Научная статья на тему 'Правовые и экономические инструменты осуществления государственного финансового контроля в сфере закупок'

Правовые и экономические инструменты осуществления государственного финансового контроля в сфере закупок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
757
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / АУДИТ / АУДИТ ЭФФЕКТИВНОСТИ / МОНИТОРИНГ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АНТИМОНОПОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ / ЗАКУПКИ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / АНТИМОНОПОЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНЫ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ / БАНКОВСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / КАЗНАЧЕЙСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / КЛАССИФИКАЦИЯ МЕРОПРИЯТИЙ / STATE FINANCIAL CONTROL / AUDIT / EFFICIENCY AUDIT / MONITORING / STATE ANTIMONOPOLY CONTROL / PROCUREMENT / INTERNAL AFFAIRS BODIES / ANTIMONOPOLY AUTHORITIES / FINANCIAL AUTHORITIES / INTERNAL FINANCIAL CONTROL BODIES / BANKING SECURITY / TREASURY SECURITY / CLASSIFICATION OF ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Самолысов П. В., Белова С. Н.

Об актуальности рассмотрения данной темы свидетельствует состояние соблюдения требований нормативных правовых актов, исполнительской дисциплины, особенно в сфере финансово-экономической деятельности, а также состояние экономической преступности. Одним из актуальных направлений в развитии государственного финансового контроля в сфере закупок является вопрос разработки и внедрения правовых инструментов и механизмов осуществления контроля, что подтверждается предпринимаемыми попытками по разработке соответствующих стандартов и руководств на международном и национальном уровнях. Общеизвестно, что институт государственных закупок касается в основном деятельности бюджета на федеральном, региональном или местном уровнях в части их расходования. В связи с этим возникает необходимость исследования проблем осуществления государственного финансового контроля в сфере закупок, а также вопросов эффективного управления финансами и расходования средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Постановка проблемы: предотвращение коррупции и обеспечение прозрачности в сфере закупок, а также целевое использование бюджетных средств нуждаются в действенных инструментах финансового контроля контрактной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг. Методы исследования: в данном исследовании использованы общенаучные, частнонаучные и специальные методы познания, в том числе метод анализа и синтеза, логический, комплексный, системно-структурный, функциональный, формально-юридический, статистический, классификации, позволившие провести анализ инструментов осуществления государственного финансового контроля в сфере закупок. Результаты и ключевые выводы: отмечаются несовершенство проведения аудита (в том числе аудита эффективности) в сфере закупок, недостатки в части проведения мониторинга закупок, осуществления казначейского сопровождения и банковского сопровождения контракта. Определяется необходимость их дальнейшего совершенствования. Поднимаются проблемы оптимизации данных функций. В этих целях предлагается следующее: государственный финансовый контроль в сфере закупок рассматривать в разрезе правовых и экономических инструментов, которые направлены на достижение заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд, а именно: авторское представление структуры аудита эффективности государственных средств в сфере закупок для государственных нужд; методику мониторинга в сфере закупок; предложения в части совершенствования казначейского сопровождения в сфере закупок; мероприятия в части банковского сопровождения в сфере закупок. Кроме того, предложена авторская классификация мероприятий по совершенствованию финансового контроля в сфере государственных закупок и проанализированы направление деятельности подразделений и организаций системы МВД России в рассматриваемой сфере. Таким образом, важными результатами проведенного исследования являются: разработка поставленных проблем, которые долгое время оставалась вне внимания специалистов, а также существенная новизна введенного в оборот фактического материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL AND ECONOMIC INSTRUMENTS FOR STATE FINANCIAL CONTROL IN THE FIELD OF PROCUREMENT

