ББК 66.042
Д.П. Кондраль, Н.А. Морозов
Управление процессом политической модернизации в современной России (конец XX - начало XXI в.): региональный аспект
D.P. Kondral, N.A. Morozov
Managing the Process of Political Modernization in Russia Today (the End of XX - the Beginning of XXI Centuries): a Regional Aspect
Рассматриваются основные механизмы управления процессом политической модернизации, используемые в современной России и ее регионе (Республике Коми). Предлагаются критерии модернизации политической системы, при этом выделяются и анализируются основные программы модернизации региона с точки зрения процессов политической модернизации.
Ключевые слова: управление, политическая система,
модернизация.
Конец XX - начало XXI в. является периодом трансформации политической системы России: происходят процессы преобразования существенных свойств политической системы, связанные прежде всего с ее демократизацией и либерализацией. В рамках данного периода начинается процесс политической модернизации, которая должна поставить политическую систему страны на более совершенный уровень ее развития. Под политической системой мы понимаем организованную на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий политических субъектов, связанных с осуществлением власти и управлением обществом. Большое значение в эффективности проводимой политической модернизации имеет система управления данными процессами, которая сложилась в стране. Успешность общероссийской политической модернизации во многом зависит от эффективности региональных модернизационных процессов. Так как в современной России выстроена система централизованного управления, то модернизация политической системы страны во многом зависит от наличия и эффективного функционирования систем управления процессами политической модернизации на региональных уровнях. Под политической системой регионального уровня мы понимаем организованную на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий региональных политических субъектов, связанных с осуществлением власти и управлением обществом на уровне конкретного региона. Мы рассматриваем систему управления
In this paper the authors examine the basic mechanisms to control process of political modernization used in the modern Russia and in the region (Komi Republic). The scholars suggest criteria for modernization of the political system, highlighting and analyzing major program to modernize the region in terms of processes of political modernization.
Key words: management, political system, modernization.
процессами политической модернизации на примере Республики Коми.
Политическая модернизация, являясь процессом приближения отдельных фрагментов или политической системы в целом к уровню более совершенного развития, фактически свидетельствует о происходящих в политике и праве процессах «современниза-ции», т.е. формирования, развития и распространения современных политических институтов, практик и современной политической структуры.
Рассматривая модернизацию как «современни-зацию» политической системы, большинство исследователей связывают её с приобщением к западным ценностям, таким как:
1) в политической области - образование централизованных государств и в то же время - разделение властей, демократизация общества и расширение политического участия населения, либерализация;
2) социальной области - разделение функциональных ролей, увеличение социальной мобильности, тенденции к равноправию, гуманизация общественных отношений;
3) экономике - развитие рыночного хозяйства и корпоративных партнерских отношений;
4) духовной области - дифференциация культурных систем и ценностных ориентаций, секуляризация образования и распространение грамотности, развитие научных методов познания окружающего мира, религиозный плюрализм, развитие средств распространения информации и расширение культуры модерна.
Управление процессом политической модернизации.
Если понимать модернизационные процессы как изменение системных характеристик объекта, то важно рассмотреть систему управления процессами модернизации. Управление процессом политической модернизации - это процесс изменений, осуществляемых по заранее разработанным правилам в рамках определенных ограничений. Соответственно, под системой управления процессами политической модернизацией мы рассматриваем ту сложившуюся институционально-правовую систему, в рамках и посредством которой происходит управление процессом модернизации политической системы общества.
Процесс управления модернизационными изменениями политической системы не является однородным и содержит в себе ряд механизмов. Среди них реализация определенных проектов, реформы и аналитическая деятельность и разработки научноисследовательских центров в области стратегического развития.
