Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ'

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
20
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ / PUBLIC FINANCES / БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА / BUDGET POLICY / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / STRATEGIC PLANNING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тищенко Татьяна

По данным Федерального казначейства, доходы и расходы федерального бюджета за январь–август текущего года сократились по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. на 2.2 и 1.7 п.п. ВВП соответственно. Федеральный бюджет по итогам первых восьми месяцев 2013 г. исполнен с профицитом в размере 391.1 млрд. руб., или 0.9% ВВП, что на 0.5 п.п. ВВП ниже уровня января–августа предыдущего года. Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета за январь–август 2013 г. сократился по сравнению с тем же периодом предыдущего года на 0.8 п.п. ВВП и составил 8.9% ВВП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The State Budget

According to the Federal Treasury’s estimates, over the course of the January-August period of 2013, the volume of federal budget revenue and expenditure dropped by 2.2 p.p. and 1.7 p.p. respectively on the corresponding period of 2012. In the first eight months of 2013, the federal budget was executed with a surplus of Rb 391.1bn, or 0.9% of GDP, which was by 0.8 p.p. of GDP below the level registered in the January-August period of 2012. In January-August 2013, the volume of non-oil and gas deficit dropped by 0.8 p.p. of GDP on the corresponding period of 2012, to 8.9% of GDP.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ»

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ

Татьяна ТИЩЕНКО,

старший научный сотрудник Центра макроэкономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; старший научный сотрудник лаборатории бюджетной политики Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара, канд. экон. наук.

Окончила Уральский политехнический университет (г. Екатеринбург). Тел.: +7 (499) 502-95-08, e-mail: tishenko@iep.ru

По данным Федерального казначейства, доходы и расходы федерального бюджета за январь— август текущего года сократились по сравнению с аналогичным периодом 2012 г на 2.2 и 1.7 п.п. ВВП соответственно. Федеральный бюджет по итогам первых восьми месяцев 2013 г. исполнен с профицитом в размере 391.1 млрд. руб., или 0.9% ВВП, что на 0.5 п.п. ВВП ниже уровня января-августа предыдущего года. Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета за январь-август 2013 г. сократился по сравнению с тем же периодом предыдущего года на 0.8 п.п. ВВП и составил 8.9% ВВП.

Ключевые слова: государственные финансы, бюджетная политика, стратегическое планирование.

Анализ основных параметров исполнения федерального бюджета за январь-август 2013 г.

По данным Минфина России, доходы федерального бюджета за январь-август 2013 г. составили 8417.1 млрд. руб., сократившись относительно соответствующего периода 2012 г. на 2.2 п.п. ВВП. Поступления в федеральный бюджет нефтегазовых доходов снизились в рассматриваемый период по сравнению с аналогичным временным интервалом прошлого года на 1.3 п.п. ВВП, в том числе по НДПИ - на 0.4 п.п. ВВП, по вывозным пошлинам на нефть сырую - на 0.8 п.п. ВВП, по вывозным пошлинам на природный газ - на 0.1 п.п. ВВП, по экспортным пошлинам на продукты переработки - на 0.05 п.п. ВВП. За январь-август 2013 г. исполнение федерального бюджета по доходам составило 65.4% от годовых прогноз-

ных значений, в том числе по ненефтегазовым доходам - 61.0%.

Расходы бюджета за первые восемь месяцев 2013 г. сократились относительно аналогичного периода предыдущего года на 1.7 п.п. ВВП и составили 8026.0 млрд. руб. (18.8% ВВП). В результате федеральный бюджет исполнен с профицитом в 0.9% ВВП, что на 0.5 п.п. ВВП ниже уровня соответствующего периода 2012 г. Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета за январь-август 2013 г. сократился по сравнению с тем же периодом предыдущего года на 0.8 п.п. ВВП и составил 8.9% ВВП.

