Научная статья на тему 'Индикативное управление агропромышленным комплексом региона'

Индикативное управление агропромышленным комплексом региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
160
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ИНДИКАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ / ИНДИКАТОРЫ РАЗВИТИЯ / ИНДИКАТИВНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ / ГОСУДАРСТВЕННО-КООПЕРАТИВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / SYSTEM OF INDICATIVE MANAGEMENT / DEVELOPMENT INDICATORS / THE INDICATIVE DEVELOPMENT PLAN / STATE AND COOPERATIVE ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стадник А. Т., Чернова С. Г., Завальнюк Е. Ю.

Часто выделяемые средства из бюджетов разного уровня уходят не на развитие конкретной отрасли или направления, а на второстепенные мероприятия субсидируемой организации. Индикативное планирование в рыночных условиях должно стать методом государственного регулирования и показывать частному сектору экономики более адекватные пути развития. Предложена система индикативного управления на уровне региона и организации, а также разработана проектная структура регионального министерства сельского хозяйства с функциями индикативного управления. На уровне региона предлагается создать службы по индикативному управлению, которые разрабатывали бы основные индикаторы: производства, экономико-результативные и социальные. Индикаторы должны разрабатываться как на 3-5 лет, так и на более отдаленную перспективу (20-25 лет). Внедрение элементов системы индикативного планирования позволит высшему руководству области системно управлять межотраслевыми балансами, своевременно координировать, а в некоторых случаях централизовывать те или иные финансовые ресурсы на выполнение приоритетных направлений. На примере Министерства сельского хозяйства Новосибирской области за счет оптимизации численности существующих девяти отделов предлагается создать три отдела по планированию индикаторов развития агропромышленного комплекса области. Рассматривается вопрос о государственно-кооперативных формированиях. Кооперативные формирования совместно с государственным регулированием за короткие сроки могут повысить эффективность сельского хозяйства. Эффективному функционированию государственно-кооперативных формирований может способствовать разработанный авторами организационно-экономический механизм управления такими формированиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Indicative management of agroindustrial complex of the region

Indicative management category is fairly new. She appeared in the scientific press after the departure of the economies of some countries from scientific planning. Indicative plans reflect the emergence of a macroeconomic sector and regional proportions of development of industries. In all the relations of property, the state must establish certain landmarks, proportion, criteria for the development of the economy like industry and agriculture. The government should always be the main regulatory center of economic and financial system and to ensure the sustainability of economic growth. The authors proposed a system of indicative management in the region and the organization as well as project structure of the regional Ministry of agriculture with the functions of indicative management. The lack of indicative planning allows senior management the field of the system to manage the inter-sectoral balances, not allows to coordinate, and in some cases and to centralize certain financial resources for the implementation of the priorities. Often the funds allocated from budgets of different level continues, with the development of specific industries and areas, and on secondary activities of subsidized organizations. Indicative planning in a market environment should become the method of state regulation and show the private sector a more adequate ways of their development. The article also addresses the issue of state-cooperative groups. The current economic situation in the country requires a speedy return to the creation of state cooperative organizations. Cooperative formation in cooperation with the state regulation in the short term can improve the efficiency of agriculture. The effective functioning of state cooperative groups can contribute to the developed by the authors of the organizational-economic mechanism of management of such groups.

Текст научной работы на тему «Индикативное управление агропромышленным комплексом региона»

/ П.П. Румянцев // Вопросы колонизации. - 1909. -№ 5. - С. 79-137.

27. Обсуждение сметы Переселенческого управления на 1914 г. в Общем собрании Государственной думы (заседание 30 мая 1914 г.) // Вопросы колонизации. - 1914. - № 16. - С. 172-205.

Кузнецов Дмитрий Викторович, канд. ист. наук, доцент, Омский аграрный техникум, dv.kuznetsov@omgau.org.

/ P.P. Rumyancev // Voprosy kolonizacii. - 1909. -№ 5. - S. 79-137.