The relevance of this topic is confirmed by the state of compliance with the requirements of regulatory legal acts, performance discipline, especially in the field of financial and economic activities, as well as the state of economic crime. One of the most important areas of development of state financial control in the field of procurement is the development and implementation of legal instruments and control mechanisms, which is confirmed by attempts to develop appropriate standards and guidelines at the international and national levels. It is well known that the Institute of public procurement mainly concerns budgetary activities at the Federal, regional or local levels in terms of their expenditure. In this regard, there is a need to study the problems of state financial control in the field of procurement, as well as issues of effective financial management and spending of budget funds of the budget system of the Russian Federation. The problem statement: prevention of corruption and ensuring transparency of procurement, as well as targeted use of budget funds require effective tools for financial control of the contract system in the procurement of goods, works and services. The research methods: this study uses General scientific, private scientific and special methods of knowledge, including the method of analysis and synthesis, logical, complex, system-structural, functional, formal-legal, statistical, classification, which allowed us to analyze the tools of state financial control in the field of procurement. The results and key conclusions: there are shortcomings in conducting audits (including performance audits) in the procurement sector, shortcomings in monitoring procurement, Treasury support and Bank support of the contract. The necessity of their further improvement is determined. Tasks of optimization of these functions are set. For these purposes we propose: the state financial control in procurement to consider in the context of legal and economic instruments aimed at achieving the desired results of ensuring state and municipal needs, namely: author’s representation of the structure of effective audit of the use of public funds in procurement for state needs; monitoring methods in the field of procurement; proposals for the improvement of Treasury support in the field of procurement; action on Bank support in the area of procurement. In addition, the author offers a classification of measures to improve financial control in the field of public procurement and analyzes the activities of divisions and organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia in this area. Thus, the important results of the research are: the development of problems that have long been ignored by specialists, as well as the significant novelty of the actual material introduced into circulation.

Текст научной работы на тему «Правовые и экономические инструменты осуществления государственного финансового контроля в сфере закупок»

П. В. САМОЛЫСОВ,

доцент кафедры организации финансово-экономического, материально-технического и медицинского обеспечения, кандидат педагогических наук, доцент Академия управления МВД России Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8

E-mail: [email protected]

ORCID 0000-0002-3645-3234 С. Н. БЕЛОВА,

старший преподаватель кафедры организации финансово-экономического, материально-технического и медицинского обеспечения, кандидат экономических наук Академия управления МВД России Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8

E-mail: [email protected]

Научная специальность: 12.00.14 — административное право;

административный процесс.

УДК 336.02:34.01

Дата поступления: 14 апреля 2020 г.

Дата принятия статьи в печать: 15 июня 2020 г.

P. V. SAMOLYSOV,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Organization of Financial, Economic, Material, Technical and Medical Support Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: [email protected]

S. N. BELOVA,

Candidate of Economic Sciences,

Senior Lecturer of the Department of Organization

of Financial, Economic, Material,

Technical and Medical Support

Management Academy of the Ministry

of the Interior of Russia

Russian Federation, 125171, Moscow,

Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8

E-mail: [email protected]

Scientific specialty: 12.00.14 —Administrative Law; Administrative Process.

Правовые и экономические инструменты осуществления государственного финансового контроля в сфере закупок

Legal and economic instruments for state financial control in the field of procurement

Аннотация

Об актуальности рассмотрения данной темы свидетельствует состояние соблюдения требований нормативных правовых актов, исполнительской дисциплины, особенно в сфере финансово-экономической деятельности, а также состояние экономической преступности. Одним из актуальных направлений в развитии государственного финансового контроля в сфере закупок является вопрос разработки и внедрения правовых инструментов и механизмов осуществления контроля, что подтверждается предпринимаемыми попытками по разработке соответствующих стандартов и руководств на международном и национальном уровнях. Об-

Annotation

The relevance of this topic is confirmed by the state of compliance with the requirements of regulatory legal acts, performance discipline, especially in the field of financial and economic activities, as well as the state of economic crime. One of the most important areas of development of state financial control in the field of procurement is the development and implementation of legal instruments and control mechanisms, which is confirmed by attempts to develop appropriate standards and guidelines at the international and national levels. It is well known that the Institute of public procurement mainly concerns budgetary activities at the

22

щеизвестно, что институт государственных закупок касается в основном деятельности бюджета на федеральном, региональном или местном уровнях в части их расходования. В связи с этим возникает необходимость исследования проблем осуществления государственного финансового контроля в сфере закупок, а также вопросов эффективного управления финансами и расходования средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Постановка проблемы: предотвращение коррупции и обеспечение прозрачности в сфере закупок, а также целевое использование бюджетных средств нуждаются в действенных инструментах финансового контроля контрактной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг.

Методы исследования: в данном исследовании использованы общенаучные, частнонаучные и специальные методы познания, в том числе метод анализа и синтеза, логический, комплексный, системно-структурный, функциональный, формально-юридический, статистический, классификации, позволившие провести анализ инструментов осуществления государственного финансового контроля в сфере закупок.

