НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
УДК 378
СИСТЕМА ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ
В МЕЖДУНАРОДНОМ ИНСТИТУТЕ РЫНКА (НА ПРИМЕРЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ»)
© 2012 А.О.Буранок
Международный институт рынка
Статья поступила в редакцию 19.11.2012
В статье рассмотрены современные проблемы профессиональной подготовки кадров для сферы государственного и муниципального управления.
Клюжевье слова: профессиональное образование; практико-ориентированная подготовка студентов; государственное и муниципальное управление.
Специальность высшего профессионального образования «Государственное и муниципальное управление» (ГМУ) появилась недавно, в 1992 году, тогда под названием «Государственное и региональное управление» она была включена в перечень специальностей высшего профессионального образования под шифром 0718, а в 1994 г. с принятием государственного образовательного стандарта первого поколения была переименована в «Государственное и муниципальное управление» (шифр 0610001).
Управленческая же деятельность как профессия известна с древнейших времен («Законы Ма-ну» в Древней Индии, проблемы централизации и децентрализации управления в Древнем Египте, наилучшая форма правления и государственного устройства в Древней Греции, этические концепции правления в Древнем Китае и т.д.). Не чужды проблемы государственного и местного управления и древнему периоду истории нашей страны («Русская правда», «Правда Ярославичей», «Повесть временных лет» и т.д.). Как указывают Н.И.Глазунова и В.Г.Игнатов, «первый проект создания в России высшего учебного заведения для подготовки государственных управленцев был подготовлен в последние дни царствования российского царя
0
Буранок Александр Олегович, кандидат исторических наук, доиент кафедры государственного и муниципального управления и правового обеспечения государственной службы. E-mail: buranok@yandex. ru
1 В 2003 г. с принятием государственного образовательного стандарта второго поколения шифр данной специальности опять сменился - на 080504.
Федора Алексеевича»2. Однако реализован данный проект не был, как не состоялись и некоторые другие проекты подготовки чиновников в начале XVIII в.3 Но именно в во время правления Петра I появились сперва узкотехнические, а затем подлинные кузницы кадров гражданских служащих - Школа подьячих (1721), Краткая школа для изучения гражданских и экономических дел при Герольдмейстерской конторе и, наконец, Коллегия юнкеров.
С воцарением Анны Иоанновны в России появился опыт подготовки гражданских служащих из дворян в военных училищах (Сухопутный шляхетский корпус). Императрица Екатерина II в 1763 г. закрыла Коллегию юнкеров и учредила классы юриспруденции в университетах и кадетских корпусах, а в 1764 г. Гражданское училище, при этом подготовка чиновников в военных училищах была сохранена.
В начале XIX века ведущее место в системе подготовки чиновников для государственной службы в Российской Империи заняли факультеты нравственных и политических наук, наряду с сословно-профессиональным принципом образования появился и стал успешно конкурировать принцип всеобщего бессословного обучения.
2 Игнатов В.Г. Государственное и муниципальное управление: Введение в специальность. Основы теории и организации: учеб. пособие. 3-е изд. - М.; Ростов н/Д: 2007. - С. 13; Глазунова Н.И. Из истории профессиональной подготовки к государственной службе // Вестник государственной службы. - 1993. - № 11. - С. 4.
3«Проект об учреждении в России академии политики для
пользы государственных канцелярий» (1715 г.); проект
Г.Фика (1718 г.); план всенародного обучения Ф.Салтыкова.
«Несмотря на известные подвижки, государственная служба в России во второй половине XIX в., по-прежнему оставалась привилегией правящих классов и сословий. <...> К 1860-м гг. (начало «великих реформ»), когда число чиновников империи достигло 80 тыс., из всех университетов, лицеев и училищ правоведения выпускалось ежегодно только 400 человек. <...> Ситуация не претерпела больших изменений и к началу ХХ в. Конечно, государственными и муниципальными служащими становились и становятся не только те, кто обучался в специализирующихся на их подготовке учебных заведениях»4.
