Научная статья на тему 'Подготовка специалистов по программе "Государственное и муниципальное управление" в Республике Коми в 1990-е гг.'

Подготовка специалистов по программе "Государственное и муниципальное управление" в Республике Коми в 1990-е гг. Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА КАДРОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ / РЕСПУБЛИКА КОМИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Минаева Н. В.

Статья посвящена проблемам подготовки специалистов по программе «Государственное и муниципальное управление» в Республике Коми в сложный период социально-экономических преобразований. Автор делает вывод, что до конца 1990-х гг. учебный план по специальности «Государственное и муниципальное управление» постоянно изменялся вследствие политико-правовых, социально-экономических изменений в России и Республике Коми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to problems of professional training of specialists according to the programme «State and municipal management» in the Komi Republic in the difficult period of social-economic transformations. The author comes to the conclusion that the curriculum of the specialty «State and municipal management» was changing till the end of the 1990s; this was caused by political, legal and social-economic variations in the Russian Federation and the Komi Republic.

Текст научной работы на тему «Подготовка специалистов по программе "Государственное и муниципальное управление" в Республике Коми в 1990-е гг.»

Н. В. Минаева

ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ПРОГРАММЕ «ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ» В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ В 1990-е гг.

Работа представлена кафедрой документационного обеспечения управления и прикладной лингвистики Коми республиканской академии государственной службы и управления при Главе Республики Коми.

Научный руководитель - доктор исторических наук, профессор Т. И. Славко

Статья посвящена проблемам подготовки специалистов по программе «Государственное и муниципальное управление» в Республике Коми в сложный период социально-экономических преобразований. Автор делает вывод, что до конца 1990-х гг. учебный план по специальности «Государственное и муниципальное управление» постоянно изменялся вследствие политико-правовых, социально-экономических изменений в России и Республике Коми.

Подготовка специалистов по программе «Государственное и муниципальное управление»____

The article is devoted to problems of professional training of specialists according to the programme «State and municipal management» in the Komi Republic in the difficult period of social-economic transformations. The author comes to the conclusion that the curriculum of the specialty «State and municipal management» was changing till the end of the 1990s; this was caused by political, legal and social-economic variations in the Russian Federation and the Komi Republic.

В середине 1990-х гг. Совет Министров Республики Коми поставил вопрос о необходимости подготовки специалистов по программе высшего профессионального образования «Государственное и муниципальное управление». Данную задачу с 1992 г. стал выполнять Коми межотраслевой кадровый центр, реорганизованный в 1996 г. в Коми республиканскую академию государственной службы и управления при Главе Республики Коми. Сложившаяся структура академии дала возможность решить важнейшую задачу региона - наполнить содержание учебного процесса региональным компонентом, учитывающим научные и социокультурные особенности республики и позволяющим государственным служащим профессионально выполнять и общие федеральные, и «местные» задачи.

Становление специальности «Государственное и муниципальное управление» в академии в полной мере отражало тенденции, характерные для развития высшего образования страны в целом: фундамента-лизация, индивидуализация и гуманитаризация образования. Так, в учебный план по специальности «Государственное и муниципальное управление» были включены такие фундаментальные дисциплины, как философия, история, теория науки и др. Индивидуализация означала более гибкий подход к формированию учебного плана, когда две трети его объема отводились дисциплинам вузовского компонента и дисциплинам по выбору студента. Такой подход позволил достичь необходимой гибкости, учитывать потребности государственного заказчика. Гуманитаризация образования предполагала насыщение образовательных программ и учебных планов соци-

ально-гуманитарными знаниями, ориентированными на более глубокое понимание феномена человека и его проблем [1].

Учебный план образца 1993 г. по специальности 07.18 «Государственное и муниципальное управление» не имел разделения на циклы учебных курсов, в своем составе имел 54 учебные дисциплины, спецкурсы, дисциплины свободного выбора, практики.

Учебный план, утвержденный в октябре 1995 г. ректором Северо-Западной академии В. В. Чубинским-Надеждиным, включал всего 44 дисциплины; так как из первоначального плана были исключены психология управления, логика, докумен-тационное обеспечение управления, основы предпринимательства и маркетинг, бухгалтерский учет и аудит, гражданское право, международное право, основы коммерческого права, уголовное право и процесс, земельное и экологическое право, судебное право, гражданский и арбитражный процесс. Дисциплина «История государственной службы» трансформировалась в курс «История государственного управления в России», появились новые дисциплины: регионоведение, геополитика, социальная статистика и т. д. Из учебного плана исчезли в основном правовые дисциплины, что, возможно, было оправданным, так как их количество составляло 20% от общего объема учебного плана. Отдельной строкой были выделены дисциплины по выбору, спецкурсы по специализации, рефераты, курсовые, практика, дипломная работа, государственные экзамены.

