Научная статья на тему 'Государственная политика подготовки кадров муниципального управления (1992-2010)'

Государственная политика подготовки кадров муниципального управления (1992-2010) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
224
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PERSONNEL SELECTION / THE STATE AND MUNICIPAL MANAGEMENT / MUNICIPAL MANAGEMENT / THE HIGHER SCHOOL / ADMINISTRATIVE FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сторожилова М. В.

В статье проанализирован процесс становления системы подготовки и повышения квалификации кадров муниципального управления, показана роль Российской академии государственной службы, Академии народного хозяйства при Правительстве России, муниципальных и негосударственных вузов в данном процессе. Автор отмечает, что реформа местного самоуправления 2000-х повысила престиж профессии менеджера и востребованность управленческого образования в среде муниципальных служащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сторожилова М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State policy for employee’s training of municipal direction (1992-2010)

This article is devoted to the analysis of the formation process of training system and improving skills for municipal management employees, Russian Academy of State Service’s role is shown, Academy of National Economy under the Government of the Russian Federation, municipal and non-state universities in this process. The author marks that in 2000 local reform of selfgovernment increased the prestige of managers and demand for management education is the sphere of municipal employees.

Текст научной работы на тему «Государственная политика подготовки кадров муниципального управления (1992-2010)»

М. В. Сторожилова,

заместитель директора по учебной работе, Волгоградский государственный колледж профессиональных технологий, экономики и права, г. Волгоград, Россия, congress@fromru.com

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

(1992-2010)

Исторический опыт становления системы подготовки и повышения квалификации кадров муниципальных образований в 1990-е — начале 2000-х гг. представляет существенный научно-теоретический и практический интерес в контексте дальнейшей реализации в современной России муниципальной реформы, развития системы местного самоуправления и задач создания государственного кадрового резерва.

Формирование новой парадигмы российской государственности и общественной жизни в начале 1990-х гг. оказало существенное влияние на систему профессионального образования всех уровней, в том числе определило появление целого ряда новых специальностей и образовательных направлений1. В этот период в российское образовательное пространство внедряются представления о профессиональной управленческой деятельности (менеджменте), которые распространились и на сферу государственного администрирования. В начале 1992 г. в «Классификатор специальностей высшего профессионального образования» была введена специальность «Государственное и муниципальное управление», а 29 марта 1995 г. Госкомвузом был утвержден государственный стандарт выс-

шего профессионального образования первого поколения по ведущей специальности 06.10.00 — «Государственное и муниципальное управление», который действовал до утверждения в 2000 г. нового ГОСТа.

Реализация одного из важнейших направлений кадровой политики России — формирование корпуса квалифицированных кадров государственного управления — включала создание системы кадровых центров, а с 1994-1995 гг. — академий государственной службы, задачей которых стала подготовка, переподготовка и повышение квалификации государственных и муниципальных служащих. Основной акцент делался на обучение руководителей и действующего персонала административных учреждений и органов местного самоуправления. К 2003 г. обучение муниципальных служащих в различных формах осуществляли 142 высших учебных заведения, расположенные в 81 городе Российской Феде-рации2. Головным вузом по реализации программы подготовки и переподготовки муниципальных служащих являлась Академия народного хозяйства при Правительстве России. Широкий спектр образовательных услуг для работников системы местного самоуправления представляла Российская академия государ-

К 2003 г. обучение муниципальных служащих в различных формах осуществляли 142 высших учебных заведения, расположенные в 81 городе Российской Федерации.

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Ц

ственной службы (РАГС) и подведомствен ные вузы и центры повышения квалифи кации. Следует также упомянуть Москов скую академию государственного и муни ципального управления (МАГМУ), созданную в начале 1990-х гг. на базе Всесоюзного института повышения квалификации руководящих работников и специалистов материально-технического снабжения Госснаба СССР. Подготовка и повышение квалификации муниципальных кадров осуществляли преимущественно на плановой основе, и носили, как правило, целевой характер.

Наряду со структурами высшей школы уже к середине 1990-х гг. в России действовали муниципальные образовательные учреждения, осуществлявшие обучение персонала городских администраций. Например, в 1996 г. по инициативе мэрии городского округа Тольятти было создано муниципальное бюджетное учреждение «Муниципальный центр подготовки» (МБУ «МЦП») в целях реализации системы подготовки и переподготовки кадров для органов местного самоуправления. Миссией МБУ «МЦП» стало формирование и трансляция муниципальной культуры через повышение профессионального и личностного уровня служащих органов местного самоуправления. Центр осуществлял непрерывное обучение работников муниципальных предприятий и учреждений по направлениям, ориентированным на потребности современной политической и экономической ситуации, а также реализацию городских программ и проектов в области кадровой политики. К работе Центра привлекались -

руководители органов местного самоуправления, преподаватели РАГС, Поволжской академии государственной службы (г. Саратов); Международного института рынка (г. Самара); Ижевского филиала Нижегородской Академии МВД РФ; Тольяттинского государственного университета, специалисты

В течение 2005 г. в субъектах РФ прошли выборы в органы местного самоуправления, и было сформировано более 24 500 муниципальных образований, из них примерно 50 % новых.

