Научная статья на тему 'Изучение в вузе системы управления общественными отношениями'

Изучение в вузе системы управления общественными отношениями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА МЕНЕДЖЕРА / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / PUBLIC RELATIONS MANAGEMENT / GEOPOLITICS / MANAGER TRAINING / COMPETENCE-BASED APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буранок Александр Олегович

В статье рассматривается профессиональная подготовка по направлению «Государственное и муниципальное управление» на примере дисциплин «Геополитика» и «Международные отношения».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Буранок Александр Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDYING PUBLIC RELATIONS MANAGEMENT AT THE UNIVERSITY

The article deals with training in "State and Municipal Management" as exemplified in the courses "Geopolitics" and "International Relations".

Текст научной работы на тему «Изучение в вузе системы управления общественными отношениями»

УДК 378

ИЗУЧЕНИЕ В ВУЗЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ

© 2014 А.О.Буранок

Международный институт рынка

Статья поступила в редакцию 25.09.2014

В статье рассматривается профессиональная подготовка по направлению «Государственное и муниципальное управление» на примере дисциплин «Геополитика» и «Международные отношения».

Ключевые слова: управление общественными отношениями; профессиональная подготовка менеджера; ком-петентностный подход.

Профессиональная подготовка по направлению «Государственное и муниципальное управление» (ГМУ) нуждается в совершенствовании в связи с осуществляемой в стране модернизацией высшего профессионального образования. Специальность высшего профессионального образования «Государственное и муниципальное управление» (ГМУ) появилась в нашей стране в 1992 году, тогда под названием «Государственное и региональное управление» она была включена в перечень специальностей высшего профессионального образования под шифром 0718, а в 1994 г. с принятием государственного образовательного стандарта первого поколения была переименована в «Государственное и муниципальное управление» (шифр 0610001). В 2011 г. введён Федеральный Госстандарт третьего поколения -направление подготовки «Государственное и муниципальное управление», квалификация (степень) «бакалавр» (шифр 081100), что было связано с переходом вузовского образования на двухуровневую систему - бакалавриат и магистратуру. В 2013 г. Министерство образования и науки РФ заявило о переходе на двухуровневый бакалавриат - академический и прикладной, в связи с чем федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки Государственное и муниципальное управление (уровень бакалавриата) сменил шифр на 38.03.04.

Изменения формы не могли не вызвать изменения содержания. Переход со специали-тета на бакалавриат, если смотреть абстрактно, выразился в сокращении часов примерно в два раза. С введением академического и приклад-

Буранок Александр Олегович, кандидат исторических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления и правового обеспечения государственной службы. E-mail: buranok@yandex. ru

1 В 2003 г. с принятием государственного образовательного стандарта второго поколения шифр данной специальности опять сменился - на 080504.

ного бакалавриата сократилось количество профкомпетенций по направлению подготовки ГМУ (с 51 до 17), а также дисциплины (модули), относящиеся к вариативной части программы бакалавриата, образовательная организация стала определять самостоятельно, в том числе для формирования профиля программы, в объеме, установленном данным ФГОС ВО, плюс некоторые другие изменения.

В данной статье обратимся к дисциплинам «Геополитика» и «Международные отношения». В ГОСе второго поколения у специалистов ГМУ «Геополитика» была. В третьем ФГОСе у бакалавров её заменила дисциплина «Международные отношения». В ФГОСе 3+, как ещё иногда называют Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление (уровень бакалавриата), вуз сам может определять, какой из предметов выбрать, т.к. ни «Геополитика», ни «Международные отношения» в базовую часть обязательных дисциплин не попали. А если так, то вуз, в принципе, может обойтись вообще без этих дисциплин, может выбрать какую-либо одну из них или обе сразу. В данной статье и хотелось поставить вопрос выбора: что лучше для академического (прикладного) бакалавра ГМУ - «Геополитика» или «Международные отношения»?

Международные отношения - это особый вид общественных отношений, выходящих за рамки внутриобщественных отношений и территориальных образований. В своей теоретической основе международные отношения включают «геополитику». В ходе освоения дисциплины «Международные отношения» студент-«гмушник» должен понимать систему международных отношений, сложившуюся после окончания «холодной войны»; ориентироваться в современных информационных ресурсах по зарубежной и отечественной дипломатии и внешней политике; знать основные теории внешней

Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 16, №№2(4), 2014

политики государств, принципы и основополагающие приоритеты внешней политики России; уметь выявлять «узкие места» в теориях международных отношений, а также владеть навыками организации контактов на международном уровне.