В Советском Союзе многие вузы выпускали управленцев-отраслевиков - специалистов в области экономики, организации и управления производством той или иной отрасли народного хозяйства. Пробел в управлении территориально-административными образованиями, населенными пунктами, местными Советами и исполкомами в определенной мере пытались восполнить Академия народного хозяйства при Правительстве страны, Академия общественных наук при ЦК КПСС, Высшая школа профсоюзного движения, Высшая комсомольская школа, сеть совпартшкол (позже преобразованная в сеть региональных высших партийных школ). Как пишет В.Г.Игнатов, «они давали своим выпускникам хорошую управленческую, экономическую и правовую подготовку, однако обучение в них было чрезмерно заиделогизи-рованным»5. При этом специальности «Государственное и муниципальное управление» в Советском Союзе не было, как не было, в прочем, и самого муниципального управления.
С крушением СССР «в конце 1991 — начале 1992 гг. на материально-технической базе учебных учреждений ЦК Компартии РСФСР, переданной распоряжением Президента РСФСР Б.Н. Ельцина от 5 ноября 1991 г. № 73-рп в ведение Правительства РСФСР, по инициативе Главного управления по подготовке кадров для государственной службы при Правительстве РФ (Роскадры) и лично начальника Роскадров Х.А.Бекова была создана сеть из семи региональных кадровых центров со статусом образовательных учреждений высшего профессионального образования и ряда институтов повышения квалификации руководящих работников и специалистов. Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1992 г. № 145 они были определены, как подведомственные Роскад-рам. Распоряжением Президента РФ Б.Н.Ельцина № 197-рп от 26 апреля 1995 г. региональные кад-
4 Игнатов В.Г. Государственное и муниципальное управление: Введение в специальность......- С. 19.
5 Там же. - С. 21.
ровые центры при Правительстве РФ и ряд других учебных заведений, подведомственных Рос-кадрам, были переименованы в региональные академии государственной службы, а функции учредителя этих академий и ранее подведомственных Роскадрам институтов повышения квалификации государственных служащих были возложены на созданную в июне 1994 г. Российскую академию государственной службы при Президенте РФ (РАГС), в которую была преобразована существовавшая ранее Российская академия управления6»7.
Таким образом, постсоветская сеть образовательных учреждений высшего профессионального образования, специализирующихся на подготовке, профессиональной переподготовке и повышении квалификации государственных и муниципальных служащих в области государственного и муниципального управления возникла на основе и материальной базе Академии общественных наук при ЦК КПСС и высших партийных школ. К данному процессу практически сразу же подключились государственные и негосударственные вузы. «Большую роль в создании новой специальности высшего и среднего профессионального образования «Государственное и муниципальное управление» сыграла совместная работа Роскадров, Российской академии управления, позже преобразованной в РАГС, и подведомственных РАГС образовательных учреждений с учебно-методическим объединением (УМО) по образованию в области менеджмента, действующим на базе Государственного института (ныне - университета) управления имени С.Орджоникидзе (председатель Совета УМО - ректор ГИУ (ГУУ) профессор А.Г.Пор-шнев, зам. председателя - проректор ГИУ (ГУУ) профессор Э.М.Коротков, г. Москва), и специалистов в области государственного и муниципального управления, трудившихся в ГИУ (ГУУ), МГУ, МГИМО и других вузах»8.
В педагогической науке основательно разработаны теоретическое понятие «профессиональная подготовка»; концепция профессионального образования в целом и подходов к профессиональной подготовке различных специалистов, в частности; исследуются педагогические и организационные
6 Российская академия управления (1991 - 1994) базировалась на Академии общественных наук при ЦК КПСС, созданной в Москве 2 августа 1946 года как высшее партийное учебное заведение, готовившее теоретических работников для центральных партийных учреждений, ЦК компартий союзных республик, райкомов и обкомов КПСС, а также преподавателей вузов, научных работников для научно-исследовательских учреждений и научных журналов.
7 Игнатов В.Г. Государственное и муниципальное управление: Введение в специальность.....- С. 21.
