Научная статья на тему 'Не везёт «Природопользованию» в высшей школе'

Не везёт «Природопользованию» в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
47
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Не везёт «Природопользованию» в высшей школе»

г

V,

РЕДАКЦИОННАЯ ПОЧТА

)

О. ИВАНОВ, профессор Сибирская академия государственной службы

Российская академия государственной службы провела в апреле нынешнего года межрегиональную видеоконференцию на тему «Полномочия и ответственность государственных и муниципальных органов управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды», в которой участвовали представители федеральных органов законодательной и исполнительной власти. Открывая заседание, председатель комитета Совета Федерации ФС РФ по природным ресурсам и охране окружающей среды В.П. Орлов обратил внимание на целый ряд серьезных упущений системы высшего образования в этом отношении. Будет нелишним развить поднятую им тему.

Природопользование как сфера хозяйственной деятельности занимает чрезвычайно важное место в экономике современной России и во многом определяет финансовое и социально-экономическое благополучие нашего общества. Практически все природные ресурсы (за исключением некоторой части земельных) находятся в государственной собственности, и потому эффективное управление ими зависит в первую очередь от компетентности органов власти.

Между тем целенаправленная подготовка соответствующих специалистов для этих органов у нас просто-напросто не ведется. И хотя более 200 вузов осуществляют обучение по специальности 061000 - «Государственное и муниципальное управление», в составе действующего государственного стандарта по этой специальности не предусмотрено учебных дисциплин, которые бы давали знания о состоянии природных ресурсов и методах управления ими.

Докладчик сообщил в своем выступлении, что более двух лет тому назад (в янва-

Не везёт «Природопользованию» в высшей школе

ре 2003 г.) он обращался к руководству Министерства образования РФ с официальным предложением дополнить этот стандарт и включить в него новую учебную дисциплину «Государственное управление природными ресурсами» в качестве обязательной в составе федерального компонента. К сожалению, это предложение до сих пор остается нереализованным.

В.П. Орлов счел необходимым специально обратить внимание участников конференции на то обстоятельство, что «природопользование» и «охрана окружающей среды» представляют собой совершенно разные сферы государственного управления и общественной деятельности. «В смешении этих понятий заключается странная особенность отечественной высшей школы по отношению к природопользованию».

Данное замечание является весьма актуальным. Хотя, на первый взгляд, оснований для него вроде бы не должно быть. Особенно сейчас, когда созданы такие органы исполнительной власти, как Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральное агентство по недропользованию, Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство лесного хозяйства.

Одновременно была учреждена Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, деятельностью которой руководит непосредственно Правительство РФ, и опубликовано постановление Правительства РФ от 30.07. 2004 г. № 401, утвердившее Положение об этой службе, согласно которому именно она «... является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых

Редакционная почта

155

актов, контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия.».

Из правительственных документов следует, что главное предназначение природопользования состоит не в охране окружающей среды, но в организации рационального пользования природными ресурсами, а главными направлениями природопользования являются недропользование, водопользование, лесопользование и т.п. Каждое из этих направлений характеризуется спецификой и включает в себя целый ряд самостоятельных и очень важных вопросов (таких, как право собственности на природные ресурсы, государственный учет природных ресурсов, экономическая оценка природных ресурсов, государственная регламентация доступа пользователей к природным ресурсам, налоговые и неналоговые платежи за пользование природными ресурсами, государственный контроль в сфере природных ресурсов и т.д.).

Однако, вопреки официальной трактовке термина «природопользование» и даже вопреки тому, что Конституция РФ в статье 72 (пункт «1д») понятия «природопользование» и «охрана окружающей среды» со-

вершенно четко разделяет, многие вузовские программы и учебники интерпретируют данные понятия преимущественно как синонимы.

В последнее время появилась еще одна странная тенденция - преподавать под видом «Природопользования» вообще произвольные дисциплины. Так, в 2003 г. был выпущен новый государственный стандарт ВПО по специальности 351200 - «Налоги и налогообложение». Если в составе прежнего находилась учебная дисциплина «Природопользование», которая на деле полностью соответствовала по содержанию дисциплине «Охрана окружающей среды», то создатели обновленного стандарта заменили ее дисциплиной «Экономика природопользования» и решили, что под видом этой дисциплины теперь нужно преподавать «экономическую географию и регионалистику».

В том, что это действительно так, легко убедиться, если сравнить фрагменты из двух государственных стандартов высшего образования, представляющих весьма далекие друг от друга специальности (табл. 1 и 2). Забавный результат дает это сравнение. Дисциплина «Экономика природопользования» оказывается идентичной дисциплине «Экономическая география и регионалис-

Таблица 1

Содержание учебной дисциплины «Экономика природопользования» в составе государственного образовательного стандарта выгсшего профессионального образования по специальности -351200 «Налоги и налогообложение».

ЕН Общие математические и естественнонаучные дисциплины

ЕН.Ф. Федеральный компонент

ЕН.Ф.04. ЭКОНОМИКА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ Предмет, методы исследования экономической географии и региональной экономики; использование методов математического моделирования в экономической географии; принципы, особенности, факторы и общие условия размещения производства; понятие географической среды; теория географического детерминизма; методика оценки природных ресурсов; балансовые запасы минерального сырья и топлива; их экономическая оценка и методы разработки; экономическая оценка земельных, водных и других природных ресурсов; методы отраслевого обоснования размещения производства; размещение межотраслевых комплексов отраслей народного хозяйства России; региональная экономика и региональная политика России; ресурсный потенциал развития экономики региона; экономическое районирование России; специализация и комплексное развитие хозяйства регионов страны; проблема структурной перестройки хозяйства регионов с высокой концентрацией производительных сил и большой антропогенной нагрузкой; внешнеэкономические связи России и ее регионов