27. Obsuzhdenie smety Pereselencheskogo upravleniya na 1914 g. v Obshhem sobranii Gosu-darstvennoj dumy (zasedanie 30 maya 1914 g.) // Voprosy kolonizacii. - 1914. - № 16. - S. 172-205.

Kuznetsov Dmitry Viktorovich, Cand. Hist. Sci., Ass. Prof., Omsk Agricultural College, dv.kuznetsov@omgau.org.

УДК 631.145

А.Т. Стадник, С.Г. Чернова, Е.Ю. Завальнюк

Новосибирский государственный аграрный университет, Новосибирск

ИНДИКАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННЫМ КОМПЛЕКСОМ РЕГИОНА

Часто выделяемые средства из бюджетов разного уровня уходят не на развитие конкретной отрасли или направления, а на второстепенные мероприятия субсидируемой организации. Индикативное планирование в рыночных условиях должно стать методом государственного регулирования и показывать частному сектору экономики более адекватные пути развития. Предложена система индикативного управления на уровне региона и организации, а также разработана проектная структура регионального министерства сельского хозяйства с функциями индикативного управления. На уровне региона предлагается создать службы по индикативному управлению, которые разрабатывали бы основные индикаторы: производства, экономико-результативные и социальные. Индикаторы должны разрабатываться как на 3-5 лет, так и на более отдаленную перспективу (20-25 лет). Внедрение элементов системы индикативного планирования позволит высшему руководству области системно управлять межотраслевыми балансами, своевременно координировать, а в некоторых случаях централизовывать те или иные финансовые ресурсы на выполнение приоритетных направлений. На примере Министерства сельского хозяйства Новосибирской области за счет оптимизации численности существующих девяти отделов предлагается создать три отдела по планированию индикаторов развития агропромышленного комплекса области. Рассматривается вопрос о государственно-кооперативных формированиях. Кооперативные формирования совместно с государственным регулированием за короткие сроки могут повысить эффективность сельского хозяйства. Эффективному функционированию государственно-кооперативных формирований может способствовать разработанный авторами организационно-экономический механизм управления такими формированиями.

Ключевые слова: система индикативного управления, индикаторы развития, индикативный план развития, государственно-кооперативные организации.

Введение

Ранее обосновывались отдельные направления индикативного управления, но с переходом большинства агропромышленных организаций на предпринимательский уклад ведения производства, когда сам руководитель начал планировать объемы производства, стали возникать диспропорции в развитии отдельных отраслей. Это потребовало разработки методологии и отдельных методик по освоению индикативного управления.

© Стадник А.Т., Чернова С.Г., Завальнюк Е.Ю., 2017

С одной стороны, собственник, не владея общей ситуацией в регионе, на свой страх и риск производит те или иные объемы продукции, которые не всегда востребованы.

С другой стороны, в классическом смысле рынок как сеть равноправных отношений по горизонтали, основанных на отношениях собственности, на равноправии продавца и покупателя, не мог отрегулировать эти равноправные отношения. Каждый предприниматель хочет получить свою максимальную прибыль. Он заинтересован продать, к примеру, молоко на молзавод по более высокой цене, а молзавод заинтересован закупить это молоко по более низкой цене. В свою очередь, торговля стремится взять молочную продукцию с молочного завода подешевле, а продать подороже. Прибыль этим трем организациям должен обеспечить основной потребитель - население региона [1].

Отсутствие равноправных отношений приводит отдельные организации товаропроизводителей, переработчиков и торговли к банкротству, а население не получает нужную продукцию [2].

Если в 1990 г. в Новосибирской области было 1633,8 тыс. гол. крупного рогатого скота, в Алтайском крае 2042,9, Омской области 1655,5, Томской - 338,8, то к 2000 г., в Новосибирской области уже осталось 872,3 тыс. гол., в Алтайском крае 1999,7, Омской области 720,5, Томской - 177,6. К 2015 г. поголовье крупного рогатого скота сократилось в Новосибирской области до 471,3 тыс. гол. (в 3,5 раза), Алтайском крае до 833,3 (в 2,5 раза), Омской области до 424,2 (в 4 раза), Томской - до 85,4 тыс. гол. (в 4 раза).

