Научная статья на тему 'Актуальные вопросы контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения в подразделениях (организациях) материально-технического снабжения системы МВД России'

Актуальные вопросы контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения в подразделениях (организациях) материально-технического снабжения системы МВД России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1790
234
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА / ЗАКУПКА ТОВАРОВ / МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СНАБЖЕНИЕ / МВД РОССИИ / СУДЕБНЫЕ ИЗДЕРЖКИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ / ЗАКУПКА РАБОТ / ЗАКУПКА УСЛУГ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Устинова Валентина Владимировна

Задача исследование действующих правовых норм в сфере контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд в подразделениях (организациях) материально-технического снабжения системы МВД России, анализ общих и специальных правовых норм, регулирующих отдельные вопросы обеспечения в подразделениях (организациях) материально-технического снабжения органов внутренних дел Российской Федерации. Как известно, одним из важнейших направлений деятельности современного государства в сфере обеспечения защиты свобод и прав граждан, обеспечения охраны правопорядка в обществе, борьбе с преступностью является необходимость материально-технического снабжения органов внутренних дел Российской Федерации. В указанных целях, создана и функционирует система государственных закупок, правовое регулирование которой осуществляется в строгом соответствии с требованиями федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»1, иными нормативными правовыми актами. В настоящее время, вопросы создания эффективной системы государственных закупок обусловлены необходимостью рационального и целевого использования бюджетных средств, предотвращения злоупотреблений государственных и муниципальных служащих, возникающих при расходовании таких средств. Модель посредством публичных частноправовых начал научного познания, осуществить изучение опыта государственных заказчиков в лице подразделений материально-технического снабжения системы МВД России. Выводы выводы, сформулированные в настоящем научном исследовании, могут напрямую способствовать обеспечению разрешения проблемной ситуации, сложившейся на практике в вопросах обеспечения государственных нужд, возникающих в рамках раскрытия и расследования преступлений органами (подразделениями органов) внутренних дел подразделениями организации материально-технического снабжения. Рамки исследования сформулированные выводы могут способствовать приведению в соответствии норм частного и публичного права в указанной сфере правового регулирования. Практическое значение в настоящем научном исследовании предложены способы разрешения конкретных проблем, возникающих в практической деятельности подразделений организации материально-технического снабжения, действующих в системе МВД России. Социальные последствия формирование совершенной модели контрактной системы государственных закупок на сегодняшний день является достаточно актуальной задачей. Разрешение проблемных аспектов практики применения правовых норм, обеспечивающих правовое регулирование указанной сферы, является значимым (отчасти определяющим) звеном современных социально-экономических явлений. Оригинальность/ценность выбранная система общественно-правовых отношения не единожды становилась предметом исследования современных ученых. Узкая направленность настоящего исследования, в частности, вопросы материально-технического обеспечения в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации не находили должного внимания в исследованиях молодых и опытных ученых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Topical issues of the contract system in the sphere of procurement of goods, works, services for provision in the organizations of material and technical supply organizations of the Ministry of the Interior system of Russia

The task is to analyze the legislation in the sphere of legal regulation of the contract system in the sphere of procurement of goods, works and services to ensure the logistics of the Ministry of Internal Affairs of Russia in subdivisions, analysis of general and special legal norms regulating certain issues of providing logistic organizations Internal Affairs of the Russian Federation. As is known, one of the most important areas of the modern state's activity in the sphere of ensuring the protection of freedoms and citizens' rights, ensuring the protection of law and order in society, and combating crime is the need for material and technical supply to the internal affairs bodies of the Russian Federation. For these purposes, a contractual system has been established and is functioning in the sphere of procurement of goods, works and services to ensure state and municipal needs. Legal regulation of this system is carried out in strict accordance with the requirements of Federal Law No. 44-FZ of 05.04.2013 "On the contract system in the procurement of goods, works, services for the provision of state and municipal needs," and other regulatory legal acts. At present, the creation of an effective system of public procurement is conditioned by the need for rational and targeted use of budgetary funds, prevention of abuse of state and municipal employees arising from the expenditure of such funds. The model is the use of general and particular methods of scientific knowledge, the study of the experience of government customers in the person of the material and technical supply divisions of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Conclusions measures have been proposed that, individually or collectively, can resolve the current situation in the contract system in the sphere of procurement of goods, works, services to provide logistical support organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia in subdivisions. The scope of the study it seems possible to use the result of this work for further research from the civil-legal position of theory and practice in jurisprudence. Practical value in the framework of this study, measures are suggested that, individually or in combination, can help resolve the current problem. Social consequences the formation of a perfect model of the contract system of public procurement is today a fairly urgent task. Solving problem aspects of the practice of applying legal norms that provide legal regulation of this sphere is a significant (partly determining) link in contemporary socio-economic phenomena. Originality / value relations in the field of public procurement for state and municipal needs have not once been the subject of research by modern scientists. The narrow focus of this study, in particular, the issues of logistics in the system of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, have not received due attention in the research of young and experienced scientists. In this article, the features of the Institute of Material and Technical Support in the system of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation operating within the framework of the legal system for ensuring state needs are examined in part.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения в подразделениях (организациях) материально-технического снабжения системы МВД России»

