Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ'

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
25
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ / PUBLIC FINANCES / БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА / BUDGET POLICY / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / STRATEGIC PLANNING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тищенко Татьяна

В 2012 г. доходы федерального бюджета увеличились относительно предыдущего года на 0.6 п.п. ВВП. По итогам 11 месяцев 2012 г. произошло снижение по сравнению с аналогичным периодом прошлого года поступлений в доходную часть консолидированного бюджета субъектов РФ на 1.4 п.п. ВВП. В целом складывающуюся ситуацию с исполнением федерального и консолидированного бюджетов можно охарактеризовать на сегодняшний день как сбалансированную. Однако замедление темпов экономического роста и роста инвестиций при сохранении неопределенности относительно перспектив развития мировой экономики может иметь негативные последствия для российской бюджетной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The State Budget

In 2012, federal budget revenues increased by 0.6 p.p. of GDP against the previous year. As per results of 11 months of 2012, revenues to the consolidated budget of the Subjects of the Russian Federation have decreased by 1.4 p.p. of GDP as compared with the same period of the last year. In general, the situation with the execution of the federal and consolidated budgets can be estimated today as balanced. However, the slowdown in economic growth and investment rates at the background of sustained uncertainty in the prospects of the world economy development can provide a negative impact on the budget system.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ»

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ

Татьяна ТИЩЕНКО,

старший научный сотрудник Центра макроэкономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; старший научный сотрудник лаборатории бюджетной политики Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара, канд. экон. наук.

Окончила Уральский политехнический университет (г. Екатеринбург). Тел.: +7 (499) 502-95-08, e-mail: tishenko@iep.ru

В 2012 г. доходы федерального бюджета увеличились относительно предыдущего года на 0.6 п.п. ВВП. По итогам 11 месяцев 2012 г произошло снижение по сравнению с аналогичным периодом прошлого года поступлений в доходную часть консолидированного бюджета субъектов РФ на 1.4 п.п. ВВП. В целом складывающуюся ситуацию с исполнением федерального и консолидированного бюджетов можно охарактеризовать на сегодняшний день как сбалансированную. Однако замедление темпов экономического роста и роста инвестиций при сохранении неопределенности относительно перспектив развития мировой экономики может иметь негативные последствия для российской бюджетной системы.

Ключевые слова: государственные финансы, бюджетная политика, стратегическое планирование.

Предварительные оценки исполнения федерального бюджета за 2012 г.

По данным Минфина России, доходы федерального бюджета по итогам 2012 г. составили 12 858.3 млрд. руб. (21.0% ВВП), что на 0.6 п.п. ВВП превышает их значение за аналогичный период 2011 г. Расходы федерального бюджета при кассовом исполнении на уровне 99.6% за 2012 г. составили 12 871.1 млрд. руб. (21.0% ВВП), что на 1.4 п.п. ВВП выше их значения по итогам 2011 г. Нефтегазовые доходы выросли за год на 0.4 п.п. ВВП - до 6452.9 млрд. руб. (10.5% ВВП), кассовое исполнение по этому разделу доходов по итогам 2012 г. составило 100.7% к прогнозному значению.

В разрезе разделов федерального бюджета прирост расходов в долях ВВП за 2012 г. в срав-

нении с предыдущим годом наблюдался по разделам: «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» - на 0.8 п.п. ВВП, «Социальная политика» - на 0.7 п.п. ВВП, «Национальная оборона» - на 0.3 п.п. ВВП, «Здравоохранение» - на 0.1 п.п. ВВП. По трем разделам расходы федерального бюджета по итогам 2012 г. сократились относительно 2011 г., в том числе: «Межбюджетные трансферты» - на 0.2 п.п. ВВП, «Жилищно-коммунальное хозяйство» - на 0.1 п.п. ВВП, «Физическая культура и спорт» - на 0.01 п.п. ВВП. По остальным разделам расходы федерального бюджета за 2012 г. в долях ВВП остались на уровне предыдущего года.

В декабре 2012 г. Минфин России осуществил два платежа в пользу ОАО «Сбербанк Рос-

Основные параметры исполнения

федерального бюджета РФ в 2011 и 2012 гг.

2012 г. 2011 г. Исполнение, в% Отклонение

млрд. руб. ° 6 ВВП млрд. руб. % ВВП росписи на 2012 г. млрд. руб. п.п. ВВП

Доходы 12 858.3 21.0 11 367.6 20.4 99.6 1490.7 0.6

в том числе нефтегазовые 6452.9 10.5 5641.7 10.1 100.7 811.2 0.4

Расходы 12871.1 21.0 10 935.6 19.6 99.3 1935.5 1.4

в том числе:

Процентные расходы 320.0 0.5 262.7 0.5 96.4 57.3 0.0

Непроцентные расходы 12551.1 20.5 10 672.9 19.1 99.4 1878.2 1.4

Профицит (+)/ Дефицит (-) федерального бюджета -17.2 0.0 432.0 0.8 -449.2 -0.82

Ненефтегазовый дефицит -6470.1 -10.5 - 5209.7 -9.3 -1260.4 -1.2

Справочно: оценка ВВП, млрд. руб. 61 149.3 55 798.6

Источник: Министерство финансов РФ (предварительная оценка), Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им, Е.Т. Гайдара.

