Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ'

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
44
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ / PUBLIC FINANCES / БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА / BUDGET POLICY / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / STRATEGIC PLANNING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тищенко Татьяна

За январь-май 2013 г. доходы федерального бюджета сократились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 2.2 п.п. ВВП – за счет снижения как нефтегазовых доходов на 1.5 п.п. ВВП, так и ненефтегазовых на 0.7 п.п. ВВП. Доходы консолидированного бюджета субъектов РФ за январь-апрель 2013 г. также сократились относительно первых четырех месяцев 2012 г. на 0.6 п.п. ВВП. Расходы федерального бюджета и консолидированного бюджета субъектов РФ за рассматриваемые периоды снизились относительно аналогичных временных интервалов прошлого года на 2.0 и 0.6 п.п. ВВП соответственно. Профицит федерального бюджета составил 0.5% ВВП, консолидированного бюджета субъектов РФ – 1.6% ВВП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The State Budget

In January thru May 2013, federal budget revenues contracted by 2.2 p.p. of GDP year on year in response to a reduction of both oil-and-gas revenues (by 1.5 p.p. of GDP) and non-oil-and-gas revenues (by 0.7 p.p. of GDP). Consolidated budget revenues of the constituent entities of the Russian Federation contracted by 2.0 p.p. of GDP at the same period against the first four months of 2012. In January thru April 2013, expenditures of the federal budget and consolidated budget of the constituent entities of the Russian Federation contracted by 2.0 and 0.6 p.p. of GDP year on year, respectively. The federal budget ran a surplus of 0.5% of GDP and consolidated budget of the constituent entities of the Russian Federation ran a surplus of 1.6% of GDP.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ»

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ

Татьяна ТИЩЕНКО,

старший научный сотрудник Центра макроэкономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; старший научный сотрудник лаборатории бюджетной политики Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара, канд. экон. наук.

Окончила Уральский политехнический университет (г. Екатеринбург). Тел.: +7 (499) 502-95-08, e-mail: tishenko@iep.ru

За январь-май 2013 г. доходы федерального бюджета сократились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 2.2 п.п. ВВП — за счет снижения как нефтегазовых доходов на 1.5 п.п. ВВП, так и ненефтегазовых на 0.7 п.п. ВВП. Доходы консолидированного бюджета субъектов РФ за январь-апрель 2013 г также сократились относительно первых четырех месяцев 2012 г на 0.6 п.п. ВВП. Расходы федерального бюджета и консолидированного бюджета субъектов РФ за рассматриваемые периоды снизились относительно аналогичных временных интервалов прошлого года на 2.0 и 0.6 п.п. ВВП соответственно. Профицит федерального бюджета составил 0.5% ВВП, консолидированного бюджета субъектов РФ — 1.6% ВВП,

Ключевые слова: государственные финансы, бюджетная политика, стратегическое планирование.

Анализ основных параметров исполнения федерального бюджета за январь-май 2013 г.

По данным Федерального казначейства, за январь-май 2013 г. доходы федерального бюджета составили 5114.6 млрд. руб., или 20.0% ВВП, что на 2.2 п.п. ВВП ниже, чем за соответствующий период предыдущего года. Сокращение доходов произошло за счет снижения как нефтегазовых доходов на 1.5 п.п. ВВП, так и ненефтегазовых -на 0.7 п.п. ВВП. Изменилась и структура доходов федерального бюджета: если по итогам января-мая прошлого года нефтегазовые доходы составляли 52.7% доходов федерального бюджета, то по итогам первых пяти месяцев текущего - только 49.2%. При этом по итогам января-мая 2013 г. в федеральный бюджет поступило 44.1% от заплани-

рованного годового объема нефтегазовых доходов, а ненефтегазовых доходов -только 36.1%.

Расходы федерального бюджета за январь-май 2013 г. составили 4986.2 млрд. руб. (19.5% ВВП), что на 2.0 п.п. ВВП ниже расходов за аналогичный период предыдущего года. При этом кассовое исполнение федерального бюджета за первые пять месяцев 2013 г. составило лишь 37.1% от годовых утвержденных объемов расходов, тогда как по итогам января-мая 2012 г. кассовое исполнение расходов было немного выше - 38.8%.

