Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ ДЛЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ОБЪЕКТ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ'

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ ДЛЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ОБЪЕКТ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
465
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ЗАКУПКИ / ВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / БЮДЖЕТ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / МОНИТОРИНГ / ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Суровцева Светлана Владимировна, Дианов Дмитрий Владимирович

Рассматриваются вопросы государственных закупок для материально-технического обеспечения органов внутренних дел для уточнения их сущности и границ в рамках проведения статистического анализа. Показана необходимость применения комплексной статистической оценки эффективности системы государственных закупок в целях материально-технического обеспечения подразделений ОВД. Проанализированы этапы развития нормативного правового регулирования контрактной системы в сфере закупок. Дана характеристика стадиям выполнения закупок в привязке к блокам учетно-информационной системы и задачам статистического анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Суровцева Светлана Владимировна, Дианов Дмитрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC PROCUREMENT FOR MATERIAL AND TECHNICAL SUPPORT OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION AS AN OBJECT OF STATISTICAL RESEARCH

The scientific article deals with the issues of public procurement for material and technical support of internal affairs bodies in order to clarify their essence and boundaries in the framework of statistical analysis. The need of a complex statistical estimation of efficiency of the system of public procurement in order to logistics of ATS units. The stages of development of the regulatory legal regulation of the contract system in the field of procurement are analyzed. The article describes the stages of procurement execution in relation to the blocks of the accounting and information system and tasks of statistical analysis.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ ДЛЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ОБЪЕКТ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»

УДК 339.37 DOI 10.24411/2073-0454-2020-10497

ББК 65.442 © С.В. Суровцева, Д.В. Дианов, 2020

Научная специальность 08.00.12 — бухгалтерский учет, статистика

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ ДЛЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ОБЪЕКТ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Светлана Владимировна Суровцева, старший специалист отделения централизованного снабжения Центр специального назначения в области обеспечения безопасности дорожного движения (121170, Москва, ул. Поклонная, д. 17) E-mail: ssurovtceva3@mvd.ru

Дмитрий Владимирович Дианов, профессор кафедры экономической безопасности, финансов и экономического анализа, доктор экономических наук, профессор

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: skad71@mail.ru

Аннотация. Рассматриваются вопросы государственных закупок для материально-технического обеспечения органов внутренних дел для уточнения их сущности и границ в рамках проведения статистического анализа. Показана необходимость применения комплексной статистической оценки эффективности системы государственных закупок в целях материально-технического обеспечения подразделений ОВД. Проанализированы этапы развития нормативного правового регулирования контрактной системы в сфере закупок. Дана характеристика стадиям выполнения закупок в привязке к блокам учетно-информационной системы и задачам статистического анализа.

Ключевые слова: статистический анализ, закупки, ведомственный контроль, материально-техническое обеспечение, бюджет, прогнозирование, мониторинг, технологии.

PUBLIC PROCUREMENT FOR MATERIAL AND TECHNICAL SUPPORT OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION AS AN OBJECT OF STATISTICAL RESEARCH

Svetlana V. Surovtseva, Senior Specialist of the Department of centralized supply Special purpose center for road safety (17 Poklonnaya str., Moscow, 121170) E-mail: ssurovtceva3@mvd.ru

Dmitry V. Dianov, Professor of the Department of Economic Security, Finance and Economic Analysis, Doctor of Economic Sciences, Professor

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, st. Akademika

Volgina, d. 12)

E-mail: skad71@mail.ru

Abstract. The scientific article deals with the issues of public procurement for material and technical support of internal affairs bodies in order to clarify their essence and boundaries in the framework of statistical analysis. The need of a complex statistical estimation of efficiency of the system of public procurement in order to logistics of ATS units. The stages of development of the regulatory legal regulation of the contract system in the field of procurement are analyzed. The article describes the stages of procurement execution in relation to the blocks of the accounting and information system and tasks of statistical analysis. Keywords: statistical analysis, procurement, departmental control, logistics, budget, and forecasting, monitoring, technology.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Суровцева С.В., Дианов Д.В. Государственные закупки для материально-технического обеспечения органов внутренних дел Российской Федерации как объект статистического исследования. Вестник Московского университета МВД России. 2020(8):274-7.

В настоящее время ведомственные системы го- расходования бюджетных средств, и помимо инстру-сударственных закупок являются основной формой мента, обеспечивающего потребности материально-

технического обеспечения правоохранительных органов, являются формой реализации экономической политики Российской Федерации, направленной, в том числе, и на противодействие коррупции. Проблемой материально-технического обеспечения министерств и ведомств является необходимость постоянной адаптации государственных закупок к изменяющемуся нормативному правовому регулированию данного вида экономической деятельности, к трансформациям, вызванным высокими темпами развития компьютерных и телекоммуникационных технологий, к изменениям производственно-хозяйственных связей, а также меняющимся потребностям и условиям хозяйственной деятельности национальных производителей.

