УДК 331.108.2
В.Н. Папело, Б.А. Ковтун
ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ
СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
Проведенное исследование свидетельствует о серьезных проблемах в реализации государственной кадровой политики Российской Федерации в области устойчивого развития сельских территорий. Менее 15% действующих муниципальных служащих имеют профильное образование по направлению «государственное и муниципальное управление». Особенно острой ситуация остается в сельских поселениях. Муниципальные должности в органах местного самоуправления замещают в основном специалисты гуманитарных, социальных и смежных направлений: экономисты, юристы, педагоги, социологи, аграрии, математики, инженеры, специалисты в области естественных наук, военные. Реализация стратегии по переходу на инновационный путь развития экономики страны невозможна без решения вопроса по обеспечению системы государственного и муниципального управления квалифицированными кадрами. Проведение масштабных социально-экономических преобразований определяет необходимость постоянного притока высококвалифицированных специалистов, в том числе и в органах местного самоуправления сельских территорий. Действующая система подготовки и повышения квалификации муниципальных служащих является эффективной менее чем в 50% случаев. Краткосрочные курсы оканчивает почти 90% муниципальных служащих, однако полезных знаний и навыков они в процессе повышения квалификации не получают. Данные обстоятельства свидетельствуют о необходимости совершенствования системы подготовки и повышения квалификации управленческих кадров и специалистов для органов местного самоуправления и экономики сельских территорий. Авторами предложены принципиально новые образовательные программы, направленные на овладение технологиями муниципального и корпоративного менеджмента с учетом местной специфики, адекватные современным требованиям, предъявляемым к качеству подготовки данной категории руководителей и специалистов.
Ключевые слова: государственная кадровая политика, образовательные программы, повышение квалификации, базовая кафедра, магистратура, муниципальное управление, инновационные технологии, устойчивое развитие сельских территорий.
Введение
Для позитивного, динамичного и устойчивого развития регионов Сибири в современных условиях первостепенное значение имеет решение проблем преодоления кризисных явлений и сокращения территориальных дисбалансов в развитии сельских муниципальных образований. Среди проблем, препятствующих переходу на траекторию устойчивого развития сельских территорий, можно выделить:
• недостаточность развития и низкую степень диверсификации сельской экономики;
• высокий уровень дифференциации населения, проживающего на разных территориях, по занятости и уровню доходов;
• продолжающуюся концентрацию промышленного потенциала, инфраструктуры в агломерациях при относительно слабом развитии периферийных территорий в части экономического роста;
• недостаток ресурсов для развития, обусловленный низкой инвестиционной привлекательностью сельской местности, особенно удаленных территорий;
• недостаточное использование ресурсного и природного потенциала территорий в целях экономического развития, формирования среды комфортного проживания, рекреационных возможностей и оздоровления;
© Папело В.Н., Ковтун Б.А., 2016
• недостаток кадров высокого уровня квалификации для работы в производственной и управленческой сфере в современных условиях, как в агропромышленном комплексе, так и других отраслях экономики;
• ведомственную разобщенность в управлении сельскими территориями;
• узкоотраслевой аграрный подход к развитию экономики сельских территорий;
• недостаточную информационно-аналитическую поддержку принятия управленческих решений в сфере управления развитием территорий и др. [7, 8, 10, 11].
Очевидно, что решение сложившихся проблем в сельской местности, в Сибири требует прежде всего комплексного, программно-целевого подхода к формированию системы опережающего кадрового обеспечения инновационного развития сельских территорий.
Цель настоящего исследования - разработать теоретические и методические основы по формированию системы опережающего кадрового обеспечения инновационного развития сельских территорий в современных социально-экономических условиях.
Объекты и методы
Объектом исследования выступают система подготовки и повышения квалификации управленческих кадров для сельской местности.
Применялись общенаучные методы: монографический, абстрактно-логический, системный подход и др.
Результаты исследований
Проблема подготовки кадров для управления развитием сельских территорий весьма многогранна и чрезвычайно важна. Проведение масштабных социально-экономических преобразований определяет необходимость постоянного притока высококвалифицированных специалистов и рабочих.
Устойчивое развитие сельских территорий, прежде всего, нуждается в кадрах инженерно-технических, в рабочих специальностях. Их дефицит уже остро ощущается в стройиндустрии, инфраструктурном комплексе. Кроме того, спрос на квалифицированные рабочие кадры растет в сельском хозяйстве, жилищно -коммунальной сфере.
