Научная статья на тему 'Информационные технологии в системе госзакупок как фактор экономической безопасности и противодействия коррупции'

Информационные технологии в системе госзакупок как фактор экономической безопасности и противодействия коррупции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
211
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗАКУПКИ / РЫНОК ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКАЗОВ / ЕДИНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / PROCUREMENT / PUBLIC PROCUREMENT MARKET / UNIFIED INFORMATION SYSTEM / STATISTICAL ANALYSIS / ECONOMIC SECURITY / ANTI-CORRUPTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Суровцева Светлана Владимировна

В статье на примере конкретного ведомства и перечня решаемых задач показаны роль и общественное значение использования информационных технологий в совершенствовании рынка государственных заказов, сформулированы цели и задачи его статистического анализа, обоснована важность развития методологии научного исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии в системе госзакупок как фактор экономической безопасности и противодействия коррупции»

УДК 31:33

С.В. СУРОВЦЕВА старший специалист отделения централизованного снабжения ЦСН БДД МВД России'

Информационные технологии в системе госзакупок как фактор экономической безопасности и противодействия коррупции

В статье на примере конкретного ведомства и перечня решаемых задач показаны роль и общественное значение использования информационных технологий в совершенствовании рынка государственных заказов, сформулированы цели и задачи его статистического анализа, обоснована важность развития методологии научного исследования.

Ключевые слова: закупки, рынок государственных заказов, единая информационная система, статистический анализ, экономическая безопасность, противодействие коррупции.

S.V. SUROVTSEVA Senior Specialist of the Department of Centralized Supply CSN BDD of the Ministry of Internal Affairs of

Russia

Information technologies in the public procurement system as a factor of economic security and anti-corruption

The article uses the example of a specific [Department and the list of tasks to be solved to show the role and social significance of the use of information technologies in improving the market of government orders, formulate the goals and objectives of its statistical analysis, and substantiate the importance of developing the methodology of scientific research.

* Суровцева Светлана Владимировна, e-mail: ssurovtceva3@mvd.ru

Keywords: procurement, public procurement market, unified information system, statistical analysis, economic security, anti-corruption.

Экономическая безопасность является одним из направлений национальной безопасности страны. В структуре экономической безопасности важнейшую роль играет обеспечение информационной безопасности. Исследователи подчеркивают значимость создания эффективного механизма накопления информации о деятельности предприятия и методов контроля над ее сохранностью и эффективностью. При этом, как отмечает Н.А. Брусницын, «наиболее подверженными информационному воздействию являются, как правило, статистика, кредитно-денежные и финансовые системы, а также системы бухгалтерского учета»1. Особое место в экономике занимает рынок государственных заказов в системе материально-технического обеспечения государственных структур. Рассмотрим проблему эффективности использования информационных технологий по организации госзакупок в системе материально-технического обеспечения на примере конкретного ведомства - Министерства внутренних дел Российской Федерации.

В Российской Федерации осуществление закупок, товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд регламентируется Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Данный нормативный правовой акт принят в рамках реализации реформы системы управления общественными финансами, одним из ключевых направлений которой является обеспечение конкурентной и прозрачной системы закупок.

В целях совершенствования и реализации единой политики материально-технического обеспечения в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации приказом МВД России от 5 марта 2014 г. № 135 «Об организации материально-технического обеспечения в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации» утверждена инструкция, устанавливающая порядок организации мате-

1 Брусницын Н.А. Информационная война и безопасность. М., 2001, с. 203.

риально-технического обеспечения в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Материально-техническое обеспечение органов внутренних дел Российской Федерации, внутренних войск МВД России, организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России, проводится в соответствии с Единым планом снабжения подразделений МВД России, штатными расписаниями, табелями и нормами довольствия (положен-ности) и вышеупомянутой инструкцией, а в некоторых случаях на основании заявок подразделений МВД России.

Создание Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС), во-первых, позволило облегчить доступ к сведениям о торгах и, во-вторых, способствовало минимизации коррупции в сфере закупок.