Авторами уже не раз высказывалась позиция, что необходимо отменить «Закон о несостоятельности (банкротстве) предприятий» для сельского хозяйства и принять новый закон «О государственном регулировании агропромышленного комплекса в условиях индикативного управления». Такой закон приостановит сокращение поголовья скота и овец, бесхозяйственное использование сельскохозяйственных угодий и поможет товаропроизводителям в короткие сроки увеличить объем продукции до необходимых размеров.

Объекты и методы исследований

Цель данного исследования разработать и обосновать систему индикативного управления организациями АПК. Объектом исследования являются отношения, складывающиеся между субъектами различных структур. Достижение поставленных целей обеспечивалось следующими научными методами: монографическим, абстрактно-логическим и расчетно-конструктивным.

Результаты исследования

В конце ХХ в. российские ученые склонялись к тому, что экономика сама в состоянии установить равновесие на рынке и удержать его, но практика последних 25 лет показала, что государственное регулирование необходимо для любой экономики [3].

Государственное регулирование и индикативное управление прежде всего должно охватывать вопросы составления межотраслевых балансов хотя бы на уровне концептуальных пропорций, чтобы исключить нежелательные спады и подъемы производства той или иной продукции. Причем не только охватывать текущие периоды, но и делать расчет индикативных показателей на 5-10 и более лет [4].

В каждом регионе Сибири при краевых и областных администрациях созданы или министерства сельского хозяйства, или департаменты по агропромышленному производству и социальному развитию.

Рис. 1. Система индикативного управления региона

Анализ структур управления в регионах Российской Федерации показал, что в них отсутствуют отделы по индикативному управлению. В некоторых регионах есть отделы планирования и целевых программ, но у них нет функций индикативного планирования. К тому же все индикативные программы развития региона должны рассматриваться на сессиях краевых, областных советов депутатов, чтобы была увязка индикаторов по различным отраслям [5].

Стране нужна особая система управления экономикой, которая могла бы уберечь от дальнейших многочисленных спадов и подъемов, которые совершаются сейчас как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях [6].

При любых отношениях собственности государство должно устанавливать определенные ориентиры, пропорции, критерии развития экономики как промышленности, так и сельского хозяйства. Оно должно всегда оставаться главным регулирующим центром хозяйственно-финансовой системы и обеспечивать устойчивость экономического роста [7].

Разработана система индикативного управления на уровне региона и организации (рис. 1, 2).

Особое место в данной системе индикативного управления отводится разработке основных индикаторов производства и социальной сферы.

Если конкретно говорить, к примеру, об индикаторах развития молочно-продуктивного подкомплекса региона, то они должны быть направлены на обеспечение населения продуктами животноводства по медицинским нормам.

Индикаторы должны разрабатываться как на 3-5 лет, так и на более отдаленную перспективу (20-25 лет).

В настоящее время в управлении агропромышленным комплексом Новосибирской области Министерства сельского хозяйства задействовано четыре управления в составе девяти отделов. Но ни один отдел разработкой ни производственных, ни экономико-результативных, ни социальных индикаторов не занимается. Отсутствие индикативного планирования не позволяет высшему руководству области системно управлять межотраслевыми балансами, своевременно координировать, а в некоторых случаях и централизовывать те или иные финансовые ресурсы на выполнение приоритетных направлений.

Передавать функции планирования индикаторов существующим отделам, как показала практика, нецелесообразно, так как необходимо применять другие подходы планирования и требуется другая квалификация специалистов.

Один из вариантов: не увеличивая общий штат Министерства сельского хозяйства, за счет оптимизации численности существующих девяти отделов создать три отдела по планированию индикаторов развития агропромышленного комплекса области (рис. 2).

