Научная статья на тему 'Подготовка специалистов для государственной службы как социальный заказ государства'

Подготовка специалистов для государственной службы как социальный заказ государства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / CIVIL SERVICE / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATIONAL SYSTEM / КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКОВ / СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ / SOCIAL ORDER / GRADUATES' COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горшкова Елена Викторовна

В статье на примере регламента главного специалиста отдела дополнительного образования Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий доказана необходимость пересмотра действующего образовательного стандарта с целью его соответствия современным условиям подготовки кадров для государственной службы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горшкова Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the basis of the regulations of the Chief Expert of the Department for Further Education of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defence, Emergency Situations and Elimination of Natural Disasters Aftereffects the article proves the necessity to revise the effective education standard so that it could correspond to the current conditions of training staff for civil service.

Текст научной работы на тему «Подготовка специалистов для государственной службы как социальный заказ государства»

НОВОЕ В ОБРАЗОВАНИИ

Канд. экон. наук Е. В. Горшкова

ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ ГОСУДАРСТВА

В статье на примере регламента главного специалиста отдела дополнительного образования Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий доказана необходимость пересмотра действующего образовательного стандарта с целью его соответствия современным условиям подготовки кадров для государственной службы.

Ключевые слова и словосочетания: государственная служба, система образования, компетенции выпускников, социальный заказ.

Экономическое развитие нашей страны напрямую зависит от качества государственного управления, профессиональной работы каждого чиновника. Подготовка квалифицированного специалиста, способного работать в условиях рыночной экономики, изменения нормативно-правовой базы, постоянно возрастающих нервно-психических нагрузок, - основная задача системы образования государственных служащих.

Трансформация системы подготовки профессиональных кадров для госслужбы во многом обусловлена теми задачами, которые перед ней ставит рынок труда. Для того чтобы рынок образования соответствовал запросам и потребностям рынка труда, необходимо формировать социальный заказ на подготовку специалистов, обладающих определенными знаниями и навыками.

Труд госслужащих регламентируется Федеральными законами от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» и от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», определяющими концептуальные основы работы с кадрами, их обучение.

Так, статьей 11 закона «О системе государственной службы Российской Федерации» предусмотрено применение образовательных программ и государственных образовательных стандартов для формирования кадрового состава организации.

Закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в статье 60 главы 13 определяет принципы и приоритетные направления формирования кадрового состава гражданской службы, среди которых выделены профессиональная подготовка гражданских служащих, их переподготовка, повышение квалификации и стажировка в соответствии с программами профессионального развития гражданских служащих.

Государственный заказчик в лице представителей кадровых служб отвечает за разработку квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей гражданскими служащими.

Полученные базовые знания в условиях быстро меняющейся институциональной среды устаревают примерно через пять лет, поэтому госслужащему необходимо постоянное обновление знаний, умений и навыков. Механизм получения дополнительного профессионального образования, включающий в себя профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку, также предусмотрен указанными законодательными актами.

Подготовка кадров для гражданской службы проводится в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования. Количество вузов, осуществляющих подготовку бакалавров и магистров по программе «Государственное и муниципальное управление», постоянно растет. Вместе с тем качество обучения не во всех учебных учреждениях находится на должном уровне. Часто выпускникам не хватает практических навыков, умения адаптироваться в профессиональной среде.

Для работы в системе государственной службы нужны специалисты не просто с любым высшим образованием, а профессионалы в конкретных областях управления - правовой, экономической, социальной.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 061000 «Государственное и муниципальное управление» был утвержден в 1995 г. В этот период еще не были приняты законы о государственной службе, ее основополагающих принципах.

Существующая практика государственной службы, установление основных требований к государственным служащим вызвали необходимость пересмотра действующего стандарта с целью его соответствия современным условиям, разработки новых образовательных технологий, инновационных форм и методов подготовки кадров.

Кроме того, глобализация мировой экономики неизбежно приводит к глобализации рынков образования, поэтому присоединение России к участникам Болонского процесса, модернизация системы образования являются для нее закономерным процессом.

Реализация основных положений Болонской декларации обусловила в 2011-2012 гг. переход вузов на федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения, утвержденные Министерством образования и науки Российской Федерации1.

Возрастающие потребности экономики в компетентных специалистах требуют от вузов более высокого качества оказания образовательных услуг. Особые требования предъявляются к знаниям и умениям чиновников, по-

1 Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 января 2011 г. № 41 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 081100 Государственное и муниципальное управление (квалификация (степень) «бакалавр»)»; Приказ Министерства образования и науки РФ от 15 февраля 2010 г. № 123 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 081100 Государственное и муниципальное управление (квалификация (степень) «магистр»)».

скольку улучшение качества оказываемых государственных услуг невозможно без развития кадрового корпуса госслужбы.

Запросы клиентов на рынке образовательных услуг формирует рынок труда, и квалифицированный работник всегда востребован в организациях всех форм собственности. Социальный заказ и требования работодателя к выпускникам определенного профиля подготовки выражаются в наличии не только базовых знаний, но и компетенций по той или иной специальности. Образование, получаемое в наших вузах, должно соответствовать тем требованиям к профессионально-квалификационным навыкам работников, которые существуют на реальном рынке труда, но с содержанием федеральных государственных образовательных стандартов они совпадают не по всем позициям. Такая ситуация снижает конкурентоспособность рабочей силы, особенно выпускников учебных учреждений, впервые оказавшихся на рынке труда и не имеющих профессионального опыта.

