Научная статья на тему '«Государственное управление природными ресурсами» - как учебная дисциплина и опыт её становления в Сибирской академии государственной службы'

«Государственное управление природными ресурсами» - как учебная дисциплина и опыт её становления в Сибирской академии государственной службы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
315
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Открытое образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ / ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА / PUBLIC ADMINISTRATION / NATURAL RESOURCES / NATURAL RESOURCES MANAGEMENT / ACADEMIC COURSE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бойко Е. А., Иванов О. П., Музыченко Е. А.

Учебная дисциплина «Государственное управление природными ресурсами» была впервые разработана в 2002 году в Сибирской академии государственной службы в качестве регионального компонента образовательного стандарта по специальности «Государственное и муниципальное управление». За 8 лет преподавания этой дисциплины для нее подготовлены детальная рабочая программа, банк тестовых заданий и учебное пособие, которое выдержало 4 издания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«State management of natural resources» as an academic discipline and experience of its development in the Siberian Academy of State Administration

«State management of natural resources» as a discipline was first developed in the Siberian Academy of Public Service in 2002 with the aim of using it as a regional component of the educational standard.

Текст научной работы на тему ««Государственное управление природными ресурсами» - как учебная дисциплина и опыт её становления в Сибирской академии государственной службы»

УДК 351.823

«ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ» - КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА И ОПЫТ ЕЁ СТАНОВЛЕНИЯ В СИБИРСКОЙ АКАДЕМИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Е. А. Бойко, к. полит. н., ректор СибАГС Тел.: (383) 210 1767, е-mail: boyko@sapa.nsk.su О. П. Иванов, д. г.-м. н., профессор СибАГС, заслуж. деятель науки РФ Тел.: 89134855801, e-mail: olegivanov@ngs.ru Е. А. Музыченко, к. пед. н., проректор СибАГС по учеб. работе Тел.: (383) 210 1515, e-mail: musychenko@sapa.nsk.su Сибирская академия государственной службы (СибАГС) http://www.sapanet.ru

«State management of natural resources» as a discipline was first developed in the Siberian Academy of Public Service in 2002 with the aim of using it as a regional component of the educational standard.

Учебная дисциплина «Государственное управление природными ресурсами» была впервые разработана в 2002 году в Сибирской академии государственной службы в качестве регионального компонента образовательного стандарта по специальности «Государственное и муниципальное управление». За 8 лет преподавания этой дисциплины для нее подготовлены детальная рабочая программа, банк тестовых заданий и учебное пособие, которое выдержало 4 издания.

Ключевые слова: государственное управление, природные ресурсы, природопользование, учебная дисциплина.

Key words: public administration, natural resources, natural resources management, academic course.

Как известно, ключевую роль в экономике России играют природные ресурсы. Поэтому обеспечение их эффективного использования есть и ещё много лет будет важнейшим нашим приоритетом.

В этой связи важно понимать, что практически все полномочия по распоряжению природными ресурсами принадлежат органам государственной власти. А это, в свою очередь, значит, что от компетентности сотрудников органов государственной власти в значительной степени зависит то, насколько социально полезным и экономически эффективным окажется использование природно-ресурсного потенциала России.

Исходя именно из этого, в СибАГС было принято решение разработать новую учебную дисциплину «Государственное управление природными ресурсами». Начало ее преподавания в СибАГС относится к 2002 году. Идея создания этой дисциплины и разработка её общей концепции принадлежат соавторам настоящего доклада.

Инициативу СибАГС по созданию дисциплины «Государственное управление природными ресурсами» сразу же поддержали крупнейшие российские специалисты. Это было чрезвычайно важно для дальнейшего становления дисциплины, обобщению основных методических и организационных аспектов которого и посвящен наш доклад.

Актуальность данной учебной дисциплины была очень ярко показана несколько лет назад председателем Комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды Совета Федерации ФС РФ В.П. Орловым в следующем письме (от 24.01.2003г. № 82-12/ВО), с которым он обратился в Министерство образования РФ:

«Природно-ресурсный комплекс России, будучи основой экономики страны и находясь практически полностью в государственной собственности, требует профессионального и эффективного управления им, прежде всего, со стороны органов государственной власти. Совершенно очевидно, что подготовка специалистов по такому направлению должна находиться в числе первоочередных задач высшей школы.

Между тем действующий государственный стандарт по специальности 061000 - «Государственное и муниципальное управление» не содержит дисциплин, которые бы предусматривали

целенаправленную передачу будущему специалисту необходимого объема знаний о состоянии в России основных видов природных ресурсов и, что еще более важно, о принципах, методах и приемах государственного управления этими ресурсами.

Подобная ситуация для страны, экономика которой в значительной степени определяется природно-ресурсным комплексом, является по меньшей мере нелогичной.