В подготовленных специалистах остро нуждается не только экономика, но и государственные органы, муниципалитеты, особенно в связи с проведением соответствующих реформ на муниципальном уровне. С точки зрения профессиональной принадлежности менее 15% действующих муниципальных служащих имеют образование по направлению «государственное и муниципальное управление». Необходимость повышения уровня квалификации специалистов государственного и муниципального управления диктуется проведением административной реформы, реформами местного самоуправления и государственной службы.
Данные анализа и мониторинга социологического исследования, проведенного Всероссийским Советом местного самоуправления в 2013 г. по теме «Кадровый потенциал органов местного самоуправления», свидетельствуют о том, что в муниципальных образованиях Российской Федерации наблюдается дефицит профессиональных кадров органов местного самоуправления. И если количественные показатели более или менее удовлетворительны - практически полностью укомплектован штат сотрудников органов местного самоуправления в муниципальных образованиях, то качественные показатели вызывают серьезные нарекания. Поэтому уместно говорить о неукомплектованности органов местного самоуправления именно квалифицированными кадрами.
Как показало исследование, наиболее актуальны кадровые проблемы в сельских поселениях. Здесь сотрудники органов местного самоуправления демонстрируют и бо-
лее низкий уровень знаний, и меньшую восприимчивость к законодательным, социально-экономическим, политическим изменениям. У них ниже уровень образования, более «пожилой» возрастной состав, при этом обладающий меньшим стажем (что свидетельствует о большей «текучке» кадров), меньшее количество сотрудников проходит обучение, работа по формированию кадрового резерва ведется менее активно, чем в остальных типах муниципальных образований, и меньше существует для этого правовых оснований. Недостаточное количество претендентов, составляющих кадровый резерв, обусловливает дефицит резервистов, привлекаемых в дальнейшем к работе в муниципалитете [5].
Обилие проблем в сфере местного самоуправления - низкий уровень финансовой обеспеченности муниципальных образований, слабая доходная база местных бюджетов, неупорядоченность местных полномочий и их частичное несовпадение с вопросами местного значения, сложности во взаимодействии с государственными контрольно -надзорными органами и в координации с региональной властью, неудовлетворительные условия для оказания гражданам муниципальных услуг, в том числе доступа к интерактивным технологиям, - препятствует эффективной работе даже по-настоящему квалифицированных, компетентных сотрудников и отталкивает молодежь от муниципальной службы [4].
Действующая система подготовки, повышения квалификации государственных и муниципальных служащих в значительной степени формализована. Есть обязательное требование о прохождении чиновниками повышения квалификации раз в три года, по итогам которой им выдается соответствующий документ. Сложилась ситуация, когда зачастую чиновники приходят в образовательную организацию не столько за знаниями, сколько за сертификатом.
Чиновников направляют кадровые службы в образовательные организации, и они приходят, чтобы «закрыть» формальную необходимость для работы. Большинство замещающих муниципальные должности старше 45 лет. Учились данные сотрудники по давно устаревшим образовательным программам и методикам. Кроме того, формируются достаточно неоднородные группы из чиновников разных сфер деятельности.
Передовые методики обучения, подготовки, переподготовки и повышения профессиональной квалификации муниципальных служащих распространяются недостаточно эффективно, система обучения не поставлена на прочную законодательную основу, муниципальные образования не обладают достаточным педагогическим составом в данной сфере и достаточным финансированием для подготовки, переподготовки, повышения квалификации специалистов [3].
В регионах до сих пор не создано эффективной системы кадрового обеспечения инновационного развития сельских территорий. В результате природно-ресурсный и хозяйственный потенциал сельских территорий остается в значительной мере неза-действованным по многим причинам, в том числе из-за дефицита профессиональных кадров органов местного самоуправления и оттока из села квалифицированных работников.
В сельской местности в Сибирском федеральном округе проживает более 30% населения. Поэтому эффективность функционирования сельской экономики оказывает решающее влияние на уровень благосостояния местного населения.
В Сибирском федеральном округе 4191 муниципальное образование. Среднее количество муниципальных образований в субъекте Федерации округа 262. Количество сельских поселений на 1 район 11. Количество жителей на 1 муниципальное образование составляет 4720 человек.
Численность муниципальных служащих в округе составляет 54 170 человек. Из них высшее образование имеет только 66%. Прошедших повышение квалификации 32% (табл. 1).
