 756.7 2.7 -0.2

Акцизы на товары, производимые на территории РФ 210.6 0.7 152.0 0.5 0.2

Акцизы на товары, ввозимые на территорию РФ 27.1 0.09 24.4 0.09 0.0

ндпи

1234.0

3.9

1231.3

4.5

-0.6

Динамика поступлений основных налогов в федеральный бюджет в первом полугодии 2012 и 2013 гг.

2. Доходы от внешнеэкономической 2320.1 7.4 2426.1 8.6 -1.2

деятельности

Источник: Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

ле: по налогу на прибыль - на 0.1 п.п. ВВП, по внутреннему НДС - на 0.4 п.п. ВВП, по импортному НДС -на 0.2 п.п. ВВП, по НДПИ -на 0.6 п.п. ВВП и по доходам от внешнеэкономической деятельности - на 1.2 п.п. ВВП. Поступления по внутренним акцизам по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года выросли на 0.2 п.п. ВВП; по импортным акцизам поступления в федеральный бюджет сохранились на уровне января-июня 2012 г. в размере 0.09% ВВП.

Отметим, что риски в российской бюджетной системе могут возникать не только вследствие снижения цен на углеводороды, но и усугубляться экономической стагнацией. По сравнению с прогнозами, принятыми при утверждении ФЗ-216 «О федеральном бюджете

на 2013-2015 гг.», при оценке параметров бюджетной системы на 2014-2016 гг. были снижены основные показатели социально-экономического развития, в том числе по росту ВВП: с 3.7 до 2.4% в 2013 г., с 4.3 до 3.7% в 2014 г. и с 4.5 до 4.1% в 2015 г. В 2016 г. прогнозируется экономический рост на уровне не более 4.2%. В результате доходы бюджета расширенного правительства, без учета межбюджетных трансфертов, сократятся с 36.9% ВВП в 2013 г. до 34.4% ВВП в 2016 г. Доходы федерального бюджета прогнозируются в 2014 г. в размере 18.2% ВВП, что ниже уровня предыдущего года на 1.1 п.п. ВВП; в 2015 и 2016 гг. - в объеме 17.4 и 16.6% ВВП соответственно. Нефтегазовые доходы также сократятся относительно предыдущего года, но более низкими

Первое полугодие 2013 г. Первое полугодие 2012 г. Отклонение,

млрд. руб. %ВВП млрд. руб. %ВВП п.п. ВВП

Расходы - всего 5949.6 19.1 5951.4 21.2 -2.1

в том числе:

Общегосударственные вопросы 361.4 1.1 346.3 1.2 -0.1

Национальная оборона 1126.5 3.6 989.4 3.5 0.1

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 856.1 2.7 739.4 2.6 0.1

Национальная экономика 633.3 2.0 685.5 2.4 -0.4

Жилищно-коммунальное хозяйство 62.3 0.2 34.0 0.1 0.1

Охрана окружающей среды 12.8 0.04 9.7 0.03 0.01

Образование 341.7 1.1 355.5 1.3 -0.2

Культура и кинематография 32.3 0.1 39.6 0.1 0.0

Здравоохранение 225.2 0.7 302.6 1.1 -0.4

Социальная политика 1750.1 5.6 1934.3 6.2 -0.6

Физическая культура и спорт 29.9 0.09 19.5 0.07 0.02

СМИ 37.9 0.1 37.6 0.1 0.0

Обслуживание государственного долга 175.9 0.6 155.3 0.5 0.1

Межбюджетные трансферты 304.3 1.0 302.6 1.1 -0.1

Источник: Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

Динамика расходов федерального бюджета за первое полугодие 2012 и 2013 гг.

^ББ!АМ ЕС01\ЮМ!С ОБУБЮРМЕИТБ • УОШМЕ 20 • № 8 • AUGUST-SEPTEMBER 2013 27

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ

темпами, чем доходы бюджетной системы, -на 1.0, 0.8 и 0.3 п.п. ВВП в 2014, 2015 и 2016 гг. соответственно.