В молочно-продуктовом подкомплексе Российской Федерации в отличие от других подкомплексов (отраслей) АПК за последние годы не наблюдается роста производства молока. Если в 2010 г. произвели 31,85 млн т., в 2014 г. надоили 30,79, в 2015 г. -30,78, в 2016 г. - ожидается производство на уровне 2015 г. Не сильно повлияли на производство молока поворот на импортозамещение и поддержка сельхозпроизводителей. Импорт молока из Европы снизился на 12%. Если в 2013 г. в Россию завезли 9,5 млн т. молока, то в 2015 г. только 7,1 млн т, но это не дало ожидаемого роста в производстве молока.

Например, в Новосибирской области в 2010 г. валовой надой молока составил 757,1 тыс. т., в Алтайском крае - 1422,8, Омской области - 853,8, Томской - 177,1, а в 2015 г. соответственно 661,5 тыс. т.; 1414,9; 709,4; 140,3. Параллельно идет уменьшение поголовья молочного стада.

Если не учитывать некоторые причины такого состояния, то на поверхность выходят главные причины - потеря управления молочно-продуктовым подкомплесом и отсутствие единого органа управления. Нет четкого планирования, в частности - индикативного. Различные молочные союзы (в основном переработчиков и торговли) лоббируют цены. Как результат - молочная продукция на прилавках дорожает каждый год на 10-20% [8].

On

s

CS

5

та

PS

о X

X о

Cd О

0 Я

01

о §

St о о\ Й

в

H

я

о

е-«

я я

я

Cd Я

о

<-¡

о

PS Cd Й го Я

Я »

ta то

I ä s

РЧ £

rs §

s

Inj

-S*

tsj О

S

X О

о

s о о

X о

к Ö4

H

X $

1. Формирование государственно-кооперативной структуры управления

2. Формирование отношений собственности (формирование эффективных собственников)

"У"

Формирование земельных отношений

Взятие в аренду или покупка земельной доли

Формирование имущественных отношений

Формирование кадровой политики

Государственные взносы

*

Кредиты Собственные Создание Подготовка

государ- средства уч- банка собственных

ства редителей знаний кадров

3. Установление государственно-кооперативных экономических взаимоотношений

*

По поставке По поставке

средств про- продукции

изводства (услуг)

Ж

По переработке продукции

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ж

у

По поставке По реализации

кормов продукции в тор-

говле

ч|/

4. Формирование оперативного экономического механизма управления

V

Ведение собственных счетов

Доведение бюджетов до каждого субъекта кооперативного формирования

Уплата обязательных платежей

Информационное обеспечение технологических процессов

Определение выручки от реализации продукции (услуг)

Определение индикаторов социально-экономического развития при составлении программ и проектов

Создание стабилизационного фонда

индикаторы производства

индикаторы реализации (продаж)

индикаторы услуг

индикаторы развития социальной сферы

Определение окупаемости затрат производства валовой продукции (услуг)

5. Учет и контроль

Ж

Перевод на автоматизированный режим учета

Ж

Управление качеством продукции (услуг)

V

Проведение балансовых комиссий

Ж

Совет по инновационному развитию

V

6. Управление мотивационными процессами и формирование корпоративной социальной ответственности в государственно-кооперативных формированиях

Ж

Получение дивидендов на собственность

ж

Получение заработной платы

31

Удовлетворение социальных потребностей

ж

Работа с персоналом

Работа с заинтересованными лицами

ж

Формирование имиджа и деловой репутации

Получение прибыли на 1 вложенный рубль

Рис. 3. Организационно-экономический механизм управления государственно-кооперативной организацией

Можно говорить об ежегодном сокращении поголовья коров, недостаточном росте продуктивности, но почему-то отсутствует стройная система индикативного управления и его главная функция - индикативное планирование.

Нужны индикативные планы развития молочного подкомплекса, которые не только информировали бы все заинтересованные хозяйствующие организации о долгосрочных целях государственной социально-экономической политики, но и придерживались бы запланированных мер по их достижению [9, 10]. Индикативное планирование в рыночных условиях должно стать методом государственного регулирования и показывать частному сектору экономики более адекватные пути развития.