Таблица 1
Сведения о качественном составе муниципальных служащих в Сибирском федеральном округе
Наименование Сибирский федеральный округ
Численность муниципальных служащих, чел. Из них: Высшее образование, % 54170
65,8
Среднее специальное образование, % 26,5
Среднее образование, % 7,7
Стаж государственной или муниципальной службы свыше 5 лет, % 56,1
Численность муниципальных служащих на 1 МО 12,93
Численность муниципальных служащих, прошедших повышение квалификации, чел., % 17204
31,8
Анализ рынка труда Сибирского федерального округа и потребности в квалифицированных специалистах показал, что специалисты высшей квалификации в области управления устойчивым развитием сельских территорий пользуются возрастающим спросом на бирже труда.
В прогнозируемом периоде на 2016-2022 гг. наибольшая кадровая потребность только в Новосибирской области (без учета неквалифицированных рабочих) ожидается в сельском, лесном хозяйстве - 18,5 тысяч человек (11,0%).
За последние пять лет в Новосибирской области 6688 работников, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы, получили дополнительное профессиональное образование, из них профессиональную переподготовку прошли всего 132 человека (1,9%), повысили квалификацию 6556 (98,1%). Становится очевидным факт, что при таком подходе перспектива решения стратегической миссии по подготовке кадров для обеспечения опережающего развития сельских территорий весьма проблематична, так как формальное повышение квалификации не решает кадровой проблемы в сельской местности (табл. 2).
Таблица2
Численность работников в Новосибирской области, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы, получивших дополнительное профессиональное образование
Наименование 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2015 г. в % к 2011 г.
Численность работников 7140 7169 7011 7078 7038 98,6
Из них получили дополнительное профессиональное образование 1045 1173 1343 1715 1412 135,1
В том числе по дополнительным профессиональным программам: профессиональной переподготовки 49 12 15 33 23 46,9
повышения квалификации 996 1161 1328 1682 1389 139,5
Сведения о дополнительном профессиональном образовании кадров муниципальной службы по Новосибирской области за 2011-2015 гг. Справка (тс-05-1).
Очевидно, что реализация стратегии устойчивого развития сельских территорий объективно требует инновационного прорыва не только в производственной и социальной сфере, но и в кадровой политике. По нашему мнению, подготовка кадров для сельской экономики должна быть выдвинута в число приоритетных направлений социально-экономического развития большинства субъектов Федерации и реализована на основе создания системы опережающего кадрового обеспечения инновационного развития сельских территорий.
Для обеспечения устойчивого развития сельских территорий в субъектах Федерации Сибирского федерального округа1 отрабатывается модель опережающего кадрового обеспечения инновационного развития сельских территорий.
В целях повышения эффективности муниципального управления, укрепления взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и бизнес-сообщества по комплексному развитию сельских территорий специалистами администрации Маслянинского района Новосибирской области и учеными факультета экономики и финансов Сибирского института управления Президентской академии разработан пилотный проект «Муниципальное управление устойчивым развитием Маслянинского района Новосибирской области». Его реализация осуществляется с 2006 г. при поддержке Правительства региона как перспективная модель взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления, институтов бизнеса, науки и образования, общественных организаций и населения на основе государственно-частного партнерства по реализации приоритетных направлений устойчивого развития сельских территорий на инновационной основе и выработке механизмов привлечения инвестиционных ресурсов в муниципальную экономику [6, 8, 11].
Учитывая, что Правительство Новосибирской области имеет серьезный задел в организации стратегирования развития Новосибирской агломерации и сельских территорий, примеры лучших практик муниципального управления сельской экономикой, а также значительный научно-образовательный потенциал - предлагается создать институт целевой подготовки специалистов муниципального управления для модернизации сельской экономики и реализации стратегий развития территорий Новосибирской области.
На первом этапе целесообразно сформировать систему целевой контрактной подготовки квалифицированных специалистов для муниципальных администраций, которые будут принимать прямое участие не только в разработке долгосрочных стратегий устойчивого социально-экономического развития Новосибирской агломерации, сельских районов и поселений, но и в их реализации как муниципальные служащие с использованием инновационных технологий и механизмов управления (программно -целевого, проектного, государственно-частного партнерства и т.п.).