Относительно расходной части федерального бюджета можно отметить снижение расходов в долях ВВП по итогам первого полугодия текущего года относительно января-июня 2012 г. по следующим разделам: «Общегосударственные вопросы» и «Межбюджетные трансферты» - на 0.1 п.п. ВВП по каждому, «Образование» - на 0.2 п.п. ВВП, «Национальная экономика» и «Здравоохранение» - на 0.4 п.п. ВВП по каждому, «Социальная политика» -на 0.6 п.п. ВВП.

Прирост расходов федерального бюджета за первое полугодие текущего года относительно соответствующего периода предыдущего в долях ВВП произошел по разделам: «Национальная оборона», «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность», «Обслуживание государственного долга» и «Жилищно-коммунальное хозяйство» - на 0.1 п.п. ВВП по каждому, «Охрана окружающей среды» - на 0.01 п.п. ВВП, «Физическая культура и спорт» - на 0.02 п.п. ВВП. По остальным разделам расходы федерального бюджета остались на уровне соответствующего периода 2012 г.

По итогам первого полугодия 2013 г. за счет курсовой разницы объем Резервного фонда вырос на 171.8 млрд. руб. и на 01.07.2013 составил 2770.9 млрд. руб. Курсовая разница от переоценки средств Фонда национального благосостояния за рассматриваемый период составила 128.70 млрд. руб., и на 01.07.2013 объем ФНБ достиг 2828.2 млрд. руб.

Государственный внутренний долг Российской Федерации за июнь текущего года вырос на 2.0 млрд. руб. - до 4951.3 млрд. руб., внешний долг - сократился на 77.4 млн. долл. -до 49.57 млрд. долл.

В конце июля 2013 г. Минэкономразвития России представило план по повышению темпов экономического роста, в рамках которого предполагается реализация мер по сокращению прямых и трансакционных издержек для российского бизнеса, повышению его конкурентоспособности и облегчению доступа к ресурсам для развития, в том числе: • повышение доступности кредитования для

малого бизнеса, развитие гарантийной

системы за счет создания федерального

фонда, продление льгот по уплате страховых взносов, создание механизмов расширения доступа субъектов малого и среднего бизнеса к закупкам компаний с государственным участием, инфраструктурных монополий;

• повышение инвестиционной активности, в том числе с применением государственно-частного партнерства и использованием ресурсов Фонда национального благосостояния, а также средств пенсионных накоплений, находящихся под управлением государственной управляющей компании;

• снижение издержек для кредитных учреждений за счет дифференциации страховых взносов в фонд страхования вкладов в зависимости от степени риска депозитной политики; повышение роли залога;

• улучшение общего делового климата по «дорожным картам» Национальной предпринимательской инициативы;

• расшивка отдельных отраслевых проблем, связанных с ВТО.

Следует признать, что представленные меры по стимулированию экономического роста ориентированы в основном на бюджетно-налоговые инструменты, тогда как мероприятия по урегулированию проблем низкого качества институтов российской экономики и коррупции в плане не предусмотрены.

Анализ основных параметров исполнения консолидированного бюджета субъектов РФ за январь-май 2013 г.

По данным Федерального казначейства, доходы консолидированного бюджета субъектов РФ за январь-май 2013 г. составили 3219.0 млрд. руб., или 12.6% ВВП, что на 1.7 п.п. ВВП ниже их значения за аналогичный период 2012 г.

Сокращение доходов консолидированного бюджета субъектов РФ за первые пять месяцев 2013 г. по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. произошло по налогу на прибыль - на 1.3 п.п. ВВП и по безвозмездным поступлениям от других бюджетов бюджетной системы РФ -на 0.4 п.п. ВВП. Доходы региональных бюджетов выросли по НДФЛ - на 0.1 п.п. ВВП. Поступления по внутренним акцизам, налогу на совокупный доход и налогу на имущество в долях ВВП остались на уровне января-мая прошлого года.

