КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ
Штурбабин Александр Федорович
Директор Балашовского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления e-mail: direktor. [email protected]
Alexander Fedorovich Shturbabin
Director of Balashov Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Candidate of Sciences (Agricultural), Associate Professor of the Department of Public Administration e-mail: direktor. [email protected]
УДК 378
Профессиональная подготовка кадров для органов местного самоуправления: проблемы и пути решения
Professional Training of the Personnel for the Local Authorities: Issues and Solutions
В статье раскрываются вопросы профессиональной подготовки кадров для органов местного самоуправления. Автор выделяет специфические сложности существующей системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих, а также обосновывает необходимость внедрения новой модели дополнительного профессионального образования.
Ключевые слова и словосочетания: государственные и муниципальные служащие, система подготовки кадров, дополнительное профессиональное образование.
The article describes issues of professional training of the personnel for the local authorities. The author reveals difficulties of the present-day system of personnel training, retraining and further education programs for public administration managers and civil servants; he also explains necessity of implementation of a new model of further education.
Key words and word-combinations: public administration managers, system of personnel training, further education.
Социальная и экономическая эффективность органов местного самоуправления в определенной степени зависит от уровня профессионализма и компетентности муниципальных служащих. В связи со значительным количеством предоставляемых муниципальных и государственных услуг населению недостаточный профессионализм муниципальных служащих в данной сфере приводит к снижению уровня доверия населения к органам местного самоуправления. Это является сдерживающим фактором в их взаимодействии с населением при решении вопросов местного значения.
Не секрет, что современное состояние кадрового потeнциала муниципального управления далеко не в полной мере соответствует предъявляемым требованиям. С вступлением в силу Федeрального закона №131
«Об общих принципах организации мeстного самоуправления в Российской Федерации» в ряде случаев к управлению были привлечeны люди без соблюдения необходимых требований к муниципальным служащим и процедур по их подбору, а также без учета их профессиональной подготовки. Значительная часть работников, занятых в сфере муниципального управления, либо не имеет должной профессиональной подготовки, либо не обладаeт опытом работы в органах муниципального управления. В наиболеe сложное положение попали малые муниципальные образования поселенческого типа, профессиональные кадры в которых либо отсутствуют, либо вовсе не проживают в сельских поселениях.
После реформирования число муниципальных образований возросло практически вдвое и достигло более 23 тысяч, в них уже трудятся почти 700 тысяч человек. «При этом в большинстве поселений, особенно сельских, не хватает квалифицированных специалистов. Да и среди глав муниципалитетов высшее образование имеют менее 70%» заявила Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко 18 апреля 2013 на совместном заседании Совета при Председателе Совета Федерации по местному самоуправлению и Общероссийского Конгресса муниципальных образований на тему «Подготовка муниципальных кадров: состояние и перспективы» [1].
В системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих необходимо отметить три основных субъекта: муниципальный служащий или будущий специалист; муниципальный орган, заинтересованный в получении квалифицированного, компетентного специалиста; учебное заведение, реализующее программу обучения.
Специфические сложности в подготовке муниципальных служащих связаны с отсутствием у последних возможности длительного повышения квалификации с отрывом от рабочего места. Это определяет необходимость разработки специальной системы повышения квалификации с разбивкой программы по краткосрочным модулям, проведения обучения на рабочих местах с использованием практических курсов. Ситуация осложняется еще и недостаточным информационным обеспечением органов местного самоуправления.
Необходимо также признать, что органы местного самоуправления, направляющие работников на обучение, в большинстве случаев отстранены от процесса управления обучением, хотя являются непосредственными «заказчиками» указанной образовательной услуги.
И наконец, качество подготовки муниципальных кадров во многих учебных заведениях не полностью удовлетворяет предъявляемым требованиям:
- учебный процесс ориентирован на подготовку государственных служащих, а не на подготовку муниципальных служащих;
- учебные планы в значительной мере оторваны от практики управления;
- преподавательские кадры зачастую руководствуются устаревшими и чисто теоретическими представлениями о функционировании государственных органов и органов самоуправления;
- не выдерживается принцип опережающего обучения, не формируется системное, теоретическое, концептуальное мышление у обучающихся.
А между тем острый дефицит квалифицированных управленцев препятствует рациональному использованию ресурсов, снижает качество предоставляемых населению услуг, снижает общую эффективность местного уровня власти, особенно в сельской местности.
В этих условиях исключительно важны создание и развитие системы подготовки кадров для муниципальных образований, организация получения и распространения успешного опыта развития местного самоуправления, информационно-правового сопровождения реформы.
Решение этой проблемы имеет огромное теоретическое и практическое значение, и многое в этом отношении зависит от местного самоуправления, которое сегодня, чтобы стать системой, открытой к восприятию инноваций внешней среды, должно искать новые идеи собственного развития, выращивания управленцев-менеджеров новой генерации. В решении этих задач неоценимую помощь местным сообществам должна оказать государственная и муниципальная наука, которая способна сегодня предложить современные методы формирования инновационного стиля мышления, неординарного поведения руководящих кадров в постоянно меняющейся обстановке.
