Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ'

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
75
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ / PUBLIC FINANCES / БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА / BUDGET POLICY / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / STRATEGIC PLANNING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тищенко Татьяна

По данным Федерального казначейства, темпы сокращения доходов федерального бюджета в третьем квартале текущего года несколько замедлились: если по итогам первого полугодия 2013 г. они снизились относительно аналогичного периода предыдущего года на 2.1 п.п. ВВП, в том числе нефтегазовые – на 1.6 п.п. ВВП, то по итогам января-сентября относительно аналогичного временного интервала 2012 г. – на 1.7 п.п. ВВП, в том числе нефтегазовые – на 0.9 п.п. ВВП. Несколько улучшилась ситуация с доходами консолидированного бюджета субъектов РФ, которые составили в январе-августе 2013 г. 12.1% ВВП, что на 0.3 п.п. ВВП выше объема доходов по итогам января-июня текущего года. В то же время потенциал для дальнейшего роста доходов бюджетной системы РФ ограничен, особенно для региональных бюджетов, не имеющих поступлений от экспорта углеводородов. Следовательно, наряду с мерами, предпринимаемыми Правительством России для оптимизации расходов федерального бюджета, необходимо уделить особое внимание состоянию региональных бюджетов и, возможно, пересмотреть подходы к регулированию в сфере межбюджетных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The State Budget

According to the Federal Treasury of Russia, contraction rates of federal budget revenues slowed down mildly in Q3 2013: at H1 2013 year-end revenues contracted by 2.1 p.p. of GDP, including oil and gas revenues (1.6 p.p. of GDP), against the previous year, whereas at January-September 2013 year-end federal budget revenues dropped by 1.7 p.p. of GDP, including oil and gas revenues (0.9 p.p. of GDP), against the corresponding period of the previous year. The situation with consolidated budget revenues of the constituent territories of Russia slightly improved and showed 12.1% of GDP in the period of January thru August 2013, have shown an increase of 0.3 p.p. of GDP over total revenues generated in January-June 2013. However, there is limited potential for further growth in budget system revenues, especially for the consolidated budget of the constituent territories of Russia which have no revenues from export of carbohydrates. Therefore, aside from the measures taken by Russia’s Government to streamline federal budget expenditures, focus should be placed on the situation with regional budgets and, possibly, revise the approaches towards intergovernmental fiscal relations.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ»

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ

Татьяна ТИЩЕНКО,

старший научный сотрудник Центра макроэкономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; старший научный сотрудник лаборатории бюджетной политики Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара, канд. экон. наук.

Окончила Уральский политехнический университет (г. Екатеринбург). Тел.: +7 (499) 502-95-08, e-mail: tishenko@iep.ru

По данным Федерального казначейства, темпы сокращения доходов федерального бюджета в третьем квартале текущего года несколько замедлились: если по итогам первого полугодия 2013 г они снизились относительно аналогичного периода предыдущего года на 2.1 п.п. ВВП, в том числе нефтегазовые — на 1.6 п.п. ВВП, то по итогам января-сентября относительно аналогичного временного интервала 2012 г. — на 1.7п.п. ВВП, в том числе нефтегазовые — на 0.9 п.п. ВВП. Несколько улучшилась ситуация с доходами консолидированного бюджета субъектов РФ, которые составили в январе-августе 2013 г 12.1% ВВП, что на 0.3 п.п. ВВП выше объема доходов по итогам января-июня текущего года.

В то же время потенциал для дальнейшего роста доходов бюджетной системы РФ ограничен, особенно для региональных, бюджетов, не имеющих поступлений от экспорта углеводородов. Следовательно, наряду с мерами, предпринимаемыми Правительством России для оптимизации расходов федерального бюджета, необходимо уделить особое внимание состоянию региональных бюджетов и, возможно, пересмотреть подходы к регулированию в сфере межбюджетных отношений.

Ключевые слова: государственные финансы, бюджетная политика, стратегическое планирование.