Все необходимое для преподавания этой дисциплины уже имеется. Насколько мне известно, в Новосибирске в Сибирской академии государственной службы читается соответствующий курс лекций, разработана детальная рабочая программа по данной дисциплине и издано учебное пособие «Государственное управление природными ресурсами», в котором в сжатой и доступной форме на достаточно высоком профессиональном уровне изложены все необходимые сведения по данному весьма важному для страны направлению подготовки специалистов. Имеются достаточно высокого уровня разработки и в других ВУЗах страны (Томский государственный и Воронежский государственный университеты и др.).

Прошу Вас рассмотреть вопрос о дополнении действующего государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 061000 «Государственное и муниципальное управление» с целью включения в него учебной дисциплины «Государственное управление природными ресурсами» в качестве обязательной общепрофессиональной дисциплины федерального компонента».

В ответном письме (от 28.01.2003г. № 01-50-283/32-10), подписанном Заместителем Министра образования РФ Л.С. Гребневым, в частности сообщалось: «Учебно-методическое объединение по образованию в области менеджмента, после ознакомления с Вашим предложением, приняло решение рекомендовать высшим учебным заведениям, реализующим профессиональную образовательную программу по государственному и муниципальному управлению, включить дисциплину «Государственное управление природными ресурсами» в национальнорегиональный компонент государственного образовательного стандарта».

Об этом диалоге В.П. Орлов поставил в известность СибАГС своим письмом (от 03.03.2003г. № 82-26/ВО), и с того времени в соответствии с данной рекомендацией Минобразования РФ СибАГС на постоянной основе включает «Государственное управление природными ресурсами» (далее - ГУПР) в учебный план специальности «Государственное и муниципальное управление» в качестве дисциплины регионального компонента.

Акценты в определении основных понятий очень важны для правильного восприятия рассматриваемой учебной дисциплины. Содержание понятия «природные ресурсы» определено федеральным законодательством РФ. Согласно ст. 1 Закона РФ от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «природные ресурсы - компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность».

Принципиально важным здесь является то, что к природным ресурсам следует относить не все компоненты природной среды и природные объекты, используемые человеком, а только те, которые имеют потребительскую ценность, - т.е. платность при пользовании природными ресурсами федеральное законодательство России называет одним из обязательных признаков самого понятия «природные ресурсы». Заметим кстати, что по этой причине такие жизненно важные компоненты природной среды как атмосферный воздух и солнечная энергия под понятие «природные ресурсы» не подпадают.

Среди многочисленных классификаций природных ресурсов наиболее широкое распространение получила генетическая классификация, которая разделяет природные ресурсы по признакам их происхождения на 6 основных типов, в том числе:

1) ресурсы недр (прежде всего, минеральные);

2) водные;

3) лесные;

4) земельные;

5) биологические (растительные и животные ресурсы дикой природы);

6) рекреационные (особо охраняемые природные территории).

Именно эта классификация используется в государственной отчетности.

Другим важнейшим термином является «природопользование», под которым в официальных документах понимается сфера хозяйственной деятельности, состоящая в использовании, охране и воспроизводстве природных ресурсов. Вместе с тем существует множество книг (особен-

но экологической направленности), в которых данный термин трактуется совершенно иначе, а именно: как система взаимодействия человека с окружающей природной средой, т.е. практически как синоним понятия «охрана окружающей среды». В этой связи хочется обратить внимание на то, что такая точка зрения противоречит всем официальным документам, начиная с Конституции РФ, статья 72 которой в пункте «1д» совершенно четко различает и разделяет понятия «природопользование» и «охрана окружающей среды».

Заметим кстати, что Ю.Н. Куражсковский, считающийся автором термина «природопользование», сам не только не отождествлял природопользование с охраной природы, но напротив - даже написал специальную статью «О содержании терминов природопользование и охрана природы», в которой возражал против такого отождествления. К сожалению, эта статья, опубликованная много лет назад в биологическом отделе журнала «Бюллетень Московского общества испытателей природы» (1966г., т.71, вып. 3, с. 132-133) сейчас практически неизвестна широкому кругу специалистов.

В полном соответствии с 6-ю основными типами природных ресурсов в официальных документах различаются такие главные направления природопользования, как:

- недропользование;

- водопользование;

- лесопользование;

- землепользование;

- пользование биологическими ресурсами (охота, рыболовство и т.п.);

- пользование особо охраняемыми природными территориями.

Структура учебной дисциплины определяется её главными целями, в соответствии с которыми она разде-ляяется на две большие составные части:

I - состояние природных ресурсов;

II - государственное управление природными ресурсами.

Изучение состояния каждого из 6 типов природных ресурсов проводится в трех направлениях, а именно:

1) классификации, применяемые в данном типе ресурсов;

2) характеристика состояния и использования данного типа ресурсов;

3) проблемы данного типа ресурсов.