Целевую практико-ориентированную подготовку предполагается осуществлять по магистерским программам «Региональное и муниципальное управление экономическим развитием», «Управление проектами и программами» и «Управление государственными и муниципальными финансами» (срок обучения 2-2,5 года на базе бакалавриата или высшего образования). Предлагается создать на факультете экономики и финансов СИУ РАНХиГС базовую кафедру «Управление развитием территорий» при Правительстве Новосибирской области (рис. 1).
1 Территория Сибирского федерального округа составляет 30% территории России, население на 1 января 2015 г. составляло 19,312 млн человек. Всего в Сибирском федеральном округе насчитывается 4082 муниципальных образования, из них муниципальных районов - 319, городских округов - 78, городских поселений - 242, сельских поселений - 3444.
Заведующий кафедрой - руководитель Зам. заведующего кафедрой - декан
Администрации Губернатора Новосибирской области факультета экономики и финансов
и Правительства Новосибирской области Сибирского института управления - филиала РАНХиГС
1. Целевая практико-ориентированная подготовка управленческих кадров высшей квалификации
2. Взаимодействие с научными организациями
3. Научное иэкспертно-аналитическое сопровождение проектов и программ
4. Организация трансфера новыхтехнологий и помощь в реализации проектов и программ
5. Обучающие семинары и тренинги на базе лучших практик
I
_±_
Обучаемые: магистры, слушатели курсов ПК
зам. глав районов, главы сельских поселений, специалисты)
Рис. 1. Схема функционирования базовой кафедры «Управление развитием территорий» при Правительстве Новосибирской области
Основными целями создания данной кафедры являются:
- обеспечение общественного сектора экономики квалифицированными кадрами в области государственного и муниципального регулирования устойчивого экономи -ческого развития территорий;
- внедрение в образовательную деятельность передовых достижений в сфере го -сударственного управления территориями опережающего развития и их инвестицион -ной привлекательности;
- обеспечение профессиональной ориентации студентов в востребованных реальным сектором экономики специальностях для улучшения предпринимательского климата;
- развитие и укрепление научной основы обобщения и систематизации лучших практик государственного управления и формирования инвестиционного климата.
Основные направления деятельности базовой кафедры:
- проведение обучающих мероприятий, мастер-классов сотрудниками Правительства Новосибирской области совместно с преподавателями РАНиГС по различным направлениям деятельности в рамках программы обучения магистров (слушателей);
- проведение совместных научных и прикладных исследований, мероприятий по обмену опытом в области внедрения «дорожных карт» улучшения предпринимательского климата, обучение чиновников лучшим практикам формирования инвестицион -ного климата;
- совместная организация и проведение научных, научно -практических и проф-ориентационных мероприятий (конференций, семинаров, симпозиумов, ярмарок) по вопросам, входящим в предмет сотрудничества;
- предоставление магистрам (слушателям) возможности прохождения всех видов практик (учебной, производственной, преддипломной, организационно-управленческой, научно-исследовательской и пр.) на базе Правительства Новосибирской области;
- оказание консультационной и практической помощи магистрам (слушателям) в написании выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации);
- информирование и консультирование государственных и муниципальных служащих о порядке и условиях обучения по основным и дополнительным образовательным программам, реализуемым на базовой кафедре.
Для начала от каждого района области можно принять для обучения по два муниципальных служащих. По прогнозным оценкам потребность в обучении муниципальных служащих Новосибирской области по образовательным программам по направлению ГМУ составляет порядка 5,5 тысяч человек.
Прием и обучение магистрантов будет осуществляться на основании Порядка организации целевой контрактной подготовки специалистов в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования за счет средств регионального бюджета.
Для этого предстоит создать организационные, образовательные, материальные условия по реализации образовательных программ, направленных на овладение технологиями муниципального и корпоративного менеджмента с учетом местной специфики, механизмами социального и государственно -частного партнерства, навыками и умениями организации и ведения бизнеса, участия в разработке и реализации программ устойчивого развития сельских территорий (рис. 2).
Рис. 2. Цель и задачи магистерской программы устойчивого развития сельских территорий [9]
Этапы образовательной программы устойчивого развития сельских территорий:
1. Конкурсный отбор потенциальных участников образовательной программы.
2. Реализация образовательного процесса повышения квалификации, содействие в подготовке слушателями инвестиционных проектов развития организации, хозяйства или индивидуального бизнес-плана.
3. Отбор наиболее экономически значимых бизнес -проектов, включение их в комплексные программы устойчивого развития сельских территорий МО и содействие их финансированию из различных источников.