Геополитика - общественная наука о контроле над пространством. Целью дисциплины «Геополитика» является формирование у будущих бакалавров представлений о закономерностях геополитических процессов, а также навыков анализа геостратегии субъектов международных отношений. Особый акцент при изучении данного курса делается на тех проблемах современной геополитики, которые вызваны пересечением интересов российской «периферии», ближнего и дальнего зарубежья.

Таким образом, обе дисциплины относятся к общественным наукам и характеризуют общественные отношения. Профессиональная подготовка будущего чиновника немыслима без навыков управления общественными отношениями. Методологическую основу изучения системы управления общественными отношениями составляют два основных подхода - личностно-деятельностный и антропологический. Личност-но-деятельностный подход позволяет рассматривать деятельность и общение как основу развития личности (Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев, В.А.Петровский, С.Л.Рубинштейн)2. С помощью антропологического подхода можно выявить, как мировоззренческая, гносеологическая, теоретическая и практическая ориентации образовательной деятельности влияют на человека (П.П.Блонский, Г.В.Драч, Б.С.Ерасов, Е.И.Исаев, В.И.Слободчиков)3. Методологически и методически важны труды, в которых рассматриваются профессионально значимые качества менеджера4, раскрываются особенно-

2 Ананьев Б.Г. Человек как предмет познании. -СПб.: 2001. - 288 с.; Ананьев Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. - М.: 2008. - 134 с.; Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.: 2005. - 352 с.; Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. - М.: 1996. - 272 с.; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: 2000. - 712 с.

3 Блонский П.П. Избранные педагогические произведения. - М.: 1961. - 696 с.; Драч Г.В. Культурология. - М.: 2003. - 432 с.; Ерасов Б.С. Социальная культурология. - М.: 2000. - 591 с.; Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. - М.: 1995. - 384 с.

4 Базарова Т.Ю., Еремина Б.Л. Управление персона-

лом. - М.: 2000. - 423 с.; Дафт Р.Л. Менеджмент. -СПб.: 2000. - 832 с.; Кибанов А.Я. Управление персо-

налом организации. - М.: 1998. - 512 с.; Одигов Ю.В., Журавлев П.В. Управление персоналом. - М.: 1997. -878 с.; Клепцов М.Я. Информационные системы органов государственного управления. - М.: 1996. - 207 с.; Кормишова А.В. Исследование систем управления. -М.: 2008. - 64 с.; Панов А.В. Разработка управленче-

сти применения компетентностного подхода в профессиональной подготовке5; изучаются педагогические технологии6.

Для успешной подготовки будущих бакалавров к работе менеджера необходимы психолого-педагогические условия. Одним из условий является формирование и развитие мотивации к профессиональной деятельности.

Мотивация, как стержень поведения личности, должна быть не суммой отдельных мотивов, а целостной системой, чтобы личность могла добиться социального успеха. Реализация мотивов ведёт к удовлетворению социальных и личностных потребностей как психолого-педагогическое условие готовности личности к профессиональной деятельности.

Преподаватель общается со студентами не только сугубо в рамках учебного процесса (читает лекции, ведёт практические занятия, принимает экзамены и т.п.), но и влияет на них как личность. И от того, насколько духовно богата и профессионально интересна эта личность студентам, во многом зависит их мотивация к учёбе и профессиональному росту, особенно на младших курсах, когда устойчивый интерес к собственной профессиональной деятельности ещё только формируется. Студенты первого курса ещё идут за преподавателем (не случайно дисциплины на первом году обучения общеобразовательного плана или ознакомительного - «Введение в специальность»). А на следующих курсах учебная деятельность студента постепенно сменяется профессионально-учебной и учебно-исследовательской, научно-исследовательской. Меняется и роль преподавателя: он уже направляет, корректирует деятельность студентов, которая во многом становится само-

ских решений: информационные технологии. - М.: 2004. - 151 с.; Саак А.Э., Тюшняков В.Н. Разработка управленческого решения. - СПб.: 2007. - 272 с.; Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений. -М.: 2000. - 271 с.; Фирсова И.А. Управленческие решения. - М.: 2013. - 399 с.