Индикативный план - это план-прогноз развития региона, который позволяет лучше ориентироваться в долгосрочной экономической конъюнктуре при разработке планов на среднюю и долгосрочную перспективу [11]. Он отражает формирование макроэкономических межотраслевых и межрегиональных пропорций. С составлением индикативных планов МСХ РФ получает такие реальные рычаги воздействия на экономику, как государственные заказы, субсидии, кредитование, регулирование налогов.

Индикативные планы по молочному подкомплексу на ближайшую перспективу должны быть направлены прежде всего на рост стада, повышение продуктивности и на обеспечение населения региона собственным сырым молоком и сыром высокого качества.

Сложившаяся экономическая ситуация в стране требует скорейшего возврата к созданию государственно-кооперативных организаций. Кооперативные формирования совместно с государственным регулированием за короткие сроки могут повысить эффективность сельского хозяйства [12].

Создание государственно-кооперативных организаций, к примеру, в виде потребительских кооперативов по обслуживанию крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств населения можно вести по технологическому обслуживанию, по обеспечению кормами, по приемке и переработке животноводческой продукции.

Членами кооператива, кроме государства, выступают производители сельскохозяйственной продукции. Паевой взнос государства в кооператив может быть в виде: строительства цехов, покупки техники, автотранспорта, поголовья скота и овец, необходимых для осуществления деятельности того или иного кооператива. Паевой взнос товаропроизводителей складывается из стоимости поголовья скота и овец, участвующих в получении государственно-кооперативной продукции.

Чем быстрее государственная и хозяйственная структуры перейдут на индикативное управление, тем эффективней будет развиваться сельское хозяйство.

Выводы

Исследования позволяют сделать следующие выводы и предложения.

С переходом сельского хозяйства Российской Федерации на рыночные отношения исчезла единая плановая система, нарушились межотраслевые связи, обанкротились тысячи организаций, что привело к снижению эффективности сельскохозяйственного производства. Например, поголовье крупного рогатого скота к 2015 г. по сравнению с 1990 г. сократилось в Новосибирской области с 1633,8 до 471,3 тыс. гол. (в 3,5 раза), в Алтайском крае с 2042,9 до 833,3 тыс. гол. (в 2,5 раза), в Омской области с 1655,5 до 424,2 тыс. гол. (в 4 раза), в Томской области с 338,8 до 85,4 тыс. гол. (в 4 раза).

Налаживание равноправных отношений между продавцом и покупателем можно осуществить через организацию системы индикативного управления как на уровне Российской Федерации, так и на уровне отдельных регионов (рис. 1).

На уровне региона необходимо создать службы по индикативному управлению, которые разрабатывали бы основные индикаторы: производства, экономико-результа-

тивные и социальные. Такие индикаторы помогут частному сектору лучше ориентироваться в регионе и не допускать больших спадов или подъемов в производстве продукции (рис. 2).

Разработанная система индикативного управления в регионе позволит иметь детальные программы развития агропромышленного комплекса и проводить своевременный мониторинг его развития.

Создание государственно-кооперативных организаций, в которых членами выступают государство и сельскохозяйственные товаропроизводители, может в короткие сроки значительно увеличить производство, переработку и реализацию нужной населению продукции.

Эффективному функционированию государственно-кооперативных формирований может способствовать разработанный организационно-экономический механизм управления такими формированиями (рис. 3).