Анализ основных параметров исполнения федерального бюджета за январь-сентябрь 2013 г.

За январь-сентябрь 2013 г. доходы федерального бюджета составили 9603.5 млрд. руб. (74.6% от прогнозируемого годового объема), или 19.6% ВВП, что на 1.7 п.п. ВВП ниже соответствующего прошлогоднего показателя. Нефтегазовые доходы федерального бюджета сократились за этот период относительно первых девяти месяцев 2012 г. на 0.9 п.п. ВВП. При этом нефтегазовые

доходы растут быстрее, чем ненефтегазовые: если в рассматриваемый период в федеральный бюджет поступило 80.6% от запланированного годового объема нефтегазовых доходов, то ненефтегазовых доходов - только 69.9%.

Расходы федерального бюджета за январь-сентябрь 2013 г. составили 9010.3 млрд. руб. (при кассовом исполнении в 67.3% от годовых объемов), или 18.4% ВВП, что на 1.4 п.п. ВВП ниже объема расходов за аналогичный период предыдущего года.

Основные параметры исполнения

федерального бюджета РФ в январе-сентябре 2012 и 2013 гг.

Январь-сентябрь 2013 г. Январь-сентябрь 2012 г. Отклонение,

млрд. руб. %ВВП млрд. руб. ' >6 ВВП п.п. ВВП

Доходы 9603.5 19.6 9384.5 21.3 -1.7

в том числе нефтегазовые 4774.2 9.8 4739.6 10.7 -0.9

Расходы 9010.3 18.4 8746.7 19.8 -1.4

в том числе:

Процентные расходы 300.3 0.6 274.2 0.6 0.0

Непроцентные расходы 8711.9 17.8 8472.5 19.2 -1.4

Профицит (+) / Дефицит (-) 593.2 1.2 637.8 1.4 -0.2

Ненефтегазовый профицит (+) / дефицит (-) -4182.9 -8.5 -4101.8 -9.3 0.8

Справочно: оценка ВВП, млрд. руб. 48869 44 077

Источник: Минфин России, Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

Январь-сентябрь 2013 г. Январь-сентябрь 2012 г. Отклонение,

млрд. руб. %ВВП млрд. руб. %ввп п.п. ВВП

1. Поступления налогов

Налог на прибыль организаций 259.4 0.5 286.3 0.6 -0.1

НДС на товары, реализуемые на территории РФ 1406.4 2.9 1438.1 3.3 -0.4

НДС на товары, ввозимые на территорию РФ 1210.0 2.5 1206.1 2.7 -0.2

Акцизы на товары, производимые на территории РФ 334.3 0.7 246.2 0.5 0.2

Акцизы на товары, ввозимые на территорию РФ 42.2 0.09 37.6 0.08 0.01

ндпи

1870.3

3.8

1810.6

4.1

-0.3

Динамика поступлений основных налогов в федеральный бюджет в январе-сентябре 2012 и 2013 гг.

2. Доходы от внешнеэкономической 3625.1 7.4 3625.7 8.2 -0.8

деятельности

Источник: Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

По итогам первых девяти месяцев 2013 г. федеральный бюджет исполнен с профицитом в размере 593.2 млрд. руб. (1.2% ВВП), что ниже значения за январь-сентябрь предыдущего года на 0.2 п.п. ВВП. Объем ненефтегазового дефицита сократился относительно уровня соответствующего периода 2012 г. на 0.8 п.п. ВВП (8.5% ВВП).

За первые девять месяцев текущего года большинство налоговых и неналоговых доходов федерального бюджета сократились относительно соответствующего периода 2012 г., в том числе: по налогу на прибыль - на 0.1 п.п. ВВП, по внутреннему НДС - на 0.4 п.п. ВВП, по импортному НДС - на 0.2 п.п. ВВП, по НДПИ - на 0.3 п.п. ВВП и по доходам от внешнеэкономической деятельности - на 0.8 п.п.