По итогам рассматриваемого периода федеральный бюджет исполнен с профицитом в размере 128.4 млрд. руб. (0.5% ВВП. Ненефтегазовый дефицит в абсолютном выражении сократился относительно уровня соответст-

Январь-май 2013 г. Январь-май 2012 г. Отклонение,

млрд. руб. с. й ВВП млрд. руб. %ввп п.п. ВВП

Доходы 5114.6 20.0 5083.3 22.2 -2.2

в том числе нефтегазовые 2611.3 10.2 2688.0 11.7 -1.5

Расходы 4986.2 19.5 4951.2 21.5 -2.0

втом числе:

Процентные расходы 142.8 0.5 128.6 0.5 0.0

Непроцентные расходы 4843.4 18.9 4822.6 21.0 1.1

Профицит (+) / Дефицит (-) 128.4 0.5 132.1 0.7 -0.2

Ненефтегазовый профицит (+) / дефицит (-) -2482.9 -9.7 -2555.9 -11.1 1.4

Справочно: оценка ВВП, млрд. руб. 25590 22932

Источник: Минфин России, Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

Основные параметры исполнения

федерального бюджета РФ в январе-мае 2012 и 2013 гг.

Динамика поступлений основных налогов в федеральный бюджет в январе-мае 2012 и 2013 гг.

Январь-май 2013 г. Январь-май 2012 г. Отклонение,

млрд. руб. %ВВП млрд. руб. %ВВП п.п. ВВП

1. Поступления налогов

Налог на прибыль организаций 134.9 0.5 150.5 0.6 -0.1

НДС на товары, реализуемые на территории РФ 730.8 2.8 761.2 3.3 -0.5

НДС на товары, ввозимые на территорию РФ 635.4 2.5 613.9 2.7 -0.2

Акцизы на товары, производимые на территории РФ 171.5 0.7 122.1 0.5 0.2

Акцизы на товары, ввозимые на территорию РФ 22.4 0.09 20.1 0.09 0.0

НДПИ 1025.3 4.0 1032.4 4.5 -0.5

2. Доходы от внешнеэкономической деятельности 1962.6 7.7 1989.8 8.7 -1.0

Источник: Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

вующего периода предыдущего года на 1.4 п.п. ВВП (9.7% ВВП).

За первые пять месяцев текущего года поступления в доходную часть федерального бюджета сократились относительно соответствующего периода прошлого года по большинству налоговых и наналоговых доходов, в том числе: по налогу на прибыль - на 0.1 п.п. ВВП, по внутреннему НДС - на 0.5 п.п. ВВП, по импортному НДС - на 0.2 п.п. ВВП, по НДПИ - на 0.5 п.п. ВВП и по доходам от внешнеэкономической деятельности - на 1.0 п.п. ВВП. Поступления по внутренним акцизам выросли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 0.2 п.п. ВВП. В то же время по импортным акцизам поступления в федеральный бюджет за рассматриваемый период сохранились на уровне января-мая 2012 г. в размере 0.09 п.п. ВВП.

По итогам января-мая 2013 г. было зафиксировано снижение расходов в долях ВВП относительно января-мая 2012 г. по следующим разделам: «Национальная экономика» -на 0.1 п.п. ВВП, «Образование» - на 0.1 п.п. ВВП, «Здравоохранение» - на 0.4 п.п. ВВП, «Социальная политика» - на 1.5 п.п. ВВП и «Межбюджетные трансферты» - на 0.1 п.п. ВВП.

Прирост расходов федерального бюджета за первые пять месяцев текущего года относительно января-мая 2012 г. в долях ВВП произошел по разделам «Национальная оборона» и «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» - на 0.1 п.п. ВВП по каждому. По остальным разделам расходы федерального бюджета остались на уровне января-мая 2012 г.

По информации Федерального казначейства, операции по счетам по учету средств Ре-

Динамика расходов федерального бюджета за январь-май 2012 и 2013 гг.

Январь-май 2013 г.. Январь-май 2012 г. Отклонение,

млрд. руб. %ВВП млрд. руб. %ВВП п.п. ВВП

Расходы - всего 4986.2 19.5 4951.2 21.5 -2.0

в том числе:

