Научная статья на тему 'Организационно-экономические механизмы повышения эффективности государственных закупок вуза'

Организационно-экономические механизмы повышения эффективности государственных закупок вуза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
183
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / PUBLIC PROCUREMENTS / ВУЗ / HIGHER EDUCATION INSTITUTION / ПЛАН ЗАКУПОК / PROCUREMENT PLAN / РАЗМЕЩЕНИЕ ЗАКАЗОВ / ORDER PLACEMENT / КОНТРАКТНАЯ СЛУЖБА / CONTRACTUAL SERVICE / ДОКУМЕНТАЦИЯ О ЗАКУПКАХ / DOCUMENTATION ON PURCHASES / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСЗАКУПОК / EFFICIENCY OF STATE PROCUREMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гаджиев Н. Г.

Принципиальные изменения в сфере осуществления государственных закупок в бюджетных учреждениях, в т. ч. в вузах, направленные на повышение ответственности заказчиков за планирование, обоснование и размещение, существенно осложнили закупочный процесс. В этих условиях весьма актуальным становится поиск путей оптимизации трудоемкости и новых подходов повышения эффективности закупочной деятельности. Выполненные исследования позволили систематизировать мнения ученых по вопросам становления анализа государственных закупок в сфере высшего образования и на этой основе разработать методические положения и практические рекомендации по совершенствованию процесса закупок в вузах. Автором исследован и обобщен опыт организации государственных закупок в вузах, выявлена специфика закупочного процесса вуза. В статье на основе исследования теории и практики осуществления госзакупок автором предложены рекомендации по совершенствованию организационно-экономических механизмов управления и контроля в этой сфере. Применение их на практике направлено наповышение эффективности госзакупок в вузовской сфере. В частности, предложен вариант преобразований взаимодействия организационных структур вуза, обеспечивающих закупочный процесс, нацеленный на повышение контроля и результативность деятельности на основе централизация закупок,оптимизации информационно-аналитического обеспечения, идентификации и оценки существенных рисков и угроз в этой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гаджиев Н. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Business mechanisms to increase efficiency of public procurements in higher education establishment

The fundamental changes in the sector of public procurements in budgetary institutions, including Higher Education Establishments aimed at increasing responsibility of ordering customers for planning, grounds and warehousing have significantly complicated procurements. Under the circumstances the search of some efficient ways of labour output optimization and new approaches to increase efficiency of procurement activity sound rather pressing. The researches held allowed the author to systematize the existing scientific experience on the problem of public procurements in Higher Education sector and resulted in a methodological recommendations on the improvement of procurement activity inHigher Education Establishments. The author of the article has generalized the experience connected with public procurements in Higher Education Establishments, focusing on its. On the basis of the research held, the author of the article gives some recommendations to improve business mechanisms of controlling this sector. The practical value of the research is aimed at increasing procurement efficiency in Higher Education Establishments. In particular, some options connected with the transformations in university management, responsible for procurement activity aimed at increasing control and efficiency on the basis of procurement centralization, optimization of information and analytical support, identification and assessment of potential risks in the given sector are offered.

Текст научной работы на тему «Организационно-экономические механизмы повышения эффективности государственных закупок вуза»

УДК 658.71:378.14 Н.Г. Гаджиев

Организационно-экономические механизмы повышения эффективности

государственных закупок вуза

Дагестанский государственный университет; Россия, 367001, г. Махачкала, ул. М. Гаджиева, 43 а; [email protected]

Принципиальные изменения в сфере осуществления государственных закупок в бюджетных учреждениях, в т. ч. в вузах, направленные на повышение ответственности заказчиков за планирование, обоснование и размещение, существенно осложнили закупочный процесс.

В этих условиях весьма актуальным становится поиск путей оптимизации трудоемкости и новых подходов повышения эффективности закупочной деятельности.

Выполненные исследования позволили систематизировать мнения ученых по вопросам становления анализа государственных закупок в сфере высшего образования и на этой основе разработать методические положения и практические рекомендации по совершенствованию процесса закупок в вузах. Автором исследован и обобщен опыт организации государственных закупок в вузах, выявлена специфика закупочного процесса вуза.

