Научная статья на тему 'Интернет-технологии в вузе'

Интернет-технологии в вузе Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

105
24
Поделиться

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Ильин В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Интернет-технологии в вузе»

Редакционная почта

157

Таблица 3

Предлагаемый оптимальный вариант содержания учебной дисциплины «Природопользование» для высшего профессионального образования

ЕН Общие математические и естественнонаучные дисциплины

ЕН.Ф Федеральный компонент

ЕН. Ф ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ Основные понятия и основные направления природопользования. Классификации природных ресурсов. Глобальная проблема истощения природных ресурсов и концепция устойчивого развития мировой цивилизации. Главные виды природных ресурсов - минеральные, водные, лесные, земельные, биологические, рекреационные ресурсы: их состояние и проблемы. Роль природных ресурсов в экономике России. Понятие о дифференциальной природной ренте. Методы экономической оценки природных ресурсов. Общая характеристика и стоимостная оценка природно-ресурсного потенциала России. Структура и основные функции органов государственного управления природопользованием. Представление об основных природно-ресурсных законах России. Право собственности на природные ресурсы. Методы и формы государственного учета и охраны природных ресурсов. Виды пользования природными ресурсами. Система государственной регламентации доступа пользователей к природно-ресурсным объектам. Виды прав на землю. Налоговые и неналоговые платежи за пользование природными ресурсами. Виды цен на земельные участки. Принципы организации государственного контроля за рациональным использованием природных ресурсов

1) откорректировать государственные образовательные стандарты, содержащие в качестве учебной дисциплины «Природопользование», в соответствии с официальным пониманием данного термина;

2) включить учебную дисциплину «Го-

сударственное управление природными ресурсами» в состав федерального компонента государственного стандарта высшего профессионального образования по специальности 061000 - «Государственное и муниципальное управление».

В. ИЛЬИН, доцент Сахалинский государственный университет

Мы исследовали несколько групп интернет-технологий, имеющих прямое отношение к дистанционному обучению благодаря их специфическим дидактическим свойствам.

Технологии коммуникации, реализуемые в письменной форме

Эти услуги Интернета являются самими «старыми», а следовательно, традиционными с точки зрения их распространения и опыта использования в образовательной сфере:

■ электронная почта - самый распро-

Интернет-технологии в вузе

страненный, общедоступный и простой способ обмена информацией между двумя или несколькими людьми;

■ списки рассылки, или, как их еще называют, «дискуссионные группы», дают возможность организовать общение многих со многими. Одно письмо, направляемое на один электронный адрес, дублируется сервером и рассылается всем пользователям, «подписавшимся» на этот список;

■ электронные доски объявлений -используются главным образом для оповещения всех пользователей какой-либо важной и срочной информацией, в отличие от

158

Высшее образование в России • № 8, 2005

списков рассылки, в гораздо большей степени предназначенных для общения многих со многими;

■ чаты, или обмен информацией в письменной форме в режиме реального времени, предназначены для оперативного общения между двумя или несколькими пользователями (как правило, не более чем десятью одновременно). Это, безусловно, самое популярное сегодня средство интерактивной коммуникации в Интернете.

Технологии для осуществления визуальных контактов

Хотя коммуникация в письменной форме и остается доминирующей, в настоящее время стремительно развиваются сетевые средства и технологии обмена визуальной информацией. Это важно для дистанционного обучения, при котором необходимо постоянно подкреплять текстовую информацию визуальным рядом - графическими изображениями, анимационными или видеосюжетами. В группу интернет-технологий можно включить следующие.

• Стандартные образы и анимации из Галереи Клипарт (ClipArt Gallery) - встроенные во все стандартные офисные программы или расположенные на Интернет-сайтах галереи готовых картинок, фотографий, небольших анимационных сюжетов, которые можно использовать при создании вебстраниц, электронных учебников и т.д.

• Презентации MS PowerPoint - современные программы создания динамических презентаций, т.е. последовательно предъявляющихся тематических слайдов, включающих и текстовую, и графическую информацию. Презентации создаются на компьютере пользователя, а затем могут размещаться на веб-сайте и использоваться как прекрасное сетевое демонстрационное средство.

