Издание учебных материалов и пособий для ГУПР осуществляется в СибАГС в полном объеме с учетом особенностей различных форм обучения и специфики данной учебной дисциплины. Созданы и активно используются рабочая программа, темы контрольных и самостоятельных работ, комплекты экзаменационных билетов и вопросов для проведения зачета. Что касается основного учебного пособия СибАГС по ГУПР, то оно представлено книгой, выдержавшей уже несколько изданий и рекомендованной Советом Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области менеджмента в качестве учебного пособия по специальности «Государственное и муниципальное управление». В октябре 2010 года в СибАГС вышло её 4-ое дополненное издание, в котором нашли отражение все основные новации, произошедшие к этому времени в данной сфере.
Эта книга получила высокую оценку специалистов. Официальным рецензентом её первого издания был академик А.Э. Конторович - крупнейший авторитет в области топливноэнергетических минеральных ресурсов.
Ректор Санкт-Петербургского Горного института профессор В.С. Литвиненко в своем письме от 23.06.2004г. № 48 так отозвался о втором издании книги: «Внимательно изучив методологический подход, использованный Вами при написании учебника «Государственное управление природными ресурсами», хочу выразить Вам искреннюю благодарность за этот научный труд. Уверен, что доступные к пониманию подходы к государственному управлению природопользованием, изложенные в работе, крайне необходимы не только для студентов, но и для управленцев среднего звена и чиновников высшей исполнительной власти».
Не менее лестной была оценка четвертого издания книги, высказанная председателем Комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды Совета Федерации ФС РФ В.П. Орловым в его письме (от 26.10.2010г. № 3.22-33/730): «Уверен, что данное издание представит значительный интерес для изучения и использования в работе».
Формы и результаты обучения. Как учебная дисциплина ГУПР используется в СибАГС для специальностей «Государственное и муниципальное управление» и «Национальная экономика» и охватывает все формы обучения, в том числе: дневное, заочное, вечернее, а также переподготовку специалистов.
В целях освоения дистанционной формы преподавания ГУПР в 2010 году завершена разработка специаль-ного Банка тестовых заданий, количество которых превышает 360. Все эти задания разбиты на 14 тем и включают весь комплекс вопросов как по состоянию различных типов природных ресурсов, так и по управлению ими.
Ежегодно дисциплину ГУПР изучают 17-19 студенческих групп всех форм обучения. Нередко тематика ГУПР выбирается для выпускных квалификационных работ. За 8 лет преподавания ГУПР количество таких работ превысило 30. При этом наибольший интерес вызывает управление ресурсами минеральными и земельными.
В заключение авторы считают целесообразным подчеркнуть, что в настоящей статье представлены созданная по их инициативе новая учебная дисциплина «Государственное управление природными ресурсами», необходимая для подготовки полноценных специалистов в сфере государственного и муниципального управления, а также все основные методические и организационные аспекты этой дисциплины.
УДК 316.334; 316.77
ИНФОРМАЦИОННО-ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА МОДЕРНИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РОССИИ В ПРОЦЕССЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ
СЛУЖАЩИХ
А. В. Осташков, к. э. н., доцент Тел.: (905) 365 4739, e-mail: [email protected] Пензенский государственный университет http://www.pnzgu.ru
The needfor comprehensive and systemic upgrading of Russia, where the main object of change should be the society itself is substantiated. The leading role of public administrators in this process is shown. A new approach to their further professional education built on the principles of transparency and continuity, aiming at the information and ideological support of the modernization process, including the mass media is offered.
Обосновывается необходимость комплексной и системной модернизации России, где главным объектом изменений должно стать само общество. Отмечается главенствующая роль в этом процессе государственных гражданских и муниципальных служащих. Предлагается новый подход к их дополнительному профессиональному образованию, построенному на принципах открытости и непрерывности, направленному на информационно-идеологическую поддержку процессов модернизации, в том числе со стороны средств массовой информации.
Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, государственные и муниципальные служащие, открытое образование, модернизация, СМИ, элиты
Key words: additional vocational education, public administrators, open education, modernization, mass media, elite.
Работа выполнена в рамках реализации государственного контракта с Министерством образования и науки РФ № 1169 от 27 августа 2009 г. «Формирование социальной ответственности российских средств массовой информации в контексте региональной идентификации, социального моделирования и обеспечения стратегии инновационного развития государства».