1. Реализация определенных проектов политической модернизации. Данные проекты входят в общую стратегию развития страны, в которую закладываются определенные критерии развития политической системы. Эти критерии являются основными в определении как общероссийских, так и региональных основ будущей политической системы. Мы можем выделить четыре основных критерия - открытость, прозрачность, применение демократических процедур и развитие институтов гражданского общества. Следует сразу отметить, что современный механизм управления российским процессом модернизации основан на программно-целевом управлении. Сущность программно-целевого управления состоит в том, что достижение определенных результатов и целей осуществляется при помощи реализации целевых комплексных программ, под которыми подразумеваются директивные адресные документы, представляющие собой увязанные по срокам осуществления, ресурсам и исполнителям комплексы экономических, производственных, организационных и других заданий, направленных на достижение поставленных целей наиболее эффективными путями. Данное управление осуществляется следующими путями: выявляются и анализируются проблемы, формируется дерево целей, разрабатывается адекватная исполняющая программа, создается механизм ее реализации, проектируется система последующего мониторинга исполнения программы, производится ее оценка и корректировка после осуществления мониторинга [1, с. 190-193].
2. Реформы. В проведении реформ правительства Федерации и ее регионов опираются на поддержку как политических партий, так и ее отдельных общественных организаций. В связи с этим важным является деятельность различного рода общественных организаций и их представительств в регионе, в частности
Общественной палаты РФ, по продвижению идей инновационного развития.
Вместе с тем необходимо отметить, что формирование механизмов управления процессом политической модернизации на уровне Республики Коми, аналогичных уже созданным общероссийским механизмам, может быть не достаточным для полноценной реализации потенциала развития региона, что свидетельствует о необходимости проведения модернизационных мероприятий с учетом его специфических черт. Показательными являются результаты опросов ВЦИОМ, которые выявили следующее: 38% респондентов считают, что положение в конкретном регионе прежде всего зависит от губернатора этого региона и лишь 25% - от Президента, Правительства РФ и других федеральных органов. При этом было опрошено 1538 человек в 100 населенных пунктах в 39 областях, краях и республиках России. Применялось интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,4% (материалы официального сайта ВЦИОМ) [2]. Вместе с тем более объективными в оценке ситуации в России признаны федеральные власти (за них проголосовало 34% респондентов в 2009 г. по сравнению с 14% в 1999 г.) по сравнению с местными (12% в 2009 г. по сравнению с 33% в 1999 г.). Они признаны и более эффективными в предложении путей выхода из экономического кризиса (39% в 2009 г. по сравнению с 16% в 1999 г. было отдано за федеральные власти и 7% в 2009 г. по сравнению с 26% в 1999 г. - за местные власти). По общероссийской выборке опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России [3, с. 85-171].
3. Аналитические структуры в системе управления процессами политической модернизации получили широкое распространение в политической практике. Их применение привело к формированию по крайней мере трех основных видов систем управления процессами стратегического развития, основанных на работе научно-исследовательских центров (табл.).
В целом Россию следует отнести к восточноевропейской модели системы управления, однако в процессе модернизации в стране проявляются черты и двух других моделей управления. В процессе преобразований появляется необходимость постоянной разработки и мониторинга научно обоснованных проектов развития. Практика показывает, что значение научно-исследовательских структур с углублением процессов модернизации возрастает на уровне как страны в целом, так и отдельных регионов, что обусловлено необходимостью учета особенностей регионов при формировании проектов и программ модернизации.
В процессе разработки программ модернизации региона большое значение в настоящее время уделяется планированию показателей стратегического развития.
Процесс планирования региональных модернизаци-онных изменений нашел свое отражение в принятии и реализации программ и стратегий модернизации Республики Коми. Среди основных из них следует выделить:
1. Экономическая программа Правительства Республики Коми на 2001-2005 гг. [4].
В целом Россию следует отнести к восточноевропейской модели системы управления, однако в процессе модернизации в стране проявляются черты и двух других моделей управления. В процессе преобразований появляется необходимость постоянной разработки и мониторинга научно обоснованных проектов развития. Практика показывает, что значение научноисследовательских структур с углублением процессов модернизации возрастает на уровне как страны в целом, так и отдельных регионов, что обусловлено необходимостью учета особенностей регионов при формировании проектов и программ модернизации.
В процессе разработки программ модернизации региона большое значение в настоящее время уделяется планированию показателей стратегического развития. Процесс планирования региональных модернизаци-онных изменений нашел свое отражение в принятии и реализации программ и стратегий модернизации Республики Коми. Среди основных из них следует выделить:
1. Экономическая программа Правительства Республики Коми на 2001-2005 гг. [4].
