Научная статья на тему 'Механизм проведения современной социально-политической модернизации в регионах страны на фоне общероссийского уровня развития (на примере Республики Коми)'

Механизм проведения современной социально-политической модернизации в регионах страны на фоне общероссийского уровня развития (на примере Республики Коми) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
90
23
Поделиться
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ / РЕСПУБЛИКА КОМИ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / MODERNIZATION / BALANCE

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Кондраль Дмитрий Петрович

В статье рассматриваются общие направления и тенденции модернизационных процессов в современной России. Автор говорит о возможном механизме проведения социально-политической модернизации в российских регионах посредством развития региональных интеллектуальных центров. Также в работе представлена динамика ожиданий россиян по вопросам развития основных проблемных сфер общественно-политической системы.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Кондраль Дмитрий Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Mechanism of conducting of social and political modernization in the regions of the country on the background of the Russian level of development (on the example of Republic of Komi)

This article discusses general trends and tendencies of modernization processes in contemporary Russia. The author suggests a possible mechanism for social and political modernization in the Russian regions through the development of regional intelligence centers. Also in the dynamics of the expectations of Russians on the development of major problem areas of socio-political system.

Текст научной работы на тему «Механизм проведения современной социально-политической модернизации в регионах страны на фоне общероссийского уровня развития (на примере Республики Коми)»

УДК 316,42:353(470.13)(045)

К64

Кондраль Дмитрий Петрович

аспирант кафедры управления социально-политическими процессами

АОУВПОРК «Коми республиканской академии государственной службы и управления»

7@rambler.ru

МЕХАНИЗМ ПРОВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ В РЕГИОНАХ СТРАНЫ НА ФОНЕ ОБЩЕРОССИЙСКОГО УРОВНЯ РАЗВИТИЯ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КОМИ)

Аннотация:

В статье рассматриваются общие направления и тенденции модернизаци-онных процессов в современной России. Автор говорит о возможном механизме проведения социально-политической модернизации в российских регионах посредством развития региональных интеллектуальных центров. Также в работе представлена динамика ожиданий россиян по вопросам развития основных проблемных сфер общественно-политической системы.

Ключевые слова: модернизация, сбалансированность, Республика Коми, стратегическое развитие.

Основные цели стратегического развития современной России отражены в таких документах, как: Конституция Российской Федерации [1], Концепция долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. [2], Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию (от 5 ноября 2008 г. [3]; от 12 ноября 2009 г. [4]), и иные его обращения, характеризующие стратегические цели России (Статья Дмитрия Медведева «Россия, вперёд!» [5], его выступление на заседании Государственного совета РФ 22 января 2010 г. [6]) и в других документах (в том числе и в посланиях экс-президента России Владимира Владимировича Путина Федеральному Собранию: 8 июля 2000 г., 3 апреля 2001 г., 18 апреля 2002 г., 16 мая 2003 г., 26 мая 2004 г., 25 апреля 2005 г., 10 мая 2006 г., 26 апреля 2007 г. и др.). Для Республики Коми такими документами могут быть: «Стратегия экономического и социального развития Республики Коми на период до 2020 года» [7], «Схема развития и размещения производительных сил в Республике Коми на период до 2020 года» с рядом приложений и др. [8].

Говоря о российской действительности, хочется подчеркнуть, что идеология преобразования государственной системы в настоящее время получила широкое распространение во всех сферах государства и общества, в том числе и в социально-политической сфере. О необходимости преобразований говорится на уровне высших государственных институтов: «Политическая система России также будет предельно открытой, гибкой и внутренне сложной. Она будет адекватна динамичной, подвижной, прозрачной и многомерной социальной структуре... Политическая система будет обновляться и совершенствоваться в ходе свободного соревнования открытых политических объединений» [9]; «В XXI веке нашей стране вновь необходима всесторонняя модернизация. И это будет первый в нашей истории опыт модернизации, основанной на ценностях и институтах демократии» [4].

