УДК UDC 378 И. А. Жигалова, доктор педагогических наук, профессор, проректор
по административной работе - руководитель аппарата, Кузбасский государственный технический университет, Россия, г. Кемерово, [email protected]
Irina Zhigalova, Doctor of Pedagogics, Professor, administrative prorector, head of apparat, Kuzbass State Technical University, Russia, Kemerovo, [email protected]
СОВРЕМЕННЫЕ МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В ПОДГОТОВКЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ
modern social interaction mechanisms in state and municipal
employees education
В статье рассматриваются современные для российского общества механизмы взаимодействия высших учебных заведений и других структур, заинтересованных в качественной подготовке государственных и муниципальных служащих.
The article concerns contemporary mechanisms of social interaction between higher educational institutions and other structures interested in qualitative training of state and municipal employees.
Ключевые слова: мциальное партнерство, государственное управление, государственная служба, муниципальное управление, муниципальная служба.
Keywords: social partnership, state
management, public service, municipal management, municipal service.
Эффективная работа современной государственной и муниципальной власти во многом определяется профессионализмом и компетентностью конкретных лиц, замещающих высшие руководящие должности и должности специалистов. Именно они принимают непосредственное участие в разработке и реализации различных аспектов государственной и муниципальной политики. От уровня их деятельности во многом зависит административный потенциал государства, т. е. способность устанавливать четкие цели и приоритеты развития, умение добиваться их осуществления. Сегодня стоит задача создания целостной системы воспроизводства и обновления профессиональной управленческой элиты в нашей
стране с использованием современных механизмов взаимодействия всех заинтересованных сторон.
Справедливости ради надо отметить, что с учетом определенной замкнутости сферы государственного и муниципального управления формирование механизмов социального партнерства в подготовке кадров управленцев пока находится в стадии становления. В последние годы, начиная с 2003 года, в России идет административная реформа, в рамках которой приняты федеральные законы, регламентирующие государственную и муниципальную службу. В 2008 году по решению президента РФ начата крупномасштабная работа по формированию и подготовке резерва управленческих кадров.
10 марта 2009 года Указом Президента Российской Федерации Д. А. Медведева № 261 утверждена Федеральная программа «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (20092013 гг.)», призванная обеспечить открытость сферы государственного управления для взаимодействия с институтами гражданского общества, в том числе и по вопросам набора государственных служащих, их подготовки, переподготовки и повышения квалификации.
Основными целями реформирования и развития современной системы государственной службы Российской Федерации являются:
- формирование системы государственной службы РФ как целостного государственноправового института, создание системы управления государственной службой;
- внедрение на государственной службе РФ эффективных технологий и современных мето-
дов кадровой работы;
- повышение эффективности государственной службы РФ и результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих.
Значительное место в мероприятиях программы уделяется профессиональной компетентности государственных служащих. Однако надо отметить, что по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата) в настоящее время из общего числа работников, замещающих должности гражданской службы категории «руководители» высшей группы должностей, только 17 процентов получили базовое образование по специальности «юриспруденция», 6 процентов - по специальности «государственное и муниципальное управление» и 1 процент - по специальности «управление персоналом».
Приведенные данные убедительно показывают наличие серьезного дефицита управленческих знаний у руководителей органов государственной и муниципальной власти.
В современных условиях, когда получение базового образования по специальности «государственное и муниципальное управление» не является обязательным, проблема качественной подготовки государственных и муниципальных служащих становится, на наш взгляд, основным направлением в развитии договорных отношений между органами власти и вузами на принципах социального партнерства.
Кафедра «Государственное и муниципальное управление» (ГиМУ) Кузбасского государственного технического университета, обладая серьезным научно-педагогическим потенциалом (65 % профессорско-преподавательского состава кафедры имеют ученую степень или ученое звание), в последние годы активно развивает сотрудничество с органами государственной и муниципальной власти и другими структурами.
Деловыми партнерами кафедры стали: администрация Кемеровской области, Совет народных депутатов Кемеровской области, ассоциация «Совет муниципальных образований Кемеровской области», администрации городов и районов, ФГОУ ВПО «Московская академия государственного и муниципального управления» (Москва), ФГОУ ВПО «Сибирская академия государственной службы» (Новосибирск), ГОУ «Кузбасский региональный инсти-
тут развития профессионального образования» (Кемерово), консалтинговая фирма ОАО «Центр новых технологий управления» (Москва), ООО «Муниципальная академия» (Мо-сква)и другие.
