Научная статья на тему 'Современные механизмы социального партнерства в подготовке государственных и муниципальных служащих'

Современные механизмы социального партнерства в подготовке государственных и муниципальных служащих Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
286
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА / SOCIAL PARTNERSHIP / STATE MANAGEMENT / PUBLIC SERVICE / MUNICIPAL MANAGEMENT / MUNICIPAL SERVICE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жигалова И. А.

В статье рассматриваются современные для российского общества механизмы взаимодействия высших учебных заведений и других структур, заинтересованных в качественной подготовке государственных и муниципальных служащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN SOCIAL INTERACTION MECHANISMS IN STATE AND MUNICIPAL EMPLOYEES EDUCATION

The article concerns contemporary mechanisms of social interaction between higher educational institutions and other structures interested in qualitative training of state and municipal employees.

Текст научной работы на тему «Современные механизмы социального партнерства в подготовке государственных и муниципальных служащих»

УДК UDC 378 И. А. Жигалова, доктор педагогических наук, профессор, проректор

по административной работе - руководитель аппарата, Кузбасский государственный технический университет, Россия, г. Кемерово, [email protected]

Irina Zhigalova, Doctor of Pedagogics, Professor, administrative prorector, head of apparat, Kuzbass State Technical University, Russia, Kemerovo, [email protected]

СОВРЕМЕННЫЕ МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В ПОДГОТОВКЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ

modern social interaction mechanisms in state and municipal

employees education

В статье рассматриваются современные для российского общества механизмы взаимодействия высших учебных заведений и других структур, заинтересованных в качественной подготовке государственных и муниципальных служащих.

The article concerns contemporary mechanisms of social interaction between higher educational institutions and other structures interested in qualitative training of state and municipal employees.

Ключевые слова: мциальное партнерство, государственное управление, государственная служба, муниципальное управление, муниципальная служба.

Keywords: social partnership, state

management, public service, municipal management, municipal service.

Эффективная работа современной государственной и муниципальной власти во многом определяется профессионализмом и компетентностью конкретных лиц, замещающих высшие руководящие должности и должности специалистов. Именно они принимают непосредственное участие в разработке и реализации различных аспектов государственной и муниципальной политики. От уровня их деятельности во многом зависит административный потенциал государства, т. е. способность устанавливать четкие цели и приоритеты развития, умение добиваться их осуществления. Сегодня стоит задача создания целостной системы воспроизводства и обновления профессиональной управленческой элиты в нашей

стране с использованием современных механизмов взаимодействия всех заинтересованных сторон.

Справедливости ради надо отметить, что с учетом определенной замкнутости сферы государственного и муниципального управления формирование механизмов социального партнерства в подготовке кадров управленцев пока находится в стадии становления. В последние годы, начиная с 2003 года, в России идет административная реформа, в рамках которой приняты федеральные законы, регламентирующие государственную и муниципальную службу. В 2008 году по решению президента РФ начата крупномасштабная работа по формированию и подготовке резерва управленческих кадров.

10 марта 2009 года Указом Президента Российской Федерации Д. А. Медведева № 261 утверждена Федеральная программа «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (20092013 гг.)», призванная обеспечить открытость сферы государственного управления для взаимодействия с институтами гражданского общества, в том числе и по вопросам набора государственных служащих, их подготовки, переподготовки и повышения квалификации.

Основными целями реформирования и развития современной системы государственной службы Российской Федерации являются:

- формирование системы государственной службы РФ как целостного государственноправового института, создание системы управления государственной службой;

- внедрение на государственной службе РФ эффективных технологий и современных мето-

дов кадровой работы;

- повышение эффективности государственной службы РФ и результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих.

Значительное место в мероприятиях программы уделяется профессиональной компетентности государственных служащих. Однако надо отметить, что по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата) в настоящее время из общего числа работников, замещающих должности гражданской службы категории «руководители» высшей группы должностей, только 17 процентов получили базовое образование по специальности «юриспруденция», 6 процентов - по специальности «государственное и муниципальное управление» и 1 процент - по специальности «управление персоналом».

Приведенные данные убедительно показывают наличие серьезного дефицита управленческих знаний у руководителей органов государственной и муниципальной власти.

В современных условиях, когда получение базового образования по специальности «государственное и муниципальное управление» не является обязательным, проблема качественной подготовки государственных и муниципальных служащих становится, на наш взгляд, основным направлением в развитии договорных отношений между органами власти и вузами на принципах социального партнерства.