ВВП. Поступления по внутренним и импортным акцизам в январе-сентябре текущего года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего выросли на 0.2 и 0.01 п.п. ВВП соответственно.

При анализе расходов федерального бюджета за рассматриваемый период в долях ВВП можно отметить их снижение относительно января-сентября 2012 г. по следующим разделам: «Общегосударственные вопросы» и «Межбюджетные трансферты» - на 0.1 п.п. ВВП по каждому, «Национальная экономика» - на 0.4 п.п. ВВП, «Здравоохранение» - на 0.2 п.п. ВВП, «Социальная политика» - на 0.9 п.п. ВВП.

Прирост расходов федерального бюджета в долях ВВП за январь-сентябрь текущего года

Январь-сентябрь 2013 г. Январь-сентябрь 2012 г. Отклонение,

млрд. руб. %ВВП млрд. руб. %ВВП п.п. ВВП

Расходы - всего 9010.3 18.4 8746.7 19.8 -1.4

втом числе:

Общегосударственные вопросы 557.1 1.1 521.9 1.2 -0.1

Национальная оборона 1444.7 2.9 1256.5 2.8 0.1

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 1332.7 2.7 1131.2 2.6 0.1

Национальная экономика 1049.6 2.1 1126.1 2.5 -0.4

Жилищно-коммунальное хозяйство 87.5 0.2 68.7 0.1 0.1

Охрана окружающей среды 18.6 0.04 15.9 0.04 0.0

Образование 523.6 1.1 475.9 1.1 0.0

Культура и кинематография 52.7 0.1 54.4 0.1 0.0

Здравоохранение 299.3 0.6 378.6 0.8 -0.2

Социальная политика 2781.1 5.7 2923.0 6.6 -0.9

Физическая культура и спорт 42.9 0.09 30.6 0.07 0.02

СМИ 51.9 0.1 57.7 0.1 0.0

Обслуживание государственного долга 300.0 0.6 274.2 0.6 0.0

Межбюджетные трансферты 468.4 0.9 432.0 1.0 -0.1

Источник: Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

Динамика расходов федерального бюджета за январь-сентябрь 2012 и 2013 гг.

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ

Основные параметры исполнения консолидированного бюджета субъектов РФ в январе-августе 2012 и 2013 гг.

Январь-август 2013 г. Январь-август 2012 г. Отклонение,

млрд. руб. %ВВП млрд. руб. %ВВП п.п. ВВП

Доходы 5161.6 12.1 5213.1 13.7 -1.6

в том числе:

Налог на прибыль организаций 1112.4 2.6 1384.8 3.6 -1.0

НДФЛ 1550.6 3.6 1405.5 3.7 -0.1

Акцизы внутренние 321.8 0.7 292.5 0.8 -0.1

Налог на совокупный доход 219.4 0.5 201.1 0.5 0.0

Налог на имущество 614.2 1.4 535.0 1.4 0.0

Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ 929.1 2.2 989.1 2.6 -0.4

Расходы 5080.6 11.9 4817.8 12.6 -0.7

Профицит (+) / Дефицит (-) 81.0 0.2 395.3 1.0 -0.8

Справочно: оценка ВВП, млрд. руб. 42676 38 057

Источник: Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

относительно аналогичного периода предыдущего произошел по разделам «Национальная оборона», «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность», «Жилищно-коммунальное хозяйство» - на 0.1 п.п. ВВП по каждому и по разделу «Физическая культура и спорт» - на 0.02 п.п. ВВП. По остальным разделам расходы федерального бюджета остались на уровне января-сентября 2012 г.

По состоянию на 1 октября 2013 г. совокупный объем средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния составил 2795.8 и 2847.35 млрд. руб. соответственно.

Анализ основных параметров исполнения консолидированного бюджета субъектов РФ за январь-август 2013 г.

