Научная статья на тему 'Из истории становления и развития специальности «Государственное и муниципальное управление» в СЗКЦ - СЗАГС'

Из истории становления и развития специальности «Государственное и муниципальное управление» в СЗКЦ - СЗАГС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
906
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ» / СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ / SPECIALTY "STATE AND MUNICIPAL MANAGEMENT" / THE CONTENT OF EDUCATIONAL SPECIALTY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филиппов Герман Григорьевич

Учебная специальность высшего профессионального образования «Государственное и муниципальное управление» была конституирована в 1992 г. Первый Государственный образовательный стандарт по этой специальности появился только в 1995 г. В 1990-е гг. совокупность требований к специалисту и содержание его подготовки претерпели значительную эволюцию, в том числе и в СЗАГС. Опыт становления данной специальности интересен для осознания особенностей подготовки управленцев в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From the History of Formation and Development of the Specialty "State and Municipal Management" in NWPTC - NWAPA

Specialty "State and Municipal Management" as an academic discipline of higher education has been constituted in 1992. But the first state educational standard of this specialty has appeared only in 1995. In the 1990s a set of requirements for expert and content of his training has undergone a significant evolution, in particular in our institute. The experience of those years of formation of this specialty has instructive significance for the present situation.

Текст научной работы на тему «Из истории становления и развития специальности «Государственное и муниципальное управление» в СЗКЦ - СЗАГС»

Г. Г. Филиппов работает в Северо-Западной академии государственной службы с момента основания.

С 1992 по 2003 г. являлся проректором СЗАГС.

Сфера научных интересов: явные и тайные ме-

ханизмы власти.

Герман Григорьевич ФИЛИППОВ

ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ ФИЛОСОФИИ СЕВЕРОЗАПАДНОГО ИНСТИТУТА РАНХИГС ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ

Основные научные публикации:

• Филиппов Г. Г. Кировский район. Историко-краевед-ческий очерк. Л.: Лениздат, 1974. - 128 с. (в соавт.)

• Филиппов Г. Г. Роль организации в механизме политической власти: монография. СПб.: Издательство СЗАГС, 2008. - 136 с.

• Филиппов Г. Г. Социальная организация и политическая власть: монография. М.: Мысль, 1985. - 173 с.

• Филиппов Г. Г. На пути к закату и заходу // Управленческое консультирование. 2007. № 3. С. 203-213.

• Филиппов Г. Г. Неиспробованный еще вариант общественного развития // Управленческое консультирование. 2007. № 1. С. 34-40.

• Филиппов Г. Г. Новые организационные технологии - управляемая дезорганизация // Управленческое консультирование. 2009. № 4. С. 189-199.

• Филиппов Г. Г. Опыт классификации технологий социального манипулирования // Управленческое консультирование. 2011. № 1. С. 112-122.

• Абрамова Л. П., Филиппов Г. Г. Опыт управленческой деятельности инвариантен // Управленческое консультирование. 2009. № 3. С. 200-210.

• Филиппов Г. Г. Проблемы звуковой сигнализации на речном флоте // Речной транспорт. 1965. № 3.

• Филиппов Г. Г. Снизу виднее (взгляд на философское дело в России) // Вестник Христианской гуманитарной академии. 2009. Т. 10. Вып. 1. С. 32-39.

• Филиппов Г. Г. Социальная организация в докапиталистическую эпоху // Управленческое консультирование. 2008. № 3. С. 173-202.

Докторскую диссертацию на тему «Социальная организация и политическая власть» Г. Г. Филиппов защитил в 1987 г. в АОН при ЦК КПСС

С 1991 по 2009 г. Г. Г. Филиппов руководил диссертационным советом по политическим наукам СЗАГС.

Г. Г. Филиппов G. G. Filippov

Из истории становления и развития специальности «Государственное и муниципальное управление»

В СЗКЦ - СЗАГС

From the History of Formation and Development of the Specialty "State and Municipal Management" in NWPTC - NWAPA

ключевые слова: key words:

специальность «Государственное specialty "State and Municipal

и муниципальное управление», Management", the content of educational

содержание учебной специальности specialty

Учебная специальность высшего профессионального образования «Государственное и муниципальное управление» была конституирована в 1992 г. Первый Государственный образовательный стандарт по этой специальности появился только в 1995 г. В 1990-е гг. совокупность требований к специалисту и содержание его подготовки претерпели значительную эволюцию, в том числе и в СЗАГС. Опыт становления данной специальности интересен для осознания особенностей подготовки управленцев в современных условиях.