A.T. Stadnik, S.G. Chernova, E.Yu. Zavalnyuk Novosibirsk State Agrarian University, Novosibirsk

Indicative management of agroindustrial complex of the region

Indicative management category is fairly new. She appeared in the scientific press after the departure of the economies of some countries from scientific planning. Indicative plans reflect the emergence of a macroeco-nomic sector and regional proportions of development of industries. In all the relations of property, the state must establish certain landmarks, proportion, criteria for the development of the economy like industry and agriculture. The government should always be the main regulatory center of economic and financial system and to ensure the sustainability of economic growth. The authors proposed a system of indicative management in the region and the organization as well as project structure of the regional Ministry of agriculture with the functions of indicative management. The lack of indicative planning allows senior management the field of the system to manage the inter-sectoral balances, not allows to coordinate, and in some cases and to centralize certain financial resources for the implementation of the priorities. Often the funds allocated from budgets of different level continues, with the development of specific industries and areas, and on secondary activities of subsidized organizations. Indicative planning in a market environment should become the method of state regulation and show the private sector a more adequate ways of their development. The article also addresses the issue of state-cooperative groups. The current economic situation in the country requires a speedy return to the creation of state cooperative organizations. Cooperative formation in cooperation with the state regulation in the short term can improve the efficiency of agriculture. The effective functioning of state cooperative groups can contribute to the developed by the authors of the organizational-economic mechanism of management of such groups.

Keywords: system of indicative management, development indicators, the indicative development plan, state and cooperative organizations.

Список литературы

1. Шумакова О.В. Оптимизация параметров структуры доходов субъектов агропродовольст-венного рынка / О.В. Шумакова, О.Н. Крюкова // Вестник Омского государственного аграрного университета. - 2016. - № 1 (21). - С. 310-319.

2. Родионова О. Дивергенция аграрной политики / О. Родионова, Н. Борхунов // АПК: Экономика и управление. - 2015. - № 7. - С. 22-31.

3. Милосердов В. Импортозамещение, продовольственная независимость и аграрная политика / В. Милосердов, Н. Борхунов, О. Родионова // АПК: Экономика и управление. - 2015. - № 3. -С. 3-12.

References

1. Shumakova O.V. Optimizatsiya parametrov strukturyi dohodov sub'ektov agroprodovolstvennogo ryinka / O.V. Shumakova, O.N. Kryukova // Vestnik Omskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. -2016. - № 1 (21). - S. 310-319.

2. Rodionova O. Divergentsiya agrarnoy poli-tiki / O. Rodionova, N. Borhunov // APK: Ekonomika i upravlenie. - 2015. - № 7. - S. 22-31.

3. Miloserdov V. Importozameschenie, prodo-volstvennaya nezavisimost i agrarnaya politika / V. Miloserdov, N. Borhunov, O. Rodionova // APK: Ekonomika i upravlenie. - 2015 - № 3. - S. 3-12.

4. Порфирьев Б.Н. Развитие «зеленой агро-экономики» в России - долгосрочный ответ на санкции и стратегическое направление модернизации отечественного АПК // Российский экономический журнал. - 2015. - № 1. - С. 110-116.

5. Боговиз А. Методические основы стратегического развития региональной отрасли АПК / А. Боговиз, А. Тарасова // АПК: Экономика и управление. - 2015. - № 1. - С. 76-83.

6. Формирование региональной политики на основе инвестиционно-инновационного подхода / И.В. Ковалева, И.С. Санду, Л.А. Семина, О.М. Зарянский // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. - Барнаул : Алтайский гос. аграр. ун-т, 2016. - № 5 (127). -С. 153-157.

7. Повышение эффективности корпоративного управления в условиях неустойчивых рыночных отношений / С.Г. Чернова [и др.] // Вестник Новосибирского государственного аграрного университета. - Новосибирск : Новосиб. гос. аграр. ун-т, 2015. - № 3 (36). - С. 196-203.

8. Афанасьев Е.В. Основные задачи и пути развития АПК по улучшению продовольственного обеспечения Сибирского федерального округа / Е.В. Афанасьев, Е.В. Рудой, П.М. Федяев // Вестник Омского государственного аграрного университета. - 2016. - № 2 (22). - С. 268-273.

9. Папело В.Н. Продовольственное самообеспечение регионов и развитие сельских территорий / В.Н. Папело, Б.А. Ковтун // АПК: Экономика, управление. - 2016. - № 2. - С. 72-80.

10. Папело В.Н. Сибирская модель устойчивого развития сельских территорий / В.Н. Папело, Б.А. Ковтун, К.Ч. Акберов // АПК: Экономика, управление. - 2014. - № 2. - С. 71-75.