Вышеприведенные документы характеризуют стратегию социально-политической модернизации как России, так и Республики Коми на ближайшие годы. Основными стратегическими целями можно считать: развитие человеческого потенциала (в том числе: повышение благосостояния российских граждан; снижение социального неравенства; увеличения уровня доходов и качества жизни, увеличение населения, имеющего высшее и среднее образование; снижение уровня смертности, гарантирование реализации конституционных прав граждан и др.), национальной безопасности, обеспечение динамического развития экономики и снижение региональной дифференциации (за счет сохранения лидерства в энергетическом секторе, добыче и переработке сырья и создании экономики знания и высоких технологий и др.), укрепление позиций России в мировом сообществе (в том числе за счет преобразования страны в глобальный центр мирохозяйственных связей, создание высококонкурентной институциональной среды, структур-

ная диверсификация экономики на основе инновационного технологического развития, расширение и укрепление внешнеэкономических позиций России), поддержание высокого уровня национальной безопасности и обороноспособности страны (включая экономическую и продовольственную безопасность, безопасность населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера), изменения типа развития экономики (переход от экспортносырьевого к инновационному социально ориентированному типу), создание системы сбалансированного пространственного развития (укрепление системы стратегического управления региональным развитием, повышение комплексности и сбалансированности развития регионов и размещения производительных сил, повышение сбалансированности обязательств региональных и муниципальных властей и др.). Также провозглашаются цели развития партийной и парламентской систем государства.

Государственную политику регионального развития планируется формировать на основе скоординированности принятия на федеральном, региональном и местном уровнях мер по созданию условий для развития отраслей экономики и социальной сферы и формированию центров опережающего экономического роста с учетом конкурентных преимуществ каждого региона. Важным моментом является определение федеральных программ как основы для региональных и муниципальных целевых программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Программа развития Республики Коми ориентируется на общероссийскую концепцию стратегического развития, что, с одной стороны, способствует сбалансированному развитию региона в общероссийском аспекте социальнополитической модернизации, но, с другой стороны, может привести к потере специфических особенностей региона в процессе модернизации. Для уменьшения негативных последствий в аспекте унификации специфических черт Республики Коми в процессе модернизации важным является развитие местных интеллектуальных центров, отражающих данную специфику. В связи с этим актуальным становится задача формирования научно-управленческих центров на региональных уровнях, в том числе и на уровне Республики Коми. В целом данная задача вполне совместима с задачей общероссийской модернизации: «формирование сети научно-

образовательных центров мирового уровня, интегрирующих передовые научные исследования и образовательные программы, решающих кадровые и исследовательские задачи общенациональных инновационных проектов» [2].

Как известно, в настоящее время наиболее значимыми общероссийскими проектами (нацпроектами) являются проекты в области здравоохранения (нацпроект «Здоровье», подразумевающий развитие первичной медико-санитарной помощи и обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью), жилья (нацпроект «Доступное и комфортное жилье -гражданам России» призван содействовать обеспечению россиян жильем и улучшению качества уже имеющегося жилья), образования (нацпроект «Образование» призван поднять уровень образования, улучшить качество подготовки специалистов и стимулировать учителей и преподавателей к повышению их профессионального уровня) и развития АПК (в области агропромышленного комплекса реализуется проект «Развитие АПК», который призван развить животноводство в стране, увеличить число малых хозяйств, а также улучшить кадровый состав сферы АПК) [10]. Реализация данных проектов является одной из составных частей процесса социально-политической модернизации России.