Январь-май 2013 г. Январь-май 2012 г. Отклонение,

млрд. руб. %ВВП млрд. руб. %ВВП п.п. ВВП

Доходы 3219.0 12.6 3278.9 14.3 -1.7

втом числе:

Налог на прибыль организаций 775.6 3.0 989.4 4.3 -1.3

НДФЛ 914.1 3.6 814.7 3.5 0.1

Акцизы внутренние 191.0 0.7 168.2 0.7 0.0

Налог на совокупный доход 150.9 0.6 134.7 0.6 0.0

Налог на имущество 390.0 1.5 335.1 1.5 0.0

Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ 587.7 2.3 625.3 2.7 -0.4

Расходы 2956.3 11.5 2794.4 12.2 -0.7

Профицит (+) / Дефицит (-) 262.7 1.0 484.5 2.1 -0.9

Справочно: оценка ВВП, млрд. руб. 25590 22932

Источник: Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

Основные параметры исполнения консолидированного бюджета субъектов РФ в январе-мае 2012 и 2013 гг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Расходы консолидированного бюджета субъектов РФ за январь-май текущего года сократились относительно аналогичного периода предыдущего на 0.7 п.п. ВВП и составили 11.5% ВВП, или 2956.3 млрд. руб.

Прирост расходов консолидированного бюджета субъектов РФ в процентах ВВП по итогам первых пяти месяцев текущего года относительно аналогичного периода 2012 г. был зафиксирован по следующим разделам: «Охрана окружающей среды» - на 0.01 п.п. ВВП, «Образование» - на 0.1 п.п. ВВП, «Обслуживание государственного и муниципального долга» - на 0.02 п.п. ВВП. Сократились относительно января-мая прошлого года расходы

региональных бюджетов в долях ВВП по разделам: «Общегосударственные вопросы» и «Национальная экономика» - на 0.1 п.п. ВВП по каждому, «Жилищно-коммунальное хозяйство», «Здравоохранение» и «Социальная политика» - на 0.2 п.п. ВВП по каждому, «Межбюджетные трансферты» -на 0.02 п.п. ВВП. По остальным разделам расходы бюджетов субъектов РФ остались на уровне соответствующего периода 2012 г.

По итогам января-мая 2013 г. консолидированный бюджет субъектов РФ исполнены с профицитом в размере 262.7 млрд. руб., или 1.0% ВВП, что на 0.9 п.п. ВВП ниже, чем за соответствующий период 2012 г. ■

Январь-май 2013 г. Январь-май 2012 г. Отклонение,

млрд. руб. % ВВП млрд. руб. % ВВП п.п. ВВП

Расходы - всего 2956.3 11.5 2794.4 12.2 -0.7 в том числе:

Общегосударственные вопросы 189.7 0.7 176.4 0.8 -0.1

Национальная оборона 1.2 0.005 1.2 0.005 0.0

Динамика расходов консолидированного бюджета субъектов РФ за январь-май 2012 и 2013 гг.

Национальная безопасность и 29.1 0.1 28.4 0.1 0.0

правоохранительная деятельность

Национальная экономика 458.9 1.8 447.2 1.9 -0.1

Жилищно-коммунальное хозяйство 230.3 0.9 243.4 1.1 -0.2

Охрана окружающей среды 6.9 0.03 5.9 0.02 0.01

Образование 887.9 3.5 770.8 3.4 0.1

Культура и кинематография 101.6 0.4 93.3 0.4 0.0

Здравоохранение 455.0 1.8 456.9 2.0 -0.2

Социальная политика 496.8 1.9 481.8 2.1 -0.2

Физическая культура и спорт 52.2 0.2 47.5 0.2 0.0

СМИ 14.8 0.05 13.1 0.05 0.0

Обслуживание государственного и муниципального долга 28.0 0.1 21.3 0.09 0.02

Межбюджетные трансферты 3.7 0.01 7.0 0.03 -0.02

Источник: Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

RUSSIAN ECONOMIC DEVELOPMENTS • VOLUME 20 • № 8 • AUGUST-SEPTEMBER 2013 29

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.