2. Стратегия экономического и социального развития Республики Коми на 2006-2010 гг. и на период до 2015 г. [5].
3. Стратегия экономического и социального развития Республики Коми на период до 2020 г. [6].
4. Стратегия Вячеслава Г айзера (Главы Республики Коми): «От мечты к реальности - 10 лет пути» [7].
2. Стратегия экономического и социального развития Республики Коми на 2006-2010 гг. и на период до 2015 г. [5].
3. Стратегия экономического и социального развития Республики Коми на период до 2020 г. [6].
4. Стратегия Вячеслава Гайзера (Главы Республики Коми): «От мечты к реальности - 10 лет пути» [7].
Опыт, который регион получает в процессе формирования и реализации стратегических планов развития, является уникальным и требует отдельного анализа и сравнения с общероссийским опытом. Стратегия модернизации России отражена в утвержденной в 2008 г. Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. [8].
Практически все стратегические планы развития Республики Коми разработаны с участием научноаналитических структур региона - в частности, с участием рассмотренного нами выше научного центра Республики Коми. Специфической в данном случае является стратегия В. Гайзера, являющаяся фактически его программой действий.
Модернизация политической системы региона предполагает совершенствование как минимум трех сфер - политических институтов, политических процессов и политической культуры. В аспекте рассмотрения политических институтов в программах модернизации региона акцент от вопросов развития системы местного самоуправления постепенно смещается в сторону создания эффективных методик планирования и реализации стратегических целей и задач модернизации на уровне региона в целом, что обусловлено стремлением увеличить эффективность системы регионального управления. Данные тенденции прослеживаются в контексте централизации вертикали власти и отражаются в регионах как
Виды систем стратегического управления процессами модернизации, основанные на деятельности аналитических центров
Вид системы управления Общая характеристика
Американская система стратегического управления Аналитические центры являются ключевым звеном в разработке стратегических планов государства, измеряя и проектируя процессы политической действительности; существует тесная взаимосвязь центров исследований с военными ведомствами и системой научно-исследовательских лабораторий высших учебных заведений. Пример - CSIS (Centre of Strategic and International Studies - Центр стратегических и международных исследований).
Западноевропейская система стратегического управления Аналитические центры существуют независимо от военных ведомств, работая над решением конкретных научно-хозяйственных вопросов. Пример - Совет Европы по региональной политике и пространственному развитию.
Восточноевропейская система стратегического управления Аналитические центры занимаются обоснованием и поддержанием репутации решений, выработанных в правящих кругах власти. В связи с этим модернизационные процессы зачастую носят имитационный характер и неэффективны. Примеры - Центр международных исследований Белорусского государственного университета, Центр системного анализа и стратегических исследований Национальной академии наук Республики Беларусь, Центр стратегических исследований «Северо-Запад» и др.
результат общероссийской практики политического развития. Следует отметить, что централизация власти привела к необходимости выстраивания системы ее эффективного функционирования на уровне региона, что во многом обусловило тенденции и направления институциональной модернизации политической системы современной России. Основное значение в процессе формирования и реализации программ развития возлагается на программно-целевые методы, которые должны обеспечить эффективность инновационных преобразований в регионе. Их применение определяется прежде всего ограниченностью финансовых и кадровых ресурсов, что обусловливает сегментированный характер их применения. При этом программноцелевые методики должны способствовать созданию более прозрачных механизмов функционирования политических институтов власти.
В вопросах развития политической культуры мы видим, что наравне с задачами обучения управленческих кадров и национально-культурного развития региона (в частности, поднятие статуса коми-языка) возрастает значение и таких задач, как создание условий межнациональной коммуникации и толерантности в обществе, формирование открытой политико-информационной среды для формирования институтов гражданского общества и роста понимания и вовлеченности сообщества в политические процессы в регионе. Аналогичными вопросами в программе общероссийского развития являются: формирование политической культуры среди молодежи и толерантности в обществе в целом и развитие межнационального сотрудничества. Все это указывает на необходимость создания в регионе универсальной открытой политической культуры, учитывающей все идеологии и создающей условия для продуктивного политического диалога между ними.