5,5 % работников системы местного самоуправления вообще не имели профессионального образования.

Российского научного центра государственного и муниципального управления (РНЦГМУ). В 1998 г. распоряжением Главы города Самара с целью подготовки специалистов с высшим образованием для работы в администрации городского округа, на муниципальных предприятиях, в органах местного самоуправления, а также в государственных и федеральных административных органах, был создан «Самарский муниципальный институт управления» (СМИУ), в настоящее время — «Самарская академия государственного и муниципального управления» (МОУ ВПО «САГМУ»), которая является единственной Академией из 46 вузов России аналогичного профиля.

В ноябре 2001 г. Конгрессом муниципальных образований была создана Российская образовательная сеть публичного администрирования (РОСПА), целью которой являлось повышение качества подготовки муниципальных служащих, руководителей и специалистов органов местного самоуправления с учетом потребностей регионов. РОСПА и входившими в нее научными и образовательными учреждениями ежегодно проводились обучающие семинары и круглые столы для работников органов местного самоуправления в различных краях и областях страны. Например, в 2004 г. Конгрессом муниципальных образований РФ по направлению (секции) «Учебная и учебно-методическая деятельность» были организованы: обучающий семинар для глав муниципальных образований Республики Саха (Якутия) по вопросам реализации закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Круглый - стол с Советом Европы по вопросам подготовки кадров в области управления финансами, презентация проекта «Социально-экономическое развитие территорий» в рамках учебной дисциплины «Управление развитием территорий», разработка и реализация совместной программы по подготовке муниципальных кадров се-

верных городов, формирование и выполнение заказа на проведение социологического исследования образовательных потребностей муниципальных служащих РФ.

При этом темпы переподготовки и повышения квалификации муниципальных кадров в течение достаточно длительного времени отставали от корпуса государственных служащих. По данным на 1 января 2003 г. в Российской Федерации насчитывалось более 280 000 муниципальных работников; при этом служащие на выборных должностях с высшим образованием по специальности «Государственное и муниципальное управление» составляли всего 0,2 %, а служащие на должности муниципальной службы — 2,8 % от общей численности. Специалисты с высшим образованием занимали 55,9 % должностей муниципальной службы, со средним профессиональным — 38,6 %; образование по специальности «Государственное и муниципальное управление» имели 2,7 % муниципальных служащих, «Юриспруденция» — 6,2 %; «Экономика и управление» — 20,8 %3. При этом 5,5 %

работников системы местного самоуправления вообще не имели профессионального образования4.

Причиной данного явления было несовершенство правовой базы системы местного самоуправления и функционирования работников муниципальных органов, а также более низкий уровень финансирования муниципальных служб по сравнению с административными учреждениями. Кроме того, в период 1990-х — начала 2000-х гг. к работникам органов местного самоуправления на практике, как правило, не предъявлялось обязательных требований по переподготовке и повышению квалификации. Интерес самих муниципальных служащих к совершенствованию образовательного уровня во многих регионах был крайне незначителен, несмотря на то, что семинары и специализированные курсы для работников учреждений местного самоуправления академии государственной службы и другие вузы нередко проводили бесплатно. Кроме того, муниципальные работники, получившие по направлениям своих учреждений

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Ц

высшее образование по специальности «Государственное и муниципальное управление» или дополнительную квалификацию в области менеджмента или юриспруденции, нередко увольнялись, чтобы перейти на более высокооплачиваемую и престижную работу; соответственно, муниципальная служба теряла и затраченные на их обучение средства, и квалифицированных спе-циалистов5.

Согласно федеральным законам от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и от 8 января 1998 г. № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» условия и порядок прохождения муниципальной службы, в том числе квалификационные требования к муниципальным служащим, определялись законодательными актами субъектов РФ. Большинство региональных законов о муниципальной службе включало типовые квалификационные требования для замещения должностей в органах местного самоуправления, к должностям муниципальной службы высшей, главной, ведущей и старшей групп — наличие высшего профессионального образования, к должностям младшей группы — наличие среднего профессионального образования, без указания образовательного профиля. Более определенные требования по аналогии с законом о государственной службе содержались в Законе города Москвы от 24 марта 2004 г. № 15 «О муниципальной службе в городе Москве»:

1) общее квалификационное требование — знание Конституции Российской Федерации, федерального законодательства, законов и иных нормативных правовых актов города Москвы, устава муниципального образования применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей;

2) требования к уровню образования:

а) для замещения главных, ведущих

и старших муниципальных должностей му-

Специалисты с высшим образованием занимали 55,9 %

должностей муниципальной службы, со средним профессиональным - 38,6 %; образование по специальности «Государственное и муниципальное управление» имели 2,7 % муниципальных служащих, «Юриспруденция» -6,2 %; «Экономика и управление» - 20,8 %.