Specialty "State and Municipal Management" as an academic discipline of higher education has been constituted in 1992. But the first state educational standard of this specialty has appeared only in 1995. In the 1990s a set of requirements for expert and content of his training has undergone a significant evolution, in particular in our institute. The experience of those years of formation of this specialty has instructive significance for the present situation.

Качественное изменение общественно-политического строя России в 1991 г. обус- _ ловило изменение всей системы политического и государственного управления обществом. Соответственно, потребовались специалисты, способные работать в новой системе управления. Но в Советском Союзе специалистов такого профиля не готовили.

Специалистов-управленцев в конкретных отраслях народного хозяйства готовили в ин-

ститутах, на факультетах и курсах повышения квалификации

Содержание подготовки по специальности «Государственное и муниципальное управление»является важнейшим фактором формирования престижности государственной службы как в сознании самого чиновника, так и в общественном мнении.

руководящих работников, имевших уже специальное отраслевое образование (инженерное, педагогическое, военное и т. п.). Специалистов в области политического управления готовили республиканские, межобластные и областные

партийные школы, а также Академия общественных наук при ЦК КПСС. Обязательными условиями приема на обучение было наличие отраслевого образования (высшего или среднего специального) и опыта ответственной управленческой деятельности. Исключение делалось только при приеме на четырехгодичное обучение в партийных школах: слушателями этого специального отделения становились лица со средним образованием, но обязательно с опытом руководящей работы.

Такая система подготовки управленческих кадров не соответствовала новым социальным условиям, при этом объективная потребность в управлении оставалась. К тому же был необходим иной аппарат управления, который был бы вполне лоялен к новой политической и административной власти. Из прошлого (советского и досоветского) опыта была известна эмпирическая закономерность, не зафиксированная, правда, в научных публикациях: для создания нового, безусловно лояльного аппарата управления организации любой величины нужно, прежде всего, поменять первых лиц -руководителей организации и ее структурных подразделений и обновить остальной аппарат на 15-20%.

26_

2 Первая задача - смена пер-

| вых лиц - решалась достаточно

£ быстро1, но формально. На мес-

5 то прежних руководителей на-

^ значались, как правило, лица

^ без профильного образования

| и без опыта управленческой

^ деятельности. По социологиче-

| ским обследованиям тех лет,

обнаружилось, что только полоса

% вина региональных государев ственных служащих целого ряда областей и республик имеет образование, более или менее соответствующее профилю выполняемой работы [3, с. 70]. Их повседневные управленческие решения нуждались в профессиональной технической проработке, конкретизации и корректировке.

Поэтому особую актуальность приобретало решение второй задачи - подготовки в короткие сроки достаточного числа управленцев среднего звена. Они были названы позднее в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» № 119-ФЗ от 31 июля 1995 г. должностями группы «Б» и группы «В» (ведущие и старшие должности государственной службы).

1 Так, в нашем городе этот процесс прошел быстрыми темпами. В каждом номере «Бюллетеня Исполкома Ленинградского совета депутатов трудящихся», который выходил два раза в месяц, печатались во второй половине 1991 г. длинные списки кадровых замен руководителей городского уровня.

Задача подготовки работников аппарата государственной службы была поставлена перед региональными кадровыми центрами, созданными в Российской Федерации в конце 1991 г. на материально-технической базе упраздненных политологических институтов. Эти новые учебные заведения должны были также доучить и выпустить студентов и слушателей бывших политологических институтов по специальности «Государственное и муниципальное управление» - 07.18.

Однако конституированная специальность не получила сразу единого государственного наполнения: учебных планов, перечня дисциплин, требований к выпускникам и т. п. Решение этих вопросов было временно возложено на кадровые центры под руководством Главного управления по подготовке кадров для государственной службы при Правительстве Российской Федерации (Роскадры).

Каждый кадровый центр, таким образом, самостоятельно готовил переходные планы для завершения обучения полученных по наследству студентов и слушателей. При этом кадровые центры вынуждены были в целях сохранения контингента обучающихся выполнить обязательства прежнего вуза о профиле образования и получаемой квалификации.