сии» в счет исполнения обязательств Российской Федерации по государственной гарантии Российской Федерации в размере:

• 1.6 млрд. руб. - по обязательствам ОАО «ЛМЗ "Свободный сокол"», предоставленным в 2009 г.;

• 1.5 млрд. руб. - по обязательствам ОАО «Волгоградский завод железобетонных изделий № 1», предоставленным в 2010 г. Перечень системообразующих организаций, имеющих стратегическое значение,

в который входят два упомянутых выше предприятия, был утвержден правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики в конце декабря 2008 г. в рамках антикризисных мер Правительства РФ. Однако обоснованность включения некоторых организаций в данный перечень и необходимость предоставления государственных гарантий в отношении кредитов, выданных уже в посткризисный период, вызывают определенные сомнения. Например, Липецкий металлургический завод «Свободный сокол» не является, с учетом масштабов деятельности в этом же регионе Новолипецкого металлургического комбината, системообразующим предприятием или производителем инновационной продукции (по данным ежеквартальной отчетности, нематериальные активы завода оцениваются в 45 тыс. руб.). Кроме того, основные акционеры компании являются

юридическими лицами, зарегистрированными за пределами Российской Федерации.

Несмотря на существенный прирост расходов федерального бюджета в 2012 г. - на 1.4 п.п. ВВП относительно предыдущего года -и замедление темпов роста доходов, дефицит бюджета в 2012 г. вырос только на 0.8 п.п. ВВП относительно 2011 г. и составил 17.2 млрд. руб., или 0.02% ВВП. Ненефтегазовый дефицит в 2012 г. увеличился на 1.2 п.п. ВВП, при этом нефтегазовые доходы бюджета выросли на 0.4 п.п. ВВП и составили 50.1% в общем объеме доходов федерального бюджета в 2012 г. против 49.7% от доходов в 2011 г.

Объем Резервного фонда на 01.01.2013 равнялся 1885.7 млрд. руб., объем Фонда национального благосостояния - 2690.6 млрд. руб.

Анализ основных параметров исполнения консолидированного бюджета субъектов РФ за январь-ноябрь 2012 г.

Консолидированный бюджет субъектов РФ за январь-ноябрь 2012 г. исполнен с профицитом в размере 236.4 млрд. руб. (0.4% ВВП) при кассовом исполнении бюджета по расходам на уровне 76.2%. Доходы консолидированного бюджета за этот период составили 7150.7 млрд. руб. (12.9% ВВП), расходы -6914.3 млрд. руб. (12.5% ВВП). По сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

2012 г._2011 г._ Отклонение,

млрд. руб. % ВВП млрд. руб. % ВВП ВВП

12871.1 21.0 10935.6 19.6 1.4

в том числе:

Общегосударственные вопросы 796.3 1.3 777.7 1.3 0.0

Национальная оборона 1812.8 3.0 1515.9 2.7 0.3

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 1833.0 3.0 1259.8 2.2 0.8

Национальная экономика 1968.2 3.2 1790.1 3.2 0.0

Жилищно-коммунальное хозяйство 228.8 0.4 279.8 0.5 -0.1

Охрана окружающей среды 22.5 0.03 17.6 0.03 0.0

Образование 603.8 1.0 533.4 1.0 0.0

Культура и кинематография 89.8 0.1 83.8 0.1 0.0

Здравоохранение 613.9 1.0 499.5 0.9 0.1

Социальная политика 3859.5 6.3 3128.5 5.6 0.7

Физическая культура и спорт 45.7 0.07 44.2 0.08 -0.01

СМИ 77.5 0.1 61.1 0.1 0.0

Обслуживание государственного долга 320.0 0.5 262.7 0.5 0.0

Межбюджетные трансферты 598.9 1.0 651.2 1.2 -0.2

Источник: Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

Динамика расходов федерального бюджета за 2011 и 2012 гг.