Кафедра «Государственное и муниципальное управление» (ГиМУ) Кузбасского государственного технического университета, обладая серьезным научно-педагогическим потенциалом (65 % профессорско-преподавательского состава кафедры имеют ученую степень или ученое звание), в последние годы активно развивает сотрудничество с органами государственной и муниципальной власти и другими структурами.

Деловыми партнерами кафедры стали: администрация Кемеровской области, Совет народных депутатов Кемеровской области, ассоциация «Совет муниципальных образований Кемеровской области», администрации городов и районов, ФГОУ ВПО «Московская академия государственного и муниципального управления» (Москва), ФГОУ ВПО «Сибирская академия государственной службы» (Новосибирск), ГОУ «Кузбасский региональный инсти-

тут развития профессионального образования» (Кемерово), консалтинговая фирма ОАО «Центр новых технологий управления» (Москва), ООО «Муниципальная академия» (Мо-сква)и другие.

Содержательной основой партнерства является совместная разработка и реализация «Модели подготовки государственных и муниципальных служащих в системе высшего профессионального образования» на базе компетентностного подхода. При этом под компетентностью понимается специфическая способность, необходимая для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающая умение применять узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия. К ключевым компетенциям специалистов государственной и муниципальной службы можно отнести:

• достижение результатов (ответственность, административные навыки, решительность, предприимчивость);

• системное управление (стратегическое мышление, управление по целям, навыки эксперта, умение работать с бизнес-средой);

• руководство и управление изменениями;

• умение принимать решения и решать проблемы;

• коммуникации и межличностные отношения;

• личные качества и управление персоналом (лидерство, уверенность в себе, умение убеждать, ораторские качества, формирование команды, управление конфликтами, умение делегировать полномочия);

• управление финансовыми ресурсами.

В процессе формирования нового качества подготовки специалистов государственной и муниципальной службы в настоящее время сложились следующие основные направления и формы социального партнерства с потребителями кадров:

1. Активное взаимодействие в организации и содержании образовательно-воспитательного процесса студентов дневной формы обучения:

- Организация практики, заключение договоров на прохождение практики.

В настоящее время заключены договоры на организацию практики студентов специальности «государственное и муниципальное управление» с администрацией Кемеровской обла-

сти, г. Кемерово, а также с администрациями шести городских округов и 12 муниципальных районов.

По условиям договора администрация обязуется предоставлять места для проведения ознакомительной, экономической, управленческой и преддипломной практик; создавать условия для выполнения студентами программы практики и назначать квалифицированных специалистов для руководства практикой; пре-доставлятьть студентам возможность пользоваться документами администрации.

Ежегодно практически все студенты дневного отделения специальности «государственное и муниципальное управление» имеют возможность пройти практику в органах государственной и муниципальной власти, причем, как правило, в одном и том же месте на протяжении всех лет обучения. В результате многие выпускники, сумевшие себя хорошо зарекомендовать, трудоустраиваются по специальности.

- Итоговая аттестация выпускников специальности «государственное и муниципальное управление».

Итоговая аттестация выпускников дневного отделения и заочного факультета проходит с обязательным участием руководителей администраций Кемеровской области, Совета народных депутатов Кемеровской области, г. Кемерово и Кемеровского района, что позволяет существенно усилить практическую направленность содержания дипломных проектов. Существующая процедура утверждения тематики дипломных проектов предполагает формирование заказа на дипломное проектирование органов государственной и муниципальной власти. В результате часть дипломных проектов рекомендуются к внедрению уже во время защиты и используются в практической деятельности.

- Руководство и рецензирование дипломных проектов.

Рецензирование дипломных проектов предполагает обязательное наличие отзывов органов государственной и муниципальной власти. В настоящее время значительная часть дипломных проектов пишется под руководством специалистов-практиков администрации Кемеровской области и г. Кемерово.

2. Совместное участие в реализации проектов, имеющих непосредственное отношение к вопросам качества подготовки государствен-

ных и муниципальных служащих.

- Совместная с администрацией Кемеровской области работа по формированию резерва управленческих кадров.

Фундаментальные изменения экономической и социальной структуры нашего общества, развитие инновационной экономики и повышение ее конкурентоспособности возможны только при активном труде самой талантливой, предприимчивой и умной части нашего общества. То есть для этого нужны хорошо подготовленные управленцы, у которых для этого есть все способности, которые хотят этим заниматься и обладают достаточными знаниями, целеустремленностью и волей.

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации коллегия администрации Кемеровской области 30 декабря 2008 года утвердила программу «Формирование и подготовка резерва управленческих кадров Кемеровской области на 2008—2013 годы».

