УДК 316,42:353(470.13)(045)
К64
Кондраль Дмитрий Петрович
аспирант кафедры управления социально-политическими процессами
АОУВПОРК «Коми республиканской академии государственной службы и управления»
7@rambler.ru
МЕХАНИЗМ ПРОВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ В РЕГИОНАХ СТРАНЫ НА ФОНЕ ОБЩЕРОССИЙСКОГО УРОВНЯ РАЗВИТИЯ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КОМИ)
Аннотация:
В статье рассматриваются общие направления и тенденции модернизаци-онных процессов в современной России. Автор говорит о возможном механизме проведения социально-политической модернизации в российских регионах посредством развития региональных интеллектуальных центров. Также в работе представлена динамика ожиданий россиян по вопросам развития основных проблемных сфер общественно-политической системы.
Ключевые слова: модернизация, сбалансированность, Республика Коми, стратегическое развитие.
Основные цели стратегического развития современной России отражены в таких документах, как: Конституция Российской Федерации [1], Концепция долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. [2], Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию (от 5 ноября 2008 г. [3]; от 12 ноября 2009 г. [4]), и иные его обращения, характеризующие стратегические цели России (Статья Дмитрия Медведева «Россия, вперёд!» [5], его выступление на заседании Государственного совета РФ 22 января 2010 г. [6]) и в других документах (в том числе и в посланиях экс-президента России Владимира Владимировича Путина Федеральному Собранию: 8 июля 2000 г., 3 апреля 2001 г., 18 апреля 2002 г., 16 мая 2003 г., 26 мая 2004 г., 25 апреля 2005 г., 10 мая 2006 г., 26 апреля 2007 г. и др.). Для Республики Коми такими документами могут быть: «Стратегия экономического и социального развития Республики Коми на период до 2020 года» [7], «Схема развития и размещения производительных сил в Республике Коми на период до 2020 года» с рядом приложений и др. [8].
Говоря о российской действительности, хочется подчеркнуть, что идеология преобразования государственной системы в настоящее время получила широкое распространение во всех сферах государства и общества, в том числе и в социально-политической сфере. О необходимости преобразований говорится на уровне высших государственных институтов: «Политическая система России также будет предельно открытой, гибкой и внутренне сложной. Она будет адекватна динамичной, подвижной, прозрачной и многомерной социальной структуре... Политическая система будет обновляться и совершенствоваться в ходе свободного соревнования открытых политических объединений» [9]; «В XXI веке нашей стране вновь необходима всесторонняя модернизация. И это будет первый в нашей истории опыт модернизации, основанной на ценностях и институтах демократии» [4].
Вышеприведенные документы характеризуют стратегию социально-политической модернизации как России, так и Республики Коми на ближайшие годы. Основными стратегическими целями можно считать: развитие человеческого потенциала (в том числе: повышение благосостояния российских граждан; снижение социального неравенства; увеличения уровня доходов и качества жизни, увеличение населения, имеющего высшее и среднее образование; снижение уровня смертности, гарантирование реализации конституционных прав граждан и др.), национальной безопасности, обеспечение динамического развития экономики и снижение региональной дифференциации (за счет сохранения лидерства в энергетическом секторе, добыче и переработке сырья и создании экономики знания и высоких технологий и др.), укрепление позиций России в мировом сообществе (в том числе за счет преобразования страны в глобальный центр мирохозяйственных связей, создание высококонкурентной институциональной среды, структур-
ная диверсификация экономики на основе инновационного технологического развития, расширение и укрепление внешнеэкономических позиций России), поддержание высокого уровня национальной безопасности и обороноспособности страны (включая экономическую и продовольственную безопасность, безопасность населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера), изменения типа развития экономики (переход от экспортносырьевого к инновационному социально ориентированному типу), создание системы сбалансированного пространственного развития (укрепление системы стратегического управления региональным развитием, повышение комплексности и сбалансированности развития регионов и размещения производительных сил, повышение сбалансированности обязательств региональных и муниципальных властей и др.). Также провозглашаются цели развития партийной и парламентской систем государства.
Государственную политику регионального развития планируется формировать на основе скоординированности принятия на федеральном, региональном и местном уровнях мер по созданию условий для развития отраслей экономики и социальной сферы и формированию центров опережающего экономического роста с учетом конкурентных преимуществ каждого региона. Важным моментом является определение федеральных программ как основы для региональных и муниципальных целевых программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Программа развития Республики Коми ориентируется на общероссийскую концепцию стратегического развития, что, с одной стороны, способствует сбалансированному развитию региона в общероссийском аспекте социальнополитической модернизации, но, с другой стороны, может привести к потере специфических особенностей региона в процессе модернизации. Для уменьшения негативных последствий в аспекте унификации специфических черт Республики Коми в процессе модернизации важным является развитие местных интеллектуальных центров, отражающих данную специфику. В связи с этим актуальным становится задача формирования научно-управленческих центров на региональных уровнях, в том числе и на уровне Республики Коми. В целом данная задача вполне совместима с задачей общероссийской модернизации: «формирование сети научно-
образовательных центров мирового уровня, интегрирующих передовые научные исследования и образовательные программы, решающих кадровые и исследовательские задачи общенациональных инновационных проектов» [2].