Содержательной основой партнерства является совместная разработка и реализация «Модели подготовки государственных и муниципальных служащих в системе высшего профессионального образования» на базе компетентностного подхода. При этом под компетентностью понимается специфическая способность, необходимая для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающая умение применять узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия. К ключевым компетенциям специалистов государственной и муниципальной службы можно отнести:
• достижение результатов (ответственность, административные навыки, решительность, предприимчивость);
• системное управление (стратегическое мышление, управление по целям, навыки эксперта, умение работать с бизнес-средой);
• руководство и управление изменениями;
• умение принимать решения и решать проблемы;
• коммуникации и межличностные отношения;
• личные качества и управление персоналом (лидерство, уверенность в себе, умение убеждать, ораторские качества, формирование команды, управление конфликтами, умение делегировать полномочия);
• управление финансовыми ресурсами.
В процессе формирования нового качества подготовки специалистов государственной и муниципальной службы в настоящее время сложились следующие основные направления и формы социального партнерства с потребителями кадров:
1. Активное взаимодействие в организации и содержании образовательно-воспитательного процесса студентов дневной формы обучения:
- Организация практики, заключение договоров на прохождение практики.
В настоящее время заключены договоры на организацию практики студентов специальности «государственное и муниципальное управление» с администрацией Кемеровской обла-
сти, г. Кемерово, а также с администрациями шести городских округов и 12 муниципальных районов.
По условиям договора администрация обязуется предоставлять места для проведения ознакомительной, экономической, управленческой и преддипломной практик; создавать условия для выполнения студентами программы практики и назначать квалифицированных специалистов для руководства практикой; пре-доставлятьть студентам возможность пользоваться документами администрации.
Ежегодно практически все студенты дневного отделения специальности «государственное и муниципальное управление» имеют возможность пройти практику в органах государственной и муниципальной власти, причем, как правило, в одном и том же месте на протяжении всех лет обучения. В результате многие выпускники, сумевшие себя хорошо зарекомендовать, трудоустраиваются по специальности.
- Итоговая аттестация выпускников специальности «государственное и муниципальное управление».
Итоговая аттестация выпускников дневного отделения и заочного факультета проходит с обязательным участием руководителей администраций Кемеровской области, Совета народных депутатов Кемеровской области, г. Кемерово и Кемеровского района, что позволяет существенно усилить практическую направленность содержания дипломных проектов. Существующая процедура утверждения тематики дипломных проектов предполагает формирование заказа на дипломное проектирование органов государственной и муниципальной власти. В результате часть дипломных проектов рекомендуются к внедрению уже во время защиты и используются в практической деятельности.
- Руководство и рецензирование дипломных проектов.
Рецензирование дипломных проектов предполагает обязательное наличие отзывов органов государственной и муниципальной власти. В настоящее время значительная часть дипломных проектов пишется под руководством специалистов-практиков администрации Кемеровской области и г. Кемерово.
2. Совместное участие в реализации проектов, имеющих непосредственное отношение к вопросам качества подготовки государствен-
ных и муниципальных служащих.
- Совместная с администрацией Кемеровской области работа по формированию резерва управленческих кадров.
Фундаментальные изменения экономической и социальной структуры нашего общества, развитие инновационной экономики и повышение ее конкурентоспособности возможны только при активном труде самой талантливой, предприимчивой и умной части нашего общества. То есть для этого нужны хорошо подготовленные управленцы, у которых для этого есть все способности, которые хотят этим заниматься и обладают достаточными знаниями, целеустремленностью и волей.
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации коллегия администрации Кемеровской области 30 декабря 2008 года утвердила программу «Формирование и подготовка резерва управленческих кадров Кемеровской области на 2008—2013 годы».
В настоящее время в регионе идет создание системы подбора кадров на те или иные должности в зависимости от квалификации кандидатов, а также их личностно-деловых качеств из числа лучших студентов, молодых специалистов, государственных и муниципальных служащих, работников негосударственного сектора. Кафедра ГиМУ принимает в этом процессе самое активное участие, являясь членом не только региональной комиссии по формированию кадрового резерва, но и конкурсной комиссии по отбору и аттестации кадров администрации Кемеровской области.