27_

££ По этой причине в Северо-За-

[3 падном кадровом центре (СЗКЦ) ^ были разработаны переходные

8 планы подготовки по единой

° специальности 07.18 - «Государ-

1 ственное и муниципальное уп-

| равление», но с целым рядом

| специализаций (управленчес-

0 кой, экономической, социаль-| ной работы и т. д.).

| Планировалось, что студенты

| нового набора будут обучаться

| по одному учебному плану в фор-

ё мате бакалавриата (4 года), что

1 предписывалось указаниями Ми-| нистерства образования и науки. | Оно, правда, не установило на

0 тот момент какого-либо образо-¡Ё вательного стандарта, но прово-§ дило курсы повышения квали-| фикации для руководящих кад-Ц ров вузов, где разъяснялась | сущность, структура и организа-| ция бакалаврской подготовки.

т Поскольку государственного

^ образовательного стандарта на

| тот момент (1992 г.) еще не бы-

^ ло, а учебный процесс уже по-

§ шел, то Роскадры поручили под-

& готовку учебных планов и всей

1 сопутствующей документации § кадровым центрам с последую-| щим обсуждением на научно-ме-§ тодическом совете (созданном | при Роскадрах), согласованием 1 и утверждением.

^ Для выработки общей концепции подготовки по данной специальности в Роскадрах и в Российской академии управления

(с 1995 г. - Российская академия государственной службы) проводились совещания руководящих работников кадровых центров по учебным планам, по перечням и объемах учебных дисциплин, по вопросам организации и методики обучения.

Материалы таких совещаний, обсуждений и круглых столов публиковались как в отдельных сборниках [5], так и в ведомственном журнале «Вестник государственной службы»2.

В ходе разработки концепции подготовки, а затем и переподготовки по специальности «Государственное и муниципальное управление» возникли серьезные теоретические разногласия и организационно-методические расхождения. В каждом кадровом центре проводились исследования в области выявления профессиональных характеристик управленцев различных иерархических уровней, результаты которых обуславливали определенные совокупные позиции и взгляды профессорско-преподавательского состава на содержание подготовки по данной специальности. Поле различий

2 Журнал издавался Главным управлением по подготовке кадров для государственной службы при Правительстве Российской Федерации тиражом в 1000 экземпляров, являлся открытым изданием и регулярно рассылался в региональные кадровые центры. В Петербурге в Российской национальной библиотеке и в Библиотеке Академии наук в каталогах не значится.

2_8_

2 таких совокупных позиций про-| стиралось от концепций высокой £ степени общности (абстрактнос-5 ти) до конкретных узкопрофесси-2 ональных конструкций.

Северо-Кавказский кадровый | центр на основе региональных ^ статистических данных о составе | аппарата управления, эмпириче-¡5 ских обследований и социологией ческого опроса экспертов (руко-^ водящих работников государ-^ ственной службы в регионе) фиксировал расплывчатость существующих представлений о модели управленца и специфике его деятельности. Единодушно отмечалась только одна конкретная позиция - массовая функциональная неграмотность действующих специалистов в технологии управления [6].

Исходя из полученной эмпирической картины, СККЦ предложил совокупность базовых теоретических принципов подготовки специалиста в области государственного управления: «Ориентация на подготовку специалистов в русле целостного развития личности; гуманизм и демократизм образования; его гибкость и открытость новациям; опережающий характер содержания образования по отношению к потребностям общественной практики; индивидуализация получения образования управленческими кадрами» [6, с. 35-36]. При этом содержание специальности

в большой степени оставалось нераскрытым.

Другой полюс в трактовке специальности «Государственное и муниципальное управление» представляла позиция Волго-Вятского кадрового центра. В нем также проводились социологические обследования на предмет выявления оптимального профиля специалиста. Опрос проводился не только среди экспертов - действующих руководителей местного, районного и областного уровня нескольких областей (Нижегородской, Волгоградской, Саратовской, Свердловской, Новосибирской - всего 435 человек), но также среди преподавателей ВВКЦ (всего 225 человек) и студентов в ходе трехлетнего лонгитюдного исследования (в котором приняло участие несколько сот человек) [7, с. 3-5].

В ходе этого исследования сложилась конкретная концепция специальности (с соответствующим учебным планом), в которой доминирующую роль стала играть следующая позиция преподавателей: обучение необходимо осуществлять с экономическим уклоном, проводить углубленную экономическую подготовку [7, с. 37-38].