В условиях экономических санкций и повышения требований к уровню качества предоставляемых видов товаров и услуг проблема комплексного анализа государственных закупок выглядит достаточно остро. В значительной мере это проявляется при закупках технологически сложной и наукоемкой продукции.

В условиях трансформации инструментов и механизмов системы государственных закупок в целях повышения качества и эффективности управления государственными ресурсами, вопросы комплексной оценки функционирования ведомственных закупочных систем приобретают особую актуальность. Принимая во внимание то обстоятельство, что одной из основных форм расходования средств государственного бюджета становятся государственные (муниципальные) закупки, потребность в объективной и качественной информации об эффективности закупочного процесса существенно возрастает.

При этом использование результатов комплексного анализа закупаемой продукции посредством государственных заказов способно оказать положительное влияние на динамику цен, надежность поставок и уровень качества продукции и услуг, сформулировать приоритеты финансирования и реализовать тем самым организационно-экономический потенциал, заложенный в институте государственных (муниципальных) закупок.

Понимание эффективности системы государственных закупок в целях материально-технического обеспечения подразделений органов внутренних дел невозможно без комплексной статистической оценки ее реального состояния, закономерностей, а также основных тенденций и влияющих на неё факторов.

К основным показателям, характеризующим сферу госзакупок в ОВД можно отнести: показатель потребности территориальных подразделений МВД России, в

рамках доведенных лимитов бюджетных обязательств; показатель планирования закупок согласно плану-графику; показатель экономии бюджетных средств при заключении контрактов; показатель исполнения контрактов без штрафов и неустоек; показатель обоснованности закупленных товаров, работ, услуг.

На процессы в сфере госзакупок влияет принятие новых нормативных правовых актов и регламентов. Так, например, анализ заявок, представленных территориальными органами МВД России на региональном уровне, на изготовление и поставку государственных регистрационных знаков, с целью предоставления государственных услуг связанных с регистрацией авто-мототранспортных средств, с учетом объема за аналогичный период, показал, что в ряде регионов с высокой плотностью населения наблюдается тенденция к снижению потребности в государственных регистрационных знаках в среднем на 20-40%, напротив, в регионах с низкой плотностью населения отмечается рост потребности в среднем на 30-50%. Такие изменения в объемах государственных регистрационных знаков во многом могло спровоцировать, вступление в силу постановления Правительства РФ от 21.12.2019г. № 1764 «О государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ».

Материально-техническое обеспечение органов внутренних дел Российской Федерации, внутренних войск МВД России, организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России, производится в соответствии с Единым планом снабжения подразделений МВД России, штатными расписаниями, табелями и нормами довольствия (положенности), а в некоторых случаях на основании заявок подразделений МВД России. В силу масштабов бюджетного финансирования и характера решаемых задач, государственные закупки для целей правоохранительных органов как объект статистического исследования представляют особый интерес.

В целях совершенствования и реализации единой политики материально-технического обеспечения в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, приказом МВД России от 5 марта 2014 года № 135 «Об организации материально технического обеспечения в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации» утверждена Инструкция, устанавливающая Порядок организации материально-технического обеспечения в системе Министерства

внутренних дел Российской Федерации1.

В настоящее время вопросы ведомственного контроля регламентируются Приказом МВД от 16 мая 2016 года № 247 «Об утверждении Регламента проведения Министерством внутренних дел Российской Федерации ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд»2.

Основы существующего ведомственного нормативного правового регулирования были заложены в начале 90-хх годов. Именно тогда, помимо решения вопросов организации поставок для государственных нужд, была заложена и основа системы мер по предотвращению коррупции. В этой связи следует выделить Указа Президента РФ от 08.04.1997 №305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд»3.

Данный указ был принят в целях обеспечения эффективного расходования средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, а также пресечения злоупотреблений со стороны государственных служащих служебным положением при организации закупок продукции. Он оказал серьезное воздействие на сферу госзакупок и принятие необходимых федеральных законов и в целом достиг поставленных целей.

Позднее был принят федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», который сформировал понятие «институт государственных закупок»4.

Принятие данного нормативного правового акта заложило основы конкуренции и равного доступа к рынку государственного и муниципального заказа для всех хозяйствующих субъектов, существенно воз-

1 Приказ МВД России от 5 марта 2014 года № 135 (ред. от 18.11.2019) «Об организации материально технического обеспечения в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://77.мвд.рф/documents/приказы-мвд-рроссии/item/8853803 (дата обращения 14.07.2020).

2 Приказ МВД от 16 мая 2016 года № 247 (ред. от 02.08.2017) «Об утверждении Регламента проведения Министерством внутренних дел Российской Федерации ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд» // «Бюллетень нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти», № 29, 18 июля 2016.