В настоящее время в регионе идет создание системы подбора кадров на те или иные должности в зависимости от квалификации кандидатов, а также их личностно-деловых качеств из числа лучших студентов, молодых специалистов, государственных и муниципальных служащих, работников негосударственного сектора. Кафедра ГиМУ принимает в этом процессе самое активное участие, являясь членом не только региональной комиссии по формированию кадрового резерва, но и конкурсной комиссии по отбору и аттестации кадров администрации Кемеровской области.

- Повышение квалификации государственных и муниципальных служащих.

В феврале 2009 года при КузГТУ на базе кафедры ГиМУ создан Центр профессионального образования государственных и муниципальных служащих (ЦПО ГМС). Цель деятельности центра - практическая реализация федерального и регионального законодательства в области дополнительного профессионального образования государственных гражданских и муниципальных служащих.

Основные задачи центра:

- предоставление образовательных услуг по профессиональному обучению, повышению квалификации и профессиональной переподготовке государственных гражданских и муниципальных служащих;

- организация управленческого консульти-

рования;

- научная, организационная и методическая работа в сфере повышения профессиональных компетенций государственных гражданских и муниципальных служащих.

Основные категории слушателей: кадровый резерв; муниципальные служащие, впервые принятые на муниципальную службу; главы (администраций) сельских поселений; руководители и специалисты кадровых служб органов МСУ; муниципальные служащие МСУ (культура, подразделения социальной сферы, образование, молодежная политика); руководители и специалисты отделов по связям с общественностью, пресс-служб; руководители и специалисты органов местного самоуправления поселений, районов и городских округов; руководители и специалисты органов местного самоуправления городов и районных центров.

Кроме того, силами кафедры на базе КузГ-ТУ реализуется Президентская программа подготовки управленческих кадров для народного хозяйства

Программа работает с 1998 г. С 20072008 учебного года в рамках программы проходят переподготовку муниципальные служащие в объеме 612 часов с выдачей диплома государственного образца «Менеджмент в системе государственного и муниципального управления».

- Сотрудничество с высшими учебными заведениями России и Сибирского федерального округа по вопросам методологии, содержания и организации обучения специалистов государственного и муниципального управления.

Кафедра ГиМУ является постоянным членом научно-методического совета девятнадцати вузов Сибирского федерального округа, имеющих лицензию на право ведения образовательной деятельности по специальности «государственное и муниципальное управление». Активное сотрудничество с Сибирской академией государственной службы (Новосибирск] и другими вузами направлено на перспективы развития взаимодействия органов исполнительной власти и вузов Сибирского федерального округа по подготовке, профессиональной переподготовке и повышению квалификации государственных и муниципальных служащих; организацию стажировок профессорско-преподавательского состава; совершенствование системы целевой контрактной подготовки

студентов; научно-исследовательское и учебно-методическое обеспечение обучения студентов специальности «государственное и муниципальное управление».

- Взаимодействие с общественно-государственными структурами по вопросам муниципального управления, проведение общественной экспертизы нормативно-правовых документов местного значения.

Долговременное и постоянное сотрудничество кафедры ГиМУ с ассоциацией «Совет муниципальных образований Кемеровской области», Ассоциацией сибирских и дальневосточных городов (АСДГ), Кемеровским региональным отделением Российской муниципальной академии заключается в научно-практическом решении проблем местного сообщества, вопросов активизации участия граждан в местном самоуправлении, воспитания и развития гражданской активности молодежи и взрослого населения. Проведение конференций, круглых столов, совместная реализация социальных проектов «Социальная звезда», «Поколения вместе», «Шаг за шагом» позволяют привлечь студентов и преподавателей к участию в реальной политической жизни страны и региона.

Как показала практика, отношения социального партнерства в конечном итоге обеспечивают не только сближение интересов всех участников партнерства, но и решение главной современной задачи реформы высшего образования в России - повышение качества и конкурентоспособности выпускников вузов, учет требований работодателей по содержанию подготовки специалистов государственного и муниципального управления, расширение возможностей для организации практики и трудоустройства выпускников, реализацию новых совместных проектов.

На наш взгляд, в настоящее время необходимо заключение прямых договоров о социальном партнерстве с администрациями городов и районов, их структурными подразделениями, включающих вопросы целевого набора и организации научной и практической деятельности по проблемам менеджмента. Это позволит расширить круг социальных партнеров для совместного поиска оптимального пути развития кадрового потенциала в сфере государственной и муниципальной службы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.