ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ
Татьяна ТИЩЕНКО,
старший научный сотрудник Центра макроэкономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; старший научный сотрудник лаборатории бюджетной политики Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара, канд. экон. наук.
Окончила Уральский политехнический университет (г. Екатеринбург). Тел.: +7 (499) 502-95-08, e-mail: tishenko@iep.ru
По предварительным оценкам Минфина России, федеральный бюджет за январь 2013 г. исполнен с дефицитом в 1.8% ВВП, в то время как за аналогичный период прошлого года федеральный бюджет был исполнен с профицитом в 0.7% ВВП. Значительное отличие в результатах, исполнения бюджета в январе текущего года по сравнению с январем предыдущего является следствием введения бюджетных правил, в соответствии с которыми часть нефтегазовых доходов направляется в Резервный фонд. Таким образом, несмотря на стабилизацию мировых цен на нефть, нефтегазовые доходы федерального бюджета в январе 2013 г. сократились относительно января прошлого года на 3.5 п.п. ВВП.
Ключевые слова: государственные финансы, бюджетная политика, стратегическое планирование.
Анализ основных параметров исполнения федерального бюджета за январь 2013 г.
В январе 2013 г. доходы федерального бюджета снизились относительно соответствующего периода 2012 г. на 3.5 п.п. ВВП, в то время как объем расходов в относительном выражении сократился на 1.0 п.п. ВВП. Дефицит федерального бюджета за первый месяц текущего года составил 1.8% ВВП, что на 2.5 п.п. ВВП ниже уровня аналогичного периода прошлого года. Объем ненефтегазового дефицита за январь 2013 г. сократился по сравнению с январем 2012 г. на 1.0 п.п. ВВП.
Основное снижение поступлений в федеральный бюджет произошло за счет нефтегазо-
вых доходов, которые в абсолютном выражении уменьшились в январе текущего года относительно соответствующего периода прошлого на 12.1%, или на 3.5 п.п. ВВП. В то же время в январе 2013 г. в Резервный Фонд поступило 713.5 млрд. руб. нефтегазовых доходов, полученных по итогам 2012 г. и зачисленных в Резервный фонд в январе текущего года1.
Расходы федерального бюджета в январе 2013 г. составили 25.9% ВВП, что на 1 п.п. ВВП ниже расходов за аналогичный период прошлого года. Сокращение расходов федерального бюджета относительно предыдущего года в долях ВВП также связано с введением бюджетных правил, ограничивающих расходы в рамках годового дефицита в размере 1% ВВП.
Основные параметры исполнения
федерального бюджета РФ в январе 2012 и 2013 гг.
Январь 2013 г. Январь 2012 г. Отклонение,
млрд. руб. %ввп млрд. руб. 1 %ввп п.п. ВВП
Доходы 1091.2 24.1 1059.6 27.6 -3.5
в том числе нефтегазовые 465.9 10.3 530.2 13.8 -3.5
Расходы 1172.5 25.9 1032.4 26.9 -1.0
в том числе:
Процентные расходы 28.6 0.6 31.2 0.8 -0.2
Непроцентные расходы 1143.8 25.2 1001.2 26.1 -0.9
Профицит (+) / Дефицит (-) -81.3 -1.8 27.2 0.7 -2.5
Ненефтегазовый профицит (+) / дефицит (-) -547.2 -12.1 -503.0 -13.1 1.0
Справочно: оценка ВВП, млрд. руб. 4533 3833
Источник: Минфин России, Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.
1 См. приказ Минфин России от 30.01.2013 № 14н.
Кассовое исполнение федерального бюджета в январе 2013 г. осталось на уровне января 2012 г. - 8.8% от утвержденных бюджетных ассигнований.
В разрезе разделов динамика расходов федерального бюджета в январе 2012 и 2013 гг. была разнонаправленной. Относительно первого месяца прошлого года увеличились расходы по разделам: «Национальная оборона» -на 2.8 п.п. ВВП, «Общегосударственные вопросы» - на 0.7 п.п. ВВП, «Образование» и «СМИ»
- на 0.1 п.п. ВВП по каждому. Сократились расходы по разделам:«Здравоохранение»-на 2.8 п.п. ВВП, «Социальная политика» -
на 2 п.п. ВВП, «Национальная экономика» -на 0.4 п.п. ВВП, «Межбюджетные трансферты»
- на 0.3 п.п. ВВП, «Обслуживание государственного долга» - на 0.2 п.п. ВВП.