4.5. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ (ОРГАНИЗАЦИЯХ) МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СНАБЖЕНИЯ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ

Устинова Валентина Владимировна. Должность: преподаватель. Место работы: Белгородский юридический институт МВД России имени ИД. Путилина. Подразделение: кафедра гражданско-правовых дисциплин. E-mail: Valentina-ustinova91@rambler.ru

Аннотация

Задача - исследование действующих правовых норм в сфере контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд в подразделениях (организациях) материально-технического снабжения системы МВД России, анализ общих и специальных правовых норм, регулирующих отдельные вопросы обеспечения в подразделениях (организациях) материально-технического снабжения органов внутренних дел Российской Федерации. Как известно, одним из важнейших направлений деятельности современного государства в сфере обеспечения защиты свобод и прав граждан, обеспечения охраны правопорядка в обществе, борьбе с преступностью является необходимость материально-технического снабжения органов внутренних дел Российской Федерации. В указанных целях, создана и функционирует система государственных закупок, правовое регулирование которой осуществляется в строгом соответствии с требованиями федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»1, иными нормативными правовыми актами. В настоящее время, вопросы создания эффективной системы государственных закупок обусловлены необходимостью рационального и целевого использования бюджетных средств, предотвращения злоупотреблений государственных и муниципальных служащих, возникающих при расходовании таких средств.

Модель - посредством публичных частноправовых начал научного познания, осуществить изучение опыта государственных заказчиков в лице подразделений материально-технического снабжения системы МВД России.

Выводы - выводы, сформулированные в настоящем научном исследовании, могут напрямую способствовать обеспечению разрешения проблемной ситуации, сложившейся на практике в вопросах обеспечения государственных нужд, возникающих в рамках раскрытия и расследования преступлений органами (подразделениями органов) внутренних дел подраз-

1далее - 44-ФЗ.

делениями организации материально-технического снабжения.

Рамки исследования - сформулированные выводы могут способствовать приведению в соответствии норм частного и публичного права в указанной сфере правового регулирования.

Практическое значение - в настоящем научном исследовании предложены способы разрешения конкретных проблем, возникающих в практической деятельности подразделений организации материально-технического снабжения, действующих в системе МВД России.

Социальные последствия - формирование совершенной модели контрактной системы государственных закупок на сегодняшний день является достаточно актуальной задачей. Разрешение проблемных аспектов практики применения правовых норм, обеспечивающих правовое регулирование указанной сферы, является значимым (отчасти определяющим) звеном современных социально-экономических явлений.

Оригинальность/ценность - выбранная система общественно-правовых отношения не единожды становилась предметом исследования современных ученых. Узкая направленность настоящего исследования, в частности, вопросы материально-технического обеспечения в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации не находили должного внимания в исследованиях молодых и опытных ученых.

Ключевые слова: контрактная система; закупка товаров, работ, услуг; материально-техническое снабжение; МВД России; судебные издержки; эффективность использования бюджетных средств.

TOPICAL ISSUES OF THE CONTRACT SYSTEM IN THE SPHERE OF PROCUREMENT OF GOODS, WORKS,

SERVICES FOR PROVISION IN THE ORGANIZATIONS OF MATERIAL AND TECHNICAL SUPPLY ORGANIZATIONS OF

THE MINISTRY OF THE INTERIOR SYSTEM OF RUSSIA UstinovaValentinaVladimirovna. Position: lecturer. Place of employment: Belgorod law Institute of MIA Russia named after I. D. Putilin. Department: civil law disciplines chair. Email: Valentina-ustinova91@rambler.ru