Как известно, в настоящее время наиболее значимыми общероссийскими проектами (нацпроектами) являются проекты в области здравоохранения (нацпроект «Здоровье», подразумевающий развитие первичной медико-санитарной помощи и обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью), жилья (нацпроект «Доступное и комфортное жилье -гражданам России» призван содействовать обеспечению россиян жильем и улучшению качества уже имеющегося жилья), образования (нацпроект «Образование» призван поднять уровень образования, улучшить качество подготовки специалистов и стимулировать учителей и преподавателей к повышению их профессионального уровня) и развития АПК (в области агропромышленного комплекса реализуется проект «Развитие АПК», который призван развить животноводство в стране, увеличить число малых хозяйств, а также улучшить кадровый состав сферы АПК) [10]. Реализация данных проектов является одной из составных частей процесса социально-политической модернизации России.
За последнее десятилетие произошла стабилизация основных социально-политических и экономических показателей, улучшения жизни населения России. Это обстоятельство создало условия для проведения социально-политической модернизации страны, однако в последнее время наметилась тенденция к кризисным явлениям, что не способствует созданию и реализации полномасштабных модернизационных проектов. Затруднение в развитии вызывает и отсутствие «среднего класса» общества, призванного играть решающую стабилизирующую роль в процессе развития России. Чрезмерная концентрация доходов 20-40 % наиболее обеспеченного населения приводит к олигархизации общественно-государственной системы, что не способствует созданию сбалансированной модели развития страны и ее регионов. Все это определяет механизм и технологию реализации социально-политической модернизации. Так, в современной России модернизационные проекты используются для снижения технологического разрыва и отставания в отдельных (наиболее проблемных) сферах общественногосударственной системы. Отсутствие потенциала для проведения полномасштабной модернизации страны (среднего класса, развитой сферы инновационного производства, наличие разработанных алгоритмов и методологий проведения модернизации и др.) приводит к частичному обновлению отдельных сфер государства. Вместе с тем, на наш взгляд, создание определенной структуры институтов проведения социально-политической модернизации на основе инновационных методов и технологий способствовало бы более сбалансированному развитию ре-
гионов и страны в целом. Создание подобных институтов вызвано концентрацией основных финансовых средств у небольшого количества населения страны, что обуславливает возможность проведения социально-политической модернизации России лишь в рамках реализации государственных проектов развития. Можно отметить, что политические ожидания населения все больше и больше связываются с экономическим положением в стране. Так, по данным ВЦИОМ, если в 2000 г. 30 % респондентов считали, что Владимиру Путину следует обратить внимание на снижение цен, государственный контроль за ними, то в 2008 г. аналогичного мнения по отношению к Дмитрию Медведеву придерживались 57 %; увеличение количества респондентов произошло и по отношению к индексации зарплат, пенсий вкладов в соответствии с ростом цен - от 26 % к 56 %; за борьбу с коррупцией, расхищением государственной собственности выступило 43 % в 2008 г. по отношению к 33 % в 2000 г., за рост промышленного производства - 39 % по сравнению с 33 % в 2000 г. [11, с. 99]. Рассматривая динамику изменения отношения россиян к основным проблемам в стране, можно заметить следующую тенденцию: наиболее важными являются проблемы инфляции, роста цен на товары и услуги, ситуацию в сфере ЖКХ и ЖКУ, пенсионного обеспечения, здравоохранения, коррупции и бюрократизма, экологии и состояния окружающей среды, образования [12, с. 101].
За последнее десятилетие, по оценке россиян, улучшились уровень жизни населения, возможность зарабатывать, ситуация в социальной сфере (здравоохранении, образовании, науке, культуре), ситуация в сфере порядка и законности, в области личной безопасности граждан, прав и свобод, развитии демократии, в сфере борьбы с коррупцией, ситуация в Чечне, на Северном Кавказе, ситуация в национальных отношениях, международные позиции России [13].