Основные требования, предъявляемые к государственным служащим, непосредственным образом связаны с целями, задачами и функциями органов государственной власти. Специфические особенности базовой подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих определяются структурой и содержанием их профессиональной деятельности.

В основе профессиональной подготовки госслужащих лежат следующие принципы:

1) профессиональные:

- наличие специальных знаний в области политологии, экономики, социальной психологии, истории и теории мирового и отечественного государственного управления, социологии, права и др.;

- умение использовать эти знания;

- стремление постоянно повышать свой профессиональный уровень;

2) общегражданские:

- развитие повышенного чувства ответственности и гражданского сознания, гражданский долг, альтруистическое служение Родине;

- высокая мотивация к труду;

- честность, противодействие коррупционным воздействиям.

Перечисленные принципы предполагают существование особой программы по подготовке государственных служащих в области государственного управления, включающей в себя элементы (подпрограммы) различных знаний. Эта программа должна включать изучение правовых, управленческих, экономических и общегуманитарных дисциплин, а также формировать специфические компетенции для принятия и реализации управленческих решений, соответствующих требованиям законности, инновационности, эффективности и социальной направленности Российского государства.

После окончания обучения выпускник, подготовленный в соответствии с социальным заказом работодателя, должен обладать не только знаниями, но и необходимыми компетенциями в области государственного и муниципального управления, такими, как:

- владение навыками подготовки правоприменительных актов, ведения документооборота и деловой переписки с гражданами и внешними организациями;

- умение применять нормативные правовые акты, связанные с реализацией управленческих решений органов публичной власти;

- владение навыками регламентации государственных услуг в системе государственного управления;

- умение осуществлять экспертизу, в том числе антикоррупционную, правовых актов и правоприменительной практики;

- владение навыками мониторинга ведомственного нормотворчества и деловых процессов.

Знания и навыки госслужащего должны коррелировать с выполняемой работой, а также учитывать специфику организации.

Проанализируем регламент главного специалиста отдела дополнительного образования Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС) и сравним его с примерным федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, квалификация «магистр».

Область профессиональной деятельности магистров, включающая в себя государственное управление, муниципальное управление и местное самоуправление, управление в государственных и муниципальных учреждениях, полностью соответствует деятельности МЧС.

Общекультурные компетенции, на наш взгляд, обладают определенной избыточностью:

- компетенция лидерства (ОК-4): не у всех главных специалистов есть подчиненные, а сотрудники образовательных учреждений - равноправные партнеры;

- компетенция преподавательской деятельности (ОК-8): главным специалистам обычно не разрешается читать лекции в связи с отсутствием ученой степени и загруженности по работе;

- компетенция научной работы (ОК-12): способность создавать новое знание, соотносить это знание с имеющимися отечественными и зарубежными исследованиями - все процедуры, проводимые главным специалистом, обычно стандартны. В практической работе необходимы способность и готовность использовать знание при осуществлении экспертных работ в целях практического применения методов и теорий.

Что касается общепрофессиональных компетенций, то здесь избыточными являются следующие:

- обладать способностью управлять в кризисных ситуациях (ПК-4);

- обладать умениями и готовностью формировать команды для решения поставленных задач (ПК-5) - это функции руководителей;

- уметь планировать мероприятия органа публичной власти в увязке с общей стратегией развития государства и региона (ПК-6);

- разрабатывать организационную структуру, адекватную стратегии, целям и задачам, внутренним и внешним условиям деятельности органа пуб-

личной власти, осуществлять распределение функций, полномочий и ответственности между исполнителями (ПК-7);

- понимать современные тенденции развития политических процессов в мире, мировой экономики и глобализации, ориентироваться в вопросах международной конкуренции (ПК-10) - слишком общие знания, они должны быть у каждого образованного человека;

- обладать способностью использовать знание методов и теорий гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ (ПК-19);

- обладать навыками научно-исследовательской и педагогической деятельности (ПК-20, 21, 22) - практически не используются специалистами данного отдела.

Необходимые для работы знания намного шире, чем того требует регламент. Например, в регламенте нет требований к знанию иных нормативных правовых актов, регулирующих развитие соответствующей сферы (отрасли) экономики Российской Федерации; основ экономики, организации труда, производства и управления в условиях рыночных отношений; методов проведения международных переговоров, заключения международных контрактов; передового отечественного и зарубежного опыта в области государственного управления; методов управления аппаратом государственного органа; правил делового этикета; правил внутреннего трудового распорядка, порядка работы со служебной информацией и др.

Главный специалист МЧС должен обладать определенными компетенциями, которые учебное учреждение не формирует:

- разрабатывать предложения в планы работы отдела на месяц;

- рассматривать заявления сотрудников МЧС России по вопросам д о-полнительного профессионального образования и готовить по ним предложения руководству, а также ответы заявителям.

Таким образом, выпускник, получивший высшее профессиональное образование в соответствии со стандартом, оказывается недостаточно подготовленным для профессиональной деятельности в качестве государственного служащего в данном Министерстве.

Для гармонизации требований заказчика с предложениями учебного учреждения компетенции выпускника вуза по программе «Государственное и муниципальное управление» необходимо формировать под конкретный социальный заказ, согласовывая их с будущим работодателем.

Список литературы

1. Акуленко Н. Б., Елина О. А. Современные технологии в бизнес-образовании - требования рынка труда // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2012. - № 12 (54).

2. Лебедева Е. И. Вузовское образование: проблемы и перспективы // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. -2012. - № 12 (54).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.