Сокращение поступлений в федеральный бюджет за январь-август 2013 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года произошло по доходам от внешнеэкономической деятельности - на 1.1 п.п. ВВП (до 7.4%

Январь-август 2013 г. Январь-август 2012 г. Отклонение,

млрд. руб. %ввп млрд. руб. %ВВП п.п. ВВП

Доходы 8417.1 19.7 8353.8 21.9 -2.2

в том числе нефтегазовые 4180.6 9.8 4224.9 11.1 -1.3

Расходы 8026.0 18.8 7822.7 20.5 -1.7

втом числе:

Процентные расходы 246.7 0.6 221.5 0.6 0.0

Непроцентные расходы 7779.3 18.2 7601.2 19.9 -1.7

Профицит (+) / Дефицит (-) 391.1 0.9 531.1 1.4 -0.5

Ненефтегазовый профицит (+) / дефицит (-) -3789.5 -8.9 -3693.8 -9.7 0.8

Справочно: оценка ВВП, млрд. руб. 42676 38 057

Источник: Минфин России, Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

Основные параметры исполнения

федерального бюджета РФ в январе-августе 2012 и 2013 гг.

Динамика поступлений основных налогов в федеральный бюджет в январе-августе 2012 и 2013 гг.

Январь-август 2013 г. Январь-август 2012 г. Отклонение,

млрд. руб. %ВВП млрд. руб. %ввп п.п. ВВП

1. Поступления налогов

Налог на прибыль организаций 241.4 0.6 271.4 0.7 -0.1

НДС на товары, реализуемые на территории РФ 1170.9 2.7 1221.7 3.2 -0.5

НДС на товары, ввозимые на территорию РФ 1065.9 2.5 1071.5 2.8 -0.3

Акцизы на товары, производимые на территории РФ 290.6 0.7 218.7 0.6 0.1

Акцизы на товары, ввозимые на территорию РФ 37.0 0.09 33.6 0.09 0.0

НДПИ

1640.3

3.8

1599.0

4.2

-0.4

2. Доходы от внешнеэкономической 3158.5 7.4 3248.3 8.5 -1.1

деятельности

Источник: Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

ВВП). Также в долях ВВП снизились доходы федерального бюджета по НДПИ - на 0.4 п.п. ВВП, по внутреннему и внешнему НДС - на 0.5 и 0.3 п.п. ВВП соответственно и по налогу на прибыль - на 0.1 п.п. ВВП. Прирост доходов бюджета за исследуемый период был зафиксирован по внутренним акцизам - на 0.1 п.п. ВВП. Поступления в федеральный бюджет по импортным акцизам по итогам января-августа 2013 г. остались на уровне соответствующего периода 2012 г. и составили 0.09% ВВП.

В разрезе разделов расходной части федерального бюджета динамика оказалась разнонаправленной. По итогам первых восьми месяцев текущего года выросли по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. расходы в долях ВВП по разделам: «Национальная оборо-

на», «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» и «Жилищно-коммунальное хозяйство» - на 0.1 п.п. ВВП по каждому, по разделу «Физическая культура и спорт» - на 0.02 п.п. ВВП. В то же время по некоторым разделам федерального бюджета в январе-августе 2013 г. расходы в долях ВВП сократились относительно соответствующего периода предыдущего года, в том числе: «Национальная экономика» - на 0.4 п.п. ВВП, «Здравоохранение» - на 0.2 п.п. ВВП, «Социальная политика» - на 1.2 п.п. ВВП, «Межбюджетные трансферты» - на 0.1 п.п. ВВП. По остальным разделам расходы бюджета остались на уровне соответствующего периода 2012 г.

По состоянию на конец августа 2013 г. совокупный объем средств Резервного фонда и

Динамика расходов федерального бюджета за январь-август 2012 и 2013 г.