В статье на основе исследования теории и практики осуществления госзакупок автором предложены рекомендации по совершенствованию организационно-экономических механизмов управления и контроля в этой сфере. Применение их на практике направлено наповышение эффективности госзакупок в вузовской сфере. В частности, предложен вариант преобразований взаимодействия организационных структур вуза, обеспечивающих закупочный процесс, нацеленный на повышение контроля и результативность деятельности на основе централизация за-купок,оптимизации информационно-аналитического обеспечения, идентификации и оценки существенных рисков и угроз в этой сфере.

Ключевые слова: государственные закупки, вуз, план закупок, размещение заказов, контрактная служба, документация о закупках, эффективность госзакупок.

В течение последнего времени доля государственных расходов в валовом внутреннем продукте увеличилась практически во всех странах, причем отмечено увеличение как объема, так и стоимости государственных закупок. Этот рост параллельно сопровождается развитием законодательства в сфере закупок для государственных нужд. С ростом государственных расходов напрямую связано и широкое привлечение частного сектора для поставки товаров и услуг на контрактной или субподрядной основе. По мере увеличения объема и стоимости государственных закупок возрастает их значимость и для обеспечения занятости, и для национальной экономики в целом.

В смете доходов и расходов вуза расходы на закупку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения его деятельности составляют около 10-15%. Прямое влияние объема государственных закупок на расходную часть бюджета существенно повышает значимость организации эффективной системы закупок и материально-технического обеспечения конкретного вуза и экономики образования в целом [8].

В условиях ограниченности финансовых ресурсов, изменения модели управления государственными финансами, направленной на усиление ответственности за эффективность использования выделяемых ассигнований, происходит трансформация роли закупки товаров и услуг для государственных нужд. В этой связи возникает необходимость в совершенствовании модели осуществления государственных закупок.

Внедрение новых моделей управления закупками товаров, работ и услуг для государственных нужд связано с определенными методологическими трудностями. Они заключаются не только в организации правильной последовательности действий, регламентирующей процедуры осуществления государственных закупок, определения необходимого объема финансовых ресурсов, но и в установлении оптимальной структуры органа, отвечающего за государственные закупки, автоматизации самого процесса управления закупками.

В настоящее время процесс осуществления закупок бюджетными учреждениями, в т.ч. вузами, регламентируется Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [1]. При этом одновременно признается утратившим силу Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

К основным нововведениям, которые вносит Закон №44-ФЗ в процесс осуществления закупок государственными учреждениями, следует также отнести:

- появление антидемпинговых мер;

- перевод закупок за счет внебюджетных источников под действие Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;

- необходимость обоснования всех закупок учреждения;

- расширение критериев оценки заявок участников торгов и т. д.

В то же время в соответствии с новыми правилами бюджетные учреждения вправе не учитывать требования Закона №44-ФЗ, если закупки проводятся:

- за счет грантов, полученных от граждан и организаций на безвозмездной и безвозвратной основе (если грантодатель не поставил других условий);

- для приобретения товаров (работ, услуг) согласно контракту, по которому бюджетное учреждение является исполнителем;

- за счет средств, полученных от другой приносящей доход деятельности (за исключением средств обязательного медицинского страхования).

Принципиальные изменения в сфере осуществления государственных закупок существенно усложнили закупочный процесс, расширили объем сведений для публикации на портале госзакупок, а главное - повысили ответственность заказчика за планирование, обоснование, размещение и эффективность закупок. При этом уже с 2016 г. формируются план закупок на трехлетний период, ежегодный план-график закупок, а также обоснование цены каждой закупки [12]. Начиная с 2017 г. не могут быть осуществлены закупки, не предусмотренные документами планирования бюджетного учреждения.

В этих условиях необходим поиск не только путей снижения трудоемкости закупочной деятельности на всех ее этапах, но и новых подходов обеспечения эффективного контроля соответствия закупочных процессов требованиям законов на основе совершенствования организационно-экономических механизмов управления государственными закупками.