В настоящее время перед Россией, в условиях развития глобальной конкуренции между странами и регионами, остро стоит проблема осуществления комплексной и системной модернизации, активизации поступательного инновационного развития, обеспечения его сбалансированности и устойчивости в целях повышения конкурентоспособности страны и уровня жизни её граждан. Данная проблема зафиксирована в официальных политических документах, а также отмечается многими учеными и специалистами-практиками. Среди отечественных учёных, посвящающих своё внимание проблемам модернизации и формирующих идеологию инновационного опережающего развития страны, можно в частности, назвать В.Л. Иноземцева [1], С.С. Сулакшина [2], Б.Н. Кузыка и Ю.В. Яковца [3]. Академик РАН Г.Г. Малинецкий утверждает: «Альтернативой ускоренному инновационному развитию страны может быть только ее распад» [4].
С 1990 по 2010 год Россия потеряла 23000 населенных пунктов и 6,6 млн. человек [4]. В последние годы по данным ООН Россия находится на 57-60-м месте в мире по индексу развития человеческого потенциала (ИРЧП), по уровню жизни - на 65-м месте из 177 государств (в 1990-м году - 40-е). Структура промышленного производства в России в период 1990-2008 гг. изменялась в сторону повышения доли энерго-сырьевых секторов хозяйства, при сокращении доли перерабатывающих отраслей, в частности, машиностроения и металлобработки в 2 раза, лёгкой промышленности - более чем в 12 раз. В 2008 году относительно 1990 года производство промышленной продукции составило 82,1%, продукции АПК - 86,7%, инвестиции в основной капитал - 65%, реальные располагаемые доходы населения - 82,9%! Сырьевой экспорт вырос за 18 лет почти в 2 раза. Почти в 3 раза снизился экспорт машин и оборудования, а их импорт возрос на 55%. Иными словами, сложилась, «сырьевая» структура российской экономики. При этом эффективность добычи сырья не являлась высокой, в связи с чем, можно говорить даже о зыбком фундаменте сырьевой экономики. Последние 20 лет российская экономика в своей основе функционировала, во многом, за счёт прежних достижений эпохи СССР. За последнюю пятилетку коррупция в России в два раза усилилась и воровство при госзакупках может превышать 1 трлн. руб. в год (около в 2,9% ВВП) [5]. В стране сложилась колоссальная дифференциация доходов. С 1991 по 2010 год наблюдается гигантский отток человеческого капитала [4]. Дилемма для России проста: всесторонняя модернизация экономики, государства и общества или национальная деградация, а в будущем - возможная потеря территориальной целостности. Авторитетный американский социолог Г. Дерлугьян отмечает, что перед Россией открываются две исторические перспективы: 1) длящийся упадок на основе распродажи фамильных ценностей; 2) менее ясная перспектива новой модернизации [6].
Цель проводимого в статье анализа состоит в определении возможных направлений активизации модернизационных процессов в России на основе инструментов открытого непрерывного образования в части дополнительного профессионального образования государственных гражданских и муниципальных служащих.
Считаем важным понимание, что, сколь бы ни была важна технологическая модернизация, главным предметом модернизационной концепции должно являться само общество. Точнее, определенный его тип - модернизационно ориентированное общество или «общество модерна» [7]. В действиях государства необходим акцент на институционализацию процесса модернизации. Миссию государства в обеспечении модернизации автор видит в формирование человека как полноценного члена современного жизнеспособного общества (социализация), формировании нации как культурно однородного и солидарного сообщества (нациестроительство). Актуальная для современной России проблема заключается в формировании и продвижении идеологии и механизмов реализации системной модернизации, поскольку необходимо именно модернизацию сделать национальной идеей и объединить вокруг неё людей, что станет основой для модерниза-ционной консолидации российского общества.
Считаем, что главенствующая роль в процессе модернизации должна принадлежать элитам, прежде всего высшему руководству страны, а также региональным и местным высокоресурсным группам. При этом, в современных российских условиях по нашему мнению особая ответственность ложится на такую их часть как государственные гражданские и муниципальные служащие, которые должны стать движущей силой модернизации и проводником её идей в общество. Между тем, по словам Президента РФ Д.А. Медведева на встрече с ведущими российскими и зарубежными политологами 10 сентября 2010 года в Ярославле «для значительной части чиновников модернизация - это проходная вещь, это не вошло в головы, модернизация воспринимается лишь как лозунг дня. Это обычная психология для чиновников. Задача власти и тех, кто верит в модернизацию, - укреплять движение, чтобы возникло восприятие модернизации как неизбежности. Мы находимся в положении, когда невозможно стоять дальше», Он также добавил, что на модернизацию надо зажечь людей [8].
Очевидно, что государственная политика России в отношении модернизации должна иметь четкую стратегическую направленность, системное управление и конкретные критерии регулирования с тем, чтобы обеспечить формирование и реализацию в российском обществе императива качественного социально-экономического рывка. Задача комплексной модернизации не может быть решена без активного вовлечения в этот процесс местного сообщества под руководством региональной и муниципальной власти, без построения комплексной интегрированной вертикально-ориентированной системы стратегического управления в масштабах страны, включая и муниципальный уровень. Между тем, формируемая в настоящее время в стране система страте-гирования выглядит достаточно аморфной и практически не затрагивает муниципалитеты.