Результаты и ключевые выводы: отмечаются несовершенство проведения аудита (в том числе аудита эффективности) в сфере закупок, недостатки в части проведения мониторинга закупок, осуществления казначейского сопровождения и банковского сопровождения контракта. Определяется необходимость их дальнейшего совершенствования. Поднимаются проблемы оптимизации данных функций. В этих целях предлагается следующее: государственный финансовый контроль в сфере закупок рассматривать в разрезе правовых и экономических инструментов, которые направлены на достижение заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд, а именно: авторское представление структуры аудита эффективности государственных средств в сфере закупок для государственных нужд; методику мониторинга в сфере закупок; предложения в части совершенствования казначейского сопровождения в сфере закупок; мероприятия в части банковского сопровождения в сфере закупок. Кроме того, предложена авторская классификация мероприятий по совершенствованию финансового контроля в сфере государственных закупок и проанализированы направление деятельности подразделений и организаций системы МВД России в рассматриваемой сфере. Таким образом, важными результатами проведенного исследования являются: разработка поставленных проблем, которые долгое время оставалась вне внимания специалистов, а также существенная новизна введенного в оборот фактического материала.

Federal, regional or local levels in terms of their expenditure. In this regard, there is a need to study the problems of state financial control in the field of procurement, as well as issues of effective financial management and spending of budget funds of the budget system of the Russian Federation.

The problem statement: prevention of corruption and ensuring transparency of procurement, as well as targeted use of budget funds require effective tools for financial control of the contract system in the procurement of goods, works and services.

The research methods: this study uses General scientific, private scientific and special methods of knowledge, including the method of analysis and synthesis, logical, complex, system-structural, functional, formal-legal, statistical, classification, which allowed us to analyze the tools of state financial control in the field of procurement.

The results and key conclusions: there are shortcomings in conducting audits (including performance audits) in the procurement sector, shortcomings in monitoring procurement, Treasury support and Bank support of the contract. The necessity of their further improvement is determined. Tasks of optimization of these functions are set. For these purposes we propose: the state financial control in procurement to consider in the context of legal and economic instruments aimed at achieving the desired results of ensuring state and municipal needs, namely: author's representation of the structure of effective audit of the use of public funds in procurement for state needs; monitoring methods in the field of procurement; proposals for the improvement of Treasury support in the field of procurement; action on Bank support in the area of procurement. In addition, the author offers a classification of measures to improve financial control in the field of public procurement and analyzes the activities of divisions and organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia in this area. Thus, the important results of the research are: the development of problems that have long been ignored by specialists, as well as the significant novelty of the actual material introduced into circulation.

Ключевые слова: государственный финансовый контроль; аудит; аудит эффективности; мониторинг; государственный антимонопольный контроль; закупки; органы внутренних дел; антимонопольные органы; финансовые органы; органы внутреннего финансового контроля; банковское сопровождение; казначейское сопровождение; классификация мероприятий.

Key words: state financial control; audit; efficiency audit; monitoring; state Antimonopoly control; procurement; internal Affairs bodies; Antimonopoly authorities; financial authorities; internal financial control bodies; banking security; Treasury security; classification of activities.

Эффективная система государственного финансового контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд является гарантом повышения эффективности и результативности обеспечения гласности и прозрачности осуществления закупок, предупреждения коррупции и других нарушений в исследуемой сфере [4, 10].

По мнению некоторых авторов, под результативностью расходования средств федерального и регионального бюджетов понимается соотношение фактических показателей деятельности обследуемой организации плановым (прогнозируемым). При этом необходимо предусмотреть все варианты развития событий с минимальными ошибками, научиться контролировать эффективность принимаемых управленческих решений в двух аспектах (экономической или социальной выгоды) как на современном, так и планируемом периодах, даже если такие решения исполняются в период вступивших в силу и уже действующих нормативно-правовых норм [8].

Институт государственных закупок касается в основном деятельности бюджета на федеральном, региональном или местном уровнях в части их расходования. В связи с этим возникает необходимость исследования проблем осуществления государственного финансового контроля в сфере закупок, а также вопросов эффективного управления финансами и расходования средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Удовлетворение перспективных потребностей достигается государством путем долгосрочного прогнозирования и планирования [1].

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ1 (далее — Закон о контрактной системе) законодательство о контрактной системе основывается на положениях Бюджетного кодекса Российской Фе-

1 О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: федер. закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ // СЗ. РФ. 2013. № 14. Ст. 1652.

дерации2 (далее — БК РФ). При проведении процедур закупок товаров, работ, услуг заказчиками используются бюджетные средства, в целях осуществления качественного и всестороннего финансового контроля охватываются вопросы по эффективному использованию заказчиками бюджетных средств при осуществлении закупок.