Одним из направлений достижения этой цели является автоматизация всех этапов закупочной деятельности учреждения - от планирования до оценки эффективности - на основе интеграции информационных систем финансово-экономического отдела, контрактной службы, отдела госзакупок, бухгалтерии учреждения с общероссийским офи-

циальным сайтом www.zakupki.gov.ru и создаваемой на федеральном уровне Единой информационной системой (ЕИС) в сфере госзакупок. Это, в свою очередь, обеспечит:

- централизованное проведение заявочной кампании: сбор, учет и согласование заявок на закупки, их корректировка с отражением изменений в соответствующем плане и плане-графике закупок;

- формирование и учет планов закупок на основании представленных потребностей, норм обеспеченности, согласование и корректировку планов закупки, передачу сведений в ЕИС;

- формирование плана-графика закупок с детализацией по государственным заказчикам (подразделениям, подведомственным учреждениям) с возможностью согласования и корректировки, передачу сведений в ЕИС;

- учет обоснования закупки, цены и необходимости общественного обсуждения закупки;

- формирование реестра закупок и размещение данных в ЕИС, учет заявок от поставщиков на участие в закупочных процедурах, ведение реестра заявок и учет результатов их рассмотрения;

- централизованный сбор и учет заявок от поставщиков на участие в конкурсных и аукционных процедурах, ведение реестра заявок и учет результатов их рассмотрения;

- учет предложений поставщиков с возможностью контроля соответствующих банковских гарантий, передачу сведений в ЕИС;

- формирование государственных контрактов по результатам проведения процедур определения поставщика;

- учет заключенных контрактов, их изменений, случаев расторжений, документов по исполнению и платежей по контракту, передачу сведений в ЕИС;

- контроль исполнения контрактов, в т. ч. по срокам и объемам финансирования, формирование аналитической отчетности.

Благодаря этому открываются широкие возможности для формирования регламентированной и аналитической отчетности (исполнения плана-графика закупок; экономии по кодам бюджетной классификации; исполнения контрактов по поставщикам, подрядчикам, исполнителям).

Субъекты РФ (муниципальные образования) также вправе создавать региональные и муниципальные информационные системы в сфере закупок, которые должны быть интегрированы с ЕИС.

Контрактная система государственных закупок предусматривает применение антидемпинговых мер, поскольку при снижении участником конкурса или аукциона цены на 25% и более к нему предъявляются определенные требования, а именно:

- если начальная (максимальная) цена контракта больше 15 млн руб., то при подписании контракта участник обязан предоставить обеспечение исполнения контракта, которое в полтора раза превышает размер, указанный в документации (но не менее чем в размере аванса);

- если начальная (максимальная) цена контракта меньше или равна 15 млн руб., то при подписании контракта участник может предоставить на выбор обеспечение исполнения контракта, которое в полтора раза превышает размер, указанный в документации (но не менее чем в размере аванса), или информацию, подтверждающую его добросовестность (в частности, информацию из реестра контрактов, подтверждающую исполнение трех контрактов без применения к участнику неустоек).

Для осуществления закупок заказчики должны составлять:

1) план закупок на срок действия закона о соответствующем бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который должен содержать идентификационный код закупки, цель закупки, сроки (периодичность) планируемых закупок, информацию об обязательном общественном обсуждении закупки;

2) планы-графики в соответствии с планами закупок, в которых будут отражены идентификационный код закупки, способ и обоснование определения поставщика (подрядчика, исполнителя), дата начала закупки, размер предоставляемого обеспечения заявки участника закупки и обеспечения исполнения контракта, информация о банковском сопровождении контракта.

При этом закупки, не предусмотренные планами-графиками, заказчик не может осуществить.

Заказчику также необходимо обосновывать все закупки в процессе формирования плана закупок и плана-графика. Обоснованию подлежат объект закупки; начальная (максимальная) цена контракта; способ определения поставщика.

Важной новацией является необходимость создания заказчиком контрактной службы, если совокупный годовой объем закупок в соответствии с планом-графиком превышает 100 млн руб.

Если совокупный годовой объем закупок менее 100 млн руб., заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупок (включая исполнение каждого контракта), - контрактного управляющего.

Сотрудники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Бюджетные заказчики обязаны проводить закупки в размере не менее 15% годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком у субъектов малого предпринимательства и у социально ориентированных некоммерческих организаций, которые ведут деятельность, предусмотренную п. 1 ст. 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» [2]. Исключение составляют закупки для обеспечения обороны и безопасности государства, а также в области использования атомной энергии.

При закупках у данных субъектов начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать 20 млн руб.

В настоящее время расширены критерии оценки заявок участников торгов. Если ранее фактически единственным критерием оценки заявки являлась цена контракта, тотеперь установлены следующие критерии оценки заявок: цена контракта; расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (использование результатов работ); качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, деловой репутации, специалистов и иных работников с необходимым уровнем квалификации.