Данная система содержит планы-графики, информацию об их реализации, осуществлении закупок и исполнении контрактов; единый реестр участников закупок, другие реестры (контрактов, банковских гарантий, жалоб, недобросовестных поставщиков - подрядчиков и исполнителей); библиотеку типовых контрактов и типовых условий контрактов, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний, представлений, а также иную информацию и документы, предусмотренные законом № 44-ФЗ.

ЕИС осуществляет информационное взаимодействие с государственной интегрированной информационной системой управления общественными финансами «Электронный бюджет», электронными площадками, обеспечивающими проведение определения поставщиков (подрядчиков и исполнителей), региональными и муниципальными информационными системами в сфере закупок, информационной системой ФАС, обеспечивающей ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), информационными системами контрольных органов в сфере закупок, информационными системами органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, а также с иными информационными системами, осуществляющими информационное взаимодействие с единой информационной системой в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Во многом направление развития в этой области предопределило совершенствование информационных техно-

логий, обеспечив тем самым прогресс в решении вопросов экономической безопасности и противодействия коррупции.

Организационно материально-техническое обеспечение органов внутренних дел Российской Федерации возложено на единую систему органов и организаций, ответственных за централизованное обеспечение материально-техническими средствами подразделений МВД России. Так, например, на Центр специального назначения в области обеспечения безопасности дорожного движения возложены обязанности, в том числе по организации и осуществлению государственных закупок специальной продукции, необходимой для допуска транспортных средств и водителей к участию в дорожном движении, предоставления государственных услуг, связанных с регистрацией автомототранс-портных средств и выдачей водительских удостоверений.

Для решения поставленных задач сотрудники отделения централизованного снабжения ЦСН БДД МВД России проводят анализ сведений, предоставленных подразделениями Госавтоинспекций на региональном уровне, о движении спецпродукции, учитывают потребность территориальных подразделений МВД России в рамках доведенных лимитов бюджетных обязательств, подготавливают и размещают в ЕИС сведения для проведения открытого аукциона в электронной форме на закупку спецпродукции.

Результаты, отражающие изменение закупленных объемов по видам специальной продукции и регионам в разрезе ряда предшествующих лет, образуют источниковую базу для проведения анализа, в том числе с использованием инструментов статистических исследований.

Результаты анализа позволяют уточнять и корректировать потребность в рамках доведенных лимитов бюджетных средств, а также принимать меры по недопущению дефицита спецпродукции в регионах. За отделами, обеспечивающими решение задач материально-технического снабжения, закреплены функции сбора и обработки информации. Решаемые в рамках служебной деятельности задачи позволяют повысить уровень планирования в основном за счет более высокого качества оценки исходной ситуации в части, касающейся МТО, а также скорректировать задачи и направления их реализации.

Характер данных, которыми оперируют подразделения МТО, закладывают основу проведения статистических

исследований и позволяют в полной мере использовать методики, в основе которых лежит:

- статистическое наблюдение;

- сводка и группировка материалов статистического наблюдения;

- абсолютные и относительные статистические величины.

В пользу применения методики, основанной на статическом наблюдении, указывает то, что система МТО оперирует точными, достоверными и проверенными данными, при этом они относятся к категории однообразных и легко сопоставимых, а также они практически полностью охватывают исследуемые процессы. В основе статистических наблюдений в структуре МТО лежат специально разработанные формы отчетности, в которых приведен перечень основных показателей в разрезе каждого субъекта (заявленная потребность по видам, расход продукции по группам, брак/порча и пр.), необходимых для анализа и принятия дальнейших решений при формировании объекта закупки. Характер и структура информации о МТО свидетельствуют о том, что для комплексного исследования

сферы госзакупок должны применяться в том числе и

1

наукоемкие методы математической статистики .

Распределение обязанностей в системе подразделений МТО позволяет обеспечить сокращение сроков в сфере закупочной деятельности с соблюдением при этом требований контроля и норм действующего законодательства.