Январь-август 2013 г. Январь-август 2012 г. Отклонение,

млрд. руб. %ВВП млрд. руб. %ВВП п.п. ВВП

Расходы - всего 8026.0 18.8 7822.7 20.5 -1.7

в том числе:

Общегосударственные вопросы 502.4 1.2 475.3 1.2 0.0

Национальная оборона 1356.7 3.2 1186.2 3.1 0.1

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 1171.8 2.7 995.2 2.6 0.1

Национальная экономика 928.2 2.2 975.0 2.6 -0.4

Жилищно-коммунальное хозяйство 72.8 0.2 53.5 0.1 0.1

Охрана окружающей среды 16.5 0.04 14.1 0.04 0.0

Образование 463.5 1.1 410.5 1.1 0.0

Культура и кинематография 47.8 0.1 50.5 0.1 0.0

Здравоохранение 282.1 0.7 356.2 0.9 -0.2

Социальная политика 2445.9 5.7 2620.5 6.9 -1.2

Физическая культура и спорт 37.7 0.09 28.2 0.07 0.02

СМИ 50.4 0.1 47.4 0.1 0.0

Обслуживание государственного долга 246.7 0.6 221.5 0.6 0.0

Межбюджетные трансферты 402.9 0.9 388.4 1.0 -0.1

Источник: Минфин России, Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

26 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ • ТОМ 20 • № 10 • ОКТЯБРЬ-НОЯБРЬ 2013

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ

Фонда национального благосостояния в рублевом эквиваленте составил 2838.6 и 2884.8 млрд. руб. соответственно.

Формирование проекта федерального бюджета на 2014-2016 гг. стало одной из самых обсуждаемых тем в сфере государственных финансов в сентябре текущего года. В середине месяца на заседании Правительства РФ Д. Медведев сообщил о необходимости сокращения расходов федерального бюджета 20142016 гг. не менее чем на 5%, кроме защищенных статей1. Скорее всего, речь идет об изменении параметров федерального бюджета, представленных Минфином России в июле текущего года в Основных направлениях бюджетной политики на 2014-2016 гг. В рамках трехлетнего бюджета на приоритетные расходы будет перераспределено до 1.8 трлн. руб.2. Министр финансов А. Силуанов сообщил, что в проект бюджета на 2014-2016 гг. заложено финансирование проведения ряда структурных реформ, в том числе перехода на формирование бюджета по программному принципу, пенсионной реформы, реформ в здравоохранении, образовании, финансовом секторе, а также развития инфраструктуры.

Будут ли параметры проекта федерального бюджета на 2014-2016 гг. существенно отличаться от заложенных в Основных направлениях бюджетной политики, станет известно уже в ближайшее время, когда законопроект будет внесен Правительством РФ в Государственную Думу.

Анализ основных параметров исполнения консолидированного бюджета субъектов РФ за январь-июль 2013 г.

По данным Федерального казначейства, доходы консолидированного бюджета субъектов РФ за январь-июль 2013 г. составили 4561.8 млрд. руб., или 12.3% ВВП, что на 1.9 п.п. ВВП ниже их значения за аналогичный период 2012 г.

Расходы консолидированного бюджета субъектов РФ за первые семь месяцев текущего года сократились относительно аналогичного периода прошлого года на 0.8 п.п. ВВП и составили 11.9% ВВП, или 4403.1 млрд. руб. По итогам рассматриваемого периода бюджеты субъектов РФ исполнены с профицитом в объеме 158.7 млрд. руб., или 0.4% ВВП, что на 1.1 п.п. ВВП ниже уровня января-июля предыдущего года.

Сокращение поступлений доходов в консолидированный бюджет российских регионов за январь-июль 2013 г. по сравнению с аналогичным временным интервалом 2012 г. произошло по налогу на прибыль - на 1.2 п.п. ВВП, внутренним акцизам - на 0.1 п.п. ВВП и по безвозмездным поступлениям от других бюджетов бюджетной системы РФ - на 0.6 п.п. ВВП. По остальным налоговым и неналоговым доходам поступления в долях ВВП за январь-июль 2013 г. остались на уровне соответствующего периода предыдущего года.