В документации о закупке (за исключением аукциона) должно быть установлено не менее чем два критерия, один из которых - цена. Исключение установлено для следующих случаев:

- при проведении запроса предложений заказчик вправе не применять вышеперечисленных критериев оценки заявок. Он может установить критерии по своему усмот-

рению. Кроме того, заказчик может не применять установленных величин значимости критериев;

- если заключается контракт жизненного цикла (предусматривает закупку товара или работы, последующие обслуживание, эксплуатацию в течение срока службы, ремонт, утилизацию поставленного товара, созданного в результате выполнения работы объекта), заказчик вправе в качестве критерия установить стоимость жизненного цикла товара. Он включает в себя расходы на закупку товара (выполнение работы), последующие обслуживание и эксплуатацию в течение срока их службы, ремонт, утилизацию.

В настоящее время уточнены правила обеспечения заявок при проведении закупок бюджетными учреждениями. Обеспечение может быть предоставлено путем внесения денежных средств или банковской гарантией. Обеспечение на участие в электронных аукционах осуществляется только путем внесения денежных средств [3, 10].

Размер обеспечения заявки должен составлять от 0,5 до 5 % начальной (максимальной) цены контракта. Если при проведении аукциона начальная (максимальная) цена контракта не превышает 3 млн руб., то размер обеспечения составляет 1 % от такой цены. Если же закупка проводится с участием субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, размер обеспечения заявки не может превышать 2 % от начальной (максимальной) цены контракта.

По новым правилам заказчик вправе отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) не позднее чем:

- за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе;

- за 2 дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок. Данные сроки значительно сократились, что предоставляет бюджетным учреждениям больше возможностей для отмены ранее заявленных торгов.

В действующем законодательстве определены механизмы формирования начальной максимальной цены контракта. Так, установлены следующие методы определения начальной (максимальной) цены контракта:

- метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);

- нормативный метод (если законодательно предусмотрены предельные цены);

- тарифный метод (если цены подлежат госрегулированию);

- проектно-сметный метод (на строительные и ремонтные работы и на работы по сохранению объектов культурного наследия);

- затратный метод (если невозможно применить другие методы).

Однако на практике приоритетным является метод сопоставления рыночных цен[6, 8].

В закупочной деятельности важное значение имеет соблюдение установленных правил описания объекта закупки. В частности, описание должно носить объективный характер, должны быть использованы стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология. Документация о закупке должна содержать изображение поставляемого товара, а также информацию о месте, датах начала и окончания, порядке и графике осмотра участниками закупки образца или макета товара [5].

В современных условиях расширены способы проведения закупок бюджетными учреждениями. В целом все закупки делятся на два вида: конкурентные и закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). В свою очередь, конкурентные способы помимо уже установленных Законом № 94-ФЗ (запрос котировок, открытый

конкурс, открытый аукцион в электронной форме, закрытые конкурс и аукцион) дополнены следующими видами:

- конкурсом с ограниченным участием;

- двухэтапным конкурсом;

- закрытым конкурсом с ограниченным участием;

- закрытым двухэтапным конкурсом;

-запросом предложений.

В случае проведения открытого конкурса общий срок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе не может превышать 20 дней начиная с даты вскрытия конвертов. В случае проведения конкурса на поставку товара, выполнение работы либо оказание услуги в сфере науки, культуры или искусства заказчик вправе продлить срок рассмотрения и оценки заявок, но не более чем на 10 рабочих дней.

По результатам открытого конкурса контракт заключается не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней начиная с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе. Победитель конкурса обязан подписать контракт и представить все его экземпляры заказчику в течение 15 дней начиная с даты получения от заказчика проекта контракта. При уклонении победителя от заключения контракта заказчик вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков в части, не покрытой суммой обеспечения заявки, и заключить контракт с участником, заявке которого присвоен второй номер.

В случае проведения электронного аукциона согласно правилам Закона № 44-ФЗ заказчик должен разместить в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе. Если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 3 млн руб., то заказчик размещает извещение не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок [1].

Следует отметить особенности процедуры закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Так, закупка товара (работы, услуги) возможна на сумму, не превышающую 100 000 руб. без проведения торгов, если совокупный годовой объем таких закупок не превышает 5% от размера средств от общего объема закупок по плану-графику и составляет не более чем 50 млн руб. в год.