Частые изменения (исключение дисциплин, введение новых курсов) были обусловлены и тем, что все учебные пла-

ПЕДАГОГИКА, ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

ны, в том числе и по специальности 061000 «Государственное и муниципальное управление», разрабатывались вузами самостоятельно, а не по типовой документации, утверждаемой «сверху».

Учебный план, утвержденный в апреле 1997 г., по составу и структуре более напоминает учебный план образца 1993 г. Он был более конкретизирован, курсы и дисциплины, изучаемые студентами, предполагали изучение самих процессов происходящих в деятельности органов государственной власти и управления; например, дисциплина «Управление персоналом» заменена на курс «Управление персоналом государственной службы», появилась дисциплина «Правовые основы местного самоуправления», вновь вводятся учебные курсы «Документационное обеспечение управления», «Психология управления», «Основы предпринимательства и маркетинг», «Бухгалтерский учет и аудит» и т. д. Вновь расширился блок правовых дисциплин: введены дисциплины «Гражданское право», «Трудовое право», «Конституционное право», «Теория государства и права», «Административное право». Таким образом, знание основ юридических наук и правотворчества стало важным и необходимым для управленца. Подобные изменения в учебных планах являются следствием экономических, правовых изменений, они свидетельствуют о постоянной работе по поиску соответствия процесса обучения требованиям времени и интересам государственной службы.

Учебный план по специальности 061000 «Государственное и муниципальное управление», построенный в соответствии с впервые утвержденным государственным образовательным стандартом (ГОС), стал реализоваться в академии в 1999 г. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки специалиста по специальности 061000 «ГиМУ» были установлены в соответствии с ГОС

ВПО, утвержденном в 1995 г. Наличие стандарта - это прежде всего критерий обеспечения качественной подготовки управленческих кадров для различных уровней власти. Стандарт определял лишь 70% учебной нагрузки в качестве обязательной, остальной объем формировался вузом самостоятельно. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 061000 состоял из следующих компонентов: федерального, регионального (вузовского) и дисциплин и курсов по выбору, устанавливаемых вузом. Дисциплины, вошедшие в федеральный компонент и обязательные для всех вузов: философия, история, экономическая теория, геополитика, информатика, система государственного и муниципального управления и т. д.

В региональный (вузовский) компонент включены дисциплины, которые отражают местные особенности подготовки специалистов и соответствуют названию цикла. В академии, работавшей по договору и выдававшей дипломы Северо-Западной академии государственной службы, эти дисциплины были также адаптированы к региональным особенностям. Например, из 6 дисциплин блока «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины», рекомендуемых к изучению в академии, реализовывались «Культура устной и письменной речи» (вместо дисциплины «Культура Санкт-Петербурга»), курс «Образование государственности в Республике Коми», «Коми язык», «Традиционная культура народа коми» и т. д. по всем разделам учебного плана.

В соответствии с требованиями стандарта по специальности «ГиМУ» студенты последовательно проходили три вида практики: учебно-ознакомительную, производственную и преддипломную.

Количество выпускников по специальности 061000 постоянно увеличивалось, в 1994 г. - 38 человек, в 1995 г. - 75 человек, в 1996 г. - 68 человек, в 1997 г. -

Место лингвокультурологической компетенции в системе обучения родному языку

143 человека, в 1998 г. - 170 выпускников (рис. 1).

□ 1994

□ 1995

□ 1996

□ 1997

□ 1998

г н

ГУ

Рис. 1. Численность обучившихся в период с 1994 по 1998 г. по специальностям «Государственное и муниципальное управление»

В ходе реализации специальности квалификация выпускников соответствовала в рассматриваемый период выбору специализаций: менеджер, менеджер-экономист, менеджер, эксперт-советник по правовым вопросам. Лишь в 1997 г. в дипломах выпускников по специальности «Государственное и муниципальное управ-

ление» стала проставляться квалификация «менеджер» (табл. 1).

Таблица 1

Численность выпускников, обучившихся по специальности «Государственное и муниципальное управление»

Квалификация 1994 1995 1996 1997 1998

Менеджер 10 15 15 143 170

Менеджер-экономист 16 30 41 - —

Менеджер, эксперт-советник по правовым вопросам 12 30 12 — —

Таким образом, до конца 1990-х гг. учебный план по специальности «Государственное и муниципальное управление» периодически изменялся, что являлось следствием преобразований в политико-правовой, социально-экономической жизни Российской Федерации и Республики Коми, а также свидетельствует о постоянной работе по поиску соответствия процесса обучения требованиям времени и интересам государственной службы.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Жовтун Д. Т. Современные методы проектирования и обучения кадров государственной службы. Синергетика и учебный процесс. М., 1999.

2. О Коми республиканской академии государственной службы и управления при Главе Республики Коми: Указ Главы РК от 18.04.1996, № 107 // Республика. 1996. № 90.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.