Н. В. Минаева
ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ПРОГРАММЕ «ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ» В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ В 1990-е гг.
Работа представлена кафедрой документационного обеспечения управления и прикладной лингвистики Коми республиканской академии государственной службы и управления при Главе Республики Коми.
Научный руководитель - доктор исторических наук, профессор Т. И. Славко
Статья посвящена проблемам подготовки специалистов по программе «Государственное и муниципальное управление» в Республике Коми в сложный период социально-экономических преобразований. Автор делает вывод, что до конца 1990-х гг. учебный план по специальности «Государственное и муниципальное управление» постоянно изменялся вследствие политико-правовых, социально-экономических изменений в России и Республике Коми.
Подготовка специалистов по программе «Государственное и муниципальное управление»____
The article is devoted to problems of professional training of specialists according to the programme «State and municipal management» in the Komi Republic in the difficult period of social-economic transformations. The author comes to the conclusion that the curriculum of the specialty «State and municipal management» was changing till the end of the 1990s; this was caused by political, legal and social-economic variations in the Russian Federation and the Komi Republic.
В середине 1990-х гг. Совет Министров Республики Коми поставил вопрос о необходимости подготовки специалистов по программе высшего профессионального образования «Государственное и муниципальное управление». Данную задачу с 1992 г. стал выполнять Коми межотраслевой кадровый центр, реорганизованный в 1996 г. в Коми республиканскую академию государственной службы и управления при Главе Республики Коми. Сложившаяся структура академии дала возможность решить важнейшую задачу региона - наполнить содержание учебного процесса региональным компонентом, учитывающим научные и социокультурные особенности республики и позволяющим государственным служащим профессионально выполнять и общие федеральные, и «местные» задачи.
Становление специальности «Государственное и муниципальное управление» в академии в полной мере отражало тенденции, характерные для развития высшего образования страны в целом: фундамента-лизация, индивидуализация и гуманитаризация образования. Так, в учебный план по специальности «Государственное и муниципальное управление» были включены такие фундаментальные дисциплины, как философия, история, теория науки и др. Индивидуализация означала более гибкий подход к формированию учебного плана, когда две трети его объема отводились дисциплинам вузовского компонента и дисциплинам по выбору студента. Такой подход позволил достичь необходимой гибкости, учитывать потребности государственного заказчика. Гуманитаризация образования предполагала насыщение образовательных программ и учебных планов соци-
ально-гуманитарными знаниями, ориентированными на более глубокое понимание феномена человека и его проблем [1].
Учебный план образца 1993 г. по специальности 07.18 «Государственное и муниципальное управление» не имел разделения на циклы учебных курсов, в своем составе имел 54 учебные дисциплины, спецкурсы, дисциплины свободного выбора, практики.
Учебный план, утвержденный в октябре 1995 г. ректором Северо-Западной академии В. В. Чубинским-Надеждиным, включал всего 44 дисциплины; так как из первоначального плана были исключены психология управления, логика, докумен-тационное обеспечение управления, основы предпринимательства и маркетинг, бухгалтерский учет и аудит, гражданское право, международное право, основы коммерческого права, уголовное право и процесс, земельное и экологическое право, судебное право, гражданский и арбитражный процесс. Дисциплина «История государственной службы» трансформировалась в курс «История государственного управления в России», появились новые дисциплины: регионоведение, геополитика, социальная статистика и т. д. Из учебного плана исчезли в основном правовые дисциплины, что, возможно, было оправданным, так как их количество составляло 20% от общего объема учебного плана. Отдельной строкой были выделены дисциплины по выбору, спецкурсы по специализации, рефераты, курсовые, практика, дипломная работа, государственные экзамены.
Частые изменения (исключение дисциплин, введение новых курсов) были обусловлены и тем, что все учебные пла-
ПЕДАГОГИКА, ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
ны, в том числе и по специальности 061000 «Государственное и муниципальное управление», разрабатывались вузами самостоятельно, а не по типовой документации, утверждаемой «сверху».