8 Там же. - С. 22.
аспекты развития профессионального образования, его вариативности, трансформации учебных заведений; учёные занимаются проблемами технологий обучения в процессе профессиональной подготовки кадров.
Современная педагогическая наука обратилась к такому аспекту, как практико-ориентированная профессиональная подготовка. Справедливости ради, надо отметить, что учёные в последние годы активно занимаются практико-ориентированной профессиональной подготовкой кадров в системе среднего специального профессионального образования (колледжи, техникумы, училища и т.п.)9. Однако, практико-ориентированная профессиональная подготовка кадров для сферы государственного и муниципального управления нуждается в разработке, в детальном изучении, исследовании правового, экономического, психолого-педагогического характера.
В качестве методологической основы разрабатываемой системы практико-ориентированной профессиональной подготовки кадров нами был избран интегративно-развивающий подход. Он выступает как особая форма познавательной и практической деятельности, позволяющей реализовать идеи интеграции и развития существующих методологических подходов в практико-ориен-тированной профессиональной подготовке кадров. Название данного подхода выражает, по сути, его содержание и основную функцию. Основой инте-гративно-развивающего подхода, делающей его концептуально единым и непротиворечивым, является система принципов, исходящая из закономерностей общей методологии исследования. Таковыми являются: системность, целостность, интегра-тивность, развитие. Построенная на таком методологическом основании практико-ориентированная профессиональная подготовка кадров не является довеском к высшему профессиональному образованию, а выступает внутренне необходимым фактором культурно-образовательного процесса.
По данным В.Г.Игнатова10, в Российской Федерации насчитывается около тысячи различных вузов и сузов, которые ведут подготовку по специальности и направлению 080504.65 «Государственное и муниципальное управление» (по данным сайта eduscan.net, на июль 2012 г. таковых 410).
9 См.: Северов В.Г. Практико-ориентированная профессиональная подготовка кадров в колледже для сферы малого бизнеса: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Самара: 2012; Он же. Система практико-ориентированной профессиональной подготовки кадров в колледже для сферы малого бизнеса. - Иркутск: 2012.
10 Игнатов В.Г. Государственное и муниципальное управление: Введение в специальность.. - С. 22 - 23.
Проблема профессиональной подготовки актуализируется в связи с переходом вузовского образования на двухуровневую систему - бакалавриат и магистратуру. С введением в 2011 г. Госстандарта третьего поколения направление подготовки «Государственное и муниципальное управление» квалификация (степень) «бакалавр» получила шифр 081100.
Специалисты в области государственного и муниципального управления в настоящее время одни из самых востребованных в Российской Федерации. Они должны иметь энциклопедические знания в области экономики, управления, права, профессионально работать на всех видах компьютеров с различными программными продуктами, свободно владеть иностранными языками.
Область профессиональной деятельности бакалавра - обеспечение эффективного управления организацией, участие в организации и функционировании систем государственного и муниципального управления, совершенствование управления в соответствии с тенденциями социально-экономического развития. Объектами профессиональной деятельности бакалавра являются различные организации и подразделения в системе государственного и муниципального управления, процессы экономической, политической, организационной и социальной жизни общества, проблемы функционирования и развития государства и его региональных и муниципальных образований, проблемы взаимодействия человека и общества. Бакалавр государственного и муниципального управления - менеджер должен быть готов к видам деятельности, которые выделяются в соответствии с его назначением и местом в системе управ-ления11. Основные виды деятельности бакалавра по государственному и муниципальному управле-нию12: 1) организационно-управленческая; 2) выполнение функций государственного и муниципального служащего; 3) организация работы по государственному и муниципальному управлению; 4) связь с регионами; 5) организация документа-ционного обеспечения управления с применением компьютерной техники; 6) пользование современными средствами оргтехники; 7) информационно-аналитическая; 8) организация информационно-справочной и аналитической работы в системе государственного и муниципального управления;
11 Международный институт рынка. Высшее образование по специальностям. Факультет государственного и муниципального управления. 081100 «Государственное и муниципальное управление». Квалификация - «бакалавр» // [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http: / /www. imi-samara.ru/node/32 (Дата обращения 19.11.2012).