4. Разработка программ устойчивого развития сельских районов и поселений.
5. Реализация программ устойчивого развития сельских районов и поселений субъекта Российской Федерации.
По мере становления системы подготовки квалифицированных кадров в сфере устойчивого развития сельских территорий предлагается сформировать исследовательский научно-образовательный комплекс, главной задачей которого будет практическое содействие органам государственного и муниципального управления в разработке и реализации стратегий, программ и проектов социально-экономического развития муниципальных образований региона.
В процессе обучения планируется использование образовательных программ международного уровня с привлечением специалистов из Китая, Новой Зеландии, Канады, Германии и США. Каждому магистранту предоставляется право выбора индивидуальной программы обучения и обеспечивается методическая поддержка научных исследований и разработки реальных проектов в рамках магистерских диссертаций.
В настоящее время Университет Хойенхайм (г. Штуттгарт, Германия) реализует образовательный проект «Эразмус Плюс SARUD», целью которого является разработка новой магистерской программы в области устойчивого сельского хозяйства и развития сельских территорий. Данный проект объединяет 33 образовательные организации, в том числе Варшавский университет наук о жизни, Чешский университет наук о жизни (г. Прага), РГАУ - МСХА им. Тимирязева, Омский ГАУ, Мичуринский ГАУ, Бурятский ГАУ, Новосибирский ГАУ, три вуза из Казахстана, российские вузы -партнеры по проекту «Темпус РУДЕКО».
Цели проекта:
1. Разработать профессиональную магистерскую программу в области устойчивого сельского хозяйства и развития сельских территорий с учетом спроса регионов (специалистов государственных служб, местных и региональных органов власти и частных поставщиков услуг).
2. Создать платформу знаний по проблемам устойчивого развития сельского хозяйства и сельских районов с международными и региональными практическими примерами.
3. Укрепление межрегиональной университетской сети по реализации образовательных программ в области устойчивого развития сельских территорий.
Профессиональная деятельность, к которой готовятся выпускники, освоившие программу магистратуры по направлению 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление» (Проектная деятельность), будет направлена:
1) на составление прогнозов развития организаций, учреждений, отдельных отраслей и предприятий, регионов и муниципалитетов (с учетом имеющихся социальных, экологических проблем, соблюдения требований безопасности);
2) разработку программ социально-экономического развития федерального, регионального и местного уровня;
3) обоснование и анализ исполнения социальных и экономических программ с использованием методов проектного анализа;
4) разработку технико-экономического обоснования и определение вероятной эффективности инвестиционных проектов, в том числе в социальной сфере и др.
Программа предназначена:
• для государственных и муниципальных служащих, руководителей предприятий, представителей профильных НКО, управленцев -практиков, ориентированных на решение задач территориального развития, требующих стратегического мышления;
• представителей сферы бизнеса, стремящихся получить практические навыки, необходимые для успешной менеджерской и управленческой карьеры на современных рынках труда.
Цель программы - подготовка нового поколения специалистов по развитию аграрного бизнеса и управлению комплексным развитием сельских территорий, лидеров, способных генерировать идеи и смыслы, решать задачу творчески, применяя в своей работе широкий диапазон социокультурных технологий и инструментов государственно-частного партнерства.
Программа строится вокруг реальных кейсов развития территорий, предоставленных партнерами программы. Магистрантам предлагается совместно разработать и защитить концепцию развития сельской территории или проект развития бизнеса, учитывая социальные, экологические и экономические факторы устойчивости в своих предложениях, а также современные подходы к управлению и стратегическому развитию территорий.
Целью ООП ВПО магистратуры является методическое обеспечение реализации ФГОС ВО + 3 по данному направлению подготовки и на этой основе развитие у магистрантов личностных качеств, а также формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВО, повышение общеобразовательного уровня обучающихся [1, 2].
Области профессиональной деятельности магистров включают:
• государственное управление, муниципальное управление и местное самоуправление;
• управление в государственных и муниципальных учреждениях;
• управление в социальной сфере, в некоммерческих организациях;
• управление в иных организациях, на должностях по связям с государственными органами и гражданами;
• исследование и анализ рынков сельскохозяйственной продукции, оценка эффективности мер государственного регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия;
• разработка организационно-управленческих моделей, инвестиционных и маркетинговых стратегий сельскохозяйственных организаций;
• агроконсалтинг, оценка земли и стоимости агробизнеса;
• разработка прогнозов, программ и стратегических планов развития сельскохозяйственной отрасли и сельских территорий;
• методическое обеспечение и преподавание экономических дисциплин в учреждениях системы высшего и дополнительного профессионального образования аграрного профиля.