Общегосударственные вопросы 306.2 1.2 281.2 1.2 0.0

Национальная оборона 1006.5 3.9 884.6 3.8 0.1

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 693.7 2.7 593.4 2.6 0.1

Национальная экономика 527.7 2.1 517.4 2.2 -0.1

Жилищно-коммунальное хозяйство 24.6 0.1 24.7 0.1 0.0

Охрана окружающей среды 10.1 0.04 8.5 0.04 0.0

Образование 285.8 1.1 282.3 1.2 -0.1

Культура и кинематография 27.7 0.1 34.8 0.1 0.0

Здравоохранение 207.9 0.8 267.0 1.2 -0.4

Социальная политика 1443.9 5.6 1631.8 7.1 -1.5

Физическая культура и спорт 17.4 0.07 15.5 0.07 0.0

СМИ 30.9 0.1 29.7 0.1 0.0

Обслуживание государственного долга 142.8 0.5 128.6 0.5 0.0

Межбюджетные трансферты 260.8 1.0 251.4 1.1 -0.1

Источник: Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

зервного фонда и Фонда национального благосостояния в мае текущего года не проводились. Однако в связи с курсовой разницей объем Резервного фонда на 01.06.2013 составил 2665.9 млрд. руб., увеличившись за май на 13.0 млрд. руб.; объем Фонда национального благосостояния на ту же дату составил 2739.3 млрд. руб. (+11.5 млрд. руб. за май 2013 г.).

Анализ основных параметров исполнения консолидированного бюджета субъектов РФ за январь-апрель 2013 г.

По данным Федерального казначейства, доходы консолидированного бюджета субъектов РФ за январь-апрель 2013 г. составили 2663.2 млрд. руб., или 13.2% ВВП, что на 0.6 п.п. ВВП ниже их значения за аналогичный период 2012 г.

Расходы консолидированного бюджета субъектов РФ за первые четыре месяца текущего года сократились относительно соответствующего периода предыдущего также на 0.6 п.п. ВВП и составили 11.6% ВВП, или 2346.0 млрд. руб. По итогам января-апреля 2013 г. бюджеты субъектов РФ исполнены с профицитом в размере 317.2 млрд. руб., или 1.6% ВВП, что соответствует уровню аналогичного периода 2012 г.

Несмотря на то что по итогам января-апреля 2012 г. объем поступлений доходов в консолидированный бюджет субъектов РФ сократился в долях ВВП по сравнению с аналогичным периодом 2012 г., ситуация с наполнением региональных бюджетов за счет собственных налоговых и неналоговых доходов несколько улучшилась относительно двух предыдущих

месяцев. В частности, если по итогам января-февраля и января-марта текущего года доходы консолидированного бюджета субъектов РФ по налогу на прибыль сократились по сравнению с аналогичными периодами 2012 г. на 0.4 и 0.7 п.п. ВВП соответственно, то по итогам первых четырех месяцев 2013 г. этот показатель составил только 0.1 п.п. ВВП. Аналогичная ситуация - с постепенным сокращением разрыва в исполнении бюджета в текущем и прошлом годах - наблюдается и по налогу на доходы физических лиц: по итогам января-апреля 2013 г. объем поступлений в региональные бюджеты по НДФЛ сохранился на уровне аналогичного временного интервала прошлого года (3.6 п.п. ВВП), тогда как по итогам двух и трех первых месяцев текущего года он снизился относительно соответствующих периодов прошлого года на 0.2 и 0.1 п.п. ВВП.

По остальным налоговым и неналоговым доходам консолидированного бюджета субъектов РФ в долях ВВП по итогам января-апреля 2013 г. относительно аналогичного периода прошлого года были отмечены увеличение поступлений по налогу на имущество - на 0.1 п.п. ВВП, а также сокращение безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы РФ - на 0.5 п.п. ВВП. Поступления по внутренним акцизам и налогу на совокупный доход остались на уровне первых четырех месяцев 2012 г. в объеме 0.7% ВВП по каждому налогу.

Таким образом, основной причиной сокращения доходов консолидированного бюджета субъектов РФ является снижение объемов межбюджетных трансфертов.

Январь-апрель 2013 г. Январь-апрель 2012 г. Отклонение,

млрд. руб. 1 %ввп млрд. руб. Ч 6 ВВП п.п. ВВП

Доходы 2663.2 13.2 2434.4 13.8 -0.6

втом числе:

Налог на прибыль организаций 678.0 3.3 606.7 3.4 -0.1

НДФЛ 725.9 3.6 637.0 3.6 0.0

Акцизы внутренние 152.5 0.7 132.2 0.7 0.0

Налог на совокупный доход 135.5 0.7 119.5 0.7 0.0

Налог на имущество 301.3 1.5 254.8 1.4 0.1

Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ 510.2 2.5 532.1 3.0 -0.5

Расходы 2346.0 11.6 2148.3 12.2 -0.6

Профицит (+) / Дефицит (-) 317.2 1.6 286.1 1.6 0.0

Справочно: оценка ВВП, млрд. руб. 20220 17577

Источник: Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

Основные параметры исполнения консолидированного бюджета субъектов РФ в январе-апреле 2012 и 2013 гг.