В то же время закупка товара (работы, услуги) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на сумму, не превышающую 400 000 руб., производится:

- государственными (муниципальными) образовательными учреждениями и учреждениями культуры, уставными целями деятельности которых являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия;

- другими государственными (муниципальными) учреждениями: зоопарками, планетариями, парками культуры и отдыха, заповедниками, ботаническими садами, национальными парками, природными парками, ландшафтными парками, театрами, учреждениями, осуществляющими концертную деятельность, телерадиовещательными учреждениями, цирками, музеями, домами культуры, дворцами культуры, клубами, библиотеками, архивами.

При этом совокупный годовой объем таких закупок не должен превышать 50 % средств от общего объема закупок по плану-графику и 20 млн руб. в год.

Более того, исключена возможность заключения договора с единственным поставщиком по оказанию услуг энергоснабжения и купли-продажи электроэнергии - закупку можно проводить путем запроса предложений.

Законодательством определена обязанность заказчика устанавливать требование обеспечения исполнения контракта в следующих размерах:

- от 5 до 30% начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении закупки;

- от 10 до 30% начальной (максимальной) цены контракта, но не менее размера аванса (если он предусмотрен контрактом)в случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает 50 млн руб.;

- в размере авансав случае, если аванс превышает 30% начальной (максимальной) цены контракта.

Размер обеспечения увеличивается в полтора раза в случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на 25 % и более по отношению к начальной (максимальной) цене контракта. Если же участником закупки является казенное учреждение, то указанные выше требования об обеспечении не применяются.

Представляет определенный интерес в закупочной деятельности вузов совершение крупных сделок. В соответствии с действующим законодательством крупной сделкой признается сделка (или несколько сделок), связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с федеральным законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10 % балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если Уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

Крупная сделка может быть совершена бюджетным учреждением только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения

Таким образом, совершение крупной сделки возможно только после согласования в установленном законодательством Российской Федерации порядке с Министерством образования и науки Российской Федерации, осуществляющим функции учредителя бюджетного учреждения и полномочия собственника в отношении имущества, закрепленного за указанным учреждением.

Основным содержанием деятельности управления закупками и материально-техническим обеспечением вуза является своевременное обеспечение его структурных подразделений товарно-материальными ресурсами с заданными качественными, функциональными и стоимостными параметрами. Начало процесса закупок связано с выявлением перспективной и текущей потребности в товарно-материальных ресурсах по номенклатуре, объемам и срокам. Завершается данный процесс передачей поступивших на склад вуза ресурсов в места непосредственного потребления и использования [9].

Деятельность по управлению закупками вуза неоднородна по своей структуре. Здесь можно выделить основные составляющие части, несущие разные функциональные нагрузки непроизводственного и производственного характера.

Непроизводственные операции присущи собственно процессу закупок и направлены на выявление потребности в необходимых ресурсах, на планирование их завоза, на организацию поступления материальных ресурсов от поставщиков, а также на обеспечение контроля, учета и отчетности по закупочным операциям. Помимо этого, непроизводственная деятельность характеризуется сбором и переработкой информации о товарно-материальных ценностях и принятии на этой основе управленческих решений.

Производственными операциями по управлению закупками являются количественная и качественная приемка материальных ресурсов на склад вуза, их хранение с последующей передачей структурным подразделениям.

Таким образом, закупочная деятельность вуза представляет собой управленческий процесс, характеризующийся конкретными целями, принципами, характером работ и способами их выполнения. Основными субъектами данного процесса выступают: ректор вуза, проректор по экономике и финансам (контрактный управляющий), отдел внутреннего аудита и размещения госзаказов для нужд вуза, Управление экономики и финансов, Управление бухгалтерского учета, отчетности и финансового контроля, отдел материально-технического обеспечения, складское хозяйство.

Анализ практики осуществления закупок современного вуза выявил две существенные проблемы, влияющие на конечные результаты его финансово-хозяйственной деятельности. Первая проблема - недооценка роли сферы снабжения и, как следствие, недостаточное внимание к вопросам определения затрат на выполнение функций управления закупками. Вторая проблема заключается в поддержании оптимального уровня надежности функционирования системы закупок с учетом требований других подсистем управления вузом.