Объектами профессиональной деятельности магистров являются:
• производственные, экономические, организационные, учетно -финансовые, управленческие и информационные системы и процессы в сельском хозяйстве, механизмы функционирования агропродовольственного рынка, развития сельских территорий и регулирования земельных отношений;
• федеральные государственные органы;
• государственные органы субъектов Российской Федерации;
• органы местного самоуправления;
• государственные и муниципальные учреждения, бюджетные организации;
• институты гражданского общества; организации общественного сектора; некоммерческие организации;
• международные организации и международные органы управления; иные организации, подразделения по связям с государственными органами и гражданами [2].
Приоритетные компетенции магистерской программы:
1. Устойчивое развитие сельских территорий: подходы к разработке региональных и муниципальных программ.
2. Экологическая маркировка и маркетинг экологической и региональной продукции сельских территорий.
3. Развитие сельского и экологического туризма.
4. Экологизация сельского хозяйства.
5. Природоохранное регулирование и законодательство на сельских территориях.
6. Экологические проблемы, связанные интенсивным сельскохозяйственным произв одством.
7. Вовлечение населения в развитие сельских территорий.
8. Снижение уровня загрязнения сельских территорий сельскохозяйственными, промышленными и твердыми бытовыми отходами.
9. Устойчивое использование водных ресурсов на сельских территориях.
10. Продовольственная безопасность и контроль качества продовольствия.
11. Управление биологическими ресурсами сельских территорий.
Выводы
В действующей государственной кадровой политике в области устойчивого развития сельских территорий особенно остро стоит вопрос обеспечения квалифицированными кадрами органов местного самоуправления.
Для обеспечения органов местного самоуправления сельских территорий квалифицированными кадрами необходимо:
• сформировать систему целевой контрактной подготовки квалифицированных специалистов для муниципальных администраций путем создания базовых кафедр при органах государственной власти субъектов Российской Федерации;
• целевую практико-ориентированную подготовку осуществлять по магистерским программам на основе обобщения лучших муниципальных практик повышения инвестиционной привлекательности сельских территорий в Российской Федерации с использованием образовательных программ международного уровня.
Предлагаемая система мероприятий позволит сформировать в субъектах Федерации Сибирского федерального округа на базе Президентской академии научно-образовательный комплекс, главной задачей которого будет не только подготовка специалистов нового поколения по развитию сельских территорий, но практическое содействие органам государственного и муниципального управления в разработке и реализации стратегий, программ и инвестиционных проектов социально-экономического развития муниципальных образований.
V.N. Papelo, B.A. Kovtun
The formation of priority staff system of the innovative development of rural areas
Research carried out by the authors indicates serious problems in the implementation of the Russian Federation's state policy in the policy on sustainable development of rural territories. Less than 15% of current government officer have special education in the direction "public and municipal management". The situation remains to be acute especially in rural areas. Local government's municipal offices are basically displaced by the experts in humanities, social and related fields, such as economists, lawyers, pedagogues, sociologists, agrarian, mathematicians, engineers, natural sciences expert, military. The realization of the strategic goal to transition to innovative way of the economy development is impossible without solving a problem of ensuring the public and municipal management by qualified personnel. Conducting large-scale socio-economic transformation identifies the need for a constant inflow of highly qualified specialists, including the need in local authorities. Education is the basis of innovation development. The current system of training and professional development of municipal officers is effective less than 50% of cases. Almost 90% of municipal officers graduated short-term courses, however they do not gain any useful skills and experience in the process of training. These circumstances indicate that the existing system of training, preparation, retraining and improvement of professional qualification of municipal employees is not perfect. Such a situation does not serve to the purpose of state personnel policy, strategy of country's socio-economic development, and moreover contributes to the negative dynamics of rural economy's scientific and technological development, and decrease in its scientific and technical level. These circumstances show the necessity of forming a unified system of training and advanced training of managerial personnel and specialists for local authorities and the economy of rural areas. The authors suggest a fundamentally new educational program aimed on acquisition of the technologies of the municipal and corporate management with taking into account local circumstances, appropriate to the highest requirements to the training quality of this managers and specialist's category.