В соответствии со ст. 34 БК РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Ключевыми направлениями в развитии государственного финансового контроля в сфере закупок является разработка и внедрение правовых и экономических инструментов осуществления финансового контроля. Актуальность данного направления подтверждается попытками разработки соответствующих документов на национальных, наднациональных и международных уровнях.

В Лимской декларации руководящих принципов контроля, принятой IX Конгрессом Международной организации высших контрольных органов (ИНТОСАИ) в 1977 г., отмечено, что «контроль — не самоцель, а неотъемлемая часть системы регулирования, целью которой является вскрытие отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов, законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на возможно более ранней стадии с тем, чтобы иметь возможность принять корректирующие меры, в отдельных случаях, привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненный ущерб или осуществить мероприя-

2 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // СЗ. РФ. 1998. № 31. Ст. 3823.

24

тия по предотвращению или сокращению таких нарушений в будущем»3.

На уровне Единого экономического пространства в Договоре о ЕАЭС в разделе XXII «Государственные (муниципальные) закупки»4 в сфере закупок регламентировано, что поскольку осуществление контроля за соблюдением законодательства о закупках является основной целью обеспечения прав и законных интересов лиц, поэтому каждое из государств-участников на основании своего национального законодательства формирует регулирующие и (или) контролирующие органы власти в сфере закупок, наделяя их соответствующими полномочиями.

Действующий в России Закон о контрактной системе наряду с контролем в сфере закупок включает в себя еще мониторинг и аудит в сфере закупок, которые являются частью государственного финансового контроля. При этом, помимо государственного финансового контроля, Законом о контрактной системе предусмотрено еще три вида контроля: ведомственный, общественный и контроль, осуществляемый заказчиком, которые также не обделены вниманием законодателя. Так, в феврале 2020 г. были приняты два постановления Правительства Российской Федерации, которыми утверждены федеральные стандарты внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля5.

В соответствии с ч. 1 ст. 269.2 БК РФ одним из полномочий органов внутреннего государственного финансового контроля по его осуществлению является в том числе контроль в сфере закупок, предусмотренный законодательством Российской Федерации о контрактной системе.

В доктрине финансовому контролю в сфере закупок также уделяется большое внимание.

3 Лимская декларация руководящих принципов контроля (принята IX Конгрессом Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) в г. Лиме (Республика Перу) в 1977 г.) // Официальный web-сайт Счетной палаты Российской Федерации. URL: http://www.ach.gov.ru (дата обращения: 01.03.2020).

4 Договор о Евразийском экономическом союзе, подписан в г. Астане 29 мая 2014 г. // Официальный сайт ЕАЭС. URL: http: //www. eaeunion.org (дата обращения: 01.03.2020).

5 Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Принципы контрольной деятельности органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля: постановление Правительства РФ от 6 февраля 2020 г. № 95 // СЗ. РФ. 2020. № 6. Ст. 699; Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Права и обязанности должностных лиц органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и объектов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (их должностных лиц) при осуществлении внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля»: постановление Правительства РФ от 6 февраля 2020 г. № 100 // СЗ. РФ. 2020. № 7. Ст. 829.

Финансовый контроль, который осуществляется государственными (муниципальными) органами, по мнению Е. А. Малыхиной, состоит из следующих видов:

«— за соблюдением законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;

— за целевым и эффективным расходованием бюджетных средств;

— ведомственный контроль;

— проведение мониторинга закупок;

— проведение аудита в сфере закупок;

— контроль, осуществляемый заказчиком — государственным или муниципальным органом» [2].

В приведенной автором классификации, по нашему мнению, используются разные критерии отбора классификационных групп, что не позволяет раскрыть первоначальную сущность финансового контроля в сфере закупок.

Спорной является и позиция К. Б. Марке-лова о том, что финансовый контроль необходимо осуществлять на каждой из стадий государственных закупок, например, таких как: расчет потребности закупки товара, услуги, работы; составление заказа (формирование перечня товаров, работ, услуг); размещение сформированного заказа в единой информационной сети; исполнение (реализация) государственного и муниципального контракта; анализ исполнения заказа [3, с. 45]. Однако, по нашему мнению, анализ результатов размещения заказа является частью финансового контроля, что делает нецелесообразным осуществлять над ним контроль.

В результате анализа нормативных и док-тринальных источников, в том числе научно -практических комментариев законодательства, написанных контролирующим органом в сфере закупок [5—6], авторы статьи пришли к выводу, что государственный финансовый контроль в сфере закупок целесообразно рассматривать в разрезе следующих правовых и экономических инструментов, которые направлены на достижение заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд:

1) проведение аудита в сфере закупок;

2) проведение мониторинга закупок;

3) осуществление казначейского сопровождения;

4) банковское сопровождение контракта.