Annotation

The task is to analyze the legislation in the sphere of legal regulation of the contract system in the sphere of procurement of goods, works and services to ensure the logistics of the Ministry of Internal Affairs of Russia in subdivisions, analysis of general and special legal norms regulating certain issues of providing logistic organizations Internal Affairs of the Russian Federation. As is known, one of the most important areas of the modern state's activity in the sphere of ensuring the protection of freedoms and citizens' rights, ensuring the protection of law and order in society, and combating crime is the need for material and technical supply to the internal affairs bodies of the Russian Federation. For these purposes, a contractual system has been established and is functioning in the sphere of procurement of goods, works and services to ensure state and municipal needs. Legal regulation of this system is carried out in strict accordance with the requirements of Federal Law No. 44-FZ of 05.04.2013 "On the contract system in the procurement of goods, works, services for the provision of state and municipal needs," and other regulatory legal acts. At present, the creation of an effective system of public procurement is conditioned by the need for rational and targeted use of budgetary

funds, prevention of abuse of state and municipal employees arising from the expenditure of such funds.

The model is the use of general and particular methods of scientific knowledge, the study of the experience of government customers in the person of the material and technical supply divisions of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Conclusions - measures have been proposed that, individually or collectively, can resolve the current situation in the contract system in the sphere of procurement of goods, works, services to provide logistical support organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia in subdivisions.

The scope of the study - it seems possible to use the result of this work for further research from the civil-legal position of theory and practice in jurisprudence.

Practical value - in the framework of this study, measures are suggested that, individually or in combination, can help resolve the current problem.

Social consequences - the formation of a perfect model of the contract system of public procurement is today a fairly urgent task. Solving problem aspects of the practice of applying legal norms that provide legal regulation of this sphere is a significant (partly determining) link in contemporary socio-economic phenomena.

Originality / value - relations in the field of public procurement for state and municipal needs have not once been the subject of research by modern scientists. The narrow focus of this study, in particular, the issues of logistics in the system of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, have not received due attention in the research of young and experienced scientists. In this article, the features of the Institute of Material and Technical Support in the system of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation operating within the framework of the legal system for ensuring state needs are examined in part.

Keywords: contract system, procurement of goods, works; services; logistics; Ministry of internal Affairs of Russia; legal costs; the efficiency of use of budgetary funds.

Яркий пример соприкосновения публичных и частных интересов - контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Подробное правовое регулирование процедур выбора исполнителя по государственному (муниципальному) контракту, а также процедур заключения, исполнения, контроля за исполнением государственного (муниципального) контракта на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг объясняется обеспечением исполнения и соблюдения одного из основных принципов бюджетного законодательства - принципа эффективности использования бюджетных средств. Посредством осуществления указанных процедур обеспечивается законность расходования бюджетных ассигнований.

С 1 января 2014 года вступил в силу федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее -44-ФЗ), предметом регулирования которого выступают отношения, связанные с планированием закупок; определением поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключением и исполнением контрактов; мониторингом, аудитом закупок; контролем за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд [2].

44-ФЗ также определяет круг общественных отношений, на которые не распространяется действие указанного нормативного правового акта. В частности, к таковым относят отношения, связанные с закупкой товаров, работ, услуг для обеспечения безопасности лиц, подлежащих государственной защите; назначением адвоката органом дознания, органом предварительного следствия, судом для участия в качестве защитника в уголовном судопроизводстве в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации; привлечением адвоката к оказанию гражданам юридической помощи бесплатно. Приведенный перечень не является исчерпывающим.

Согласно требованиям приказа МВД России от 05.03.2014 № 135 «Об организации материально-технического обеспечения в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации», под «материально-техническими средствами» понимаются: вооружение, боеприпасы, инженерные и специальные средства, средства радиационной, химической и биологической защиты, средства связи, инженерно-технические средства объектов связи, вычислительная, электронная организационная техника, аппаратно-программные комплексы, системы видеонаблюдения различного назначения, криптографические, шифровальные средства и технические средства защиты информации, криминалистическая техника, оперативная и специальная техника, авиа-, авто- и бронетехника, военная техника, водный транспорт, судовое оборудование, водолазное оборудование и имущество, комплектующие, запасные части и расходные материалы, продовольствие, вещевое имущество, оборудование и технические средства продовольственной и вещевой служб, горюче-смазочные материалы, ко-тельно-печное топливо, противопожарная техника, обозное имущество, альпинистское снаряжение, производственно-техническое и хозяйственное имущество, оборудование, мебель, расходные эксплуатационные и ремонтно-строительные материалы и другое имущество квартирно-эксплуатационной службы, медицинское имущество, ветеринарное, спортивное оборудование, пищевой спирт, предметы для содержания служебных животных, ткани и другие положенные по нормам материальные средства (предметы снабжения).