Расходы консолидированного бюджета субъектов РФ по итогам первых семи месяцев

Январь-июль 2013 г. Январь-июль 2012 г. Отклонение,

млрд. руб. %ВВП млрд. руб. %ВВП п.п. ВВП

Доходы 4561.8 12.3 4678.0 14.2 -1.9

втом числе:

Налог на прибыль организаций 1014.9 2.7 1275.1 3.9 -1.2

НДФЛ 1361.8 3.7 1231.5 3.7 0.0

Акцизы внутренние 279.3 0.7 253.9 0.8 -0.1

Налог на совокупный доход 212.0 0.6 193.4 0.6 0.0

Налог на имущество 559.6 1.5 482.3 1.5 0.0

Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ 778.8 2.1 895.5 2.7 -0.6

Расходы 4403.1 11.9 4175.9 12.7 -0.8

Профицит (+)/Дефицит (-) 158.7 0.4 502.1 1.5 -1.1

Справочно: оценка ВВП, млрд. руб. 37079 32917

Источник: Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

Основные параметры исполнения консолидированного бюджета субъектов РФ в январе-июле 2012 и 2013 гг.

1 http://government.ru/meetings/date/2013-09-12/

2 http://www1.minfin.ru/ru/press/speech/index.php?id4=20046

Динамика расходов консолидированного бюджета субъектов РФ за январь-июль 2012 и 2013 гг.

Январь-июль 2013 г. Январь-июль 2012 г. Отклонение,

млрд. руб. %ВВП млрд. руб. %ВВП п.п. ВВП

Расходы - всего 4403.1 11.9 4175.9 12.7 -0.8

в том числе:

Общегосударственные вопросы 285.3 0.8 265.8 0.8 0.0

Национальная оборона 2.0 0.005 1.9 0.005 0.0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 45.3 0.1 42.9 0.1 0.0

Национальная экономика 727.7 2.0 681.2 2.1 -0.1

Жилищно-коммунальное хозяйство 363.5 1.0 388.2 1.2 -0.2

Охрана окружающей среды 11.1 0.03 9.2 0.03 0.0

Образование 1290.9 3.5 1135.9 3.4 0.1

Культура и кинематография 150.9 0.4 136.4 0.4 0.0

Здравоохранение 675.5 1.8 690.4 2.1 -0.3

Социальная политика 703.2 1.9 689.3 2.1 -0.2

Физическая культура и спорт 79.4 0.2 69.6 0.2 0.0

СМИ 21.7 0.06 19.2 0.06 0.0

Обслуживание государственного и муниципального долга 42.9 0.1 36.1 0.1 0.0

Межбюджетные трансферты 3.6 0.01 9.8 0.03 -0.02

Источник: Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

текущего года сократились относительно аналогичного периода 2012 г. по следующим разделам: «Национальная экономика» - на 0.1 п.п. ВВП, «Жилищно-коммунальное хозяйство» и «Социальная политика» - на 0.2 п.п. ВВП по каждому, «Здравоохранение» - на 0.3 п.п. ВВП, «Межбюджетные трансферты» - на 0.02 п.п. ВВП.

За январь-июль 2013 г. выросли расходы в долях ВВП относительно первых семи месяцев предыдущего года по разделам «Образование» - на 0.1 п.п. ВВП и «Обслуживание государственного и муниципального долга - на 0.03 п.п. ВВП. По остальным разделам расходы региональных бюджетов в долях ВВП остались на уровне соответствующего периода 2012 г.

Несмотря на то что пока удается сохранить положительное сальдо консолидированного

бюджета субъектов РФ, следующий год для региональных бюджетов будет непростым. По оценке Минфина России3, в 2014 г. субъекты РФ смогут сформировать консолидированный бюджет регионов с дефицитом более чем в 220 млрд. руб. На оказание дополнительной финансовой помощи субъектам РФ в следующем году планируется выделить более 120 млрд. руб. Между тем такой помощи будет недостаточно, поэтому, по мнению министра финансов, необходимо думать о пополнении доходной части бюджетов регионов.

Таким образом, определенная корректировка в сторону бюджетной консолидации неизбежна, а значит, первые решения по этому вопросу будут приняты уже в ближайшее время. ■

3 http://www1.minfin.ru/ru/press/speech/index.php?id4=20046 28 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ • ТОМ 20 • № 10 • ОКТЯБРЬ-НОЯБРЬ 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.