По данным Федерального казначейства, доходы консолидированного бюджета субъектов РФ за январь-август 2013 г. составили 5161.6 млрд. руб., или 12.1% ВВП, что на 1.6 п.п. ВВП ниже их значения за аналогичный период 2012 г.

Расходы консолидированного бюджета субъектов РФ за первые восемь месяцев текущего года сократились относительно аналогичного периода предыдущего на 0.7 п.п. ВВП

Динамика расходов консолидированного бюджета субъектов РФ за январь-август 2012 и 2013 гг.

Январь-август 2013 г. Январь-август 2012 г. Отклонение,

млрд. руб. %ВВП млрд. руб. %ВВП п.п. ВВП

Расходы - всего 5080.6 11.9 4817.8 12.6 -0.7

в том числе:

Общегосударственные вопросы 327.7 0.7 307.0 0.8 -0.1

Национальная оборона 0.2 0.0005 0.2 0.0005 0.0

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 53.7 0.1 50.1 0.1 0.0

Национальная экономика 888.1 2.1 825.8 2.2 -0.1

Жилищно-коммунальное хозяйство 440.1 1.0 462.8 1.2 -0.2

Охрана окружающей среды 13.0 0.03 10.6 0.03 0.0

Образование 1432.1 3.3 1258.4 3.3 0.0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Культура и кинематография 170.6 0.4 155.1 0.4 0.0

Здравоохранение 777.9 1.8 796.6 2.1 -0.3

Социальная политика 806.3 1.9 796.4 2.1 -0.2

Физическая культура и спорт 91.5 0.2 80.0 0.2 0.0

СМИ 25.0 0.06 22.1 0.06 0.0

Обслуживание государственного и муниципального долга 48.1 0.1 39.4 0.1 0.0

Межбюджетные трансферты 4.1 0.01 11.1 0.03 -0.01

Источник: Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

и составили 11.9% ВВП, или 5080.6 млрд. руб. По итогам января-августа 2013 г. бюджеты субъектов РФ исполнены с профицитом в размере 81.0 млрд. руб., или 0.2% ВВП, что ниже соответствующего прошлогоднего показателя на 0.8 п.п. ВВП.

По итогам января-августа 2013 г. поступления в региональные бюджеты РФ сократились в долях ВВП по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года по налогу на прибыль, по НДФЛ и по внутренним акцизам -на 0.1 п.п. ВВП по каждому и по безвозмездным поступлениям от других бюджетов -на 0.4 п.п. ВВП.

Расходы консолидированного бюджета субъектов РФ за рассматриваемый период сократились относительно аналогичного временного отрезка 2012 г. по следующим разделам: «Общегосударственные вопросы» и «Национальная экономика» - на 0.1 п.п. ВВП по каждому, «Жилищно-коммунальное хозяйство» и «Социальная политика» - на 0.2 п.п. ВВП по каждому, «Здравоохранение» - на 0.3 п.п. ВВП, «Межбюджетные трансферты» - на 0.01 п.п. ВВП. По остальным разделам расходы

региональных бюджетов остались на уровне соответствующего периода 2012 г.

По состоянию на конец июля 2013 г. долг субъектов РФ составил 1352.9 млрд. руб., или 16.4% от их годовых доходов. Расходы на обслуживание государственного долга равнялись примерно 1.1% доходов консолидированного бюджета субъектов РФ.

Несмотря на то что в июле-августе текущего года ситуация с доходами региональных бюджетов в долях ВВП несколько улучшилась по сравнению с показателем первого полугодия, тенденция к сокращению доходов консолидированного бюджета субъектов РФ может носить долгосрочный характер, вызывая усиление рисков его устойчивости.

Продолжительный характер сокращения собственных доходов региональных бюджетов предопределяет необходимость уменьшения их бюджетных расходов, особенно инвестиционных. Таким образом, наряду с решением проблем оптимизации бюджетных расходов федерального бюджета целесообразно активно обсуждать меры по совершенствованию межбюджетных отношений. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.