В целом можно отметить положительные тенденции в развитии России в последнее десятилетие. Это отражается в поддержке и стремлении россиянами продолжать курс Владимира Путина. Так, если в 2006 г. за продолжение курса правящей власти выступало 74 %, то в 2007 -81 %, а в 2008 г. - 82 % опрошенных [14]. В настоящее же время основными проблемами в обществе являются: снижение темпов инфляции (54 %), индексация размеров заработных плат, детских пособий и материнского капитала (42 %), повышение минимального размера заработной платы (40 %), повышение качества медицинской помощи (37 %), увеличение доступности жилья (34 %), борьба с бедностью (32 %), улучшение системы пенсионного обеспечения (25 %), развитие агропромышленного комплекса (22 %), повышение качества образования (21 %), и др. [15]. Население России ожидает от современной власти роста доходов (14 % опрошенных в 2009 по сравнению с 26 % в 2006 гг.), решение проблем: безработицы (12 % опрошенных в 2009 по сравнению с 7 % в 2006 г.), социальной защиты и социального обеспечения (12 % опрошенных в 2009 по сравнению с 7 % в 2006 г.), борьбы с бедностью и повышения уровня жизни населения (9 % опрошенных в 2009 по сравнению с 6% в 2006 гг.) [16].
Таким образом, модернизационные процессы, проходящие в нашей стране, в своей успешности во многом зависят от регионального уровня их понимания и проведения. Анализ и учет ожиданий населения конкретного региона во многом определяет результативность проведения тех или иных преобразований в регионе. Для успешной реализации региональных проектов модернизации в аспекте общероссийского развития, несомненно, важным является развитие местных интеллектуальных центров.
Ссылки:
1. Конституция Российской Федерации // «Российская Газета. 25.12.1993. № 237 ; Российская Газе-
та. 21.01.2009 № 7. С. 3 ; Парламентская Газета. 23-29.01.2009. № 4. С. 11 ; Собрание законодательства Российской Федерации. 26.01.2009. № 4. ст. 445 // Нормативные правовые акты Российской Федерации. Министерство юстиции Российской Федерации. URL:
http://zakon.scli.ru/ru/legal_texts/national_law/extended/printable.php?do4=document&id4=15d4560c-d530-4955-bf7e-f734337ae80b.
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на пери-
од до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года / Материалы сайта администрации президента России. URL:
http://www.youngscience.ru/753/820/978/index.shtml.
3. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации. 5 ноября 2008 года. Москва. Большой Кремлёвский дворец // Президент России. Официальный сайт. URL:
http://www. kremlin. ru/transcri pts/1968.
4. Послание Президента Федеральному Собранию Российской Федерации. 12 ноября 2009. Полный текст // Президент России. Официальный сайт. URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/5979
5. Дмитрий Медведев. Россия, вперёд! 10 сентября 2009 года // Президент России. Официальный сайт. URL: http://www.kremlin.ru/news/5413.
6. Стенографический отчёт о заседании Государственного совета по вопросам развития политической системы России. и^: http://news.kremlin.ru/transcripts/6693.
7. Стратегия экономического и социального развития Республики Коми на период до 2020 года, одобренная постановлением Правительства Республики Коми от 26 января 2009 года. № 22. и^: rkomi.rU/content/stats/19/Б^еду.<^ос.
8. Схема развития и размещения производительных сил в Республике Коми на период до 2020 года, одобренная распоряжением Правительства Республики Коми от 14.02.2008 г. №39-р. и^: http://rkomi. ru/press/.
9. Дмитрий Медведев. Россия, вперёд! 10 сентября 2009 года // Президент России. Официальный сайт. иРЬ: http://www.kremlin.ru/news/5413.
10. Материалы сайта Совета при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике. иРЬ: http://www.rost.ru/.
11. Мониторинг мнений: январь-март 2008 // Мониторинг общественного мнения. 2008. № 1 (85). январь-март.
12. Мониторинг мнений: апрель-июнь 2008 года. Опрос ВЦИОМ по общероссийской выборке 1600 человек в 150 населённых пунктах в 46 областях // Мониторинг общественного мнения. 2008. № 2 (86). апрель-июнь.
13. Пресс-выпуск ВЦИОМ №1464 от 02.04.2010 г. «Владимир Путин: десять лет спустя». Результаты всероссийского опроса, проведенного 27-28 марта 2010 г. Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях России. Статистическая погрешность не превышает 3,4 %. и^: http://wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/item/single/13384.html?no_cache=1&cHash=adca799974.
14. Пресс-выпуск ВЦИОМ №901 от 14.03.2008 г. Результаты опроса ВЦИОМ, проведённого 16-17
февраля 2008 г. Опрошено 1600 человек в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4 %. и^:
//http://wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/item/single/9817.html?no_cache=1&cHash=41dba498ed.
15. Пресс-выпуск ВЦИОМ № 966 от 29.05.2008 г. «Программа действий правительства путина: оценка россиян». Результаты всероссийского опроса, №=1600, в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4 %. и^: http://wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/item/single/10195.html?no_cache=1&cHash=f168ad23cf.
16. Пресс-выпуск ВЦИОМ №1360 от 11.11.2009 «Послание Президента - 2009: ожидания Россиян».
Результаты всероссийского опроса, №=1600, в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4 %. и^:
http://wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/item/single/12735.html?no_cache=1&cHash=2cda51973f.