5 Байденко В.И., Ван Зантворт Дж. Модернизация профессионального образования: современный этап. -М.: 2003. - 674 с.; Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. - М.: 2004. -84 с.; Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34 - 42; Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. - М.: 2004. - 40 с.; Коломиец Б.К. Интеллектуализация содержания высшего образования. - М.: 2004. - 123 с.; Рябов В.В., Фролов Ю.В. Компетентность как индикатор человеческого капитала. - М.: 2004. - 45 с.

6 Олешков М.Ю. Современные образовательные технологии. - Нижний Тагил: 2011. - 144 с.; Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: 1998. - 256 с.

стоятельной. Повышается на старших курсах и роль самостоятельной работы в учебном процессе, например, при изучении дисциплины «Геополитика» также активно используются различные формы и технологии организации самостоятельной работы и контроля её эффективности.

Думается, что ответом на вопрос (что лучше для академического/ прикладного бакалавра ГМУ - «Геополитика» или «Международные отношения»), поставленный в начале статьи, будет «Геополитика», т.к. она в большей мере отражает специфику будущей профессиональной деятельности бакалавров государственного и муниципального управления - им предстоит иметь дело, в подавляющем большинстве случаев, с общественными отношениями внутри государства (на федеральном, региональном или муниципальном уровне власти), а не с общественными отношениями субъектов мировой политики; к тому же в геополитике лучше раскрывается региональный компонент, нежели в «Международных отношениях». «Геополитика» рассматривается как аналитическая дисциплина, преодолевающая традиционный географический и экономический детерминизм за счет расширения набора базисных факторов, определяющих поведение государства в международных отношениях; предполагает раскрытие векторов, определяющих глобальную геополитику современной России, сосредоточив внимание на актуальных аспектах и нерешенных задачах ее внешнеполитической деятельности в отношении США, Европы, государств Африки, Латинской Америки и Азиатско-Тихоокеанского региона. Особый акцент рекомендуется делать на тех проблемах геополитики, которые вызваны пересечением интересов российской «периферии», ближнего и дальнего зарубежья. По-

нимание имеющихся проблем поможет выстраивать сценарии геополитического развития Российской Федерации так, чтобы геополитический потенциал России был использован в целях укрепления ее геостратегического положения. Дисциплина «Геополитика» способствует формированию аналитического мышления, без которого невозможно достигнуть профессионального успеха в современную эпоху.

Разработанный нами УМКД (в том числе курс лекций) по геополитике7 позволяет не только проектировать, но и реализовать систему управления общественными отношениями при подготовке будущих бакалавров государственного и муниципального управления. Междисциплинарные связи в процессе изучения дисциплины проводятся со многими учебными дисциплинами («Отечественная история», «Политология», «Культурология», «Социология», «Экономическая теория», «Философия», «Теория организации», «Теория управления», «Исследование систем управления» и др.). В свою очередь, «Геополитика» даёт всем этим дисциплинам дополнительный ракурс анализа, позволяющий осмыслить любую социальную ситуацию как сложную совокупность природных и социальных факторов. В процессе изучения геополитики формируется мировоззрение студентов. Сформированные компетенции помогут в их дальнейшем профессиональном росте. Знание основ геополитики необходимо будущему бакалавру в области государственного и муниципального управления, менеджеру-госслужащему федерального и регионального уровня.

7 См.: Геополитика: курс лекций для студентов заочной формы обучения специальности «Государственное и муниципальное управление» / сост. А.О.Буранок. -Самара: МИР, 2012. - 133 с.

STUDYING PUBLIC RELATIONS MANAGEMENT AT THE UNIVERSITY

© 2014 A.O.Buranok" International Market Institute

The article deals with training in "State and Municipal Management" as exemplified in the courses "Geopolitics" and "International Relations".

Keywords: public relations management; geopolitics; manager training; competence-based approach.

Aleksandr Olegovich Buranok, Candidate of Historical Sciences, associate professor of Department of Public Administration and Legal Support of Civil Service. E-mail: buranok@yandex. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.