156

Высшее образование в России • № 8, 2005

Таблица 2

Содержание учебной дисциплиныы «Экономическая география и регионалистика» в составе государственного образовательного стандарта выгсшего профессионального образования по специальности - 030500.18 «Профессиональное обучение (экономика и управление)»

ЕН Общие математические и естественнонаучные дисциплины

ЕН.Ф. Федеральный компонент

ЕН.Ф.06. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ И РЕГИОНАЛИСТИКА Предмет, методы исследования экономической географии и региональной экономики. Использование методов математического моделирования в экономической географии. Принципы, особенности, факторы и общие условия размещения производства; понятие географической среды; теория географического детерминизма; методика оценки природных ресурсов; балансовые запасы минерального сырья и топлива; экономическая оценка земельных, водных и других природных ресурсов; методика оценки трудовых ресурсов; методы отраслевого обоснования размещения производства; размещение межотраслевых комплексов отраслей народного хозяйства России и стран СНГ. Региональная экономика и региональная политика России и других стран СНГ; методы обоснования развития экономики региона; экономическое районирование России; специализация и комплексное развитие хозяйства регионов страны в условиях рыночной экономики; проблема структурной перестройки хозяйства регионов с высокой концентрацией производительных сил и большой антропогенной нагрузкой. Внешние экономические связи России и ее регионов

тика», т.е. дисциплины-то разные, но их содержание одно и то же. Прямо-таки анекдот, да и только.

Но, как говорится, все это было бы смешно, когда бы не было так грустно. Ведь государственный стандарт высшего образования имеет силу закона, и контролирующие органы (в частности, комиссии по оценке деятельности вузов) требуют их неукоснительного и досконального выполнения (на уровне так называемых «дидактических единиц»).

В результате вся эта путаница в обязательном порядке внедряется в сознание тысяч студентов, в значительной степени дезориентируя их в столь важной области знаний. При этом особенно жаль будущих специалистов по налогообложению. Для них изучение учебных дисциплин «Природопользование» или «Экономика природопользования» (в их официальном, разумеется, понимании) имеет первостепенное значение, поскольку именно природно-ресурсные платежи, играя важную роль в налоговой системе России, обеспечивают необходимый уровень ее бюджетных доходов. Специалист в сфере налогов и налогообложения должен обладать профессиональны-

ми знаниями о современных методах государственного учета природных ресурсов, о принципах государственной регламентации доступа к природно-ресурсным объектам и, что особенно важно, о принятой в России системе платежей за пользование каждым видом природных ресурсов. Однако ничего этого в части природопользования государственный стандарт по данной специальности не предусматривает.

Каким же должно быть содержание учебной дисциплины «Природопользование»? Ответ на этот вопрос дает изучение перечисленных выше правительственных документов, посвященных различным направлениям природопользования, а также анализ практической работы соответствующих федеральных органов по управлению природными ресурсами. С учетом всего этого оптимальный вариант содержания обсуждаемой дисциплины представляется следующим (табл. 3).

В заключение хочется выразить надежду, что Министерство образования и науки РФ примет, наконец, во внимание мнение столь признанного авторитета в области природопользования, как В.П. Орлов, с тем, чтобы:

Редакционная почта

157

Таблица 3

Предлагаемый оптимальныш вариант содержания учебной дисциплиныы «Природопользование» для высшего профессионального образования

ЕН Общие математические и естественнонаучные дисциплины

ЕН.Ф Федеральный компонент

ЕН.Ф ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ Основные понятия и основные направления природопользования. Классификации природных ресурсов. Глобальная проблема истощения природных ресурсов и концепция устойчивого развития мировой цивилизации. Главные виды природных ресурсов - минеральные, водные, лесные, земельные, биологические, рекреационные ресурсы: их состояние и проблемы. Роль природных ресурсов в экономике России. Понятие о дифференциальной природной ренте. Методы экономической оценки природных ресурсов. Общая характеристика и стоимостная оценка природно-ресурсного потенциала России. Структура и основные функции органов государственного управления природопользованием. Представление об основных природно-ресурсных законах России. Право собственности на природные ресурсы. Методы и формы государственного учета и охраны природных ресурсов. Виды пользования природными ресурсами. Система государственной регламентации доступа пользователей к природно-ресурсным объектам. Виды прав на землю. Налоговые и неналоговые платежи за пользование природными ресурсами. Виды цен на земельные участки. Принципы организации государственного контроля за рациональным использованием природных ресурсов

1) откорректировать государственные образовательные стандарты, содержащие в качестве учебной дисциплины «Природопользование», в соответствии с официальным пониманием данного термина;

2) включить учебную дисциплину «Го-

сударственное управление природными ресурсами» в состав федерального компонента государственного стандарта высшего профессионального образования по специальности 061000 - «Государственное и муниципальное управление».

В. ИЛЬИН, доцент Сахалинский государственный университет

Мы исследовали несколько групп интернет-технологий, имеющих прямое отношение к дистанционному обучению благодаря их специфическим дидактическим свойствам.

Технологии коммуникации, реализуемые в письменной форме

Эти услуги Интернета являются самими «старыми», а следовательно, традиционными с точки зрения их распространения и опыта использования в образовательной сфере:

■ электронная почта - самый распро-

Интернет-технологии в вузе

страненный, общедоступный и простой способ обмена информацией между двумя или несколькими людьми;

■ списки рассылки, или, как их еще называют, «дискуссионные группы», дают возможность организовать общение многих со многими. Одно письмо, направляемое на один электронный адрес, дублируется сервером и рассылается всем пользователям, «подписавшимся» на этот список;

■ электронные доски объявлений -используются главным образом для оповещения всех пользователей какой-либо важной и срочной информацией, в отличие от

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.