По состоянию на 01.02.2013 величина внутреннего государственного долга сократилась на 78.8 млрд. руб. - до 3985.5 млрд. руб., совокупный объем средств Фонда национального благосостояния снизился на 12 млрд. руб. и составил 2678.6 млрд. руб., объем Резервного фонда вырос на 703.8 млрд. руб. - до 2589.5 млрд. руб. В январе текущего года в оба фонда доходы от управления средствами суверенных фондов не поступали.
В настоящее время сохраняют актуальность два вопроса в отношении ресурсов бюджетных фондов: возможность вложения нефтяных сверхдоходов в российский реальный сектор и повышения отдачи от управления средствами бюджетных фондов. Первая проблема связана с отсутствием государственных «прорывных» проектов, обеспечивающих долгосрочный экономический рост. Вторая проблема вызвана отсутствием эффективных механизмов управления средствами фондов, которые одновременно расширяли бы полномочия органов управления ими для адекватного реагирования на изменения, происходящие на валютном и фондовом рынках в условиях неопределенности, и позволяли бы усилить контроль для предотвращения нецелевого или неэффективного использования средств. Между тем проект федерального закона2 о создании такого органа - Росфинагентства, внесенный Правительством РФ в Госдуму, все еще находится на рассмотрении в нижней палате парламента.
Анализ основных параметров исполнения консолидированного бюджета субъектов РФ за 2012 г.
По итогам 2012 г. в консолидированный бюджет субъектов РФ поступило 8064.3 млрд. руб.
Динамика расходов
_Январь 2013 г._Январь 2012 г. Отклонение, федерального бюджета
млрд. руб. % ВВП млрд. руб. % ВВП п.п. ВВП за январь 2012 и 2013 гг.
Расходы - всего 1172.5 25.9 1032.4 26.9 -1.0 втом числе:
Общегосударственные вопросы 77.5 1.7 39.0 1.0 0.7
Национальная оборона 269.2 5.9 120.0 3.1 2.8
Национальная безопасность и 111.5 2.5 90.7 2.4 0.1
правоохранительная деятельность
Национальная экономика 77.3 1.7 48.4 1.3 0.4
Жилищно-коммунальное хозяйство 1.0 <0.1 0.7 <0.1 0.0
Охрана окружающей среды 0.5 <0.1 2.2 <0.1 0.0
Образование 80.3 1.8 66.1 1.7 0.1
Культура и кинематография 7.6 0.2 8.1 0.2 0.0
Здравоохранение 17.7 0.4 121.8 3.2 -2.8
Социальная политика 410.6 9.1 424.5 11.1 -2.0
Физическая культура и спорт 1.9 <0.1 2.9 <0.1 0.0
СМИ 14.1 0.3 6.4 0.2 0.1
Обслуживание государственного долга 28.6 0.6 31.2 0.8 -0.2
Межбюджетные трансферты 74.6 1.6 71.1 1.9 -0.3
Источник: Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.
2 Проект Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и установлении требований к работникам специализированной финансовой организации, учреждаемой Правительством Российской Федерации» поступил в Госдуму в сентябре 2012 г., был рассмотрен здесь в первом чтении в январе 2013 г. со сроком представления поправок до 10 марта 2013 г.
^ББ!А\ ЕС01\ЮМ!С 0ЕУЕ1_ОРМЕ\ТБ • УОШМЕ 20 • № 3 • МА^Н-АРШЬ 2013 27
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ
Основные параметры исполнения консолидированного бюджета субъектов РФ в 2011 и 2012 гг.
2012 г. 2011 г. Отклонение,
млрд. руб. % ВВП млрд. руб. % ВВП п.п. ВВП
Доходы 8064.3 13.2 7643.9 13.7 -0.5
в том числе:
Налог на прибыль 1979.9 3.2 1927.9 3.4 -0.2
НДФЛ 2261.5 3.7 1995.8 3.5 0.2
Внутренние акцизы 441.8 0.7 372.1 0.7 0.0
Налог на совокупный доход 271.7 0.4 215.2 0.4 0.0
Налог на имущество 785.5 1.3 678.0 1.2 0.1
Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ 1623.9 2.6 1644.0 2.9 -0.3
Расходы 8342.7 13.6 7679.3 13.8 -0.2
в том числе на обслуживание государственного и муниципального долга 74.6 0.1 75.7 0.1 0.0
Профицит (+) / Дефицит (-) - 278.4 -0.4 -35.4 -0.6 0.2
Справочно: оценка ВВП, млрд. руб. 61 149 55 798
Источник: Минфин России, Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.