За последнее десятилетие произошла стабилизация основных социально-политических и экономических показателей, улучшения жизни населения России. Это обстоятельство создало условия для проведения социально-политической модернизации страны, однако в последнее время наметилась тенденция к кризисным явлениям, что не способствует созданию и реализации полномасштабных модернизационных проектов. Затруднение в развитии вызывает и отсутствие «среднего класса» общества, призванного играть решающую стабилизирующую роль в процессе развития России. Чрезмерная концентрация доходов 20-40 % наиболее обеспеченного населения приводит к олигархизации общественно-государственной системы, что не способствует созданию сбалансированной модели развития страны и ее регионов. Все это определяет механизм и технологию реализации социально-политической модернизации. Так, в современной России модернизационные проекты используются для снижения технологического разрыва и отставания в отдельных (наиболее проблемных) сферах общественногосударственной системы. Отсутствие потенциала для проведения полномасштабной модернизации страны (среднего класса, развитой сферы инновационного производства, наличие разработанных алгоритмов и методологий проведения модернизации и др.) приводит к частичному обновлению отдельных сфер государства. Вместе с тем, на наш взгляд, создание определенной структуры институтов проведения социально-политической модернизации на основе инновационных методов и технологий способствовало бы более сбалансированному развитию ре-

гионов и страны в целом. Создание подобных институтов вызвано концентрацией основных финансовых средств у небольшого количества населения страны, что обуславливает возможность проведения социально-политической модернизации России лишь в рамках реализации государственных проектов развития. Можно отметить, что политические ожидания населения все больше и больше связываются с экономическим положением в стране. Так, по данным ВЦИОМ, если в 2000 г. 30 % респондентов считали, что Владимиру Путину следует обратить внимание на снижение цен, государственный контроль за ними, то в 2008 г. аналогичного мнения по отношению к Дмитрию Медведеву придерживались 57 %; увеличение количества респондентов произошло и по отношению к индексации зарплат, пенсий вкладов в соответствии с ростом цен - от 26 % к 56 %; за борьбу с коррупцией, расхищением государственной собственности выступило 43 % в 2008 г. по отношению к 33 % в 2000 г., за рост промышленного производства - 39 % по сравнению с 33 % в 2000 г. [11, с. 99]. Рассматривая динамику изменения отношения россиян к основным проблемам в стране, можно заметить следующую тенденцию: наиболее важными являются проблемы инфляции, роста цен на товары и услуги, ситуацию в сфере ЖКХ и ЖКУ, пенсионного обеспечения, здравоохранения, коррупции и бюрократизма, экологии и состояния окружающей среды, образования [12, с. 101].

За последнее десятилетие, по оценке россиян, улучшились уровень жизни населения, возможность зарабатывать, ситуация в социальной сфере (здравоохранении, образовании, науке, культуре), ситуация в сфере порядка и законности, в области личной безопасности граждан, прав и свобод, развитии демократии, в сфере борьбы с коррупцией, ситуация в Чечне, на Северном Кавказе, ситуация в национальных отношениях, международные позиции России [13].

В целом можно отметить положительные тенденции в развитии России в последнее десятилетие. Это отражается в поддержке и стремлении россиянами продолжать курс Владимира Путина. Так, если в 2006 г. за продолжение курса правящей власти выступало 74 %, то в 2007 -81 %, а в 2008 г. - 82 % опрошенных [14]. В настоящее же время основными проблемами в обществе являются: снижение темпов инфляции (54 %), индексация размеров заработных плат, детских пособий и материнского капитала (42 %), повышение минимального размера заработной платы (40 %), повышение качества медицинской помощи (37 %), увеличение доступности жилья (34 %), борьба с бедностью (32 %), улучшение системы пенсионного обеспечения (25 %), развитие агропромышленного комплекса (22 %), повышение качества образования (21 %), и др. [15]. Население России ожидает от современной власти роста доходов (14 % опрошенных в 2009 по сравнению с 26 % в 2006 гг.), решение проблем: безработицы (12 % опрошенных в 2009 по сравнению с 7 % в 2006 г.), социальной защиты и социального обеспечения (12 % опрошенных в 2009 по сравнению с 7 % в 2006 г.), борьбы с бедностью и повышения уровня жизни населения (9 % опрошенных в 2009 по сравнению с 6% в 2006 гг.) [16].