Keywords: state personnel policy, educational programs, professional development, basic department, Master's degree, municipal management, innovative technologies, sustainable development of rural areas.
Список литературы
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 (ред. от 03.07.2016 г.) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru. - Загл. с экрана (дата обращения: 04.07.2016).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление» (уровень магистратуры), утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1518 от 26.11.2014 г. // Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosvo.rU/news/8/552 (дата обращения: 04.07.2016).
3. Буташин Д.А. В РАНХиГС воссоздана сетевая школа госуправления // Официальный сайт РАНХиГС / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ranepa.ru/sobytiya/novosti/dmit rij-butashin-v-ranhigs-vossozdana-setevaya-shkolago-supravleniya (дата обращения: 27.06.2016).
4. Материалы исследований Всероссийского Совета местного самоуправления по теме «Кадровое обеспечение местного самоуправления» // Официальный сайт Всероссийского Совета местного самоуправления [Электронный ре-
References
1. Federalnyj zakon ot 29.12.2012 g. № 273-FZ (red. ot 03.07.2016 g.) "Ob obrazovanii v Ros-sijskoj Federacii" [Jelektronnyj resurs]. - Rezim dostupa: http://www.pravo.gov.ru. - Zagl. s jekrana (data obrashhenija: 04.07.2016).
2. Federalnyj gosudarstvennyj obrazova-tel'nyj standart vysshego obrazovanija po napravleni-ju podgotovki 38.04.04 "Gosudarstvennoe i mu-nicipal'noe upravlenie" (uroven' magistratury), utverzhden prikazom Ministerstva obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii № 1518 ot 26.11.2014 g. // Federal'nye gosudarstvennye obra-zovatel'nye standarty vysshego obrazovanija [Jelektronnyj resurs]. - Rezim dostupa: http://fgosvo.ru/news/8/552 (data obrashhenija: 04.07.2016).
3. Butashin D.A. V RANHiGS vossozdana setevaja shkola gosupravlenija // Oficial'nyj sajt RANHiGS [Jelektronnyj resurs]. - Rezim dostupa: http://www.ranepa.ru/sobytiya/novosti/dmitrij-butashin-v-ranhigs-vossozdana-setevaya-shkola-gosupravleniya (data obrashhenija: 27.06.2016).
4. Materialy issledovanij Vserossijskogo Soveta mestnogo samoupravlenija po teme "Kadrovoe obespechenie mestnogo samoupravlenija" // Oficial'nyj sajt Vserossijskogo Soveta mestnogo samoupravlenija [Jelektronnyj resurs]. - Rezim
сурс]. - Режим доступа: http://www.vsmsinfo.ru/ dokumenty-i-materialy/2014-05-21-10-23-08/kadrovoe-obespechenie-mestnogo-samoupravleniya (дата обращения: 02.07.2016).
5. Меркулов П.А. Кадровое обеспечение муниципальных органов власти в контексте проблемы реформирования местного самоуправления / П.А. Меркулов, М.Н. Караджова // Среднерусский вестник общественных наук. - 2015. -№ 2. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/artic le/n/kadrovoe-obespechenie-munitsipalnyh-organov-vlasti-v-kontekste-problemy-reformirovaniya-mestnogo-samou pravleniya (дата обращения: 02.07.2016).
6. Муниципальное управление социально-экономическим развитием Маслянинского района Новосибирской области: Пилотный проект / В.Н. Папело [и др.] ; под ред. В.Н. Папело. - Новосибирск : СибАГС, 2006. - 407 с.
7. Проблемы стратегического управления экономикой региона : монография / А.С. Новоселов [и др.] ; под ред. А.С. Новоселова ; ГОУ ВПО СибГУТИ. - Новосибирск, 2010. - 240 с.
8. Папело В.Н. Сибирская модель устойчивого развития сельских территорий / В.Н. Папело, Б.А. Ковтун, К.Ч. Акберов // АПК: Экономика, управление. - 2014. - № 2. - С. 71-75.
9. Папело В.Н. Формирование единой системы подготовки и повышения квалификации управленческих кадров для сельской экономики / В.Н. Папело, Б.А. Ковтун, А.И. Терновой // Вестник Новосибирского государственного аграрного университета. - 2012. - Т. 1. - № 22-1. - С. 162-167.