Одним из наиболее актуальных вопросов, возникающих в процессе применения норм 44-ФЗ, государственными заказчиками в роли которых выступают подразделения (организации) материально-технического снабжения системы МВД России, является вопрос обеспечения выплат по различного рода процессуальным издержкам, связанные с производством по уголовному делу, в частности, связанным с возмещением всех процессуальных издержек, предусмотренных частью 2 статьи 131 УПК РФ (в частности, для подразделений (организаций) системы МВД России наиболее применимы суммы, выплачиваемые за демонтаж, хранение, и транспортировку вещественных доказательств или транспортировку трупов; суммы, затраченные на проведение экспертиз в экспертных учреждениях, имеющих на то лицензию.

Кроме того, учитывая специфику деятельности подразделений (организаций) системы МВД России, на практике, при отчетности, органы, организации, подразделения системы МВД России сталкиваются с ситуациями, при которых органы федерального казначейства требуют от соответствующих органов системы МВД России представления государственного контрак-

та (договора) для производства указанных выплат. Для того чтобы оценить правомерность указанных требований органов федерального казначейства, необходимо установить, применяется ли 44-ФЗ к отношениям, связанным с выплатами судебных издержек, предусмотренных УПК РФ. Так, Положение о возмещении процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу определяет порядок, сроки, а в отдельных случаях и размер возмещения процессуальных издержек, возникающих в связи с осуществлением производства по уголовному делу. Указанное положение устанавливает, что основанием для возмещения процессуальных издержек являются постановления дознавателя, следователя, прокурора, судьи или определения суда. При этом Положением заключение государственных контрактов (договоров) для возмещения процессуальных издержек не предусмотрено.

Между тем, (в качестве примера) в ряде случаев органам предварительного расследования приходится назначать проведение судебной экспертизы в негосударственных экспертных учреждениях, стоимость которой превышает 100 000 рублей, и органы федерального казначейства для возмещения процессуальных издержек требуют предоставления государственного контракта (договора).

Осуществление закупок в порядке, предусмотренном № 44-ФЗ является довольно длительной процедурой (даже без учета планирования закупок) и зачастую превышает сроки расследования уголовного дела, что может повлечь невозможность закрепления и обеспечения доказательств, установления лиц, подозреваемых (обвиняемых) в совершении преступления, и иные неблагоприятные последствия для расследования уголовного дела.

Однако частью 2 статьи 1 № 44-ФЗ установлено, что указанный закон не применяется к отношениям, связанным с назначением адвоката органом дознания, органом предварительного следствия, судом для участия в качестве защитника в уголовном судопроизводстве в соответствии с УПК РФ (пункт 4), то есть только в отношении процессуальных издержек, указанных в пункте 5 части 2 статьи 131 УПК РФ. Таким образом, порядок возмещение процессуальных издержек, расходование органами внутренних дел бюджетных средств осуществляется неоднозначно, поскольку указанный вопрос остается неурегулированным напрямую.

По данному вопросу имеется разъяснение уполномоченного на то департамента, функционирующего в системе МВД России, суть которого заключается в следующем. Согласно правилам хранения, учета и передачи вещественных доказательств по уголовным делам установлено, что передача вещественных доказательств на хранение юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю осуществляется должностным лицом уполномоченного органа, в производстве которого находится уголовное дело, на основании договора хранения и оформляется актом приема-передачи. При этом, возмещение процессуальных издержек по уголовным делам производится после выполнения подотчетными лицами своих процессуальных обязанностей. Подобные правиланапря-мую нарушают положения бюджетного законодательства, поскольку на момент заключения подобного договора заказчику неизвестна цена контракта, более того, не прогнозируемым остается объем лимитов бюджетных обязательств, необходимых для возмеще-

ния процессуальных издержек участникам уголовного процесса.

Вместе с тем имеет место неоднозначное толкование и применение норм законодательства Российской Федерации, так как с учетом разъяснений Минэкономразвития России не представляется возможным определить порядок выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) по закупке услуг, связанных с хранением вещественных доказательств, а также примерные (рекомендуемые) условия для такого вида договоров хранения.