Учебный план, утвержденный в апреле 1997 г., по составу и структуре более напоминает учебный план образца 1993 г. Он был более конкретизирован, курсы и дисциплины, изучаемые студентами, предполагали изучение самих процессов происходящих в деятельности органов государственной власти и управления; например, дисциплина «Управление персоналом» заменена на курс «Управление персоналом государственной службы», появилась дисциплина «Правовые основы местного самоуправления», вновь вводятся учебные курсы «Документационное обеспечение управления», «Психология управления», «Основы предпринимательства и маркетинг», «Бухгалтерский учет и аудит» и т. д. Вновь расширился блок правовых дисциплин: введены дисциплины «Гражданское право», «Трудовое право», «Конституционное право», «Теория государства и права», «Административное право». Таким образом, знание основ юридических наук и правотворчества стало важным и необходимым для управленца. Подобные изменения в учебных планах являются следствием экономических, правовых изменений, они свидетельствуют о постоянной работе по поиску соответствия процесса обучения требованиям времени и интересам государственной службы.
Учебный план по специальности 061000 «Государственное и муниципальное управление», построенный в соответствии с впервые утвержденным государственным образовательным стандартом (ГОС), стал реализоваться в академии в 1999 г. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки специалиста по специальности 061000 «ГиМУ» были установлены в соответствии с ГОС
ВПО, утвержденном в 1995 г. Наличие стандарта - это прежде всего критерий обеспечения качественной подготовки управленческих кадров для различных уровней власти. Стандарт определял лишь 70% учебной нагрузки в качестве обязательной, остальной объем формировался вузом самостоятельно. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 061000 состоял из следующих компонентов: федерального, регионального (вузовского) и дисциплин и курсов по выбору, устанавливаемых вузом. Дисциплины, вошедшие в федеральный компонент и обязательные для всех вузов: философия, история, экономическая теория, геополитика, информатика, система государственного и муниципального управления и т. д.
В региональный (вузовский) компонент включены дисциплины, которые отражают местные особенности подготовки специалистов и соответствуют названию цикла. В академии, работавшей по договору и выдававшей дипломы Северо-Западной академии государственной службы, эти дисциплины были также адаптированы к региональным особенностям. Например, из 6 дисциплин блока «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины», рекомендуемых к изучению в академии, реализовывались «Культура устной и письменной речи» (вместо дисциплины «Культура Санкт-Петербурга»), курс «Образование государственности в Республике Коми», «Коми язык», «Традиционная культура народа коми» и т. д. по всем разделам учебного плана.
В соответствии с требованиями стандарта по специальности «ГиМУ» студенты последовательно проходили три вида практики: учебно-ознакомительную, производственную и преддипломную.
Количество выпускников по специальности 061000 постоянно увеличивалось, в 1994 г. - 38 человек, в 1995 г. - 75 человек, в 1996 г. - 68 человек, в 1997 г. -
Место лингвокультурологической компетенции в системе обучения родному языку
143 человека, в 1998 г. - 170 выпускников (рис. 1).
□ 1994
□ 1995
□ 1996
□ 1997
□ 1998
г н
ГУ
Рис. 1. Численность обучившихся в период с 1994 по 1998 г. по специальностям «Государственное и муниципальное управление»
В ходе реализации специальности квалификация выпускников соответствовала в рассматриваемый период выбору специализаций: менеджер, менеджер-экономист, менеджер, эксперт-советник по правовым вопросам. Лишь в 1997 г. в дипломах выпускников по специальности «Государственное и муниципальное управ-
ление» стала проставляться квалификация «менеджер» (табл. 1).
Таблица 1
Численность выпускников, обучившихся по специальности «Государственное и муниципальное управление»
Квалификация 1994 1995 1996 1997 1998
Менеджер 10 15 15 143 170
Менеджер-экономист 16 30 41 - —
Менеджер, эксперт-советник по правовым вопросам 12 30 12 — —
Таким образом, до конца 1990-х гг. учебный план по специальности «Государственное и муниципальное управление» периодически изменялся, что являлось следствием преобразований в политико-правовой, социально-экономической жизни Российской Федерации и Республики Коми, а также свидетельствует о постоянной работе по поиску соответствия процесса обучения требованиям времени и интересам государственной службы.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Жовтун Д. Т. Современные методы проектирования и обучения кадров государственной службы. Синергетика и учебный процесс. М., 1999.
2. О Коми республиканской академии государственной службы и управления при Главе Республики Коми: Указ Главы РК от 18.04.1996, № 107 // Республика. 1996. № 90.