В этих условиях государственные и муниципальные служащие испытывают настоятельную потребность в понимании: 1) стоящих перед страной системных модернизационных задач и сущности самого понятия «модернизация»; 2) места муниципального управления в общегосударственной системе стратегирования, направленной на обеспечение устойчивого поступательного сбалансированного развития страны и её отдельных территорий; 3) методов и механизмов реализации стратегии модернизации в муниципальном образовании во взаимосвязи с региональным и общефедеральным стратегированием; 4) методов и механизмов активного вовлечения местного сообщества в формирование и реализацию стратегии модернизации, в том числе на основе совершенствования системы идеологической и культурной поддержки со стороны СМИ (включая местные).
В этой связи, считаем абсолютно необходимым в масштабах страны, реализовать программу дополнительного профессионального образования (ДПО) государственных гражданских и муниципальных служащих, направленную на внедрение в их сознание идей модернизации, пропаганду целей будущего развития, привнесения системного взгляда на развитие страны и своей территории. В этой программе нужно не только комплексно и системно рассмотреть муниципальный и региональный уровень в общегогосударственной системе стратегирования, направленной на обеспечение социально-экономической модернизации страны, но и вопросы пропагандистско-идеологической и культурно-ментальной поддержки модернизации, в том числе со стороны со стороны федеральных, региональных и местных СМИ, которые должны при этом придерживать-
ся принципов социальной ответственности в контексте обеспечения стратегического развития страны [9].
Для повышения гибкости, обеспечения возможности масштабирования программы по часам, её адаптации под требования различных категорий слушателей, использования материалов программы в других программах ДПО муниципальных и государственных служащих, а также облегчает привлечение преподавателей, программа должна быть построена на основе блочномодульного принципа [10]. Целью программы должно быть содействие росту эффективности регионального и муниципального управления в контексте осуществления социальноэкономической модернизации России и обеспечения устойчивого долгосрочного развития конкретной территории на основе повышения профессионального уровня специалистов и руководителей региональных и муниципальных органов власти в сфере системного стратегического планирования и управления. Программа направлена:
A) на формирование у государственных гражданских и муниципальных служащих интереса к следующим вопросам: 1) стоящим перед странной системным модернизационным задачам и сущности самого понятия «модернизация»; 2) месту муниципального и регионального управления в общегосударственной системе стратегирования, направленной на обеспечение устойчивого поступательного сбалансированного развития страны и её отдельных территорий.
Б) на формирование у служащих необходимых основ знаний по методам и механизмам системной реализации стратегии модернизации в муниципальном образовании и регионе во взаимосвязи с общефедеральным стратегированием, на основе активного вовлечения в этот процесс местного сообщества;
B) на осознание служащими: 1) включенности в обеспечение функционирования общефедеральной системы стратегического управления; 2) личной заинтересованности в повышении эффективности управления муниципальным образованием.
Г) на понимание ими путей и возможностей повышения эффективности управления муниципальным образованием и регионом, а также её оценки;
Программа призвана содействовать сокращению дифференциации уровня и качества жизни в регионе, укреплению системы стратегического управления развитием территории, обеспечивающим повышение комплексности и сбалансированности развития региона.
Задачи программы: 1) обзор основ общей теории стратегического управления в социальноэкономических системах; 2) освещение общих вопросов стратегического развития РФ в 1990-х гг 20 в и начале 21 века, в контексте обеспечения социально-экономической модернизации; 3) информирование слушателей о методах и инструментах эффективной реализации стратегического планирования на территории муниципального образования и в регионе, включая взаимодействие с местным сообществом, в контексте обеспечения социально-экономической модернизации; 4) рассмотрение основных проблем в стратегическом развитии и стратегическом управлении в конкретном регионе и его муниципалитетах, определение путей их преодоления, в контексте обеспечения социально-экономической модернизации. Основными категориями слушателей программы являются руководители региональных органов власти и местного самоуправления, их структурных подразделений, специалисты местных администраций, работники муниципальных предприятий и учреждений, связанные с вопросами долгосрочного планирования в муниципальном образовании.
Краткосрочный и среднесрочный варианты программы (72 и 108 часов) рассчитаны на формирование у служащих понимания задач модернизации в России и на территории муниципалитета и региона, основ компетенций в области организации муниципального и регионального стратегического планирования и управления, а также оценки его эффективности, изучение слушателями инструментария стратегического анализа, маркетинга территории, современных механизмов связей с общественностью в целях поддержки модернизационных процессов на территории и реализации стратегического планирования.