В Северо-Западном кадровом центре пошли другим путем. За основу была принята концепция профессиональной пригодности специалиста-управленца, выра-

29_

££ ботанная ранее в ходе 20-летне-

0 го лонгитюдного исследования з- профессионализма управленче-8 ских кадров районного масшта-™ ба в Ленинградской высшей пар-

1 тийной школе и в Ленинград-| ском политологическом институ-| те. Она была дополнена разра-

0 ботками учебных программ для | студентов и слушателей СЗКЦ на § переходный период.

| Концепция исходила из идеи

| инвариантности структуры и функ-

ё ций управленческой деятельно-

1 сти и, стало быть, технологии | управления в масштабах райо-| на как для исполнителей, так

0 и для руководителей среднего звена (см. подробнее: [1]). Но-

§ вовведением стало привнесе-

| ние в концепцию и, соответ-Ц ственно, в учебный план идеи

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

" обязательного изучения пред-

| метной области управления,

т т. е. основных качественных ха-

<

^ рактеристикобъектовуправле-

| ния (хозяйства, инфраструкту-

^ ры, образования, социальной

§ сферы и т. п.).

Ь В соответствии с этими пози-

1 циями под руководством ди-§ ректора СЗКЦ Э. П. Теплова | был разработан учебный план § подготовки по специальности | «Государственное и муниципаль-1 ное управление» для обучаю-^ щихся по программе бакалавриата. В этот план была заложена обширная фундаментальная общая подготовка, призванная

обеспечить выпускникам реализацию следующих возможностей: 1) успешной адаптации к меняющимся условиям предстоящей трудовой деятельности; 2) переобучения и регулярного повышения квалификации по мере изменения управленческих функций; 3) маневра на рынке труда.

Для этого в учебный план был введен целый ряд гуманитарных дисциплин (от истории и философии до письменной стилистики, документоведения и делопроизводства). Каждая дисциплина преподавалась два и более семестра, иностранный язык планировался на все семестры обучения, кроме последнего, общим объемом в 600 аудиторных часов. Обучение по информационно-компьютерным дисциплинам было рассчитано на четыре семестра. Для ознакомления с предметом управления вводился трехсеместровый курс городского хозяйства.

Общий объем учебного плана получился весьма большим -3500 аудиторных часов на 4 года. Следует отметить, что в то время еще не было государственных образовательных стандартов и директивных ограничений продолжительности учебной недели, соотношения удельных весов аудиторной и самостоятельной работы, удельного веса семинарских занятий и т. п.

30_

2 Этот учебный план получил | одобрение в Роскадрах. Ответ-£ ственные работники Главного 5 управления по подготовке кад-ИПАЛ ров для государственной службы I Т. А. Холодова и О. Б. Манькова, | которые курировали СЗКЦ, ока-^ зались высококвалифицирован-| ными специалистами в сфере ¡5 высшего и среднеспециального I образования. Они доброжела-^ тельно и с глубоким пониманием отнеслись к нашему учебному плану, как и к последующим нашим инициативам.

Однако подготовка студентов по этому учебному плану продолжалась только один учебный год. К лету 1993 г. появился первый Государственный стандарт по высшему профессиональному образованию, этот документ должен был быть введен в действие с 1 сентября. Он имел рамочный характер без конкретизации по отдельным специальностям. Госстандарт устанавливал параллельность и равноправность системы бакалаврско-магистерского образования и прежней системы образовательной подготовки - специалитета, а также определял ряд общих требований к организации процесса обучения, которые ощутимо сокращали самостоятельность вузов в организации процесса обучения. В частности, общий объем учебной недели студента очной

формы обучения ограничивался 54 часами.

Руководство СЗКЦ обратилось в Роскадры с предложением: вместо подготовки бакалавров вести подготовку специалистов и, соответственно, получить бюджетное финансирование не четырех, а пяти лет обучения, поскольку четырехлетняя программа бакалавриата не может обеспечить подготовку полноценного специалиста-управленца. Наши кураторы полностью согласились с этим предложением и утвердили пятилетнее бюджетное финансирование. В результате четырехлетняя бакалаврская программа была преобразована в пятилетнюю.

