Научная статья на тему 'О вопросах развития системы подготовки кадров для государственной и муниципальной службы'

О вопросах развития системы подготовки кадров для государственной и муниципальной службы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
895
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / МЕНЕДЖМЕНТ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ И МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ADMINISTRATION / MANAGEMENT / STATE AND MUNICIPAL SERVICE / STATE EDUCATIONAL STANDARD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прокопьев Владимир Борисович

В статье рассмотрены вопросы подготовки управленческих кадров для органов государственной власти и местного самоуправления в современных условиях, актуальные проблемы развития и реформирования государственной и муниципальной службы в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the issues of development of the system of professional training for state and municipal service

The issues of training the management personnel for state agencies and local governments at the present time have been considered in the article. The topical problems of development and reforming of state and municipal service in Russia have been analyzed.

Текст научной работы на тему «О вопросах развития системы подготовки кадров для государственной и муниципальной службы»

Васильев Александр Валентинович, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры «Государственное и муниципальное управление» Бурятского государственного университета. 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а, тел. 8(3012)21-35-06. E-mail: [email protected]

Vasilev Aleksandr Valentinovich, candidate of economic sciences, senior teacher, department of state and municipal management, Buryat State University. 670000, Ulan-Ude, Smolin str., 24а, ph. 8(3012)213 506. E-mail: rosoez@ mail.ru

УДК 65.01 © В.Б. Прокопьев

О вопросах развития системы подготовки кадров для государственной и муниципальной службы

В статье рассмотрены вопросы подготовки управленческих кадров для органов государственной власти и местного самоуправления в современных условиях, актуальные проблемы развития и реформирования государственной и муниципальной службы в России.

Ключевые слова: управление, менеджмент, государственная и муниципальная служба, государственный образовательный стандарт

V.B. Prokopev On the issues of development of the system of professional training for state and municipal service

The issues of training the management personnel for state agencies and local governments at the present time have been considered in the article. The topical problems of development and reforming of state and municipal service in Russia have been analyzed.

Keywords: administration, management, state and municipal service, state educational standard

Задача государственного управления состоит в том, чтобы найти наиболее оптимальные способы, формы и пути, способные соединить интересы государства, общества и человека.

Эта задача в настоящее время имеет весьма широкий характер и различается по уровню управления и по характеру решаемых проблем.

Небольшой исторический опыт государственного строительства в новых экономических и политических условиях, трудности переходного периода, особенности унаследованной административно-командной системы ставят ряд серьезных проблем государственного управления, требующих скорейшего решения. Это, прежде всего, закрытость и низкий уровень эффективности принимаемых решений, слабость общественного контроля, высокий уровень коррупции, протекционизма.

Сложившаяся ситуация потребовала выработки новых подходов к формированию и функционированию государственного аппарата, соответствующего рыночной системе хозяйствования, современным принципам государственного управления, новым целевым установкам.

Складывающаяся система подготовки государственных и муниципальных служащих, повышения квалификации и переподготовки управ-

ленческих кадров потребовала новых подходов к учебным программам высших учебных заведений, а также изменения механизма функционирования вузов в новых экономических и политических условиях.

Федеральная власть оперативно отреагировала на запросы времени. Постановлением Правительства РСФСР №44 от 16 декабря 1991 г. были открыты кадровые центры (специальные учебные заведения) в Новосибирске, Екатеринбурге. Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге, Саратове и Хабаровске.

В 1994 г. в Москве была открыта Российская академия государственной службы при Президенте РФ, которая стала во главе единой системы межрегиональных академий, образованных в 1995 г. из кадровых центров.

Развитие сферы подготовки управленческих кадров происходило на фоне приспособления системы высшего образования к условиям рыночной экономики при ограниченной помощи государства. Поэтому Федеральный закон «Об образовании» от 10 июля 1992 г. №3266-1 разрешил оказывать платные образовательные услуги, а также выступать в роли учредителей образовательных учреждений органам государственной власти и местного самоуправления, организаци-

ям и физическим лицам.

Было принято постановление Правительства РФ от 18 января 1992 г. №33 «О дополнительных мерах по социальной защите учащейся молодежи».

Произошел дополнительный рост числа негосударственных вузов и числа студентов, обучающихся с полным возмещением затрат в государственных высших заведениях. Обратимся к цифрам: в 1993 г. было только 78 негосударственных вузов с числом обучающихся около 70 тысяч, а в

2009 г. в России частных вузов стало 453 с числом студентов в них 1 283 тысяч. Характерен в связи с этим пример Современной гуманитарной академии (СГА), активно использующей дистанционные образовательные технологии и имеющей более 140 филиалов с общим количеством почти 200 тысяч обучающихся. Филиал СГА функционирует также в г. Улан-Удэ.