Таким образом, модернизационные процессы, проходящие в нашей стране, в своей успешности во многом зависят от регионального уровня их понимания и проведения. Анализ и учет ожиданий населения конкретного региона во многом определяет результативность проведения тех или иных преобразований в регионе. Для успешной реализации региональных проектов модернизации в аспекте общероссийского развития, несомненно, важным является развитие местных интеллектуальных центров.

Ссылки:

1. Конституция Российской Федерации // «Российская Газета. 25.12.1993. № 237 ; Российская Газе-

та. 21.01.2009 № 7. С. 3 ; Парламентская Газета. 23-29.01.2009. № 4. С. 11 ; Собрание законодательства Российской Федерации. 26.01.2009. № 4. ст. 445 // Нормативные правовые акты Российской Федерации. Министерство юстиции Российской Федерации. URL:

http://zakon.scli.ru/ru/legal_texts/national_law/extended/printable.php?do4=document&id4=15d4560c-d530-4955-bf7e-f734337ae80b.

2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на пери-

од до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года / Материалы сайта администрации президента России. URL:

http://www.youngscience.ru/753/820/978/index.shtml.

3. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации. 5 ноября 2008 года. Москва. Большой Кремлёвский дворец // Президент России. Официальный сайт. URL:

http://www. kremlin. ru/transcri pts/1968.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Послание Президента Федеральному Собранию Российской Федерации. 12 ноября 2009. Полный текст // Президент России. Официальный сайт. URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/5979

5. Дмитрий Медведев. Россия, вперёд! 10 сентября 2009 года // Президент России. Официальный сайт. URL: http://www.kremlin.ru/news/5413.

6. Стенографический отчёт о заседании Государственного совета по вопросам развития политической системы России. и^: http://news.kremlin.ru/transcripts/6693.

7. Стратегия экономического и социального развития Республики Коми на период до 2020 года, одобренная постановлением Правительства Республики Коми от 26 января 2009 года. № 22. и^: rkomi.rU/content/stats/19/Б^еду.<^ос.

8. Схема развития и размещения производительных сил в Республике Коми на период до 2020 года, одобренная распоряжением Правительства Республики Коми от 14.02.2008 г. №39-р. и^: http://rkomi. ru/press/.

9. Дмитрий Медведев. Россия, вперёд! 10 сентября 2009 года // Президент России. Официальный сайт. иРЬ: http://www.kremlin.ru/news/5413.

10. Материалы сайта Совета при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике. иРЬ: http://www.rost.ru/.

11. Мониторинг мнений: январь-март 2008 // Мониторинг общественного мнения. 2008. № 1 (85). январь-март.

12. Мониторинг мнений: апрель-июнь 2008 года. Опрос ВЦИОМ по общероссийской выборке 1600 человек в 150 населённых пунктах в 46 областях // Мониторинг общественного мнения. 2008. № 2 (86). апрель-июнь.

13. Пресс-выпуск ВЦИОМ №1464 от 02.04.2010 г. «Владимир Путин: десять лет спустя». Результаты всероссийского опроса, проведенного 27-28 марта 2010 г. Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях России. Статистическая погрешность не превышает 3,4 %. и^: http://wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/item/single/13384.html?no_cache=1&cHash=adca799974.

14. Пресс-выпуск ВЦИОМ №901 от 14.03.2008 г. Результаты опроса ВЦИОМ, проведённого 16-17

февраля 2008 г. Опрошено 1600 человек в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4 %. и^:

//http://wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/item/single/9817.html?no_cache=1&cHash=41dba498ed.

15. Пресс-выпуск ВЦИОМ № 966 от 29.05.2008 г. «Программа действий правительства путина: оценка россиян». Результаты всероссийского опроса, №=1600, в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4 %. и^: http://wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/item/single/10195.html?no_cache=1&cHash=f168ad23cf.

16. Пресс-выпуск ВЦИОМ №1360 от 11.11.2009 «Послание Президента - 2009: ожидания Россиян».

Результаты всероссийского опроса, №=1600, в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4 %. и^:

http://wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/item/single/12735.html?no_cache=1&cHash=2cda51973f.