Между тем, международное законодательство в сфере управления государственными финансами вместо термина «государственный финансовый контроль» применяет термин «государственный аудит», а существенными направлениями финансового контроля яв-

ляются «финансовый аудит» и «аудит эффективности» [7, с. 79].

В соответствии со стандартами ИНТОСАИ аудит эффективности используется в качестве инструмента оценки эффективности, результативности и экономичности бюджетных программ, их влияния на социально-экономическое положение страны и отдельных регионов.

На наш взгляд, из такого толкования аудита эффективности можно сделать вывод о том, что его основной целью является: во-первых, измерение результативности и экономической эффективности государственных расходов, а также уровня собираемости доходов бюджетов; во-вторых, измерение социально-экономических результатов деятельности государственных учреждений — заказчиков.

В связи с этим предлагается следующая структура аудита эффективности в сфере госзакупок, которая включает в себя следующие элементы по проверке:

— оптимального и целесообразного использовании проверяемой организацией государственных средств, израсходованных на достижение конкретных результатов закупок (в т. ч. обоснование необходимости данной закупки, экономичность закупки, практическое использование приобретенного товара, работы, услуги в деятельности организации и др.);

— эффективности использования проверяемой организацией кадровых, финансовых и прочих ресурсов на всех этапах госзакупки, в т. ч. использования современных программных продуктов, информационных технологий в соответствии с последними тенденциями цифровизации экономики;

— результативности деятельности в сфере госзакупок по выполнению поставленных перед ним задач, достижению фактических результатов по сравнению с плановыми (и/или прогнозируемыми) показателями в соответствии с размером утвержденных на эти цели лимитов бюджетных обязательств по кодам бюджетной классификации.

Аудит эффективности, наряду с контрольной функцией, выполняет и информационную функцию, так как представляет общественности достоверную и всестороннюю информацию о результатах деятельности государственных органов, эффективности использования ими бюджетных средств, а «также является одним из инструментов обеспечения прозрачности и подотчетности органов власти и иных государственных организаций» [9, с. 219].

В той же работе С. В. Степашин определяет некоторые основные сферы, на которые, по его мнению, нужно направить все силы и средства по использованию в практической деятельности и развитию аудита эффективно-

сти, в том числе это касается аудита государственных контрактов и аудита эффективности использования средств [9, с. 220—221].

Вторым инструментом, который направлен на достижение заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд, является проведение мониторинга закупок. Важность данного элемента подтверждается тем, что в «Основных направлениях развития аудиторской деятельности в Российской Федерации на период до 2024 года»6 в качестве одного из мероприятий для достижения основных целей и задач развития аудиторской деятельности определено совершенствование системы мониторинга и надзора в аудиторской деятельности, а также практики применения мер ответственности.

При этом основными направлениями совершенствование системы мониторинга является:

— международное взаимодействие с органами, устанавливающими международные стандарты в сфере аудиторской деятельности;

— обеспечение признания российской системы регулирования аудиторской деятельности и надзора за ней эквивалентной системам отдельных стран (групп стран);

— обмен информацией в сфере аудиторской деятельности;

— обмен опытом.

Мониторинг в сфере закупок как инструмент государственного финансового контроля должен иметь функциональный механизм реализации, важнейшим элементом которого является методика мониторинга в сфере закупок, которую, по нашему мнению, можно представить, например, в форме проведения:

— анализа отклонений фактических значений ключевых показателей (отношение заключенных контрактов с нарушениями к общей сумме заключенных контрактов);

— оценки значения комплексного интегрального показателя в сфере закупок (например, таких показателей, как всего выявлено нарушений в сфере государственных закупок, сумма взысканных штрафов, сумма штрафов невзысканная заказчиком и т. д.).

В части казначейского сопровождения в «Основных направлениях развития аудиторской деятельности в Российской Федерации на период до 2024 года» сделан акцент на повышение результативности деятельности Федерального казначейства, в том числе посредством:

6 Об Основных направлениях развития аудиторской деятельности в Российской Федерации на период до 2024 года: приказ Минфина России от 29 ноября 2019 г. № 1592 // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 01.03.2020).