Таким образом, очевидной является необходимость разработки и принятия алгоритма хранения, учета и передачи вещественных доказательств по уголовным делам, в части, касающейся расходования бюджетных средств и порядка обеспечения подобного рода государственных нужд. Подобный алгоритм способен обеспечить оперативность раскрытия уголовных преступлений, а в частности, способен обеспечить сохранность вещественных доказательств. На наш взгляд, такие процессуальные издержки, как суммы, выплачиваемые работающим и имеющим постоянную заработную плату потерпевшему, свидетелю, их законным представителям, понятым в возмещение недополученной ими заработной платы за время, затраченное ими в связи с вызовом в орган дознания, к следователю, прокурору или в суд, суммы, выплачиваемые не имеющим постоянной заработной платы потерпевшему, свидетелю, их законным представителям, понятым за отвлечение их от обычных занятий, а также ежемесячное государственное пособие в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации, выплачиваемое обвиняемому, временно отстраненному от должности в порядке, установленном частью первой статьи 114 настоящего УПК РФ, не входят в сферу регулирования 44-ФЗ. Названные суммы затрачиваются не на выполнение работ, оказание услуг, закупку товаров для обеспечения государственных или муниципальных нужд, они в принципе не обеспечивают государственные или муниципальные нужды. Обозначенные процессуальные издержки носят характер обязательных выплат, осуществляемых за счет бюджетных средств, в размерах и порядке, установленном Правительством Российской Федерации, выполняют своего рода компенсаторную функцию. Таким образом, действие 44-ФЗ на указанные правоотношения также не распространяется.

Расходы потерпевшего, связанные с выплатой вознаграждения его представителю, также не могут считаться закупкой услуг для государственных нужд. Соответствующие затраченные потерпевшим суммы возмещаются ему после оказания юридической помощи при условии подтверждения расходов соответствующими документами, а также установления их необходимости и оправданности. В соответствии с 44-ФЗ, положения данного нормативного правового акта не применяются к отношениям, связанным с назначением адвоката органом дознания, органом предварительного следствия, судом для участия в качестве защитника в уголовном судопроизводстве [5].

Согласно разъяснениям Министерства экономического развития Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службы к отношениям, связанным с привлечением экспертов, специалистов, переводчиков и иных участников уголовного судопроизводства, положения Федерального закона № 44-ФЗ не применяются. Отталкиваясь от сложившегося мнения контро-

лирующих органов в области государственных закупок, 44-ФЗ не распространяет свое действие на отношения, связанные с исполнением лиц, способствующих осуществлению уголовного судопроизводства своих процессуальных обязанностей. Более того, согласно позиции указанных выше органов государственной власти, затраты на проведение судебной экспертизы в экспертных учреждениях также осуществляются вне рамок 44-ФЗ.

На основании приведенного выше анализа правовых норм, представляется возможным сформулировать вывод о том, что правила, предусмотренные 44-ФЗ применяются в случае, если расходование бюджетных средств органами внутренних дел осуществляется в следующих целях:

демонтаж, хранение, транспортировка вещественных доказательств, перевозка трупов и их частей;

уведомление близких родственников, близких лиц подозреваемого о его задержании и месте нахождения;

иными расходами, понесенными в ходе производства по уголовному делу и предусмотренными УПК РФ.

Как известно, в случае, если цена государственного контракта не превышает сумму, установленную 44-ФЗ (на сегодняшний день сто тысяч рублей), подобную закупку государственный заказчик вправе осуществлять у единственного поставщика. В этом случае от заказчика не требуется:

размещения извещения об осуществлении такой закупки в единой информационной системе;

размещения в единой информационной сети обоснования невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

обоснования цены закупки, для подготовки которого также необходимо (согласно рекомендациям Минэкономразвития РФ) наличие в документации о заключении государственного контракта с единственным поставщиком не менее трех ценовых предложений для подобного рода товара, работы или услуги, с наличием на них реквизитов юридического лица, индивидуального предпринимателя, иного участника закупки. Цена, указанная в ценовых предложениях должна быть выше или равна цене, по которой заключен контракт с единственным поставщиком; иных существенных условий контракта. К заключаемому контракту не предъявляется требование о содержании в нем расчета и обоснования его цены. В указанном случае отсутствует обязанность заказчика размещать извещение об осуществлении закупки. Период закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) определяется моментом заключения контракта и оканчивается фактом исполнения обязательств сторонами государственного контракта. При этом, закон не освобождает государственного заказчика от обязанности заключить государственный контракт, даже в случае, если цена такого контракта не будет превышать сто тысяч рублей.