Динамика расходов консолидированного бюджета субъектов РФ за январь-апрель 2012 и 2013 гг.

Январь-апрель 2013 г. Январь-апрель 2012 г.. Отклонение,

млрд. руб. %ВВП млрд. руб. %ВВП п.п. ВВП

Расходы - всего 2346.0 11.6 2148.3 12.2 -0.6

в том числе:

Общегосударственные вопросы 153.1 0.7 136.3 0.8 -0.1

Национальная оборона 1.0 0.005 0.9 0.005 0.0

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 23.3 0.1 21.8 0.1 0.0

Национальная экономика 351.7 1.7 337.5 1.9 -0.2

Жилищно-коммунальное хозяйство 176.8 0.9 182.3 1.0 -0.1

Охрана окружающей среды 5.4 0.03 4.7 0.03 0.0

Образование 705.8 3.5 582.2 3.3 0.2

Культура и кинематография 81.6 0.4 73.0 0.4 0.0

Здравоохранение 362.1 1.8 360.2 2.0 -0.2

Социальная политика 405.7 2.0 379.1 2.1 -0.1

Физическая культура и спорт 42.0 0.2 37.1 0.2 0.0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СМИ 12.0 0.06 10.3 0.06 0.0

Обслуживание государственного и муниципального долга 22.1 0.1 16.8 0.09 0.01

Межбюджетные трансферты 3.4 0.02 5.8 0.03 -0.01

Источник: Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

Расходы консолидированного бюджета субъектов РФ по итогам января-апреля текущего года сократились относительно аналогичного периода 2012 г. по следующим разделам: «Общегосударственные вопросы» - на 0.1 п.п. ВВП, «Национальная экономика» - на 0.2 п.п. ВВП, «Жилищно-коммунальное хозяйство» - на 0.1 п.п. ВВП, «Здравоохранение» - на 0.2 п.п. ВВП, «Социальная политика» - на 0.1 п.п. ВВП, «Межбюджетные трансферты» - на 0.01 п.п. ВВП. За январь-апрель 2013 г. выросли расходы в долях ВВП относительно первых четырех месяцев предыдущего года по разделам «Образование» - на 0.2 п.п. ВВП и «Обслуживание государственного и муниципального долга» - на 0.01 п.п. ВВП. По остальным разделам расходы бюджетов субъектов РФ по итогам рассматриваемого периода остались на уровне соответствующего временного отрезка 2012 г.

Основные события в сфере бюджетной политики

Важнейшие проблемы и приоритетные задачи бюджетной политики на среднесрочную перспективу были сформулированы в июне текущего года в Бюджетном послании Президента

России1. В нем были обозначены проблемы снижения потенциала для роста доходной базы федерального бюджета за счет внешних источников и ограничения возможностей для ускоренной компенсации сокращающихся нефтегазовых доходов за счет ненефтегазовых, что требует выявления резервов и перераспределения их в пользу приоритетных направлений и проектов, прежде всего обеспечивающих решение поставленных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. задач и создающих условия для экономического роста.

Отметим, что еще в апреле 2013 г. Минэкономразвития России предупреждало, что рецессия в стране наступит осенью текущего года, если не будет принято необходимых мер по поддержке национальной экономики. В июне МВФ2 резко снизил прогноз по росту российского ВВП: в 2013 г. - с 3.4 до 2.5% и в 2014 г. - с 3.8 до 3.25% и вновь порекомендовал российскому правительству провести масштабную реформу экономической политики.

Замедление экономического роста и снижение бюджетных доходов вынуждают руководство страны использовать средства Фонда

1 http://kremlin.ru/acts/18332

2 http://www.csef.ru/index.php/ru/aktualno/5245-mvf-ponizil-prognoz-rosta-vvp-rossii

национального благосостояния для осуществления инфраструктурных проектов. Не ставя задачу анализа всех последствий реализации этого решения в рамках ежемесячного обзора, все же подчеркнем здесь, что инфраструктурные проекты, которые предполагается финан-

сировать из средств ФНБ на основе ГЧП на возвратной основе, являются долгосрочными, между тем как в настоящее время более целесообразным представляется решение проблемы повышения эффективности бюджетных расходов. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.