26

— совершенствования практики применения риск-ориентированного подхода при планировании контрольной деятельности;

— систематического повышения квалификации контролеров, увеличения объема информации, раскрываемой в актах проверки;

— совершенствования нормативной правовой базы и практики проведения контрольных мероприятий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В качестве дополнения к указанным мероприятиям предлагаем осуществление казначейского сопровождения посредством осуществления систематического информационного, методологического сотрудничества Федерального казначейства с аналогичными контрольными органами в сфере аудита (Банком России и др.).

Банковское сопровождение является четвертым важным инструментом, который направлен на достижение заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

По нашему мнению, по данному направлению необходимо усилить межведомственное взаимодействие.

Кроме того, на наш взгляд, в отношении банков необходимо внести следующие изменения в законодательство:

— включить банки в субъекты контроля по соблюдению требований Закона о контрактной системе, так как банки выполняют ряд важных функций в сфере закупок (ведут специальные счета, предоставляют банковские гарантии);

— ввести многократную банковскую гарантию для обеспечения заявки в целях упрощения и ускорения их подачи.

Актуальность вышеуказанных предложений подтверждается структурой нарушений в сфере государственных закупок в органах внутренних дел за 2019 г.

Анализ нарушений позволяет сделать выводы о том, что удельный вес нарушений, выявленных подразделениями КРУ МВД России за 2019 г. по некоторым видам нарушений, достаточно высок. Так, наибольший удельный вес нарушений, выявленных подразделениями КРУ МВД России, составили:

— заключение контрактов с нарушениями законодательства (в т. ч. имеющими признаки картеля) и несоблюдение антидемпинговых требований — 82,6 %;

— закупка товаров (работ, услуг) без проведения конкурсных процедур и размещение государственных заказов несоответствующим способом — 77,4 %;

— нарушение правил описания объекта закупки и заключение контрактов с несоблюде-

нием требований аукционной документации — 36,3 %;

— предоставление поставщикам конкурентных преимуществ и необоснованное заключение контракта с единственным поставщиком — 35,8 %.

В результате вышеприведенного анализа нарушений в сфере государственных закупок в органах внутренних дел мероприятия по совершенствованию финансового контроля в сфере госзакупок, на наш взгляд, можно классифицировать следующим образом по наибольшему удельному весу отдельных нарушений в общем объеме нарушений:

— мероприятия, направленные на совершенствование процедур заключения контрактов, исключающие нарушения законодательства (в т. ч. имеющие признаки картеля) и несоблюдения антидемпинговых требований;

— мероприятия, направленные на совершенствование процедур с целью исключения случаев закупки товаров (работ, услуг) без проведения конкурсных процедур и размещения государственных заказов несоответствующим способом;

— мероприятия, направленные на совершенствование процедур, исключающих нарушения правил описания объекта закупки и заключение контрактов с несоблюдением требований аукционной документации;

— мероприятия, направленные на совершенствование процедур, исключающих предоставление поставщикам конкурентных преимуществ и необоснованного заключения контракта с единственным поставщиком.

Вторым классификационным признаком мероприятий по совершенствованию финансового контроля в сфере госзакупок, на наш взгляд, является направление деятельности подразделений и организаций системы МВД России по департаментам: КРУ МВД России, ДТ МВД России, ФЭД МВД России и др.

Например, для совершенствования финансового контроля в сфере госзакупок по линии ФЭД МВД России, на наш взгляд, необходимо провести следующие мероприятия:

— на постоянной основе проводить видеоконференции с подразделениями органов внутренних дел Российской Федерации, в ходе которых довести перечень наиболее значимых рисков в сфере закупок и концепцию их оценки в системе МВД России, а также дать поручение о приведении в соответствие ведомственных нормативных правовых актов;

— направить в подразделения системы МВД России указание руководства Министерства о мерах по обеспечению финансового контроля за состоянием кредиторской и де-

биторской задолженностей, равномерным и эффективным расходованием бюджетных средств, своевременной контрактацией и реализацией лимитов бюджетных обязательств, осуществлением мониторинга показателей контрактации лимитов бюджетных обязательств, доведенных подразделениям системы МВД России на закупку товаров, выполнением работ, оказанием услуг на 2020—2021 гг. (повысить результативность мониторинга качества финансового менеджмента с целью повышения уровня организации планирования бюджетных расходов, уменьшения многократных изменений в роспись расходов федерального бюджета и образования кредиторской задолженности);

— обеспечить отражение сведений о причинах рисков возникновения недостатков и (или) нарушений в регистрах (журналах) внутреннего финансового контроля всех структурных подразделений МВД России, ответственных за выполнение бюджетных процедур в сфере госзакупок (обеспечить равномерное исполнение бюджета по расходам, в том числе посредством увеличения интенсивности работы подразделений МВД России в первом квартале по проведению конкурсных процедур и заключению государственных контрактов);