Исходя из опыта муниципальных реформ в странах с эффективно действующей местной властью, можно предложить основной принцип подготовки специалистов в области муниципального управления. В основе ее должна лежать послевузовская подготовка специалистов-практиков высшей квалификации.
Обучение специалистов муниципальных образований должно проводиться в соответствии с потребностями
- 46-
ACTUAL ISSUES OF MODERN SCIENCE AND SOCIETY - 1/2014
Кадровый потенциал развития
и систематически. Пока же обучение специалистов в муниципальных образованиях носит бессистемный, эпизодический и краткосрочный характер. А повышение знаний муниципальных служащих, как правило, ограничивается повышением квалификации, да и то в чрезвычайно скромном количестве. Вместе с тем в современных условиях требуются специалисты с высшей подготовкой в сфере государственного и муниципального управления. А в последующем данная категория должна уже проходить курсы повышения квалификации. К сожалению, пока такая система не сложилась.
Объединяющим фактором двух органически взаимосвязанных процессов - развития государственной и муниципальной науки и подготовки кадров управления - является создание новой модели системы дополнительного профессионального образования государственных и муниципальных служащих.
К сожалению, центров, своего рода академий современного государственного и муниципального управления, где одновременно разрабатывались бы вопросы теории и методологии государственной и муниципальной науки и обучались бы кадры государственного и муниципального управления на основе реальных проектов и программ целостного развития региональных и местных сообществ, а не только разрозненного частного опыта, в России пока недостаточно^].
Данная задача осуществима в рамках Института «Высшая школа государственного управления», созданной 1 декабря 2013 года в структуре Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Основные направления деятельности Института «Высшая школа государственного управления» связаны, прежде всего, с информационно-аналитическим и консультативным сопровождением деятельности органов власти, аттестацией и оценкой деятельности государственных и муниципальных служащих, формированием кадрового резерва всех уровней, а также с профессиональным развитием государственных и муниципальных служащих.
«Высшая школа государственного управления» предполагает формирование филиальной сети как региональных центров подготовки кадров для государственной и муниципальной службы и экспертной поддержки деятельности органов власти.
Региональные школы государственного управления и Центры личностно-профессиональной диагностики и оценки профессиональных знаний руководителей и специалистов системы государственного и муниципального управления, в свою очередь, будут способствовать реализации программ профессионального развития государственных служащих субъектов РФ и кадрового резерва, а также реализации возможности производить оценку компетенций и квалификации кадров органов местного самоуправления.
Основные принципы новой модели дополнительного профессионального образования государственных и муниципальных служащих в стране предполагают:
- обеспечение непрерывности профессионального развития государственных и муниципальных служащих на основе единых требований;
- обеспечение индивидуальных траекторий профессионального развития государственных служащих, взаимосвязь обучения и повышения по службе;
- эффективное использование новых образовательных технологий и зарубежного опыта, проектный подход в обучении;
- компетентностный подход, обеспечивающий овладение государственными служащими определенными практическими компетенциями;
- обеспечение контроля качества образовательных программ и качества обучения.
В связи с этим считаю, что Балашовский филиал РАНХиГС способен стать одним из фокусов изучения государственных и муниципальных процессов в регионе, разработки государственной и муниципальной науки и совершенствования практики муниципального и регионального управления.
Уже сегодня научно-педагогическим коллективом может быть предложен для обсуждения тот круг вопросов, которые предстоит решить. К их числу могут быть отнесены: территориально-географическая и природная среда местного сообщества, его хозяйственный комплекс, муниципальная экономика, муниципальная собственность, социальная сфера. Проблемы этого цикла сегодня явно выдвигаются на передний план, но именно они и явно недостаточно исследованы на местном уровне. Пристального внимания заслуживают вопросы основательного изучения и развития духовно-культурной среды, жизнетворчества проблем по месту жительства и другие механизмы раскрытия жизненных сил местных сообществ, что является объектом исследования социологии, социальной психологии, акмеологии и других отраслей научного знания не только на теоретическом уровне, но и на инструментально-прикладном, социально-технологическом. Перечень этих
проблем должен быть дополнен разработкой технологий управления и организации на местном уровне.
Таким образом, совершенствование системы управления в муниципальных образованиях не может произойти без совершенствования одной из ее основных подсистем - кадровой. Государственные и муниципальные реформы должны сочетаться с проведением комплекса мер по созданию эффективной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих. В перспективе «Высшая школа государственного управления», а также входящие в ее структуру региональные школы государственного управления и центры подготовки кадров органов местного самоуправления способны обеспечить более 80% потребности органов государственной власти и местного самоуправления в дополнительном профессиональном образовании государственных и муниципальных служащих и создать стабильно функционирующую систему дистанционной профессионально-квалификационной оценки государственных и муниципальных служащих, резерва кадров и претендентов на должности.
Библиографический список:
1. Матвиенко В. Необходима особая система подготовки муниципальных кадров // Режим доступа URL:http://www.countiLgov.ru/press-center/news/31002/
2. Цупко А.С., Яхонтов В.И. Подготовка специалистов для работы в условиях улучшающихся систем управления в муниципалитетах// Режим доступа URL: http://vestnik.uapa.ru/en/issue/2009/03/06/
- 48 -
ACTUAL ISSUES OF MODERN SCIENCE AND SOCIETY - 1/2014