3 Указ Президента РФ от 08.04.1997 №305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд» // «Сборник законодательства РФ», №15, 14 апреля 1997 г.

4 Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении

заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» // «Российская газета», № 3832, 28 июля 2005 г.

росла информационная открытость государственного заказа. В ходе реализации указанного закона возникло государственное регулирование государственных закупок, которое институционально закрепилось в виде норм и санкций за их нарушение. Однако, как показала практика, не все проблемы были решены. Так, серьезные ограничения полномочий заказчиков не способствовали созданию эффективного механизма формирования ответственности за своевременное и качественное исполнение контракта. Действительно, исключительно бюджетная экономия не всегда может выступать единственно верным критерием выбора поставщика, особенно в случаях обеспечения служебной деятельности органов внутренних дел. Это в полной мере позволяет говорить о необходимости рассмотрения вопроса выделения отдельного «правоохранительного сектора» в системе национального хозяйства.

Однако приблизиться к окончательному решению этого вопроса можно исключительно через изучение особенностей функционирования и структуры рынка закупок, а также потенциальных поставщиков, способных обеспечить на должном уровне качества задачи материально-технического снабжения правоохранительных органов. Требуется исследование и осмысление влияния возрастающего уровня коммерциализации снабжения правоохранительных структур на качество продукции в контексте неукоснительного выполнения служебных задач.

С целью значительного расширения сферы правового регулирования в рамках контрактной системы и существенного увеличения объема обязанностей заказчиков, уполномоченных органов, связанных с планированием и исполнением контрактов, с 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»5.

С 31 декабря 2017 вступили в силу положения, направленные на унификацию положений о закупке. Так, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления получили право утверждать типовое положение о закупке, а также определять учреждения, для которых применение типового положения является обязательным. «На конец отчетного периода в Единой информационной системе идентифицировано 324 типовых положений о

5 Федеральный закон от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ(ред. от 08.06.2020)<Ю контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // «Российская га зета», № 80, 12 ап реля 2008 г.

закупке, утвержденных федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления»1.

Порядок осуществления ведомственного контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд устанавливается Постановлением Правительства от 10 февраля 2014 года № 89 «Об утверждении Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд»2.

Вообще, контрактная система в сфере закупок организационно представляет собой ряд последовательных этапов:

• во-первых, прогнозирование и установление потребности закупок, в основе которых лежит анализ уже осуществленных закупок за конкретный период по конкретному направлению и в целом, с целью определения потребности в товарах, работах, услугах в течение предстоящего закупочного периода;

• во-вторых, обоснование закупок и формирование плана-графика на проведение закупок, что предполагает обоснование потребности в закупке с указанием объема и начальной (максимальной) цены закупаемой продукции, а также сроков;

1 Мониторинг применения Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в 2019 году. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/contracts/ purcllases/?id_38=130752-moшtoring_primeneшya_federalnogo_zakona_

ot_18_iyulya_2011_g.__223-fz_o_zakupkakh_tovarov_rabot_uslug_

otdelnymi_vidami_yuridicheskikh_Hts_v_2019_godu (дата обращения 14.07.2020).

2 Постановление Правительства от 10 февраля 2014 года № 89 «Об утверждении Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд» [Электронный ресурс: официальный интернет-портал правовой информации] // Режим доступа: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102171157 (дата обращения: 14.07.2020).

• в-третьих, осуществление закупки — проведение закупочной процедуры, в том числе прием заявок потенциальных поставщиков, оценка этих заявок в соответствии с критериями закупочной документации, выбор и объявление победителя, подписание договора;

• в-четвертых, исполнения договора — контроль за соблюдением сроков исполнения договора, оплаты по обязательствам, качеством поставляемых товаров (работ, услуг);

• в-пятых, мониторинг эффективности закупки — полное удовлетворение государственных и муниципальных нужд в запланированном объеме и качестве, при условии эффективного расходования бюджетных средств, при необходимости проведение качественной экспертизы результатов и этапов исполнения контракта.

На каждой стадии выполнения закупок необходим мониторинг, контроль, надзор и аудит, целью которого является сквозной контроль закупочного цикла в целом, определение соответствия затраченных средств достигнутому результату. В идеале, каждомуэтапу должен соответствовать отдельный блок учетно-ин-формационной системы, используемый, в том числе в целях оценки и статистического исследования. Хотя на наш взгляд, внедрение современных информационных и телекоммуникационных технологий в сферу закупочной деятельности хотя и является важным, но при этом не всегда достаточным условием получения максимального эффекта в рамках контрактной системы. Эти технологии должны способствовать эффективному применению научных методов с одной стороны, и иметь возможность интегрировать компетенции и профессиональный опыт сотрудников, с другой, т.е. за счет систематизации ранее полученныхзнаний обеспечивать эффективное использование накопленного опыта сотрудниками ОВД, отвечающими за их материально-техническое снабжение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.