Расходы - всего

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ

Январь-ноябрь 2012 г. Январь-ноябрь 2011 г. Отклонение,

млрд. руб. %ВВП млрд. руб. %ВВП п.п. ВВП

Доходы 7150.7 12.9 6928.4 14.3 -1.4

в том числе:

Налог на прибыль организаций 1844.2 3.3 1806.5 3.7 -0.4

НДФЛ 1940.3 3.5 1699.2 3.5 0.0

Акцизы на товары, производимые на территории РФ 403.4 0.7 339.7 0.7 0.0

Налог на имущество 759.2 1.4 660.0 1.4 0.0

Налог на совокупный доход 264.2 0.4 208.3 0.4 0.0

Расходы 6914.3 12.5 6156.7 12.7 -0.2

Профицит (+) / Дефицит (-) консолидированного бюджета субъектов РФ 236.4 0.4 771.7 1.6 -1.2

Справочно: оценка ВВП, млрд. руб. 55460 48541

Источник: Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

произошло снижение поступлений в доходную часть бюджета на 1.4 п.п. ВВП, расходы сократились на 0.2 п.п. ВВП. Тем не менее даже при таком сокращении доходов за 11 месяцев 2012 г. относительно предыдущего года, по предварительным данным Минфина России, доходы субъектов РФ по итогам 2012 г. на 250 млрд. руб. превысили первоначальный прогноз1 в объеме 7900 млрд. руб.

Сравнение поступлений налогов и платежей в консолидированный бюджет субъектов РФ за 11 месяцев 2012 г. с поступлениями за аналогичный период предыдущего года показывает:

• снижение поступлений по налогу на прибыль в долях ВВП на 0.4 п.п. ВВП; в абсолютном выражении по данному налогу в 2012 г. поступило 1844.2 млрд. руб. против 1806.5 млрд. руб. в 2011 г.;

• оцененные в долях ВВП поступления по НДФЛ остались прежними (3.5% ВВП), так же как и по внутренним акцизам (0.7% ВВП), по налогу на имущество (1.4% ВВП), по налогу на совокупный доход (0.4% ВВП).

По итогам 11 месяцев 2012 г. профицит бюджета сохранился в подавляющем большинстве

Основные параметры исполнения консолидированного бюджета субъектов РФ в январе-ноябре 2011 и 2012 гг.

Январь-ноябрь 2012 г. Январь-ноябрь 2011 г. Отклонение,

млрд. руб. %ВВП млрд. руб. %ВВП п.п. ВВП

Расходы - всего 6914.3 12.5 6156.7 12.7 -0.2

в том числе:

Общегосударственные вопросы 423.5 0.7 390.8 0.8 -0.1

Национальная оборона 3.2 0.0 2.8 0.0 0.0

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 73.9 0.1 221.8 0.5 -0.4

Национальная экономика 1233.3 2.2 1004.5 2.1 0.1

Жилищно-коммунальное хозяйство 691.9 1.2 731.7 1.5 -0.3

Охрана окружающей среды 16.7 0.03 13.5 0.03 0.0

Образование 1767.2 3.2 1425.9 2.9 0.3

Культура, кинематография 219.7 0.4 188.6 0.4 0.0

Здравоохранение 1142.5 2.0 958.1 2.0 0.0

Социальная политика 1107.3 2.0 1010.9 2.1 -0.1

Физическая культура и спорт 124.8 0.2 108.6 0.2 0.0

СМИ 32.2 0.05 27.9 0.05 0.0

Межбюджетные трансферты 18.1 0.0 14.1 0.0 0.0

Обслуживание государственного и муниципального долга 59.7 0.1 56.9 0.1 0.0

Источник: Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

Динамика расходов консолидированного бюджета субъектов РФ за январь-ноябрь 2011 и 2012 гг.

1 http://www.minfin.ru

регионов и только в 7 субъектах РФ консолидированный бюджет был исполнен с дефицитом.

Расходы консолидированного бюджета субъектов РФ за январь-ноябрь 2012 г. сократились относительно аналогичного периода 2011 г. на 0.2 п.п. ВВП при кассовом исполнении на уровне 76.2% (в январе-ноябре 2011 г. - 73.5%) -за счет расходов по разделам: «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» - на 0.4 п.п. ВВП, «Жилищно-коммунальное хозяйство» - на 0.3 п.п. ВВП, «Общегосударственные вопросы» и «Социальная политика» - на 0.1 п.п. ВВП по каждому. Рост расходов региональных бюджетов за январь-ноябрь 2012 г. относительно аналогичного периода предыдущего года был зафиксирован только по разделу «Образование» - на 0.3 п.п. ВВП.

Долг консолидированного бюджета субъектов РФ на 01.12.2012 составил 1164.8 млрд. руб., или 16.8% от их доходов за 11 месяцев 2011 г. В 2013 г. в связи с финансированием социальных обязательств по исполнению указов Президента от 7 мая 2012 г. за счет консолидированного бюджета субъектов РФ объем государственного долга, по предварительным оценкам Минфина России, может увеличиться на 11%.

Таким образом, при сохранении тенденции к снижению темпов роста поступлений в региональные бюджеты в 2013 г. ряду субъектов РФ, возможно, потребуется дополнительная помощь от федерального бюджета. Тем самым в наступившем году состояние региональных бюджетов может стать одним из негативных внутренних факторов, влияющих на устойчивость финансовой системы страны в целом. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.