Действительно, практика показывает, что для успешного функционирования организационно-экономического механизма управления государственными закупками и оценки его результатов, необходимо эффективное взаимодействие системы планирования, учета и контроля [7].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В настоящее время управление государственными закупками нуждается в существенных преобразованиях, основанных на применении системного подхода, когда акцент делается не только на повышение эффективности управления подсистемами, но и на улучшение взаимодействия, на интеграцию всех видов деятельности, направленных для достижения конечных управленческих целей. Подобные эволюционные трансформации необходимо проводить на основе всестороннего изучения бизнес-процессов в сфере закупок вуза.

Ситуация в данной области усложняется тем, что не всегда руководитель обладает оперативной информацией об объемах закупаемых одноименных товаров. Главным образом, это объясняется тем, что система бухгалтерского учета генерирует столь необходимую информацию с большим опозданием, в связи с чем руководство, чтобы обезопасить вуз от излишних экономических санкций вынуждено осуществлять закупки посредством запроса котировок или проведения торгов [13].

Процедуры размещения заказов посредством запроса котировок или проведения торгов позволяют обеспечить равный доступ к заказам для всех заинтересованных лиц, тем самым способствуя экономии бюджетных средстви развитию добросовестной конкуренции на товарных рынках и рынках финансовых услуг [4, 12]. Но в тоже время осуществление указанных процедур в соответствии с законодательством требует продолжительного времени.

В этих условиях нам представляется необходимым оптимизировать прежде всего документальное обеспечение в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд государственного вуза.

В целях упорядочения документационного обеспечения при осуществлении конкурсных процедур при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд вуза необходимо:

- определить порядок взаимодействия структурных подразделений вуза при проведении конкурса, аукциона или запроса котировок на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг;

- назначить ответственных лиц за предоставление заявок на размещение государственного заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд вуза и технического задания;

- разработать формы распорядительных документов, обосновывающих назначаемую конкурсную стоимость товаров, работ, услуг;

- определить порядок согласования источников финансирования по каждой заявке и способа размещения государственного заказа;

- установить сроки представления заявок на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд вуза.

Такой порядок документального обеспечения отражает процесс закупок лишь в части деятельности Единой комиссии вуза по размещению заказов. В то же время существуют закупки у единственного поставщика, осуществляемые без проведения торгов и закупок малого объема, которые составляют около 44% объема всех закупаемых товаров, работ, услуг.

Таким образом, можно сделать вывод, что процесс закупок раздвоен: закупки малого объема осуществляются через отдел материально-технического обеспечения и других структурных подразделений, а крупные закупки осуществляются при участии Единой комиссии по размещению заказов.

На практике такое положение приводит к ряду негативных последствий:

- отсутствует единый центр управления закупками государственного вуза;

- отсутствует информация о затратах на обеспечение процесса закупок;

- не анализируются риски в сфере закупок, отсутствует план мероприятий по их минимизации;

- в процессе закупок наблюдается пассивная роль юридического отдела в качестве органа, обеспечивающего надлежащее исполнение обязательств контрагентами вуза;

- отсутствует система контрольных процедур процесса закупок;

- отсутствует система оценки и показателей, используемых для определения эффективности и экономичности процесса закупок.

По результатам изучения внутренних нормативных документов, регламентирующих процесс закупок, и интервью с участниками закупочного процесса нами предлагается создать Управление государственных закупок и материально-технического обеспечения в организационной структуре вуза, функционально взаимосвязанное с Единой комиссией по размещению заказов (см. схему).

Схема взаимосвязи в системе управления государственными закупками и материально-техническим обеспечением вуза

Ректор вуза

Контрактный управляющий (проректор по экономике и финансам)

Единая комиссия вуза по размещению заказов для нужд вуза

12.

Управление государственными закупками и материально-техническим обеспечением

Отдел по размещению государственных закупок

Отдел материально-технического обеспечения

На наш взгляд, реализация данного предложения в сфере закупочной деятельности вуза обеспечит возможности:

- централизации закупок на основе генерирования оперативной информации об их объемах (в стоимостном и количественном выражении) по отдельным видам товаров, работ, услуг;

- разработки базы данных и программного обеспечения, обслуживающих процесс закупок, и интегрирование ее с системой бухгалтерского учета, планирования и контроля;

- анализа фактических целей и результатов процесса закупок на предмет их соответствия стратегии развития вуза;

- моделирования схемы организации процесса закупок в зависимости от результатов контрольных процедур;

- идентификации и оценки существенных рисков и угроз с целью разработки мероприятий по их оптимизации;

- разработки системы показателей, используемых для определения эффективности и экономичности процесса закупок.