Доработка учебного плана специальности «Государственное и муниципальное управление» была сделана в соответствии с Государственным образовательным стандартом (ГОСТ Р ОБР 7-93). Этот стандарт предоставлял вузам большие академические свободы в определении содержания обучения, в подборе перечня учебных дисциплин, в создании учебных программ, в организации практики студентов и т. д. Пункт 7 ГОСТ-93 Государственного образовательного стандарта устанавливал: «Содержание высшего профессионального образования, включая национально-региональный компонент, и его

3!

££ реализация в конкретном выс-

о шем учебном заведении опре-з- деляются профессиональными

0 образовательными программа™ ми учебных дисциплин, разра-

1 батываемыми, принимаемыми | и реализуемыми этими учебны-| ми заведениями самостоятель-о но на основе действующего за-| конодательства в области обра-| зования и положениями настоя-| щего стандарта».

| В обновленном учебном пла-

0 не СЗКЦ увеличился объем фун-

1 даментальной теоретической | подготовки по общественным | и естественным наукам, была

0 расширена программа по обще-=Ё профессиональным дисципли-§ нам: по истории, отечественно-| му и зарубежному опыту госу-Ц дарственного и муниципального " управления; по юридическим | дисциплинам (с охватом почти | всех отраслей права); по эконо-^ мике (местного, регионального | и федерального уровней). Осо-^ бое внимание уделялось изуче-§ нию городского хозяйства по его Ь структуре и технологиям управ-

1 ления им.

§ В области специальной под-

| готовки кафедрам была предо-

§ ставлена большая самостоя-

| тельность в формировании

1 перечня, объема и содержания

^ спецкурсов в соответствии с потребностями текущей практики государственного управления и возможностями

преподавательского состава. Следует отметить, что объем аудиторных занятий по иностранному языку был оставлен прежним - 600 часов, кроме того, был введен факультативно второй иностранный язык, изучение которого предусматривалось на протяжении четырех семестров. Расширилось преподавание русского языка: два семестра по 51 часу и во всех остальных семестрах по 20-24 часа.

Трудоемкость реализации учебного плана значительно возросла. Чтобы сделать его реально выполнимым, были введены некоторые граничные условия. В разделе социальных дисциплин и в области национально-регионального компонента устанавливалось несколько обязательных дисциплин и ряд дисциплин по выбору, из которых каждый студент должен был выбрать одну - две. Удельный вес семинарских занятий составлял не более 30% от всего объема часов по предмету. Недостаток учебного времени на текущий контроль за работой студентов восполнялся обязательными рефератами, контрольными и курсовыми работами по подавляющему большинству учебных предметов. При этом установленный Ученым советом норматив трудозатрат на проведение письменных

32_

БА работ ощутимо стимулировал

Ж

> мотивацию преподавателей: на £ руководство и проверку рефе-5 рата - 3 часа, на консультиро-2 вание, руководство и проверку ? курсовой работы - 5 часов. | Для обеспечения выполне-^ ния учебного плана в таких объ-| емах устанавливалась продолжи жительность учебной недели по

о

% аудиторным занятиям в преде-^ лах 36 часов и более. Это не ^ противоречило Государственному образовательному стандарту, поскольку в нем определялся только общий объем учебной занятости студента без указаний пропорций на аудиторную и самостоятельную работу. Конечно, загрузка студентов оказывалась значительной, но посильной.

Академические свободы, предоставленные Государственным образовательным стандартом 1993 г., давали возможность периодически корректировать учебный план в соответствии с объективными условиями и возможностями СЗКЦ: изменять порядок преподавания дисциплин по семестрам, регулировать объемы часов, вводить или исключать рефераты, письменные работы, зачеты и экзамены, определять формы занятий по физкультуре и т. п.

В 1995 г. вышли Государственные образовательные стандарты первого поколения

по конкретным специальностям, в том числе и по специальности «Государственное и муниципальное управление». Они существенно ограничили академические свободы вузов в формировании учебных планов и программ, а также в деле организации учебного процесса. Тем не менее, некоторые свободы сохранялись, а следовательно, и возможности их толкования и применения, что успешно реализовывалось в СЗКЦ (с 1995 г. - СЗАГС).