В ведомстве сформирована структура коммуникаций, что повысило оперативность решения задач, в том числе подготовку анализа отклонений с указанием конкретных причин.

31 января 2019 г. Правительство Российской Федерации распоряжением № 117-р утвердило Концепцию повышения эффективности бюджетных расходов в 2019-2024 гг. В рамках данной концепции реализуются меры, направленные на совершенствование системы закупок товаров, работ, услуг для государственных и федеральных нужд.

Министерство финансов РФ осуществляет мониторинг закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Анализ результатов мони-

1 См.: Дианов Д.В., Борщенко А.И. Статистика экономической безопасности Московской области: задолженность организаций по бюджетным платежам // Вопросы региональной экономики, 2020, № 1(42), с. 132-138.

торинга позволяет определить меры по совершенствованию законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

По результатам мониторинга и в рамках реализации концепции в закон № 44-ФЗ внесен ряд комплексных поправок, направленных на оптимизацию осуществления закупок, в том числе:

- исключены положения, обязывающие заказчика формировать два плановых документа, что позволило избежать выполнения двойной работы, так как план закупок по сути дублировал план-график. Также при изменении суммы закупки в плане-графике ранее было обязательным внесение изменений в план закупок, что увеличивало прохождение контроля на 2-3 дня;

- исключен 10-дневный срок для размещения извещения (начала закупки) после внесения изменений в план-график, теперь срок для размещения в ЕИС принятых изменений плана-графика сокращен до одного дня. Это новшество существенно ускорит процесс приобретения товара, проведения работы или оказания услуги в максимально сжатые сроки;

- в целях ускорения процедуры электронного аукциона изменен срок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе с 7 до 3 дней, а также установлено условие, обязывающее заказчика проводить аукцион на следующий день после рассмотрения первых частей заявок;

- увеличен порог для проведения «короткого» аукциона (с 3 до 300 млн рублей), а для обеспечения пациентов необходимыми препаратами по решению врачебной комиссии заказчики вправе заключать контракты без проведения конкурентных процедур до 1 млн рублей (вместо 200 тыс. рублей). Тем самым в разы увеличивается количество закупок по ускоренной процедуре, что позволит существенно сократить сроки исполнения контрактов;

- вместе с тем заказчику предоставлено право, в случае правомерного расторжения контракта, заключить контракт с участником, занявшим второе место, т.е. если расторжение контракта происходило по инициативе заказчика, то до внесения изменений необходимо было реализовывать новую процедуру закупки, что сильно затягивало сроки реализации проектов;

- установлены особенности осуществления закупок, заключения, исполнения и изменения контрактов на выполнение строительных работ, упрощен доступ к таким закупкам при одновременном усовершенствовании требований, предъявляемых к квалификации участников закупок. У предпринимателей появилась возможность участия в электронном аукционе путем подачи только «согласия» на участие в соответствии с требованиями проектно-сметной документации;

- исключена необходимость размещения отчета об исполнении контракта заказчиками: им больше не нужно готовить и размещать в ЕИС отчет об исполнении всего контракта или того или иного его этапа.

С вступлением поправок в силу закупочный процесс ускорится и упростится как для заказчиков, так и для участников. Принятые меры стали важным шагов в совершенствовании закупочного законодательства. Вместе с тем необходима дальнейшая работа над повышением качества исполнения контрактов, развитием новых быстрых способов закупок на электронных торговых площадках, введением новых возможностей для развития добросовестной конкуренции на закупках, комплексом мер по дальнейшему упрощению контрактной системы.

Государственные закупки в системе материально-технического обеспечения подразделений Министерства внутренних дел Российской Федерации представляют особый интерес как объект статистического исследования. Это обусловлено характером задач, стоящих перед ведомством, объемом бюджетного финансирования, а также требованиями обеспечения экономической безопасности и противодействия коррупции.

Однако рост социально-экономического и общественно-политического значения рынка государственных заказов в сочетании с развитием телекоммуникационных технологий требует дальнейшего развития методологии его статистического исследования, направленной на повышение качества и результативности закупок, а также условий закупочной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.