Вопросы государственного управления каждым из 6 типов ресурсов рассматриваются в таких аспектах, как:

1) право собственности на ресурсы;

2) правовое обеспечение управления ресурсами;

3) структура и функции органов государственного управления ресурсами;

4) государственный учет ресурсов;

5) виды пользования ресурсами;

6) государственная регламентация пользования ресурсами;

7) плата за пользование ресурсами;

8) государственный контроль за рациональным использованием и охраной ресурсов.

Специфика учебной дисциплины состоит в том, что система государственного управления

природными ресурсами России претерпевает непрерывное и значительное реформирование. Существенные изменения происходят во всех её основных областях таких, как:

1) право собственности на природные ресурсы;

2) полномочия по распоряжению природными ресурсами;

3) распределение бюджетных доходов от пользования природными ресурсами;

4) структура органов управления природными ресурсами.

Так, в течение 2004-2010 годов были приняты новые «Водный кодекс РФ» и «Лесной кодекс РФ»; новые федеральные законы о рыболовстве, об охоте, о кадастровом учете недвижимости; произведены существенные изменения федеральных законов, регулирующих использование ресурсов недр, земельных и рекреационных ресурсов; была осуществлена реформа всей системы земельных платежей, а также значительно изменены порядок и условия взимания платы за пользование участками недр, водными объектами и животным миром; существенное реформирование претерпели вся структура и основные функции органов государственного управления природными ресурсами.

Все это вызывает необходимость постоянного отслеживания наиболее важных изменений в данной сфере и регулярного внесения соответствующих корректировок в используемые учебные пособия и материалы.

Издание учебных материалов и пособий для ГУПР осуществляется в СибАГС в полном объеме с учетом особенностей различных форм обучения и специфики данной учебной дисциплины. Созданы и активно используются рабочая программа, темы контрольных и самостоятельных работ, комплекты экзаменационных билетов и вопросов для проведения зачета. Что касается основного учебного пособия СибАГС по ГУПР, то оно представлено книгой, выдержавшей уже несколько изданий и рекомендованной Советом Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области менеджмента в качестве учебного пособия по специальности «Государственное и муниципальное управление». В октябре 2010 года в СибАГС вышло её 4-ое дополненное издание, в котором нашли отражение все основные новации, произошедшие к этому времени в данной сфере.

Эта книга получила высокую оценку специалистов. Официальным рецензентом её первого издания был академик А.Э. Конторович - крупнейший авторитет в области топливноэнергетических минеральных ресурсов.

Ректор Санкт-Петербургского Горного института профессор В.С. Литвиненко в своем письме от 23.06.2004г. № 48 так отозвался о втором издании книги: «Внимательно изучив методологический подход, использованный Вами при написании учебника «Государственное управление природными ресурсами», хочу выразить Вам искреннюю благодарность за этот научный труд. Уверен, что доступные к пониманию подходы к государственному управлению природопользованием, изложенные в работе, крайне необходимы не только для студентов, но и для управленцев среднего звена и чиновников высшей исполнительной власти».

Не менее лестной была оценка четвертого издания книги, высказанная председателем Комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды Совета Федерации ФС РФ В.П. Орловым в его письме (от 26.10.2010г. № 3.22-33/730): «Уверен, что данное издание представит значительный интерес для изучения и использования в работе».

Формы и результаты обучения. Как учебная дисциплина ГУПР используется в СибАГС для специальностей «Государственное и муниципальное управление» и «Национальная экономика» и охватывает все формы обучения, в том числе: дневное, заочное, вечернее, а также переподготовку специалистов.

В целях освоения дистанционной формы преподавания ГУПР в 2010 году завершена разработка специаль-ного Банка тестовых заданий, количество которых превышает 360. Все эти задания разбиты на 14 тем и включают весь комплекс вопросов как по состоянию различных типов природных ресурсов, так и по управлению ими.

Ежегодно дисциплину ГУПР изучают 17-19 студенческих групп всех форм обучения. Нередко тематика ГУПР выбирается для выпускных квалификационных работ. За 8 лет преподавания ГУПР количество таких работ превысило 30. При этом наибольший интерес вызывает управление ресурсами минеральными и земельными.

В заключение авторы считают целесообразным подчеркнуть, что в настоящей статье представлены созданная по их инициативе новая учебная дисциплина «Государственное управление природными ресурсами», необходимая для подготовки полноценных специалистов в сфере государственного и муниципального управления, а также все основные методические и организационные аспекты этой дисциплины.

УДК 316.334; 316.77

ИНФОРМАЦИОННО-ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА МОДЕРНИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РОССИИ В ПРОЦЕССЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ

СЛУЖАЩИХ

А. В. Осташков, к. э. н., доцент Тел.: (905) 365 4739, e-mail: oav@pnzgu.ru Пензенский государственный университет http://www.pnzgu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.