(13.2% ВВП), что на 0.5 п.п. ВВП ниже уровня доходов за 2011 г. (13.7% ВВП).
По сравнению с предыдущим годом в 2012 г. поступления в доходную часть консолидированного бюджета субъектов РФ снизились по налогу на прибыль - на 0.2 п.п. ВВП и по безвозмездным поступлениям от других бюджетов бюджетной системы РФ - на 0.3 п.п. ВВП; выросли доходы по НДФЛ - на 0.2 п.п. ВВП и по налогу на имущество - на 0.1 п.п. ВВП. Поступления по внутренним акцизам и налогу на совокупный доход в региональные бюджеты по итогам 2012 г. сохранились на уровне предыдущего года.
Расходы консолидированного бюджета субъектов РФ в 2012 г. сократились относительно 2011 г. на 0.2 п.п. ВВП и составили 8342.7 млрд. руб. (13.6% ВВП).
В разрезе разделов расходов консолидированного бюджета субъектов РФ по итогам 2012 г. относительно предыдущего года было зафиксировано сокращение расходов по разделам «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» - на 0.4 п.п. ВВП и «Социальная политика» - на 0.1 п.п. ВВП; увеличились расходы по разделам: «Национальная экономика» - на 0.3 п.п. ВВП, «Образование» - на 0.2 п.п. ВВП, «Здравоохранение» - на 0.1
Динамика расходов консолидированного бюджета субъектов РФ за 2011 и 2012 гг.
2012 г. 2011 г. Отклонение,
млрд. руб. %ВВП млрд. руб. %ВВП п.п. ВВП
Расходы - всего 8342.7 13.6 7679.3 13.8 -0.2
в том числе:
Общегосударственные вопросы 510.4 8.3 468.8 8.3 0.0
Национальная оборона 4.0 <0.1 3.4 <0.1 0.0
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 94.6 0.1 282.0 0.5 -0.4
Национальная экономика 1605.8 2.6 1316.4 2.3 0.3
Жилищно-коммунальное хозяйство 881.2 1.4 968.7 1.7 -0.3
Охрана окружающей среды 21.8 <0.1 21.8 <0.1 0.0
Образование 2047.1 3.3 1728.4 3.1 0.2
Культура, кинематография 257.0 0.4 234.7 0.4 0.0
Здравоохранение 1358.3 2.2 1193.1 2.1 0.1
Социальная политика 1273.7 2.0 1191.7 2.1 -0.1
Физическая культура и спорт 156.3 0.2 144.7 0.2 0.0
СМИ 38.3 <0.1 34.3 <0.1 0.0
Обслуживание государственного и муниципального долга 74.6 0.1 75.7 0.1 0.0
Межбюджетные трансферты 19.4 <0.1 15.3 <0.1 0.0
Источник: Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.
п.п. ВВП. По остальным разделам расходы в 2012 г. остались на уровне 2011 г. В течение всего года возникали проблемы с ритмичностью исполнения региональных бюджетов. В результате по итогам 2012 г. кассовое исполнение консолидированного бюджета субъектов РФ по расходам составило 90.8% от утвержденных объемов бюджетных ассигнований, в то время как по итогам 2011 г. оно равнялось 91.4%, а по итогам 2010 г. - 92.5%.
В 2012 г. правительство сделало ряд послаблений регионам в части списания долгов бюд-
жетов субъектов РФ перед федеральным бюджетом. Однако проблема бюджетной обеспеченности регионов, видимо, будет усугубляться в связи с замедлением экономического роста и создавать дополнительные риски в бюджетной системе. Таким образом, на уровне правительства РФ должны быть приняты управленческие решения, которые позволят увеличить не только налоговые доходы региональных и муниципальных бюджетов, но и доходы от собственности, стимулирующие инвестиции. ■
RUSSIAN ECONOMIC DEVELOPMENTS • VOLUME 20 • № 3 • MARCH-APRIL 2013 29