Технологии обучения предусматривает две составляющие. Очная часть включает: 1) проведение лекционных занятий по разделам и дисциплинам программы; 2) проведение практических занятий в форме ролевых игр, дискуссий, практических работ (упражнений, тренингов), специально организованных обсуждений проблем профессиональной деятельности и опыта работы (диалоги, круглые столы); 3) прохождение промежуточных испытаний и итоговой аттестации для определения степени усвоения слушателями материалов программы. Заочная часть включает: 1) самостоятельную работу слушателей с полученными учебно-методическими материалами;
2) обсуждение возникающих по ходу изучения вопросов на специальном Интернет-форуме, посвященном данной программе, включая консультации преподавателей программы;
3) выполнение самостоятельных заданий, определенных преподавателями на основе изучения полученных учебно-методических материалов с использованием постоянной поддержки и сопровождения со стороны преподавателей, индивидуальные консультации с преподавателем.
Автор считает, что в данной работе новыми являются следующие положения и результаты. В настоящее время перед Россией, в условиях развития глобальной конкуренции между странами и регионами, остро стоит проблема осуществления комплексной и системной модернизации, активизации поступательного инновационного развития, обеспечения его сбалансированности и устойчивости в целях повышения конкурентоспособности страны и уровня жизни её граждан. Считаем, что главенствующая роль в обеспечении этого процесса этом процессе должна принадлежать элитам. В настоящих российских условиях по нашему мнению особая ответственность ложится на такую их часть как государственные гражданские и муниципальные служащие. Для современной России актуальна проблема формирования и продвижения идеологии и механизмов реализации системной модернизации, поскольку необходимо именно модернизацию сделать национальной идеей и объединить вокруг неё людей, что станет основой для модернизационной консолидации российского общества. В этой связи, предлагается в масштабах страны реализовать программу ДПО государственных гражданских и муниципальных служащих, направленную на внедрение в их сознание идей модернизации, пропаганду целей будущего развития, привнесения системного взгляда на развитие страны и своей территории. В программе должен комплексно и системно рассматриваться муниципальный и региональный уровень в общегосударственной системе стратегирования, направленной на обеспечение социально-экономической модернизации страны, а также вопросы пропагандистско-идеологической и культурно-ментальной поддержки модернизации, в том числе со стороны со стороны федеральных, региональных и местных СМИ.
Литература
1. Иноземцев В. Л. и Кричевский Н. А. Экономика здравого смысла - М.: Эксмо, Алгоритм, 2009;
2. Сулакшин С.С. Критерии и основания модернизации России / научный доклад - 17.05.2010-http://www.rusrand.ru/mission/result/result_158.html .
3. Н. Кузык, В. И. Кушлин, Ю. В. Яковец Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2008. - 575 с.;
4. Будущее России. Вызовы и проекты: Экономика. Техника. Инновации / Под ред. Г.Г.Малинецкого - М.: ЛИБРОКОМ, 2009. - 344 с.
5. Сухарев О. С. Модернизация экономики России: реальные проектировки или умозрительное словоблудие? // Капитал страны - 11.02.2010. - http://www.kapital-rus.ru/articles/article/176234/
6. Дерлугьян Г. Модерн и модернизаторы // «Эксперт» - №1 (687)/28 декабря 2009 -http://www.expert.ru/printissues/expert/2010/01/modem_i_modemizatory?esr=2
7. Модернизация России как построение нового государства. / М. Ремизов, Р. Карев, К. Бакулев: независимый экспертный доклад // - http://www.nanonewsnet.ru/news/2009/modernizatsiya-rossii-kak-postroe nie-novogo-gosudarstva
8. Д. А Медведев: Встреча с ведущими российскими и зарубежными политологами // 10 сентября 2010 года, Ярославль - http://www.kremlin.ru/news/8882; http://www.molgvardia.ru/nextday/2010/09/ 10/19857;
9. Букин В. П., Осташков А. В., Неделько С. И., Ретинская В. Н. Социальная ответственность СМИ в контексте модернизационных процессов в регионе // Регионология, 2010. №4. С. 274-280.
10. Кревский И. Г., Матюкин С. В. Инновационные технологии в управлении системой дополнительного профессионального образования. // Экономика и управление. № 8 (58). 2010. С. 91-95.
УДК 004.37
РАЗРАБОТКА ОБУЧАЮЩИХ ИГР: ИНТЕГРАЦИЯ ИГРОВОЙ И ОБУЧАЮЩЕЙ
О.А. Шабалина, к.т.н., доцент Тел.: +7-902-310-14-88, e-mail: [email protected] П.Н. Воробкалов, к.т.н., доцент Тел.: +7-917-835-01-71, [email protected]