12 Там же.
9) сбор и обработка необходимой информации для принятия управленческих решений; 10) распространение информации; 11) прогнозирование развития социально-экономических процессов в объектах управления; 12) пользование современными информационными технологиями.
Для обеспечения успешной деятельности органов власти разных уровней, государственных и муниципальных предприятий специалист в сфере государственного и муниципального управления должен уметь13: 1) использовать экономическую, нормативно-управленческую, правовую документацию в профессиональной деятельности; 2) создавать условия для внедрения стратегического и инновационного менеджмента в организации; 3) участвовать в деловых переговорах и публичных выступлениях; 4) соблюдать этические нормы поведения служащих; 5) использовать современные информационные технологии в профессиональной деятельности.
НОУ ВПО «Международный институт рынка» (Самара) - базовый уполномоченный вуз Правительства Самарской области по подготовке, переподготовке, повышению квалификации государственных гражданских и муниципальных служащих. В структуре института имеется факультет государственного и муниципального управления (декан к.ф.н., доцент Л.П.Говердовская), осуществляющий подготовку специалистов и бакалавров по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление» по очной, очно-заочной, заочной формам обучения. Также в институте создан и успешно функционирует Институт повышения квалификации государственных и муниципальных служащих; издаются учебники и учебно-методические пособия по основным дисциплинам подготовки и актуальным вопросам ГМУ14.
Автором статьи по направлению подготовки 081100 «Государственное и муниципальное управление» (квалификация выпускника - бакалавр) подготовлен ряд рабочих программ учебных дис-
13 Международный институт рынка. Высшее образование по специальностям. Факультет государственного и муниципального управления. 081100 «Государственное и муниципальное управление». Квалификация - «бакалавр» // [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http: / /www. imi-samara.ru/node/32 (19.11.2012).
14 Государственная гражданская служба Самарской области: научно-практическое пособие / Ред. колл.: В.Г.Чумак
(пред.) и др.Ч. 2: Теория и организация. Комментарии законодательства / Д.В.Березовский, И.Е.Гарбер, Л.П.Говердовская и др. - Самара: 2008; Муниципальная служба в Самарской области: Научно-практическое пособие / И.Е.Гарбер, В.И.Моргунов, В.Г.Чумак [и др.]; ред кол.: В.В.Артяков (пред.) [и др.]. - Самара: 2009; Актуальные проблемы государственной гражданской службы: научно-практическое пособие / коллектив авторов. - Самара: 2011; и др.
циплин (модулей): 1) «Связи с общественностью в органах власти»; 2) «Управление общественными отношениями»; 3) «Основы государственного и муниципального управления»; 4) «Этика государственной и муниципальной службы».
Все рабочие программы дисциплин (модулей) разработаны в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по вышеуказанному направлению. В программах указаны актуальность дисциплин, их цели, задачи, место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы высшего профессионального образования (ООП ВПО); прописаны компетенции студента, формирующиеся в результате освоения дисциплины (модуля). В ходе нашей преподавательской деятельности мы убеждаемся, что чрезвычайно важно формирование у студентов любого вуза коммуникативной компетентности, причём формирование возможно с помощью педагогического инструментария, в том числе посредством постановки и решения ситуативных задач15.
В программах также даны структура и содержание учебных дисциплин (модулей): общая трудоёмкость дисциплины, тематические планы, содержание разделов дисциплины; прописаны образовательные технологии, оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины; учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Даны нормативно-правовые акты, основная и дополнительная литература, в том числе на иностранных языках.
На заседании кафедры государственного и муниципального управления и правового обеспечения государственной службы Международного института рынка (зав. кафедрой к.ю.н., доцент Д.В.Березовский) все программы рассмотрены, рекомендованы к использованию в учебном процессе, утверждены УМК и проректором по учебной и воспитательной работе.