- Повышение квалификации государственных и муниципальных служащих.
В феврале 2009 года при КузГТУ на базе кафедры ГиМУ создан Центр профессионального образования государственных и муниципальных служащих (ЦПО ГМС). Цель деятельности центра - практическая реализация федерального и регионального законодательства в области дополнительного профессионального образования государственных гражданских и муниципальных служащих.
Основные задачи центра:
- предоставление образовательных услуг по профессиональному обучению, повышению квалификации и профессиональной переподготовке государственных гражданских и муниципальных служащих;
- организация управленческого консульти-
рования;
- научная, организационная и методическая работа в сфере повышения профессиональных компетенций государственных гражданских и муниципальных служащих.
Основные категории слушателей: кадровый резерв; муниципальные служащие, впервые принятые на муниципальную службу; главы (администраций) сельских поселений; руководители и специалисты кадровых служб органов МСУ; муниципальные служащие МСУ (культура, подразделения социальной сферы, образование, молодежная политика); руководители и специалисты отделов по связям с общественностью, пресс-служб; руководители и специалисты органов местного самоуправления поселений, районов и городских округов; руководители и специалисты органов местного самоуправления городов и районных центров.
Кроме того, силами кафедры на базе КузГ-ТУ реализуется Президентская программа подготовки управленческих кадров для народного хозяйства
Программа работает с 1998 г. С 20072008 учебного года в рамках программы проходят переподготовку муниципальные служащие в объеме 612 часов с выдачей диплома государственного образца «Менеджмент в системе государственного и муниципального управления».
- Сотрудничество с высшими учебными заведениями России и Сибирского федерального округа по вопросам методологии, содержания и организации обучения специалистов государственного и муниципального управления.
Кафедра ГиМУ является постоянным членом научно-методического совета девятнадцати вузов Сибирского федерального округа, имеющих лицензию на право ведения образовательной деятельности по специальности «государственное и муниципальное управление». Активное сотрудничество с Сибирской академией государственной службы (Новосибирск] и другими вузами направлено на перспективы развития взаимодействия органов исполнительной власти и вузов Сибирского федерального округа по подготовке, профессиональной переподготовке и повышению квалификации государственных и муниципальных служащих; организацию стажировок профессорско-преподавательского состава; совершенствование системы целевой контрактной подготовки
студентов; научно-исследовательское и учебно-методическое обеспечение обучения студентов специальности «государственное и муниципальное управление».
- Взаимодействие с общественно-государственными структурами по вопросам муниципального управления, проведение общественной экспертизы нормативно-правовых документов местного значения.
Долговременное и постоянное сотрудничество кафедры ГиМУ с ассоциацией «Совет муниципальных образований Кемеровской области», Ассоциацией сибирских и дальневосточных городов (АСДГ), Кемеровским региональным отделением Российской муниципальной академии заключается в научно-практическом решении проблем местного сообщества, вопросов активизации участия граждан в местном самоуправлении, воспитания и развития гражданской активности молодежи и взрослого населения. Проведение конференций, круглых столов, совместная реализация социальных проектов «Социальная звезда», «Поколения вместе», «Шаг за шагом» позволяют привлечь студентов и преподавателей к участию в реальной политической жизни страны и региона.
Как показала практика, отношения социального партнерства в конечном итоге обеспечивают не только сближение интересов всех участников партнерства, но и решение главной современной задачи реформы высшего образования в России - повышение качества и конкурентоспособности выпускников вузов, учет требований работодателей по содержанию подготовки специалистов государственного и муниципального управления, расширение возможностей для организации практики и трудоустройства выпускников, реализацию новых совместных проектов.
На наш взгляд, в настоящее время необходимо заключение прямых договоров о социальном партнерстве с администрациями городов и районов, их структурными подразделениями, включающих вопросы целевого набора и организации научной и практической деятельности по проблемам менеджмента. Это позволит расширить круг социальных партнеров для совместного поиска оптимального пути развития кадрового потенциала в сфере государственной и муниципальной службы.