Таким образом, удалось сохранить многое из прежнего учебного плана по специальности «Государственное и муниципальное управление», его методического обеспечения и технологической организации. Это получилось благодаря помощи и поддержке наших высокопрофессиональных кураторов из министерства образования Е. Н. Геворкян и Н. В. Зеленской и из РАГС - Н. С. Слепцова и Ю. С. Астаркина. В 1998 г. СЗАГС успешно прошла аттестацию по специальности «Государственное и муниципальное управление», что было, прежде всего, признанием доброкачественности учебного плана и правильности организации учебного процесса. В итоге вузу удалось сохранить и приумножить свою конкурентоспособность на рынке образовательных услуг в Петербурге и в регионах, где уже

33_

££ работали около десятка его фио лиалов.

^ Ситуация изменилась, когда

0 в 2000 г. вышли Государствен™ ные образовательные стандарты

1 второго поколения, в том числе | и по специальности «Государев ственное и муниципальное уп-

ш г^

о равление». В новом стандарте

| были четко сформулированы со-

§ держание и организация подго-

| товки студентов. Автономность

| вуза в формировании учебного

0 процесса оказалась минималь-

1 ной. Резко изменилась направ-| ленность специальности «Госу-| дарственное и муниципальное о управление», из учебного плана ¡Ё исчезли дисциплины, связанные § с изучением сути управляемых | объектов (организаций, учреж-Ц дений, предприятий, юридичес-

0 ких лиц и т. п.). Профессиональ-| ная подготовка специалиста т была ориентирована на управле-^ ние информационно-документа-| ционными и финансово-эконо-£ мическими потоками.

В

§ Рассмотрев этапы становле-& ния и развития специальности

1 «Государственное и муниципаль-§ ное управление» в СЗКЦ-СЗАГС, | можно сделать некоторые по-§ учительные выводы.

| 1. Государственное и муници-1 пальное управление - это ком-^ плексная специальность, обучение по которой должно опираться на обширную теоретическую и общекультурную базу

и включать четыре направления подготовки: управленческое, экономическое, юридическое и обязательно предметное, т. е. изучение собственно сущности управляемых объектов. Как отмечает известный специалист в области государственного управления Г. В. Атаманчук, «без знания управляемых объектов управлять ими нельзя, а потому специализация в данной области - первейшее требование к чиновнику» [2, с. 69].

2. Содержание подготовки по специальности «Государственное и муниципальное управление» является важнейшим фактором формирования престижности государственной службы как в сознании самого чиновника, так и в общественном мнении. Уровень престижности государственной службы является также операциональным выражением степени удовлетворенности трудом государственных служащих. Падение престижности работы государственного служащего за последние полтора десятилетия совпадает с процессом упрощения учебных планов по специальности «Государственное и муниципальное управление» и сведения их к административно-информационной составляющей. Снижение престижности и ухудшение имиджа государственной службы зафиксировано в пред-

34_

2 ставительных социологических | исследованиях, проведенных £ различными авторами, в том

1 числе в РАГС [8].

2 Так, по данным локальных социологических исследований

| региональных государственных ^ служащих, в начале 1990-х гг. | оценка важности работы госслу-¡5 жащих и удовлетворенность ими | своим трудом была весьма вы-| сокой [7, с. 10-11, 23]. Ко второй половине 1990-х гг. эти оценки существенно снизились. Работу на госслужбе оценивали как высокопрестижную уже 16-17% [9, с. 70]. На конец первого десятилетия XXI в. оценка престижности и в общественном мнении, и в самой чиновничьей среде упала вдвое [4].

3. Двадцатилетний опыт подготовки студентов (опыт преподавания, результаты прохождения практики студентами, оценки работодателями качества выпускников, наблюдения траектории карьерного продвижения выпускников и т. д.) позволяет утверждать, что для формирования полноценного специалиста-управленца нужно не менее 5 лет. Обучение по программе бакалавриата, рассчитанное на 4 года, явно недостаточно и нецелесообразно. Для подготовки работников, замещающих должности гражданской службы младшей группы, четырехлетнее образование избыточно. К тому же

35

оно рождает у бакалавров иллюзию достаточной готовности к ответственной управленческой деятельности и неоправданные амбиции образованного человека.

Для замещения должностей государственной службы старшей и ведущей групп бакалаврское образование не дает необходимой профессиональной пригодности.

1. Абрамова Л. П., Филиппов Г. Г. Опыт управленческой деятельности инвариантен // Управленческое консультирование. 2009. № 3. С. 200-210.