Поставленные в условия выживания государственные и негосударственные вузы стали развивать пользующиеся спросом некапиталоемкие специальности и формы обучения.

Удельный вес студентов, обучающихся с полным возмещением затрат, в государственных вузах к 2011 г. достиг 60%. В итоге доля студентов очной формы обучения в государственных и муниципальных вузах с 63,9% в 1993 г. снизилась до 49,1% в 2009 г., в то же время доля студентов заочной формы выросла с 29,4 до 44,2%. В негосударственных вузах удельный вес студентов дневной формы обучения с 52,9% в 1993 г. сократился до 20,5% в 2009 г., а студентов заочной формы вырос с 31,4 до 72,4%.

Высшие учебные заведения, независимо от формы собственности, стали принимать студентов для обучения по специальностям, не требующим больших финансовых затрат для обеспечения учебного процесса, одновременно увеличивая нагрузку на одного преподавателя.

В результате вырос удельный вес выпускников по группам специальностей гуманитарных наук, экономики и управления: в государственных вузах - с 26% в 1990 г. до 48% в 2009 г., в негосударственных вузах доля выпускников данных групп специальностей выросла с 44% в 1994 г. до 71% в 2009 г.

Желание вузов укрепить свой бюджет за счет пользующихся спросом специальностей привело к тому, что количество высших учебных заведений, ведущих подготовку специалистов по указанным группам специальностей, превысило эко-

номические и социальные потребности.

Всего в 2010 г. в России функционировало 3 095 государственных, муниципальных, негосударственных вузов и их филиалов. Из них по специальности «менеджмент» подготовку вели 1 225, по специальности «менеджмент организации» - 1180, бакалавров экономики обучали

1 027.

В число востребованных жизнью и популярных в обществе вошла и специальность «государственное и муниципальное управление». До 1995 г. подготовку по ней вели преимущественно кадровые центры, находившиеся сначала в ведении Главного управления по подготовке кадров для государственной службы при Правительстве РФ, а затем Российской академии государственной службы при Президенте РФ (более 90% контингента).

В 2010 г. лицензию на эту специальность имела пятая часть всех вузов (589 вузов и их филиалы).

Однако по очной форме обучения подготовку вели только 11 из 162 негосударственных и 58 из 427 государственных вузов. Подготовкой кадров по государственному и муниципальному управлению стали заниматься в том числе и вузы, не имеющие необходимых условий, достаточного потенциала, профессиональных знаний и компетенций профессорско-преподавательского состава. Сказывается на качестве подготовки управленческих кадров отсутствие работы в сфере управления, практических знаний и опыта у преподавателей.

Следует отметить, что утвержденный в 1995 г. государственный образовательный стандарт по специальности «государственное и муниципальное управление» повторил стандарт по специальности «менеджмент». Подобное повторилось при разработке и утверждении стандартов второго поколения (2000). В них, также как и ранее, указывалось, что лицам, получившим высшее профессиональное образование по специальности «государственное муниципальное управление», присваивается квалификация «менеджер». Положение усугубляется также в связи с низкой трудоустроенностью на соответствующих должностях в органах государственной власти и местного самоуправления после окончания вуза, недостаточной мотивированностью карьерного роста, отсутствием аналогичной научной специальности.

Новые возможности в формировании профес-

сиональной государственной и муниципальной службы открываются на современном этапе, при переходе к образовательным стандартам третьего поколения на основе компетентностного подхода. Направление подготовки «государственное и муниципальное управление» является единственным, по которому в настоящее время предусмотрены подготовка бакалавров, магистров и получение дополнительной квалификации «специалист по государственному муниципальному управлению» - «master of public administration (MPA)».

Но для того чтобы выстроить эффективную систему образования по этому направлению, необходимо внести изменения в законодательство о государственной и муниципальной службе.

Федеральный закон №79-ФЗ «О гражданской государственной службе Российской Федерации» в число квалификационных требований к должностям гражданской службы включает наличие высшего профессионального образования наряду с наличием профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для исполнения должностных обязанностей. Установление этих требований отнесено к ведению соответствующих государственных органов. Но закон и утвержденные ведомствами квалификационные требования по должностям не проводят различия между уровнями бакалавра, магистра и дополнительной квалификацией.