Политические процессы регионального развития рассматриваемого нами периода имеют свою специфику. Здесь прослеживается ряд аспектов. Во-первых,
необходимость повышения демократических механизмов функционирования общества и власти - речь идет о повышении значения органов местного самоуправления в принятии и осуществлении местных программ модернизации, повышении эффективности муниципального и государственного управления, роста качества предоставляемых государственных услуг в регионе и системы исполнительской дисциплины, развития и поддержки многопартийной политической системы. Во-вторых, необходимым является развитие институтов гражданского общества и повышения открытости государственной гражданской службы. В-третьих, внедрение информационно-коммуникативных технологий в процесс управления и повышение роли молодого поколения в данном процессе [9]. Указанные аспекты модернизации региональных политических процессов вполне укладываются в общероссийский контекст политических преобразований, где подчеркивается необходимость повышения качества и доступности услуг органов исполнительной власти, а также укрепления системы стратегического управления региональным развитием и повышения комплексности и сбалансированности развития регионов в целом.
В регионе используются все три механизма модернизации, выделенных нами. Совершенствование данных механизмов и средств за контролем их деятельности в аспекте проведения политической модернизации на уровне региона в соответствии с выделенными нами критериями (открытость, прозрачность, следование нормам демократизма и привлечение институтов гражданского общества) открывает перспективы трансформации управленческой системы процессами развития на уровне как отдельного региона, так и страны в целом. При этом, на наш взгляд, модернизация должна привести к трансформации политических институтов, процессов и культуры, к более современной модели взаимодействия общества и государства.
Библиографический список
1. Никулина И.Е., Луков Д.В., Мозголин Б.С. Современные особенности программно-целевого управления организацией // Известия Томского политехнического унта. - 2006. - Т. 309. - №3.
2. Пресс-выпуск ВЦИОМ №100 от 09.07.2004 г. Результаты опроса ВЦИОМ, проведённого 26-27 июня 2004 г. [Электронный ресурс]. ИRL: http://wciom.ru/index. php?id=268&uid=848 (дата обращения: 21.03.2011).
3. Результаты мониторинга общественного мнения, проведенного ВЦИОМ в мае-июне 2009 г. // Мониторинг общественного мнения. - 2009. - №3(91. - Май-июнь [Электронный ресурс]. - И^: http://wciom.ru/fileadmin/ Momtormg/91/2009_3%2891%29_6_momtormg.pdf (дата обращения: 26.03.2011).
4. Экономическая программа Правительства Республики Коми на 2001-2005 годы. Одобрена постановлением Правительства Республики Коми от 15 мая 2003 года №86 / Архив агентства экономической информации «Бизнес-новости Республики Коми». [Электронный ресурс]. URL: http://archive.businesskomi.ru/lawrk/1202/ (дата обращения: 20.09.2011).
5. Стратегия экономического и социального развития Республики Коми на 2006-2010 годы и на период до 2015 года. Одобрена постановлением Правительства Республики Коми от 27 марта 2006 г. №45. - Сыктывкар, 2006.
6. Стратегия экономического и социального развития Республики Коми на период до 2020 года (в ред. Постановлений Правительства РК от 26.01.2009 №22, от 22.12.2009
№390) [Электронный ресурс]. ИRL: rkomi.ru/content/stats/19/ Strategy.doc (дата обращения: 20.03.2011).
7. Стратегия В. Гайзера: «От мечты к реальности -10 лет пути». Принята в 2011 году // Материалы официального интернет-портала Республики Коми [Электронный ресурс]. ИRL: www.rkomi.ru/content/6017/ 2011.01.13_Стратегия%20В.ГайзераЛс (дата обращения: 18.09.2011).
8. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года №1662-р // Материалы сайта администрации Президента России. [Электронный ресурс]. ИRL: www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf (дата обращения: 17.02.2011).
9. Теребихин В. К постановке проблемы проектирования концепции «Республика Коми - электронный субъект Российской Федерации» // Коми экспертное сообщество (Коми Экспо). [Электронный ресурс]. ИRL: http://komiexpo. com/experts/131/ (дата обращения: 24.09.2011).