• Видеосюжеты и видеофильмы до недавнего времени находили лишь ограниченное применение в связи с высокими требованиями к качеству линий связи и пропускной способности каналов, а также мощности компьютера пользователя. Вместе с тем

различные аудио- и видеоприложения открывают новые возможности для дистанционного обучения, развивая навыки аудирования и говорения, что особенно важно для предметов гуманитарного цикла. Компьютерные программы, которые проигрывают уже готовые аудио- и видеофайлы, называются «встроенными» (plug-ins) и обычно используются при выгрузке файлов из Интернета на компьютер пользователя. В настоящее время популярны два вида полнометражных (full-motion) видео по Интернету - обычное видео и стриминг-видео:

и обычное видео - стандартное видео, предназначенное для проигрывания на компьютере пользователя после выгрузки файла из Интернета (эти видеосюжеты снимаются на обычную видеокамеру, а затем перекодируются, оцифровываются в формате MPEG; для того чтобы их просмотреть на компьютере, нужен специальный встроенный проигрыватель - MPEG-плеер);

и стриминг-видео - этот термин имеет отношение к видеофильмам, которые были сжаты в объеме и переданы по сети в форме видеофильма в режиме реального времени (для проигрывания поступающего по сети стриминг-видео тоже нужен проигрыватель

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Real Video; отличие от стандартного видео заключается в том, что пользователь не должен ждать, пока все видеофайлы загрузятся на его компьютер из Интернета).

• «Настольные» видеоконференции. Этот вид конференций достаточно широко используется в сфере бизнеса, а в сфере образования только завоевывает свои позиции.

• Передача файлов по Интернету. Файлы, содержащие различную информацию - цифровые данные, большие по объему документы, компьютерные программы, графику и т.д., могут передаваться по каналам электронной почты, по FTP или с помощью программы Гофер (Gopher).

Разработка web-страниц

Разработка всевозможных web-страниц, электронных web-учебников и энциклопедий

Редакционная почта

159

- все это стало возможным благодаря использованию технологий «Всемирной паутины», или гипертекстовой системы World Wide Web. При создании web-страниц используются следующие языки и инструменты:

• язык разметки гипертекста (HTML)

- стандартный язык Интернета для создания, форматирования и демонстрации web-страниц;

• язык Java - объектно-ориентированный язык программирования (похожий на C++). Был разработан специально для того, чтобы использовать на web-страницах интерактивную графику и анимацию. Многие готовые приложения (Java applets) доступны в Интернете, и их можно загрузить на компьютер пользователя для дальнейшего использования при создании своих страничек;

• язык VRML (Virtual Reality Modeling

Language) позволяет создавать и размещать в сети трехмерные объекты, создающие иллюзию реального объекта намного сильнее, чем простые анимации. Подобные трехмерные объекты в зависимости от их «объема» принято называть «виртуальными комнатами», «виртуальными галереями» и «мирами»;

• CGI (Common Gateway Interface), по сути, является не языком программирования, а спецификацией, описывающей правила сбора информации и создания баз данных. Разработчики используют язык PERL или какой-либо другой, чтобы писать CGI-программы, позволяющие создавать «динамические документы». Например, пользователи сталкиваются с подобными программами, заполняя на web-страницах в режиме реального времени бланки анкет и отзывов, выполняя тесты и т.д.

В. СЕРГЕЕВ, аспирант Д. ИСХАКОВА, ассистент Х. ЯРОШЕВсКаЯ, профессор А.КОЧНЕВ, профессор Казанский государственный технологический университет

Высшее образование обслуживает и регулирует определенный, исторически сложившийся уровень разделения труда, являясь формой профессиональной подготовки специалистов высшей квалификации. Именно будущая профессиональная деятельность задает содержание и формы соответствующей учебной деятельности. Поэтому одним из важнейших понятий педагогики высшей школы является «модель специалиста» как определенный свод требований, которые предъявляет практика к выпускнику и которые должны найти соответствующее отражение в учебном процессе. Существующие модели задают представление о том, кого готовить и для чего готовить.

Из всего их многообразия выделяют два типа - модель деятельности и модель под-

О моделях деятельности и подготовки специалиста

готовки. Первая ориентирована на изучение сферы деятельности специалиста данного профиля, на описание условий их труда, необходимых знаний, умений, навыков и качеств [1, 2]. Модель деятельности дает ответ на вопрос, что требуется специалисту для успешного функционирования, т.е. конкретный заказ высшей школе [3].

Инженерная деятельность за последние десятилетия претерпела существенные изменения. Они касаются не только увеличения количества инженерных объектов, их усложнения и т.п., но и изменения ее структуры и содержания.

Сегодня инженер не может действовать как узкий специалист. Он должен принять на себя всю полноту ответственности за последствия своей деятельности. Крайне опасные инциденты XX века, связанные с