Литература

1. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 05.04.2016) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // http:// www.consultant.ru.

2. Постановление Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 (ред. от 26.06.2015) «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (вместе с "Положением об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема", "Требованиями к содержанию годового отчета о закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у субъектов малого и среднего предпринимательства") // http:// www.garant.ru.

3. Беспалов М.В. Контрактная система в сфере закупок бюджетных учреждений // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2014. - №1. -С. 22-26.

4. Бузукина Л.О. Стимулирование инноваций закупками //Советник бухгалтера государственного и муниципального учреждения. - 2016. - №6 (138). - С. 32-37.

5. Гаджиев Н.Г. Современные подходы к формированию информационно-аналитической системы госзакупок в бюджетных учреждениях // Вестник Дагестанского государственного университета. - 2014. - Вып. 5. - С. 7-15.

6. Гаджиев Н.Г., Гаджиев М.Н. Внешний финансовый контроль и внутренний аудит в сфере закупок вуза: монография. - Махачкала: Изд-во ДГУ, 2016. - 142с.

7. Гаджиев Н.Г., Ахмедов А.З., Гаджиев А.Н., Кадиев Р.К. Формирование системы управленческого учета как фактор повышения эффективности контрольно-аналитических функций управления затратами// Вестник Дагестанского государственного университета. - 2013.- Вып.5.- С. 5-13.

8. Гаджиев Н.Г., Ахмедов А.З., Курбанова М.М. Внутренний аудит закупок в государственных высших учебных заведениях //Экономический анализ: теория и практика. - 2009. - №16. - С. 19-24.

9. Гаджиев Н.Г., Ахмедова Х.Г., Гаджиев М.Н. Внутренний финансовый контроль расходования бюджетных средств по закупкам в сфере высшего профессионального образования. // Сборник материалов II Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы реформирования экономики» (г. Астрахань, 15.12.2015). - Астрахань, 2016 - С. 167-173.

10. Горшкова Л.Л. Проведение открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ государственным учреждением: сложные вопросы // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2013. - №18. - С. 34-39.

11. Желонкина М.Н. Документарные проверки закупок // Советник в сфере образования. - 2016. - №3. - С. 23-28.

12. Лобанова О.Л. Обсуждение закупок в 2016 году: публичное и гласное //Советник бухгалтера государственного и муниципального учреждения. - 2016. - №2 (134). - С. 30-39.

13. Станякин С.В. Анализ эффективности размещения государственного заказа // Экономический анализ: теория и практика. - 2013. - №39. - С. 42-52.

Поступила в редакцию 31 декабря 2015 г.

UDC 658.71:378.14

Business mechanisms to increase efficiency of public procurements in higher education

establishment

N.G. Gadzhiyev

Dagestan State University; Russia, 367001, Makhachkala, M. Gadzhiev st., 43 a; [email protected]

The fundamental changes in the sector of public procurements in budgetary institutions, including Higher Education Establishments aimed at increasing responsibility of ordering customers for planning, grounds and warehousing have significantly complicated procurements.

Under the circumstances the search of some efficient ways of labour output optimization and new approaches to increase efficiency of procurement activity sound rather pressing.

The researches held allowed the author to systematize the existing scientific experience on the problem of public procurements in Higher Education sector and resulted in a methodological recommendations on the improvement of procurement activity inHigher Education Establishments. The author of the article has generalized the experience connected with public procurements in Higher Education Establishments, focusing on its .

On the basis of the research held, the author of the article gives some recommendations to improve business mechanisms of controlling this sector. The practical value of the research is aimed at increasing procurement efficiency in Higher Education Establishments. In particular, some options connected with the transformations in university management, responsible for procurement activity aimed at increasing control and efficiency on the basis of procurement centralization, optimization of information and analytical support, identification and assessment of potential risks in the given sector are offered.

Keywords: public procurements, higher education institution, procurement plan, order placement, contractual service, documentation on purchases, efficiency of state procurements.

Received31 December, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.