— произвести оценку бюджетных операций с точки зрения вероятности возникновения событий, негативно влияющих на выполнение внутренних бюджетных процедур в сфере госзакупок (бюджетные риски в сфере госзакупок), их влияния на результат выполнения бюджетной процедуры (применять риск-ориентированный подход в сфере госзакупок);

— обеспечить исключение коррупционно опасных операций в сфере госзакупок, при которых возможен конфликт интересов;

— дополнить следующими видами нарушений Инструкцию по заполнению форм отчета о результатах ведомственного финансового контроля и внутреннего финансового аудита, предусматривающую нарушения в сфере государственных закупок за отчетный период7:

а) заключение контрактов с нарушениями требований по обоснованию закупок и обоснованности закупок (например, приобретение территориальными органами внутренних дел криминалистического оборудования без изучения целевой информации, содержащейся в реестре госконтрактов и информации об изменении курса валют, повлекло в 2019 г. излишнюю оплату в сумме 26,4 млн рублей);

б) заключение контрактов с нарушениями выполнения правил нормирования при осуществлении публичных закупок (потери бюджетных средств обусловливаются завышением цен на закупаемые товарно-материальные ценности);

в) заключение контрактов с нарушениями законодательно установленных требований в части применения мер ответственности (например, допущение неоправданного освобождения от ответственности, предусмотренной законодательством и государственными контрактами, контрагентов, нарушивших договорные обязательства при отсутствии пре-тензионно-исковой работы в отношении недобросовестных поставщиков);

г) заключение контрактов с нарушениями своевременности, полноты и достоверности отражения проведенных финансовых операций в документах учета и отчетности заказчика.

Аналогичные мероприятия, на наш взгляд, необходимо предусмотреть по линии ДТ МВД России и КРУ МВД России.

Например, по данным ДТ МВД России, за 2019 г. на 78,1 % уменьшилось количество поступивших жалоб на действия заказчика и единой комиссии МВД России по осуществлению закупок (2017 г. — 32; 2018 г. — 7), при этом количество обоснованных жалоб уменьшилось на 57,1% (2017 г. - 7; 2018 г. - 3)8.

Таким образом, проведенный в настоящей статье детальный анализ основных инструментов и механизмов государственного финансового контроля на торгах позволяет сделать следующие выводы.

1. Государственный финансовый контроль в сфере закупок целесообразно рассматривать в разрезе следующих правовых и экономических инструментов, которые направлены на достижение заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд:

1) проведение аудита в сфере закупок, включающего в себя следующие элементы: проверку экономичности использования государственных средств, затраченных на достижение конкретных результатов деятельности проверяемого организации; проверку продуктивности использования трудовых, финансовых и прочих ресурсов в процессе деятельности проверяемого учреждения, а также использования информационных и коммуникационных систем и технологий; проверку результативности деятельности проверяемо-

7 О предоставлении периодической отчетности о результатах ведомственного финансового контроля и внутреннего финансового аудита: указание МВД России от 11 апреля 2019 г. № 1/3822.

8 Информационно-справочные материалы по итогам служебной деятельности ДТ МВД России за 2019 год от 21 ноября 2019 г. № 1-13118 (по состоянию на 01.12.2019).

28

го учреждения по выполнению поставленных перед ним задач (в том числе в сфере закупок), достижению фактических результатов по сравнению с плановыми и (или) прогнозируемыми показателями с учетом объема выделенных для этого государственных средств;

2) проведение мониторинга закупок, содержащего методику мониторинга в сфере закупок в форме проведения:

— анализа отклонений фактических значений ключевых показателей (отношение заключенных контрактов с нарушениями к общей сумме заключенных контрактов);

— оценки значения комплексного интегрального показателя в сфере закупок (например, таких показателей, как всего выявлено нарушений в сфере государственных закупок, сумма взысканных штрафов, сумма штрафов невзысканная заказчиком и т. д.);

3) осуществление казначейского сопровождения посредством осуществления систематического информационного, методологического, сотрудничества Федерального казначейства с аналогичными контрольными органами в сфере аудита (Банком России и др.);

Список литературы:

1. Андреева Л. В. Государственные закупки в России: правовое регулирование и меры по его совершенствованию: монография. М., 2019.

2. Малыхина Е. А. Особенности финансово-правового регулирования отношений, возникающих в процессе реализации контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд // Вестник СГЮА. 2014. № 2.