10. Папело В.Н. Продовольственная безопасность и устойчивое развитие сельских территорий Сибирского федерального округа / В.Н. Папело, Б.А. Ковтун [Электронный ресурс] // Сборник материалов по итогам Третьей международной научно-практической онлайн-конференции, Москва, 27-30 июля 2011 года / под общ. ред. проф. О.Н. Мельникова. - М. : Креативная экономика, 2011. - 496 с. : ил. - С. 94-102. - Режим доступа: https://creativeconomy.ru/articles/21944/ (дата обращения: 21.07.2016).
11. Papelo V.N. The Strategic Management Objectives and the Priorities of Siberian Development. Local Production Systems: Analysis and Forecasting of Regional Economic Development / V.N. Papelo, B.A. Kovtun ; ed. by A.S. Novoselov and V.E. Seliverstov. - Novosibirsk, Sofia, Lodz, Banska Bystrica, Ternopil, 2015. - 362 p.
Папело Валерий Николаевич, д-р экон. наук, проф., СИУ РАНХиГС, [email protected]; Ковтун Богдан Анатольевич, канд. экон. наук, доц., Новосибирский ГАУ, [email protected].
dostupa: http://www.vsmsinfo.ru/dokumenty-i-materi aly/2014-05-21-10-23-08/kadrovoe-obespechenie-me stnogo-samoupravleniya (data obrashhenija: 02.07.2016).
5. Merkulov P.A. Kadrovoe obespechenie mu-nicipal'nyh organov vlasti v kontekste problemy re-formirovanija mestnogo samoupravlenija / P.A. Merkulov, M.N. Karadzhova // Srednerusskij vestnik ob-shhestvennyh nauk. - 2015. - № 2. - Rezim dostupa: http://cyberleninka.ru/article/n/kadrovoe-obespechenie-munitsipalnyh-organov-vlasti-v-kontekste-problemy-re formirovaniya-mestnogo-samoupravleniya (data obrashhenija: 02.07.2016).
6. Municipal'noe upravlenie social'no-jeko-nomicheskim razvitiem Masljaninskogo rajona No-vosibirskoj oblasti: Pilotnyj proekt / V.N. Papelo,
A.N. Mel'nikova, B.A. Kovtun ; pod red. V.N. Papelo. - Novosibirsk : SibAGS, 2006. - 407 s.
7. Problemy strategicheskogo upravlenija jekonomikoj regiona : monografija / A.S. Novoselov [i dr.] ; pod red. A.S. Novoselova / GOU VPO SibGUTI. - Novosibirsk, 2010. - 240 s.
8. Papelo V.N. Sibirskaja model' ustojchivogo razvitija sel'skih territory / B.A. Kovtun, V.N. Papelo // APK: Jekonomika, upravlenie. - 2014. - № 2. -S. 71-75.
9. Papelo V.N. Formirovanie edinoj sistemy podgotovki i povyshenija kvalifikacii upravlench-eskih kadrov dlja sel'skoj jekonomiki / V.N. Papelo,
B.A. Kovtun, A.I. Ternovoj / Vestnik Novosibir-skogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. -2012. - T. 1. - № 22-1. - S. 162-167.
10. Papelo V.N. Prodovol'stvennaja bezopas-nost' i ustojchivoe razvitie sel'skih territory Sibirskogo federal'nogo okruga / V.N. Papelo, B.A. Kovtun [Jelektronnyj resurs] // Sbornik mat-erialov po itogam Tret'ej mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj onlajn-konferencii, Moskva, 2730 ijulja 2011 goda / pod obshh. red. prof. O.N. Mel'nikova. - M. : Kreativnaja jekonomika, 2011. - 496 s. : il. - C. 94-102. - Rezim dostupa: https://creativeconomy.ru/articles/21944/ (data obrashhenija: 21.07.2016).
11. Papelo V.N. The Strategic Management Objectives and the Priorities of Siberian Development. Local Production Systems: Analysis and Forecasting of Regional Economic Development / V.N. Papelo, B.A. Kovtun ; ed. by A.S. Novoselov and V.E. Seliverstov. - Novosibirsk, Sofia, Lodz, Banska Bystrica, Ternopil, 2015. - 362 p.
Papelo Valerij Nikolaevich, Dr. Econ. Sci., Prof., SIM RPANE and PA, [email protected]; Kovtun Bogdan Anatoljevich, Cand. Econ. Sci., Ass. Prof., Novosibirsk SAU, [email protected].