2. Атаманчук Г. В. Управление и персонал государственного аппарата // Государственная служба. Вестник Координационного Совета по кадровым вопросам, государственным наградам и государственной службе при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе. 2008. № 2. С. 66-77.

3. Варламова С. Н., Ефанова О. А., Фролов Б. И. Отношение государственных служащих к повышению квалификации и выполняемой работе // Социология власти. 1997. № 4-5.

4. Востряков Л. Е. Оценка престижности гражданской службы региональными чиновниками // Государственная служба. Вестник Координационного Совета по кадровым вопросам, государственным наградам и государственной службе при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе. 2008. № 2. С. 43-50.

5. Государственная служба Российской Федерации: концепции, опыт, проблемы. М.: Издательство РАУ 1993.

6. Зинченко Г. П., Понеделков А. В. Подготовка государственного служащего: поиск концепций // Вестник государственной службы. 1993. № 1. С. 26-41.

7. Калачева Т. Г., Мальцев В. А., Слепцов Н. С. Подготовка кадров госслужбы России: Этап становления. М.; Н. Новгород: Издательство ВВАГС, 1995.

8. Магомедов К. О. Имидж государственной службы как образ государственной власти // Государственная служба. Вестник Координационного Совета по кадровым вопросам, государственным наградам и государственной службе при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе. 2010. № 1. С. 45-55. С. 14-52.

9.Охотский Е. В., Лытов Б. В. Социальные и личностные аспекты карьеры государственного служащего // Социология власти. 1997. № 1.

REFERENCES -

1. Abramova L. R, Filippov G. G. Opyt upravlencheskoy deyatelnosti invarianten // Upravlencheskoe konsultirovanie. 2009. № 3. S. 200-210.

2. Atamanchuk G. V. Upravlenie i personal gosudarstvennogo apparata // Gosudarstvennaya sluzhba. Vestnik Koordinatsionnogo Soveta po kadrovym voprosam, gosudarstvennym nagradam i gosudarstvennoy sluzhbe pri pol-nomochnom predstavitele Rrezidenta Rossiyskoy Federatsii v Severo-Zapadnom federalnom okruge. 2008. № 2. S. 66-77.

3. Varlamova S. N., Efanova O. A., Frolov B. I. Otnoshenie gosudarstvennykh sluzhaschikh k povysheniyu kvalifikatsii i vypol-nyaemoy rabote // Sotsiologiya vlasti. 1997. № 4-5.

4. Vostriakov L. E. Otsenka prestizhnosti grazhdanskoy sluzhby regionalnymi chinovnikami // Gosudarstvennaya sluzhba. Vestnik Koordinatsionnogo Soveta po kadrovym voprosam, gosudarstvennym nagradam i gosudarstvennoy sluzhbe pri pol-nomochnom predstavitele Rrezidenta Rossiyskoy Federatsii v Severo-Zapadnom federalnom okruge. 2008. № 2. S. 43-50.

5. Gosudarstvennaya sluzhba Rossiyskoy Federatsii: kontseptsii, opyt, problemy. M.: Izdatelstvo RAU, 1993.

6. Zinchenko G. R., Ronedelkov A. V. Rodgotovka gosudarstvennogo sluzhaschego: poisk kontseptsiy // Vestnik gosudarstvennoy sluzhby. 1993. № 1. S. 26-41.

7. Kalacheva T. G., Maltsev V. A., Sleptsov N. S. Rodgotovka kadrov gossluzhby Rossii: Etap stanovleniya. M. - N. Novgorod: Izdatelstvo VVAGS, 1995.

8. Magomedov K. O. Imidzh gosudarstvennoy sluzhby kak obraz gosudarstvennoy vlasti // Gosudarstvennaya sluzhba. Vestnik Koordinatsionnogo Soveta po kadrovym voprosam, gosudarstvennym nagradam i gosudarstvennoy sluzhbe pri pol-nomochnom predstavitele Rrezidenta Rossiyskoy Federatsii v Severo-Zapadnom federalnom okruge. 2010. № 1. S. 45-55.

9. Okhotskiy E. V., Lytov B. V. Sotsialnye i lichnostnye aspekty karery gosudarstvennogo sluzhaschego // Sotsiologiya vlasti. 1997. № 1. S. 14-52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.