ниципальной службы — высшее профессиональное образование по специальностям: «муниципальное управление», «государ -ственное управление» либо по специализации муниципальных должностей муниципальной службы;

б) для замещения младших муниципальных должностей муниципальной службы — среднее профессиональное образование по специальностям: «муниципальное управление», «государственное управление» либо по специализации муниципальных должностей муниципальной службы.

Вопрос о том, что требование регулярного повышения квалификации для муниципальных служащих необходимо закрепить на законодательном уровне, неоднократно ставился в период обсуждения и поэтапного вступления в силу Федерального закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (2003 г.). В течение 2005 г. в субъектах РФ прошли выборы в органы местного самоуправления, и было сформировано более 24 500 муниципальных образований, из них примерно 50 % новых. Например, в Волгоградской области появилось 33 муниципальных района, 7 городских округов, 451 сельское и городское поселение, а численность служащих органов местного самоуправления возросла с 5 947 до 6 767 человек, что дополнительно актуализировало задачу образовательной подготовки и повышения квалификации кадров муниципальной службы6.

Муниципальная реформа оказала заметное стимулирующее действие на развитие системы профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров местного самоуправления. Так, была существенно расширена подготовка муниципальных кадров в Российской академии государственной службы (РАГС) и подведомственных ей региональных вузах, ежегодно в них обучались по различным схемам до 13 000 муниципальных работников.

РАГС осуществляла также системное повышение квалификации преподавателей не только вузов своей системы, но и других образовательных учреждений, в которых оказывались аналогичные образовательные услуги7.

В декабре 2004 г. в Сибирской академии государственной службы (СибАГС) был организован семинар руководителей кадровых служб органов государственной власти и вузов Сибирского Федерального округа, в котором приняли участие представители 16 вузов региона. Одним из итогов семинара явилось создание на базе СибАГС Научно-методического совета вузов СФО, имеющих лицензию на право ведения образовательной деятельности по специальности «Государственное и муниципальное управление». В декабре 2005 г. в Волго-Вятской академии государственной службы состоялся семинар для преподавателей вузов Нижегородской области на тему «Содержание, методическое обеспечение учебного процесса по программам повышения квалификации муниципальных служащих в условиях реформы местного самоуправления» и т. п. Внедрялись также новые формы взаимодействия с региональными администрациями и непосредственно потенциальными слушателями курсов и семинаров. Например, в Дальневосточной академии государственной службы учебные планы курсов повышения квалификации были изданы в виде сборников и направлены во все муниципальные образования.

Во второй половине 2000-х гг. в решении задач по формированию корпуса квалифицированных кадров муниципального управления активно участвовали различные государственные учреждения, общественные организации, бизнес-структуры. Так, при поддержке Комитета по вопросам местного самоуправления Государственной Думы Федерального Собрания РФ Ассоциация малых и средних городов России, Ассоциация сельских поселений Российской Федерации и Агентство муниципального развития проводили семинары по актуальным проблемам местного самоуправления.

Таким образом, в течение 1990-х — 2000-е гг. была создана правовая и организационная основа для обеспечения образо-

вательной подготовки квалифицированных кадров муниципальной службы. Кроме того, наличие системы среднего профессионального образования специалистов в области государственного и муниципального управления обеспечивало возможность развития непрерывного образования и повышения квалификации муниципальных служащих. На современном этапе данная тенденция в развитии управленческого образования выходит на новый уровень в ходе реформы системы колледжей и перехода их в структуры высшей школы.

Взаимодействие образовательных учреждений с органами муниципального управления в вопросах обеспечения необходимой профессиональной квалификации муниципальных кадров становится более эффективным в процессе социально-экономического развития регионов и модернизации системы местного самоуправления. Соответственно, растет социальный престиж и востребованность профессии муниципального менеджера и других специальностей, связанных с управленческой деятельностью муниципальной службы.

1. Состояние и развитие высшего и среднего профессионального образования: Анализ и оценка / А. Я. Савельев и др. - М., 1999. С. 3-4.

2. Федоров В. А. Анализ существующей системы профессиональной подготовки муниципальных кадров / Ред. В. В. Ванчугов // Социально-гуманитарное и политологическое образование. Система федеральных образовательных порталов [Электронный ресурс] URL: http://www.humanities.edu.ru/db/msg/24448 (дата обращения: 11.12.2012).

3. Там же.

4. Кайль Я. Я. Проблемы реформирования и эффективного функционирования системы кадрового обеспечения в муниципальном управлении Волгоградской области // Экономика развития региона: поиски, перспективы: Ежегодник. — Волгоград, 2008. Вып. 9. С. 380.

5. Виняр В. А. Проблемы подготовки и переподготовки кадров для муниципальной службы // Подготовка управленческих кадров в XXI веке: материалы V Всероссийской научно-практической конференции (20-22 декабря 2007 г.). — Челябинск, 2008. С. 106.

6. Кайль Я. Я. Указ. соч. С. 380.

7. Чиновник: Информационно-аналитический вестник. 2006. № 106 (41). С. 57.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.