11. Большая российская энциклопедия. -М. : Большая российская энциклопедия, 2008. -Т. 1. - С. 242-243.

12. Организационно-экономический механизм управления корпоративными формированиями / С.Г. Чернова, А.Т. Стадник, О.В. Ожогова, С.В. Чернов // Вестник Новосибирского государственного аграрного университета. - Новосибирск : Новосиб. гос. аграр. ун-т, 2016. - № 4 (41). -С. 191-196.

Стадник Анатолий Тимофеевич, д-р экон. наук, проф., Новосибирский ГАУ, direczia@ram-bler.ru; Чернова Светлана Георгиевна, канд. экон. наук, доцент, Новосибирский ГАУ; Заваль-нюк Елена Юрьевна, ст. преподаватель, Новосибирский ГАУ, bolotina-1111@mail.ru.

4. Porfirev B.N. Razvitie "zelenoy agroekono-miki" v Rossii - dolgosrochnyiy otvet na sanktsii i strategicheskoe napravlenie modernizatsii ote-chestvennogo APK // Rossiyskiy ekonomicheskiy zhurnal. - 2015. - № 1. - S. 110-116.

5. Bogoviz A. Metodicheskie osnovyi strate-gicheskogo razvitiya regionalnoy otrasli APK / A. Bogoviz, A. Tarasova // APK: Ekonomika i upravlenie. - 2015. - № 1. - S. 76-83.

6. Formirovanie regionalnoy politiki na osnove investitsionno-innovatsionnogo podhoda / I.V. Kova-leva, I.S. Sandu, L.A. Semina, O.M. Zaryanskiy // Vestnik Altayskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. - Barnaul : Altayskiy gos. agrar. un-t, 2016. - № 5 (127). - S. 153-157.

7. Povyishenie effektivnosti korporativnogo upravleniya v usloviyah neustoychivyih ryinochnyih otnosheniy / S.G. Chernova [i dr.] // Vestnik Novosi-birskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. -Novosibirsk : Novosib. gos. agrar. un-t, 2015. - № 3 (36). - S. 196-203.

8. Afanasev E.V. Osnovnyie zadachi i puti razvitiya APK po uluchsheniyu prodovolstvennogo obespecheniya Sibirskogo federalnogo okruga / E.V. Afanasev, E.V. Rudoy, P.M. Fedyaev // Vestnik Omskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. -2016. - № 2 (22). - S. 268-273.

9. Papelo V.N. Prodovolstvennoe samoobespe-chenie regionov i razvitie selskih territoriy / V.N. Papelo, B.A. Kovtun // APK: Ekonomika, upravlenie. 2016. - № 2. - S. 72-80.

10. Papelo V.N. Sibirskaya model ustoychivogo razvitiya selskih territoriy / V.N. Papelo, B.A. Kovtun, K.Ch. Akberov // APK: Ekonomika, upravlenie. -2014. - № 2. - S. 71-75.

11. Bolshaya rossiyskaya entsiklopediya. - M. : Bolshaya rossiyskaya entsiklopediya, 2008. - T. 1. -S. 242-243.

12. Organizatsionno-ekonomicheskiy mehanizm upravleniya korporativnyimi formirovaniyami / S.G. Chernova, A.T. Stadnik, O.V. Ozhogova, S.V. Chernov // Vestnik Novosibirskogo gosudarst-vennogo agrarnogo universiteta. - Novosibirsk : Novosib. gos. agrar. un-t, 2016. - № 4 (41). - S. 191196.

Stadnik Anatoliy Timofeevich, Dr. Econ. Sci., Prof., Novosibirsk SAU, direczia@rambler.ru; Chernova Svetlana Georgievna, Cand. Econ. Sci., Ass. Prof., Novosibirsk SAU; Zavalnyuk Elena Yurievna, Senior Teacher, Novosibirsk SAU, bolotina-1111 @mail. ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.