3. Маркелов К. Б. Государственные и муниципальные закупки как институт бюджетного права: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012.

4. Наумов Ю. Г. Институциональная коррупция как угроза экономической безопасности: тенденции и перспективы противодействия: монография. М., 2012.

5. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «О защите конкуренции» / отв. ред. И. Ю. Артемьев; МГИМО (У) МИД России, ФАС России. 2-е изд., пе-рераб. и доп. М., 2016.

6. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» / пред. редкол. И. Ю. Артемьев; МГИМО МИД России, ФАС России. М., 2015.

4) банковское сопровождение контракта, в качестве совершенствования которого необходимо:

— усилить межведомственное взаимодействие;

— включить банки в субъекты контроля по соблюдению требований Закона о контрактной системе;

— ввести многократную банковскую гарантию для обеспечения заявки в целях упрощения и ускорения их подачи.

2. Предложенная авторская классификация мероприятий по совершенствованию финансового контроля в сфере госзакупок (по наибольшему удельному весу отдельных нарушений в общем объеме нарушений) позволит: повысить эффективность деятельности в сфере закупок, производить оценку бюджетных операций с точки зрения бюджетных рисков в сфере госзакупок их влияния на результат выполнения бюджетной процедуры (применять риск-ориентированный подход в сфере госзакупок); обеспечить исключение корруп-ционно опасных операций в сфере госзакупок, при которых возможен конфликт интересов.

References

1. Andreeva L. V. Gosudarstvennye zakup-ki v Rossii: pravovoe regulirovanie i mery po ego sovershenstvovaniyu: monografiya. M., 2019.

2. Malyhina E. A. Osobennosti finansovo-pravovo-go regulirovaniya otnoshenij, voznikayushchih v processe realizacii kontraktnoj sistemy v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheni-ya gosudarstvennyh i municipal'nyh nuzhd // Vestnik SGYUA. 2014. № 2.

3. Markelov K. B. Gosudarstvennye i municipal'nye zakupki kak institut byudzhetno-go prava: dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2012.

4. Naumov Yu. G. Institucional'naya korrupciya kak ugroza ekonomicheskoj bezopasnosti: ten-dencii i perspektivy protivodejstviya: mono-grafiya. M., 2012.

5. Nauchno-prakticheskij kommentarij k Federal'nomu zakonu «O zashchite konkuren-cii» / otv. red. I. Yu. Artem'ev; MGIMO (U) MID Rossii, FAS Rossii. 2-e izd., pererab. i dop. M., 2016.

6. Nauchno-prakticheskij kommentarij k Federal'nomu zakonu «O kontraktnoj sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespe-cheniya gosudarstvennyh i municipal'nyh nuzhd» / pred. redkol. I. Yu. Artem'ev; MGIMO MID Rossii, FAS Rossii. M., 2015.

7. Ozeryakov A. S. Finansovyj audit i audit effek-tivnosti v sisteme GFK // Finansy. 2008. № 10.

7. Озеряков А. С. Финансовый аудит и аудит эффективности в системе ГФК // Финансы. 2008. № 10.

8. Правовое регулирование финансового контроля в Российской Федерации: проблемы и перспективы / отв. ред. Е. Ю. Грачева / Московский гос. юридический ун-т им. О. Е. Кутафина (МГЮА). 2-е изд., доп. М., 2014.

9. Степашин С. В. Конституционный аудит. М., 2006.

10. Тыловое и финансовое обеспечение органов внутренних дел Российской Федерации: учебник / под ред. Ю. Г. Наумова. М., 2017.

8. Pravovoe regulirovanie finansovogo kontrolya v Rossijskoj Federacii: problemy i perspektivy / otv. red. E. YU. Gracheva / Moskovskij gos. yu-ridicheskij un-t im. O. E. Kutafina (MGYUA). 2-e izd., dop. M., 2014.

9. Stepashin S. V. Konstitucionnyj audit. M., 2006.

10. Tylovoe i finansovoe obespechenie organov vnutrennih del Rossijskoj Federacii: uchebnik / pod red. Yu. G. Naumova. M., 2017.

Для цитирования:

For citation:

Самолысов П. В., Белова С. Н. Правовые и экономические инструменты осуществления государственного финансового контроля в сфере закупок // Труды Академии управления МВД России. 2020. № 2 (54). С. 21-29.

Samolysov P. V., Belova S. N. Legal and economic instruments for state financial control in the field of procurement // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2020. No 2 (54). P. 21-29.

29

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.