В соответствии с положениями законодательства об образовании бакалавр и магистр - ступени, характеризующие высшее образование. Таким образом, они вправе по этому признаку претендовать на занятие одних и тех же должностей в системе государственной и муниципальной службы. Но надо учитывать, что указанные уровни профессионального образования различаются, поэтому необходимо дифференцировать квалификационные требования к государственным и муниципальным служащим, учитывая изменения в системе образования. Решение этой проблемы необходимо еще и потому, что идет сокращение подготовки специалистов по стандартам второго поколения.

В последнее время на федеральном и региональном уровне регулярно поднимаются вопросы

о сокращении управленческого аппарата в связи с началом внедрения новых технологий управления. Так, в Бурятии, как и в других субъектах Федерации, неоднократно принимались решения по сокращению численности управленческого ап-

парата.

Например, Президент республики Вячеслав Наговицын в ноябре 2010 г. издал указ об оптимизации штатной численности исполнительных органов в РБ, рекомендовав провести сокращение штатной численности аппарата Народного Хурала, Конституционного Суда, Счетной палаты, Избирательной комиссии РБ.

Органам местного самоуправления муниципальных образований республики также было рекомендовано провести сокращение штатной численности муниципальных служащих.

Общее число республиканских госслужащих к 2013 г. должно сократиться до 1050 от 1 300 в

2010 г.

В начале своей работы в 2007 г. Вячеслав Наговицын уже пытался оставить в правительстве

1 066 человек, сократив 500 служащих.

Впрочем, увеличение численности управленческого аппарата тенденция общероссийская, хотя было принято несколько указов Президента РФ по данной проблеме. С 2008 г. произошло, наоборот, увеличение государственных служащих на федеральном уровне на 20 тысяч, на уровне субъектов Федерации в целом - на 60 тысяч.

В подготовке кадров для органов государственной власти и местного самоуправления Сибирского федерального округа участвует более 40 высших образовательных учреждений.

Масштаб, сложность, важность задач в деле подготовки управленческих кадров определяют необходимость взаимодействия вузов, участвующих в обучении будущих государственных и муниципальных служащих. Взаимодействие диктуется также необходимостью применения, единых подходов в подготовке кадров для органов власти и управления.

Определенный импульс развитию межвузовского сотрудничества в сфере подготовки государственных и муниципальных служащих придал Совет Сибирского федерального округа, рассмотревший 20 октября 2004 г. вопрос «О совершенствовании подготовки и повышения квалификации управленческих кадров органов исполнительной и законодательной власти и местного самоуправления». В решении совета было признано необходимым:

- организовать в субъектах Федерации и на уровне округа единую систему обучения специалистов для органов власти;

- руководителям органов государственной власти определить уполномоченные вузы по под-

готовке управленческих кадров, а также повышению квалификации государственных и муниципальных служащих в каждом субъекте Федерации.

Определенные надежды возлагаем на созданную в соответствии с Указом Президента РФ №1140 от 20 сентября 2010 г. Российскую академию народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Объединив Академию народного хозяйства при Правительстве РФ, Российскую академию государственной службы при Президенте РФ, все ранее существовавшие 9 академий государственной

службы, Московскую академию государственного и муниципального управления, институт повышения квалификации государственных служащих (г. Москва), Приморский институт государственного управления (г. Владивосток), РАНХиГС при Президенте РФ станет методическим центром по организации подготовки кадров для государственного и муниципального управления и окажет влияние на дальнейшее развитие государственной и муниципальной службы в соответствии с новыми подходами в сфере высшего профессионального образования - требованиями времени и запросами общества.

Литература

1. Комментарий к федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» / под ред. В.И. Шкатулла. - М.: Экзамен, 2006. - 575 с.

2. Фахрутдинова А.З., Новокрещенов А.В., Таушканов Н.Н., Акимова Н.А., Зенков М.Ю., Метелева Е.Р Основы государственного управления и государственной службы: учеб. пособие / СибАГС. - Новосибирск: Издательство СибАГС, 2010. - 556 с.

3. Современное развитие регионов России: экономические, социальные и политические аспекты (к 350-летию вхождения Бурятии в состав России): материалы межрегиональной научно-практической конференции.

- Улан-Удэ: Издательство Бурятского государственного университета, 2010. - 285 с.

4. Холопов В.А. Государственное и муниципальное управление: учеб. пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2010.

- 364 с.

Прокопьев Владимир Борисович, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой «Государственное и муниципальное управление» Бурятский государственный университет, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24 а, тел. 8 (301-2) 21-35-06.

Prokopev Vladimir Borisovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of the department of state and municipal management, Buryat State University. 67000, Smolina str. 24a, Ulan-Ude. Tel. 8 (3012) 21-35-06.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.