Во всех программах и, естественно, в нашей непосредственной учебно-воспитательной работе мы подчёркиваем связь профессиональной подготовки с характером профессиональной деятельности выпускников. Именно практико-ориенти-рованная профессиональная подготовка позволяет рассматривать этот процесс как динамичную и постоянно развивающуюся, открытую, многоуровневую и полиаспектную систему. При этом мы солидарны с В.Г.Северовым, что такая профессиональная подготовка трактуется ещё и как социаль-
15Дубаков А.В. Формирование коммуникативной компетентности студентов педвуза посредством ситуативных задач: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Магнитогорск: 2009.
ный институт, выполняющий экономическую, социальную и культурологическую функции в обще-стве16. Преподавателю необходимо формировать психолого-педагогические условия развития профессионально-субъектной позиции будущего молодого специалиста (кстати, об этом всегда помнили, это изучали и внедряли в педагогических ву-зах17). Не менее важна культура педагогического взаимодействия: это фактор совершенствования образовательного процесса в любом вузе, тем более гуманитарном. Права К.В.Колесова, утверждающая, что «образовательный процесс как среда развития человека может быть понят как сложная система, обусловленная процессами социализации и воспитания. Таким образом, мы вправе рассматривать совершенствование образовательного процесса с точки зрения того, насколько эффективно осуществляется социализация студентов в процессе обучения и воспитания. В данном случае нас интересует педагогическое взаимодействие как условие актуализации механизмов социализации и, следовательно, фактор совершенствования образовательного процесса»18.
А готовы ли мы к эффективному осуществлению педагогической деятельности?! - не праздный вопрос: исследования, проводимые в этом направлении, доказывают, что именно сейчас «необходим своевременный и быстрый отклик на изменения в социальном пространстве, когда в процессе вхождения России в мировую образовательную среду резко возросла потребность в индивидуализации образовательного процесса посредством создания педагогами оригинальных (в т.ч. авторских) учебно-методических продуктов: программ, технологий, методик, пособий»19.
Безусловно, времена меняются, поэтому в настоящее время мы уже говорим о технологиях, в том числе и психолого-педагогических: «Психолого-педагогические технологии в самом общем виде представляют собой разновидность социальных технологий и интегрировано сочетают в себе элементы психологических и педагогических технологий. В результате их использования достигаются как педагогические, так и психологические цели практико-ориентированной профессиональной подготовки кадров. Психолого-педагогические технологии - это специфичный способ изменения индивида, направленный на его прогрессивное развитие, формирование и становление личностнообра-зующих характеристик»20. В итоге - все технологии, компетенции и т.п. должны быть направлены на формирование успешного молодого специалиста: и практически, и морально ориентированного на будущую профессию.
16См.: Северов В.Г. Система практико-ориентированной профессиональной подготовки кадров .... - С. 81 - 100.
17См.: Терпугова Н.Ф. Психолого-педагогические условия развития профессионально-субъектной позиции молодого учителя: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Астрахань: 2009.
18Колесова В.К. Культура педагогического взаимодействия как фактор совершенствования образовательного процесса в вузе: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. -Нижний Новгород: 2009. - С. 11.
19Гнатюк Т.Е. Формирование готовности преподавателей гуманитарных дисциплин военных вузов к эффективному осуществлению педагогической деятельности: Автореф. дис. .канд. пед. наук. - СПб.: 2002. - С. 3.
20Северов В.Г. Практико-ориентированная профессиональная подготовка кадров .. - С. 2.
THE SYSTEM OF PRACTICE-ORIENTED TRAINING IN THE INTERNATIONAL MARKET INSTITUTE (THE CASE OF «STATE AND MUNICIPAL MANAGEMENT» TRAINING PROGRAMME)
© 2012 A.O.Buranok"
International Market Institute
The article considers modern problems of professional training for state and municipal management. Keywords: professional education; practice-oriented training of students; state and municipal management.
o
Alexander Olegovich Buranok, PhD in historical sciences, associate professor of Public Administration and Legal public service. E-mail: buranok@yandex. ru