Закупка товара, работы или услуги на сумму, превышающую сумму, указанную выше, необходимо проводить посредством конкурентного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Касаемо выбранной темы, а также учитывая разъяснения Министерства экономического развития Российской Федерации, непосредственно касаемо вопросов применения 44-ФЗ, в качестве исключений здесь могут служить два положения, позволяющие осуществлять закупку у

единственного поставщика независимо от цены контракта:

закупка работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием;

оказание услуг по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ.

На практике складываются ситуации, когда вещественные доказательства представляют собой предметы, в том числе большие партии товаров, которые в силу громоздкости или иных причин, в частности в связи с необходимостью обеспечения специальных условий их хранения, не могут храниться при уголовном деле или в камере хранения вещественных доказательств.

Подобные предметы передаются на хранение в государственные органы, имеющие условия для их хранения и наделенные правом в соответствии с законодательством Российской Федерации на их хранение, а при отсутствии такой возможности - юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, имеющим условия для их хранения и наделенным правом в соответствии с законодательством Российской Федерации на их хранение, на основании договора хранения, заключенного уполномоченным органом и юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, при условии, что издержки по обеспечению специальных условий хранения этих вещественных доказательств соизмеримы с их стоимостью. В этой связи, требования законодательства, связанные с необходимостью представления в органы федерального казначейства государственного контракта для производства указанных выплат следует признать обоснованными. В подобных ситуациях органы казначейства реализуют свои контрольные полномочия, предусмотренные законодательством. Должностные лица органов федерального казначейства имеют право запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме информацию, документы и материалы, объяснения в письменной и устной формах, необходимые для проведения контрольных мероприятий.

В то же время законодательство Российской Федерации не исключает возможности заключения договора безвозмездного хранения. При безвозмездном хранении поклажедатель обязан возместить хранителю произведенные им необходимые расходы на хранение вещи, если законом или договором хранения не предусмотрено иное [1].

В заключении хотелось бы отметить, что указанные в настоящей статье разъяснения федеральных органов государственной власти, не имеют юридической силы. Указанный факт подтверждает отсутствие законодательного урегулирования указанной проблематики, поскольку юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов.

Список литературы:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ / Российская газета. 1994. № 238-239.

2. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» / Российская газета. 2013. № 80.

3. Ситдикова Л.Б., (2016), Пути совершенствования законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Пробелы в российском законодательстве, 3: 110-113.

4. Ганин А.В., (2017), Некоторые аспекты управления взаимодействием органов власти и бизнес-структур в экономике региона. Проблемы экономики и юридической практики, 5: 26-29.

5. Панова К.О., (2015), Банковская гарантия в качестве обеспечения исполнения контракта. Пробелы в российском законодательстве, 4: 306-309.

5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ / Российская газета. 2001. № 249.

6. Приказ МВД России от 05.03.2014 № 135 «Об организации материально-технического обеспечения в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации». Опубликован не был. / СПС Страс «Юрист».

Рецензия

на научную статью преподавателя кафедры гражданско-правовых дисциплин Белгородского юридического института МВД России имени И. Д. Путилина Устиновой Валентины Владимировны на тему «Актуальные вопросы контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения в подразделениях (организациях) материально-технического снабжения системы МВД России».

Рецензируемая научная статья посвящена анализу положений федерального законодательства, регламентирующего институт государственных закупок, изучены современные принципы взаимодействия между компетентными органами в сфере обеспечения государственных нужд.

Научная статья подготовлена с использованием широкой библиографической базы, анализ которой позволяет утверждать, что автор при написании научной статьи использовал правовые нормы, изменяющие действующее законодательство, непосредственно в сфере правового регулирования темы предложенной научной статьи. Настоящая работа содержит положения, идеи и заключения, которые имеют большое практическое значение в данном направлении. Материал изложен методически грамотно, на высоком теоретическом уровне, логически структурировано.

Научная статья В.В. Устиновой в полной мере отвечает требованиям, предъявляемым к данным видам работ. Выбранная тема: «Актуальные вопросы контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения в подразделениях (организациях) материально- технического снабжения системы МВД России» имеет существенную практическую значимость, представляет собой завершенное исследование проблемы и заслуживает положительной оценки.

С учетом сказанного, можно сделать вывод о целесообразности публикации статьи «Актуальные вопросы контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения в подразделениях (организациях) материально-технического снабжения системы МВД России».

Рецензент: прокурор отдела по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельно-

стью прокуратуры Белгородской области, кандидат юридических наук С.А.Баранов

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; Оригинальность текста - 82,03%

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.